Псалом 140
Псалом Давиду
Псалом Давида.
1 Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.
1 Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе.
2 Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, возношение рук моих – как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.
3 Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих.
4 Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их.
4 Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их.
5 Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их.
5 Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а еще и молитва моя – на желания их.
6 Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша.
6 У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны.
7 Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.
7 Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде.
8 Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою.
8 Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей.
9 Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие.
9 Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие.
10 Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.
10 Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду.
Беседы на 140-й псалом
Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех (Ст. 4).
Одно из пагубных последствий грехопадения прародителей наших есть лукавая наклонность сердца нашего к самооправданию, к извинению себя во грехах. Когда Господь Бог спросил первого грешника: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, его же заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял еси?
Он не обвинил себя, как бы следовало, не сказал, что согрешил неизвинительно, преступив заповедь, которую принял от уст Самого Господа, но сказал:
жена, юже ми дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох
. Равным образом и же на на вопрос Господа:
что яко сотворила еси сие?
отвечала не раскаянием и молитвою о прощении, а сложением вины своей на змия: змий
прелъсти мя и ядох.
Следствием сего было то, что грех, не извергнутый тотчас из сердца искренним покаянием и чистосердечным исповеданием, не очищенный слезами горького раскаяния, остался в душе грешника и породил в ней злую наклонность не только к новым грехопадениям, но и к самооправданию во грехах, и эта злая наклонность сделалась прирожденною всем потомкам Адамовым, стала наследственною их болезнью душевною. Посему-то правосудие Божие и осудило не только самого праотца, но в лице его и все человечество на труды, болезни и печали во всю жизнь до смерти. Тяжкая епитимия, но совершенно заслуженная и справедливая! Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, приняв на Себя вину нашу, открыл нам путь к восстанию и исправлению. Восприяв на Себя естество наше, Он стал для нас новым Адамом, от которого мы можем принять оправдание жизни, как от первого наследовали осуждение смерти. Но, очевидно, что это оправдание мы можем получить не подражанием Адаму первому, а иным путем, который указал нам Адам вторый, не извинением, а осуждением себя,–не самооправданием, а искренним покаянием:
покайтеся и веруйте во евангелие.
Уже по сему одному можете судить, брат. мои, как пагубна для нас наклонность к самооправданию, какое преступное лукавство непщевати вины о гресех своих.
Оно делает для нас совершенно невозможным оправдание во Христе Иисусе. Доколе не победим в себе сей злой склонности, дотоле самое таинство покаяния не может очистить и оправдать нас и самая исповедь наша остается бесплодною. Ибо где начало и корень самооправдания? В самолюбии и гордости, которая есть первый враг наш, – источник и корень всякого зла. Что производит самооправдание? То же, что произвело оно в падших душах, нераскаянность и совершенное бесчувствие в грехах, взаимную неприязнь и вражду в отношении к другим, ожесточение пред Богом и неминуемо следующее за тем отвержение от Бога.
Нет сомнения, что виною всех грехов наших мы сами и одни мы. Господь Бог даровал нам разум, который всегда может различать доброе от лукавого, если не помрачит его самолюбие. Чтобы и разум наш не мог заблуждать и ошибаться, Он даровал нам закон Свой и святое слово Свое, при свете коего разум может безошибочно познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная
. Чтобы всякая мысль наша, всякое слово и дело было собственно нашим, Господь даровал нам свободное произволение, которое не подчинено никому и ничему в мире, кроме высочайшей воли Божией, но и Сам Господь не обладает нашею свободою без нас, напротив – оставляет нас совершенно
в руце произволения нашего.
Кто может убедить нас, что черное бело, дурное хорошо, беззаконное законно, если мы сами не помрачим своего разума самолюбием и страстями, если не уклонимся произвольно от света слова Божия? Кто может заставить нас сделать что-либо, чего не захочем сделать сами! Люди могут связать нам руки, но не могут связать нашей воли; могут отнять у нас все, даже самую жизнь телесную, но не могут отнять нашей свободы. Сам диавол может только прельщать и склонять нас, но не может принудить ни к чему. Посему-то совесть наша так чутко предостерегает нас, как скоро появляется в душе нашей какая-либо недобрая мысль; так тревожно беспокоит нас, как скоро эта мысль превращается в желание сделать что-либо беззаконное; так болезненно уязвляется, когда совершено нами преступное дело. Не явно ли, что лукавый помысл мог быть нами отвергнут, что злое желание могло не придти в исполнение, если бы мы послушались совести, что беззаконное дело есть наше дело и больше ничье? Но самолюбию нашему неприятно видеть себя в темном и мрачном виде преступника, больно сознавать себя виновником. И вот, вместо того, чтоб обратиться к небесному Врачу и открыть пред Ним язву совести, которую Он един может исцелить и уврачевать совершенно, мы стараемся заглушить ее своими самодельными пластырями, своими лживыми извинениями и утешениями. Вместо того, чтобы явиться к Судии душ наших, Который один может оправдать нас и из неправедных сотворить праведными и Ему при нести чистосердечное раскаяние, Его умолять о помиловании и прощении, мы хотим оправдать себя сами своими вымышленными извинениями. Что ж происходит отсюда? То, что язва совести делается закоренелою и неисцельною, подобно как телесная болезнь, врачуемая самоизмышленными лекарствами, без опытного и сведущего врача, становится закоренелою и смертельною. То, что грех обращается в привычку и страсть, которая овладевает душею нашею, подавляет самое сознание его и желание освободиться от него, заглушает и убивает, наконец, совесть. То, что всякое преступление заповеди Божией остается на душе нашей и по смерти неминуемо подвергает нас вечному осуждению.
Горе сшивающим возглавийца мягкая,
говорит пророк Божий; горе тем, которые усыпляют совесть свою ложными извинениями во грехах своих; их ожидает тяжкое и страшное пробуждение в час смерти. Горе отлагающим покаяние день от дне; внезапу бо изыдет ярость господня, и во время смерти погибнут! Горе связующим грехи ко грехом ужем долгим: по жестокости своей и непокаянному сердцу, они собирают себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия,
иже воздаст коемуждо по делом его.
С другой стороны, если каждое слово и дело наше есть наше, а не чье-либо, то и все слова и дела наши в отношении к ближним нашим вполне и совершенно зависят от нашей воли, а не от каких-нибудь внешних причин, которые могли бы послужить нам извинением. Кто может заставить нас слушать, тем паче принимать с охотою и удовольствием дурные вести, толки, пересуды, клеветы и осуждения, вообще все, что говорят нам о других, над которыми никто не поставил нас ни судьями, ни приставниками, если сами охотно не преклоним слуха своего к беседам людей праздных и злоречивых? Кто может принудить нас сказать что-либо или предосудительное, или оскорбительное, или досадительное брату нашему, если будем всегда полагать вес и меру словам своим, обуздаем язык свой и подчиним его закону Божию? Кто и что может заставить нас сделать обиду ближнему, похитить чужое, отомстить за оскорбление, соблазнить и привести ко греху, если не захотим сего сами? Кто может приказать нам держать гнев на ближнего, не прощать сделанного нам оскорбления, памятозлобствовать и мстить за себя? Всему виною одна наша злая воля. Посему-то слово Божие учит нас, если бы мы согрешили в чем против брата своего, чистосердечно признать себя виновными, искренно и от души покаяться пред ним и просить его прощения; а равно и самим от всего сердца прощать согрешающим пред нами. Но самолюбие наше говорит нам другое. Оно представит нам тысячу предлогов, по которым самое тяжкое оскорбление ближнему едва не при знается за одолжение и заслугу; оно отыщет множество оправданий для самой тяжкой обиды и неправды; оно найдет унизительным и недостойным уважения к самому себе просить прощения или прощать другим взаимные оскорбления и обиды. И вот вместо того, чтобы извергнуть из себя яд злобы, мы даем ему укорениться в сердце нашем, проникнуть всю душу нашу и преобразить ее в духа злобы. Вместо того, чтоб возрастить в себе любовь, в которой мир и радость, мы питаем в себе зависть, рвение и ненависть, а с ними – целый ад. Что ж происходит из того? То, что в обществе христианском, в котором должна бы быть душа едина и мысль едина всем, в котором все должны бы быть, как члены одного живого тела, единомысленны, сочувственны, благожелательны друг ко другу, появляются распри, раздоры и свары. То, что от непримирительности исчезает любовь и дружба, доверие и уважение друг к другу, умножается взаимное ожесточение и злоба, возрастает тяжба и обиды, усиливается взаимное недоброжелательство, озлобление и мстительность,–и члены святого тела Христова, братия по плоти и духу, угрызают, по слову апостола, и снедают друг друга. То, что между нами, вместо духа Божия – духа любви и кротости, духа благости и милосердия, поселяется дух злобы – дух неприязни и коварства, дух гордости и превозношения, дух презрения и ненависти. Горе такому обществу:
всяко царство, разделшееся на ся, запустеет, и всяк дом, разделивыйся на ся, не станет
. Так самолюбие, самопрельщение и самооправдание наше и в самое, насажденное Христом, царство Божие вводит царство лукавого!
Но самолюбие человеческое до того бесстыдно, что дерзает являться с самооправданием пред самое лицо Божие, побуждает лгать и лицемерить при самом таинстве покаяния, к которому приступаем для очищения грехов своих, для оправдания и примирения с Богом. Истинная исповедь есть исповедь полная и чистосердечная; а самолюбие и ложный стыд побуждают нас или скрывать грехи, или исповедать их, так сказать, в половину, представлять их в таком виде, в каком они окажутся наиболее извинительными, скрывать побуждения ко греху, которые иногда преступнее самого дела греховного. Что ж пользы от такой исповеди? Мы исповедуем грех, но не являем грешника, не показываем той степени болезни, того опустошения, какое грех про извел в душе нашей, и потому отходим не исцеленными и не оправданными. Нет, открывая пред Богом грех свой, открой и то, как долго ангел хранитель твой удерживал тебя от поползновения ко греху, как совесть твоя боролась против преодолевшей тебя похоти, как врожденная стыдливость удерживала тебя от преступного дела; но ты пренебрег всем этим, попустил сам произвольно овладеть собою похоти и сделал себя совершенно безответным пред Богом. Исповедуя грех, не скрывай и того, что он повторился уже неоднократно, что ты свыкся с ним и полюбил его, что он овладел твоею душою и сердцем, что для исцеления твоего нужно сильное врачество, строгое испытание, усиленные подвиги покаяния. Показывая язвы совести, открой духовному врачу твоему и то, в какой степени они беспокоят тебя. Так ли жгучи раны твои, что не дают покоя душе твоей, что нет мира в самих костех твоих от лица грех твоих, или напротив, они мало тревожат твою заглохшую совесть, ты можешь спокойно почивать на ложе своем, не страшась быть похищенным смертию и представленным на суд Божий? Истинное покаяние есть покаяние сокрушенное и смиренное. Но самолюбие и самооправдание наше погашает в нас сей дух умиления и сокрушения сердечного. Оно шепчет нам, что мы не так еще грешны, чтобы страшиться неминуемой погибели; что есть много грешнее нас, что есть много причин, извиняющих нас, что мы были вовлечены в грех другими. И вот мы спокойно говорим о грехах своих, как бы это были не наши грехи или как бы они вовсе не были грехами. Нет, приходя к покаянию, стань пред лицем Божиим один, как станешь пред ним по смерти, в виду геенны и огня вечного. Вспомни о законе Божием, который ты попрал, о величии Божием, которое оскорбил и уничижил, о любви Божией, которую преогорчил, о пролитой за тебя крови Христовой, которой поругался, о правосудии Божием, которое может истребить тебя тотчас с лица земли, о геенне огненной, которая готова уже поглотить тебя. Предстоя престолу Божию, устрашись принимать на себя сан диавола, чтобы обвинять других–или увлекших тебя ко греху, или разделявших с тобою греховные наслаждения, которые, быть может, давно уже покаялись и помилованы Богом. Никто не мог принудить тебя ко греху, кроме твоей злой воли,– никто и не виновен в грехах твоих, кроме тебя. Истинно покаяться – значит отстать от греха, положить непреложное намерение всеми силами противиться греху. Но желание оправ даться во грехе не явно ли свидетельствует, что мы любим его, не желаем оставить его, исповедуемся для того только, чтобы похитит прощение, опять предаться греху с большим дерзновением и беспечностию. Что ж будет такое покаяние, как не новый тягчайший грех,– поругание святейшего таинства, тягчайшее оскорбление Духа Святого?
Таковы, брат. мои, ужасные плоды самооправдания и лживых извинений во грехе. Оно обращает их в неисцельную язву души нашей; оно делает нас гнилыми и зловредными членами в теле Церкви Христовой; оно отнимает всю спасительную силу у самого покаяния нашего и делает нас нераскаянными, подобно духам не чистым Господи Боже мой, не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вини о гресех.
Аминь.
Псалтирь | псалом 140
Давид был в беде, когда писал данный псалом, гонимый, по всей вероятности, Саулом, человеком жестоким. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Давид поступал именно так и находил утешение. I. Давид молится о Божьей благосклонности к нему (ст. 1, 2).
II. О могучей поддержке от Всевышнего (ст. 3,4).
III. Молится, чтобы другие люди способствовали благу его души, равно как и сам псалмопевец надеялся нести благо душам ближних (ст. 5,6).
IV. О том, чтобы Господь милостиво пришел на помощь и освободил Давида и его подвижников, пребывающих сейчас на краю гибели (ст. 7-10). Мы нуждаемся в Божьей милости и благодати не меньше, чем Давид, и поэтому со смиренным усердием должны просить о них, воспевая данный псалом.
Стихи 1-4. О милости, принимающей наши благие деяния, и о благодати, удерживающей нас от злых дел, – вот о чем нам надлежит молиться Господу, следуя примеру псалмопевца.
I. Давид любил молиться, и здесь он просит Всевышнего о том, чтобы молитвы были услышаны и на них пришел ответ (ст. 1,2). Давид взывает к Господу. Его воззвание подразумевает особое усердие и серьезное отношение к молитве. Зов Давида к Господу свидетельствует о вере псалмопевца и о постоянстве в молитве. Так чего же он желает достичь?
1. Чтобы Господь принял молитву к сведению: «… внемли голосу моления моего, да буду я благосклонно услышан». Взывающий к Господу в молитве вправе надеяться быть услышанным, но не потому, что молитва громкая, а потому, что она живая.
2. Чтобы Господь посетил его после молитвы: «… поспеши ко мне». Тот, кто умеет ценить благодатное Божье присутствие, будет настойчиво просить о нем и со смиренным нетерпением ждать в случае отсрочки. Верующий не станет суетиться, но молящийся вправе усердно просить Господа поспешить.
3. Чтобы Господь был доволен им, чтобы Всевышнему было угодно моление псалмопевца и вознесение рук, свидетельствующее об усилении его возвышенного желания и о рвущейся наружу надежде, ибо вознесение рук говорит о вознесении сердца, которое приносится Господу в жертву вместо потрясания и возношения пред Ним плоти жертвенных животных. Молитва – духовная жертва, приношение Господу души и ее лучших чувств. И здесь Давид молится о посвящении и направлении таковых к Господу, подобно фимиаму, который ежедневно воскуряли на золотом жертвеннике, и подобно жертве вечерней, именно о ней, а не об утренней жертве упоминает псалмопевец, возможно, потому что Христос должен был принести Себя в жертву искупления на закате дня или на закате мира и учредить духовное жертвоприношение, отменив все плотские постановления закона. Молящийся с верою вправе уповать на то, что его жертва угодна Господу более, нежели телец или вол. В то время Давид был изгнан из дворов Божьих и не мог присутствовать на обряде жертвоприношения или воскурения фимиама, поэтому он упрашивает Господа принять вместо традиционной жертвы его молитву. Заметьте, что молитва для Господа – приятное благоухание, фимиам, который, однако, не пахнет, если нет огня; так и молитва не станет благоухать без огня святой любви и страсти.
II. Давид боялся греха и поэтому просит Господа удержать его от последнего, зная, что молитвы не будут приняты, если только он не проявит бдительности в отношении греха. Нам надлежит просить для себя Божьей благодати с таким же усердием, как мы просим Всевышнего о благосклонности.
1. Давид молится о том, чтобы ему случайно не проронить какого-либо грешного слова (ст. 3): «Положи, Господи, охрану устам моим и, сотворив уста по природе быть дверями для слов, благодатью Твоею стереги эти двери, дабы не позволить ни единому порочащему Тебя или оскорбляющему других слову выйти из них». Благочестивые люди знают о зле, которое несет грех языка, и знают о том, насколько они склонны к таковому (когда нас огорчают враги, мы сильно рискуем зайти в своей обиде настолько далеко, что можем согрешить устами, как случилось с Моисеем, хотя он и был кротчайшим из всех людей на земле), поэтому благочестивые усердно просят Всевышнего не дать им произнести худого слова, зная, что без особой Божьей благодати ни собственной решимости, ни собственной бдительности не достаточно для управления языком, тем более – сердцем. Мы должны обуздывать уста свои, но и это не поможет, если не попросим Господа хранить их. Неемия молился Господу, когда ставил стражу, так же надлежит поступать и нам, ибо если Господь не хранит, напрасно бодрствует страж.
2. Псалмопевец молится о том, чтобы ему не склониться к греховным делам (ст. 4): «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым; любую склонность во мне ко греху прошу не только обуздать, но и умертвить благодатью Твоею, Господи». Пример окружающих и провокации наших врагов способны обнаружить и взбудоражить в нас тленные склонности. Мы готовы поступать так, как поступают другие, и думать, что если нас оскорбили, то и нам следует ответить тем же. А посему нам нужно молиться и просить Господа не допустить, чтобы мы свершили какое-либо злодеяние то ли против людей делающих беззаконие, то ли вместе с ними. Пока мы живем в таком порочном мире и носим в себе порочные сердца, нам необходимо молиться о том, чтобы не поддаваться никакому соблазну и никакой провокации на совершение злых дел.
3. Давид молится о том, чтобы не попасть в ловушку греховных утех: «… и да не вкушу я от сластей их. Не допусти, чтобы я принимал участие в их пиршествах и развлечениях, дабы не заманили они меня таким образом в свои грехи». Лучше блюдо зелени вдали от пути искушения, нежели откормленный бык на нем. Грешники делают вид, что находят удовольствие во грехе. Воды краденые сладки, а запретный плод приятен для глаз. Но тот, кто понимает, что очень скоро сладость греха обратится в горькую полынь и желчь и что впоследствии грех обязательно, как змей укусит, и ужалит, как аспид, будет опасаться вкушать эти сласти и станет молить Господа, чтобы Он Своим провидением удалял их с глаз долой и благодатью Своей отвращал от них святых. Более того, благочестивые будут молиться против сладости греха.
Стихи 5-10. В этих стихах:
I. Давид желает, чтобы ему рассказали о его прегрешениях. Враги засыпали его упреками, в которых не было правды, на что псалмопевец мог только сетовать. Но в то же время Давид хочет, чтобы друзья обличили его в заблуждениях, в частности в том, что действительно могло послужить причиной для поношений (ст. 5): Пусть наказывает меня праведник: это милость; праведный Бог (есть и такое чтение стиха);
«Я приму обличения со стороны Его провидения и не буду с ними спорить, более того, приму их как знак любви, воспользуюсь ими как средством благодати и буду молиться о причинивших мне страдания». Но обычно данные слова относят к обличениям со стороны праведных людей; и более всего они подходят тому, кто, будучи сам праведным, вправе обличать неправедность других и от кого охотнее всего примут обличение. Однако если обличение справедливо, а сам обличитель – нет, мы также должны извлечь из обличения пользу и научиться послушанию. Здесь нас учат тому, как принимать обличения со стороны праведных и мудрых.
1. Мы должны охотно принимать замечания о любых своих недостатках или ошибках: «Господи, положи на сердце праведному исправить меня и обличить. Если мое собственное сердце не наказывает меня, хотя и должно, пусть это сделает мой друг; не допусти, чтобы меня постигла суровая кара так и остаться во грехе».
2. Нам надлежит принимать обличение как одно из проявлений дружбы. Мы не только должны отнестись к нему терпеливо, но и почитать его за любезность, ибо назидательные поучения – путь к жизни (Прит 6:23) и идут нам на пользу, приводя к раскаянию в содеянных грехах и предотвращая повторные прегрешения. И хотя обличения болезненны, эта боль необходима для излечения, поэтому они более желанны, нежели поцелуи врага (Прит 27:6) или песни глупых (Еккл 7:5). Давид благословил Господа за своевременное вразумление от Авигеи (1Цар 25:32).
3. Мы должны знать, что обличения несут нам пользу и исцеление: это лучший елей для раны, он ее смазывает и заживляет; он не повредит голове моей, как считают некоторые, уподобляющие упреки за проступки ударам по голове, но Давид говорит: «Я так не думаю; ударом, сокрушающим мою голову и мои кости, является грех (Пс 50:10). Обличение же – чудодейственный елей, заживляющий раны, нанесенные мне грехом. Оно не повредит голове моей, разве что поспособствует сокрушению моего сердца».
4. Мы должны воздать людям, поступившим с нами так честно, за их доброту и дружелюбие хотя бы молитвами за них во дни их бедствий52 , показав тем самым, что с благодарностью приняли их обличения. Доктор Хаммонд совсем иначе читает данный стих: «Поношение падет на меня – праведного и обличение; но этот ядовитый елей не сокрушит моей головы (не уничтожит меня, не принесет мне, вопреки замыслам, большого вреда), ибо, пока против меня строят козни, я буду молиться, чтобы Господь уберег меня от злодеев, и моя молитва не будет тщетной».
II. Давид надеется, что его притеснителям однажды тоже придется услышать обличения в их проступках, подобно тому как и сам он пожелал услышать о своих (ст. 6): «Вожди53 их… (судьями могли быть только Саул и его воины, вершившие над Давидом суд и осудившие его) рассыпались по утесам среди камней в пустыне, и слышат слова мои, что они кротки». Существует мнение, что речь идет о смягчении сердца Саулова, когда царь со слезами на глазах говорил: «…твой ли это голос, сын мой Давид?» (1Цар 24:17; 26:21). Либо мы можем понимать это в более общем смысле: даже судьи, какими бы великими они ни были, могут оказаться низвергнутыми. Путь того, кто становится сильным мира сего, не всегда бывает гладким. И тот, кто прежде пренебрегал Божьим словом, полюбит его и найдет в нем радость, когда его постигнет скорбь, ибо она готовит ухо к наставлению. Когда мир горек – слово сладко. Угнетаемые невинно не могут достучаться до живущих в роскоши, однако, когда последние сами оказываются низвергнутыми, они становятся более чуткими по отношению к скорбящим.
III. Давид сетует на чрезвычайное положение, в котором он оказался вместе со своими друзьями (ст. 7): «… сыплются кости наши в челюсти преисподней, из которой выбрасываются вверх – так долго они были мертвы – или же в которую они готовы упасть, ибо близки к краю пропасти; они подобны щепкам в лесу, небрежно сброшенным дровосеками в кучу: как будто землю рассекают и дробят нас. Здесь проводится сравнение со вспахиванием земли – земледелец рвет плугом землю на куски (Пс 118:3). Могут ли кости сухие ожить?
IV. Давид бросается за помощью к Господу, он надеется получить избавление именно от Всевышнего: «Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои (ст. 8);
ибо когда положение столь плачевно, только Ты можешь унять все печали. Только от Тебя я жду облегчения при таком ужасном положении дел и на Тебя уповаю». Тот, чей взор направлен к Господу, вправе надеяться на Него.
V. Давид молит Господа прийти на помощь и облегчить его скорбь.
1. Просит Господа утешить его: «… не отринь души моей! Дай мне увидеть, откуда придет помощь».
2. Просит Господа расстроить козни врагов (ст. 9): «Сохрани меня от попадания в силки, поставленные для меня. Помоги мне обнаружить их и избежать». Какой бы хитрой ни была западня, Господь в силах обезопасить свой народ и не допустить его попадания туда.
3. Просит Господа по справедливости Своей обратить замыслы врагов против них самих и по милости Своей не дать им уничтожить его (ст. 10): Падут нечестивые в сети свои, которые они намеренно поставили для меня, но вполне заслуженно приготовили для самих себя. Nec lex est justioir ulla qaum necis artifices arte perire sua – никакой закон не может быть более справедливым, чем тот, что гласит: замышляющие погибель должны погибнуть от своего собственного изобретения. Всякий подлежащий суду Божьему связан канатами собственного беззакония. Но пусть я в то же время обрету избавление. Когда в сети и силки попадают нечестивые, это зачастую знаменует избавление и освобождение для праведных.
Толкование псалма 140
- Стих 1-4. В этих стихах не слышится жестокости автора. Для Давида смерть человека сама по себе противна. Поэтому он умоляет Всевышнего сохранить жизнь его врагам и лишь защиты он просит у Него. Автор считает, что справедливость достигается не только кровопролитием, ибо Божественный промысел суров, но священен.
- Стих 5-10. В этих стихах сравнивается могущество безбожников и Бога. Сильные мира сего, что отвернулись от Господа, обладают огромной властью лишь на земле. Иные материи им неподвластны. Чего нельзя сказать о Всевышнем, который, как главный судья, распоряжается тем, в чьих руках будет капля могущества Его. При определенных условиях Он способен забрать власть у нечестивца и покарать безумца. Именно на такой исход событий уповает Давид, моля Господа о помощи. Поступки автора песнопения не подлежат осуждению, на них нет греха.
Толковая Библия Толкование на Псалтирь
Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова “пусть накажет мя праведник» (Пс. 140_5) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.
Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1–2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3–5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6–7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8–10).
Пс.140:2 . Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.
Пс.140:3 . Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
Пс.140:4 . не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
Пс.140:5 . Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» – не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться. к словам лукавым для извинения дел греховных» – измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. – «Мольбы мои – против злодейств их» – я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.
Пс.140:6 . Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Пс.140:7 . Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
«Вожди их рассыпались по утесам» – вожди нечестивых моих врагов всюду следят за мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. – «Слышат слова мои, что они кротки» – мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.
Пс.140:8 . Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Пс.140:9 . Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Пс.140:10 . Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях ( “силк и”, “тенет а»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим ( “я перейду” ). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.
Псалом 140
Хвалебная песня не несет в себе ни одного гневного слова. Это молитва покаяния. Ведь во многих бедах виноваты мы сами. И важно вовремя искупить свои грехи и покаяться в плохих деяниях. Псалом 140 – особенная молитва для тех, кто хочет очистить душу.
Текст молитвы псалом 140
В храмах на богослужении используют текст псалма 140 на церковнославянском языке. В домашних условиях можно читать псалом 140 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.
2 Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя.
3 Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.
4 Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х, с челове́ки де́лающими беззако́ние, и не сочту́ся со избра́нными их.
5 Нака́жет мя пра́ведник ми́лостию и обличи́т мя, еле́й же гре́шнаго да не нама́стит главы́ моея́, я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́ниих их.
6 Поже́рты бы́ша при ка́мени судии́ их: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша.
7 Яко то́лща земли́ просе́деся на земли́, расточи́шася ко́сти их при а́де.
8 Яко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на Тя упова́х, не отыми́ ду́шу мою́.
9 Сохрани́ мя от се́ти, ю́же соста́виша ми, и от собла́зн де́лающих беззако́ние.
10 Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́.
На русском языке
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
История написания
Авторство псалма 140 принадлежит царю Давиду. Некоторые толкователи утверждают, что псалмопевец написал во времена гонения царем Саулом. Тогда ему пришлось нелегко. Давид пытался доказать свою невиновность и преданность правителю, но все было тщетно. Давид мог собственноручно убить Саула, но не стал. Он надеялся только на защиту и помощь Господа.
Для чего читают псалом 140?
Чаще всего псалом 140 на русском языке читают во время стенаний и опасностей. Рекомендуется использовать текст молитвы в следующих случаях:
- во время семейных неурядиц;
- в благодарность Господу;
- дабы восторжествовала справедливость;
- если испытываете притеснения начальства.
Толкование псалма 140
- Стихи 1-4: Автор просит просто покаяния, чтобы Господь не гневался на врагов, подарил им жизнь. Он не просит наказать злопыхателей, он лишь просит защиты от них. Если Господь услышит молитвы, то наступит справедливость.
- Стихи 5-10: Всевышний даст силы верующему пережить все трудности. Пусть каждый поступок будет благословенен. Все мольбы против злодеев и их дел. Вожди нечестивых следуют за автором по пятам, у них везде есть глаза. От них не укрыться. Не справедлива злость врагов по отношению к певцу. Ведь ничего злого и дурного в нем и его поступках никогда не было.
Правила чтения
Строгих правил чтения псалма 140 нет. Лучше читать молитву в уединении и тишине. Многие читают текст со сборника Псалтырь или заучивают наизусть.
История написания
Как и большинство песен Псалтыря, это произведение принадлежит царю Давиду. Исследователи полагают, что его написание приходится на период правления царя Саула, когда этот разгневанный тиран стремился убить бывшего пастуха Давида, который был помазан на царство самим Господом.
Много лет скитался будущий пророк по пустыне, размышляя о своей судьбе. У него было много возможностей покончить с завистливым правителем, но тот не стал этого делать. В уповании на милость Господа и его поддержку, жил Давид и писал эту песнь.
Псалом 140
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |
140:1 Псалом Давида. Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Давид, взывая в молитве к Богу, всегда надеется, что будет услышан и ответ не замедлит прийти, настолько близок был Давид к Господу.
140:2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Он понимал, что не всякое слово человеческое Бог воспринимает, не всё ему из уст человеческих нравится слышать, поэтому он тщательно подбирал слова и старался вкладывать в них такой смысл, чтобы Богу приятны были речи его, как приятно вдыхать благоухание фимиама, сожигаемого на золотом жертвеннике.
140:3,4 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; 4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных Давид осознаёт, что извинения после того, как делаются дела греховные – лукавство есть: не нужно делать того, за что потом приходится извиняться, ведь человек, наученный Господом, всегда знает, ЧТО он делает неправильно и не по правде Божьей, а что – правильно. Поэтому и просит Бога помочь ему хотя бы не лукавить устами, уж если сердце иногда уклоняется к мыслям, а руки – к делам греховным
вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Так поступают все нечестивые, то есть, и все мы (ибо нет на земле праведника ни одного) : сначала делаем зло, а потом надеемся на прощение через извинения. Давид не желает быть соучастником в этом, но и понимает также, что ему самому сложно противостоять множеству соблазнов, исходящих от делающих беззаконие.
140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; Давид желает обличения , вразумления и даже наказания от праведников: он не рассматривает это как злодеяние и хотя неприятно терпеть наказание – от него всегда есть польза тому, кто стремится к достижению праведности. Праведники, по крайней мере, могут помочь Давиду исправить пути свои и стать лучше в глазах Бога, ибо и они точно знают, как это сделать.
но мольбы мои – против злодейств их. Чьих злодейств? Праведников? Нет, Давид здесь продолжил мысль о том, что он категорически против наказания от руки нечестивых, он рассматривает все их виды наказаний – как злодейства нечестивых, не приносящих никакой пользы тем, против кого они направлены.
140:6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Организаторы нападений на Давида знают, что ничего плохого он не замышляет против них, но, тем не менее, не останавливаются в охоте за тем, чтобы довести его до падения пред Богом.
140:7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Давиду кажется, что страдания от этих преследований – нестерпимые, он недалёк от гибели, и в эти минуты Давид как никогда надеется на помощь Господа в том, чтобы устоять ему и не согрешить. Потому что в минуты отчаянья очень часто хочется поступить по-своему и можно вытворить что-нибудь такое, что окажется после непоправимой бедой.
140:8,9 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! 9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Если Бог не поможет уберечься от сетей беззаконников, то никто не поможет Давиду устоять против них, настолько велика сила давления нечестивых. Нельзя её недооценивать.
Псалом 140
Религиозные песнопения, а именно, Псалмы, представляют определённую трудность в их литературном изложении так, чтобы текст Псалма был более или менее был понятен обычному читающего его, как литературное историческое произведение. За эту нелёгкую задачу взялся автор, в качестве проверки своих литературных возможностей. Что из этого получилось – судить вам, читателям. УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ НЕ УСМАТРИВАТЬ В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ПРИЗНАКОВ СЕМИТИЗМА, АНТИСЕМИТИЗМА И ПРОЧИХ…ИЗМОВ. А то у нас таких «оригиналов» хватает… ЭТО – ИННОВАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРНААЯ ПРОБА…. В качестве исторической справки: Автором псалма является царь Давид. По общему мнению толкователей Давид написал его, когда скрывался от царя Саула. Псалом представляет собой молитву находящегося в опасности человека, в которой он просит с одной стороны об избавлении от этой опасности, с другой — о том, чтобы опасная ситуация не спровоцировала его на совершение греха. В тексте псалма содержится важная мысль, что молитва не менее ценна Богу, чем ветхозаветные вечерние жертвоприношения. До введения в чин вечерни предначинательного 103 псалма псалом 140 открывал вечерню.
Псалом 140. (русский подлинник) Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Господь Всевышний, я к Тебе взываю: сверши же милость, поспеши ко мне, когда Тебя молитвой заклинаю, я весь горю в божественном огне.
Внемли же мне и пусть молитвы звуки, ланит твоих коснётся фимиам, вечерней жертвой я воздену руки, и от грехов пускай укроет Храм.
Храни язык с устами от коварства, от всяческих сомнений дверь закрой, дай сердцу от лукавых слов лекарство, и посели в душе моей покой.
Чтоб не вкусил я сладостей греховных, и беззаконных дел не одобрял, и на распутье дел стезёй духовных меня своим служеньем вдохновлял.
Пусть праведник меня накажет в милость и обличенье – для меня елей, да, кроток я, но отрекаться низость, злодейству прок, предав Учителей.
Молитвой кроткой Господу во славу, рассыплю по утёсам стон и страх, и пусть добро останется по праву, а в челюсть преисподней ссыплет прах.
Душой своей незрячей открываю, тебе, тебе, о, Господи, мой взор, я только на Тебя и уповаю, чтоб я душой с Тобой вёл разговор.
Обереги, не дай попасться в клети, двуличных беззаконников чужих, пусть нечестивых тлен поймает в сети, а я, Господь, с Тобой мину’ю их.
Когда читается Псалом 140. Общие правила
Не совсем верно все делить условно, и твердо разграничивать. Однако 140 Псалом наиболее применим при: