Праведная Мари́я Вифанская, сестра Ла́заря Четверодневного.

Рисунок, описанный в Евангелии от Иоанна; сестра Лазаря и Марфы, живущая в селении Вифания близ Иерусалима; традиционно отождествляется с Марией Магдалиной

Святая Мария из Вифании
Христос в доме Марфы и Марии

, Йоханнес Вермеер, до 1654–1655 гг., холст, масло (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) — Мария сидит у ног Иисуса

Мария праведная, сестра Лазаря; Мироносец
Почитается вЛатинское христианство Восточный католицизм Восточное православие Восточное Православие Англиканская община Лютеранство
Праздник4 июня (православное), 29 июля (католическое / лютеранское / англиканское)
Атрибутыженщина держит кувшин мирры и носовой платок

Мария из Вифании

(Иудео-арамейский מרים,
Марьям
, переданная αρία, Мария, в Койне греческий из Новый Завет; форма иврит מִרְיָם, Мирьям, или Мириам, «желанный ребенок», «горький» или «бунтарский») — это библейский фигура упоминается только по имени в Евангелие от Иоанна в Христианин Новый Завет. Вместе с братьями и сестрами Лазарь и Марта, по описанию Джона, она жила в деревне Бетани возле Иерусалим.[1]

Средневековый Западное христианство отождествил Марию из Вифании с Мария Магдалина и с грешной женщиной Луки 7: 36–50. Это повлияло на Римский обряд литургия праздника Марии Магдалины, с Евангелием о грешной женщине и собирать имея в виду Марию из Вифании. Поскольку Редакция 1969 г. этой литургии, праздник Марии Магдалины по-прежнему приходится на 22 июля, но Мария Вифанская празднуется вместе со своим братом Лазарем 29 июля, мемориал их сестры Марты.[2] В Восточное христианство и немного Протестантский По традиции, Мария Вифанская и Мария Магдалина считаются отдельными людьми.[3] В Православная Церковь имеет свои собственные традиции относительно жизни Марии Вифанской за пределами Евангелие учетные записи.

Св. Лазарь четверодневный и сестры его Марфа и Мария

Отрывок из «Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых»

Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания Евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря (Ин.11:5). Из сказаний свв. Евангелистов вот что нам известно об этом благочестивом семействе. Так, Евангелист Лука повествует, что однажды Господь был в Вифании и здесь одна женщина именем Марфа пригласила Его в свой дом. Сестра же Марфы – Мария – села у ног Иисусовых и слушала поучения Его. Между тем Марфа хлопотала как бы получше угостить Господа и, подойдя к Нему, сказала: Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить! скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отымется от нее (Лк.10:38–40). Кроме того, три Евангелиста упоминают в своих Евангелиях о сестре Марии, почти совершенно тождественно передавая рассказ о помазании Иисуса Христа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного, которое совершила Мария – сестра воскрешенного Лазаря. Рассказ Евангелистов излагается так: За шесть дней до Пасхи, накануне вшествия Христа в Иерусалим на вольную страсть, когда Христос был в Вифании на уготовленной Ему вечери, в доме Симона прокаженного, и воскрешенный Христом Лазарь разделял с Ним трапезу, а Марфа служила Ему, Мария, взяв сосуд с драгоценным миром, помазала им ноги Иисуса, отерла их волосами своими и возлила миро на главу Его. При этом Иуда Искариот выразил свое мнение, что лучше было бы продать это миро, а вырученные деньги отдать нищим; Господь Иисус Христос на это возразил: «Что смущаете эту женщину? Она доброе дело сотворила для Меня, потому что нищих вы всегда имеете у себя и благотворить им можете, когда хотите, но Меня не всегда имеете. Она что могла, то и сделала, излив на Мое тело сие миро, она приготовила Меня к погребению. И вот Я вам истинно говорю, что где бы не проповедалось Евангелие, в целом мире, будет сказано о том, что она сделала» (Мф.26:6–13; Мк.14:3–9; Ин.12:1–8).

Вера этих сестер в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда захворал брат их Лазарь, то они первым делом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Когда Иисус пришел в Вифанию, то было уже четыре дня, как Лазарь лежал во гробе. Вифания лежала недалеко от Иерусалима и многие из жителей иерусалимских пришли к Марфе и Марии утешить их в горе. Когда Марфа услыхала, что Господь уже близко от их селения, то пошла Ему навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой!» – «Воскреснет брат твой», – сказал ей Иисус Христос. Марфа отвечала: «Знаю, что воскреснет в Воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я есмь Воскресение и Жизнь, верующий в Меня, если умрет – оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли ты этому?» – «Так, Господи, верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир», – сказала Марфа и, оставив Иисуса, пошла домой, тайно вызвала сестру и сказала: «Учитель здесь и зовет тебя». Мария тотчас пошла навстречу Господу, пала в слезах к ногам Его и вскричала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Иудеи, которые вместе с Марией вышли из дома, чтобы следовать за ней, как они думали, на могилу брата ее, заплакали, глядя на нее. Тогда и Господь воскорбел и возмутился духом. Он спросил: «Где вы положили его?» Ему отвечают: «Господи! Поди и посмотри». Видя слезы на глазах Иисуса, иудеи говорили: «Вот, смотрите, как Он любил Лазаря! Неужели Он, отверзший очи слепому, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Между тем Иисус, скорбя внутренно, подходит к пещере, в которой лежал умерший. Пещера была завалена камнем; Иисус повелел отнять его. Тогда Марфа сказала: «Господи! Он уже четыре дня во гробе, и слышен дурной запах». Иисус на это сказал ей: «Если будешь веровать, то увидишь славу Божию». Когда отняли камень, то Иисус воззрел на небо, сказав: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня, Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он громким голосом возгласил: «Лазарь! Иди вон!» Умерший тотчас вышел. Он был обвит погребальными пеленами, а лицо закрыто платком. «Развяжите его, пусть идет», – сказал Господь (Ин.11:1–3, 17–44). Кроме того, Евангелист упоминает, что воскрешенный Лазарь находился вместе с Иисусом Христом на вечери в доме Симона прокаженного (Ин.12:1).

После убиения св. архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св. Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без весел. По Божию Произволению лодка приплыла к о. Кипр, где в городе Кидонии св. Лазарь начал проповедывать Христа, как апостол, и был епископом в этом городе, рукоположенный в сей сан апостолом Варнавой. Проживая на Кипре, св. Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видал уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Ней. Пресвятая Богородица, уразумев об этом желании св. Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелевала прислать за Ней корабль, на котором Она могла бы прибыть на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим ради Нее. Прочитав это послание, св. Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы, и нимало немедля, снарядил и послал за Нею корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и Евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправилась в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской Горе. После недолгого пребывания здесь Пресвятая Богородица прибыла на о. Кипр, где встретилась со св. Лазарем, скорбевшем о Ее долгом путешествии, поведала Ему о Своем пребывании на Афонской Горе и поднесла дары, нарочно для него собственноручно сделанные – омофор и нарукавницы. Недолго пробыв на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим.

После пребывания Пресвятой Богородицы св. Лазарь четверодневный епископствовал на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чем ревностно помогали ему сестры Мария и Марфа. Где, когда и как окончили жизнь свою свв. сестры Лазаря из церковных преданий неизвестно, а сам же св. четверодневный Лазарь почил в мире на о. Кипр.

При императоре Льве Философе (886–911 гг.) мощи св. Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград. Об этом событии говорят историки Кедрин и Зонара.

Память св. Лазаря четверодневного празднуется Святой Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение его мощей с о. Кипр в Царьград, а памяти сестер его Марфы и Марии празднуется в Неделю жен-мироносиц.

Рекомендации

  1. См. Тексты Евангелия и Шиллера, Гертуд, Иконография христианского искусства, Vol. я
    , pp. 158–59, 1971 (английский перевод с немецкого), Lund Humphries, London, ISBN 0853312702
  2. ^ абМартирологиум Романум
    (Libreria Editrice Vaticana 2001 г. ISBN 978-88-209-7210-3), стр. 383, 398
  3. Кэрол Энн Ньюсом, Шэрон Х. Ринг, Жаклин Э. Лэпсли (редакторы), Женский библейский комментарий
    , п. 532: «Хотя восточно-православные ученые никогда не подписывались под этим слиянием Марии Магдалины с Марией Вифанской и безымянной грешницей, интерпретация Григория Великого закрепила репутацию Марии Магдалины как раскаявшейся грешницы на протяжении большей части ее интерпретационной истории на Западе» (Вестминстер Джон Нокс Press, 2012 г., третье издание, переработанное и обновленное, ISBN 978-0-664-23707-3)
  4. ^ аб
    Тенни, Меррилл К. (1994). «Джон». В Кеннет Л. Баркер и Джон Коленбергер III (ред.).
    Библейский комментарий Zondervan NIV
    . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Зондерван.
  5. Генри, Мэтью (1706). Полный комментарий ко всей Библии
    .
  6. ^ аб
    «Мэри», Библейский словарь Истона, 1897.
  7. Обсуждается в Van Til, Kent A. Три помазания и одно приношение: грешница в Луки 7.36–50. В архиве 2012-07-07 в Archive.today, Журнал пятидесятнического богословия, Volume 15, Number 1, 2006, pp. 73–82 (10). Однако сам автор этой статьи не придерживается этой точки зрения.
  8. Херси, Ким. Два должника В архиве 2006-09-01 на Wayback Machine, Центр прикладного богословия Уэсли Северо-Западного Назаретского университета.
  9. Лифельд, Уолтер Л. (1994). «Люк». В Кеннет Л. Баркер и Джон Коленбергер III (ред.). Библейский комментарий Zondervan NIV
    . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Зондерван.
  10. «Луки 17:11». Biblehub
    . Получено 9 декабря 2022.
  11. ^ абc
    Поуп, Х. (1910). Святая Мария Магдалина, в Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  12. упоминается в Янсен, Кэтрин Людвиг (2001). Создание Магдалины: проповедь и народная преданность в позднем средневековье
    . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-08987-4 .
  13. Ривера, Джон (18 апреля 2003 г.). «Джон Ривера,» Восстановление Марии Магдалины «в» Worldwide Religious News «, Балтимор Сан
    , 18 апреля 2003 г. «. Wwrn.org. Получено 2018-04-05.
  14. Fahlbusch, Erwin; Бромили, Джеффри Уильям, ред. (2003). Энциклопедия христианства
    . Том 3. Эрдманс. п. 447. ISBN 9789004126541 .
  15. Фладер, Джон (2010). Время вопросов: 150 вопросов и ответов о католической вере
    . Публикации Taylor Trade. п. 79–81. ISBN 978-1-58979594-5 .
  16. О святых мироносицах, Женский хор Святых-мироносиц, Блаувельт, штат Нью-Йорк
  17. Праведная Мария, сестра Лазаря, Православная Церковь в Америке.
  18. Мария и Марфа, сестры Лазаря, Греческая Православная Архиепископия Америки.
  19. Июльские поминки в англиканской церкви, Oremus.com.

Тропарь праведным Маpфе и Маpии Вифинским, глас 3

Пpа́веднаго Ла́заpя Боголюби́выя се́стpы,/ Ма́pфо и Маpи́е пpесла́вныя,/ чи́стым се́pдцем Хpиста́ в житии́ ва́шем возлюби́ли есте́,/ миpоно́сиц взе́мше чин,/ и Его́, я́ко Сы́на Бо́жия, безбоя́зненно испове́дали есте́,/ сего́ pа́ди ны́не во оби́телех Отца́ Небе́снаго/ со А́нгелы и все́ми святы́ми сла́вно ца́pствуете./ Умоли́те, Его́же возлюби́ли есте́,/ и нам, гpе́шным, в ве́pе и любви́ Хpисто́вой утвеpди́тися// и Ца́pствия Небе́снаго сподо́битися.

Перевод: Любящие Бога сестры Праведного Лазаря, Марфа и Мария преславные, чистым сердцем вы возлюбили Христа в жизни своей, приняв чин мироносиц и Его, как Сына Божия, вы без страха исповедали, поэтому сейчас в обителях Отца Небесного с Ангелами и святыми со славой царствуете. Умолите, Кого вы полюбили, и нам грешным утвердиться в вере и любви ко Христу и удостоиться Небесного Царствия.

Поминовение как святого

В католической церкви 29 июля вместе со своим братом Лазарем празднуется Мария Вифанская. мемориал их сестры Марты.[2]

Также в Календарь Святых из Лютеранская церковь, 29 июля — это дата поминовения Марии (вместе с Марфой и Лазарем), как и в Календарь святых из Епископальная церковь и Церковь Англии (вместе с Мартой).[19]

Она отмечена в Восточно-православный и Византийский обряд Восточно-католический Церкви с сестрой Марфой 4 июня, а также в воскресенье Мироносцы (Третье воскресенье Пасха). Она также занимает видное место в памятных датах Лазарь суббота (накануне Вербное воскресенье).

Молитва праведным Маpфе и Маpии Вифинским

О, святы́я и всехва́льныя учени́цы Христо́вы, Боголюби́выя Ма́рфо и Мари́е! Умоли́те возлю́бленнаго ва́ми и вас возлюби́вшаго Сладча́йшаго Иису́са, Его́же вы испове́дали есте́, Христа́, Сы́на Бо́жия, да даст и нам, гре́шным, грехо́в оставле́ние, в ве́ре пра́вой нелицеме́рное и тве́рдое стоя́ние. Всели́те в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, смире́ннаго на Бо́га упова́ния, терпе́ния и к бли́жним милосе́рдия. Изба́вите нас моли́твами ва́шими от искуше́ний жите́йских, бед и напа́стей, да, ти́хое и ми́рное житие́ пожи́вше зде, с по́мыслы непоро́чными и се́рдцем чи́стым, с дерзнове́нием ве́ры и упова́ния предста́нем на о́ный Стра́шный Суд и, до́брый отве́т на нем возда́вше, ра́дости ве́чныя в Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся. Ами́нь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]