Храм Христа Спасителя. История кафедрального собора

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве
— кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.

  • Адрес: Россия, 119034, Москва, ул. Волхонка, 15
  • Телефон: 203-38-23, 637-47-17
  • Официальный сайт:
  • Престолы: Главный — Рождества Христова, южный — святителя Николая (не освящён), северный — святого блговерного князя Александра Невского (не освящён); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящён), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящён).
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).
Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

5 декабря 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архитектор Борис Михайлович Иофан), однако проект не был осуществлён, и в 1960 году на месте храма был открыт бассейн «Москва».

Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода. В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.

Храм Христа Спасителя в царской России

История храма Христа Спасителя начинается 25 декабря 1812 года, когда из России были изгнаны последние солдаты 600-тысячной армии Наполеона. Император Александр I приказал построить величественный собор, посвященный Христу Спасителю, чтобы возблагодарить Бога и почтить победоносный русский народ и его веру в Господа и Отечество.

Это интересно: Традиция основания культовых сооружений в честь победы в битве существует на Руси с древнейших времен и включает Собор Василия Блаженного (празднование победы Ивана Грозного над Казанским ханством) и Новодевичий монастырь (празднование победы Василия III над литовцами).

Царь Александр I организовал конкурс на разработку проекта собора, в котором приняли участие самые выдающиеся архитекторы эпохи. В их число входили: Джакомо Кваренги, Константин Тон и Василий Стасов. В конце концов, царь выбрал неоклассический дизайн Карла Витберга. Довольно необычный выбор, надо сказать, поскольку Витберг был художником, а не архитектором, и масоном, а не православным верующим. Первый камень заложили на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но неустойчивая почва и подземные потоки сделали Воробьевы горы неподходящим местом для такого монументального проекта.

После восшествия на престол консервативного и православного царя Николая I в 1825 году замысел Витберга отвергли. Сам он был предан суду за растрату денежных средств и сослан в Сибирь. Константина Тона назначили главным архитектором, так как его русско-византийский проект собора больше соответствовал пожеланиям Николая. Краеугольный камень для нового собора был заложен 10 сентября 1839 года на берегу Москвы-реки.

Через 70 лет с момента основания и после прохождения через руки 4 царей Храм Христа Спасителя, наконец, достроили. Он стал даже выше Кремлевской колокольни Ивана Великого, которая до этого момента была самым высоким зданием в Москве. Храм Христа Спасителя освятили на Вознесение Господне 26 мая 1883 года, что совпало с коронацией Александра III. С этого времени в соборе регулярно проводились богослужения и отмечались такие важные события, как коронации, юбилеи и церковные праздники.

Это интересно: Алексеевский женский монастырь стоял на предполагаемом месте собора и был снесен. Говорят, что настоятельница монастыря проклинала царя Николая, говоря: «Ничто не будет стоять здесь дольше 50 лет: ни церковь, ни государь».

Святыни

  • Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
  • Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
  • Ковчег с частицами святых мощей
  • Риза Пресвятой Богородицы
  • Глава святителя Иоанна Златоуста
  • Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
  • Мощи Свт. Ионы митр. Московского
  • Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
  • Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
  • Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
  • Мощи Свт. Василия Великого
  • Мощи Иоанна Крестителя
  • Мощи Ап. Андрея Первозванного
  • Гвоздь Креста Господня
  • Мощи Преп. Михаила Малеина
  • Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
  • Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
  • Глава свт. Григория Богослова
  • Мощи Прп. Евфросинии Московской

По материалам azbyka.ru

Храм Христа Спасителя во времена СССР

После Октябрьской революции Храм Христа Спасителя некоторое время сохранялся в первозданном виде. Сформировали храмовое братство, в которое вошли прихожане и духовенство, которые должны были содержать собор, проводить богослужения, продолжать образовательную, общественную и благотворительную деятельность. Помимо религиозной направленности собор стал центром просвещения в Москве, с отличной библиотекой и учебными курсами для широкой публики.

Вскоре деятельность собора прекратилась окончательно. Антирелигиозная активность усилилась к концу 1920-х годов, сопровождаемая грабежами и разрушениями церквей по всей России. В то же время советские власти разрабатывали свои собственные архитектурные планы, в частности строительство грандиозного 420-метрового Дворца Советов, увенчанного 100-метровой статуей Владимира Ленина. Сооружение предназначалось как памятник победоносному социализму и вождю мирового пролетариата.

Вокруг этого дворца должна была возникнуть новая Москва, без остатка «мракобесного прошлого и его памятников». Для дворца даже выбрали место. Им стал Храм Христа Спасителя. По личному решению Сталина снос собора был назначен на 5 декабря 1931 года. Разрушению предшествовала массированная пропагандистская волна, которая осудила собор как «гротескный и совершенно нехудожественный» и «ядовитый гриб на лице Москвы». Храм Христа Спасителя в итоге взорвали.

Это интересно: Часть мрамора из разрушенного собора использовали для украшения станций метро «Кропоткинская», «Театральная» и «Охотный Ряд».

Дворец Советов так и не был возведен. Вместо этого зияющая яма оставалась на месте бывшего собора до 1958 года. Позже там построили огромный бассейн — самый большой открытый бассейн в СССР.

Храм Христа Спасителя в постсоветской России

После обсуждения в конце 1980-х годов вопроса о реконструкции Храма Христа Спасителя Священный Синод Русской Православной Церкви наконец получил разрешение от властей. Ельцин собственноручно подписал указ, ставящий собор на первое место в списке первоочередных реконструкций Москвы. Первый камень в фундамент заложили 5 декабря 1990 года, через 59 лет после сноса собора. Реконструкция началась в 1994 году, и собор был окончательно освящен 19 августа 2000 года.

Это интересно: Печально известное исполнение панк-молебна Pussy Riot было проведено в соборе в феврале 2012 года. Трех женщин осудили за «хулиганство, мотивированное религиозной ненавистью», и отправили в тюрьму.

Сегодня собор имеет форму равнобокого креста, перекрытого квадратом. Четыре меньших купола расположены на каждом углу площади, а в центре — огромный золотой купол. С каждой стороны собор окружен шестью колоннами, увенчанными пятью полукруглыми кокошниками. Крыльцо из темно-красного гранита ведет к входным дверям с каждой стороны, а большие бронзовые двери украшены изображениями святых и охраняются статуями. Собор облицован сверкающим белым мрамором.

Это интересно: Собор является крупнейшим православным храмом в России и вторым по величине в мире. Он может вместить 10 000 верующих.

Преображенская церковь

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует XVI веку- времени основания монастыря. Церковь имеет три алтаря: главный- в честь Преображени Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и «Тихвинской» иконы Божией Матери. «Спас Нерукотворный» художника Сорокина.

Освящение и открытие Преображенской церкви произошло 19 августа 1996 года, Литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С того дня Преображенская церковь является действующим Храмом.

Архитектура Храма Христа Спасителя

Главная церковь (Верхний Храм)

Интерьер храма Христа Спасителя был воссоздан мастерами из Российской академии художеств и соперничает с интерьером Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Поскольку иконописные школы были упразднены при советах, для ремонта собора создали специальную школу исторической религиозной живописи.

Собор украшен картинами библейских сцен, фигур и образов, важных людей из русской религиозной истории и князей Древней Руси, смещенных границами геометрических узоров, которые кажутся почти оптическими иллюзиями. Главный иконостас представляет собой восьмиугольную часовню, выполненную из белого мрамора и увенчанную позолоченной шатровой крышей, на иконах которой изображено Рождество Христово. Это невероятно красивый четырехъярусный иконостас, украшенный слоями кокошников, замысловатой резьбой по металлу и инкрустированный цветным камнем.

Это интересно: Интерьер храма Христа Спасителя украшен позолотой площадью 9000 м2.

Коридоры по периметру собора содержат галереи, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. На сотнях мраморных панелей выгравированы описания сражений той войны и имена убитых и раненых солдат.

Преображенская Церковь (Нижний Храм)

В подвале собора находится Преображенская церковь, построенная в честь Алексеевского женского монастыря, который раньше стоял на месте Храма Христа Спасителя. Его убранство больше похоже на убранство древнерусских храмов. Здесь есть сводчатые потолки, украшенные религиозными образами, три алтаря и большой иконостас, доходящий до самого потолка, где хранятся редкие древние иконы.

Это интересно: Самый большой колокол храма Христа Спасителя весит 29,8 тонны и звонит всего четыре раза в год — в дни самых важных православных праздников.

Смотровая площадка

В Храме Христа Спасителя есть смотровая площадка на высоте 40 метров над землей, которая простирается вокруг собора между колокольнями и предлагает панорамный вид на город на многие километры вокруг.

Посетители могут полюбоваться различной архитектурой, включающей в себя раскинувшийся городской пейзаж Москвы, а также увидеть Кремль, памятник Петру Великому, Москву-реку и Патриарший мост, небоскребы «Семь сестер», Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Новый и Старый Арбат… список можно продолжать бесконечно. Приезжайте в ясный день, если это возможно, и обязательно используйте бесплатный бинокль, установленный на площадке для лучшего обзора.

Скульптуры

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.

В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.

Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.

  • Что посмотреть в Москве за 3 дня – 25 самых интересных мест
  • 25 самых интересных мест Подмосковья

Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.

Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]