Святая праведная Тавифа — день памяти 07.11 н.ст. (25.10 ст.ст.)


Праведная Тавифа — покровительница швей.

Праведная Тавифа — покровительница швей.

Еще один живой апологет труда.

7 ноября/25 октября

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях…» (Иак. 1,27).

В Иопии находилась одна ученица именем Тавифа, что означает «серна». Она была скромной, незаметной ученицей. Ее служение состояло в том, чтобы шить для бедных в общине. Тавифа имела все основания думать: «Я не пророчица, как Мариамь, и не могу управлять страной, как Девора. Я не являюсь женщиной, которая могла бы сыграть большую роль в истории своего народа. Я не принадлежу к числу одаренных». Супружество и материнство не выпали на ее долю. Но Тавифа была названа ученицей Христа. Настоящая вера всегда желает проявить себя в делах. Это и меня обличает. Первое время я шила для других бесплатно, а потом поняла что люди не ценят и пользуются моим временем без уважения и… перестала шить даром. Иоппия, порт Средиземного моря, вероятно приютила множество вдов. В суровое время года рыбаки часто терпели кораблекрушение и тонули. Это не только лишало их доходов, но часто делало их жен вдовами. В то время еще не было социальных организаций, которые нам известны теперь. В них и не было нужды, потому что Бог снова и снова повелевал Своему народу заботиться о сиротах и вдовах (Исх. 22,22-24; Втор. 10,17-18). Когда народ следовал повелению Божию, то вдовы не терпели нужды, а сам народ пользовался всеми теми благословениями, которые Бог обещал в награду (Втор. 14,29; 24,19). Вдовам же Господь дал обетование, что Он Сам как Творец будет их супругом (Ис. 54,4-5). Они стояли под Его особой защитой. Как ученица Христа, Тавифа знала, чем она может обрадовать своего Господа, а именно — заботой о группе людей, которых Он особенно любил. Она работает не просто для времяпровождения, но старательно, целеустремленно, от всего сердца. Встреча с Иисусом сделала Тавифу свободной женщиной, Иисус, который Сам Себя назвал Истиной (Исаия. 14,6), сказал, что истина делает свободными и все, которых Сын Божий освободит, будут истинно свободны (Иоан. 8,32,36). В этой свободе и живет Тавифа. Библия допускает возможность, что можно оставаться и незамужней. Но для нее, кажется, это не было поводом предаваться чувствам неполноценности, У нее не было надобности соперничать с замужними женщинами за равное положение, Она не завидует матерям с детьми. Кто свободен, тот может развиваться согласно своему собственному нраву, Внутренне свободный человек счастлив и других может сделать счастливыми. Он является незаменимым членом общества, Такой женщине не нужно бороться за свои права или за какую-либо роль. Ей не нужно применять все усилия, чтобы стать кем-либо, Она уже является личностью. Тавифа живет для других. Своим шитьем она помогает тем, кто в нужде. У Тавифы мало своих личных желаний, и потому она всегда счастлива и довольна. В Иоппии возрастает число благодарных Тавифе вдов, которые носят сшитые ею платья. Вдруг случается непредвиденное. Тавифа занемогла и умирает. Зная, что ап. Петр, находящийся поблизости от Иоппии, обладает сверхъестественными дарами, вдовы посылают двух мужчин, чтобы привести его. Разве не было больных, которые исцелялись, как только тень Петра осеняла их? (Деян.5,15) Не исцелил ли он с Иоанном одного хромого? (Деян, 3,1-10). Петр, на которого возложены все надежды, приходит, В горнице, где лежит Тавифа, его окружают плачущие женщины. Они показывают платья, которые Тавифа сшила для них и объясняют, какую потерю означает для них ее смерть. Об умерших часто говорят только хорошее. Но здесь видно, что эта потеря была для оставшихся действительно большим лишением, Любовь Тавифы пробудила во многих сердцах взаимную любовь, и это не могло быть иначе. Петр делает то, что в подобных ситуациях делал Господь. Он высылает людей, молится и воскрешает Тавифу через силу Божию. Весть о воскрешении вытеснила все другие новости в Иоппии, Тавифа становится темой разговоров. «Вы слышали, — обращаются люди один к другому. — Тавифа опять живет. Петр воскресил ее!» Затем случается нечто удивительное. Люди начинают понимать: это чудо совершил Бог. Они прославляют не Тавифу или Петра, они славят Бога. Многие люди благодаря этому событию познают пустоту своей собственной жизни. Они также желают верить в Иисуса Христа. Они начинают нечто понимать в настоящей ценности жизни. Они желают, как Тавифа, принадлежать Иисусу и становятся христианами, новыми людьми, рожденными для Царства Небесного.

«Что это в руке у тебя?» — спросил Бог Моисея в давние времена (Исх. 4,2-5). Он ответил: «Жезл». Бог сказал: «Действуй этим жезлом, ты должен быть Моим слугой». Если бы Бог спросил Тавифу: «Тавифа, что у тебя в руке?» — она бы вероятно ответила: «Иголка и нитки, Господи». Бог показал бы ей тогда, что именно они являются ее орудием, чтобы служить Ему. Работа простой иглой и ниткой должна была дать ее жизни неограниченное, неизвестное дотоле богатое содержание.

В наши дни по всему миру имеются много объединений под названием «Тавифа», среди них большая интернациональная организация. Сегодня миллионы нуждающихся получают одежду и поддержку. А кто может сосчитать женщин, которые были побуждены примером Тавифы, которые так же, как она, хотят делами доказать сущность Евангелия? Достойный пример Тавифы будет всегда вдохновлять последователей Христа. Чего более может желать ученица?

Сегодня опять был сон! Хотя и не связанный со св. Тавифой, я все-таки расскажу, тк поучительно весьма. Мне снится, что началась война. Страх, смятение, все куда-то бегут, собирают вещи, паника… и я в этой панике, в это мсовершенно не свойственном моему духу состоянии. И душа этому противится, а ум говорит: давай тоже беги, как все. И вот в какой-то момент, когда опасность уже близка, меня вдруг озаряет: НАДО МОЛИТЬСЯ! Я молюсь «Отче наш» много раз подряд… и все внутри а потом и вокруг затихает, вся суета, беготня, мнимая такая важная опасность… рай и тишина внутри! И тут я себя выкупаю, что это сон, и мысль: Ух, это сон! Ну можно прекратить молиться.

А лучше бы не прекращать…


7 ноября Церковь вспоминает святую I века – праведную Тавифу, жизненный пример которой является образом подлинной христианской любви.

Святая Тавифа жила в Иоппии — портовом городе Средиземного моря. Город существует и сегодня, и называется Яффой. Современная Яффа находится в двух километрах от крупнейшего города в Израиле — Тель-Авива.

Имя Тавифа, что в переводе означает «серна», было достаточно распространено среди греков и иудеев. Серна, благодаря своей грации, красивому виду и красивым глазам, стала собственным женским именем, так же, как мужское имя — Лев.

Тавифа отличалась чрезвычайным милосердием и благотворительностью. Она владела искусством пошива одежды, и как только видела, что кто-то из бедных нуждается в одежде, сразу шила для него необходимую вещь. При этом Тавифа не ограничивалась лишь этим. Она совершала много других добрых дел и была любима за это людьми.

Случилось так, что Тавифа заболела и вскоре умерла. Это известие огорчило всех тех, кто знал святую. Как раз в тот самый момент


неподалеку от Иоппии — в Лидди — проповедовал апостол Петр. Любовь к умершей, а также свежие воспоминания о ее добрых дел подтолкнули жителей города послать гонцов к апостолу.

Когда апостол Петр прибыл к дому Тавифы, многие из тех, кто находился у ее тела, стали показывать ему вещи, изготовленные для них умершей. Выяснилось, что фактически не было в Иоппии человека, которому Тавифа не помогла бы.


Видя такую большую любовь к умершей, апостол Петр сказал всем покинуть комнату, где лежало ее тело. Совершив молитву на коленях, апостол воскликнул: «Тавифа, встань!» Она поднялась и села. Эту историю описал евангелист Лука в книге Деяний.

Услышав о чуде воскресения Тавифы, многие в Иоппии стали христианами, а святая Тавифа, согласно преданию, продолжала творить дела милосердия, тем самым показав пример безграничной любви к людям.

В 1860-х годах Русская духовная миссия приобрел в Яффе земельный участок. Во время раскопок была найдена гробница святой Тавифы. Позднее над этим место возвели часовню, а в 1880-х годах, рядом, – церковь апостола Петра. Также на этом участке был построен дом для паломников, как напоминание о тех добрых делах, которые святая совершала при жизни. Сегодня это территория подворья праведной Тавифы Русской духовной миссии. Кроме этого, в пределах Русской Православной Церкви есть еще один храм, посвященный в честь этой раннехристианской святой – он действует при Ижевском доме престарелых.

Савл в Иерусалиме (9:26-30).

«Савл прибыл в Иерусалим» — это было, по словам самого Павла в Гал. 1:18, уже три года спустя после его обращения: часть этого времени он пробыл в Аравии. Об этом прибытии в Иерусалим и кратковременном пребывании в нем св. Павел сам дает краткие сведения в Гал. 1:18-24, [776] которые надо иметь в виду для правильного понимания рассказа Дееписателя. Св. Павел, по его словам, ходил в Иерусалим собственно для свидания с Петром и пробыл у него дней 15; при этом с другими Апостолами он не виделся, кроме Иакова, брата Господня. Церквам во Иудеи он лично известен не был, а только по слухам; из Иерусалима он ушел в страны Сирии и Киликии. Дееписатель добавляет к этому, что Савл «старался пристать к ученикам»( Деян.9:26), то есть христианам, но они его боялись, не веря ему и не принимали его в свое общение. Это продолжалось, конечно, до тех пор, пока Варнава не представил его Апостолам. По церковному преданию, Варнава, пользовавшийся в то время большим уважением всего христианского общества, в годы юности вместе с Савлом воспитывался в школе Гамалиила. Даже после того, как Варнава сделался учеником Господа, они встречались друг с другом и спорили о Христе, но Савл оставался упорен до события по пути в Дамаск. Теперь Варнава, узнав о его обращении, взяв его за руку, привел к Апостолам. Вероятно, Апостолы не находились постоянно в Иерусалиме, а потому Савл и виделся только с двумя — Петром и Иаковом. Савл стал тогда открыто пребывать с верующими в Иерусалиме и смело проповедовал о Господе Иисусе. Проповедь его была обращена, как к Иудеям, так и к эллинистам. По своему происхождению из Тарса Киликийского, он и сам был эллинистом, а потому неудивительно, что он особенно горячо пытался обратить к Христу эллинистов. Но споря с ними, возбудил такую их ненависть, что они покушались его убить. Братия же, то есть иерусалимские христиане, узнав об этом, чтобы его спасти, отправили его в Кесарию (Стратонову), а оттуда на его родину в Тарс. Павел это и сам рассказывает в Гал. 1:21. [777]

Обращение гонителя Савла (9:1-25).

Распространением христианства в Самарии и обращением ко Христу прозелита-евнуха положено начало проповеди Евангелия за пределами чистого иудейства. Вскоре, по промыслу Божьему, предстояло еще большее расширение области евангельской проповеди перенесением ее в мир языческий. Для этой цели Господь избирает Себе благопотребный сосуд в лице Своего злейшего врага Савла, который становится великим Апостолом языков Павлом. Это тот самый Савл, который принимал деятельное участие в убиении первомученика архидиакона Стефана и начавшемся после того великом гонении на Церковь в Иерусалиме (Деян. 8:1-3). [771] Не довольствуясь Иерусалимом, он решил перенести свои злобные преследования христиан и за пределы столицы иудейского мира. Он выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там получить полномочия на преследования христиан. Душевное состояние Савла было таково, что, по человеческим соображениям, исключало всякую возможность какой-либо перемены в нем. Дееписатель представляет его, как бы диким плотоядным зверем, задыхающимся от фанатичной ненависти к христианам. С таким настроением он шел в Дамаск — древний главный город Сирии, находившийся в 200 верстах к северо-востоку от Иерусалима. Со времен Селевкидов в нем жило очень много евреев, так что Нерон мог умертвить там до 10.000 их, по свидетельству Флавия. Иерусалимский Синедрион считал всех евреев во всех странах мира подлежащими его судебной власти в делах веры, а потому Савл, имея письма от первосвященника, мог приводить христиан в Иерусалим для предания их суду синедриона, как богохульников и вероотступников. Благодать Божья произвела, однако, решительный переворот в этом злобном настроении Савла. Когда он уже приближался к Дамаску, его осиял свет с неба, столь яркий и ослепительный, что своей неожиданностью поверг его на землю. Дееписатель не говорит прямо, что в сиянии этого света Савл увидел небесный образ Самого Иисуса Христа, но дальнейшие черты повествования подтверждают это, да и сам Ап. Павел свидетельствует в 1 Кор. 9:1[772] и 15:8, [773] что в свете, осиявшем его, он видел Господа. Потрясенный этим Савл упал и, уже не видя ничего, услышал только голос, говоривший ему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Савл настолько был неподготовлен к этому чудесному явлению, что спросил: «кто Ты, Господи?» Господь прямо называет Свое Имя и добавляет: — «трудно тебе идти против рожна.» Это — народное присловье, выражающее мысль о тщетности усилий противодействовать неодолимому: бессилен ты со всей своей злобой против дела, совершаемого Божественной силой. Савл, приведенный происшедшим в ужас и трепет, смиренно признает Явившегося своим Господом, а себя Его рабом, и спрашивает: «что повелишь мне делать?» Господь повелел ему идти в Дамаск, где будет сказано, что ему надобно делать. Первосвященник и синедрион, видимо, дали Савлу проводников и помощников, которые и явились свидетелями этого чрезвычайного события, хотя никого не видели, а только слышали голос. От осиявшего его света Савл ослеп: это было отчасти и наказанием гонителю, отчасти символическим означением того, что он с открытыми глазами был слеп в отношении к истине Христова учения. После того, как спутники за руку привели его, ослепшего, в Дамаск, в глубоком покаянном чувстве он три дня не ел и не пил «В Дамаске был один ученик, именем Анания» — судя по имени, христианин из иудеев. Сам ап. Павел позже характеризует его, как мужа благочестивого, жившего по закону и пользовавшегося уважением всех дамасских иудеев (Деян. 22:12). По преданию, он был потом епископом Дамасским и скончался мученически в Елевферополе. Память его 1(14) октября. Господь в видении велел ему идти к Савлу и возложить на него руку, чтобы тот прозрел. С детской откровенностью Анания возражает Господу на основании известных ему слухов о Савле, как о гонителе Церкви. Господь успокаивает Ананию, указывая на будущее великое предназначение Савла: «ибо он есть Мой избранный сосуд.» Через возложение рук Анании Савл прозрел и исполнился Духа Святого. Это было чрезвычайное чудо особой милости Божией над Савлом: как и впоследствии сотник Корнилий, он сподобился благодати Духа Святого еще до крещения, и низвел эту благодать на него ученик, не принадлежавший к числу 12-ти Апостолов. «Так все касающееся Павла,» отмечает св. Златоуст, «было нечеловеческим и совершалось не чрез человека, но сам Бог был совершителем этого.» «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» — нельзя думать, что какое-либо действительное вещество в роде чешуи спало с глаз Савла: это было лишь внутреннее личное ощущение его. Затем он крестился, без сомнения, от рук того же Анании.» И, приняв пищи, укрепился,» — «ибо он изнемог,» говорит Златоуст, «от путешествия, от страха, от поста и от скорби.» «Был Савл в Дамаске несколько дней.» Это не противоречит словам самого Павла в Гал. 1:17[774] и д., что по обращении своем он тотчас же отправился в Аравию. Дееписатель не упоминает об этом путешествии Савла из Дамаска в Аравию и о возвращении опять в Дамаск. Это обычно для св. Луки: он опускает описание того события, известий о котором не сохранилось. Есть, впрочем, здесь указание на то, что после нескольких дней пребывания в Дамаске, Савл пробыл в нем потом «довольно времени,» т.е. продолжительный срок (ст. 23). Пламенный дух Савла не терпел медлительности, и он, сделавшись христианином, с такой же ревностью, с какой прежде гнал христиан, стал проповедовать христианство по синагогам. Основным пунктом его проповеди было то, что Иисус есть Сын Божий. Все слышавшие дивились этой необыкновенной перемене, происшедшей с Савлом. Савл же «более и более укреплялся,» вероятно, уже по возвращении из Аравии, где он, по-видимому, в тишине и уединении предавался изучению Священного Писания, уже с христианской точки зрения, озаряемый Духом Святым. Теперь он доказывал, на основании Священного Писания, что Иисус есть Христос, то есть ожидаемый иудеями Мессия. Сила этих его доказательств была столь велика, что он приводил иудеев в замешательство. Невозможность опровергнуть доводы Савла возбудила в них такую ненависть к нему, что они решили его убить и для этого день и ночь стерегли ворота, ожидая, когда он выйдет из города, чтобы на пути исполнить свой злой замысел, без свидетелей. Кажется, они имели сведения о намерении Савла отправиться в Иерусалим. Савл избег этой опасности, будучи спущен учениками ночью по стене города в корзине, вероятно, в окно дома, примыкавшего к городской стене. ? таком способе избавления своего от опасности св. Павел сам вспоминает в 2 Кор. 11:32.[775]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]