Покровская церковь — православная церковь Центрального благочиния. Возведением церкви руководил зодчий А. М. Салько. Это один из красивейших и важных храмов Саратова.
В настоящее время храм является действующим — богослужения проходят ежедневно. Помимо этого, деятельность храма включает благотворительность и работу с молодежью.
© Официальный сайт Покровского храма Саратова
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове сегодня
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове является одним из церковно-просветительских центров города. Благодаря обширной социальной работе, храм не только исполняет свою духовную функцию, но и принимает непосредственное участие в городской жизни.
При содействии храма и епархии в Саратове осуществляются программы для людей в трудных жизненных ситуациях, существует отдел волонтеров. В этом его название символично самому празднику Покровы, где Богородица дает покровительство всем приходящим.
Покровская единоверческая церковь
10/11/2015 11:00 Некоммерческая организация «Москва – Саратов» и фонд «Город в развитии» представляют проект «Порталы истории»
В 2015 году стартовал новый проект «Саратовская крепость: рассредоточенный музей города», призванный обратить особое внимание на тот участок городской территории, где в XVII веке расположился «третий Саратов». Предполагается превратить эту часть Саратова в своеобразный музей истории города – музей под открытым небом, смотрителями-проводниками-хранителями и владельцами которого станут сами жители. Мы же решили расширить исторические рамки этого проекта, обратив внимание на одно из самых красивых мест Саратова – Набережную Космонатов. Мы хотим превратить обычные проходные арки в домах по Набережной – из двора на улицу – в «порталы истории», сделать их проходами на берег Волги старого Саратова. Одним из таких музейных залов станет арка в доме № 5. Когда-то примерно на ее месте стояла одна из старейших в Саратове старообрядческих церквей.
Дизайн: Алексей КашанинК истории раскола1653 год
– начало раскола. Патриарх Никон рассылает по московским церквям «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.
1667 год
– Большой московский собор одобряет реформы Никона, а всех, кто не принял новые правила, предает анафеме как еретиков.
1682 год
– в Пустозерске заживо сожжен протопоп Аввакум.
1700-е годы
– по некоторым данным, в бегах находятся около миллиона старообрядцев (10% населения страны). Большинство бежит в Польшу, Великое княжество Литовское, Пруссию.
1762 год
– манифест императрицы Екатерины II, призывающий старообрядцев, бежавших за пределы России, вернуться в страну и селиться на землях Саратовской губернии между реками Большой и Малый Иргиз.
1800 год
– начало перехода части старообрядцев под юрисдикцию РПЦ при условии сохранения всей дореформенной обрядности. Для этого создается отдельная структура – Единоверческая церковь.
Материалы к истории Покровской церкви
«
Раньше, чем на Иргизе, появилась в Саратове, во дворе купца Горина, деревянная часовня, – прот.Чернышевский относит ее возникновение к 1762 году, но раскольники местные утверждают, что она открыта значительно раньше, и такое утверждение ничего не имеет против себя, тем более, что в Саратове не было недостатка в богатых и сильных покровителях раскола – в которой беспрепятственно отправляли богослужение стародубские попы. Местные купцы, с Барановым во главе, не жалели средств для поддержания и распространения старообрядчества в самом Саратове и в окрестностях его. В 1772 году Баранов достал от подлежащих властей разрешение перестроить обветшавшую уже часовню и, в замену ей, построил на своем дворовом месте обширную каменную, с главами и крестом, имеющую совершенное подобие православного храма. Около часовни выстроены были деревянные кельи для причта церковного; впоследствии тут же возникла и богадельня для престарелых и увечных, а самое место перешло от Баранова к саратовскому раскольничьему обществу. Постройка барановской часовни
, получившей после название
Покровской
, тянулось много лет с большими перерывами, представляя для саратовских властей что-то вроде курицы с золотыми яйцами; возможно, что она затянулась бы и еще больше, если бы не содействие
В.А.Злобина
, который пришел на помощь изнемогающим строителям и дал им возможность без помех окончить дело к 1797 году
». (Н.С.Соколов. «Раскол в Саратовском крае». Саратов, 1886).
Василий Алексеевич Злобин
(середина 1750-х – 1814) – вольский «именитый гражданин», известный предприимчивостью, богатством и благотворительностью, по словам историка Костомарова, человек гениальный на поприще торговых спекуляций. Сын бедного крестьянина села Воскресенского Алексея Никифорова Половника, по прозвищу Злобин, к концу XVIII века стал одним из самых богатых и влиятельных людей Российской империи. Случай свел его с генерал-прокурором Синода князем Александром Алексеевичем Вяземским, когда тот приезжал в свое саратовское имение. Деловая хватка молодого человека понравилась князю, и он сначала назначил его управлять имением, а потом и вызвал к себе в Петербург. Всего через несколько лет Злобин держал винные откупы, содержал казённые рыбные промыслы в Астрахани, держал на откупе все игральные карты империи, поставлял продукты в Москву и Санкт-Петербург и соль в двадцать губерний России. В день Злобин получал чистого дохода до 1000 рублей, при этом оставаясь довольно простым человеком. По описанию, данному ему одним из современников, встречавших его в Петербурге в 1802 году, Злобин представлял собою «тип русского мужика, человека и доброго, и хитрого; он сохранил и поступь, и речи, и поговорки своего первобытного состояния, одним словом, всё, даже одежду и бороду». В богатом русском кафтане он являлся по большим праздникам во дворец, и не было в Петербурге ни одного человека, который бы не знал его. И сам Злобин, и его жена Пелагея были известными жертвователями на старообрядческие храмы и монастыри. Так, одному из женских монастырей на Иргизе Пелагея Злобина подарила кокошник, усыпанный бриллиантами, за 40 000 рублей. Семья Злобиных много помогала и беднейшим слоям саратовского населения. К примеру, сын Василия Злобина, Константин, в 1808–1811 гг. передал 40 000 рублей и дом с садовым местом под «заведение» больниц для бурлаков в Саратове, Камышине, Царицыне и Хвалынске.
Из резолюции императора Николая I о раскольниках 29 января 1826 года:
«
Во всех вещах торопливость есть первый вред; тем подавно в важных, особенно же когда наследник должен идти в противоречие к предшественнику; сверх того, я требую сперва доказательств, а потом приму меры, которые признаю нужными, с тем большей твердостью, чем больше убежден буду в справедливости
».
«
В начале 1832 году Переверзев* распорядился сломать деревянные постройки на дворе Барановской часовни в Саратове, «в виду их ветхости, угрожающей опасностью живущих в них и безобразящей местность». Раскольники немедленно обратились к нему с просьбой о разрешении на место сломанных ветхих лачуг построить каменный флигель и несколько покоев для помещения богадельни. Переверзев, имея в виду, что цель постройки – богадельня – соответствует целям правительства, заботящегося о призрении бедных и беспомощных, и что здание совершенно согласно с высочайше конфирмованным для Саратова планом, дал разрешение. Во вновь построенных зданиях разместилось 14 человек мужчин и 76 женщин, большей частью преклонных лет, с имеющимися у иных детьми 9 – 16-летнего возраста; тут же устроились и три уставщика со своими семьями. Правил в этой богадельне, по отзыву самого Переверзева в представлении министру внутренних дел от 16 декабря 1835 года, «никаких особенных нет», кроме того, что призреваемые должны присутствовать при каждом отправлении богослужения. Богадельщики, или вернее скитники, как люди преклонных лет и при том ни в чем предосудительном не замеченные, пользовались полной свободой, без всякого надзора. При богадельне открылась и школа с 24 детьми, в которой обучением занимались уставщики. Кроме уставщиков имелся при часовне и священник, отправлявший богослужение и требы довольно открыто. Часовня и богадельня, по объяснению попечителей, содержится на суммы свечной выручки и кошелькового сбора, т.е. на 1100 – 1500 рублей в год, при чем из этих же денег уплачивалось жалованье сторожам и уставщикам и исправлялись «полицейские повинности**». Если так велось дело в Саратове, на глазах всей администрации, как гражданской, так и духовной, то легко представить себе, что творилось в глуши уездов***
».
(Н.С.Соколов. «Раскол в Саратовском крае». Саратов, 1886).ПРИМЕЧАНИЯ
* Федор Лукич Переверзев – саратовский губернатор с 1831 года по 1835-й. ** В 1843 году старообрядческая Барановская часовня насчитывала 2300 прихожан. *** Насильственный перевод старообрядцев в единоверие начался в 1830-е годы при императоре Николае I. Согласно «Справочной книге саратовской епархии» (за 1912 год) Покровская церковь стала единоверческой в 1844 году, а освящена была в 1854-м.
Борис Мозер. Покровская единоверческая церковь
«
Раскольники спрятались под маской единоверия, но не перестали быть раскольниками; конечно, бессознательно, по невежеству, но очень характерно саратовская полиция с этого времени завела в своих списках отдельную графу с заглавием «раскольники единоверческой секты». Наружную язву, доступную глазу, замазали обоюдными стараниями, вогнали вовнутрь организма. Десять лет спустя вот что писал гр. Стенбок об этом дутом единоверии: «Масленниковская церковь (так называлась Барановская часовня после мнимого воссоединения) не боле, чем сборище тайных раскольников, большей частью даже покровителей раскола, прикрывающих свои действия личиной единоверия
».
(Н.С.Соколов. «Раскол в Саратовском крае». Саратов, 1886).ПРИМЕЧАНИЕ
Однопрестольная Покровская единоверческая церковь была меньше размером, чем соседняя православная Введенская (Старо-Покровская), но больше по числу прихожан. «Справочная книга саратовской епархии» (за 1912 год) сообщает, что у Введенской в приходе 117 домов (234 мужчин, 298 женщин, среди которых 25 инославных (10 мужчин, 15 женщин), 26 раскольников (10 мужчин, 16 женщин), 8 единоверцев (4 мужчин, 4 женщины). У Покровской: 176 домов (347 мужчин, 313 женщин). Церковный капитал Введенской составлял 2260 рублей 53 копейки, а в Покровской – 6837 рублей 50 копеек (а капитал причта 7950 рублей). В Саратове, как и по всей России, купцы-старообрядцы были одними из первых и значительнейших благотворителей. Здания, бескорыстно ими построенные, продолжают служить саратовцам. Так, богадельня при Казанской старообрядческой церкви, построенная в 1883 году на средства купца
Ефима Яковлевича Горина
, теперь (в перестроенном виде) – жилой дом на углу улиц Чернышевского и Григорьева. Значительную сумму на первую в Саратове глазную клинику – по образцу мадридской лечебницы, «
аккумулируя все лучшее для переноса в Саратов
» – пожертвовала в начале XX века
Анна Васильевна Чирихина
. Эта клиника до сих пор работает на углу Вольской и Бахметьевской улиц. Та же Чирихина, знаменитая на весь город заводчица, передала принадлежащий ей дом и обустроила его под нужды школы для саратовского отделения попечительства о слепых (ныне – жилой дом на углу Московской и Мичурина). Неподалеку от Покровской единоверческой церкви, на углу Обуховского переулка и Миллионной улицы, Чирихина построила в 1911 году сиротский приют для мальчиков. Первая в Саратове детская больница – на Соколовой улице – также была построена на средства богатого купца-старообрядца
Ивана Александровича Поздеева
. В своем завещании он указал пустить часть его капиталов на «богоугодные деяния». Вдова Ивана Александровича, Дарья Семеновна, исполнила волю покойного мужа, и больница эта действует и поныне. Можно здесь упомянуть и городского голову Саратова в 1850-е годы
Льва Степановича Масленникова
, втайне покровительствовавшего старообрядцам. Современник так писал о его деятельности: «
им устроены, между прочим, водопровод, богадельня на единоверческом кладбище, на собственный счет выстроены дома для бедных граждан Саратова, что ныне Масленниковские выселки, «Стрелка» тож, а также им разведен бульвар около нового собора. Вообще Масленников известен многими благотворительными делами, хотя темные стороны его жизни не составляли в свое время ни для кого тайны
».
Запись из метрической книги Покровской церкви. Из архива Ольги НосенкоВ советские годы
При новой власти с Покровской единоверческой церкви сбили кресты, соседняя с ней Свято-Владимирская богадельня ушла под нужды Красной армии, а сам храм был передан под Военно-морской клуб ДОСААФ. Одно из зданий, стоявших на «барановском участке», приспособили под гараж. Впрочем, старообрядцы, жившие здесь с середины XVIII века, не спешили покидать родные места. Все дома, стоявшие по линии строительства новой набережной, в том числе и обе Покровские церкви, единоверческая и соседняя Старо-Покровская (Введенская), в том числе и сиротский приют для мальчиков имени братьев Гудковых и Чирихиной, были снесены в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
1951 г. Саратов. Военно-морской клуб. Кружок судомоделистов и его руководитель Иванов Павел КонстантиновичИз книги Станислава Гридасова «Кристальные люди»:
«
За порядком во дворе следила старенькая баба Клава из третьего подъезда. Она любила кошек и подкармливала их, бродяг, десятками. Она любила сажать цветочки и кусточки, и весь наш двор, кроме спортплощадки, до которой ей не было дела, с весны до зимы превращался в минное поле. Не дай Бог мяч перелетит через сетку и помнет цветок, жди властного окрика. Залезть при ней на дерево или сломать ветку — немыслимо. Двор баба Клава обходила, приглядывая, ровно ли проложена дорожка между кустарником, не отвалилась ли доска в беседке, не курит ли кто. Она явно считала двор своей собственностью, будто владела на него охранной грамотой. Нас и наши шумные игры она не любила. Приходилось бороться за каждую пядь земли. Не только за тот участок, где качели, горка и песочница, это всё на законных детских основаниях — мы хотели обладать всем двором. Надо сказали, что геймеры мы были отъявленные. Не только в футбол и в хоккей (а у девочек еще и бадминтон), еще и в казаки-разбойники, и в салочки, и в пристеночек, и в «танчики», расчерчивая весь двор своими «городами». Особенно трудно давался бросок, когда лезвие зажималось между указательным и средним пальцем, но если получалось и перочинный нож вонзался в землю, можно было двинуть на врага «тигра». Дрались — редко. В основном — играли. Играли и дома. В «умновские» машинки, ползая по ковру, орнамент которого становился гоночной трассой. В волшебные «государства» — начитавшись Льва Кассиля, писателя-земляка, он жил через Волгу в видимом из моего окна городе Энгельс, бывшем до революции Покровской слободой. Государства, как и положено, воевали, мирились, издавали законы, газеты и романы, а также проводили чемпионаты мира по футболу. Для моей страны выделены две полки в кладовой. Как же она называлась, страна моя? Забыл, помню только, что президентом был Виктор Капитонов, высокий зеленый солдатик, точнее — офицер в фуражке, а лучшим футболистом — Дмитрий Марадонов. Президент Капитонов иногда вспоминал молодость и выходил центрфорвардом все на тот же ковер в зале, только теперь по его краям ставились самодельные ворота, а бывшая гоночная трасса служила границей поля: за ней — аут. Лучшие самодельные ворота у Саши Гуляева. Я звоню ему и зову в гости со своими. По форме они, правда, напоминали гандбольные, зато были сделаны из прочной проволоки, и когда мяч залетал в ворота, в них трепетала марлевая сеточка. Саша, помнишь? Саша помнит всё. Его страна называлась Ливонская коммунистическая республика (Саша увлечен рыцарством и пишет длинные романы). Моя — Демократическая республика Кленовые листья. Ну конечно, ДРКЛ! Дэрэкээл! Голова моя дырявая.
Зато моя страна всех уделывает в настольный хоккей. Я в совершенстве овладел приемом (в ДРКЛ не запрещенным), когда защитник бросает шайбу не клюшкой, а коньками-подставкой, прямым ударом, со всей что есть мощи. Мои защитники результативны, как Бобби Орр, а сам прием я называю «фуржикс», от него трещит вся хилая конструкция настольного хоккея, как дом фабриканта и миллионера Граббинга. У Николая Носова в «Незнайке на Луне» был, конечно, никакой не «фуржикс», а «журфикс», jour fixe, день приема, и перепутать буквы для ученика французской спецшколы — стыд и срам, но шайба-то в воротах, а счет на табло. Безликие синенькие и красненькие хоккеисты заменяются в уме на героев из «Монреаль Канадиенс» и «Торонто Мейпл Ливз». Зима, я выпрашиваю у мамы большой бельевой таз, наполняю его водой и выставляю на балкон. К утру получается идеально ровная ледяная поверхность дворца спорта «Форум», где разыгрывается финал Кубка Стэнли. Одной рукой я играю за красных, другой — за синих, и «Монреаль», конечно, побеждает. Во-первых, отменно стоит Кен Драйден. Во-вторых, Ги Лафлер забрасывает, как хочет. А теперь вообразите мое счастье, мою грусть, когда на EBAY я увидел, а потом купил и получил по почте эти фигурки — один в один из моих фантазий, обычные хоккейные фигурки моего канадского мальчика-сверстника. Что началось, когда я выложил их фотографию на фейсбуке и поделился этим, казалось бы, глубоко личным воспоминанием из ранних 70-х. Продюсер, один из создателей «Comedy Club» Таш Саркисян кричал: «Ой-ой-ой… Всё так… Синим фломастером расписывалась поляна, на борта наносилось магическое и непонятное «labatt». Ваня Гидаспов, выросший в Узбекистане, признался, что придумывал игрушечным хоккеистам специальные заграничные фамилии и вслух комментировал свои матчи с братом. И Дима Иванов, саратовец, раскрашивал фигурки под наших, советских, и канадцев. Счастливое, такое богатое на игру советское детство, лишь оно во всем виновато, да, оно во всем виновато, то-то и оно, то-то и оно! Мой настольный хоккей был простенький, советский, с легко гнущимися и часто ломающимися жестяными фигурками, а вот Костик Лапшин был обладателем импортного, электрического, у него даже загорался красный фонарь за воротами! У Костика вообще все было не такое, как у других мальчишек во дворе. Лучшие финские сани (не санки), на которых они катались всей семьей по берегу Волги. Когда все остальные спорили, кому быть сегодня д’Артаньяном, Костик, к моему глубокому изумлению, выбрал Атоса. И жили они в огромной профессорской четырехкомнатной квартире. У его папы был отдельный кабинет! Резной стол орехового дерева, зеленое сукно, книги, чертежи какие-то, лупа. Книжные шкафы с прадедовской, из поколение в поколение, библиотекой. Обомлев (из кабинета меня вытягивают за руку, папу нельзя надолго отвлекать от работы), я получаю в подарок две дореволюционные фотографии Саратова. На одной из них Немецкая улица громыхает двумя трамваями, слева — здание музыкального училища, здесь, на углу, в начале 20-х годов Тоша Кандидов и Женя Карасик будут ждать красивую девочку Тосю и по очереди носить за ней черную папку «мюзик» с вытисненным медальоном Антона Рубинштейна. Через дорогу — знаменитая на всю Волгу кондитерская «Жанъ» в доме Кузнецова. Если у Антона и Жени появлялись деньги, они вели Тосю в эту кондитерскую и угощали ее пирожным-безе. Только это теперь не Немецкая, а улица Республики, и Жанъ сбежалъ, и голод в Саратове, и кондитерская — нэпмана Василевича. В квартире Костика с возрастом появляется другая компания, что-то вроде военно-морского клуба. Он и Илья Ярославский все реже играют с нами в хоккей, выписывают скучные журналы вроде «Юного техника», собирают модели кораблей и гордятся, что могут легко отличить фрегат от брига. Темный лес для меня до сих пор. Давно умер папа Костика Федор Константинович. Девочка Тося вышла замуж за кондитера Василевича. Антон Кандидов стал футбольным Вратарем Республики, а Евгений Карасик — известным спортивным журналистом. Костик ходит по Волге на яхте «Баламут», сделанной собственными руками, но живет он уже в другом доме. Илья из второго подъезда — директор крупной лаборатории в Бостоне. Куда-то переехала Машка Королева из третьего. Тихо и незаметно ушла одинокая баба Клава. А я — я немножко коллекционирую. Спортивные фигурки и журналы. Открытки и фотографии с видами старого Саратова. Ну и еще воспоминания, свои и чужие. У меня на столе — резного орехового дерева, зеленое сукно, компьютер, сканер, книги, лупа — лежит план-чертеж двора, уничтоженного в начале 60-х годов при строительстве нашего элитного дома на Набережной. Это ее, бабы Клавы, тайная грамота, найденная мной в архиве: Покровская единоверческая церковь, дом священника, хозпостройки, богадельня. Я накладываю план на свои детские воспоминания и вижу во дворе не одну бабу Клаву, а еще и других одиноких стариков и старух, иногда властных, чаще тихих. После революции церковь обратили в военно-морской клуб, а община осталась. Старообрядцы жили в нашем дворе двести лет подряд
».
Как сейчас выглядит арка, стоящая на месте снесенной церквиОктябрь 2015 года. Фото Андрея БотоваЧто мы хотим сделать
Отреставрировать арку и превратить ее в «портал». Мы провели уже благотворительный аукцион, на котором собрали 84 000 рублей для проведения первых ремонтных работ. Архитектурное и дизайн-решение преображенной арки находятся в стадии разработки. Срок реализации проекта – апрель / май 2016 года. На этом мы не хотим останавливаться. Наша цель – сделать «порталами» все 4 арки, существующие в домах на Набережной Космонавтов, напомнив о Введенской (Старо-Покровской) церкви, Крестовоздвиженском женском монастыре и существовавшем после революции в его кельях детском доме «Красный городок», доме Савинова, в котором вырос известный советский писатель Борис Пильняк, и многих других важных местах прибрежного Саратова.
Как нам можно помочь
Реставрация и художественное оформление одной арки обойдется в сумму не меньше 300 000 рублей. Для тех, кто может помочь в реализации нашего проекта, который призван стать одним из важных туристических маршрутов Саратова, указываем способы перечисления денег.
Фонд содействия развитию города «ГОРОД В РАЗВИТИИ»РЕКВИЗИТЫ РУБЛЕВОГО СЧЕТА
Получатель: Фонд содействия развитию города «ГОРОД В РАЗВИТИИ» ИНН 6450999305 р/счет 40703810200000000176 в АО КБ «СИНЕРГИЯ» г. Саратов БИК 046311766 кор/сч 30101810700000000766
Просьба указывать в цели платежа: Платеж: «Благотворительное пожертвование на проект Порталы истории»Станислав ГРИДАСОВ
Карта Сбербанка: 4276380024866589 Яндекс-деньги: 41001165608945 Pay Pal
Просьба указывать в цели платежа «Порталы истории»Первоначально материал опубликован на сайте oldsaratov.ruПодпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
История основания, строительства
Первым храмом, построенным в центре города на пересечении главных улиц, был деревянный и трехпрестольный храм. Он был возведен в 1859 г. и вскоре стал слишком тесным, к тому же, здесь не было возможности проводить богослужения в зимнее время. В 1876 г. был учрежден новый проект храма, на этот раз каменного и почти вдвое больше предыдущего.
Средства на строительство были выделены местными купцами, также собирались пожертвования прихожан. Уже в 1882 г. храм был полностью достроен, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до 1884 г. В 1885 г. храм торжественно освятили.
Почти сразу же храм активно влился в городскую жизнь. Примерно около 1890-х здесь был построен каменный дом, в котором располагалась церковно-приходская школа, работающая до сих пор. В 1893 г. здесь открыли воскресную школу.
Помимо духовного водительства, церковь занималась общественной деятельностью, здесь находилась богадельня и рукодельные классы для женщин. В 1895 г. на территории была построена многоярусная колокольня с дополнительным приделом.
Советская власть национализировала все земли, ферма и приходские здания храма, но сам храм оставался подчиненным церкви и не был закрыт. Также властям отошли дома для духовенства. В 1929 г. храм был закрыт и передан государству. Теперь здесь оборудовали общежитие, помещение детского сада, складские помещения.
В 1931 г. церковь хотели взорвать, для чего ее частично разобрали и уничтожили колокольню. Уничтожить само здание храма не удалось, после чего его решили снова использовать и восстановили. Из-за косметического ремонта была утрачена вся внутренняя роспись.
В 1992 г. начались переговоры о возвращении храма епархии, и прошение было удовлетворено. В том же году в храме усилиями прихожан были проведены ремонтные работы и отслужена первая Литургия.
С 1992 по 2000 г. храм масштабно реставрировался: восстанавливалась временная звонница, полы, иконостасы. В 2004 г. колокольня была возведена на прежнем месте. В 2007 г. начата внутренняя реконструкция храма, включающая в себя замену фасада и полную роспись стен.
История церкви
Храм был построен в 1859–1885 годах. Проектом занимался архитектор Алексей Маркович Салько.
Храм прекратил богослужения в 20-х годах прошлого века. Помещение заняли студенты, обучающиеся в институте экономики. Также некоторую часть бывшей церкви заняли мастерские художников. Со сменой правящего режима и идеологии, в 1992 году в церкви снова стали проводиться богослужения. Долгожданное освящение храма состоялось в 2000 году.
В 2007 году храм проходил процедуру восстановления. Был заменен центральный купол, приобретены новые кресты на купола храма, отремонтирован фасад.
© Официальный сайт Покровского храма Саратова
В 2008 году ремонтные работы продолжились: были покрашены фасады, приобретены 5 паникадил, демонтированы старые купола и установлены новые, отреставрированы внутренние поверхности стен храма, отделаны все ярусы колокольни.
10 апреля 2010 года в Покровском храме была освящена икона четырех святых.
К 2012 году были обновлены росписи храма и самое главное — изображение Господа Пантократора под главным куполом.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Архитектором и автором проекта был российский архитектор Алексей Маркович Салько. Он один из самых известных саратовских мастеров, по его проектам было построено около 10-ти зданий, некоторые из них, как, например, Князь-Владимирский собор, не сохранились. Помимо церквей он также был архитектором окружного суда и здания городского театра.
Архитектурный ансамбль представляет собой комплекс собора и здания колокольни, объединенный одним цветом и внешней отделкой. Храм богато украшен наружной лепниной, имитацией колонн, фигурными и геометрическими барельефами.
Окна и изменения архитектурной фигуры подчеркнуты белыми элементами в контрасте с приглушенным красным цветом в основной гамме собора. Само здание представляет собой образец классической пятикупольной церкви с одним центральным и 2-мя боковыми входами.
Внутреннее убранство
После разрушений храм полностью утратил внутреннюю роспись и только в 2007 г. началась реставрация, длящаяся до 2009 г. Сейчас храм полностью расписан.
На стенах находятся изображения преподобных и мучеников в полный рост, пустое пространство украшено галунами и цветочными орнаментами в ярких и неброских тонах.
Иконостас Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове
Верхние хоры и потолки так же полностью расписаны. В храме находится несколько киотов по разные стороны от центрального придела. Внутри здание храма поддерживается расписными квадратными колоннами. Пол выложен двухцветной плиткой.
Этикет посещения церквей и храмов в Саратове
Одежда в храме
При посещении церкви старайтесь избегать ярких цветов, коротких юбок или шорт. Женщинам в идеале следует носить длинную темную юбку, также можно носить брюки, а в качестве «обязательного» — иметь прикрытую голову. Для мужчин действуют общие правила в отношении цвета и более длинной одежды, и им следует открывать голову (снимать шляпы или кепки).
Использование каких-либо электронных устройств в Храме недопустимо.
Если вам не нужно держать телефон включенным на случай чрезвычайной ситуации, «Отложите в сторону все земные заботы», как поется во время Херувимского гимна. Сделайте одолжение себе и другим, выключив телефон перед входом в Храм, чтобы ваше время поклонения было как можно меньше отвлекающим. Если вам необходимо оставить его включенным, смените режим на беззвучный.
Поведение в Православной церкви.
Принято не говорить громким голосом , почти шепотом или вообще избегать разговоров в церкви. В целом люди ведут себя очень сдержанно: не смеются и не улыбаются, стараются быть серьезными и спокойными. Находясь в церкви, старайтесь не поворачиваться спиной к главному алтарю. Даже выходя из церкви, люди стараются подойти к главному алтарю, поэтому они продвигаются спиной вперед. Старайтесь не скрещивать руки и ноги , это может быть сочтено неуважением. В церквях нет скамеек, поэтому все стоят на протяжении всей службы.
Крест в храме
Православный крест имеет свои особенности. Крест имеет три горизонтальные перекладины, нижняя перекладина наклонена: сторона справа от Христа обычно выше. К тому же православные крестятся по-разному: с правого плеча на левое.
Свечи в храме
Свечи — большая часть православного богослужения. Люди зажигают свечи перед иконами Святых и Хищников. Чаще всего зажигают свечи за здоровье жизни и отдых. Одна свеча зажигает на одного человека.
Покидая церковь
Уважительный протокол — покинуть храм только после последнего благословения и после поклонения кресту, который держит священник по окончании Божественной литургии или другого богослужения. Если вам нужно уйти пораньше, тихо выйдите из церкви и воздержитесь от разговоров до тех пор, пока вы не выйдете, чтобы не мешать другим. Те, кто уходит рано, лишают себя благословения. Покидая Храм, следует повернуться лицом к иконостам и благословить себя. После выхода из церковного здания принято стоять лицом к дверям церкви, поклоняться и благословлять себя перед тем, как уйти.
Святыни и мощи
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове сохраняет в себе различные иконы: часть из них была спасена при советской власти, а теперь возвращены прихожанами во время реставрации храма.
Особое место в храме занимает икона с мощевиком, где находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского и почитаемой в России блаженной Матроны Московской. Икона была передана храму в 2010 г.
Еще в храме находится находится ковчег с мощами 21 мученика и святого, в их числе находятся частицы мощей апостола Андрея, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Пантелеимона, Екатерины, Трифона.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Святыни Покровского храма Саратова
В храме хранится ковчег, который был изготовлен по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. В священном ковчеге хранятся святые мощи целого ряда святых, среди которых: мощи апостола Андрея Первозванного, мощи Николая Чудотворца, мощи московских митрополитов (святителей Филарета, Иннокентия), великомучеников Екатерины и Трифона.
Святыни Покровского храма, © Официальный сайт Покровского храма Саратова
Социальная работа, повседневная жизнь
Приход храма реализует несколько социальных проектов. Одним из них является сотрудничество с социальным центром помощи семьи и детям. Священники и прихожане регулярно посещают центр, на территории прихода работает прием вещей и сбор предметов первой необходимости, которые пересылаются в социальные службы.
Так же приход храма сотрудничает с городской клинической больницей № 2. Помимо духовного окормления, помощи и совершения таинств, члены прихода оказывают физическую помощь тем, кто не может сам о себе позаботиться, а так же тем, кто остался в больнице без родственников и знакомых.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы сотрудничает с всероссийским обществом слепых и детским интернатом для слепых в Саратове. Для слабовидящих детей и взрослых изготавливаются специальные тактильные книги, реализуются проекты.
При участии волонтеров и учащихся воскресной школы проходят регулярные выставки тактильных книг, призванные привлечь неравнодушных людей. Учащиеся школы принимают участие в создании тактильных книг для детей. Ежегодно усилиями прихожан и детей создается более 40 тактильных учебных пособий.
Волонтеры из числа прихожан церкви также принимают участие в работе центра социальной адаптации для людей без места жительства. При необходимости они помогают едой и одеждой, проводят беседы и помогают настроиться на жизнь в обществе.
При храме работает обширная библиотека, как в книжном, так и в электронном формате: кассеты, аудиокниги, диски.
Храм в честь Покрова Божией Матери
Престолы: в честь Покрова Божией Матери, приделы: правый — упразднен, левый — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Построен: в 1859-1885 годах. Архитектор: Алексей Маркович Салько (1838 – 1918).
Освящен: 22 октября 2012 года Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином
Святыни: икона преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены Дивеевских, в которую вложены частицы святых мощей преподобных Александры и Марфы; 10 апреля 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин преподнес в дар храму икону четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Икона имеет два мощевика с частицами мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Сергия Радонежского.
Настоятель: Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий
Ключарь: игумен Евфимий (Митрюков)
Богослужения:
1. С понедельника по субботу Литургия в 8.00;
2. В воскресенья и праздники ранняя Литургия в 7.00, поздняя Литургия в 9.00;
3 Ежедневно вечернее богослужение в 17.00, храм открыт в течение всего дня, дежурный священник находится в храме с 8.00 до 16.00.
4. Читаются акафисты: по субботам в 16:00 — перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Адрес: 410003, г. Саратов, ул. М. Горького, 85 (угол улиц М. Горького и Б. Горной). Тел. (845-2) 27-30-87.
Сайт: https://pokrovsar.ru E-mail:
Проезд до храма: маршрутное такси № 62, 73, 94, 8 до остановки «Большая Горная».
Службы, действующие при храме: Воскресная школа, библиотека. Воскресная школа для детей делится на три группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-12 лет), старшая (13 -17 лет). Детям преподаются Закон Божий, Православная иконография, церковнославянский язык, церковное пение, рукоделие. Также при школе работает кружок фехтования, кружок изобразительного искусства и детская театральная студия «Радость». Имеется Воскресная школа для взрослых. В ней преподаются Священное Писание Нового Завета, основы богослужения и катехизис. Занятия в школе проходят по воскресеньям с 12.00 до 15.00.
В здании воскресной школы также проходят курсы по подготовке желающих принять Таинство Крещения, занятия Свято-Романовской детской хоровой школы, по вторникам в18.30 – цикл Библейских бесед.
При храме действует приходская библиотека.
Церковно-социальная деятельность: Духовенство храма, при поддержке Воскресной школы, сотрудничает с Центром социальной помощи семье и детям г. Саратова в рамках договора о совместной деятельности, а также в рамках реализации совместного проекта «Все начинается с любви». Приход оказывает благотворительную помощь Саратовскому центру социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Клирики храма осуществляют духовное окормление пациентов отделения травмотологии 2-й Городской клинической больницы г. Саратова, прихожане храма несут послушание сестер милосердия. Также осуществляется сотрудничество с Саратовским отделением «Всероссийского общества слепых». Клирики храма осуществляют духовное окормление МОУ «СОШ№21», МОУ «Лицей математики и информатики г. Саратова», МОУ «СОШ№14». На приходе действует социальная служба, ведется работа с молодежью.
Воскресная школа
В приходе действует воскресная школа, рассчитанная на детей от 5 до 17 лет. Воспитанники разделены на 3 возрастные группы. Детям предлагается изучение Закона Божьего, церковнославянского языка, основ нравственности и литургики. Для детей младшей группы возрастом до 7-ми лет работает кукольный театр. Все учащиеся задействованы в уроках церковного пения и поют в хоре.
Кроме уроков, дети принимают участие в кружках евангельских бесед, театральной студии «Радость», с детьми занимаются учители фехтования. В летнее время школа так же функционирует: продолжаются репетиции, организовываются выставки и продолжают работать кружки, дети посещают музеи и ездят в паломнические поездки.
Ученики воскресной школы представляют приход на епархиальных и городских олимпиадах, а также принимают участие в благотворительных выездах, ставят спектакли в различных государственных учреждениях.
Работает и воскресная школа для взрослых: здесь преподаются уроки чтения и толкования Псалтири, курсы христианской культуры и истории церкви на Руси. Дополнительно проходят курсы катехизации для новообращенных.
Престольные праздники
Центральный престол церкви освящен, как говорит и его название, в честь праздника Покрова Божией Матери, который отмечается 14 октября. Престол в левом пределе был освящен позже в честь праведного Иоанна Кронштадтского.
Праведный Иоанн был известным на всю Россию проповедником, церковно-общественным деятелем и духовным писателем, канонизированный в 1964 г. Его память совершается 14 июня и19 октября.
Так же в храме находится дополнительный престол, который освящен только положением Антиминса, священного плата, но еще не освящен полностью: он освящен во имя Иверской иконы Божией Матери, празднующейся 25 февраля.
История[править]
До революции: В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова возводится деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные — во имя святых апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.
В середине 1870-х годов епархиальный архитектор Алексей Маркович Салько выполнил проект новой каменной церкви. В 1876 году проект был отправлен в Технико-строительный отдел Министерства внутренних дел. По утверждении проекта началось строительство, которое велось на средства прихожан.
К 1883 году здание было выстроено, и началась его внутренняя отделка, продолжавшаяся до конца 1884 года. Расписывал храм и написал иконы двух придельных иконостасов известный художник-академик Лев Степанович Игорев, уроженец Саратова, выпускник Саратовской Духовной Семинарии.
20 января 1885 года храм был освящен. Новый каменный храм также был трехпрестольным, но придельные престолы у него были другие: правый — в честь Казанской иконы Божьей Матери, левый — во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
В 1895 (по другим данным — в 1897) году было начато строительство колокольни. В нижнем этаже ее был оборудован храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 28 мая 1902 года.
По состоянию на 1912 год клир храма составляли три священника, диакон и три псаломщика, проживавшие в церковных домах, расположенных по улице Большой Горной. Приход составляли 1159 домов, в которых проживали 5839 прихожан обоего пола.
При храме имелась церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом. Здесь же позднее находились и женские Покровские рукодельные классы. Нижний этаж здания занимала городская богадельня. В 1893 году при церкви открылась воскресная школа. В ней, кроме обычных предметов — Закона Божия, чтения, счисления и письма — в программу входили русская история, география, гигиена. Преподавали в школе учителя средних и низших учебных заведений Саратова.
В годы Советской власти: Известно, однако, что в 1918 году вся собственность прихода, кроме, по всей видимости, храмового здания, была отобрана советской властью. Во время обновленческого раскола, в сентябре 1924 года, клир храма сохранил верность Патриаршей Церкви. Согласно постановлению Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета от 19 декабря 1929 года храм был закрыт, а здание передано под общежитие Планового (экономического) института. Колокольню приспособили под детский сад. В 1931 году купола церкви и колокольня были разобраны. Была предпринята попытка взрыва и самого храма, окончившаяся неудачей. Настенная роспись храма была частично сбита вместе со штукатуркой, частично забелена побелкой. В 1970-х годах здание храма передали под мастерские саратовских художников, располагавшиеся там до возвращения здания Саратовской епархии.
В наше время: Здание церкви сохранилось в частично разрушенном состоянии и было возвращено Церкви в январе 1992 года. Из обезображенного храма пришлось вывезти около трехсот тонн мусора, прежде чем стало возможным хотя бы приступить к его восстановлению. С 1 февраля 1992 года силами прихожан начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе.
Директор Саратовского авиационного завода А. В. Ермишин оплатил заказанные на Энгельсском заводе металлоконструкций церковные главки-маковки, которые впоследствии были установлены на барабаны храмового здания.
Значительная часть восстановительных работ в Покровском храме осуществлена под руководством и при деятельном участии протоиерея Василия Стрелкова, назначенного настоятелем храма летом 1994 года. В сентябре 1997 года были начаты работы по восстановлению полов храма и солеи главного придела. Солея и пол алтарной части (а впоследствии — полы во всем храме) были выложены мрамором. Работы осуществлялись 7-м строительным трестом во главе с В. Н. Поимцевым.
В июле 1997 года архитектором А. В. Шитовым было сделано проектное предложение, в котором содержались место, размеры и описание восстанавливаемой колокольни храма. По этому предложению другой саратовский архитектор — Д. В. Голубинов разработал рабочий проект строительства колокольни. В течение 1998 – 2004 годов она была восстановлена. 28 ноября 2004 года на сорокачетырехметровую колокольню был установлен купол и закреплен шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров.
Режим работы для посетителей
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове открыт ежедневно с 7:30 до 20:00 в будни и с 7:00 по 20:00 в субботу и воскресенье.
Понедельник и четверг |
|
Среда, пятница, суббота |
|
Воскресенье |
|
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Адрес храма – улица Максима Горького, 85. Собор находится на остановке «Большая Горная» в Кировском районе Саратова. Этим маршрутом и к этой остановке следует автобус № 2, а так же маршрутные такси №1, №25, № 66, № 95, №103.
От железнодорожного вокзала в сторону собора направляется маршрутное такси №25, остановка совершается по требованиям пассажиров.
В окрестностях собора можно дойти до сквера Героев или саратовского Парка Победы. Рядом находится Театральная площадь.
Информация для паломников
На территории храма нет гостиницы для паломников. Здесь можно заказать церковные требы, купить свечи и иконы. В храме работает книжная лавка. Жителям Саратова можно записаться в церковную библиотеку и получить ваучер.
В пешеходной доступности от храма находятся хостелы «СарХаус» и «Бульвар»: расстояние от них к храму составляет менее 1 км, дойти можно пешком или на городском такси. Стоимость номера начинается от 300 руб. за ночь.
При путешествии в Саратов обязательно нужно посетить храм Покрова Пресвятой Богородицы и стать причастным к богатой истории города.
Автор: Катя Волкова
Оформление статьи: Мила Фридан