Феофан появился на свет в Орловской области у священника Василия 10 января 1815 года и при рождении звался Георгием Говоровым. Как сын священника, причем чрезвычайно благочестивого и пользующегося большим уважением, сообразительный, талантливый ребенок последовал путем своего отца и поступил на обучение в Духовную Семинарию.
Феофан Затворник
Мать мальчика была невероятно добра, именно от нее, на которую был очень похож внешне, Георгий и унаследовал эту черту характера, а также кротость. Так что детство будущего монаха проходило счастливо в окружении любящей семьи и общении с еще тремя братьями и тремя сестрами.
Бесплатный онлайн-курс по Таро Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП
Таро и Деньги 5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
БЕСПЛАТНОЕ МЕСТО
Руны без страха и энергозатрат Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
ХОЧУ ПОДАРОК
После Семинарии была Духовная Академия. Феофану посчастливилось иметь интересных и умнейших учителей, которые стимулировали его и без того пытливый ум к получению еще более качественного образования и к расширению его мировоззренческих и духовных границ.
Уже в Академии была замечена склонность Георгия к уединению, отмечались его рассудительность, трудолюбие и степенное поведение. Впоследствии годы обучения Феофан вспоминал с восторгом. По окончании Академии Георгий и стал монахом, взяв имя Феофан.
Он занимался преподавательской деятельностью и достигал очень хороших результатов у студентов. Твердой базой его преподавания стала христианская любовь к ученикам. Феофан не только обучал своих учеников, но и организовывал для них полезный труд и интересный отдых.
Чтение духовное умиротворяет душу
Благодаря своим выдающимся качествам, монах быстро поднимался по карьерной лестнице и дослужился до звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры, а потом и до архимандрита и настоятеля монастыря. Вел обширную проповедническую работу. Каждая его проповедь была живой, исходила от сердца, но не была речью с заученными и прописными истинами.
В 1847 г. была организована поездка в составе Духовной Миссии по Святым местам, и Феофан посетил Иерусалим, старинные монашеские поселения, где проделал огромную духовную работу, вел беседы со святыми старцами, изучал ценнейшие рукописи. Феофан, обладая большими способностями к иностранным языкам, овладел французским и греческим, познакомился с арабским и еврейским. Кроме того, он выучился иконописи, столярным и токарным работам.
Когда началась Крымская война, Феофан вернулся в Россию и вновь обратился к преподавательской деятельности. А когда дослужился до Епископа, начал устраивать церковноприходские школы, чтобы повысить уровень образования народа. Также он основал епархиальное учебное заведение для женщин. В 1866 году Феофан обратился с прошением позволить ему отправиться на покой в Вышенскую пустынь, чтобы совершить новый духовный подвиг и стать затворником.
Монах много писал, дабы вразумить грешников, отвечал на вопросы населения, наставлял на путь истинный нуждающихся. Феофан создал большое количество трудов, с которыми обязательно стоит познакомиться любому православному человеку.
Монах обожествлял природу, любовался ее великолепием, часто наблюдал за звездами, имея телескоп. Много читал и имел очень крупную библиотеку не только русских, но и зарубежных сочинений на иностранных языках, которые он читал в оригинале. К сожалению, библиотека Феофана затворника затерялась.
Умер Феофан Затворник очень спокойно (зимой 1984 г.) и через несколько лет его канонизировали.
Молитва о встрече
Старец Феофан учит тому, что искренняя молитва является встречей с Богом, который его слышит и любит. Беседа с Всевышним во время обращения к нему в молитве должна быть, по мнению старца, основой жизни, а не эпизодическим случаем.
При этом нужно стараться убрать барьеры, которые создает наша суетность, мешающая нам полностью раствориться в молитве и почувствовать присутствие Высших Сил рядом.
Молитвы Святителю Феофану Затворнику
Молитва первая
О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: «Прославляющия Мя прославлю», со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!
Молитва вторая
О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю.
Богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
О болящем
Смотрите видео
Феофан Затворник в своих трудах дает очень ценные советы болеющим людям. Он пишет, что не нужно бороться с болезнью, потому что болезнь пришла от Бога и служит во благо человеку. Болезнь говорит о том, что индивид идет не тем путем, не в ту сторону, что нужно остановиться, задуматься и изменить свою жизнь, встать на путь духовного роста и просветления.
Не нужно ходить в церковь постоянно во время болезни, но необходимо почаще молиться дома. Даже короткая молитва «Господи помилуй», по словам Феофана, поможет лучше, чем тысячи врачей и советующих людей.
Краткая биография
28 ноября 2014 г. на его родине, в селе Чернава, ныне – Измалковского района Липецкой области, появился памятник святителю.
Он стоит точно на месте несохранившегося дома его родителей: священника Василия Говорова и его жены Татианы.
Открытие монумента было частью подготовки к 200-летию подвижника. Ведь Георгий – таково его мирское имя – появился на свет 10 января 1815 г.
Родители
Семья Егора, как звали его домашние, отличалась религиозностью, благочестием, будучи примером для жителей Чернавы.
- Отец, священник Василий, был бессменным благочинным округа целых 30 лет.
- Мать, дочь священнослужителя, занималась домом, воспитанием детей: у Говоровых было четыре сына, три дочери, причем один из братьев, Симеон, скончался еще детских лет.
Сестры святителя впоследствии стали супругами священнослужителей, братья тоже служили Церкви как сельские клирики. Самым же способным из всех детей Говоровых оказался Егор, получивший духовное образование, а затем ставший даже архиереем.
«Звонарь или архиерей»
Мальчик рос веселым, общительным, шаловливым. Что не мешало ему особо любить богослужения, на которых он выстаивал часами, и колокольный звон. Мальчик часто поднимался на колокольню Владимирской церкви, настоятелем которой был отец. Здесь он иногда помогал звонарям, или просто смотрел, слушал. И, видимо, молился.
Однажды его «забыли» на звоннице после службы. Служители заперли колокольню, ушли домой. Понимая, что родители хватятся, отругают, находчивый Егор додумался спуститься на землю по веревке, которая тянулась от главного колокола.
Проделка не осталась без внимания, но ругаться отец не стал, лишь сказав:
«Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь или архиерей!»
Слова эти оказались пророческими.
Домашнее воспитание и школьное образование
Когда Георгий немного подрос, отец стал брать его на богослужения, пономарем. Образование дети о. Василия получали домашнее: учил их или сам священник, или мать, Татьяна Ивановна. Она, например, как вспоминал святитель, так хорошо знала жития святых, что «и богословам не уступала».
Интересный факт
Был у Георгия еще один духовный наставник, пусть и не пребывающий уже на земле – свт. Тихон Задонский. К месту его упокоения семья часто паломничала, хотя угодник Божий и прославлен был Церковью только с 1861 г. Благодаря частому посещению его обители Егор, сын мирского священника, уже с детства видел монашескую жизнь.
Учить мальчика грамоте начали семи лет. Родные вспоминали, что о. Василий даже совершил молебен прор. Науму, за которым молились многие любившие батюшку прихожане. Скоро оказалось, что Егор учится быстро, с желанием, несмотря на свою непоседливость, так что отец решил отдать его, лишь восьмилетнего, в духовное училище в Ливнах.
Родные вспоминали, что поначалу учеба шла непросто, но уже через два года Георгий – среди лучших учеников, которых отправляли в Орловскую семинарию. Здесь тоже юноша показал успехи, как писали в документах, «отлично хорошие». Считается, что тогда он всерьез начал задумываться о монашеском пути. Семинарская ведомость отмечает:
Георгий «назидателен в обращении с товарищами; подает собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив», подобно иноку.
Академия
Вместе с тем Георгий по-прежнему любил науки, жадно читал книги. К окончанию семинарии ему, конечно, хотелось продолжить свое образование. Однако он понимал: его, скорее всего, ждет судьба сельского батюшки. К тому же ректор семинарии, архимандрит Софроний, требовал от учеников наизусть знать учебник, а как раз тут будущий святитель был не силен, пусть даже был первым учеником. Так что рекомендовать его в Академию ректор бы не стал.
Но, когда уже почти выпускник начал подыскивать себе сельский приход, оказалось: Орловский архиерей, преосвященный Никодим, лично распорядился отправить его в Киевскую Духовную Академию – единственного из всего выпуска.
Георгий с головой окунулся в учебу на благодатном месте подвижничества любимых им Печерских святых. «Неземной обителью» назовет он позже Киево-Печерскую лавру. Именно здесь он полюбил монашеский строй жизни, длинные службы, уединение. По-прежнему радовала также учеба.
Феофан Затворник. Неоконченный автопортрет
Однокурсник его, впоследствии митрополит, известный историк Церкви, богослов, Макарий (Булгаков) вспоминает:
«Никто лучше его не писал, только по скромности своей он не мог громко читать своего сочинения».
Многие исследователи биографии святого говорят, что окончательно к выбору будущего пути Георгия подтолкнула кончина любимых родителей. Мать умерла в 1838 г., отец – спустя год.
27 февраля 1841 г. Георгий принял иночество с именем прп. Феофана Исповедника. Академию он заканчивал уже иеромонахом. Его выпускное сочинение «Обозрение подзаконной религии» (о религии евреев времени Ветхого Завета) читали даже в Св. Синоде. Митрополит Филарет (Дроздов), сам яркий ученый, лично дал краткую рецензию:
«Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра».
Магистр богословия на ниве просвещения
Позже сам святитель сравнивал себя с шаром, катящимся туда и сюда – куда направят. Это – образ его покорности, послушания, но есть здесь некая горечь. Мечтавший об уединении, подвижничестве, «ученый инок» сразу по рукоположении оказался ректором духовного училища в Киеве, вынужденный погрузиться в административные дела. А ведь это было лишь начало:
- через год его отправили в Новгород – инспектором семинарии, преподавателем логики, философии; послушание длилось три года;
- с 1844 о. Феофан уже при Петербургской Духовной Академии; скоро здесь его тоже назначают инспектором; несмотря на то, что он «до нестерпимости» тяготился этой работой, справлялся иеромонах хорошо, а о своих терзаниях писал лишь в письмах духовнику: «Пошел бы в церковь, да там и сидел»; но нет:
- с 1847 по 1853 гг. иеромонах Феофан трудится в Духовной миссии в Иерусалиме; благодатная Святая Земля дает ему колоссально много: здесь он совершенствует знание языков, учится иконописанию, начинает переводить на русский язык греческое «Добротолюбие»; когда же началась Крымская война, миссия была отозвана; возвращаться пришлось через Европу; поэтому о. Феофану удалось увидеть памятники культуры, посетить легендарные храмы; он и руководитель миссии, архим. Порфирий, попали даже не прием к Папе Римскому, Пию IX; все это обогатило его знания о Европе, ее культуре, об инославных христианах.
По возвращении домой Божии уроки послушания продолжились: с 1855 г., едва начав преподавать в уже знакомой Духовной Академии Петербурга, о. Феофан, уже архимандрит, перемещается на должность ректора Олонецкой Духовной Семинарии, учебного заведения у которого нет даже своего помещения.
Едва успев разобраться с его проблемами, узнает, что его опять отправляют на Восток – настоятелем посольского храма Константинополя, как знающего регион, владеющего языками. И не поспоришь…
В Царьграде он прожил менее года: отца архимандрита снова отозвали теперь – на должность ректора все той же Петербургской Духовной Академии.
Позже, оглядываясь на это время, отмеченное напряженным интеллектуальным трудом, множеством церковных, светских наград, но столь наполненное суетой, далекой от истинно монашеской жизни, молитвы, уединения, он скажет:
«Настоящее послушание слушается, не видя оснований и несмотря на своё нехотение».
Таков был урок, преподанный ученому иноку не в обители, где он смирялся бы пред братией, а среди мирской жизни, заставлявшей, наверное, не раз огорчаться, может быть, по-человечески пороптать, но все же за разом повторять, обращаясь к Господу:
«Не как я хочу, но как Ты…».
Главное же послушание было еще впереди.
Епископство
В феврале 1859 г. ректор архимандрит Феофан получил очередную награду: как ознаменование 50-летия Академии ему вручили орден св. Владимира 3 степени.
А спустя несколько месяцев – назначили епископом Тамбовским и Шацким. Это была не только большая, весьма многолюдная епархия (одних священников и диаконов под началом Владыки было более 2000), но также – как теперь бы сказали, проблемная. Здесь пышным цветом цвели расколы, сектантство. А многочисленное духовенство было малообразованным.
На новом послушании Владыка с прежней ревностью взялся за дело: ко времени его недолгого управления Тамбовской паствой относятся:
- выход сборника «Письма о христианской жизни»;
- пособия для священников «Как составить проповедь»;
- превращение в центр проповедничества, где духовенство прямо учили этому делу, Казанского мужского монастыря;
- наведение порядка в раздираемом смутами Серафимо-Дивеевском монастыре: его нарочно на несколько месяцев отдали Тамбовской епархии, зная мудрость Владыки – уж он-то, с чего опытом, умом, тактом, непременно примирит враждующих.
Труды на Тамбовской ниве продолжались до 1863 г., когда Владыку снова отправили на новое послушание – во Владимирскую епархию. Более миллиона жителей, около 10000 духовенства, 28 монастырей, училищ – 270… Поистине, «жатвы много, делателей же мало». Владыке опять предстояли труды по исправлению духовной жизни паствы, борьбе с расколами и сектами.
Владыка открывает православное братство, хлопочет о женском епархиальном училище. И горько пишет духовному другу, свт. Игнатию (Брянчанинову), уже уединенно живущему на покое:
«Совсем осуетился. И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. Как бы устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. Будем сидеть у моря и ждать погоды. А грехи так и тяготят, а страсти так и бьют по бокам…»
«Иным образом служить»
Прошение святитель написал Синоду 11 марта 1866 г. Деятельному, умному, любимому паствой архиерею недавно исполнился лишь 51 год. Его, конечно, давно имели ввиду как будущего митрополита, члена Синода. Так что «демарш» поначалу не поняли. Даже свт. Филарету (Дроздову), известному духовной мудростью, показалось, что Владыка бросает данный Господом крест, выходит из послушания.
Свято-Успенский Вышенский монастырь — место духовных подвигов святителя Феофана Затворника. Фото 2015 г.
Ему пришлось объясняться:
«Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым… с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».
Синод, пусть с недовольством, прошение удовлетворил. Владыку назначили сначала настоятелем Успенской обители на Выше. Но через время он оставил управление, а Великим Постом 1872 г. окончательно уединился, закрывшись в келье, приняв давно желаемый подвиг.
Почему высокообразованный человек на пике карьеры ушел в затвор
Последующие годы показали: святитель руководился не своей волей. Господь, видя, что подвижник, пройдя все уроки смирения, послушания, созрел быть не просто архиереем – духовным руководителем множества пасомых, благословил не «покой», а новые труды – ради спасения душ ближних. Так некогда вышел из многолетнего затвора на подвиг старческого служения прп. Серафим Саровский, созревший для Царства Небесного. А вот епископу Феофану понадобилось… как раз удалиться туда из круговорота мирских дел!
Музейные экспозиции Свято-Успенского Вышенского монастыря
В чем смысл затвора
Сам Владыка вообще не считал, что совершает подвиг:
«Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества… Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».
Но только в тишине этого уединения мог он осмыслить свой огромный жизненный опыт, положить его на бумагу ради блага душ множества людей. Именно это делание, благословленное Господом, стало главным для епископа «на покое». Он снова исполнял послушание – как давно привык:
- переводил святоотеческие тексты;
- бесконечно отвечал на письма духовных чад; их приходило до сорока ежедневно – святители писал ответ на каждое;
- служил в малой церковке при келье, которую сам освятил в честь Богоявления Господня.
Смерть и прославление в лике святых
Так прошел 21 год «райской», по выражению святителя жизни, полной молитвы, трудов. Последние годы Владыка сильно болел, ослеп на один глаз, но никогда не жаловался. На престольный праздник своего келейного храма, Крещение Господне, 19 января 1894 г., он тихо скончался. Келейники были на праздничной службе, так что в час смерти святитель был один.
Прославление святого состоялось на Соборе 1988 г., приуроченном к 1000-летней годовщине Крещения Руси. К этому времени уже были обретены, бережно хранились его честные останки.
Где находятся мощи святителя
Известно, что святителя погребли в Вышенской обители, в храме Казанской иконы Богородицы. После закрытия обители в советские годы помещения ее занимали разные советские учреждения, Казанская церковь пришла в запустение. Известно, что была попытка разграбить могилу святителя, но сами мощи остались под спудом, неприкосновенными.
Рака с мощами
В 1973 г. в закрытый храм на территории психиатрической больницы, которая занимала помещения бывший обители, удалось проникнуть нескольким священнослужителями. Это были игумен Марк (Лозинский) из Троице-Сергиевой лавры, иеромонахи Елевферий и Георгий. С ними был также настоятель единственного на округу действующего храма прп. Сергия села Эммануиловка, о. Георгий Глазунов. Им удалось очистить место упокоения святого от мусора, отслужить панихиду. Через некоторое время они еще раз посетили могилу – тогда удалось найти остатки гроба и забрать честные мощи.
14 следующих лет они, а также надгробная плита с могилы, которую также удалось вывезти, были в Эммануиловке.
О. Георгий, настоятель храма, вспоминает:
«За эти годы было много свидетельств о чудесах. Иногда я жалею, что не записывал их, и некоторые уже позабылись…Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Прихожане говорят: «Что ты не возьмешь ребенка, он у тебя бегает по храму, мешает молиться!» — а она стоит и всю службу плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!..»
Между тем, канонизация святителя привлекла внимание к заброшенной обители в Выше. К 1990 г. часть ее зданий вернули Церкви, а с 1993 монастырь возродился – теперь как женский, хотя первоначально монастырю принадлежал один храм, а сестры должны были жить за пределами территории, все еще занятой психбольницей.
Лишь 29 июня 2002 г. мощи святого удалось перенести в возрожденный монастырь. Сейчас поклониться им можно по-прежнему в Казанском соборе, но святыня находится не под спудом, как до революции, а в раке.
Труды
Самое полное на сегодняшний день собрание сочинений святителя, издание которого завершилось к 2010 г., насчитывает 25 томов. А, вероятно, самое читаемое христианами его произведение – «Мысли на каждый день года», краткие размышления, которые ныне часто помещаются в церковных календарях.
«Начертание христианского нравоучения»
По словам самого автора, труд, созданный в 1891 г., объясняет верующему, что именно должен он сделать для своего спасения. От оснований христианской нравственности, которые лежат в «домостроительстве нашего Спасения» Богом, жизни в Его церкви, автор переходит правилам христианской жизни в миру.
Толкование на Евангелие – «Евангельская история»
На сегодняшний день в полном собрании сочинений святителя она занимает 25, последний том.
Книга не издавалась при жизни автора, она – плод кропотливой работы современных исследователей его творчества. Это параллельное толкование на все 4 Евангелия, систематическое изложение событий земной жизни Господа.
Сориентироваться в понимании того или иного отрывка помогает указатель, которым снабжена книга.
«Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?»
Это также современное издание писем святителя, обращенных к одному из его духовных чад, некой отроковице, делающей первые шаги в сознательной церковной жизни.
Писем насчитывается 80. Краткие заголовки, данные им издателями, отражают содержание посланий.
Это позволяет верующему, ищущему у свт. Феофана ответа на конкретные вопросы духовной жизни, лучше сориентироваться по книге.
Впрочем, ее лучше читать полностью. Со страниц писем святитель предстает как мудрый, очень добрый наставник. Монах и аскет, он не только уважает, но глубоко ценит семью. К примеру, вот это его наставление, скорее всего, поймут и поддержат очень многие:
«А я растерялся в догадках: что бы такое было? А вот что! Бабушка немножко болела. Ну, бабушка – победоносное слово. Для внучек нет теплее места, как у бабушек; нет и для бабушек дороже лиц, как хорошие внучки. И за это надо Бога благодарить. А вы чаще утешайте бабушку и повнимательнее слушайте, что она говорит. У стариц – мудрость, опытами и трудами жизни приобретенная. И они часто невзначай, в простых фразах высказывают такие мудрые уроки, которых и в книгах поискать – не найдешь».
А вот и очень серьезное наставление – совет тому, кто потерял молитву:
«Да куда же это девалась молитва ваша?! Ведь она пошла было хорошо, и вы ощущали уже благое ее действие в сердце. Я вам скажу, куда она девалась. Помолившись раз и два усердно и с теплотою… испытав такую скорую помощь вследствие молитвы, вы подумали, что молитва ваша уже установилась и нечего потому много о ней заботиться: сама будет идти хорошо.
Допустив такую мысль, вы, становясь на молитву, и молитвы стали прочитывать небрежно и спешно, за мыслями перестали смотреть. От этого внимание рассеивалось, мысли расходились в разные стороны – и молитва была не в молитву. Раз-два поступили так – и молитва совсем пропала. Начинайте опять снова приобретать молитву и испрашивать ее себе у Господа.
Из сего научитесь, что никогда не должно считать установившимся никакое духовное делание, и тем паче молитву, а всегда так себя иметь, как бы в первый раз начинали ее совершать».
«Мысли на каждый день года по Церковному чтению»
Это сборник, в котором святитель предлагает краткое толкования отрывков Евангелия и Посланий Апостолов, которые каждый день читаются в храме. В отличие от многих других работ Владыки, это сочинение выдержало не одно издание уже при жизни святого.
Интересный факт
Впервые «Мысли» появились в издательстве Пантелеймонова монастыря горы Афон (1881 г.).
В России они после этого издавались по крайней мере 5 раз, последний – за 2 года до революции, в 1915 г.
Перевод «Добротолюбия»
Над этим фундаментальным трудом святитель начал работать еще до рукоположения во епископы, во время пребывания при Духовной миссии в Иерусалиме. «Истолкованием сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни» называет его сам составитель. Перевод творений святых отцов древности, их слов, посвященных внутренней жизни, борьбе со страстями, христианскому духовному устроению, впервые был сделан еще прп. Паисием Величковским в 1793 г. Однако, как пишет свт. Феофан в предисловии, перевод имел некоторые несовершенства, а многое было непонятно читателю XIXв.
Труд свт. Феофана получил именование «новорусского» перевода «Добротолюбия». Именно этот пятитомный труд многократно переиздан за последние десятилетия.
Многие справедливо считают «Добротолюбие» монашеским чтением, поэтому также существуют краткие выдержки из него, предназначенные для мирян. Этот сборник – выдержки из труда свт. Феофана, только один том – составил в 1929 г. архимандрит Ювеналий, бывший настоятелем Казанского монастыря в китайском Харбине, где тогда было множество бежавших от советской власти русских эмигрантов.
В редакции о. Ювеналия «Добротолюбие избранное для мирян» также неоднократно за последние годы переиздано в России.
Другие
Среди сотен сочинений святителя, любимых верующими, также:
- два сборника проповедей, 1859 и 1861 гг.; первый именуется «Слово архимандрита Феофана», появился еще до его епископской хиротонии; второй вышел из печати служения на Тамбовской земле;
- лекции, объединенные общим названием «Путь к спасению» (1868 г.); уже при жизни автора труд выдержал пять изданий;
- изданное отдельной книгой толкование на самый большой 118 псалом («Блаженны непорочные в путь…») (1891 г.);
- письма святого, которые он разрешил издать уже при своей жизни; так в 1892 г. появился сборник «Письма к различным лицам о предметах веры и жизни»;
- издания писем, вышедшие по его кончине – это те самые 20-40 писем в день, которые он писал духовным чадам; драгоценные послания бережно сохранялись ими, а в 1898-1901 г. почитателям Владыки удалось составить из них несколько сборников; это «Письма о христианской жизни» (целых четыре выпуска);
- работа святителя «Древний Патерик», изданная в 2009 г.; до этого времени ее оригинальная рукопись (305 листов) пера святого хранилась на Афоне братией русского Пантелеймонова монастыря;
- Толкование Посланий св. ап. Павла, которое также издано Пантелеймоновой обителью частью при жизни автора, частью – уже по его кончине (1890-1895); оно насчитывает 8 томов; к настоящему времени вышло переработанное, более современное издание на основе Афонского: например, к нему добавили указатель, который составили иноки Псково-Печерского монастыря;
- толкования на избранные псалмы: черновики этой работы нашли в бумагах святителя по его смерти; тогда же эти толкования были напечатаны, в последние же годы изданы снова;
- еще одно переводное сочинение афонского старца прп. Никодима, «Невидимая брань»; ныне православные, многие из которых любят эту книгу, не всегда обращают внимание на имя переводчика, благодаря которому она увидела свет на русском языке
- книга о христианской психологии «Воплощенное домостроительство»; этот труд святителя планировал выпустить в свет еще Николай Васильевич Елагин, друг Владыки, в 1889 г.; однако по неизвестным причинам работа не была издана. Исполнить благословение святого удалось только через 120 лет, уже в наши дни.