Монастырь Иоанна Предтечи в Москве. Расписание богослужений, Обруч. Адрес, как добраться на метро, машине


Сошедший со страниц Экзюпери Маленький Принц любил повторять, что без участия сердца самого главного-то в окружающем нас мире не разглядеть. И действительно: только задумайтесь, как часто мы не замечаем в обыденных вещах настоящие сокровища! Так, скромная школьница прячет у себя в сердце искрометный дар поэта, в забытой бабушкиной шкатулке находятся драгоценности, заботливо завернутые в тряпочки, а ничем не примечательная, маленькая церквушка хранит под своими сводами росписи, выполненные самим Виктором Васнецовым. Так не бывает, скажете вы? Господа скептики, добро пожаловать в храм Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне!

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.


Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

История, достопримечательности и святыни храма

  • Предтеченский храм ведет свою историю еще с конца XVI века, когда был возведена первая деревянная церковь, носящее это имя. Не прошло и ста лет, как ей на смену встал новый храм в камне.
  • Знаковым для храма стал конец XIX века, а точнее 1890-е годы, когда в его стенах прочно обосновалась мастерская известного художника Виктора Васнецова. Говорят, что великий мастер приложил руку и к росписи самого храма: искусствоведы утверждают, что авторству Васнецова принадлежат фрески «Бог-слово», «Отечество», «Положение во гроб». А уж то, что васнецовские ученики под чутким руководством своего наставника занимались декором храмовых стен, не подлежит сомнению: вмешательство художника выдают многочисленные стеклянные мозаики, столь излюбленные Васнецовым. Загляните под свод главного храма – и вы буквально утонете в его серебристой глубине! Правда, уникальному храмовому декору до сих пор требуется рука помощи, протянутая умелым реставратором: будем надеяться, что такой человек найдется, да еще и вместе со спонсором.
  • В XX века храм не прекращал свою деятельность ни на один день, во многом благодаря своему настоятелю отцу Алексию. Конечно, из церкви были изъяты почти все ценности (а их, судя по отчетам занимавшихся храмом чекистов, было немало – серебра, золота, рубинов, жемчуга и даже бриллиантов), но зато в послевоенные годы бывший когда-то окраинным и не особо почитаемым храм стал одним из самых посещаемых в Москве.
  • Среди икон главного иконостаса храма с особым трепетом прихожане и клирики выделяют образ Спасителя и икону Рудненской Божией Матери. Ни один праздник не обходится и без воздания почестей храмовой иконе святого Иоанна Крестителя, написанной Ефимом Ивановым в конце XVII века. Эта святыня находится в отдельном киоте (киот – специальный остекленный ящичек для икон). «Ангел пустыни» (а именно так в этом каноне величают Иоанна Крестителя) держит в руках свиток, свидетельствующий о проповеднической деятельности святого.


Иконостас храма Иоанна Предтечи на Пресне.

XIX век

В Москве во время вторжения французов наполеоновской армии и пожара монастырь Иоанна Предтечи был сожжен и разорен.

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).


1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Возрождённые святыни: Предтеченский храм у стен Новодевичьей обители

Сегодня в Москве восстановлен древний храм Усекновения главы Свя-того Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле. Этот храм - современник Новодевичьего монастыря. Как и весь монастырь, его возведение стало исполнением обета великого князя за присоединение Смоленска, древней отчины русских князей.

КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО ХРАМА

В 1525 году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVI века на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35 м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Ели-зарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVII века в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел - небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812 года.

Во время французской ок-купации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских хра-мов, взорванных по приказу Наполеона. В 1816 году на другом месте была постро-ена новая церковь для жителей слободы у Девичьего поля, освященная во имя Отцов Седьмого Вселенского Собора, которые поминаются в день, когда войска Наполеона покинули Москву. В 1930-е годы и этот храм был уничтожен, но уже по приказу безбожной власти.

Пустующее место церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на протяжении двух столетий оставалось раной, нанесенной Москве нашествием «двунадесяти языков». В 2012 году, в год 200-летия победы в Оте-чественной войне 1812 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил восстановление церкви как храма-памятника подвигу российского народа, освободившего Европу от тирана.

Однако для дословного восстановления облика взорванной церкви отсутствовали научные и методические основания, так как до 1812 года не было, да и быть не могло фиксационных чертежей. Не обладая данными о профилировке, о точных высотных отметках, о соотношении частей, можно было лишь создать усредненное подобие утраченного произведения шатрового зодчества, не обладающее его индивидуальны-ми особенностями, которые остаются нам неизвестными. Поэтому авторы проекта отказались от попыток буквального воспроизведения форм взорванного здания. При всей фрагмен-тарности данных об облике разрушенного в 1812 году храма его типологическая принадлежность не вызывала сомнений. Поэтому авторы обоснованно выбрали тип шатрового храма. Таким образом, устанавливается преемственная связь с предшествующим сооружением. Место утраченного храма находится в буферной зоне объекта ЮНЕСКО, и поэтому новое здание не должно было изменить ценностные характеристики градостроительного окружения монастырского ансамбля, что делало необходимым ограничить его высоту 19 метрами. Другая сложность состояла в том, что парк, разбитый на месте церкви, является объектом культурного наследия. Предстояло вписать новое здание в границы территории, свободной от древесных насаждений парка. Планировка парка и общая градостроительная ситуация делали предпочтительным расположение новой церкви по оси север-восток, т. е. параллельно трассе и стенам монастыря. Подобная практика была хорошо известна в Москве, где храмы, поставленные на участках вдоль уже существующих улиц, часто ставились в соответствии с их направленностью.

Так, у храма Алексиевского монастыря и, вслед за ним, Храма Христа Спасителя ось алтаря направлена вдоль дороги и реки, на северо-восток, и так у многих церквей на трассе Царицыной (Б. Пироговской) улицы, например, у храма святого Димитрия Прилуцкого. Подобную ориентацию имел и ближайший к Новодевичьему монастырю храм Отцов Седьмого Вселенского Собора (сохранились даже документы, в которых ктитор возобновляемого храма просил разрешения заложить новую церковь в направлении весенне-летнего востока).

В результате в отличие от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи 1560-х годов, стоявшей у стен монастыря на обширном поле, новый храм с тем же посвящением должен был восстанавливаться в иных условиях, при уже существующей городской трассе вдоль восточной стены Новодевичьего монастыря. Поэтому было решено поставить его по оси север-восток, придерживаясь направления на Кремль, в соответствии со старомосковской традицией.

До начала строительства, в 2013 и 2015 годах, Институт археологии РАН в рамках программы Департамента культурного наследия города Москвы провел научные раскопки на избранном участке. Был раскрыт юго-западный угол и место южной апсиды храма XVI века, часть стены трапезной и фундаменты колокольни XVII века. Хотя фундаменты стен храма целиком выбрали еще в конце 1810-х годов для строительства храма Отцов Семи Вселенских Соборов, археологи уверенно восстановили план по следам рвов и пятнам вбитых в их дно свай. Все находки, включая прекрасную коллекцию надгробий с именами известных и неизвестных прихожан храма середины XVI–XVII веков, были тщательно изучены и подготовлены к экспонированию в будущем музее церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В основу композиции нового храма положена схема, традиционная для шатровых церквей середины второй половины XVI столетия, - четверик, переход от которого к восьмерику декорируется кокошниками. Ребра шатра, опирающегося на четверик, выделены гуртами. Венчает шатер круглый барабан с небольшой луковичной главой. Конструктивная схема перехода от четверика к восьмерику выявлена в интерьере храма. С запада к четверику примыкает небольшой притвор, на котором устроена однопролетная звонница. Апсида церкви имеет граненую форму. Под всем зданием церкви устроен подвал, предназначенный для размещения археологического музея. Авторы проекта создали новый облик шатрового храма начала XXI века, призванный напомнить об образе храма XVI века, взорванного в 1812 году. Поэтому иконостас в новопостроенной церкви связан с обликом тябловых иконостасов XVI столетия, но при этом представляет новое произведение, стилистически увязанное со всей постройкой. Новая иконопись следует средневековой традиции, но при этом иконописцы не копировали известные образцы, придерживаясь иконографии и стилистических особенностей русского искусства XVI столетия. Иконы в мест-ном ряду иконостаса связаны с памятью о посвящениях престолов во взорванном храме, а также о событиях Отечественной войны 1812 года. Так, местный образ святителя Николая устроен в память посвящения престола взорванного Никольского придела, а образ «Торжества Православия», связанный с деяниями Седьмого Вселенского Собора, - с памятью о дне изгнания войск Наполеона из Москвы, а также о храме, построенном в память этого события. Образ святого благоверного князя Александра Невского связан с памятью об императоре Александре Благословенном, молившемся своему патрональному святому об изгнании врага из пределов Российского государства. Местный образ Спасителя - «Спас Смоленский» - напоминает и о чуде изгнания войск Магмет-Гирея в 1521 году из Москвы, и о взятии Смоленска в 1524 году - о событии, ставшим причиной создания Новодевичьего монастыря.

А.Л. Баталов, проф., докт. искусств.

ХРОНИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ ХРАМА

Решение о воссоздании храма было принято председателем Правительства Рос-сийской Федерации, избранным Пре-зидентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери.

Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летней годовщины Оте-чественной войны 1812 года и победы над французскими завоевателями.

Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи ко времени основания Новодевичьего монастыря, т. е. к 1525 году «лета 7033… Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одегитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. В 1812 году храм был взорван французами при их отступлении из Москвы.

* * *

8 июня 2012 года в Московском Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Ново-девичьего монастыря.

В совещании по воссозданию храма приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, префект Центрального административного округа С. Л. Байдаков, руководитель департамента Мосгорнаследие А. В. Кибовский, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, эконом Московского епархиального управления священник Михаил Конюхов, заместитель директора Благотворительного фонда Московской епархии Русской Православной Церкви по восстановлению ан-самбля Новодевичьего монастыря С. В. Маранц, заместитель руководителя департамента Мосгорнаследие Л. В. Кондрашов, заместитель руководителя департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы К. Л. Блаженов и его сотрудники В. А. Зенина и Т. А. Насеткина, заместитель префекта ЦАО А. В. Литошин, от управления строительства и реконструкции - А. М. Чапаев, от управления ЖКХ - А. Л. Швецов, глава управы района Хамовники В. Г. Азаров, от Генеральной дирекции по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории ЦАО - Г. А. Аралова, от Москомархитектуры - И. Н. Воскресенский, начальник отдела департамента культуры С. А. Половинкин, от Института археологии РАН - Л. А. Беляев, от префектуры ЦАО - Н. Н. Радецкая.

На совещании было принято решение о создании рабочей группы. Были рассмотрены сроки и порядок проведения предварительных работ по археологическим изысканиям, назначены ответственные за сбор архивных документов, определен предварительный порядок и источники финансирования проектных работ и работ по воссозданию храма, обсуждены вопросы проведения всех предстоящих работ в условиях выделенных зон охраны памятника истории и культуры, определена дата закладки камня на месте возведения храма.

* * *

11 сентября 2012 года, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Перед началом молебна, обращаясь к высоким представителям властей, духовенству, монашествующим и богомольцам, митрополит Ювеналий сказал: «Сегодня мы станем свидетелями события, имеющего историческое и духовное значение. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла будет освящен закладной камень восстанавливаемого храма в честь Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Как показали археологические раскопки, он на-ходился именно на данном месте.

Церковь эта была воздвигнута в XVI веке и фактически являлась ровесницей Новодевичьего монастыря. Поэтому о ней с полным основанием можно говорить как о неотъемлемой составной части ансамбля обители, как в духовном, так и в эстетическом смысле. Свидетельством этому являются дошедшие до нас старинные изображения, а одна из монастырских башен носит название - Предтеченская.

В годы Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, поскольку захватчики были одержимы идеологией безбожия и испытывали неприязнь к православию. Храм Усекновения был взорван. При отступлении французы планировали уничтожить и Новодевичий монастырь, но чудом Божиим этот варварский план сорвался.

Благодарим Бога за то, что сегодня можем способствовать восстановлению первоначального исторического облика Новодевичьего монастыря, включенного ЮНЕСКО в список мирового наследия, а именно - возрождению относившегося к нему храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, нашей древней святыни.

Глубоко символично, что решение о воссоздании Предтеченского храма принято в год 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. В Русской Православной Церкви в день Усекновения главы Иоанна Крестителя традиционно совершается поминовение воинов, павших на полях сражений. Не трудно представить, что два столетия назад это был день беспримерной всенародной скорби и траура. Ведь буквально накануне на поле Бородинском в жестоком сражении десятки тысяч лучших сынов России принесли себя в жертву за спасение родной земли.

Говоря о духовном значении сегодняшнего события, хочется указать на то, что возведение порушенного злой волей храма и всестороннее возобновление монашеского делания в древней обители являются родственными по смыслу этапами возрождения древнего Новодевичьего монастыря. Мы радуемся происходящему, поскольку эти свершения являются свидетельством столь необходимого нашему народу духовного возрождения, возвращения к отеческим традициям и святой вере православной.

Уверен, что сыны и дочери России, и особенно москвичи, с радостью узнают о сегодняшнем событии и не останутся в стороне от созидания и благоукрашения священного памятника благочестия наших предков».

На молебне Его Высокопреосвященству сослужили епископ Можайский Григорий, епископ Балашихинский Николай, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, духовенство Новодевичьего монастыря и Московской епархии. На освящении молились префект Центрального административного округа города Москвы С. Л. Байдаков и другие официальные лица, игумения Маргарита (Феоктистова) с сестрами монастыря и многочисленными прихожанами, пел монашеский хор обители. По завершении молебна была провозглашена вечная память вождем и воинам, на поле брани убиенным, и уставные многолетия.

* * *

8 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре состоялась пресс-конференция на тему «Восстановление утраченных храмов Москвы». На конференции обсуждались вопросы воссоздания утраченных храмов Москвы: храма Усекновения главы Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре, храма Преображения Господня на Преображенской площади и ход реставрации Московского Епархиального дома с храмом св. равноапостольного князя Вла-димира.

В конференции приняли участие: депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации В. И. Ресин, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, главный специалист-эксперт Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры России Н. В. Филатова, помощник советника по вопросам культуры Президента Российской Федерации Владимира Толстого С. В. Попов, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьёв, настоятель храма Софии, Премудрости Божией протоиерей Владимир Волгин, заслуженный архитектор России А. Н. Оболенский, настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), директор центра традиционной Русской культуры «Преображенское» И. К. Русакомский и другие.

Митрополит Ювеналий выступил с докладом по поводу восстановления храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, в частности, сказал:

«В Синодик жертв французской оккупации Предтеченская церковь вошла вместе с соборными звонницами и башнями Московского Кремля. Однако в отличие от взорванных французами кремлевских зданий, восстановленных по приказу императора Александра I, наша церковь не была поднята из руин.

Но по просьбе её ктитора, московского купца, в 1816 году немного поодаль от стен обители для жителей Новодевичьей слободы была построена новая церковь во имя Святых Отцов VII Вселенского Собора, память которых совершалась в 1812 году в тот самый день, когда войска Наполеона покинули Москву. На закладку фундаментов этой церкви пошел буквально весь камень и кирпич, оставшийся от взорванного Предтеченского храма, а в самой церкви в его память был устроен придел Усекновения главы Предтечи. В 1930-е годы по приказу советской власти величественный Седьмовселенский храм был так же взорван, как и его „предтеча“ фран-цузами.

В настоящее время на Девичьем поле зияют две раны, нанесенные московской святыне безбожными французами и богоборческой властью, а земля, некогда освященная престолами, попирается ногами прохожих. Глубоко символично, что решение о воссоздании Предтеченского храма - храма-свидетеля, храма-мученика - было принято Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Кириллом в год 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Нельзя не видеть в этом восстановление исторической справедливости и исполнение священного долга памяти. Тем более что в Русской Православной Церкви существует традиция в день „Предтечева славного усекновения“ поминать воинов, павших на полях сражений. Эта церковь станет достойным памятником русским воинам, на поле брани за Веру и Отечество жизнь свою положившим, нашим благочестивым предкам-москвичам, пострадавшим во время французской оккупации, и всем на том месте почивающим православным христианам.

Сам же Великий и Славный Предтеча Господень, „болий всех, рождённых женами“, своими многомощными молитвами будет предстательствовать за нас пред Престолом Всевышнего».

Пресс-конференция продолжилась в сквере, на месте планируемого воссоздания храма Усекновения главы Иоанна Предтечи при Новодевичьем монастыре. Архитектор и автор проекта строительства храма И. В. Уткин рассказал тележурналистам о работе над проектом и замысле воссоздания этого уникального памятника православной культуры.

* * *

23 марта 2015 года митрополит Ювеналий благословил начать сбор пожертвований на строительство Иоанно-Предтеченского храма в рамках акции «именные кирпичи».

* * *

18 сентября 2015 года митрополит Ювеналий освятил кресты на купола храма Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен Новодевичьего монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужил секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, а также духовенство Новодевичьей обители.

На освящении присутствовали генеральный директор Балтийской строительной компании Игорь Найвальдт, игумения Новодевичьего монастыря Маргарита (Феоктистова) и сёстры монастыря, сотрудники Московского епархиального управления и Церковного музея.

После общей молитвы митрополит Ювеналий обратился ко всем собравшимся:

«Возлюбленные о Господе!

В минувшие годы я много раз повторял, что чувствую себя счастливым человеком. На заре моей юности и в последующие годы я вместе с Церковью и нашим народом пережил эпоху богоборчества и атеизма. Вступив в новую эпоху свободной России, я постоянно радуюсь и вдохновляюсь тем, что это время ознаменовано созиданием и возрождением нашей духовной культуры, восстановлением порушенных святынь и строительством новых храмов.

Я помню, как 6 мая 2012 года нашу обитель посетил Президент России Владимир Владимирович Путин вместе со Святейшим Патриархом Кириллом, когда в монастырь была возвращена наша национальная святыня - Иверская икона Божией Матери. И тогда я имел дерзновение сказать, что мы отмечаем 200-летие победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Но с этим завоевателем связана печальная страница в истории не только России и Москвы, но, в частности, и Новодевичьего монастыря, потому что у его стен был взорван храм, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи. И я тогда сказал Владимиру Владимировичу, как было бы хорошо, чтобы в этот юбилей мы начали строительство храма-памятника в честь Иоанна Крестителя. И с этого же дня по воле нашего Президента и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на этом месте стал воздвигаться храм. Он вошел в число тех двухсот храмов, которые воздвигаются в Москве по благословению святейшего Патриарха Кирилла. Мне, как епархиальному архиерею, хочется напомнить о том, что духовное созидание идет не только в Москве и на необозримых просторах России, но и в епархии, которую я возглавляю, в Московской области, потому что за минувшее время, можно сказать, уже 1000 храмов восстановлено из руин и построено 400 новых. Моей болью является то, что до сих пор остается еще 253 храма, находящихся в руинах, которые ждут и жертвователей, и строи-телей, и православных христиан, которые их наполнят. И здесь у нас есть счастливые примеры того, что не только церковные, но и светские власти берутся восстанавливать порушенные святыни.

В Коломенском районе, например, в селе Шкинь, есть древний храм, который находился в руинированном состоянии, буквально погибал, разрушался, но доброй волей Николая Павловича Овсиенко, заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, стал восстанавливаться. А Николай Павлович стал во главе Попечительского совета по восстановлению этого храма. В этом году, на престольный праздник храма, в Духов день, я совершал в нем Божественную литургию и видел буквально море людей, которые пришли помолиться и увидеть это чудо возвращения святыни Церкви Христовой. И так не только в селе Шкинь. В прошлом году по благословению Святейшего Патриарха мы создали Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Вместе с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым мы заботимся о том, чтобы как можно больше сократить сроки возрождения этих святынь и как можно быстрее вернуть их к жизни. Поэтому вы можете меня понять, с какой радостью и ликованием я вижу исполнение слов Христа, Который сказал: „Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ (Мф. 16:18). Могли ли наши люди в прошлом веке думать, видя разрушение наших святынь, что мы будем вновь повторять эти слова, сказанные нашим Господом?! На этом месте, где уже воздвижен храм и освящен крест на его купол, мы подтверждаем непреложность этого обетования Христа Спасителя. Мне хочется пожелать, чтобы вера Христова вечно жила в сердцах наших людей. Аминь!»

Советское время

В 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало более трехсот насельниц, которые во время Первой мировой войны обшивали бойцов русской армии, а после революции и красноармейцев обмундированием.

Но продолжается это недолго: обитель закрывают в числе самых первых, и уже к середине 1918 года превращают в «Ивановский исправительный дом на Солянке», а сестры сменяются заключенными концлагеря, число которых в 20-е годы достигало четырехсот. Большая часть зданий и территории отдается в ведение МВД. Многие служители и монахини арестованы и сосланы.

Главные церкви продолжали быть действующими как приходские до 1927 года, после чего отбирают и их. В этих зданиях разместились государственный архив и лагерный красный уголок.

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

Пaмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

Пл0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Возобновление монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи возрождается с 1990 года, когда церкви и некоторые здания в Москве начали возвращать Русской Православной Церкви. С этого времени началась и пока еще не прекратилась активная реставрация основных построек монастырского комплекса и внутреннего убранства церквей.

В 2002 году женской обители назначается первая после долго перерыва настоятельница, а возобновленному монастырю присваивается статус ставропигиального.

История храма Иоанна Крестителя

  • 17 век. Предполагают, что его постройка завершилась в 1685 году. Этой гипотезе не препятствует то, что на облике «Рождение Иоанна Предтечи» написан 1686 год. Выход располагался на запад и вёл к Ваганькову (не захоронение, а где стоит Никольская церковь). С правой стороны был двор Варфоломея, а слева дворы предтеченского причта, о которых говорилось в описях;
  • 18 век. Слобода на Пресне развивалась. Книга переписи 1696 г. говорит, что там было более 300 дворов, значительная часть которых была при Никольском приходе. В 1702 г. только в приходе там было более 230 дворов. В 1714 году был издан указ, по которому сделают церковь из камня. Постройку прервало постановление, запретившее строительство из камня. В 1728 его отменили и храм продолжили возводить. В 1731 г. священника Петра попросили освятить храм. В 1734 г. он его освятил;

  • 1800-1850 года. В 1804 г. уничтожили колокольню. Внешний облик её явно не подходил и устарел. Было решено сделать трёхэтажную колокольню в классицистском стиле из камня высотой 2500 см с крестом. Её строили 4 года с 1806, строительством руководил Фёдор Резанов. Нижний ярус представлял собой прямоугольник, который служил проходом в храм. Раньше нигде не было таких колоколен. Проект создал Фёдор Шестаков. В 1843 г. освятили южную часть Софии Премудрости Божией;
  • 1850-1900 года. В мае 1889 г. предложили снести все постройки и сделать дом и ещё несколько построек из камня. После завершения возведения летом 1892 г. начали строить ещё одно жилое помещение, а в 1893 году освятили и открыли школу;
  • 1917-1990 года. Март 1922. Правительство изымало драгоценности из храмов, и эта постройка не осталась в стороне. 31 марта изъяли и из этого места. Осталось пару «тайных» докладов члена Губкомиссии Ф. Медведя. Там написано, что тогда и первого апреля оттуда изъяли много серебра, 17 граммов золота, 23 бриллианта и 2 рубина. В 30 году лишили звона. После войны началось восстановление храма. В 60-е годы происходил основной ремонт. Восстановили золотой цвет Царских ворот, латунные решётки заменили на мраморную балюстраду. Стены сделали из мрамора. Восстановили живопись, обновили паникадила;

  • Наше время. 90-е годы ремонтировали храм: крышу сделали из листовой меди, позолотили крест. Установили иконы, восстановили облики на жести над окнами столовой. Согласно указу руководства Москвы вернули землю в тринадцать соток. В годы после войны он сделался одним из самых непопулярных в самый уважаемый храм. Уже пятнадцать лет там существует школа, которая духовно кормит пациентов из 19 больницы;

Монастырь сегодня

Большее число исторических зданий и церковных сооружений не принадлежит монастырю, и до настоящего времени находятся в ведении Московского Университета МВД. Часть из них без должного ухода постепенно разрушается.

Иоанно-Предтеченская обитель активно развивается. Продолжается реставрационная и восстановительная работа.

При обители имеются иконописная мастерская и небольшие швейные производства. Ведется широкая духовная просветительская деятельность.

Архитектура монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве и за ее пределами известен своим великолепным главным собором Усекновения главы Иоанна Предтечи (1879), прототипом которого стал знаменитый кафедральный собор Флоренции.

Внушительных размеров граненый купол и строгость линий возведенного Быковским собора приковывают взгляды горожан и туристов. Здесь органично переплелись лучшие элементы ренессанса с русским классицизмом, античность с древнерусским зодчеством.

С западной стороны на фасаде вперед вынесены две симметричные шатровые колокольни с монументальным порталом Святых ворот 1860 года постройки. Парные башни с зубчатым декором открывают вход.

Восточнее центрального храма находятся кельи и здание больничного корпуса с домовой церковью преподобной чудотворицы Елисаветы, 1879 года постройки, восстановление завершено в 1995 году.

Возведение западных корпусов келий растянулось на более длительный период с 1760 по 1830 годы. В северо-западной части находится трапезный корпус.

К древнейшей монастырской ограде примыкает невысокое одноэтажное здание конца XIX века постройки с изящным порталом, восстановительные работы закончены в 1992 году. В нем сейчас расположена Часовня святого Крестителя Иоанна Предтечи.

О храме

Если въезжать в Москву по Реутовской эстакаде, то можно увидеть, как с правой стороны дороги над густыми кронами деревьев золотом горят кресты небольшой церкви с изящной колокольней. Это — храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. История храма неотделима от истории самого Ивановского, ныне являющегося одним из районов Восточного административного округа столицы.

В XVII столетии, а именно к этому периоду относят первое документальное упоминание о нашем храме, Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлово — бывшей вотчине бояр Романовых. В середине XVI века Измайлово было пожаловано царем Иоанном Грозным воеводе Никите Романовичу Захарьину – Юрьеву, брату супруги государя — царицы Анастасии. С начала XVII века Измайловым владел дядя Михаила Феодоровича боярин Иван Никитич Романов.

Храм в 1998-1999 г.г.

В 1612 году наступила Смута, под знаменами Лжедимитрия в наше Отечество нахлынули польско-литовские интервенты. Регулярные войска и следующие за ними шайки мародеров грабили и разоряли города и веси Русской Земли. К середине XVII столетия Измайлово и его окрестности, как и многие десятки русских сел и деревень, подвергшихся нападению захватчиков, находились в запустении. За их обустройство взялся царь Алексей Михайлович, к которому перешли здешние земли. Находившееся в семи верстах от столицы Измайлово, заняло особое место среди многочисленных дворцовых вотчин. Алексей Михайлович любил бывать здесь, в своих угодьях он создал цветущее хозяйство с садами, огородами, теплицами, пасеками, рыбными прудами и даже собственным зверинцем.

В 1663 году началось переустройство измайловской государевой вотчины: сюда переселили около тысячи крестьянских семей из других дворцовых волостей. В это время Ивановское, наряду с Черкизовым и Никольским является «приселком» дворцового царского села Измайлово. В каждом из приселков существовало собственное, обслуживающее дворцовое село хозяйство. В Ивановском была устроена мукомольная мельница «с земляною плотиною длиной 170, шириной 11, вышиной 2 сажени», а также два пруда, где откармливали карасей и линей к государеву столу. В 1666 –1667 годах для удовлетворения духовных нужд ивановских крестьян построена деревянная церковь в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с пределами во имя святителя Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской и святого великомученика и Победоносца Георгия. В Писцовой книге под 1676 годом говорится:

«обложена на Москве данью вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, в Радонежской десятине, великого государя дворцового села Измайлова в приселке Ивановском, а на тою церковь, по указу Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова по сказке той церкви попа положено дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна и велено с той церкви данные деньги по тому окладу взять со 7178 (1670) года и впредь писать».

Иконы для храма были созданы изографом Сергием Рожковым «с товарыщи». Первоначально церковь была шатровой, как и храмы окрестных селений – Измайлова и Черкизова.

Иконостас нашего храма

В начале XVII века сельские приходские церкви Московского уезда делились на десятины, в числе которых, как известно по приходным окладным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 года была Радонежская десятина. К ней были причислены села, расположенные от Крестовой заставы Москвы по обе стороны Переяславской (Троицкой) дороги до границ Дмитровского и Владимирского уездов. Ивановское также как и Перово, Алексеевское, Измайлово, Черкизово, Никольское, Гольяново и Зевалово – Щукино входило в Васильцов стан Радонежской десятины, который имел едва ли не самое большое количество по сравнению с другими, примыкавшими к Москве станами, невозделанных земель и опустевших селений. По свидетельству дьячка церкви Иоанна Предтечи Евсейки Федорова:

«к той церкви церковной земли и сенных покосов нет, а дают попу и ему дьячку государево хлебное и денежное жалованье (ругу) из Приказа Большого Дворца, а построена та церковь в 7175 (1667) году».

По Ружной книге 1699 года указанное государево жалованье выдавалось:

«церкви Иоанна Предтечи попу 10 рублей, ржи 10 четьи, овса тож, дьячку 5 рублей, ржи и овса по 6 четьи, пономарю 4 рубля, ржи и овса по 5 четьи, просвирне 3 рубля, ржи и овса по 3 четьи, на просфоры чет с осьминою».

В той же книге, относительно клириков Иоанновского прихода помечено:

«Буде земель и приходских дворов и иных доходов за ними нет, и им ругу давать сполна».

До 1676 года Ивановское числилось в Приказе Тайных дел, а затем Приказе Большого Дворца. Приход храма был немногочислен: к 1700 году по докладной записке, поданной местным священником с причетниками:

«крестьянских дворов и пустошей и лавок и иных доходов за ними нет, а приходских — де у них только 10 дворов».

Примечательно, что Приказ Большого Дворца располагал в эту пору иными сведениями:

«в том приселке крестьянских и бобыльских 69 дворов, из того числа 33 двора прихожане и кладутся в селе Измайлове, да в том же селе пустых крестьянских 15 дворов».

11 июля 1700 года великий государь, выслушав выписку, представленную Приказом, повелел:

«того приселка Ивановскому попу с причетниками ругу не давать и из окладу выложить, а довольствоваться им подаянием приходских людей».

Относительно тех, кто служил в храме в XVII-XVIII столетии почти ничего неизвестно: есть сведения о том, что в 1717 году при церкви Иоанна Предтечи состояло три клирика, носивших фамилию Сидоров и, по всей видимости, состоявших друг с другом в родстве: священник Дмитрий Сидоров, дьячок Иван Сидоров и пономарь Афанасий Сидоров. В 1712 -1739 годах ивановским приходом церковной дани платилось 23 алтына 4 деньги, что по тем временам являлось суммой незначительной, стало быть, он не относился к числу многолюдных. На карте 1766 года показана единственная улица Ивановского, идущая параллельно Большому Владимирскому тракту. С севера от нее обозначена церковь, а рядом — пруд.

В 1801 году выстроен ныне существующий храм, который по своему архитектурному облику относится к стилю раннего классицизма. К XIX веку село Ивановское находилось на окраине обширного луга – части регулярного парка усадьбы Кусково, принадлежавшей графам Шереметевым. В 1812 году здесь, также как и в окрестных селах, хозяйничали французы

Вид храма в 1997 г.

В письме от 17 сентября 1812 года генерал-лейтенант князь Голицын писал фельдмаршалу М.И. Кутузову:

«Адъютант мой, узнав от мужика, что в 11 верстах от Москвы в селе Ивановском французы грабят, дал знать казакам, кои, дождавшись ночи, на них напали и всех захватили в плен, из которых двух ранили. С нашей стороны никакой потери не было. Пленных 11 человек: 7 прусаков, 3 поляка, 1 француз; при конвое препровождены во Владимир к г. гражданскому губернатору».

Французские мародеры, которым вообще свойственно было циничное и кощунственное отношение к святыням, не щадили православных храмов. Об этом, в частности, свидетельствуют поступавшие в Московскую Духовную консисторию рапорты сельских священников Московской округи о готовности к освящению их церквей после отступления французов. Такой рапорт в ноябре 1812 года был подан из ближайшего окружения Ивановского, а именно, из церкви села Никольского. Вероятнее всего общая горькая участь не миновала храма Рождества Иоанна Предтечи, однако, он был приведен в прежний порядок тщанием прихожан.

Около 1842 года внутреннее убранство церкви претерпело значительные изменения: бригада реставраторов, работавшая здесь в 1979 году, обнаружила, что именно в третьей четверти XIX века была произведена полная запись первоначальной настенной живописи, с изменением композиции и колорита. На время обновления росписи указывали характер расположения изображений и их подбор. В это же время храмовый иконостас был перекрашен колером типа «слоновая кость» с позолотой отдельных деталей и в таком виде он находился довольно долго, более столетия. К северу от храма на картах XIX века отмечена часовня, примерно в пятистах метрах к северо-западу от церковной ограды находился Святой колодец. Вокруг храма образовалось кладбище, на котором хоронили местных жителей. К храму Рождества Иоанна Предтечи некоторое время была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа близлежащего села Губино (Гиреево), построенная в 1718 году князем Иваном Алексеевичем Голицыным в своей вотчине и не имевшая собственного причта.

По данным 1859 года Ивановское находилось в Удельном ведомстве, оно насчитывало 84 двора и 570 жителей. После отмены крепостного права село принадлежало к Пехорской волости Московского уезда. В конце XIX века здесь стояло уже 138 дворов, а население насчитывало 654 человека. Уровень грамотности был невысок, сельчане занимались сельским хозяйством, выращивали картофель, овощи и зерновые. Большинство из них работало на расположенных поблизости небольших частных фабриках, принадлежавших московским купцам. По переписи 1926 года в Ивановском числилось 1275 человек. В ходе коллективизации в селе был организован колхоз «Вперед», однако значительная часть жителей Ивановского продолжала работать на фабриках Реутова и Перова. Храм оставался духовным центром села, и люди тянулись к нему: даже сельская молодежь после работы собиралась на гулянья под гармошку у восточной ограды церкви.

В период тяжелейших в истории Русской Православной Церкви богоборческих гонений храму Рождества Иоанна Предтечи, удалось избежать участи большинства московских церквей – он никогда не закрывался, хотя попытки сделать это предпринимались не раз. В конце сороковых годов с призывом закрыть и снести храм выступили военнослужащие близлежащей воинской части, дислоцировавшейся на территории нынешнего Терлецкого парка. Военные ходили по домам местных жителей, пытаясь собрать подписи в поддержку своей «инициативы», но подписываться никто не стал, и церковь была сохранена. Весьма вероятно, что вынудили их на это местные власти, которые хотели, таким образом избавиться от «очага религиозного дурмана».

В 1960 году Ивановское оказалось в черте Москвы, новые границы которой были определены московской кольцевой автодорогой. В 1971 году здесь началось массовое жилищное строительство. Деревянные дома сносились, а сами сельчане переселялись в новые столичные микрорайоны. Весьма немногие из коренных жителей Ивановского сумели остаться жить там же, где и прежде. Очевидцы до сих пор с болью в сердце вспоминают, как бульдозерами сносили цветущие вишневые и яблоневые сады, расчищая место под строительную площадку. На страницах книги «Путешествие по новой Москве» журналист Лев Колодный тогда бодро рапортовал:

«Десять лет тому назад бывал я тут (в Ивановском) и видел это большое село, над его избами возвышался каменный храм с колокольней, трапезной в стиле русского классицизма, начала прошлого века. Тогда еще тут было правление совхоза, собиравшееся переезжать за пределы кольцевой дороги, разделившей село пополам.… Вхожу в Ивановское и вижу: теперь его пересекают широкие улицы, где стоят высокие многоэтажные дома Москвы.… Почти все застроено здесь».

Уцелевший храм Рождества Иоанна Предтечи остался единственным строением, которое радовало глаз на фоне панельных коробок, возведенных в традициях безликой, лишенной малейших национальных черт советской архитектуры.

Вплотную к ограде храма пролегла новая улица Сталеваров, а Святой колодец был засыпан. Маленький кладбищенский храм продолжал оставаться единственным местом молитвы для тысяч жителей микрорайонов Ивановское и Перово, а также быстро разраставшегося подмосковного города Реутова. Есть сведения о том, что в середине XX столетия в храме поочередно служили настоятелями представители одной семьи Романеевых. Священники жили при церкви в небольшом одноэтажном бревенчатом доме, который сохранялся до девяностых годов.

История Иоанно-Предтеченского храма, которая была тесно связана с жизнью Русской Православной Церкви XX столетия, хранит немало славных страниц. В семидесятых годах Россию посетил служивший в Англии видный православный богослов и вдохновенный проповедник, митрополит Антоний Сурожский, который совершал богослужения в нашем храме. Владыка митрополит приезжал в Ивановское и в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси.

Долгие годы на приходе служили протоиереи Николай Ведерников и Михаил Шевченко – ревностные и добрые пастыри, своей искренностью и пламенной верой пробудившие любовь к Богу в сердцах многих людей. Своими пастырскими талантами они сумели привлечь в церковную ограду немало молодежи, но основу прихода в то время составляли пожилые люди, в основном женщины. Простые и смиренные молитвенницы, исполненные глубочайшего благочестия, они сумели сохранить Веру, передав Ее своим детям и внукам. Среди тех, чьи имена особенно памятны нам, живущим сегодня, — Иван Михайлович Соколов, двадцать лет являвшийся прихожанином нашего храма, а затем принявший на себя нелегкое бремя ктиторского служения. Для всех, знавших его Иван Михайлович являл живой пример истинно христианской жизни. В храм он приходил затемно, раньше всех, а уходил домой последним. Э тот удивительно добрый, умный и сердечный человек умел не только быть строгим и рачительным хозяином, но обладал прекрасным чувством юмора и всегда умел доброй шуткой поддержать унывающего.

Большинство из прежних прихожан храма, на своих плечах вынесших тяготы богоборческих лет, уже отошли к Господу. За каждым богослужением в храме Рождества Иоанна Предтечи возносится соборная молитва об упокоении душ усопших рабов Божиих: ктитора Иоанна, Марии, Евдокии, Анны, Надежды, Нины, Александры, Анастасии, Татианы, монахини Фотинии и многих других, чьими трудами и молитвами сохранялся приход. Многих из них Господь удостоил стать очевидцами возрождения Православия, начало которому было положено в 1988 году празднованием 1000-летия Крещения Руси. Из сугубо церковного события юбилей превратился в поистине всенародное торжество, пробудив у наших соотечественников интерес к Православию, к богатому и славному духовно-историческому наследию Российского государства.

Староста Иван Михаилович около церковного домика 1979 г.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 17 ноября 1989 года настоятелем храма был назначен протоирей Петр Захаров, ранее служивший в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Отцу Петру довелось возглавить приходскую общину в непростое, но отрадное время церковного возрождения. В эти годы значительно возросло число прихожан. Крещение приняло массовый характер, у купели вместе стояли и стар и млад, а в большие праздники бывший сельский храм, порой, не вмещал всех желающих участвовать в общей церковной молитве.

о.Петр Захаров во время Литургии

В 1990-1992 году началась реконструкция храма с целью увеличения его площади. К колокольне сделаны пристройки, за счет одной из которых была расширена трапезная часть, а в другой разместилась ризница. Капитальной реконструкции подверглись стены и кровля.

Внутренний двор храма в 1995 г.

В 1991 году состоялась закладка фундамента нового церковного дома: рядом со старым бревенчатым срубом – бывшем домом причта, возник целый комплекс из крестильного храма с мраморной купелью и обширного здания, где разместились классы Воскресной школы и вспомогательные хозяйственные помещения. В уютном церковном дворе появился магазин православной литературы, во двор вынесен из храма и свечной киоск.

Реконструкция храма — 1997 г.

Неузнаваемо изменился внутренний облик храма Рождества Иоанна Предтечи: на стенах появилась новая роспись, пол, прежде крытый плитами желто-серого песчаника, был выстлан серым гранитом. Не нарушая целостности исторического облика церковного здания, старые окна и двери в нем сменили на новые, герметичные, одновременно наладив современную вентиляцию и теплоснабжение. В 1997 –1998 годах, ввиду тесноты и малой пригодности для совершения богослужений, левый придел в честь святителя Василия Великого был перенесен в новопостроенный крестильный храм, а правый, в честь великомученика и Победоносца Георгия перенесен приставным престолом в главный алтарь. Сияет золотом новый иконостас, куда помещены отреставрированные и отчищенные от копоти старинные иконы. Радостным звоном созывают людей на молитву новые храмовые колокола: непростое искусство звонаря досконально освоили юные прихожане храма.

Внутренний облик храма Рождества Иоанна Предтечи

9 марта 1991 года на празднование первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За Патриаршей Литургией собралось около двухсот человек, многие, не сумев войти в храм, всю службу простояли на улице, внимая словам молитвы через распахнутые окна и двери. Воспоминания об этом молитвенном общении с Предстоятелем Русской Православной Церкви, особенно дороги прихожанам нашего храма.

7 июля 2013 года в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и возглавил богослужение.

Ныне жизнь храма Рождества Иоанна Предтечи протекает в едином русле с жизнью всей Православной Москвы, его прихожане никогда не остаются в стороне от общецерковных событий. Они принимали участие в Крестных ходах в честь шестисотлетия сретения Владимирской иконы Божией Матери, в день освящения Храма Христа Спасителя, вместе со своими пастырями молились за Патриаршим богослужением в месте массовых расстрелов на бывшем полигоне НКВД в Бутово. Среди сотен москвичей, ежегодно приходящих на Славянскую площадь в день памяти святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия неизменно бывают верующие жители Ивановского. Молодежь сегодня особенно активно участвует в приходской жизни и несет многочисленные послушания в храме. Примечательно, что многие из тех, кто несколько лет назад в отрочестве впервые переступили порог нашего храма, впоследствии избрали стезю церковного служения и ныне уже являются клириками приходов Москвы. Им на смену приходят новые поколения: в приходской Воскресной школе постигают азы Православия более ста двадцати окрестных ребятишек. Помимо Закона Божия, истории и церковного пения дети занимаются рисованием и золотым шитьем, постоянно выезжают на экскурсии по храмам и монастырям Москвы и Подмосковья.

Воскресная школа нашего храма

Для мальчиков и девочек, которые учатся в Воскресной школе, храм стал вторым домом. Здесь они приобщаются к спасительным Истинам Веры Христовой, здесь находят новых друзей-единомышленников. На церковном дворе постоянно звенят детские голоса, и это вселяет уверенность в светлом будущем не только нашего храма, но и всего нашего Отечества.

Есипова Елена Владимировна — директор воскресной школы в 2000-2009. г.г.

Внешняя облицовка

Конечно, вид древнейшей обители претерпел существенные изменения с момента своего основания. Сейчас стены отштукатурены и покрашены. Но тщательно восстанавливаемый облик собора и интерьеров дает некоторое представление о его первозданном виде в царские времена.

Ведется серьезная научная реставрационная работа по воссозданию храмовой живописи лучших мастеров Санкт-Петербургской Академии художеств конца XIX века. Весь архитектурный комплекс обнесен старинной каменной оградой.

Как выглядит монастырь изнутри

Уникальна планировка внутреннего двора монастыря: собор, все корпуса и здания соединены между собой четырьмя одноэтажными галереями (аракадами), расположенными по периметру.

Это оригинально рассекает внутреннюю территорию на маленькие уютные дворики прямоугольной и трапециевидной формы.

Рядом с входом в небольшую часовню в монастырской стене находится трапезная для прихожан, где можно подкрепиться вкусными свежеиспеченными пирожками или монастырским постным обедом.

Знаменитые узники

В XVI веке в обители содержалась монахиня Параскева, которая в миру была бездетной супругой сына царя Ивана Грозного.

С 1768 года более тридцати лет отбывала наказание всем известная своей небывалой жестокостью помещица «Салтычиха».

А с конца XVIII века в иночестве в течение четверти века пребывала насильно постриженная родная законная дочь Императрицы Елизаветы Петровны, больше известна как княжна Тараканова. Позже она смирилась со своей участью и стала со временем великой подвижницей и старицей Досифеей.

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно. Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.


Крещение Господне, икона, XVI век

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата Филиппа. Иоанн был схвачен и заключен в темницу. Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея — дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает. Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова — Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Деятельность прихода

Современная жизнь прихода женского монастыря Иоанна Предтечи очень разнообразна и развивается в следующих направлениях:

  1. В 2008 году открылся монастырский музей с уникальными историческими экспонатами, сбор которых от населения продолжается и сегодня.

  2. С 2012 года начали работу богословские курсы дополнительного образования для сестер в рамках образовательной системы РПЦ.
  3. Для всех желающих проходят еженедельные занятия в воскресной школе, где идет изучение основ Закона Божия.
  4. По воскресеньям после Божественной литургии в домашней обстановке библиотеки проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.
  5. Регулярно проводятся конференции, семинары и лекции.
  6. Подмосковное село Остров стало местом создания Богадельни или как ее называют сами сестры «Дома утешения» для престарелых женщин.

Богослужение в монастыре

Каждый день совершаются утренние и вечерние службы в церквях монастыря, в течение дня идет чтение Псалтири и обязательное поминовение живых и усопших.

Еженедельно по понедельникам, кроме повечерия перед большими праздниками, совершается с 17 часов Молебен святому Крестителю Господню с чтением акафиста и освящением воды.

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Библиотека Русской веры Собор святого Крестителя Иоанна. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Святыни и престольные праздники

Множество почитаемых в православном мире святынь бережно хранится за древнейшими стенами и доступно для паломников и туристов женской Ивановской обители:

  • В алтарном помещении хранится главная святыня всех православных христиан — частица от древа Креста Господня.
  • В главном храме обители находится древнейшая чудотворная икона Крестителя Иоанна Предтечи, написанная еще при Иване Грозном, с частицами мощей.
  • Кроме этого, весь день в часовне доступен для поклонения список с образа Иоанна Крестителя с металлическим обручем, мерой головы великого мученика.
  • Известны своей чудотворной помощью частички гроба Великой преподобной мученицы княгини Елисаветы.
  • Надгробная плита юродивой схимонахини Марфы, блаженной старицы и знаменитой подвижницы обители.
  • Множество чтимых чудотворных икон и редких мощевиков величайших православных Святых.

Главные престольные праздникиДата
Усекновение главы Иоанна Крестителя11 сентября
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна7 июля
Зачатие Иоанна Предтечи6 октября
Собор Иоанна Крестителя Господня20 января
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы21 июля и 4 ноября
Святителя Николя чудотворца архиепископа Мир Ликийских22 мая и 19 декабря

Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, храм

Центрального Благочиния
13 сентября, 2018

Приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Адрес: 123242, Москва, М. Предтеченский пер., 2 Эл. почта: Сайт храма: www.ioannpr.ru Телефон/факс:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был основан в 1685 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоакима.

Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1734 году. Архитектор неизвестен.

В 1806-1810 годя была построена колокольня.

В 1890-е годы в храме работала мастерская великого русского художника В. М. Васнецова. Росписи главного храма выполнены его рукой.

Храм являлся церковно-административным центром грузинских приходов в России и имел статус подворья Грузинской Православной Церкви в Москве.

Главный престол освящён в честь Рождества Иоанна Предтечи, боковые приделы — в честь мученика Иоанна Воина и во имя Софии, Премудрости Божией.

Храм один из немногих в Москве, не закрывался при советской власти.

7 июля 2010 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в связи с фундаментальной реставрацией здания и интерьера храма, а также реконструкцией центрального престола.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Ковчег с мощами святого Иоанна Предтечи (три частицы с горы Афон). Крест с мощами многих святых Вселенской Церкви. Иконы преподобного Серафима Саровского, мученицы Татианы и святителя Митрофана Воронежского с мощами этих святых угодников Божиих.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало ранней Божественной литургии в 7.00, поздней в 9:30 накануне Всенощного бдения в 17.00. В понедельник в 17.00 акафист святому Иоанну Предтечи (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников).

ДУХОВЕНСТВО

Митрополит Корсунский и Западноевропейский АНТОНИЙ (Севрюк Антон Юрьевич), настоятель. Родился 12 октября 1984 года. Образование: Санкт-Петербургская Духовная семинария и академия 5 марта 2009 года пострижен в иночество. 07 марта 2009 рукоположен в иеродиакона. 03 апреля 2010 года рукоположен в иеромонаха. 23 октября 2015 года возведен в сан епископа Богородского. 28 октября 2015 назначен настоятелем храма.

Протоиерей Валерий Дмитриевич МИШИН, заштатный клирик. Образование: МГУ им. Ломоносова. 4 июня 1993 года рукоположен в диакона. 22 мая 1998 года – в пресвитера. 9 апреля 2019 года почислен за штат.

Иерей Дионисий Васильевич ЛОБОВ. Родился 11 марта 1976 года. Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, кандидат богословия. 16 апреля 2000 года рукоположен в сан диакона. В 2002 году — в пресвитера.

Иерей Алексей Валерьевич ВОРОНЦОВ. Родился 6 апреля 1981 года. Образование: среднее. 28 марта 2010 года рукоположен в сан диакона. 19 января 2012 года — в сан пресвитера.

Иерей Максим БОЯРОВ. Родился 18 марта 1990 года. Образование: Московская духовная семинария и академия. 29 сентября 2013г. рукоположен в сан диакона. 16 марта 2014г рукоположен в сан иерея. 17 апреля 2022г. направлен на временное служение в храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Диакон Кирилл Александрович ЖУРАВЛЕВ.

Диакон Евгений Владимирович КУЗНЕЦОВ. Родился 12 декабря 1983 г. Образование: Тобольская духовная семинария, Московская Духовная Академия 01 января 2010 г. рукоположен в сан диакона 27 августа 2016 года направлен на временное служение в храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Диакон Сергей Павлович БОБРОВ. Родился 1 мая 1974 года. Образование: Московский институт экономики и права. Екатеринбургская духовная семинария.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Расписание богослужений, обручальных церемоний

Богослужения проходят каждый день: вечерние и всенощные начинаются в 17 часов ежедневно, литургия служится по будням с 7-30, по воскресеньям и праздничным дням совершаются на час позже с 8-30. Исповедаться можно по воскресеньям перед службой с 7-30.

Еженедельно по понедельникам служится водосвятный Молебен с чтением акафиста Святому Иоанну Предтече в 17 часов, по четвергам в Часовне с 16 часов – может быть совершен молебен любому святому по желанию.

В монастыре Иоанна Предтечи можно заказать любые требы: долгосрочное поминовение о здравии или упокоении, сорокоуст, подать записку на сестринское правило, а также провести индивидуальную незабываемую обручальную церемонию или крещение младенца в одном из самых красивых мест в Москве.

Оформление статьи: Владимир Великий

Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (1674-1690) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким 24 мая 1685 года благословил строительство новой церкви на Пресне. Очевидно, уже к осени того же года храм был возведен. Сооружение небольшого деревянного храма не было долгим. Его освящение состоялось, по всей вероятности, осенью того же года. Впрочем, по древнерусскому времяисчислению это произошло уже в 1686 году от Рождества Христова — ведь начало года тогда отсчитывалось от 1 сентября.

Кто именно совершил чин освящения храма неизвестно, но подарок к этому событию был преподнесен поистине царский — три удивительные иконы, специально написанные для этой церкви. Храмовый образ (икона, изображающая святого или событие священной истории, в честь которого освящен данный храм) «Рождество святого Иоанна Предтечи», помимо своей иконографии, уникален еще тем, что имеет подписание, указывающее на авторство и время написания.

Он был сотворен иконописцем Ефимом Ивановым в 1686 году, т. е. приурочен ко времени освящения храма. Две другие иконы — Спасителя и Божией Матери «Рудненская» — творения неизвестных нам царских изографов конца XVII века. Эти три образа стали украшением иконостаса церкви. По православной традиции, справа от царских врат была установлена икона Христа, а слева — его Пречистой Матери. Храмовый образ занял традиционно свойственное ему место за иконой Богородицы. С тех пор прошло более трехсот лет, храм на Пресне неоднократно перестраивался, но эти святыни по-прежнему пребывают на своих местах в его главном иконостасе.

Икона святого Иоанна Крестителя «Ангел пустыни». Первая пол. XVII в.

Возможно, с самого момента открытия деревянного Предтеченского храма в его стенах хранится святыня более древняя, чем он сам. Это удивительный по иконографии образ Иоанна Крестителя, именуемый «Ангел пустыни». Время его написания возводится специалистами к первой половине XVII века. На иконе Предтеча изображен в рост, в одеянии из верблюжьей шерсти и с большими ангельскими крылами за спиной. Этим символом иконописец пытался показать равноангельское житие Иоанна Предтечи в пустыне, чуждое мирским устремлениям и суете, полностью сосредоточенное на созерцании Бога и служении Ему. Образ установлен в отдельном киоте перед центральным иконостасом.

Первым настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был иерей Варфоломей Кузмин. В то время в большинстве храмов России священническое место передавалось по наследству, существовало понятие духовного сословия. Вслед за отцом Варфоломеем в храме последовательно служили его сын и внук, вплоть до 1734 года. До начала ХХ века причет Предтеченской церкви, равно как и большинство других российских приходов, состоял из священника, диакона и дьячка (в дальнейшем — псаломщика).

Население Пресненской окраины быстро увеличивалось, в 1702 году в приходе храма числилось уже 240 дворов. Для сравнения, приблизительно в то же время в расположенном ближе к центру московском приходе церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке числилось лишь 12 дворов. Меж тем старая деревянная церковь уже не могла вместить в себя всех богомольцев, к тому же она заметно ветшала. В 1714 году было получено разрешение на строительство нового каменного храма. Но, едва начавшись, работы были приостановлены в связи с выходом указа Петра I, запрещавшего любое каменное строительство в империи ради скорейшего возведения новой столицы — Санкт-Петербурга.

Только в 1728 году запрещение было отменено, строительство церкви возобновилось, однако к 1730 году был завершен лишь один малый теплый придел. В 1731 году он был освящен малым чином в честь святого мученика Иоанна Воина. С тех времен в храме хранится почитаемый верующими образ этого угодника Божьего. Полностью отделка храма была закончена в 1734 году. В конце того же года на Рождество Христово (25 декабря) новый храм был освящен настоятелем кремлевского Успенского собора протоиереем Никифором Ивановым.

Сейчас храмовый образ святого Иоанна Воина находится у бокового столпа придела в отдельном киоте. Святой мученик изображен в рост, в доспехах, с осьмиконечным крестом в правой руке — символом мученичества. Над его головой расположена новозаветная Троица, а слева от него — небольшой картуш (украшение в виде свитка в котором помещается надпись или эмблема) с текстом: «Великий всемилостивый страдальче дивный Иоанне воине послушный небесного царя прими моления от недостоинства моего раба стоящего (имярек) настоящия от хищения злаго и будущаго мучения избави ми смиренно вопиюще. Алилуйя трижды». Это обетная икона. В нижней части доски находится надпись: «Се свты образ иконописец Тимофе Кирилов». Икона святого мученика Иоанна Воина. Конец XVII века. Иконописец Тимофей Кириллов Иконописец Тимофей Кириллов в 1685 году писал иконы Страстей Христовых для Смоленского собора Новодевичьего монастыря. По своим стилевым и иконографическим особенностям икона соответствует этому живописному направлению. Возможно, она была написана тогда же и пользовалась в храме особым почитанием. Поэтому, когда позднее был построен теплый придел, его посвятили святому Иоанну Воину. В то время здание церкви представляло собой сравнительно небольшой бесстолпный четверик с двумя рядами окон (в «два света», как тогда говорили), с характерными для того периода наличниками оконных проемов верхнего ряда. Четырехскатная кровля венчалась световым барабаном с небольшой главкой. Сегодня эта древнейшая часть Иоанновского храма является его главным архитектурным объемом. В XVIII веке с запада к церкви примыкала прямоугольная деревянная колокольня. В таком виде храм простоял почти сто лет. В 1736 году Святейшим Синодом было дано разрешение грузинскому митрополиту Самтаврийскому и Горийскому Роману (Эристави) освятить этот храм архиерейским чином, совершать впредь в нем богослужения и посвящать духовенство на грузинские приходы, находящиеся на территории Российской империи. Такое решение было связано с тем, что именно на Пресне с 1729 года располагалась Грузинская слобода, где находились и покои грузинского митрополита (на берегу Верхнего Пресненского пруда), но собственный каменный храм в ней освятили только в 1800 году. Таким образом, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне некоторое время являлся церковно-административным центром грузинских приходов в России и, возможно, имел статус подворья Грузинской Православной Церкви в Москве. Митрополит Романос (Эристави) преставился, вероятно, в 50-хгодах XVIII столетия и был похоронен за алтарем, ставшим для него родным, пресненского храма. Над жертвенником главного алтаря и сегодня можно видеть белокаменную закладную доску, сообщающую о месте погребения владыки. На внешней стене храма также сохранились две закладные доски, сообщающие о месте погребения в 1733 году супруги (имя не читается) провинциал-фискала (налогового инспектора) Григория Кирилловича Ярославова, скончавшегося в 1774 году и похороненного здесь же. Это все, что осталось от обширного кладбища прихожан храма XVII — XVIII веков, некогда занимавшего всю площадь окрест него. Могильные памятники и кресты перестали существовать здесь уже в XIX веке. Хоронить умерших при городских храмах было запрещено после страшной эпидемии чумы 1771 года, унесшей в могилу почти треть населения второй столицы. Тогда были образованы общественные кладбища: Ваганьковское, Калитниковское, Пятницкое и другие. Таким образом, погребение Г. К. Ярославова может считаться исключением из общего правила. Страшная эпидемия не прошла мимо Пресни. Многие прихожане Иоанновского храма умерли, погибло и все духовенство церкви. Богослужения в ней прекратились до 1774 года, когда сюда был направлен новый причт во главе с иереем Георгием Ивановым. В 1804 году деревянная колокольня сгорела. Вместо нее в 1806 — 1810 годах на средства церковного старосты купца Ф. И. Резанова строится новая величественная 25-метровая колокольня. Строение было вынесено на красную линию Малого Предтеченского переулка. Прямоугольный нижний ярус колокольни являет собой величественный арочный вход в храм, вписанный в рустованные пилоны. Средний ярус колокольни представляет собой монументальный подиум для верхнего. А верхний цилиндрический ярус выполнен в виде ротонды прекрасных пропорций и великолепно завершает массивные и пластически напряженные нижние формы. Он украшен пилястрами с пышными коринфскими капителями. Колокольня была отделена от храма значительным пространством. Очевидно, приход храма рассчитывал соединить эти два архитектурных объема за счет расширения церкви, но война 1812 года приостановила реализацию этого плана. Только в 1828 году началось строительство трапезной части храма. Смета постройки приближалась к 30 тыс. рублей — огромные по тем временам деньги. Создателем обширной трапезной был архитектор Федор Шестаков (1787 — 1836), известный как автор окончательного проекта храма «Большого Вознесения». Шестакову удалось удачно соединить две разновременные и разностильные части храма лаконичными и монументальными формами трапезной — сегодня здание церкви представляет собой единое целое. Значительную финансовую помощь при возведении храма оказал доктор медицины М. Я. Мудров. По его завещанию в 1843 году в церкви был освящен южный придел во имя Софии, Премудрости Божией. Придел имел алтарь в виде классической ротонды и был мало приспособлен для богослужебного использования. Еще в 1751 году при церкви существовала богадельня для престарелых, не имевших средств к собственному пропитанию. В 1893 году при храме открывается приходское попечительство и церковно-приходская школа. Для размещения школы и богадельни на средства, завещанные Ф. П. и А. И. Беляевыми, напротив храма был сооружен двухэтажный кирпичный дом. Сегодня он вновь принадлежит церкви, здесь располагаются духовно-просветительский центр, церковная лавка и помещения причта. В 1894 году храм расширялся за счет пристроек с запада к колокольне и трапезной. Основным жертвователем этого строительства стал прихожанин, выходец из сословия ямщиков, купец А. П. Напалков. Работы выполнялись по проекту архитектора П. А. Кудрина. При этом ротондные иконостасы боковых приделов были разобраны и заменены на ныне существующие, в результате чего служить в приделах стало намного удобнее. В 1811 году в ризнице храма появилась удивительная святыня. Дьякон Введенской церкви подмосковного города Дмитрова отец Алексий Васильев собственноручно в технике полуустава переписал Евангелие, а затем украсил его медной вызолоченной чеканной обложкой с финифтью и стразами. Диакон разместил весь евангельский текст на 80 листах. При высоте книги в один аршин (71 см) вес ее весьма внушителен — 22 кг.

Чертеж храма св. Иоанна

Предтечи на Пресне,

архитектор Ф.Шестаков(1787-1836)

Почему он пожертвовал Евангелие именно в наш храм, остается загадкой. Подаренная святыня была высоко оценена в Предтеченском храме. В дореволюционной описи ризницы это рукописное Евангелие заняло почетное первое место. Хранилось оно в главном алтаре на Горнем месте в специально изготовленном для него футляре. Святыня чудом сохранилась во времена большевистского лихолетья и дошла до наших дней. Правда, время и люди все же заметно повредили ее красоту. В советское время неумелые «реставраторы» скрепили детали оклада слесарными болтами и гайками, а выпавшие стразы прилепили пластилином. Только в 2006 году заботами настоятеля храма епископа Бронницкого Амвросия удивительная книга была отреставрирована профессионалами, которые вернули ей былой вид, позолотив и восстановив утраченные детали.

С дореволюционных времен в храме сохранились два серебряных потира, они и сейчас используются в богослужении.

В 2007 году эти евхаристические сосуды были отреставрированы и вызолочены, а к празднику Святой Пасхи 2008 года по заказу прихода был изготовлен новый роскошный евхаристический набор. Эмалевые образки на потире из этого набора — это копии элементов васнецовской росписи Предтеченского храма. Еще одним украшением ризницы храма, чудом дошедшим до наших дней, является большой напрестольный крест, пожертвованный в церковь в 1885 году «в память усопших рода Сафоновых». В 2006 году он был отреставрирован и позолочен.

В 1913 году к юбилею 300-летия дома Романовых для храма были изготовлены бархатные комплекты иерейского и диаконского облачений зеленого и красного богослужебных цветов. На оплечьях золотым шитьем выведено изображение креста в обрамлении дубовых и пальмовых ветвей и надпись «Сим победа». Эти облачения бережно сохраняются и сегодня. Конечно, оберегая их почтенную древность, священнослужители редко совершают в них богослужения. По благословению Преосвященного епископа Амвросия в настоящее время ризница полностью обновлена: приобретены облачения всех богослужебных цветов для священников и диаконов, вышиты новые покровцы для Святых Даров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]