Мiръ
Россия Московская область Звенигород Саввино-Сторожевский монастырь Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.728566000000000713043846189975738525390625,»lon»:36.81674100000000038335201679728925228118896484375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE-%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0421\u0430\u0432\u0432\u0438\u043d\u043e-\u0421\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0421\u0430\u0432\u0432\u0438\u043d\u043e-\u0421\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u0430\u0432\u0432\u0438\u043d\u043e-\u0421\u0442\u043e\u0440\u043e\u0436\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:55.728566000000000713043846189975738525390625,»lon»:36.81674100000000038335201679728925228118896484375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.729037; 36.816392
Россия, Московская область, Одинцовский городской округ, Звенигород, Ратехинское шоссе, 9
Звенигород,Московская область
Россия
Телефон:
(приемная наместника); 8(903)274-01-21 (паломнический отдел), 8(963)640-37-00 (гостиница).
E-mail:
; и (гостиница).
Саввино-Сторожевский монастырь
— православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.
Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.
История[править]
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.
Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, — что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.
9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
Преподобный Савва Сторожевский
История Саввино-Сторожевского монастыря неразрывно связана с судьбой его основателя, звенигородского чудотворца Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Он родился в княжение Ивана Калиты, около 1327 года. Известно также, что часть своей жизни Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия, после кончины которого в 1392 году Савва стал игуменом Троицкой обители. Через 6 лет преподобный оставляет пост игумена и по просьбе своего духовного чада, князя Юрия Дмитриевича, младшего сына Дмитрия Донского, переселяется в Звенигород. В Житие преподобного написано: «Христолюбивый же этот князь еще более упрашивает преподобного старца, чтобы тот никогда не разлучался с ним, но пребывал у него, и основал монастырь в отечестве его близ Звенигорода, где есть место, называемое Сторожи. Усердный же в послушании Савва, видя душевное желание князя, и от этого не отказался, но все возложил на всемогущего Бога, любя труды пошел в названное место. И как небесный рай благовонными насажденный цветами обрел его».
Современное состояние[править]
Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.
В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.
Монастырь в ХХ веке
После 1917 года звенигородская обитель была закрыта. В 1918 году в результате действий местных властей была реквизирована часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. Были осуждены наместник монастыря, священнослужители и миряне, выступившие против кощунственного вскрытие мощей преподобного Саввы. Мощи были конфискованы, а монастырь прекратил свое существование.
В советские годы в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. За эти годы в соборе Рождества Богородицы были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.
В 1995 году монастырь был возрожден. В 1998 году Святейший Патриарх Алексий II, во время празднования 600-летия обители, торжественно вернул мощи преподобного Саввы в собор Рождества Богородицы, где они и хранятся сегодня. Научно-исследовательский институт реставрации провёл работы по спасению самых древних росписей собора.
Вместе с действующими храмами нынешней обители на территории располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В Царицыных палатах восстановлены интерьеры боярских покоев, посетители могут увидеть предметы мебели, посуды, ткани, женские украшения XVII века и воссозданные изразцовые печи. Сегодня при монастыре устроен детский приют, проводятся богословские курсы, а также открыта библиотека, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Здания и сооружения[править]
Собор Рождества Богородицы, начало XV века
Храмы[править]
- Рождество-Богородицкий собор (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двустороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы советскими реставраторами;
- Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году;
- церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне;
- храм святого Алексия, человека Божия;
- Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи).
Другие здания[править]
- Трапезная (1652—1654) — четырёхэтажное строение, которое с восхищением описал Павел Алеппский. Найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке.
Царские палаты
- Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для царицы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание.
- Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 гг. была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 гг. дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около ста метров. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 гг. при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
- Братские корпуса (сер. XVII века), место обитания монахов, неоднократно достраивались и перестраивались.
- Жилой корпус Духовных училищ по проекту Д. Ф. Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса.
- Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками.
Башни[править]
Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.
В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.
- Красная (над Святыми воротами)
- Житная
- Водовзводная
- Усовая
- Больничная (не сохранилась)
Второй этап строительства монастыря середины XVII–XIX века
В 1650 году начался второй значительный период в истории строительства монастыря — царь Алексей Михайлович издал указ о создании нового монастырского ансамбля на горе Сторожи. Именно тогда монастырь приобрел облик, который во многом сохранился и до наших дней. 19 января 1652 года при участии царя состоялось обретение мощей игумена. Царь избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни и царские палаты. Специально для царицы Марии Ильиничны были возведены Царицыны палаты.
Алексей Михайлович стал именовать обитель Лаврой и приравнял ее к Троице-Сергиеву монастырю.
В Рождественском соборе были проведены необходимые восстановительные работы, пристроены галереи, в одной из которых расположилась молельня царя. Стены храма заново расписали 29 царских иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. До наших дней сохранились фрагменты самых ранних росписей храма, которые относятся к XV веку и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева.
В 1650–1656 годах были построены основные здания и крепостные стены с семью башнями, из которых сохранилось шесть. Были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский, а также звонница и Трапезная палата, Царский дворец и Царицыны палаты, Братский и Келейный корпуса.
В XVIII веке монастырь утратил свое положение и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна, а также императрица Екатерина II. В 1839 году его посетил император Николай I, позже поклониться мощам преподобного Саввы приезжал император Александр II.
Престольные праздники[править]
Рождество Пресвятой Богородицы
— 21 сентября
Следующие четыре праздника связаны с памятью преподобного Саввы Сторожевского:
16 декабря — день праведной кончины преподобного в 1407 году;
1 февраля — обретение святых мощей в 1652 году;
30 июля — перенесение святых мощей и поставление их под новую сень в 1847 году;
23 августа — второе обретение и перенесение святых мощей из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.
История монастыря
Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря.
Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры. Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.
История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны.
В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого.
ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву.
В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.
Как добраться[править]
Адрес:
Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5.
Проезд:
До Звенигорода можно доехать автобусом от станции метро «Кунцево» или электричкой от Белорусского вокзала. Вокзал Звенигорода — конечная станция боковой ветви, поезда ходят туда нечасто (в среднем раз в 1,5 часа), поэтому, планируя поездку, узнайте расписание. Вокзал находится за чертой Звенигорода, до города или его окрестностей нужно еще добираться. От вокзала ходят автобусы, отправление которых синхронизировано с расписанием электричек. До монастыря следуют маршруты №№23 и 51.
Телефон:
(приемная наместника); 8(903)274-01-21 (паломнический отдел), 8(963)640-37-00 (гостиница).
Электронная почта:
; и (гостиница).
На пути к храму
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде относится к числу редких и ценных культурно-исторических объектов. Ни один человек, приезжающий в этот город, не может обойти его своим вниманием.
А если обратиться к истории, то и многие русские цари очень любили эту обитель. Сюда приезжал Иван Грозный с первой женой Анастасией Романовой, их сын царь Федор Иоаннович. Очень часто здесь гостил царь Алексей Михайлович. Для него близ Москвы было построено несколько загородных резиденций.
Но поскольку этот монарх отличался особенной набожностью, то нередко предпочитал проводить свои «летние каникулы» в Сторожевском монастыре.
По его повелению к обители была проложена дорога – Звенигородский тракт, которую еще именовали «Царский путь». Сейчас он не утратил своего привилегированного статуса, поскольку именуется Рублево-Успенским шоссе.
Сейчас до Савво-Сторожевского монастыря можно добраться по Можайскому или Минскому шоссе до Звенигорода. Если выбор будет сделан в пользу общественного транспорта, то придется ехать с Белорусского вокзала на электричке или автобусом до Звенигорода.
Как же оно все происходит?
Буднично и незаметно. Вот вы гуляете с собакой, как обычно, вечером, приходите домой, кормите и, если собака живет на улице, забываете о ней до утра. Но в этот вечер вы замечаете странные звуки — гремят предметы на веранде, что-то падает и затем ритмические глухие удары об пол. Когда вы выглянете, вы сможете увидеть свою любимую собаку лежащую на спине и в судорогах бьющуюся об пол головой. Мысль (и верная) — отравление? Да, жопа, но это жизнь и у собаки уже тикает обратный отсчет. Вы идете к компьютеру (на часах 22 часа, ближайшая ветеринарка на Посаде уже закрыта) и открываете интернет в поисках информации чем и как спасать. Вы вбиваете «отравление собаки ядом» и второй ссылкой попадает на форум, бегло прочитываете информацию и понимаете — да, здесь есть полезная информация и важная последовательность действий. Посылаете на печать, одеваетесь и параллельно звоните двум-трем людям, которые по вашему мнению могут знать точно больше вашего.
Из трех вы получаете обратную связь от одного, бумаги с инструкцией у вас в кармане, а вы на улице. Собаки нет, но вот она появляется, обтирая угол дома спиной на кривых ногах, с пеной у рта, рычащая и оскаленная пробегает мимо вглубь участка.
Вы в машине, вы в дежурной аптеке А5 (на Московской в здании «Связного»), вы второй в очереди и читаете три листа бумаги, а когда ваш черед — диктуете подряд все что попадается из текста, плюс добавляете от себя физраствор, капельницу и шприцы. Вы едете домой, на улице -16 градусов и холодает, собаки нет. Фонарь в руке, во второй пакет из аптеки, а сами вы на карачках в подпол веранды — нету, к сараю — нету, в подпол строящегося дома (попасть здесь в подпол собаке легко, а вот вам — нет) — опять нет. Так не бывает, начинаем еще раз по кругу.
Подпол веранды — теперь есть — лежащая спина, еще дышит. На пузо ползком к собаке — но вот она сама выгребает, и убегает рыча в темноту. Бля, как ловить рычащую собаку в припадке!? Бац, глухой удар о забор и дергающиеся ноги из сугроба — ШАНС! Бегом с пакетом кучи всего и коленями на собаку — первым делом из списка В6 внутримышечно 5 мг (вот так вот отложилось). Раскалываешь ампулу, набираешь шприц (все на морозе) и в собаку там где у людей плечо (вообще, лучше в бедро — это плечо на задних ногах).
Тут неожиданно из темноты возникает встревоженная женская помощь в пуховике на голое тело, ей вручается пакет из аптеки, а дергающееся в судорогах животное тащится на веранду — в дом нельзя, дети не успели уснуть. Пока тащишь начинаешь вспоминать — верную ли дозировку вколол — на коробке цифра 50 крупным, значит 50 мл в одной ампуле….но как-то маловата ампула для 50 мл (ибо 50 мл — это же рюмка), дохожу до веранды, голые колени неожиданной помощи водружаются на собаку, которая в судорогах сжимает челюсть так, что есть ощущения, что сейчас собака саму себя съест.
Читаю еще раз коробочку — так и есть — 50 это концентрация, а ампулы по 1 мл. Раскалываешь ампулу, пытаешься набрать шприц — но жидкость в игле замерзла (понимаешь это на четвертую попытку оттянуть поршень). Новый шприц, 9 ампул замершими пальцами (на самом деле 8, одну потерял по дороге и нашел утром, вместо жидкости там соль — разогорел в руках пока шел в дом (прикольно) и вколол до кучи, но это утром), и еще раз в левое плечо.
Судороги то чуть стихают, то с новой силой еще раз, а как бы надо ждать минут 10. Если судороги не проходят через 10 минут нужно колоть магнезию, но это дело уже серьезное, не хотелось бы. В перерывах между судорогами собаку стошнило, хотя я процесса не помню, помню результат. Судороги закончились, неожиданная помощь с голыми коленками уже охренела от холода (по глазам видно) и вся команда перемещается в коридор дома. Дальше по списку укол кокарбоксилазы (а ее я не купил, и поехал еще разок в аптеку), затем капельница из глюкозы с добавлением витамина С подкожно. Ставить, особенно в первый раз, катетер даже мысли не пришло (хотя это всегда более полезно и эффективно).
После 200 мл 5% глюкозы собака начал вставать, пытаться идти, но все с немного чумным взглядом. На улице начала даже бегать, потом орать странным голосом — крыша явно пока не на месте. Минут через 10 я замерз и вообще уже хочу спать и забыть об этом всем, но собака в дом не хочет, на свое место тоже, хаотично ходит. Ну, с мыслью «я сделал все, что мог» идешь спать.
Рано c утра (морозы как раз под 20 были тогда) берешь фонарик и по третьему кругу ищешь собаку. Нету нигде. ФАК. Найти окоченелый трупик вот вообще не хочется, а не найти ничего это как-то ближе к варианту с трупиком, чем наоборот.
Завтракаешь, идешь искать еще раз. Ребенок с тобой. Пролезает туда, куда ты не пролез и видит собаку. Не пугается, значит может быть она жива. Ты пролезаешь туда, куда раньше бы не полез да и пролезть теоретически не должен был — собака с узкими зрачками лежит, точнее пытается лежать с поднятой головой, но ее постоянно сносит в бок. Собака выглядит неважно, на пузе ползешь к ней, хватаешь и в позе нос к носу пятишься назад обратно, тащишь на руках домой, удивляясь, как же, твою мать, тяжело все-таки эти 25 кг.
Звонишь в ветеринарку и тебе почему-то сообщают, что они с 10! Ну да, седня выходной (25 февраля), но режим вроде как там с 9 до 18 каждый день, но голос в трубке чрезвычайно упорот (однозначно охранник взял трубку, причем клиника работала с 9 это точно!). Хрен с тобой, собаке еще один укол кокарбоксилазы и глюкозу подкожно, как раз пока одеться и провести время с пользой. Собака немного очухалась и едет в багажнике уже сидя. В ветеринарке анамнез, кровь на анализы, катетер, три капельницы раствора Рингера и одну глюкозы, пара каких-то доп жидкостей в капельницу и укола баралгина. Собака отрубилась от бессонной ночи и только иногда постанывала. 3 часа капельницы и домой.
Самое страшное позади. Дальше были еще три дня капельниц, но они проходили уже в чисто техническом формате. Собака полноценно вернулась к своей жизни на 5 день после отравления.
Я хочу и надесь, что ты, неодушевленное чмо в виде человека бросившего заразу, которую с аппетитом съела моя собака, это прочитаешь. Ну это будет немного вселенски честно, понять тебе в деталях все последствия своего трусливого поступка. Хорошо бы ты еще был немного с эмпатией, чтобы даже мог прочувствовать все это на себе.
Саввино-Сторожевский монастырь
На тихих берегах Москвы Церквей, венчанные крестами, Сияют ветхие главы Над монастырскими стенами. Кругом простерлись по холмам Вовек не рубленные рощи, Издавна почивают там Угодника святые мощи.
Это стихотворение А. С. Пушкин посвятил Саввино-Сторожевскому монастырю
Звенигород. Давно хотелось туда съездить, а тут как раз выдались свободные выходные… В 46 км к западу от Москвы в живописном месте на возвышенности находится город Звенигород. А в 1,5 км от Звенигорода на Сторожевой горе – Саввино-Сторожевский монастырь. Красивое, древнее, святое место! Как и во многих монастырях, интересное сочетание различных архитектурных стилей.
Храмы и часовни монастыря:
1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг.) 2. Надвратная церковь Троицы Живоначальной 3. Церковь преп. Сергия Радонежского (в звоннице) 1650 г. 4. Церковь Спаса Преображения (1693 г.) 5. Часовня-беседка (1998 г.) 6. Часовня над Святым источником преп. Саввы Другие постройки монастыря: 7. Северные ворота 8. Стрелецкие палаты (XVII-XVIII вв.) 9. Трапезная палата (1652-1654 гг.) 10. Дворец царя Алексея Михайловича (XVII в.) 11. Братские корпуса (2-я пол. XVII в.) 12. Царицыны палаты (XVII в.) 13. Трапезная с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (1807 г.) 14. Монастырская постройка 15. Казначейский корпус (2-я пол. XVII в.) 16. Красная башня (XVII в.) 17. Водовозная башня (XVII в.) 18. Усова башня (XVII в.) 19. Житная башня (XVII в.) 20. Башни и стены ограды (2-я пол. XVII в.) 21. Памятник преп. Савве Сторожевскому (2007 г.)
Немного истории
Монастырь основан в 1398 г. на высоком берегу Москвы реки на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Монастырь основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Первоначально монастырь имел деревянные стены (тын).
Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых.
В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной-осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи.
В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), братский и келейный корпуса и другие сооружения.
В 1812 году Саввино-Сторожевский монастырь разделил судьбу многих русских обителей, но, несмотря на общее разорение монастыря, мощи преподобного Саввы остались нетронутыми.
В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи преподобного Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.
В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.
Часть мощей преподобного Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.
В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.
Памятник преподобному Савве Сторожевскому.
Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, Звенигородский чудотворец, один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище».
Северные ворота монастыря.
Самым большим сооружением монастыря является четырехэтажное здание Трапезной с ледником, колодцем и столовой палатой. Характерно, что уже в XVII веке в окна были вставлены стекла, а не слюда, а также в помещение было проведено отопление.
Часовня-беседка.
Сразу же на себя обращает внимание собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он великолепен. И не столько снаружи, сколько изнутри. Он действующий, в нем нет особо богатого убранства, но присутствует мощная аура и потрясающий дух Времени.
Трапезная церковь иконы Казанской Богоматери (желтое здание) 1807 г.
Впечатлили палаты царя и царицы, но вот только не позавидуешь, как жили в те времена, особенно царица, вся жизнь ее проходила в этих четырех стенах да в церкви, хотя, кто знает, может, ей очень даже хорошо жилось… Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью, которая стала домовым храмом. Рядом с красно-белой Троицкой церковью, где сейчас размещаются фонды музея, располагаются Царицыны палаты – царицы Марии Милославской. Шатровое парадное крыльцо украшено толстыми кувшинообразными колоннами. Создатели нашли простое решение цветовой гаммы здания: красный цвет кирпича, из которого оно сложено, хорошо контрастирует с белизной резного камня. Это изящное строение резко отличается от расположенного напротив огромного, величественного, но холодноватого царского дворца.
Дворец (палаты) царя Алексея Михайловича вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь государя. Из-за сложного рельефа местности и значительных размеров здания (протяженность фасада около 100 м) строительство заняло несколько десятилетий.
Житная башня. Стены и башни были построены за четыре года (1650–1654).
Ангел наверху Житной башни.
Завершает монастырский ансамбль четырехъярусная звонница с тремя шатрами и часовой башенкой. В 1930 году Саввино-Сторожевская обитель лишилась почти всех своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких и 5 больших колоколов. Осталось всего 2 колокола на звоннице – большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из обители в 1941 году. Колокол весил около 34 тонн. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако есть и другая версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Как бы то ни было, осколки колокола были разбросаны по территории монастыря – было найдено несколько фрагментов и часть языка колокола.
Кстати. Прежде вход в монастырь был в другом месте, рядом с Царицыными палатами, через Красные ворота. Красная башня сейчас на реставрации. Спуститесь по ступенькам вниз и зайдите оттуда. Совсем другое впечатление. За Красными воротами расположен небольшой парадный дворик. Отсюда на главную площадь вели две лестницы. Первая, широкая, предназначенная для почетных гостей, проходила через подклет Троицкой церкви, вторая, для рядовых посетителей, более узкая, шла к северу от Троицкой церкви. Вход с дворика на первую лестницу оформлен белокаменными колоннами, украшенными розетками и настенной живописью.
Обходим стены монастыря. Рекомендую обойти монастырь кругом по тропинке вдоль склона — открываются красивые виды.
Вид со смотровой площадки вниз – на пруд.
По тропинкам вдоль склона спускаемся к колодцу преподобного Саввы.
Скит преподобного Саввы
Недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря находится Саввинский скит, в котором более 600 лет тому назад совершал свой молитвенный подвиг преподобный Савва. Место это является ничуть не меньшей достопримечательностью Звенигорода, чем сам монастырь. Не ошибусь, если скажу, что многие, кто приезжает в Саввино-Сторожевский монастырь, и не подозревают, что в двух километрах от него есть скит.
На территории скита установлена часовня-купель над источником преподобного Саввы. Замечательная купальня, а самое главное – вокруг природа необыкновенная. Купальня большая, раздельная, всё очень приятно… Сюда действительно стоит прийти. Благодатное место!
Немного истории
По преданию, преподобный Савва часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую или обнаруженную им неподалеку от монастыря, для уединения и молитвы. В 1860-1870-х годах над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквями, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.
Саввинский скит сильно пострадал в советское время, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория.
К 600-летию преставления Звенигородского чудотворца восстановлена пещера преподобного, отреставрированы сохранившиеся постройки, возрождена скитская жизнь, возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня. На территории скита существует монастырь.
Дорожка, идущая мимо храма, ведет прямо к малому скиту с церковью во имя преподобного Саввы.
Рядом со входом установлен крест с надписью «В память почившей братии святой обители».
Заглянуть за ограду скита можно, только поднявшись по лестнице на холм.
Отсюда открывается прекрасный вид на окружающую местность.
Сувениры лучше покупать в монастыре, а не на подступах к нему или автостоянке: и выбор больше, и дешевле. В магазинчике продавали хлеб, куличи, пироги, чай и кофе. Советую приобрести монастырский луковый хлеб, очень вкусные квас и медовуху.
Монастырь «красив, ухожен и известен», в последние времена привлекает огромное количество народа, особенно по выходным дням и праздникам.
Резюме: стоит съездить, чтобы отдохнуть душой, насладиться природой.
Фотографии автора