Сайт Горловской и Славянской епархии
Что же делать, если захлестнули чувства по отношению к иноверцу?
«Допустим ли брак с иноверцем?» — вопрос не новый, и Церковь имеет на него чёткий ответ. Однако время идёт, жизнь не стоит на месте, планета охвачена вирусом глобализации. В итоге возможностей найти супруга среди представителей другой веры у современных молодых людей гораздо больше, чем у их родителей. Всё чаще молодёжь уезжает за рубеж, всё чаще заключает интернациональные браки — и всё чаще сталкивается с проблемами жизни с людьми, чьи культурные и духовные ориентиры кардинально отличаются от их собственных. Какие подводные камни могут ждать его в таком браке? Почему Церковь столь сурова в этих вопросах?
Не слишком ли строга Церковь?
Если говорить кратко, то брак с иноверцем Церковь не одобряет. Конечно, мы сейчас говорим о верующих людях, а не считающих себя таковыми. Если воцерковлённый молодой человек подойдёт к своему священнику с таким вопросом — можно или нет? — то можно не сомневаться: батюшка будет отговаривать его от этого шага. У меня был случай, когда молодая женщина спрашивала, как ей быть и что делать — у неё были отношения с мусульманином-азейбарджанцем. Я сказал, что Церковь смешанные браки не может благословить, потому что сразу встаёт вопрос о детях: будут ли они крещены или примут ислам? Сможет ли она гарантировать, что воспитает их как христиан? И как в такой ситуации вообще воспитать психически здоровых детей, если они будут видеть, что у папы одна вера, а у мамы другая? Ведь религиозная жизнь, даже если касаться её внешней стороны, это не мелочь. Это традиции, уклад жизни, определённые взгляды и стереотипы поведения. Ребёнок будет принимать то одну сторону, то другую — а это чревато не очень хорошими последствиями для его дальнейшей жизни. Конечно, влюблённый человек об этом не думает, но надо переключиться с себя любимого и поразмышлять о перспективах.
Свидетели
В первую очередь, это люди, помогающие брачующимся на самой церемонии. Они держат венцы над головами пары, сопровождают ее во время троекратного шествия, расстилают рушник перед аналоем под ноги молодоженам, подают кольца и собирают подаренные цветы, после завершения Таинства.
В большинстве случаев в свидетели супруги выбирают или родных или близких друзей. Согласившиеся на такую роль, становятся духовными родственниками, которые после уже не смогут в дальнейшем обвенчаться между собой. Для пары же они являются, как наставники. Именно поэтому, к выбору подходите со всей ответственностью.
Нельзя, чтобы свидетели были некрещеными либо другого вероисповедания, если, конечно, хотите следовать всем правилам.
Не рекомендуется брать:
- родителей;
- людей, которые живут в незарегистрированном браке. Это объясняется тем, что церковь не приветствует такие союзы;
- разведенных, ведь те, кто не смог сохранить собственное счастье вряд ли способны быть кому-либо советчиками.
Если в Вашем окружении нет подходящих кандидатов, то лучше обойтись и вовсе без свидетелей на венчании. Главное, сообщите об этом заблаговременно батюшке, который будет проводить ритуал.
Невеста — жена — рабыня?
Дело в том, что девушка составляет представление о будущем муже во время букетно-конфетного периода, когда её избранник ведёт себя соответственно. Она для него — невеста, которую нужно завоевать, он готов обещать ей всё что угодно, небо в алмазах и прочее. А когда она становится женой, волшебство исчезает. Если говорить о мусульманах, то во многих странах модели поведения по отношению к невесте и жене очень сильно отличаются. Нужно быть готовой к тому, что ваши права будут в семье минимальны. Как говорила одна мусульманка: «Мой муж — раб Аллаха, а я — рабыня Аллаха и мужа». Традиции страны и веры требовали, чтобы она вела себя строго регламентированно: в общественных местах шла на шаг позади мужа — ни в коем случае не рядом с ним, — не смотрела на него, и так далее.
В некоторых странах разрешено многожёнство — и как тут быть? Есть легкомысленные девушки, уверенные, что им-то достанется место любимой жены, но не всё так просто. Как правило, наши девчонки не готовы к браку с мусульманином — ни морально, ни культурно, ни религиозно, ни ментально. Многие даже не подозревают, с чем им там придётся столкнуться. А потом начинается тайное крещение детей, попытка выехать на родину с ребёнком, судебные разбирательства и другие страшные последствия опрометчивых решений. Девушкам надо думать, стоит ли таких жертв весьма условное семейное счастье, которое вряд ли можно устроить таким образом.
Да, есть люди, которые только считают себя представителями иной веры, но никак себя в религиозной жизни не проявляют — с такими проще, но мы говорим именно об иноверцах. И здесь я как священник хотел бы предупредить женщин о последствиях и попросить их хорошо подумать, прежде чем сделать столь серьёзный шаг. Ведь изменить придётся всё, и даже веру. Я говорю сейчас не только об исламе — с таким же успехом это может быть буддизм, к которому девушку мягко приведёт любимый муж. Но мы же не кочевники в вопросах веры! Невозможно менять её ради житейских обстоятельств. Что будет, если христианка, ставшая мусульманкой, разведётся и выйдет замуж за иудея? Снова веру менять? Это какое-то блуждание во тьме и предательство своей веры ради меркантильных целей.
Книга Апокалипсис жена и дракон
Красный дракон, по толкованию Андрея Кесарийского, это дьявол и сатана. Блаженный Мефодий согласен с ним: «Великий, чермный, семиглавый и увлекший третью часть звезд змий, который стоял, строя козни и наблюдая, с намерением пожрать чадо болящей, есть диавол». На старославянском чермный — это багряный цвет.
Нельзя не согласиться с этим мнением святых отцов. И, конечно, ему не нужна была плоть младенца. Дракону нужно погубить его душу грехами и соблазнами.
«Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов». Втор.32:33
На протяжении всей 12 главы книги Апокалипсис жена будет страдать от дракона. Но она имеет защиту от Бога, и дракону не удастся погубить жену. Хотя, многие от семени ее пострадают и даже погибнут от дракона, когда он вступит с ними в брань.
Все мы христиане — дети жены, призванные на сыновство Господу Богу. Если сможем уподобиться Христу. Не всем, правда, удастся исполнить предназначение. И многим в этом помешает красный дракон — сатана, имеющий злое произволение губить души человеческие. И который в последнее время целенаправленно пойдет воевать «с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Комплекс миссионера
Важная проблема смешанных браков — точки соприкосновения: культура, религия, ментальность. Чем их меньше между будущими супругами, тем хуже для брака. В браке должно быть единство. Самое главное — это единство духовное. Именно потому так важна общая религиозная жизнь и движение в одном направлении — при их наличии есть большая надежда, что семья будет долговечной и благополучной.
Впрочем, апостол Павел учит: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7:12-16).
Многие верующие молодые люди думают, что они спасут своего избранника. Будут молиться, и сила их веры совершит чудо. Здесь главное — не переоценить свои возможности и не строить из себя великого миссионера, потому что многие уже поломали копья на этом пути. Надо проще к себе относиться и быть скромнее. Как ни крути, а проблемы с детьми и раскол в отношениях — более частая ситуация в браке с иноверцем, нежели его чудесное обращение в христианство.
В книга Апокалипсис жена — это Святая Апостольская Церковь мать
Святитель Андрей Кесарийский в своем Толковании на Апокалипсис Иоанна Богослова пишет:
Некоторые под «женою, облеченною в солнце», разумели Пресвятую Богородицу, много потерпевшую прежде, чем был познан Ее Сын. Но так как Господь наш родился задолго перед этим откровением, то великий Мефодий, считая это не отвечающим рождению Господа, жену принимает за Святую Церковь. Она болеет, перерождая душевных в духовных и преобразуя их видом и образом по подобию Христа». И далее: «Не подобает считать под вновь рождаемым Самого Христа, ибо тайна воплощения Слова Божия исполнилась задолго до откровения Иоанну. Иоанн же говорит и пророчествует о настоящем и будущем».
Потом он же продолжает: «Итак, самая необходимость заставляет признать, что болящая и рождающая искупленных есть Церковь, как у Исаии о ней свидетельствует Дух: «Прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже прийти труду чревоболения, избеже и породи мужеский пол» (Ис. 66:7). От кого убежала? – Конечно, от змея, чтобы породить людей – мысленный «Сион мужеского пола». Далее: «Итак, духовно рождается Христос в каждом из нас, а поэтому Церковь повивает нас пеленами и болезнует, пока не «вообразится в нас родившийся Христос» (Гал. 4:19), чтобы всякий соединившийся со Христом соделался Христом».
О рождении христиан в муках прямо пишет Апостол Павел:
«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» Гал.4:19
Логично, конечно, предположить, что речь идет о Церкви, которая в муках рождает детей для Господа Отца. И поскольку Апостол Павел утверждает, что тоже чувствует как бы муки рождения, то можно утверждать, что в книге Апокалипсис жена, облеченная в солнце, это Святая Апостольская Церковь мать.
Так сказал священномученик Киприан Карфагенский о Церкви — матери:
«По всей земле она распростирает ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство – при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая изобилием плодотворения… Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».
Но если есть мать, то есть и ее дети. В 12 главе упоминается младенец мужеского пола. Получается, что есть и женского.
Чего не сделаешь ради любви?
В интернациональных браках многие родители считают правильным дать детям возможность выбрать веру потом, когда вырастут. К сожалению, опыт показывает: ребёнок, растущий в такой «свободе», как правило, будет неверующим человеком. Возможно, он когда-то придёт к вере, но очень длинным окольным путём — хотя мог бы обрести веру в детстве и не блуждать в потёмках десятилетиями. А сколько таких детей выбирают не классические религии, а оккультную сферу? Это большая беда.
Один опытный священник утверждал, что брак — это поиск счастья. Брак должен дарить счастье и радость, совместное движение вперёд, а не слёзы и постоянное подстраивание себя под рамки чужой веры. В молодости это может быть непонятно, но с годами многие вещи обретают неожиданно большое значение. Именно поэтому лучше принять правильное решение в период начала отношений, пока всё не зашло слишком далеко. Если Христос — это не пустой звук для вас, то лучше постараться искать избранника среди единоверцев. Мне кажется, для брака лучше невоцерковлённый человек, воспитанный в уважении к христианской вере, чем иноверец — тогда в перспективе он может стать прихожанином православного храма (при условии, что жена будет вести себя правильно и не станет надоедать докучливыми проповедями).
Проблема смешанных браков сейчас стоит очень остро. Об этом просто кричит интернет, и, к сожалению, чаще всего в таких ситуациях страдают женщины и дети. Уж очень много моментов, которые с течением времени не проходят, не сглаживаются — наоборот, обостряются и выливаются в испорченные годы жизни. В молодости кажется, что всё это глупости, а главное — любовь и чувства. Что сложного потерпеть какие-то традиции или принять принципы жизни любимого человека? И пусть они новые и непривычные — чего не сделаешь ради любви! Но когда влюблённость проходит и начинаются семейные будни, оказывается, что далеко не всё можно принимать и терпеть.
Я слушал психолога, которая говорила: для молодых женщин важно, что скажут о них окружающие. А женщина более старшего возраста озабочена своим внутренним миром: хорошо ли ей, готова ли она терпеть те или иные обстоятельства своей жизни, нужны ли ей жертвы, на которые она идёт, и так далее. С возрастом происходит переоценка ценностей, и оказывается, что романтика занимает в жизни далеко не первое место. Двадцатилетняя глупышка наверняка поставит её во главу угла, но не женщина, у которой выросли дети и уже внуки есть.
Книга Апокалипсис жена облеченная в солнце: прообраз в Ветхом Завете
Великое знамение на небе! Давайте попробуем разобраться, кто же есть жена. В первой книге Бытия есть упоминание про солнце, луну и 11 звезд, когда Иосиф, сын Иакова описывает свой сон. И сон этот нетрудно понять, если вникнуть во всю эту историю.
Иаков, отец Иосифа — это прародитель Израиля, который боролся с Богом. И Господь тогда благословил его, сказав «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Бога в этом эпизоде принято изображать в виде Ангела, к тому же Иаков утверждал, что видел лицо его, значит Тот был в человекоподобном образе.
В какой-то момент, чувствуя, что изнемогает, что побежден, Иаков с удивлением обнаруживает, что никто убивать его не собирается. Его только побороли. Так он познал великую благость того, с кем боролся. И тогда Иаков вцепился изо всех сил в соперника. Решил не отпускать Сильного, пока не получит благословение. Потому что, познав на деле великую силу, великий дух и великую благость Того, с кем боролся, Иаков верил, что таким образом приобщится к Его величию.
К тому времени он уже получил благословение своего отца на первородство. Получил через хитрость, в то время как рожден был вторым после Исава. И благословлен отцом должен был быть первенец Исав, которого тот любил. Иакову пришлось сильно исхитриться, чтобы получить благословение отца. Теперь же сам Бог просил его: «Отпусти Меня», так Иаков крепко в него вцепился. Бог просил не потому, что был слаб и не мог освободиться, но не хотел убивать Иакова. Который даже с поврежденным бедром не отпускал: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
Произошла встреча человека и Бога лицом к лицу. Чем Иаков понравился Богу? Возможно тем, что будучи побежденным Сильным, он не озлобился, не возненавидел Его. И не оказался боязливым, не бежал в страхе. Иакову понравился этот Сильный, с которым он боролся. Он стал просить благословения, стараясь приобщиться к этой силе. Стараясь приобщиться к Богу, получил его благоволение.
Именно Иаков стал прародителем целого израильского народа, получив благословение от самого Господа. Он родил 12 сыновей — прародителей 12 колен израилевых. Дочерей же, как это было принято у иудеев, даже не посчитали.
Итак, у Иакова родилось 12 сыновей, но любимым стал Иосиф. За что братья и невзлюбили его. Однажды Иосифу приснился сон, в котором «солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются ему».
И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? Бытие 37.9-10
Из этого отрывка мы понимаем, что солнце — это его отец Иаков — Израиль, луна — это мать израильская, а 12 звезд — это двенадцать сыновей Иакова. От которых, в итоге, и произойдут 12 колен Израиля. Хотя, мать Иосифа к тому времени уже умерла, она не могла уже поклониться сыну. Но, понятно, что у Бога все живы. И, получается, это собирательный образ израильской матери. Поскольку у Иакова было несколько жен, то и у самих двенадцати сыновей матери были разные.
Вот такой прообраз есть в Ветхом Завете. Но у нас Новый Завет. Кто же такая тогда в книге Апокалипсис жена, облеченная в солнце?
Что бывает, когда сказка заканчивается
Понятно, что чаще всего за иноверцев выходят замуж молодые девушки. Они мало что знают о жизни в другой стране, о её культуре и традициях — и попадают в ловушку. Моя одноклассница так вышла замуж за мусульманина. В итоге приняла ислам, уехала в сектор Газа, где работает стоматологом. Она родила пятерых детей и работает целыми днями, обеспечивая семью — хотя её муж тоже врач, он выходит на приём пару раз в неделю. Восточные мужчины далеко не всегда готовы пахать ради прокорма семьи — в отличие от наших женщин, которые нередко тянут на себе и работу, и быт, и воспитание детей, не имея при этом права голоса в семье. Я не хочу рассказывать о других страшных вещах, которые мне известны о жизни моей одноклассницы, например, о поведении её детей. Не знаю, как она находит силы всё это принять и пережить. Поверьте, это просто ужасно, и никакая нормальная православная женщина не захочет себе такого.
Девушки соглашаются на многое, не представляя себе, что такое брак. Они видят его как продолжение красивых добрачных отношений. Если избранник ещё и не беден, то такие отношения видятся ими как заманчивые. Нередко восточные юноши ещё и не пьют, не курят, занимаются спортом, хорошо выглядят. Они уважительно относятся к матери — и девушка очарована, полагая, что и к ней избранник будет так относиться. Это не всегда так. Отношение к матери у восточных молодых людей непременно почтительное, но не факт, что к ней так же относится отец семейства. Мама и жена для юноши — не одно и то же, но девушка этого пока не знает. Она видит восточного принца, безупречного во всех отношениях, и хочет за него замуж, готова родить от него детей. А когда она попадает чуть ли не в рабство, начинается самое «интересное» — почитайте, что пишут такие жёны в интернете.
Ещё интереснее становится, когда такая девушка рожает ребёнка. Готова ли она к тому, что никогда не будет главным человеком для сына или дочери? Знает ли, что будет всегда даже не на втором месте — потому что главный в доме папа, потом — его семья, а затем уже мама, приехавшая из чужой страны? Следующий вопрос: как она предполагает развиваться? Готова ли к участи вечной домохозяйки? Что, если ей захочется как-то реализовать себя? Готова ли она рожать множество детей и сосредоточиться исключительно на их обслуживании? Готова ли к тому, что, когда ей будет за сорок, муж, соответственно Корану, возьмёт себе жену на пятнадцать лет моложе? Эти вопросы надо задать даже неверующей девушке. Верующая же пусть задумается: каким образом она будет вести свою духовную жизнь? Как впишется в её супружескую жизнь пост, молитва, воздержание? Где и как она будет причащаться?
Апокалипсис жена облеченная в солнце: читаем текст в источнике
- И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
- Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
- И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
- Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
- И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
- А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
- но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
- И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
- Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
- Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
- Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
- И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
- И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
- Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
- И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
А что на Западе?
Да, не все выходят за мусульман, но я останавливаюсь на этом моменте так подробно потому, что сейчас очень популярны именно такие браки. Более того, ко мне чаще всего обращаются с вопросами и рассказывают о проблемах именно таких отношений.
Допустим, молодой человек или девушка находят свою половинку не среди представителей ислама или иудаизма, а в среде христианской — но эта церковь допускает однополые браки, как в случае с англиканами. Значит, дети этой пары будут жить в обществе, где однополые отношения — абсолютная норма, они с самого юного возраста примут эту мораль, эти принципы — и мать не сможет повлиять на такое положение вещей. Наоборот, попытки объяснить, что такие отношения — это грех, приведут к расколу в семье. То есть девушка, которая думает, что она будет ходить в православный храм, а муж в свой неправославный, и всё сложится хорошо — ошибается. Религии разнятся не случайно, и на стыке этих различий возникают серьёзные проблемы.
Брак — это очень глубокие отношения, которые должны постоянно развиваться, и если супруги идут разными путями, это не может не сказаться на их отношениях. У меня есть знакомая, которая уехала в Люксембург, ещё одна живёт в Германии, замужем за итальянцем немецкого происхождения. Они довольны своей жизнью. Признают, что там сложно православный храм найти, но для них это не первоочередная проблема, их вообще не особо заботят вопросы духовной жизни. Нет храма — и ладно. Им важнее уровень жизни, комфорт, безопасность, материальное положение, а вопросы религии не в приоритете. Как правило, люди такого мировоззрения не видят никакой трагедии и в том, чтобы изменить своей вере. Для них это просто другой путь, а то, что их в детстве крестили, оказывается не важным.
Что есть брак для христианина?
Понятно, что для женщины самым главным в жизни, как правило, становится семья. Она готова ради её обретения пожертвовать многим. Но, как ни крути, это меркантильный подход к браку. Брак с точки зрения христианина — это путь бесконечного совершенствования. Если у супругов идёт постоянное духовное развитие, прорастание друг в друга, если они — единое целое, а не два разных человека — это совершенно другой уровень отношений, глубокий, наполненный, фундаментальный. Но об этом никто не думает во время романтических встреч.
Не опоздать с теорией и не потерять обретённое
Молодому человеку хочется создать семью, он на это нацелен. Но для этого ему нужно иметь определённые знания, базу, и это очень важный момент, который мне хотелось бы особо подчеркнуть. Поздно разговаривать о проблемах брака с девушкой, которая уже влюбилась в мусульманина. У ребёнка ещё до начала всевозможных отношений должны быть представления о том, что такое брак и семья. И создать такую базу должны родители. Надо разговаривать об отношениях, рассказывать, что может послужить основой хорошего брака и что может его разрушить, почему важно, чтобы муж и жена были одной веры.
Молодым людям надо знать, что при возможности двоякого развития событий обстоятельства обычно идут по худшему сценарию. Апостол Павел давно уже всё сказал о природе человека: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Если женщина имела правильные принципы, была воспитана в духе христианства, не факт, что она сможет сохранить всё это в семье, принципы которой чужды её убеждениям. «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если она выйдет замуж или будет сожительствовать с чуждым в плане религии человеком, то всё заложенное в детстве, всё, чему учили батюшки в воскресной школе и мама с папой, скоро забудется, а муж будет лепить из неё что захочет. То же и с молодыми людьми, которые женятся на нехристианках — далеко не у всех получается обратить их в свою веру.
Почему Господь оставил первую жену дочь Сиона, согласно Книге пророка Исайи
Итак, мы знаем, что до этого женою Святого Израилева была «дочь Сиона», которая рожала Ему детей. Но пророк Исайя пишет, что Господь прогневался за многочисленные грехи на детей своих израильских. И оставил за это их мать:
«Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша». Ис.54:1
Исайя очень много пишет о том, за что прогневался Господь на детей своих — сыновей Израильских и почему была оставлена их мать:
- Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
- Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
- Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
- Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.
- Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
- От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
- Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
- И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
- Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
- Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
- К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
- Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
- Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
- Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
- И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
- Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
- научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
- Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
- Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
- если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
- Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
Итак, первая жена — это дочь Сиона, она же ставшая блудницей столица Земной Иерусалим. Чьих детей так мечтал собрать Иисус: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Мтф.23:37-38
А вторая жена, по пророку Исайе, это жена отвергнутых ранее Господом неизраильских языческих народов. Жена несионская, которая теперь, когда пришло время язычников, рожает ему детей, призванных «уподобиться Христу».
Получается, что есть мать израильтян — дщерь Сиона. И есть вторая жена — мать христиан, отвергнутая с юности, но теперь возлюбленная Господом и рождающая Ему детей.
По книге Апокалипсис жена имеет венец из 12 звезд. Апостол Павел писал о муках рождения новых христиан, пока не обозначится в них Христос. Двенадцать звезд — это двенадцать апостолов. Значит, чин у жены двенадцатиапостольский.
Можно ли создать крепкую семью с предателем?
Я считаю, что, если человек ради любви меняет веру, он не был на самом деле верующим человеком. Ему казалось, что он был таким. Христианину воцерковлённому вряд ли будет хорошо в отношениях с иноверцем. Думаю, такие чувства должны его как минимум насторожить, а если с той стороны следует требование принять другую веру — то и испугать. Порой ведь сразу ставят перед выбором: «Если ты меня любишь, то примешь мою веру. Если нет — значит, не любишь!» И хорошо, если православный человек скажет: «Значит, нам не по пути».
Вообще, я бы осторожно относился к человеку, который ради отношений предал веру. Сегодня он отказался от веры, от своего Бога — где гарантия, что завтра он не откажется от тебя? Надо задуматься, с кем вы, собственно, собираетесь создать семью. Как рожать детей от такого человека? Я бы не решился строить отношения с предателем. Думаю, они заведомо проигрышные.
В книге Апокалипсис жена была отвержена смолоду — скорбящая и оставленная Богом
Что еще можно узнать про жену из Библии? Можно смело утверждать, что это не дочь Сиона, это не израильская жена. Это жена языческая, смолоду отверженная и оставленная Богом. Теперь же Он ее «воспринял». Читаем Книгу пророка Исайи:
- Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
- Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;
- ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.
- Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
- Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
- Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
- На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.
- В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.
- Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.
- Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.
- Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;
- и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней.
- И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.
- Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.
- Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.
- Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления.
- Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.
Что же делать?
Всем, кто вступил в отношения с человеком иной веры, прежде всего надо не спешить. Продлить конфетно-букетный период на как можно более долгий срок — чтобы узнать, какой ваш избранник в быту, в болезни, в раздражении. Для этого надо встречаться полтора-два года, год — это минимум. За этот период человек, как правило, показывает своё истинное лицо, раскрывается не только с лучшей стороны — и уже можно решать, подходит ли он вам в качестве супруга. Нужно очень много всего перечитать, пересмотреть, обдумать. Надо обратиться к опытным священникам, которые серьёзно занимаются вопросами семьи, и, конечно же, молиться.
Какими бы древними и неактуальными не казались вопросы веры, это вопросы фундаментальные. Жизнь показывает, что человек может по глупости пренебрегать Богом, но Он всё равно — Творец Вселенной и всё пронизывает Своим Промыслом. Мы созданы для Бога и в Боге, и никуда от этого не деться. Духовные законы работают так же чётко, как и законы физики.
Жаль, что в школах дети изучают много странных и совершенно необязательных предметов, но мало что знают об отношениях в семье. Когда священники говорят с ними об этом — какой огромный отклик идёт с их стороны! Им интересно, они размышляют, глаза горят. Я считаю, нам нужно заниматься таким просвещением, это очень важно. Если мы воспитаем истинно верующую молодёжь, проблема брака с иноверцами утратит свою актуальность.
Протоиерей Константин Лисняк
Как выбрать дату
Чаще всего официальная регистрация не совпадает с датой сакрального обряда. На это есть ряд причин, во-первых, большинство влюбленных предпочитают проверить свои отношения годами, а уже позже закрепить их перед Богом. Во-вторых, дни, когда Вас смогут обвенчать, редко совпадают с работой органов ЗАГСа. Так например, торжественная роспись почти всегда происходит в субботу, а вот Таинство в этот день запрещено. Также, согласно православным правилам, не проводят по вторникам и четвергам, в недели Пасхи и Масленицы, престольные и церковные празднества, в большие посты, Святки и ночное время суток.
А вот благоприятными датами, по мнению самих священнослужителей является:
- первый день воскресенья после Рождества Христова или же по-другому «Красная Горка»;
- дни Казанской и Иверской икон Божьей Матери;
- день Николая Чудотворца.
Лучше всего обратиться к венчальному календарю, который составляется специально на каждый год, исходя из определенных дат. Также Вы можете посоветоваться с батюшкой, насчет желаемого числа и месяца.