Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

Наверняка многим было бы любопытно узнать об этом архитектурном комплексе так же, как в свое время мне. Некогда именно этот монастырь считался одним из самых благоустроенных в России.

Он был примером для подражания другим обителям и вырастил множество прославленных мудрых людей. По преданию, сам апостол Андрей Первозванный принес к этим берегам веру православную. Нет однозначного ответа на то, когда здесь возникла община, но у Авраамия Ростовского можно найти первое описание, датированное 10 веком.

Эта святыня – явление самого настоящего чуда в истории русской церкви, ни одной постройке не удавалось каждый раз восстанавливаться после такого количества разрушений под ноль. Когда-то очень давно (точной даты нет) вместе с верованием сюда пришло и подвижничество с традициями из Египта и Византии – историки думают, что укоренили тут монашество преподобные Сергий и Герман. Их жития, к сожалению, не сохранились.

По некоторым данным они прибыли из Греции. Тем интереснее, что в интернете во многих источниках можно увидеть еще одно название, дающееся Валааму – «Северный Афон». И действительно, здешний устав всегда отличался своей духовной строгостью, сравнимой разве что с аскетичным образом жизни афонских старцев. Про еще один «Новый Афон» читайте здесь.

Вот так, начиная с древнейших упоминаний похожих более на легенды, нежели исторические документально подтвержденные факты, эта земля раскрывает перед нами свою истинную сущность – святого, отмеченного Богом края, Иоанн Кронштадский как-то сказал:

«На каждом камне на Валааме можно служить литургию».

История становления обители

История монастыря увлекательна и полна загадочных и захватывающих событий, связанных с возрождением утраченных сокровищ древности.

Прежде чем Спасо-Преображенский монастырь приобрел свой нынешний облик, он прошел долгий путь неоднократного полного уничтожения, надругательства и в итоге все равно был воскрешен умелыми руками.

Каким был монастырь, который мы никогда не видели

Я каждый раз прихожу в ужас, кода понимаю, на чью жизнь покушались те, кто приходил уничтожать монастырь – по сути они убивали стариков и юношей, никогда не желавших никому зла, своими руками возводивших то, что в одночасье было разрушено много раз. На фото монахи и их ученики — 1887 год.

Из архивов мы знаем, что первая обитель была возведена в честь Пресвятой Троицы, а все постройки были сплошь из дерева. К сожалению, вскоре все было уничтожено до основания. Это произошло задолго до того, как в 1581 году жизнь уже новых насельников монастыря подкосила эпидемия чумы.

Затем в 16-м веке было нападение шведов, и в 1611 году пристанище святых людей на Валааме снова было разорено, после чего монастырь более 100 лет не существовал. Когда я читаю подобные сухие и столь далекие исторические факты, то представляю сколько всего за ними стоит – это же целые эпохи.

И вот по прошествии 100 лет обитель восстановили новые подвижники.

Но монастырь ожидало еще не одно страшное разрушение. Третьего апреля 1754 года случился сильнейший пожар — были спасены лишь некоторые святыни. Невзирая на трагедию, монахи за два года отстроили все заново.

Только представьте себе, какими датами апеллирует история монастырских стен. Прошел век – монастырь разрушен, еще век –восстановлен. А какие тогда были условия для жизни и строительства – северные воды, дикий не обжитый остров. Но монашество на Валааме выстояло.

На фото монахи на Валааме – 1887 год.

С помощью великих русских правителей (Иоанна Васильевича IV, Михаила Феодоровича, императрицы Елизаветы Петровны, Феодора Иоановича, Петра I, Николая II и т. д.), в разные времена выделявших средства и указы на восстановление обители, все храмы на острове вновь и вновь возрождались.

Седьмого марта 1782 года игуменом монастыря стал иеромонах Назарий из Саровской пустыни. Он разработал первый план каменного здания монастыря и корпусов вокруг.

А в 19-м веке собор решили реконструировать.

Строительство началось при игумене Дамаскине. За дело взялся архитектор А. М. Горностаев (1852 год), план был завершен, но в 1862-м году архитектор умер и строительство началось лишь при игумене Ионафане II. Новый проект заказали зодчему А. Я. Силину.

Собор, дошедший до наших дней, строился совместно с архитектором Г.И. Карповым и зодчим Н. Д. Прокофьевым. Строительство было завершено в 1892-м году.

Но на этом история не заканчивается – впереди еще страшный 20 век.

События 1914-го года коснулись и Валаама, несмотря на его удаленность. Началась Первая мировая война и жизнь на острове пришла в упадок. А в 1923 году добивающим для вновь восстановленной обители фактом стал переход на григорианский календарный стиль. На Валааме случился раскол – словно предвестник будущего раскола в стране. А 19 марта 1940 года Валаам, недолго бывший в распоряжении финов, отошел к России. Монахи вынужденно удалились в Финляндию и сумев спасти основные святыни, обосновали в Финляндии новый Валаамский монастырь.

Прежний Валаам – приют добродетели, веры, культуры нашей страны, разбирался на кирпичи; деревянные часовни и храмы, отстроенные руками монахов, ушли на дрова и на острове стали строить школу юнг, совхоз, а позже интернат для инвалидов войны. Но полноценного города здесь не получилось – жизнь на острове всегда была тяжелой.

События конца 80-х г. положили начало восстановлению обители в том виде, в котором мы можем увидеть ее сейчас. В 1990 году монастырь получил статус ставропигиального (то есть подчиняющегося патриарху).

Подробнее об обители вы можете прочитать на сайте Валаамского монастыря, а об острове в статье про Валаам.

Каким стал монастырь сейчас

На сегодняшний день община процветает. Каждый сезон здесь принимают паломников, трудников, волонтеров и просто туристов. На острове есть кафе, гостиницы, много действующих скитов, налаженное производство и многое другое.

Помню, когда я впервые приехала в монастырь, был прекрасный, солнечный день и меня тогда мало интересовал собор и богослужения, больше природа и здешний образ жизни. Все было так ново и так как-то непривычно приятно и тепло. «В городе отвыкаешь от двух вещей: доброты и свободы», – подумала я тогда, за бесконечным бытом и делами люди не успевают попросту ничего.

А еще я заметила, что в разное время года здешняя атмосфера воспринимается по-разному. Зимой, например, пространство вокруг как будто сужается, становится строже и словно укутывается покровом усилившейся святости, а летом все такое живенькое, радостное, суетящееся – столько красок и людей вокруг и почему-то становится легче, свободнее – как будто выспался.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

О монашестве и уставе монастыря

Именно эти люди сумели в свое время создать на этих суровых северных землях буквально рай на земле. Если бы не упорно возрождаемые монахами святыни – на Валааме сейчас было бы куда менее уютно.

Даже природа острова помогала им. Дело в том, что на Валааме несколько иная природа камня. Габбро-диабаз – порода, которая накапливает солнечную энергию, а затем отдает ее, благодаря чему на острове теплее, чем на материке. Может, этот факт позволил монахам в 19 веке вырастить на Валааме небывалые прежде растения.

В итоге получились прекрасные сады – почти все прижилось. Яблок было более 60-ти сортов. В 1824 году монах Паисий вырастил здесь 21 сорт яблони, среди них был уникальный сорт «Ранет Валаамский». Собирали смородину, крыжовник, малину, арбузы, дыни, тыквы и многое другое. Вес овощей достигал 30 кг, и это учитывая климат и количество солнечных дней. Здесь средняя температура июля – 17 градусов. В 1869 году в садах было 400 яблонь.

Монашество сегодня

Сегодня монастырю принадлежит сырная ферма, завод, рыбное хозяйство, сады, камнерезное, кузнечное производства, флот. Здесь существует свечное производство, иконописная мастерская, библиотека и даже звукозаписывающая мини студия. А школа живописи стоит отдельного внимания.

На острове есть молочная ферма, до которой легко дойти пешком и можно приобрести натуральные молочные продукты. Также здесь сами пекут хлеб. Еще в монастыре есть конюшни, куда тоже при большом желании можно заглянуть.

На территории острова:

  • 18 часовен;
  • 10 поклонных крестов;
  • 13 скитов – из них 11 действующих;

Подробнее о жизни на острове читайте в статье про остров Валаам.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал. Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем. Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Достопримечательности на территории монастыря

Кстати, несмотря на обширную территорию, на ней на редкость легко ориентироваться. На схеме видно, где именно расположены те или иные здания.

Монастырь представляет из себя комплекс построек. Центром композиции, является Спасо-Преображенский собор, вокруг которого растянувшиеся цельной стеной здания белого цвета в виде четырехугольника – это каре.

Внутреннее и внешнее каре (построены были в разное время) имеют 300 кв. метров по периметру. Почти все помещения отведены под кельи, также есть трапезная. Внешнее каре было построено позже.

На сегодняшний день оно включает в себя надвратную церковь Петра и Павла на южной стороне и симметрично расположенную ей церковь Живоначальной Троицы на северной стороне, которая была полностью разрушена во время войны, а потом заново восстановлена.

Сейчас в каре по-прежнему находятся кельи, гостиница для паломников и помещения для нужд монастыря.

Верхний храм в честь Преображения Господня

Верхний храм двухэтажный с роскошным иконостасом, который больше похож на чертоги небесного храма нежели земного.

Невероятно высокие своды потолков украшены искусной росписью, словно ее и правда создавали с ангельской помощью. Очень красиво сочетаются нежные оттенки красок и благородный блеск позолоты на стенах и церковной утвари.

Храм Преображения Господня ассоциируется у меня с молодостью, жизнью, радостью и весельем.

Нижний храм в честь Сергия и Германа и другие

Нижний храм, с мощами Сергия и Германа, выполнен в другом стиле и создает иную атмосферу. Здесь потолки гораздо ниже, и за счет этого у меня было ощущение особенного божественного присутствия. Визуально он проще чем верхний храм.

На стенах и потолке нет росписей, но это придает ему особый колорит. А под номером 5 на схеме сверху церковь Успения Божией Матери с богатым позолоченным иконостасом и бесподобной росписью потолка и стен.

Церковь Святителя Николая Чудотворца находится в северо-восточном углу, храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» и конечно, кельи, гостиничные комнаты, трапезная и т. д.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердцем» центральной усадьбы этой обители является Спасо-Преображенский собор, который виден практически с каждой точки острова.
  • Церковь Валаамской иконы Богоматери – небольшой лаконичный храм, который отличается строгой архитектурой.
  • Надвратный храм Петра и Павла выполнен в традиционной для русских храмов манере.

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Подворья и скиты Валаамского монастыря

Подворье – это храм, принадлежащий монастырю, но располагающийся в другом городе. На подворье можно заказать крещение, венчание и так далее, в монастыре многого не делают.

Подворья Валаамского монастыря:

  • В Москве – в честь святых Сергия и Германа. Недалеко от метро Белорусская. Адрес: 2-я Тверская-Ямская ул., 52.
  • В Санкт-Петербурге – храм Казанской иконы Божией Матери и часовня Божией матери «Всех Скорбящих Радостей». Недалеко от м. Нарвская: Нарвский пр., 1/29.
  • В Сортавала – храм Николая Чудотворца в Красной Горке. Адрес: Красная Горка 8 (814) 302-49-22.
  • В Приозерске – церковь «Всех Святых» и храм «Рождества Христова». По адресу: ул. Пушкина, 17.

Вот скиты, которые принадлежат монастырю и располагаются либо на острове, либо недалеко от него:

  • Гефсиманский скит.
  • Никольский.
  • Воскресенский.
  • Скит Всех Святых.
  • Смоленский.
  • Скит Александра Свирского.
  • Коневский.
  • Предтеченский.
  • Ильинский.
  • Германовский.
  • Владимирский.
  • Сергиевский.
  • Авраамиевский.

Сейчас на Валааме строят два новых скита:

  • Андрея Первозванного — 7 км. На о. Оборонном, его еще называют о. Авраамиевский или Емельяновы острова.
  • Скит в честь Казанской иконы Божьей Матери — 5 км восточнее.

Требы (услуги монастыря)

Монастырь принимает заказы на поминовение о здравии и о упокоении:

  • проскомидия – 40 дней,
  • проскомидия – 1 год,
  • псалтырь – 1 год.

Заказывают 4-я способами: в монастыре; через анкету на сайте монастыря; либо по почте (реквизиты указаны на сайте) или через любое подворье. Стоимость указывают только при заполнении анкеты или говорят на месте.

На Валааме не крестят детей, не венчают, не отчитывают, не берут душевнобольных.

Когда человек становится монахом, он дает обет безбрачия – отрекается от мира, поэтому ему запрещено венчать и крестить, это можно сделать на подворьях.

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Хор Валаамского мужского монастыря

Мужской хор Валаамского монастыря был организован епископом Троицким Панкратием. В состав вошли выпускники училища при Государственной академической Капелле им. М. И. Глинки и люди, учившиеся в С.Петербургской Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В репертуаре хора пасхальные распевы, различные духовные песнопения, молитвы, псалмы и т. д.

Послушать записи хора можно на сайте Валаамского монастыря в разделе медиагалерея: песнопения — студийные записи.

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.
    Важно! Обратите внимание, что судоходство начинается только после того, как Ладога растает, поэтому в основном паломники отправляются в обитель летом.

Главный собор

Главное здание собора с голубыми куполами восстанавливали с 1987 по 1996 гг.

Это один из самых грандиозных соборов в России. Живопись практически вся выполнена монахами. У него свой неповторимый символизм. Название в честь Преображения Господня и тот факт, что он расположен на самой высокой точке острова, говорит нам о том, что пороки человека уходят также постепенно, как он поднимается на гору к Богу.

Монахи издревле лелеяли идею создать на острове аналог Иерусалима – гора, на которой стоит монастырь, символизирует гору Фавор. Многие постройки здесь имеют в основании эту идею: Воскресенский скит на горе Сион, Гефсиманский скит под горой Елеон и так далее.

Для внутренней росписи стен собора бралась за основу роспись Храма Христа Спасителя в Москве, Владимирского собора в Киеве, Казанского и Исакиевского соборов Санкт-Петербурге. А еще монахи, которые расписывали стены, за основу брали картины величайших художников А. Иванова, Ф. Бруни, В. Верещагина, А. Егорова, В. Васнецова, Рафаэля, Тициана, Доре.

Но, разумеется, они не просто копировали эти работы, а создавали свои, взяв за основу композиции художников.

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее. Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

Важно! Проживать с палатками на острове не рекомендуется, поскольку его территория является заповедником.Обратите внимание, что в паломнической службе можно не только забронировать номер в гостинице, но и воспользоваться одной из экскурсионных программ.

Святыни монастыря: мощи и иконы

Сегодня паломники могут приложиться в монастыре к следующим святыням:

  • Святого Антипы Калападештского (Валаамского) – в церкви Сергия и Германа.
  • Частице мощей Германа Аляскинского и его иконе. Их привез на Валаам глава Поместной Православной церкви митрополит всея Америки и Канады Феодосий – визит столь уникального гостя был тут всего один раз.
  • 17 июля 2002 года в монастырь прибыл игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем, он привез в подарок список с чудотворной иконы «Пантанасса» (Всецарица), который был специально написан для Валаамского монастыря и освящен на горе Афон. Еще он привез с собой мощи почитаемого афонского старца Иосифа Исихаста.
  • На Валааме есть великая реликвия – крест мощевик с частицей мощей великомученика Пантелеимона. Он принадлежал боярам Нащокиным еще в ХIV веке.
  • Мощи преподобных Сергия и Германа покоятся под спудом в нижнем храме.

История эвакуации святынь

В 1163 году мощи основателей обители были перенесены в Великий Новгород, затем спустя время их вернули в монастырь. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

Эвакуировать самое ценное имущество монастыря пришлось в 1940 году после того, как Валаамский архипелаг отошел СССР. Монахам пришлось на свой страх и риск перевозить по таявшему льду в Финляндию самое дорогое, что у них было: серебряную раку над мощами Сергия и Германа, престол верхнего храма – посеребренный с позолотой, библиотеку (20000 томов), архив, ризницу, утварь, чудотворные иконы.

Чудотворные, редкие иконы Спасо-Преображенского монастыря

На сегодняшний день из самых древних икон сохранились «Господь Саваоф» – некогда центральная икона в четвертом ярусе иконостаса разрушенного собора (сейчас находится в алтаре храма Никольского скита), «Господь вседержитель с предстоящими» – некогда центральная из третьего яруса иконостаса (находится в нижнем храме главного собора, над ракой Сергия и Германа – был установлен факт мироточения иконы). В Ново-Валаамском монастыре в Финляндии из 50-ти икон четырехъярусного иконостаса сохранились 29.

Также в монастыре хранятся очень важные святые иконы:

  • Чудотворная икона Валаамской Божьей Матери. В верхнем храме висит ее список, то есть копия, оригинал находится в Финляндии в Ново-Валаамском монастыре. А этот список раньше находился в Смоленской церкви в Ленинграде и был отдан Валааму в 1996 году.
  • Икона Коневской Божьей матери в Коневском скиту.
  • Икона святых Царственных мучеников — в нижнем храме собора.
  • Икона преподобного Антипы Валаамского в храме Сергия и Германа с левой стороны над ракой преподобного.
  • Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с братией, предстоящие Божией Матери – в иконостасе храма Сергия и Германа.
  • Икона Сергия и Германа Валаамских в одноименном храме над их ракой.

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

Главный храм Северного Афона – сердце обители – наконец предстал богомольцам во всей своей красе. На протяжении многих лет собор был обрамлен строительными лесами. И всякий раз, когда экскурсоводы подводили группы к Центральной усадьбе, они, указывая в сторону главного храма, казалось бы, замурованного навечно в этих перекрытиях, долго рассказывали о его былом величии и красоте.

И вот, к 25-летию возрождения монашеской жизни на Валааме завершен демонтаж строительных лесов, опоясывавших собор, – окончен уникальный период реставрационных работ по фасаду главного храма Спасо-Преображенского монастыря. Это была самая основательная и наиболее подготовленная реставрация за все 120 лет существования собора.

Идея строительства собора принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову): «Вместо такого числа храмов гораздо было бы лучше, если б одно обширное здание вмещало в себе теплую и холодную церкви».

Замечание благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии не осталось без внимания. При игумене Дамаскине (Кононове) начинается заготовка кирпича, извести и прочего строительного материала для нового храма. Здание задумывалось особенно грандиозным по своему масштабу, на 3000 богомольцев. Высота колокольни — 76 метров, высота собора — 47 метров.

Время строительства собора – 1887-1891 гг. Цена собора по смете составляла 600 000 рублей, в том числе около 400 000 — расходы на само строительство и 200 000 – на внутреннее обустройство храма, и это не считая монастырских материалов и работ, произведенных насельниками монастыря. Для сравнения: цена крейсера «Аврора», построенного в те же годы, составила чуть более 2 миллионов рублей.

На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.

Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллионов кирпичей. Сложно представить такие объемы! Толщина кладки стены в основании колокольни составляет 2,5 метра. Старый монастырский кирпич, ручной набивки и обжига, был хорош. Производили кирпич прямо на острове, причем насчитывалось больше десятка различных форм, по которым он заготавливался. Но при возведении здания собора использовался и кирпич от старого храма, который был забутован в его верхнюю часть. И вот, во время реставрационных работ строители обнаружили эти кирпичи – они стали рыхлые, полностью потерявшие свою способность. Пустоты внутри стен образовались не только от плохого кирпича. Через определенные промежутки наблюдались полости от бревен, которые держали леса при строительстве храма, ведь он строился и рос вместе с лесами вокруг него. А потом при разборке лесов бревна вынимали из стены, а образовавшееся проемы закладывали кирпичом.

И таких кирпичей насчитывалась не одна тысяча. Но через пятьдесят лет кирпич начал осыпаться, поэтому в 1930-х годах провели первую реставрацию собора. Кроме того, на всех открытых участках стен требовалось заменить практически все разрушенные кирпичи, а также те, которые давно готовы «выпасть» из-за того, что известковый раствор частично или полностью вытек… К великому сожалению, во время восстановительных работ была допущена еще одна серьезная ошибка – вместо извести использовался цемент.

В период советско-финской кампании остров Валаам не раз жестоко бомбили. Основной задачей было уничтожение колокольни, так как она использовалась для корректировки огня. Особо страшная бомбардировка началась 19 января 1940 года и продолжалась несколько дней. В собор попало несколько зажигательных бомб, но пожар удалось предотвратить. «Еще миг – и монастырь был бы стерт с лица земли, — отмечал в своем дневнике игумен Харитон (Дунаев). — Но бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа и не взорвалась. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор – остался цел».

В середине 1960-х годов не реставрируемый и всеми забытый главный собор начал заметно ветшать и осыпаться. Осыпавшиеся во время шквальных ветров кирпичи могли стать причиной немалых бед. Из Москвы приехала комиссия, после короткого изучения состояния постройки, решила покончить со всеми проблемами быстро, окончательно и бесповоротно: храм решили взорвать и разобрать на кирпичи.

За собор заступилась и спасла от разрушения председатель поселкового совета Вера Ильинична Костяная, пообещав под личную ответственность и расписку принять все необходимые меры безопасности.

— Храм закрыть на замок и туристов к нему не подпускать.

Вера Ильинична вспоминала: «Я оформила расписку. На собор повесили большой тяжёлый замок и устроили там склад. Вот только и местные, и туристы всё равно туда ходили…».

Задолго до своего приезда на Валаам, ей, тогда еще молоденькой девчонке, ничего не знавшей ни о Валааме, ни о Карелии, приснился сон: в белой одежде и фате она стоит перед ступенями какого-то храма. Что это были за ступени, что за храм — ей было не ведомо. И лишь много позже, ступив на валаамскую землю и оказавшись перед главным входом в собор, Вера поняла, что именно это крыльцо она и видела во сне. «Наверно, Богу было угодно, — улыбается Вера Ильинична, — чтобы я оказалась на Валааме и отстояла этот собор».

Реставрация

В 1980 году «Росреставрация» начала работы по спасению храма, которые к началу 1990-х годов были «заморожены». Возрождаемая обитель в эти трудные для страны годы не могла найти средства на столь масштабные восстановительные работы, поэтому собор стоял, окруженный черными, гниющими от сырости лесами.

И еще одной бедой для собора были потоки вод, стекавшие по стенам на протяжении десятилетий (с 1940 по 1981 годы кровля протекала во многих местах, водосточные трубы, скорее всего, тоже отсутствовали). В таких условиях ни один кирпич долго «не живет» – очень быстро теряет свои свойства. Надо учитывать и то, что оттепели, как и заморозки на Валааме бывают очень часто при высокой влажности воздуха. Климат архипелага суров не только к людям, но и к зданиям. Например, по данным метеостанции, с ноября 1999 по май 2000 года график температур воздуха пересекал нулевую отметку 78 раз при средней влажности воздуха 85%. В таких условиях промокшая от протечек в кровле стена из обычных и неотожженных кирпичей, положенных на известковый раствор, не имеет шансов просохнуть. Навсегда теряют свои строительные свойства и промокший известковый раствор, и кирпичи.

В 2000 году для собора ощутимую угрозу уже стали представлять и строительные леса, простоявшие вокруг него около 20 лет, появилась реальная опасность их обрушения. Через некоторое время пришло специальное предписание: «Работы прекратить. Угроза обрушения строительных лесов. Аварийное состояние». Было принято решение подремонтировать строительные леса насколько это возможно и провести срочный ремонт фасада, который осыпался на глазах, мог наступить необратимый процесс разрушения собора.

С 2000 по 2001 годы были проведены срочные ремонтные работы тех частей собора, которые находились в наихудшем состоянии. Главки, верхняя часть храма и колокольня казалось, выглядели совсем неплохо, и нуждались только в покраске, потому что они были отреставрированы еще в советские годы. Но со временем все эти части также начали осыпаться, так как был разрушен непосредственно кирпич, а не только штукатурка, которой в советские годы просто замазывали деструктированную кирпичную кладку.

После ремонта в 2001 году, насколько он был возможен, все понимали, что это ненадолго. Ведь тогда смогли лишь немного подлатать и подкрасить некоторые части собора, и то насколько это позволял кратковременный строительный сезон. Спустя десять лет в монастыре было принято решение: «Реставрацию фасада продолжить, окончательно отреставрировать собор».

Восстановление

«В 2011 году начали реконструкцию с колокольни, — рассказывает прораб Буде Аманжолов. — С ее верхней части – это такой маленький дворец на громадной высоте, со своим фундаментом, колоннами и куполом. Мы в 2011 году возвели уникальные строительные леса, которые подняли до креста колокольни на высоту 76 метров. Потом в 2012 году обошли ими весь собор. С реставрацией рассчитывали уложиться в два года. В первый год отреставрировали колокольню, заменили элементы медного покрытия фасада, на следующий год успешно отреставрировали пятиглавие собора с заменой стропил кровли, вычинкой кирпичной кладки».

«И тут выяснилось, что сейчас все только начинается, — рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий.- Стали менять купола, и в некоторых, где окончательно сгнила обрешетка, все в прямом смысле слова сыпалось под руками. И каждый новый этап реставрации увеличивал объем работ в разы… Мы тогда удивились, каким чудом на покрытом медью гнилом дереве держались кресты».

«Только кресты нас не подвели, они были с гальваническим покрытием из золота. Покрытие, сделанное в те далекие времена, было в отличном состоянии, его мы отчистили, поправили. Конечно, после войны на крестах были следы от пуль, – продолжает прораб Буде. – В некоторых местах удалось сохранить так называемое «английское железо» 1896 года, то, что уже вышло из строя, естественно, поменяли».

Что невозможно человеку — возможно Богу — эту истину мы часто повторяем иногда чисто механически. Но история восстановления и самой Валаамской обители, и главного ее собора только в очередной раз доказывает это непреложное правило. Медленно, но верно храм восстанавливался.

На долгие годы

И после капитальной реставрации куполов было решено еще раз пройти и простучать и весь фасад здания. И вновь набралось около 30 тысяч кирпичей на замену. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий особо отмечает долготерпение и понимание благотворителей монастыря – Геннадия Николаевича и Елены Петровны Тимченко, которые все проблемы воспринимали как свои, рассудительно шли на дополнительные затраты по реставрации, понимали, что это делается на долгие годы, для Бога…

Север вообще не любит суеты, и если уж что здесь делается, то делается основательно. Многие работы приходилось выполнять вручную, вплоть до выемки дефектного кирпича. Новый кирпич для реставрационных работ заказывали у разных производителей. Одну партию делали в Эстонии, другие изготавливали в Калининграде и Латвии.

От монастыря все работы курировал эконом обители, монах Ефрем (Мухин), мастерами руководил прораб Буде Аманжолов. Как приехал он в 2000 году из Санкт-Петербурга на пару месяцев поработать, так до сих пор и работает: меняет кладку, ставит леса, помогает кровельщикам, принимает участие в различных экспертизах. Мастер-реставратор рассказал интересный случай: на колокольне деревце корнями зацепилось за кладку и пошло в рост. Деревце срезали, стали корешки вычищать, и пока не вынули последние, разборку кирпичей не останавливали. Колокольня имеет толщину стен 2,5 метра, а корни эти уходили в стену на 1,3 метра!

«С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски, и чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и лучшей сохранности живописи в соборе», — поясняет Буде Аманжолов, добавив что для покраски собора использовалась специальная краска, которая «дышит», но не пропускает влагу, что немаловажно на северном острове. Завершение трудов

Завершение трудов

Над центральным входом в собор была установлена мозаичная икона покровителей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Были проделаны большие изыскания архивных фотоматериалов для восстановления полностью утраченной композиции — по сохранившимся фрагментам и старым фотографиям удалось воссоздать утраченный вид центрального входа в храм и восстановить рисунок и надписи над входом. Восстановить композицию такой, как она задумывалась первоначально оказалось не так просто: сохранились лишь черно-белые фотографии, и цветовую гамму росписи составляли и подбирали несколько раз.

Долгий путь восстановления полуразрушенного собора напоминает трудный путь преображения ветхого человека. Реставрация души – тонкая и кропотливая работа длиною в жизнь. И там, где не достанет сил человеческих, там все восполнит Божия милость заступничеством Божией Матери и молитвами святых угодников. И история Спасо-Преображенского собора нам это наглядно доказывает.

Возрождение Спасо-Преображенского собора Святейший Патриарх Алексий II сравнил по значимости с восстановлением Храма Христа Спасителя в Москве, о.

«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. Взирая на величие и красоту, созданные руками наших предков, мы понимаем, что такое величие и такое благолепие нельзя было создать на пустом месте, не имея силы духа. Все это внешнее величие и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. И если мы приняли на себя труд возродить внешнюю красоту Валаама, то, взирая на эту красоту, должны памятовать постоянно о том, что было движущей силой ее созидания, памятовать о духовной силе Валаама», — отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Немного на земле есть таких мест, как Валаам, – считает епископ Троицкий Панкратий.- Не случайно он был назван «Северным Афоном». И даже сами афонские монахи, приезжавшие к нам, называли наш удивительный архипелаг раем, несмотря на множество ран, нанесенных в последние десятилетия «пречудному острову». Каким он был раньше, в пору своего расцвета, мы можем только догадываться, когда читаем Шмелева и Зайцева, смотрим на старые фотографии и картины, слышим воспоминания тех, кого Господь сподобил увидеть это чудо в неповрежденной красоте. Валаам – это наша «проповедь в камне». Но главной особенностью Валаама является особая духовная атмосфера, как говорят православные, «намоленность». Валаам освящен Божией благодатью, которую стяжали поколения иноков. Молитвами, потом и кровью известных и неизвестных подвижников, аскетов, мучеников созидалась Валаамская обитель». (Авторы: Александр Веригин, Янина Зритнева, Маргарита Федорова, Ольга Лерида)

Богослужения проходят только в летний период.

Богослужения и праздники

  • 19 августа в день Преображения Господня престольный праздник обители.
  • 14 июля празднование иконы Божьей Матери Валаамской.

Это самые главные праздники обители – такие, как для нас Пасха и Рождество.

Расписание богослужений

Существует несколько так называемых «кругов» богослужений, о которых я расскажу ниже.

Будничный круг богослужений:

  • 5:00-5:45 – полунощница.
  • 5:45-7:30 – утренняя исповедь. Паломники и братия прикладываются к святым мощам на кафизмах.
  • 7:30-9:30 – литургия.
  • 13:25-13:45 – молебен у раки Сергия и Германа (вт, чт, пт). В понедельник у раки прп. Антипы Валаамкого и у иконы Божией Матери «Всецарица» – в среду.
  • 17:00-18:00 – вечерняя
  • 18:00-19:30 – три канона с Акафистом (исповедь). Малая повечерия.

Круг богослужений в субботу:

  • 5:00-5:45 – полунощница.
  • 5:45-7:30 – утренняя исповедь.
  • 7:30-9:30 – литургия.
  • 13:25-13:45 – молебен у иконы Божией Матери «Валаамская».
  • 18:45-19:00 – исповедь (общая).
  • 19:00-24:00 – исповедь (всенощное бдение).

Круг богослужений в праздничный день или воскресенье:

  • 9:00-12:00 – литургия.
  • 17:00-17:50 – исповедь (вечерняя).
  • 17:50-18:40 – малое повечерие (Акафист).

Фото Валаамского монастыря

  • Остров Валаам – это не только знаменитая обитель, но еще и прекрасная заповедная природа.

  • Панорама монастыря с высоты позволяет полюбоваться его лаконичной архитектурой.

  • Вход в обитель открывается с началом службы, в пять часов утра.

  • Спасо-Преображенский собор – центральный храм монастырского ансамбля.

  • Надвратная церковь обители названа в честь Петра и Павла.

  • Владимирский скит – место, где монахи уединялись для служения.

Как стать трудником

Путешественников на Валааме делят на категории: трудник, волонтер, турист, паломник. Задержаться в монастыре могут паломники, трудники и волонтеры. На длительный срок волонтеры и трудники.

Во многие скиты и места доступ разрешен только паломникам и часто только с благословения игумена.

Жить на Валааме не рекомендуют оставаться никому. Здесь очень суровый климат, провизию доставляют с материка, зимой остров отрезан от большой земли. Работы нет. Снять жилье в частном секторе очень трудно, здесь мало местных жителей. Кроме того в монастыре суровый устав – не все монахи выдерживают, не говоря уже о романтически настроенных людях.

Трудник – это самый серьезный и ответственный вид послушания, соответственно, и самый тяжелый. Трудники мужчины посещают богослужения вместе с братией и могут даже кушать в общей трапезной – это говорит о том, что они практически разделяют устав, а это очень сложно. В трудники берут не всех. В не сезон женщин не принимают на Валаам в качестве трудниц. Это самый тяжелый вид послушания, поэтому не каждый может этим заниматься.

Чтобы стать трудником нужно:

  • Быть православным христианином.
  • Воцерковленным (посещать богослужения, исповедоваться, соблюдать пост).
  • Жить по расписанию: выполнять поручения монастыря (большую часть своего времени), ходить на богослужения (обязательно) и не покидать стен обители без предупреждения.
  • В трудники принимают на срок не менее двух недель.
  • Возраст не менее 18 и не более пенсионного.
  • Должна быть регистрация на территории РФ, мед полис, паспорт, виза (для иностранных граждан).
  • Справки о прививках, анализах крови на вич, гепатит и тд.
  • Трудником может быть только физически сильный человек.

Трудникам не платят. Еще есть много разных пунктов, о которых можно почитать на сайте монастыря. Но многие люди ездят, так что не подумайте, что это недостижимо или сложно.

Стать трудником можно, предварительно заполнив анкету на сайте монастыря и отправив ее на их эл. почту.

Стать волонтером можно так же, но к этой должности меньше требований и легче устав. Можно узнать на сайте, как стать экскурсоводом на Валааме.

Существует программа «Паломничество с послушанием» (1 или 2 недели), принять участие могут все – и люди пенсионного возраста, и паломники с маленькими детьми.

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

Для того чтобы полнее вести просветительскую и кахетизаторскую работу, епископ Троицкий Панкратий благословил Спасо-Преображенский Валаамовский монастырь в августе 2012 года на открытие официальной страницы в основных социальных сетях интернета. Валаамский монастырь имеет собственную эмблему.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Современный этап развития Валаамского монастыря

Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря

С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий.

Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.

Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.

Смоленский скит Валаамского монастыря

Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама.

Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара. Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил. Монастырь ведет активный прием паломников в период с мая по ноябрь ежегодно. Это время, когда Ладога открыта для навигации, и поэтому весьма активно происходит посещение обители ее гостями.

Гефсиманский скит Валаамского монастыря

Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане. А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 4.44 [16 Голоса (ов)]

← РОССИЯРЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯЕВРОПА →

История строительства Спасо-Преображенского собора

После возрождения монастыря в начале XVIII века здесь стояла деревянная пятиглавая Спасо-Преображенская церковь, в 80-е годы XVIII столетия на месте ее «над нетленными мощами основателей монастыря» был поставлен каменный Спасо-Преображенский двухэтажный собор, автором которого был настоятель монастыря отец Назарий. Именно этот собор был построен в едином архитектурном замысле с окружающими постройками, тогда четко прослеживалась строгая ансамблевость за­стройки ядра монастырской усадьбы. Но к концу XIX века старый собор обветшал, а выросшее богатство и популяр­ность монастыря требовали нового, более вместительного храма, который стал бы воплощением величия и значи­мости монастыря, отвечал бы новым вкусам и веяниям в архитектуре.

Валаам в XIX в. Виден Назарьевский собор.

Строительство нового Спасо-Преображенского собора началось в 1887 году по проекту архитектора А. Силина и было завершено академиком архитектуры Н. Д. Прокофьевым, выполнившим расчеты сводов и куполов и проект декоративного оформления интерьеров, в 1896 го­ду. Собор возводился по преимуществу силами наемных рабочих, росписи выполнялись живописцами монас­тырской иконописной мастерской под руководством иеро­монаха Луки, в прошлом профессионального художника академического направления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]