Монастырь Иоанна Предтечи в Москве. Расписание богослужений, Обруч. Адрес, как добраться на метро, машине

Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве

Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве
, ставропигия Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 109028, г. Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
  • Тел.,
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора».
Монастырь первоначально был мужским и существовал с начала века на другом берегу Москвы-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного.

В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.

На Кулишках монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510-30-­е годы.

Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Грозного. Монастырь не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.

В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, отлитый по повелению царя Михаила Федоровича.

К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.

Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества, начиная с м. Елены (Протопоповой).

В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. 4 июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения «заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих»

. Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.

Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году в монастырь по императорскому указу поступила монахиня Досифея, бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.

В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц.

В Отечественную войну 1812 года монастырь был разорён и сожжён. Часть ризницы успели отправить в Вологду. От огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Хотьковский Покровский монастырь. После изгнания французов разоренный Ивановский монастырь был упразднен, монастырский собор был обращен в приходскую церковь.

3 сентября 1860 года состоялась торжественная закладка нового собора с больничным храмом прп. Елизаветы. К 1877 году все работы были окончены.

7 июня 1877 года в монастырских корпусах открылся военный госпиталь для участников русско-турецкой войны. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре.

В 1879 году монастырь был восстановлен и открыт по благословению митрополита Филарета (Дроздова).

4 октября 1879 года архимандрит Пимен (Мясников) освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно-­Предтеченского собора митрополитом Макарием (Булгаковым).

К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года — для красноармейцев.

Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1918 году монастыре был устроен концлагерь.

23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Спустя полтора месяца снова встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.

В 1927 году монастырь был окончательно закрыт.

В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви и приписан к храму Владимира равноапостольного в Старых Садех города Москвы.

5 мая 1999 года при бывшем Ивановском монастыре учреждено патриаршее подворье, в котором протоиерей Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.

11 августа 2000 года монастырь был вновь открыт [1].

На 2022 год часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.


Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

11 сентября (29 августа по ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей – недавно вновь возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь – отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи, и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием. Невольно вспоминаются в день убиения великого Праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточаемые здесь невольницы царского рода в XVI–XVIII веках, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням Русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря были изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его – расстреляны или погибли в лагерях.
11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.

Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка – старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.

Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи – праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.

В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 г. Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская, и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.

В 1859 г. было положено начало возрождению обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, свт. Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития. Летом 1859 г. Император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. В 1860 г. после Божественной Литургии в храме св. равноап. князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии свт. Филарета были заложены новый монастырский Собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы – небесной покровительницы Е.А. Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение 20 лет строительницей монастыря М.А. Мазуриной при архипастырском попечении свт. Филарета по единому проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы. Собор напоминает шедевр западно-европейского зодчества – кафедральный Собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Ни строительница монастыря, ни митрополит Филарет не дожили до открытия обители.

Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 г. Завершить строительные работы и приискать игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей преподобному Пимену (Мясникову). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита Николо-Угрешского монастыря. Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами о. Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни, которая в конце Х1Х – начале ХХ веков называлась в народе «Женской Оптиной» за то, что в ней, как и в самой Оптиной Пустыни, было развито старчество. Быстро наполнилась Ивановская обитель насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи.

В 1890-х гг. близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893-95 годах на хуторе была построена деревянная церковь в честь ее небесного покровителя – прп. Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Сергия Радонежского.

К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом 1-й Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 г. Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку к старцу отцу Алексию Мечеву. В 1926 г. храмы были отобраны. Монастырский Собор св. Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.

Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой – молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 г. мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память ее празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа / 8 сентября.

После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известна судьба иерея Алексия Скворцова, бывшего прежде диаконом в монастыре. Отец Алексий был дважды арестован. Приговором тройки при УНКВД СССР по Московской области 7 июня 1938 года он был осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу «за контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. Мученический венец о. Алексий принял на Бутовском полигоне 4 июля 1938 г. Документы его находятся в настоящее время в Комиссии по канонизации. Другой священник монастыря, протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 г. полковым священником, по некоторым данным погиб в лагере.

Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм прп. Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны. О. Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне в Свято-Пантелеимоновой обители по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра о. Иларион значится как «архимандрит Ивановского монастыря», так он и остался на все годы гонений старцем и окормителем Ивановских изгнанниц. В 1929 г. отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию. Хуторское хозяйство советская власть задавила налогами. В 1931 г. сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме прп. Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины 15 марта 1951 г. Перед войной, в конце 30-х годов, о. Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Отец Иларион некоторое время был братским духовником вновь открывшейся Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к о. Илариону собрались после ссылки «ивановские сироты», здесь образовался небольшой «монастырек»: одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были здесь похоронены.

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира.

С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече.

Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми насельницами, обрела своих прихожан.

8 сентября 2002года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения. Спустя 76 лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Литургия, приносится Бескровная Жертва.

Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II великим постом 2003 г. в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей свт. Николая Чудотворца, владыка Арсений, архиепископ Истринский, совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.

Сразу по приезде матушки Афанасии 19 января 2002 г. монастырю были возвращены его главные святыни – иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы – святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. В советский период икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе. Ныне она находится в монастырской часовне, каждый день открытой для богомольцев. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. Возможно обруч был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Многие чудеса и исцеления явила благодать Божия у сего образа по молитвам Проповедника покаяния уже в наше время после возвращения святыни в обитель. Неслучайно не иссякает в монастырскую часовню поток паломников, страждущих душевными и телесными недугами.

Много проблем и скорбей у такой древней и вновь молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 г. находился концлагерь ВЧК-НКВД, затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский Университет МВД России. Другая проблема – нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII–XIX вв. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями и всем, приходящим под покров Проповедника покаяния.

Иоанно-Претеченский монастырь находится по адресу: Москва, ст. м. Китай-город, Малый Ивановский переулок, д. 2, т. 924-0150.

По понедельникам 17.00 совершается молебен св. Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием, кроме навечерий больших праздников. Часовня Иоанна Предтечи и Собор открыты ежедневно с 8.00 до 20.00.

XIX век

В Москве во время вторжения французов наполеоновской армии и пожара монастырь Иоанна Предтечи был сожжен и разорен.

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).


1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Отзывы паломников об исцелениях

Настоятельница Иоанно – Предтеченского монастыря игуменья Афанасия также свидетельствует о многочисленных исцелениях больных от обруча. В первую очередь, по словам матушки, выздоравливают недужные на голову.

Люди излечиваются от менингита, арахноидита, опухоли головного мозга, гайморитов, внутричерепного давления и психических заболеваний. Игуменья говорит, что обруч помогает даже неверующим людям – достаточно прийти к святыне с верой и чистой душой, приложиться к ней, прочитать канон или хотя бы тропарь святому Иоанну.

Многочисленные паломники сами рассказывают о случившихся чудесах и оставляют восторженные отзывы в интернете.

Отзыв Николая

В монастырь я привела свою дочку Лидочку, у нее проблемы с головой еще от рождения. Врачи разводят руками и ничем помочь не могут. Когда я пришла с дочкой в монастырь, дежурившие монахини сказали, что она бесноватая. Как только Лидочку подвели к обручу – она сразу же упала на пол, начала крутиться и ругаться бранными словами. Четверо мужчин помогли удержать Лиду, чтобы надеть ей на голову обруч. Как только святыня коснулась ее головы – она тут же затихла и успокоилась. Теперь Лидочка чувствует себя гораздо лучше, у нее прекратились приступы, и она постепенно возвращается к нормальной жизни. Слава Богу за все!

Отзыв Натальи из Москвы

У меня диагностировали опухоль головного мозга, сказали готовиться к операции. Медики очень боялись, что после операции я, возможно, могу потерять зрение, потому что опухоль была в затылочной области. Перед операцией я зашла в монастырь, чтобы приложиться к обручу. На следующий день пошла на обследование, но на МРТ никакой опухоли не нашли.

Советское время

В 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало более трехсот насельниц, которые во время Первой мировой войны обшивали бойцов русской армии, а после революции и красноармейцев обмундированием.

Но продолжается это недолго: обитель закрывают в числе самых первых, и уже к середине 1918 года превращают в «Ивановский исправительный дом на Солянке», а сестры сменяются заключенными концлагеря, число которых в 20-е годы достигало четырехсот. Большая часть зданий и территории отдается в ведение МВД. Многие служители и монахини арестованы и сосланы.

Главные церкви продолжали быть действующими как приходские до 1927 года, после чего отбирают и их. В этих зданиях разместились государственный архив и лагерный красный уголок.

Загадка истории

Ивановский монастырь в Москве — один из древнейших храмов не только столицы, но и православной Руси. Не сохранилось ни единого документа, хотя бы намекающего на время его строительства. Монастырская опись от 1763 года сообщает: «А когда оный монастырь построен, при котором государе, и по какой государственной грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет». Современные архитекторы и историки считают, что подворье возникло в 15 веке, о чем свидетельствует сохранившийся старинный фундамент.

Легенда о строительстве монастыря рассказывает, что Иоанов монастырь был построен по велению Елены Глинской, великой княгини, решивший воздвигнуть храм в честь рождения своего старшего сына Ионна. У истории есть продолжение – якобы рождение будущего царя сопровождала невиданная гроза с бурей, оттого и нрав у него был соответствующий – стихийный, а прозвище монарха – Темный.

Иоанно-Предтеченский монастырь был упомянут в завещании Василия I в 1423 году. В конце 15 века имение пришло в упадок, а недалеко от Владимирской церкви был построен женский монастырь.

По другому предположению Ивановский монастырь в Москве появился на рубеже 14-15 веков и выполнял оборонительные функции. Будучи построенным на возвышенности (Ивановской горке), он занимал лучшую позицию, обеспечивавшую безопасность Великому посаду и Ионно-Златоустинскому монастырю (уничтожен в 1930 году). Можно привести еще несколько аргументированных гипотез о времени появления обители, но достоверно узнать точную дату поможет только чудо или дальнейшие поиски археологов.

Возобновление монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи возрождается с 1990 года, когда церкви и некоторые здания в Москве начали возвращать Русской Православной Церкви. С этого времени началась и пока еще не прекратилась активная реставрация основных построек монастырского комплекса и внутреннего убранства церквей.

В 2002 году женской обители назначается первая после долго перерыва настоятельница, а возобновленному монастырю присваивается статус ставропигиального.

Обитель в годы советской власти

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года — в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан.

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Монастырь сегодня

Большее число исторических зданий и церковных сооружений не принадлежит монастырю, и до настоящего времени находятся в ведении Московского Университета МВД. Часть из них без должного ухода постепенно разрушается.

Иоанно-Предтеченская обитель активно развивается. Продолжается реставрационная и восстановительная работа.

При обители имеются иконописная мастерская и небольшие швейные производства. Ведется широкая духовная просветительская деятельность.

Скит в Николо-Комаровке[править]

В 2005 г. образовано монастырское подворье-скит близ с. Комаровка Камызякского района Астраханской области, на котором ведётся основная часть монастырского хозяйства. Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы – возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры – кролики, коровы, бычки, козы, птица, а также – три лошади: две молодых кобылы и жеребец. Имеется сад, огород и многое другое. Большая часть продукции реализуется, доход направляется на уставные нужды обители.

Недалеко от скита установлен поклонный крест. Судьба этого креста удивительна – ранее он был водружен на Пречистенской колокольне Успенского кафедрального собора. Но после того, как был установлен с помощью вертолетов новый крест, который находится там в настоящее время, — то по указанию Владыки Ионы, Архиепископа Астраханского, снятый крест был установлен на холме в с. Комаровка. Крест этот установлен не случайно, с этим местом связана грустная история о гибели храма в период гонений на церковь в советский период истории России. Практически возле нынешнего положения Креста ранее находился Храм Святителя Николая Чудотворца, однако он был закрыт в 1936 году, а в 1952 году его полностью разобрали – вплоть до фундамента, — о чем свидетельствует глубокий котлован, по сей день напоминающий о месте бесчинства воинствующих богоборцев.

Архитектура монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве и за ее пределами известен своим великолепным главным собором Усекновения главы Иоанна Предтечи (1879), прототипом которого стал знаменитый кафедральный собор Флоренции.

Внушительных размеров граненый купол и строгость линий возведенного Быковским собора приковывают взгляды горожан и туристов. Здесь органично переплелись лучшие элементы ренессанса с русским классицизмом, античность с древнерусским зодчеством.

С западной стороны на фасаде вперед вынесены две симметричные шатровые колокольни с монументальным порталом Святых ворот 1860 года постройки. Парные башни с зубчатым декором открывают вход.

Восточнее центрального храма находятся кельи и здание больничного корпуса с домовой церковью преподобной чудотворицы Елисаветы, 1879 года постройки, восстановление завершено в 1995 году.

Возведение западных корпусов келий растянулось на более длительный период с 1760 по 1830 годы. В северо-западной части находится трапезный корпус.

К древнейшей монастырской ограде примыкает невысокое одноэтажное здание конца XIX века постройки с изящным порталом, восстановительные работы закончены в 1992 году. В нем сейчас расположена Часовня святого Крестителя Иоанна Предтечи.

Рудненская икона Божией Матери из главного иконостаса храма. Кон. XVII века.

Что и когда произошло с другими, сказать трудно. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями советского периода. В храме в разное время появились большие иконы из закрывавшихся окрестных церквей: праведного Филарета Милостивого из Ермаковской богадельни за Трехгорной заставой, мучеников Кизических из Девятинской церкви, великомученика Георгия из Георгиевской церкви в Грузинах, парные иконы святителей Николая и Димитрия Ростовского из Никольского храма в Новом Ваганькове, Покрова Божией Матери из Покровской церкви в Кудрине. После возвращения Церкви храмов св. мч. Кизических и св. вмч. Георгия в Грузинах, приходам этих церквей были возвращены их храмовые иконы.

Накануне праздника Собора Иоанна Предтечи в 2008 году настоятелю храма епископу Бронницкому Амвросию была передана частица мощей святого Иоанна Крестителя. В дни Великого поста 2008 года епископу Амвросию из Иерусалима была передана еще одна частица мощей святого Иоанна Крестителя. Ранее святыня принадлежала покойному ныне митрополиту Фаворскому Даниилу (Иерусалимский Патриархат), престарелая родственница которого решила передать мощи русскому священнослужителю. Эта частица так же помещена в ковчег.

Мощи святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ныне являются главной святыней храма. Ковчег с частицами мощей находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

В 2008 году в храм были переданы частицы мощей преподобного Серафима Саровского и святителя Митрофана Воронежского. Эти святыни помещены в мощевики и вставлены в иконы преподобного Серафима и святителя Митрофана, находящиеся справа на стене под мозаичной аркой. В этом же году храм обрел частицу мощей святой мученицы Татианы. Частица ее святых мощей помещена в ее икону, находящуюся на северо-западном столпе в трапезной части храма.

Икона святого мученника Иоанна Воина. Кон. XVII века.

Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Рудненской Божией Матери по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, храмовый образ Рождества святого Иоанна Предтечи работы иконописца Ефима Иванова 1686 года,а также иконы мученика Иоанна Воина (кон. XVII в.), Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (кон. XVII в.). В начале двадцать первого столетия был устроен мощевик, в который помещены частицы мощей святых: преподобного Серафима Саровского, святителя Димитрия Ростовского, великомученика Пантелеимона, святителя Амвросия Медиоланского, мученика архидиакона Стефана, святителя Феофана Затворника, святителя Луки Войно-Ясенецкого, преподобного Феодора Санаксарского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Николая Мирликийского, преподобного Ферапонта Можайского, преподобного Амфилохия Почаевского, преподобного Афанасия Высоцкого, преподобного Давида Вознесенского, преподобных Александры, Марфы, Елены Дивеевских, преподобного Кукши Одесского, часть камня тысячедневной молитвы преподобного Серафима Саровского. Ковчег с мощами расположен у северного придела мученика Иоанна Воина. В храме есть икона мученика Иоанна Воина с крестом-мощевиком, хранящим в себе части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.

Икона Спасителя из главного иконостаса храма. Кон. XVII века

Опись храма от 1861 года сообщает о святынях, хранившихся в ризнице: Евангелия и Апостолы, напрестольные кресты, сосуды, дарохранительницы, кадила, венцы, облачения престолов, жертвенников, облачения священнослужителей, Плащаницы. Сохранилось большое праздничное Евангелие, идущее в описи под номером первым, писанное диаконом города Дмитрова Введенской церкви Алексеем Васильевым в 1811 году. Длиною в аршин, оно обложено медными золоченными чеканными досками с рельефными изображениями Спасителя, Божией Матери, четырех евангелистов, херувимов и надписями на финифти. К сожалению, время сильно изуродовало эту святыню. В советское время горе-реставраторы скрепили детали слесарными болтами и гайками, стразы крепились на пластилине. Заботами настоятеля храма епископа Амвросия в 2006 году Евангелие было серьезно отреставрировано и позолочено, утраченные части восстановлены. Великолепие было предано и напрестольному кресту, подаренному в 1885 году «в память усопших рода Сафоновых».

Внастоящее время прихожанами особо почитается изображение «Положение во гробХриста Спасителя» над гробницей с Плащаницей, икона святителя Николая у южного придела. Перед житийным образом святого Иоанна Предтечи на юго-западном столпе трапезной части храма вечером по понедельникам совершается чтение акафиста пророку.

Икона «Ветхозаветная Троица». Конец XVII века — начало XVIII века

Крест был отреставрирован и позолочен в том же году. Большинство предметов старинной ризницы до наших дней не сохранилось. Исключение составляют лишь темно-зеленые и красные бархатные облачения священников, сшитые в 1913 году к 300-летию дома Романовых. На красных оплечьях золотой нитью выведено изображение креста в обрамлении дубовых и пальмовых ветвей и надпись: «Сим победа». По благословению Преосвященного епископа Амвросия в настоящее время ризница полностью обновлена: приобретены облачения для священников и диаконов всех богослужебных цветов, вышиты новые покровцы для святых даров. На пожертвования прихожан изготовлена резная гробница для святой Плащаницы, приобретена искусно вышитая Плащаница Божией Матери. Престолы и жертвенники приделов облачены в дорогие индитии из греческой парчи, для центрального храма изготовлены металлические облачения.

Внешняя облицовка

Конечно, вид древнейшей обители претерпел существенные изменения с момента своего основания. Сейчас стены отштукатурены и покрашены. Но тщательно восстанавливаемый облик собора и интерьеров дает некоторое представление о его первозданном виде в царские времена.

Ведется серьезная научная реставрационная работа по воссозданию храмовой живописи лучших мастеров Санкт-Петербургской Академии художеств конца XIX века. Весь архитектурный комплекс обнесен старинной каменной оградой.

Как выглядит монастырь изнутри

Уникальна планировка внутреннего двора монастыря: собор, все корпуса и здания соединены между собой четырьмя одноэтажными галереями (аракадами), расположенными по периметру.

Это оригинально рассекает внутреннюю территорию на маленькие уютные дворики прямоугольной и трапециевидной формы.

Рядом с входом в небольшую часовню в монастырской стене находится трапезная для прихожан, где можно подкрепиться вкусными свежеиспеченными пирожками или монастырским постным обедом.

Знаменитые узники

В XVI веке в обители содержалась монахиня Параскева, которая в миру была бездетной супругой сына царя Ивана Грозного.

С 1768 года более тридцати лет отбывала наказание всем известная своей небывалой жестокостью помещица «Салтычиха».

А с конца XVIII века в иночестве в течение четверти века пребывала насильно постриженная родная законная дочь Императрицы Елизаветы Петровны, больше известна как княжна Тараканова. Позже она смирилась со своей участью и стала со временем великой подвижницей и старицей Досифеей.

Знаменитые узники и вековые тайны обители

Нередко Предтеченский монастырь использовали как тюрьму для заключения преступников или представителей царской власти. Так, в XVI столетии там удерживали сноху Иоанна Грозного Параскеву.

На протяжении тридцати с лишним лет обитель была местом заточения жестокой помещицы «Салтычихи», которую арестовали в 1768 году. Также женский скит известен принудительным иночеством дочери Елизаветы Петровны княжны Таракановой.

Позже монахиня приняла свою участь и стала известной подвижницей.

Деятельность прихода

Современная жизнь прихода женского монастыря Иоанна Предтечи очень разнообразна и развивается в следующих направлениях:

  1. В 2008 году открылся монастырский музей с уникальными историческими экспонатами, сбор которых от населения продолжается и сегодня.

  2. С 2012 года начали работу богословские курсы дополнительного образования для сестер в рамках образовательной системы РПЦ.
  3. Для всех желающих проходят еженедельные занятия в воскресной школе, где идет изучение основ Закона Божия.
  4. По воскресеньям после Божественной литургии в домашней обстановке библиотеки проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.
  5. Регулярно проводятся конференции, семинары и лекции.
  6. Подмосковное село Остров стало местом создания Богадельни или как ее называют сами сестры «Дома утешения» для престарелых женщин.

Современная история монастыря[править]

В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус. Первым наместником 24 апреля 1995 г. был назначен иеромонах Иосиф (в миру Александр Станиславович Марьян, р.1967).

Первыми насельниками восстанавливающегося монастыря стали иеромонах Нил (Бедняков) и иеромонах Нестор (Небеснов), присланные из Успенского собора. Отец Нил вспоминал: «Ютились мы поначалу в бывшей просфорне, где зимой замерзала вода и не было никаких удобств. Выживали благодаря старушкам, которые подкармливали нас. Мыться ходили в расположенную неподалеку баню. Ночью было небезопасно выйти во двор: территория, заросшая сорняками, не имела ограды».

Из-за тяжелой болезни о.Иосифа послушание наместника 10 октября 1996 г. было передано иеромонаху Филиппу (Трещёву).

В 1996 г. в монастыре впервые после его возрождения был совершен монашеский постриг.

С назначением 28 декабря 2000 г. наместником монастыря иеромонаха Петра (Барбашова) процесс возрождения обители стал более интенсивным. Обнеся территорию монастыря металлической оградой, братия смогла избавиться от пьяниц, облюбовавших окрестности храма.

В 2001 году началось строительство бани и братского корпуса в восточной части обители. Новый братский корпус — двухэтажный, на первом этаже расположились трапезная, лекционный зал, столярная мастерская и гараж, а на втором — кельи.

В 2002 году монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Тогда же был возвращён игуменский двухэтажный корпус.

В 2003 году завершилась реконструкция и капитальный ремонт игуменского корпуса и размещение в нем классов воскресной школы, хорового класса, ризной и библиотеки.

В 2004 году основан скит-подворье в селе Николо-Комаровка Камызякского района и освящение в нём домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 2005 году были обновлены купола монастырского храма. Братия монастыря взяла на попечение церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы близ Иоанно-Предтеченского монастыря на улице Грузинской. В этом храме была возобновлена служба по праздникам и воскресным дням.

В 2006 году началась реставрации фасада монастырского храма и росписей в нём. Заложен фундамент пристройки к храму, для выноса свечных ящиков и увеличения площади церкви.

В 2007 году построена и вынесена за пределы территории монастыря по согласованию с властями города трансформаторная подстанция (ТП), снесено прежнее здание ТП и опор электропередачи.

В 2008 году были заменены всех окон монастырского храма, старый кирпич заменён на новый, сделана зачистка стен, двуцветная покраска церкви и, наконец, снятие лесов. Восстановление лесов вокруг игуменского корпуса для реставрации фасада здания. Впервые за десятилетия совершено венчание в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В сентябре 2009 года при монастыре создан Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Боголепъ».

20 октября 2009 года архиепископом Астраханским и Енотаевским Ионой (Карпухиным) освящен великим чином монастырский храм во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.

Летом 2010 г. в монастырском храме состоялся первый постриг в великую схиму. Схимонах Митрофан стал первым и на тот момент единственным схимником на территории Астраханской и Енотаевской епархии.

В 2013 году после полутора десятков лет переговоров с властями области и города об отселении жильцов из двух корпусов — бывших братских келий — эти строения были возвращены монастырю, что дало возможность воссоздать историческую целостность монастыря в завершённом виде.

Богослужение в монастыре

Каждый день совершаются утренние и вечерние службы в церквях монастыря, в течение дня идет чтение Псалтири и обязательное поминовение живых и усопших.

Еженедельно по понедельникам, кроме повечерия перед большими праздниками, совершается с 17 часов Молебен святому Крестителю Господню с чтением акафиста и освящением воды.

Расписание богослужений[править]

Богослужение в монастырском храме:

Всенощное бдение

— 17:00;

Божественная Литургия

(поздняя) — 7:30.

В праздничные дни

— в 8.30.

Начало исповеди — 7.30. После Литургии служатся требы.

Ранняя Литургия

(начало в 6:30) проходит во Введенском храме по воскресным дням и двунадесятым праздникам. Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы во время всенощного бдения проходит крестный ход от стен обители до Введенской церкви.

В понедельник в 17:30 акафист Иоанну Предтече, Крестителю Господню

.

В пятницу в 18:30 — акафист Иверской иконе Божией Матери

(кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Святыни и престольные праздники

Множество почитаемых в православном мире святынь бережно хранится за древнейшими стенами и доступно для паломников и туристов женской Ивановской обители:

  • В алтарном помещении хранится главная святыня всех православных христиан — частица от древа Креста Господня.
  • В главном храме обители находится древнейшая чудотворная икона Крестителя Иоанна Предтечи, написанная еще при Иване Грозном, с частицами мощей.
  • Кроме этого, весь день в часовне доступен для поклонения список с образа Иоанна Крестителя с металлическим обручем, мерой головы великого мученика.
  • Известны своей чудотворной помощью частички гроба Великой преподобной мученицы княгини Елисаветы.
  • Надгробная плита юродивой схимонахини Марфы, блаженной старицы и знаменитой подвижницы обители.
  • Множество чтимых чудотворных икон и редких мощевиков величайших православных Святых.

Главные престольные праздникиДата
Усекновение главы Иоанна Крестителя11 сентября
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна7 июля
Зачатие Иоанна Предтечи6 октября
Собор Иоанна Крестителя Господня20 января
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы21 июля и 4 ноября
Святителя Николя чудотворца архиепископа Мир Ликийских22 мая и 19 декабря

Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление

Настоятельница: игумения

Афанасия, (Грошева Раиса Петровна)

Адрес:

109028, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2

Телефон:

(495) 624-01-50, 624-54-91 (корпус), 624-75-21 (часовня), 624-92-09 (канцелярия)

Факс:

(495) 624-92-09 (канцелярия)

Официальный сайт:

www.ioannpredtecha.ru

E-mail:

[email protected]

ТУ Росимущества в городе Москве было издано распоряжение от 21.04.2016 №361 о передаче здания в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ивановского монастыря, XVII-XIX вв., 1860-1879 гг., арх. Быковский М.Д.», расположенного по адресу: г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2/4, стр. 4 (игуменский корпус), в собственность Русской Православной Церкви.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров, в бывшей дворянской усадьбе, строится богадельня — подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

***

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки была выстроена великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба опустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учрежден женский Ивановский монастырь.

XIX век

В 1812 году, в Отечественную войну, монастырь оказался в центре пожара и сгорел дотла. После пожара был упразднен и долгое время не восстанавливался; были возведены древний собор и корпус келий по западной границе участка.

По благословению святителя Филарета (Дроздова) заново отстроен в 1860—1879 годах (с использованием подклетов старых зданий) в стиле неоренессанс по проекту московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского (1801—1885) и стал вершиной творчества архитектора.

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачева (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828—1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Чин погребения совершил митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783—1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена ее покойного брата Николая Алексеевича — Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря ее трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединен с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

Советское время

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919-го располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 года именовался лагерем принудительных работ; с 1927-го — «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930-м Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлен как ставропигиальный.

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведен для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Авторские программы составлены специально для данных курсов. Все преподаватели — ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, Литургике, церковному искусству; сотрудники МДА, ПСТГУ, московских вузов.

***

Храмы

Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 году.

Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.) восстановлен 28 апреля 1995 года.

Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 году.

Святыни

Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. ХIХ в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме).

Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских.

Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской.

Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова — пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

***

Расписание богослужений, обручальных церемоний

Богослужения проходят каждый день: вечерние и всенощные начинаются в 17 часов ежедневно, литургия служится по будням с 7-30, по воскресеньям и праздничным дням совершаются на час позже с 8-30. Исповедаться можно по воскресеньям перед службой с 7-30.

Еженедельно по понедельникам служится водосвятный Молебен с чтением акафиста Святому Иоанну Предтече в 17 часов, по четвергам в Часовне с 16 часов – может быть совершен молебен любому святому по желанию.

В монастыре Иоанна Предтечи можно заказать любые требы: долгосрочное поминовение о здравии или упокоении, сорокоуст, подать записку на сестринское правило, а также провести индивидуальную незабываемую обручальную церемонию или крещение младенца в одном из самых красивых мест в Москве.

Оформление статьи: Владимир Великий

Матушка Досифея об обруче Иоанна Предтечи

И ныне в монастыре от удивительного обруча происходит множество исцелений, которые фиксируются насельницами обители. Хранителем свидетельств и старшей сестрой в часовенке поставлена монахиня Досифея. Эта матушка подвизается в монастыре с первых дней его открытия в 2000 году. В специальном шкафчике под замком хранятся толстые книги – в них мать Досифея фиксирует чудеса и рассказы паломников, получивших исцеление от обруча.

Также, когда матушка свободна от других послушаний, она проводит экскурсию по монастырю. И рассказывает о чтимых иконе и обруче. По словам матушки, обруч появился в монастыре гораздо позже иконы. Ростовой образ Иоанна Предтечи был передан монастырю в ХVI веке, а сам обруч появился на 3 века позже. Вот тогда его и приковали серебряной цепочкой к окладу иконы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]