Монастыри Москвы действующие. Адреса, список мужские и женские, как добраться


Список и адреса действующих мужских и женских монастырей Москвы

Монастыри Москвы, действующие сегодня, — это удивительное явление современной столицы. Там протекает совсем иная жизнь без шума и суеты. Распорядок каждой обители подчинен определенному уставу, и не в любое время туристам можно попасть внутрь и посмотреть.

Монастыри Москвы, действующие сегодня
МужскиеЖенские
Свято Даниловский ставропигиальный
улица Даниловский Вал, дом 22
Новодевичий Богородице-Смоленский
Новодевичий проезд, дом 1
Донской ставропигиальный
Донская площадь, 1-3
Зачатьевский ставропигиальный
2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19
Новоспасский ставропигиальный
Крестьянская площадь, дом 10
Марфо-Мариинский ставропигиальный
улица Большая Ордынка, дом 34, строение 3
Николо-Перервинский
Шоссейная улица, дом 82
Покровский ставропигиальный
Таганская улица, дом 58
Сретенский ставропигиальный
улица Большая Лубянка, 19, строение 1
Богородице-Рождественский ставропигиальный
улица Рождественка, дом 20
Высоко-Петровский
улица Петровка, дом 28, строение 2
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный
Малый Ивановский переулок, дом 2
Андреевский ставропигиальный
Андреевская набережная, дом 2
Алексеевский
2-й Красносельский переулок, дом 7
Заиконоспасский ставропигиальный
Никольская улица, 7-9

Алексеевский женский ставропигиальный монастырь

Ново-Алексеевский женский монастырь — преемник упраздненной Старо-Алексеевской женской обители, насчитывавшей многовековую историю и закрытой из-за строительства Храма Христа Спасителя. Монастырь был перенесен в Красное село в первой половине XIX века и ведет свой отсчет с этого времени. В советские годы он закрылся и был возрожден в конце 90-х годов в качестве монашеской общины. Возвращение статуса обители произошло в 2013 году.

Скит интересен чудом сохранившейся постройкой — Всехсвятским собором, который ныне является главным храмом монастыря. Другие строения были утрачены в советские годы.

Адрес: 2-й Красносельский переулок, д. 7, стр. 8.

Режим работы: 07:00 – 20:00.

Новодевичий монастырь

Новодевичий действующий монастырь Москвы – это одна из красивейших женских обителей страны, возникла в 1524 году при Василии III после взятия Смоленска. По преданию, он намеревался заточить сюда свою бездетную супругу Соломию.

Архитектурный монастырский комплекс стиля московского барокко полностью сложился к XVII столетию, и с того времени практически не менялся. Древнейшая обитель поражает своей сохранностью. Она объявлена всемирным общечеловеческим достоянием.

В настоящее время является объектом культурно-исторического наследия ЮНЕСКО, а также исторического музея страны и церковного музея Московской епархии.

За основательными монастырскими стенами с уникальными башнями находится знаменитое Новодевичье кладбище, где покоятся останки многих великих деятелей искусства и исторических личностей:

  • Чехов;
  • Гоголь;
  • Булгаков;
  • Маяковский;
  • Шукшин.

С середины XX века это самое престижное место захоронения советской элиты. Рядом с обителью находится пруд и необыкновенно красивый парк с живописными видами на стены и башни монастыря. Легко добраться от станции метро «Спортивная» пешком за 5 минут. Территория обители доступна для посещения с 9 часов утра до 17 вечера. Вход свободный.

Богослужения проходят ежедневно:

  • Начало божественной литургии на неделе в 7-40.
  • В праздничные дни и воскресенье совершаются два богослужения: в 6-20 и в 8-40.
  • Вечерняя служба всегда начинается в 17 часов.

Музейный комплекс работает с 10 до 16-30, кроме вторника и первого понедельника месяца.

Андреевский мужской монастырь

Находится в Москве, неподалёку от Воробьёвых гор. Основан в 1648 году. Надвратный храм 1675 года постройки, сохранился до наших дней.


Андреевский мужской монастырь

Богослужения. Расписание богослужений в монастыре публикуется каждый месяц, за актуальной информацией стоит обращаться на официальный сайт обители .

Адрес: Андреевская набережная, д. 2.

Как добраться. От станции метрополитена «Ленинский проспект» Калужско-Рижской (Оранжевой) линии или от станции МЦК «Площадь Гагарина» необходимо двигаться к памятнику Гагарину и, минуя Ленинский проспект, идти по направлению к реке (около 850 метров).

От «Воробьёвых гор» Сокольнической (Красной) линии нужно пройти пешком по набережной Москвы-реки (около 1000 метров).

Свято-Данилов монастырь

Свято Даниловский монастырь обязан своим появлением основателю Москвы великому князю Даниилу, воздвигшего церковь в честь своего небесного покровителя на правом берегу реки в 1282 году. Эта древняя обитель становится самым первым мужским монастырем Москвы. Перед кончиной сам князь основатель принял здесь постриг, и был похоронен в ее стенах.

Удивительно, что и возрождаться Данилов монастырь начал одним из первых еще при советской власти. В 1982 году Генсек СССР Леонид Брежнев подписал указ о возвращении его Патриархии. Ко дню празднования тысячелетия Крещения Руси реставрационные работы в обители закончены. Он стал средоточием празднования этих событий и началом возрождения духовной жизни страны.

Не так давно в обитель чудесным образом удалось вернуть выкупленные у советской России в 30-е годы американским промышленником исторический набор колоколов, подаренный им университету в Гарварде.

На сегодняшний день Данилов монастырь является центром русского православия не только из-за расположения действующей синодальной резиденции Патриарха, но и по причине активнейшего участия обители в религиозной и общественной жизни современного общества.

Добраться до него можно на метро:

  • От станции «Тульская» легко дойти пешком.
  • От станции «Павелецкая» придется ехать на трамвае до одноименной монастырю остановки.

Обитель доступна для посещения паломников с 6 часов утра до 9 вечера. Богослужения совершаются каждый будний день с 6 часов утра. В воскресенье и в праздники проводятся две литургии: с 6-45 и с 8-45. Вечернее богослужение всегда начинается в 17 часов.

Донской монастырь

Основанием монастыря принято считать 1591 год, когда возвели первую каменную церковь во имя Донской иконы Богоматери. Предполагают, что этот древний образ XIV века принадлежит к письму знаменитого иконописца Феофана Грека. Именно этой иконой преподано благословение Сергия Радонежского великому князю Дмитрию на битву с крымскими татарами.

В XVII веке обитель стала мощная монашеской крепостью, завершившая оборонительное кольцо Москвы. В течение XVIII столетия завершилось строительство величественного архитектурного комплекса монастыря. К XIX веку становится самой богатой и влиятельной обителью страны. Здесь располагается комитет Духовной цензуры, открывается духовное училище и школа обучения для послушников.

В годы советской власти монастырь закрывают. Здесь содержится под стражей, а позже похоронен, ныне прославленный православной церковью в лике святых Патриарх Тихон. На территории обители был открыт музей архитектуры и скульптуры. Сюда свозились ценные исторические фрагменты многих сносимых храмов и сооружений.

А уникальному некрополю русского дворянства необъяснимым образом удалось без серьезных потерь пережить время советских разрушений. С 1990 года — момента возвращения монастырского комплекса православной Церкви и до сегодняшнего дня в обители не прекращаются строительные и реставрационные работы.

Литургия служится ежедневно на неделе с 8 часов утра, в праздничные и воскресные дни в 7 и в 10 часов. Доехать удобно на метро до станции «Шаболовка», дойти до пересечения улицы с Донским проездом и повернуть направо, вдоль стены до монастырских ворот.

Богоявленский Авраамиев монастырь

Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века.

На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский

поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной.

Долгое время здесь хранился святой жезл Авраамия, пока его не забрал в поход
Иван Грозный.

Когда-то в чуд­ном ви­де­нии пред­стал пе­ред Ав­ра­ами­ем свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов

и дал ему жезл, увен­чан­ный кре­стом, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. На ме­сте идоль­ско­го ка­пи­ща свя­той Ав­ра­мий ос­но­вал оби­тель в честь Бо­го­яв­ле­ния и стал ее на­сто­я­те­лем. В па­мять яв­ле­ния пре­по­доб­ный воз­двиг храм во имя апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва.

В период советской власти обитель передали под жилые помещения, а каменную крепостную стену попросту разобрали. С 2004 года эта обитель России возрождена как женская.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь возник при Иване III на Васильевском стане берега Москвы реки в связи с переселением братства в 1490 году. Первая церковь Преображения поставлена в 1497 году. Царь Иван Грозный превращает монастырь в неприступную крепость с земляным валом и глубоким рвом. Ему не раз приходилось выдерживать серьезную осаду и принимать участие в оборонительных сражениях.

В 1498 году здесь был похоронен первый предок династии Романовых, и с тех пор монастырь стал их родовой усыпальницей, пользуясь особой царской благосклонностью. На поминовение усопших они подносили в дар богатые вотчины, драгоценную утварь, жертвовали книги, иконы и облачение. Регулярно устраивались царские выходы на богомолье.

После революции обитель закрывается. Вся территория с постройками переходит в ведение НКВД, монастырский некрополь практически уничтожен, царская усыпальница разорена. Здесь действует концлагерь, женская тюрьма, а позже исправительная колония.

В 70-е годы исторические здания передаются в ведение музея и начинаются реставрироваться. Возрождение монастырской жизни начинается с 1991 года и продолжается до сих пор. Тогда же был сформирован знаменитый на весь мир хор Новоспасского мужского монастыря.

Сейчас на территории обители действует музей с личными вещами Романовых, уникальными документами, фотографиями и археологическими раскопками старинных предметов. Посещение музея бесплатное с 10 до 17 часов. Монастырская паломническая служба проводит пешие и автобусные экскурсии по Москве и всей России.

Добраться до обители можно одним из следующих способов:

  1. На метро до станции: «Пролетарская» или «Крестьянская застава».
  2. На трамвае № 35 и 38.
  3. Автобусами маршрута № 156, 184, 901.
  4. Летом курсируют речные суда — причал «Новоспасский мост».

Монастыри Москвы, действующие сегодня, открыты для осмотра и посещения богослужений. В Новоспасской обители божественная литургия начинается в 8 часов утра по будням, в воскресенье проходят две службы: ранняя – в 7 часов, и поздняя – в 9 часов. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17 часов.

Мужские монастыри в Москве

Так повелось, что мужских православных обителей на земле русской больше, чем женских. Они более древние, а потому и история у них побогаче.

Андреевский ставропигиальный монастырь

Дата основания данной пустыни достоверно неизвестна, однако первые упоминания о ней относятся к XVI столетию. XVII век для Андреевского монастыря был самым значимым, ведь именно в этот период обитель активно расширялась и обогащалась святынями. Дальнейшая судьба монастыря была менее радостной – на его территории организовывали детский приют, богадельню, пенитенциарное учреждение, а позже даже кладбище для гражданских лиц.

Сегодня пустынь находится под управлением РПЦ. При ней открыта воскресная школа и библиотека. Располагается святыня по адресу: Москва, Андреевская набережная, 2. Ехать нужно до станции метро «Ленинский проспект».


Андреевский ставропигиальный монастырь

Богоявленский мужской монастырь

История этой лавры начинается в конце XIII столетия. Согласно легендам, ее основал московский князь Даниил, а настоятелем был родной брат преподобного Сергия Радонежского. Первую кирпичную церковь при монастыре возвели во второй половине XIV века. Она неоднократно становилась жертвой пожаров и войн, однако каждый раз ее удавалось восстанавливать практически с нуля. Сегодня это двухъярусное здание в стиле барокко.

Добраться до обители можно на метро до станции «Площадь революции». Адрес на карте: Богоявленский переулок, д. 2.

Богоявленский мужской монастырь

Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь

Пустынь была основана в XIV столетии. Кирпичный храм во имя преп. Петра был построен только век спустя. Над его проектом работал итальянский архитектор Алоизо Ламберти де Монтиньяна, а средства пожертвовали столичные помещики.

Во времена Отечественной войны пустынь существенно пострадала, однако ее отстроили заново. После событий 1917 г. лавра была упразднена. Восстановительные работы начались только в 1959 г. К концу ХХ столетия она стала Патриаршим подворьем, а в 2009 г. сюда заселились монахи. Находится святыня по адресу: Петровка, 28, станция метро «Чеховская».

Свято-Данилов мужской монастырь

Свято-Даниловская мужская обитель была основана в 1282 г. московским князем Даниилом. Его могилу можно найти на монастырском погосте, поскольку перед смертью он принял монашество и некоторое время служил пустыни.

Как и все православные святыни, лавра пострадала от советского режима, однако ее восстановление началось еще при СССР. Указом Брежнева от 1982 г. историческая памятка была передана Московскому Патриархату, который начал активные реставрационные работы.

Свято-Данилов монастырь является самой первой мужской обителью на территории Москвы.

Добраться до лавры можно на метро (станция «Тульская») или машиной (Даниловский вал, д. 22).

Донской мужской монастырь

Данная святыня датируется 1591 г., когда была заложена церковь Донской Богоматери. Архитектурный комплекс, который мы видим сегодня, был завершен к концу XVIII столетия. На его территории открыли школу для послушников, а также духовное училище.

С приходом к власти большевиков монастырь реорганизовали в музей, где хранили церковные реликвии, изъятые из других храмов. Сегодня лавра находится под управлением РПЦ, однако реставрационные работы еще не окончены. Чтобы добраться до святыни, следует ехать до станции метро «Ленинский проспект», откуда немного пройтись до Донской площади.


Донской мужской монастырь Свято-Данилов мужской монастырь


Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Обитель была заложена царем Б. Годуновым и освящена во имя чудотворного образа «Всемилостивый Спас». Название «Заиконоспасский» произошло от того, что деревянная церковь находилась рядом с церковными лавками, где обменивались иконами.

В 1661 г. закончилось строительство кирпичного храма, и была открыта греко-латинская школа. После передачи РПЦ разрушенную во времена советского режима святыню отреставрировали и открыли для посетителей. Находится она по адресу: ул. Никольская, д. 7-9 (станция метро «Площадь революции»).

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Николо-Перервинский монастырь

Пустынь заложили сразу после Куликовской битвы, а вот расцвет ее пришелся только на начало XVIII века, когда туда переехала летняя резиденция патриарха. Легенды гласят, что под лаврой прорыт тоннель, который выходит аж у Коломенской церкви Казанской Божьей Матери.

Центральной постройкой монастыря является Никольский собор, датируемый 1700 г. Также комплекс украшает церковь во имя богородичной иконы «Иверская», выполненная в русско-византийском стиле. Святыня располагается на улице Шоссейной-82 (метро «Печатники»).

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь

Эту пустынь основал Дмитрий Донской после чудесного явления ему святого Николая Мирликийского. За всю свою историю обитель множество раз разрушалась, однако снова восстанавливалась практически из руин. Период расцвета ее пришелся на времена начала правления династии Романовых.

В первые годы XIX столетия лавру хотели закрыть, а после революции 1917 г. преобразовали в трудовую общину для монахов. Позже на территории пустыни организовали колонию для несовершеннолетних. Реставрация монастыря началась в 70-х годах ХХ века. Сегодня он открыт для посетителей и находится по адресу: город Дзержинский, площадь Св. Николая, 1.

Чтобы добраться до Николо-Угрешской лавры, нужно ехать на метро до станции «Люблино».

Совет автора

Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь

Новоспасский мужской монастырь

Данная святыня датируется концом XV столетия, а основателем ее принято считать царя Ивана III. Первый монастырский храм возвели в 1497 г., а при Иоанне Грозном сделали из обители настоящую крепость. На протяжении нескольких веков здесь хоронили членов династии Романовых.

С приходом большевиков лавра была передана НКВД. Восстановление исторической памятки началось в 70-х годах, а первые монахи заселились сюда только к концу ХХ столетия. Добраться до обители можно на метро (станция «Пролетарская») или машиной (Крестьянская площадь-10).

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Действующая сегодня лавра была основана в 1397 г. князем Василием I в знак победы над Тамерланом. Во второй половине XVII века царь Федор Алексеевич наказал возвести Сретенский храм, который построили вблизи корпуса настоятеля.

После передачи святыни Московскому Патриархату она была восстановлена. При ней открыли духовную семинарию, издательство, церковную лавку. Сегодня здесь заседает Патриарший культурный совет, а также редакция крупной православной веб-страницы. Адрес монастыря: Большая Лубянка, 19 (станция метро «Сретенский бульвар»).

Симонов мужской монастырь

Одна из древнейших московских мужских обителей основанная в 1370 г. Заложил ее святитель Феодор (ученик преподобного Сергия Радонежского) при спонсорской помощи боярина Степана Васильевича Ховрина.

Во время советского периода лавра сильно пострадала. Возрождение ее началось в конце ХХ столетия, однако реставрационные работы до сих пор не окончены. Находится святыня по адресу: улица Восточная, дом 4.

Симонов мужской монастырь Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Новоспасский мужской монастырь

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский является бывшим мужским монастырем, сегодня это Патриаршее подворье. Был основан после победы на Куликовом поле в тихом удаленном от столицы месте. Расцвет обители пришелся на конец XVII века, в связи с использованием ее в качестве летней патриаршей резиденции.

Согласно преданию, от Николо-Перервинской обители идет тайный поземный ход на другой берег реки до Казанской церкви в Коломенском. Он был прорыт для укрытия в стенах монастыря членов царской семьи и защиты от смутьянов или бунтовщиков.

Никольский одноглавый храм возведен в 1700 году на центральном месте обители. Главным ее украшением стал второй по величине после Христа Спасителя собор русско-византийского стиля Иверской Богоматери, построенный в начале XX века архитектором Виноградовым.

Церковную службу можно посетить в любой день недели с 7-30 утром и в 17 вечером, в воскресенье они смещаются утром на 6-30 и 9 часов. Кроме того по воскресным дням дополнительно совершается с 8 часов божественная литургия для детей. Из-за неудобного расположения Николо-Перервинский монастырь не самое посещаемое место в Москве.

Добраться можно:

  • На электричке Курской железной дороги станция «Депо», далее пешком.
  • От станции метро «Печатники» или «Текстильщики» ходит много автобусов.
  • На личном автомобиле.

Сретенский монастырь

Древнейшая мужская обитель в самом сердце столицы существует с 1397 года. Возникла при князе Василии I на месте встречи (сретения) Богородичной иконы при перенесении ее из Владимира, по поводу избавления от нашествия войска Тамерлана. В честь этого события в конце августа совершался ежегодный крестный ход с Владимирской иконой от Успенского храма московского Кремля.

Сретенский собор был построен по царскому указу Феодора Алексеевича в 1679 году. Он сохранился до сих пор, наряду с настоятельским корпусом XVII века.

В советский период Сретенский монастырь утратил большую часть своей территории и исторической церковной застройки. В соседнем здании бывшей школы сейчас располагается духовная семинария. При монастыре действует православное издательство, Патриарший совет по культуре, редакция крупнейшего православного интернет сайта, церковный магазин.

Добраться очень легко пешком от любой станции метро:

  • «Чистые пруды»;
  • «Лубянка»;
  • «Тургеневская»;
  • «Кузнецкий мост».

Церковные службы совершаются каждый вечер в 18 часов, утром по будням в 8 часов, в праздники и воскресные дни в 7 и в 10 часов.

История обители

Сретенский монастырь был основан в память о чудесном спасении Москвы от полчищ Тамерлана заступничеством Божией Матери. Чудесна и история возрождения этой обители, разрушенной и поруганной безбожниками.

Московский Сретенский монастырь

Сретенский монастырь – один из духовных центров Православия

Сретенский монастырь сегодня – это восстановленные и построенные заново замечательные храмы и колокольня, монастырская стена, удобные корпуса для братии, духовная семинария, православное издательство и интернет-портал, многочисленные просветительские проекты, большое скитское хозяйство, а главное – молитвенная жизнь, собравшая вокруг себя и приводящая ко Христу множество верных.

Здесь получают утешение страждущие, находят радость унывающие, вдохновляются на подвиги ленивые, духовно возгораются теплохладные, открывают для себя волю Божию неприкаянные, обретают Смысл бестолковые, укрепляются в вере сомневающиеся, обретают Христа ищущие, возвращаются к Отцу блудные. Сретенский монастырь ныне – один из духовных центров Православия.

История основания монастыря
Святитель Киприан
Основание Сретенского монастыря – история чудесная и удивительная. В 1395 году с юга к Москве подошли полчища Тимура (Тамерлана), непобедимого и жестокого завоевателя, захватившего всю Малую Азию, Кавказ, Иран, Анатолию, Хорезм, Индию. Сил преодолеть такое нашествие у Москвы не было. Предстоятель Русской Церкви митрополит Киприан и великий князь Василий I, старший сын Дмитрия Донского, повелели перенести из города Владимира-на-Клязьме величайшую святыню – Владимирскую икону Божией Матери.

8 сентября (26 августа ст.ст.) крестный ход с иконой прибыл в Москву, где на Кучковом поле у деревянного храма преподобной Марии Египетской (1385) был отслужен молебен. Летопись сообщает: «Весь град изыде противу иконы на сретение ее». Москвичи – от мала до велика – плакали и просили Пресвятую Богородицу о помощи.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Худ. С. Ивлева

«Весь град изыде противу иконы на сретение ее»

Той же ночью Тамерлан увидел во сне, как с небес на землю опустился столп света, в нем появилась величественная Жена, окруженная бесчисленным ангельским войском, и повелела ему покинуть Московские пределы. Советники объяснили напуганному хану: сия Жена – Мать Христианского Бога, Заступница русских, и сила Ее неодолима. Тамерлан был настолько поражен видением, что развернул войска на юг и обрушился на хана Золотой Орды Тохтамыша, которому Москва платила дань. Так Золотая Орда перестала существовать как единое государство, что для Руси стало важнейшим моментом в освобождении от ига.

В 1397 году на месте встречи иконы Божией Матери князь Василий I повелел построить монастырь

Праздник Сретения (встречи) Владимирской иконы стал главным праздником Москвы. В этом же году на месте чудесной встречи была построена деревянная церковь Сретения, а в 1397 году князь Василий I объявил о создании Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла также приходская церковь преподобной Марии Египетской.

Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери поместили в Успенском соборе Кремля, и каждый год на праздник Сретения переносили ее торжественным и многолюдным крестным ходом в Сретенский монастырь.

ЧУДО В РУССКОЙ ИСТОРИИ

короткометражный фильм

Главные исторические вехи жизни обители

Постепенно обитель росла и благоукрашалась, являлась ежегодным центром главных московских крестных ходов. При великом князе Иоанне III деревянные храмы были перестроены в камне. Щедрые пожертвования внес в монастырскую казну Иоанн IV, который посетил обитель после успешного взятия Казани.

В течение шести веков обитель делила с соотечественниками все радости и беды. В годы русско-польской войны в Сретенском монастыре располагался штаб русских ополченцев Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В обители оказывали первую помощь князю после тяжелого ранения в бою.

Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

В 1679 году был построен собор в честь Сретения Владимирской иконы – и сегодня он главный собор обители

Патриарх Филарет в польском плену в сопровождении игумена Ефрема, настоятеля Сретенского монастыря Худ. С. Ивлева

В XVII веке царская семья Романовых вносила в Сретенский монастырь щедрые вклады. При царях Михаиле и Феодоре Романовых были возведены келейный и настоятельский корпуса, а в 1679 году был построен новый собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней. В 1706 году к Сретенскому собору пристроили придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, а к храму преподобной Марии Египетской – придел в честь праздника Сретения Господня. В этом же году из Константинополя привезли частицу мощей преподобной Марии Египетской. В 1707 году Сретенский собор расписали по заказу стольника Семена Федоровича Грибоедова, предка известного драматурга, уникальными фресками – последним шедевром древнерусского искусства в Москве.

Фрески храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Знал монастырь и времена упадка: он пострадал во время Великого пожара 1737 года, а в 1764 году Екатерина II объявила обитель заштатной и ограничила количество братии до семи человек.

В день Бородинской битвы – 26 августа 1812 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, – из Сретенского монастыря отправился всенародный крестный ход с чудотворными иконами. Позднее в обители разместился госпиталь для раненых воинов, многие из них были похоронены на монастырском кладбище.

Французы разграбили два древних храма монастыря, а потом жили в них и там же устроили лазарет. Но богослужение не прерывалось и совершалось в надвратном храме святителя Николая Чудотворца.

Сретенский монастырь уцелел в Большом московском пожаре 1812 года, и здесь до восстановления Успенского собора Московского Кремля находились Владимирская и Иверская иконы Пресвятой Богородицы.

Московский пожар 1812 года. Отступление Наполеона из Москвы

В XIX столетии монастырь начал возрождаться и к концу века стал одним из самых известных в Москве, в том числе благодаря своим чудесным колокольным звонам.

Активное участие в благоустройстве обители принимали московские митрополиты Платон (Левшин; 1737–1812) и Филарет (Дроздов; 1782–1867). Братия монастыря составляла 25 человек, имелись церковно-приходская школа и паломническая гостиница.

После революции 1917 года Сретенский монастырь был одним из главных центров Православия в Москве. Здесь часто служил Святейший Патриарх Тихон. Настоятелем обители с 1920 по 1923 год был сподвижник Патриарха священномученик Иларион (Троицкий), замечательный богослов и проповедник, борец с раскольниками-обновленцами. В ноябре 1925 года он был арестован и отправлен во вторую и последнюю ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения, из которого уже не вернулся.

Перед закрытием монастыря, в декабре 1925 года, здесь был пострижен в рясофор Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Годы запустения и разорения древней святыни

Монастырь, имевший за плечами историю длиной в пять с половиной столетий, в 1925 году прекратил свое существование. Большинство зданий обители разрушили – как говорилось в официальных документах: «для расширения уличного движения». Снесли один из древнейших в Москве храмов – церковь преподобной Марии Египетской. На бывшей территории обители устроили застенки, здесь расстреливали и хоронили в безымянных могилах многих осужденных за веру Христову. На месте монастырского кладбища в 1950-е годы построили школу.

От прекрасной обители остался только древний Владимирский собор, который превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями. В 1958–1962 годах фасад собора был отреставрирован, но состояние фресок оставалось плачевным.

С 1960-х до начала 1990-х годов здесь находился Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

Возрождение монастыря по благословению старца

Могла ли снова возродиться к жизни старинная обитель? Братия прошедших веков с Небес наверняка молились об этом. Возможно ли, чтобы возрождение монастыря началось трудами всего одного человека, пусть даже очень умного и талантливого? Возможно, если человек этот действует по воле Божией и по благословению старца!

Отец Иоанн произнес: «А теперь слушай волю Божию… Ты вернешься в Москву и будешь строить подворье»

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) вспоминает: «Неразрывно связано с отцом Иоанном (Крестьянкиным) все, что касается возрождения и становления монашеской жизни в нашем Сретенском монастыре. Осенью 1993 года, под праздник Иверской иконы Божией Матери, я приехал к отцу Иоанну… Мы засиделись тогда довольно долго. Уже началась всенощная. Отец Иоанн, взглянув на часы, заторопился и отправил меня в храм, сказав, что скоро подойдет и сам. Вместе с молодыми монастырскими иеромонахами мы, уже облачившись, ждали акафист в древнем пещерном алтаре Успенского собора.

Вдруг к нам подошел отец Иоанн. Мы расстались с ним полчаса назад, но тут он сразу показался мне каким-то необычным – сосредоточенно-строгим. Не говоря ни слова, батюшка взял меня за руку и подвел в центр алтаря, к престолу. Здесь он сделал три глубоких поклона, с благоговением приложился к Святой Трапезе и велел мне сделать то же. Потом, обратившись ко мне, он произнес:

– А теперь слушай волю Божию…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и иеромонах Тихон (Шевкунов)

Никогда до этого я не слышал от отца Иоанна подобных слов.

– Ты вернешься в Москву и сразу пойдешь к Святейшему Патриарху, – объявил мне отец Иоанн. – Проси у него, чтобы он благословил тебя перейти из Донского в братию Псково-Печерского монастыря. Проси Святейшего, чтобы он благословил создание подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, и ты будешь строить это подворье.

Я не знал, что и сказать!.. С одной стороны, было отчетливо ясно, что вот сейчас, в эту самую минуту, меняется моя жизнь. И в то же время умом я понимал, что сказанное батюшкой осуществить совершенно нереально… Здесь необходимо небольшое пояснение. К тому времени в Русской Церкви было возрождено уже 360 монастырей, и с каждым месяцем их число увеличивалось. Немало из этих провинциальных обителей хотели иметь свои подворья в столице и так донимали Патриарха, что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил, чтобы с подобными просьбами к нему впредь не обращались… Все это я объяснил отцу Иоанну. Но тот даже бровью не повел.

– Ничего не бойся! – сказал он. – Иди к Святейшему и передай то, что я тебе сказал. Святейший все благословит…

Отец Иоанн никогда не бросался великими и страшными словами, такими как “я скажу тебе волю Божию”. Ни раньше, ни потом я таких слов от него не слышал. Поэтому воспринял сказанное мне более чем серьезно и, превозмогая страх, решил исполнить все точно, как сказал старец.

Патриарх Алексий II и архимандрит Тихон (Шевкунов)

Мне вскоре представился удобный случай встретиться с Патриархом, и я с замиранием сердца слово в слово передал Святейшему, что наказал мне батюшка: и о переводе меня в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К моему удивлению, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной».

В дни радостей и испытаний

Владыка Тихон (Шевкунов) вспоминает еще: «Со дня открытия подворья… всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва, благословение, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна (Крестьянкина). Он передал нам множество своих икон, в том числе и любимую – Владимирскую. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка следил буквально за каждым шагом в возрождающейся обители. А после того как отпала тревога по поводу закрытия Печор для паломников, именно отец Иоанн благословил просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь.

«Всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва отца Иоанна (Крестьянкина)»

Братия Сретенской обители почитает батюшку отца Иоанна как старца, благословившего создание нашего монастыря, как своего молитвенника, духовного наставника и благодетеля. Каждый день мы возносим молитвы о упокоении его души. Его проповеди, письма и наставления – настольные книги братии обители, студентов семинарии и многих наших прихожан».
Первая служба
З.М. Чавчавадзе
Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, духовное чадо владыки Тихона, вспоминает: «Когда отец Тихон пришел в Сретенский монастырь, у монастыря не было ничего, даже забора, который бы огораживал храм от проезжей части Большой Лубянской улицы. До него тут обосновалась община так называемых “неообновленцев”, установивших здесь свои правила: в храме не было ни икон, ни подсвечников, а вместо царских врат стояла какая-то двустворчатая “калитка”.

Первую всенощную отец Тихон служил у запертых дверей храма прямо под открытым небом

Патриарх Алексий II благословил отца Тихона отслужить здесь первую службу в канун Сретения Господня. Мы с отцом Тихоном приехали к началу всенощной и обнаружили на двери храма огромный замок. Выяснилось, что бывший настоятель храма отправился служить в соседнюю церковь. На просьбу передать нам ключи от замка он ответил категорическим отказом. Тот февральский вечер выдался на редкость морозным, и, тем не менее, отец Тихон принял решение служить всенощную под открытым небом прямо у закрытых дверей храма. Помню, что при елеопомазании мы прикладывались к его руке, как к куску льда. На следующее утро бывший настоятель все же открыл храм и сказал, чтобы отец Тихон сослужил Литургию вместе с ним. Причащали людей из двух чаш. Бывший настоятель причащал свою паству, а отец Тихон – нашу».

Первая служба в Сретенском монастыре. Худ. С. Ивлева

Начало возрождения монастыря
Монахиня Амвросия (Горбунова) Монахиня Амвросия (Горбунова) вспоминает еще: «В первые годы Сретенский храм был очень запущенный, даже какой-то черный стоял. Мы, помню, лестницу принесли, начали паутину снимать. Все фрески были черными. Когда отец Тихон начал служить, с февраля месяца, к Троице наш храм стал просветляться. Я еще очень хорошо запомнила, когда к нам из Печор привезли много икон. Это и Николай Угодник, и Матерь Божия, потом Троица Святая – они все сейчас на колоннах висят. И привезли еще мученика Корнилия из Печор – такая длинная икона, во весь рост…»
Архитектор-реставратор Алексей Котов свидетельствует: «В целом территория монастыря на тот момент выглядела просто ужасно: в сохранившихся постройках на его исторической территории жили люди, причем квартиры зачастую топились буржуйками – и это в 1994 году! В полуразрушенных домах, в которые и войти-то было страшно, располагалось множество мелких организаций; часть помещений была совершенно обрушена и просто никак не использовалась – из-за аварийного их состояния. На монастырской территории была построена и действовала школа».

Первая Пасха
Н.Н. Шабалина Наталья Николаевна Шабалина, архитектор, прихожанка и сотрудница Сретенского монастыря, духовное чадо владыки Тихона (Шевкунова), рассказывает: «Это была необычайная радость. За два с половиной месяца, которые прошли с момента нашего входа в монастырь, мы уже многое успели сделать. Помогал готовиться к первой Пасхе Псково-Печерский монастырь, потому что своей братии в монастыре почти еще не было. Из Печор привезли старинные хоругви, фонарь, которыми мы пользуемся по сей день, и маленькие царские врата. К Пасхе мы сами повесили колокол.
На службу пришло очень много прихожан. Но все мы поместились в храме, поэтому и куличи святили прямо в соборе. А вот разговлялись на улице. Для прихожан в наших скромных восьмиметровых комнатках мы наготовили салатов и спускали еду вниз. Всех угощали какао. Теперь на Пасху мы раздаем готовые наборы. А какао стало традицией…

Через год после нашей первой Пасхи, в 1995 году, подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. У батюшки много друзей и знакомых, все они пошли к нему на службу, батюшка долго сам исповедовал – лет десять. А потом уже прихожан стало немыслимо, и братия выросла, появилось много отцов – молодых иеромонахов».

Первая Пасха

Первая братия
М. Родионов
О первой братии вспоминает Михаил Родионов, духовное чадо владыки Тихона (Шевкунова): «Первая братия нашего монастыря: иеромонах Феодосий из Почаева, отец Никита – с прихода, отец Анастасий, монах Михаил, инок Алексий – из Печорского монастыря. Братия потом еще приходила. Гоша Трошин – иноком. Из Печор приезжали иеромонахи служить: отец Иоасаф, отец Мефодий, отец Кирилл. Александр Геништа, будущий отец Митрофан († 21.07.1999), наверное, первый, кто пришел работать в наш монастырь в 1993 году. Его, наверное, можно назвать нашим первым насельником – тем, кто был первым пострижен именно в нашем монастыре».

По молитвам старца

Архитектор-реставратор Алексей Котов делится: «8 сентября 1995 года должно было торжественно отмечаться 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву. Но в соборе не было иконостаса, а стены и полы находились в удручающем состоянии, фрески закопченные и облупленные. Перед началом работ по иконостасу наши имена были сообщены архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Он обещал поминать всех нас и молиться об успешном завершении этого дела.

К 1 августа нам собрали леса, и работы закипели. Рабочих для установки иконостаса не было, нам выделили одного опытного мастера, плотника; его звали Владимир. А так собирать свое детище нам приходилось самим. Также отец Тихон выделил нам трех помощников, одним из них был насельник обители иеромонах Симеон; а на поднятии тяжелых элементов нам также помогал иеромонах Владимир, обладавший, как выяснилось, недюжинной физической силой.

Несколько дней перед праздником Владимирской иконы Божией Матери мы буквально дневали и ночевали в монастыре. В середине дня 7 сентября намеченный основной объем работ по иконостасу был закончен – на то время это был один из самых крупных новых иконостасов. Замечательный светлый интерьер собора с редкой двухстолпной системой перекрытия воспринимается с иконостасом как единое целое. Вместе с прекрасным хором это делает службу в храме монастыря исключительной по своему воздействию на человека. Я не раз слышал подтверждение этому».

«Это было грандиозное, невероятное событие!»

Наталья Николаевна Шабалина вспоминает: «В 1995 году батюшка Тихон решил отпраздновать 600-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Был и крестный ход, и дополнительно мы постились. Братии тогда еще мало было. И мы стали думать, разрабатывать план, как нам взять чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи, которая находилась в экспозиции, и нам ее ни за что не хотели давать. И Третьяковка помогала, и Родионов, директор Третьяковской галереи, и искусствоведы… Главный специалист по древнерусской живописи Надежда Геннадьевна Бекенева, человек православный, дала заключение, что можно уникальную икону привезти в наш храм. А потом к нам в монастырь пришел иеромонах Никодим (Бекенев), и оказалось, что это его мама.

Владимирская икона Божией Матери

Для того чтобы привезти к нам в монастырь Владимирскую икону, нужно было, во-первых, организовать ее охрану, во-вторых, сделать для иконы герметичную капсулу со строгим соблюдением температурного режима. Привлекли какой-то завод, они все сделали с электронной сигнализацией, с датчиками электронными. Мы ожидали, что будет много народу, и народу действительно было очень много – по объему организации это было грандиозное мероприятие.

К всенощной привезли и установили чудотворную Владимирскую икону. Вечером шел крестный ход из Кремля, который нес ее список. Шел какой-то невероятный ливень. Такое событие…

В храм привезли Владимирскую икону – к ней с благоговением прикладывались, пели: «Надеющиеся на Тебя да не погибнем»

Батюшка умеет все организовать – он очень талантливый организатор. Он все предусмотрел… Храм был полон – просто битком набит. Люди с благоговением прикладывались к иконе. Пели: “Надеющиеся на Тебя да не погибнем…”

На ночь икону должны были увезти и снова вернуть ее в храм утром. И вот когда икону уже должны были увезти, многие люди, стоящие за воротами, не успели к ней приложиться. И тогда батюшка с кем-то из иеромонахов вышел с маслицем от лампады, которая горела у Владимирской иконы, и пошел по улице вдоль Лубянки и всех помазывал – всю очередь. Он помазывал всех до двух или трех часов ночи. Это было грандиозное, невероятное событие! И с духовной точки зрения, и с точки зрения организации всего этого торжества…

На следующее утро, 8 сентября, Владимирскую снова привезли. Я помню, что были чудеса, необыкновенные исцеления, связанные с иконой. Народ долго не мог забыть этого события».

ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, 1995 год

видеохроника

Путь веры – «хождение по водам»


О. Николаева с супругом протоиереем Владимиром Вигилянским Олеся Николаева, известная поэтесса, прозаик, эссеист, профессор Литературного института имени Горького, свидетельствует: «В жизни Сретенского монастыря за прошедшие годы происходило много событий. Каюсь, ведь сколько раз, когда мне приходилось слышать от отца Тихона о том, что конкретно он собирается совершить к вящей славе Божией, меня охватывало сомнение и планы отца наместника казались мне невыполнимой мечтательностью, благостным прекраснодушием. И каждый раз я была посрамлена, ибо они исполнялись с преизбытком, с превышением задуманного.

Теперь, когда какое-то дело, которое я должна осуществить, представляется мне неподъемным, а то и вовсе невозможным, вспоминаю отца Тихона, для которого сама эта невозможность становилась путем, на который он мужественно вступал и по которому его направлял Господь. Ведь “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18: 27) – это и есть путь веры, “хождение по водам”. Ныне даже издательство Сретенского монастыря – крупнейшее в православном мире. Есть что-то символичное в том, что книга архимандрита Тихона, ныне митрополита Псковского и Порховского, разошлась фантастическим для нынешних интернетовских времен тиражом. Это лишнее доказательство того, что печать изобилия лежит на всем, что выходит из стен Сретенского монастыря».

Наш любимый Сретенский монастырь

Наталья Николаевна Шабалина говорит: «И вот у нас в результате многолетних трудов получились огромная площадь и новый огромный храм. Я хожу и каждый раз думаю: откуда взялась такая огромная площадь?! Возможно ли было все это себе представить в 1993 году, в тот снежный вечер под Сретение, когда в сугробах служили всенощную? Можно ли было себе тогда представить эту прекрасную семинарию, этот чудесный огромный храм, этот цветущий сад и все прочее, чем является сейчас наш любимый Сретенский монастырь?»

Московский Сретенский монастырь

Зачатьевский монастырь

Свою историю Зачатьевский (Алексеевский) монастырь ведет с 1360 года с первой построенной митрополитом Алексеем деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны. Первыми насельницами женской обители стали его родные сестры.

Через двести лет страшный пожар полностью уничтожил все здания, и Алексеевская обитель была перенесена ближе к Кремлю. А оставшаяся на пожарище для восстановления монастыря малая часть сестер дала начало Зачатьевской обители.

В народной молве славится своей помощью в чадородии. Здесь также всегда молились о даровании потомства. Бездетные благочестивые царственные супруги Федор Иоаннович с Ириной Годуновой посещали обитель и вымолили себе дочь. Обитель находится в шаговой доступности от станций метро «Кропоткинская» и «Парк культуры».

Территория монастыря открыта для посещения с 7 утра до 20 часов вечером. Божественная литургия начинается каждый день в 8 часов утра. Вечерняя служба – в 17 часов.

Высоко-Петровский монастырь

Основан этот древний монастырь в селе Высокое, в связи с переносом на московскую землю из Киева кафедры митрополита Петра в XIV столетии. Все строения обители изначально были деревянными. Каменный храм в честь святителя патриарха московского Петра возведен итальянцем Алевизом Фрязиным Новым в 1514 году.

Современный архитектурный комплекс построен на щедрые пожертвования боярина Нарышкина в XVII-XVIII столетии. В храме Боголюбской иконы Богоматери находится усыпальница 18 родственников императора Пера Великого, который активно участвовал в строительстве и укреплении обители, что способствовало ее процветанию.

Большой урон был нанесен монастырю солдатами наполеоновской армии. Но после восстановления обитель стала заметно влиять на жизнь столицы. При ней открывается духовное училище и богатая епархиальная библиотека.

В советские годы монастырь был закрыт, частично перестроен и чуть не уничтожен. Но в 1959 году архитектурный ансамбль становится памятником истории, и начинаются восстановительные работы. В 1992 году монастырю присваивается статус Патриаршего подворья, здесь открывается православный институт, а в 2009 года возрождается монашеская жизнь.

Монастыри Москвы, действующие сегодня, всегда рады паломникам и туристам. И Высоко-Петровская обитель не является исключением. Богослужения здесь проводятся каждый будний день с 8 часов утра, а по воскресеньям с 9 часов. Вечерняя служба начинается в пять часов вечера.

От любой из станций метро: «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная», «Тверская» или «Цветной бульвар» монастырь находится в 10 минутах ходьбы, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком.

Марфо-Мариинская обитель

Основана обитель в 1909 году, ныне прославленной святой мученицей княгиней Елизаветой Романовой, после ужасного убийства ее мужа, Великого князя Сергия. На собственные деньги Елизавета Федоровна приобрела для устроения обители двухэтажную усадьбу, окруженную большим садом. Здесь была открыта больница и домовая церковь в честь праведных евангельских сестер Марии и Марфы.

Марфо-Мариинский монастырь (обитель) в Москве — это целая организация которая помогает людям в беде, имеет свою школу и дом для детей сирот

В обитель принимали только вдов и девиц православного вероисповедания для оказания бесплатной медицинской помощи всем нуждающимся и обездоленным. Но обитель милосердия не была обычным монастырем. По истечении времени сестры могли уйти из нее и создать семью.

Марфо-Мариинская обитель продолжала вести активную работу и при советской власти, после ареста и гибели Великой княгини. Закрыли ее только в 1926 году. Сегодняшняя обитель является действующим женским монастырем, сохраняющим особый уклад своей основательницы, продолжая дела милосердия великой Святой княгини Елизаветы.

Для паломников проводятся ежедневные экскурсии в 11 и в 15 часов. Работает музей. Церковные богослужения совершаются утром в 8 часов, и в 18 часов вечером. От станций метро «Третьяковская» и «Полянка» легко дойти пешком.

Женские монастыри в Москве

Роль женских обителей в православном мире не менее значительна, чем мужских. Их, конечно, меньше, однако все они впечатляют своей красотой.

Алексеевский женский монастырь

Основана пустынь была в 1358 г. и трижды меняла свое расположение. Сегодня она находится в Красном Селе, куда ее перевезли менее двух веков назад. Здесь она начала активно расширяться, параллельно открыв больницу и педагогическое училище.

Сегодня монастырский комплекс включает четыре церкви, жилые корпуса для насельниц, вспомогательные помещения. При лавре также функционирует общеобразовательная школа, где преподают старославянский язык и обучают вокалу. Адрес Алексеевской обители: 2-й Красносельский переулок, д. 5, станция метро «Красносельская».


Алексеевский женский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Основательницей пустыни считается княгиня Мария Серпуховская, которая заложила ее в 1386 г. Изначально монахинями принимали только вдов или близких родственниц погибших при Куликовской битве. Знаменитый храм Рождества Богородицы был возведен в 1505 г.

До прихода советской власти лавра вела активную духовную и социальную деятельность. При ней был открыт сиротский приют, а также функционировала воскресная школа. Сегодня реставрационные работы полностью завершены. Добраться сюда можно на метро (станция «Трубная») или машиной (улица Рождественская, 20).


Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Зачатьевская ставропигиальная женская обитель

Основана пустынь была в 1360 г., когда митрополит Алексий заложил деревянный храм во имя Зачатия прав. Анною Богородицы. Однако просуществовала обитель недолго – спустя два века ее уничтожил пожар. Сестры, оставшиеся без крова, вскоре основали Зачатьевскую лавру, которую сегодня может посетить любой желающий.

Среди верующих монастырь славится тем, что посетившие его вскоре становятся родителями. По приданию, помолившись здешним святыням, чета Годуновых родила долгожданную дочь.

Найти обитель можно по адресу: переулок Зачатьевский, 2 (станция метро «Кропоткинская»).

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Пустынь датируется XV столетием и была заложена в честь рождения будущего царя Ивана IV, крещенного по имени святого Иоанна Предтечи. Пока знаменитая династия была при власти, монастырь расширялся и процветал. Сюда же высылали государственных преступников. Так, знаменитой «узницей» обители является известная княжна Тараканова.

После революции лавру закрыли, а насельниц выгнали. Возрождение ее началось только в конце ХХ столетия, когда она была передана РПЦ. Сегодня полюбоваться святыней можно по адресу: Малый Ивановский переулок, 2 (метро «Китай-город»).

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Самый «молодой» монастырь, датируемый 1909 годом. Основательницей его была княгиня Елизавета Романова, которая за свои средства купила небольшую усадьбу. Позже здесь построили лазарет и домовую церковь. Основным направлением деятельности лавры была безвозмездная медицинская помощь неимущим.

Обитель функционировала вплоть до 1926 г. Сегодня у нее сохранился былой устав, а насельницы, как и прежде, могут легко уйти обратно в мир. Добраться до святыни можно на метро, доехав до станции «Третьяковская» (адрес: Большая Ордынка, 34).

Марфо-Мариинская обитель милосердия Иоанно-Предтеченский женский монастырь


Зачатьевская ставропигиальная женская обитель

Покровский женский монастырь

Изначально это была мужская пустынь, основанная царем Михаилом Федоровичем в память об отце, умершем на Покрова. Тот монастырский комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался в первые годы XIX века. Перепрофилировалась лавра уже к концу ХХ столетия, когда пал советский режим.

Май 1998 г. ознаменовался тем, что сюда привезли святые останки Матроны Московской, а в 2005 г. была открыта купель. Располагается обитель по адресу: улица Таганская, дом 58 (станция метро «Крестьянская застава»).


Покровский женский монастырь

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Данная пустынь датируется 1524 г. и была заложена царем Василием III в честь взятия Смоленска. Монастырский комплекс, возводимый по канонам московского барокко, окончательно сформировался к началу XVII века.

Сегодня обитель известна своим Новодевичьим кладбищем, где похоронены знаменитые личности, а также шикарным озером и парком. Добраться до святыни можно на метро, выйдя на станции «Спортивная».

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

История русских православных монастырей полна печальных дат. Многие из обителей пали, однако те, что выстояли, являются достоянием нашей родины. Надеемся, что благодаря нашей статье вы сможете легко найти заинтересовавшую вас святыню.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Андреевский монастырь

Святой мученик Андрей Стратилат дал название мужской обители, которая раньше называлась Преображенской пустошью в Пленницах. Историки спорят о точном годе основания монастыря, первые упоминания о нем встречаются в XVI веке, когда он уже называется Андреевским.

Первый каменный надвратный храм, украшенный изразцами, воздвигли в 1675 году. До наших дней дошел практически без изменений, за исключением некоторых элементов убранства.

Рассвет монастыря пришелся на XVII столетие, благодаря щедрым пожертвованиям местных бояр и жителей. В XVIII веке его несколько раз закрывали, поочередно организовывая в его стенах приют для детей-сирот, работный дом, богадельню. На территории бывшего монастыря устраивается некрополь, практически уничтоженный в XX веке.

Сегодня монастырь находится в ведении Московской патриархии. Здесь располагается Синодальная библиотека и школа.

Богослужения проводятся ежедневно:

  • На неделе литургия служится с 7-30, после братского молебна и полунощницы.
  • В воскресные и праздничные дни божественная литургия начинается в 8 часов утра.
  • Вечернее богослужение каждый день проходит с 17 часов.

Добраться можно пешком от станции метро «Воробьевы горы» или «Ленинский проспект».

Николаевский Арзамасский женский монастырь

В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца.

Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне.

До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили со всей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.

Покровский монастырь

Основал изначально мужской монастырь царь Михаил Федорович в память о скончавшемся в день Покрова отце – Патриархе Филарете. Современный архитектурный комплекс окончательно сложился в начале XIX столетия.

В постсоветское время произошло возобновление обители, но уже в качестве женского Покровского монастыря. А в мае 1998 года сюда привезены мощи блаженной Матроны, к которым с тех пор не оскудевает поток паломников со всей страны.

В 2005 году Патриархом Алексием II освящен воссозданный источник, где сегодня любой посетитель может умыться и попить святой воды. Монастырь Москвы действующий открывается для посещения в 7 часов утра, а в воскресные дни на час раньше. Закрываются ворота Покровской обители вечером в 20 часов.

Чтобы попасть в обитель, надо доехать на метро:

  • станция «Марксистская», на улицу Таганская, а там любым транспортом до Большой Андроньевской;
  • «Крестьянская застава» или «Пролетарская».

Церковные службы совершаются каждый день в 7-30 утра и в 16-45. В воскресенье служится две литургии: в 6-15 ранняя, и в 9 часов поздняя.

Николаевский Клобуков женский монастырь

Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века.

Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня.

Сегодня в этой женской обители России хранятся такие святыни как мощи и рамка
святой Анны Кашинской, копия иконыАндрея Рублева Одигитрия, мощи Макария Калязинского и более 200 других святых, а также старинные иконы разных лет.

Заиконоспасский монастырь

В 1600 году царь Борис Годуновым воздвиг храм Всемилостивейшего Спаса на соседней улице с рядами церковных лавок, где меняли иконы, что и послужило его названию «Спасский собор за иконным рядом». Скромная деревянная обитель преобразилась на щедрые пожертвования воеводы Волконского.

В 1661 году освящен большой каменный собор. Монастырь стал учительским, а чуть позже здесь открывается греко-латинская академия, просуществовавшая до перевода в Троице-Сергиеву лавру, где существует до сих пор как известная Московская духовная академия.

Заиконоспасский монастырь проводит ежедневные богослужения в 7-30 и в 17 часов. Также проходят образовательные экскурсии по монастырю и достопримечательностям исторического центра города.

До обители нетрудно дойти от станции метро «Театральная» или «Площадь Революции».

Богородице-Рождественский монастырь

Обитель своим основанием в 1386 году обязана княгине Марие Серпуховской, в иночестве Марфа. Первыми ее насельницами стали вдовы, матери и сестры павших воинов Куликовского сражения. Сергий Радонежский был первым духовником обители. Здесь подвизалась преподобная София Суздальская, святая новомученица Татиана Бесфамильная.

До революции обитель процветала. Здесь был открыт приют для сирот, приходская школа. Красивейший Рождественский собор был построен в 1505 году, и до сих пор является украшением столицы.

Ближайшие станции метро:

  • «Кузнецкий мост»;
  • «Цветной бульвар»;
  • «Чистые пруды»;
  • «Трубная».

Церковные службы проходят в 7 и 17 часов.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Возникновение этой древнейшей женской обители XV века связывают с появлением на свет царского наследника, будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Здесь также содержались под стражей государственные преступники и пребывали в заточении царственные особы: помещица «Салтычиха», княжна Тараканова. Располагается обитель в самом центре столицы, в нескольких минутах ходьбы от станции «Китай-город».

Богослужения проходят каждый день: вечерние ежедневно совершаются с 17 часов, божественная литургия служится по будням с 7-30, по воскресеньям и праздничным дням начинаются на час позже.

Алексеевский монастырь

Из действующих монастырей Москвы Алексеевская женская обитель самая древняя. Монастырю три раза пришлось поменять месторасположение с момента своего основания в 1358 году. Его и называют стародевичьим, хотя в настоящем месте, в Красном Селе, она находится меньше двухсот лет.

При последнем переезде в 1837 году все святыни Старо-Алексеевского монастыря очень торжественно пронесли крестным ходом по всему городу при необыкновенном скоплении народа.

На новом месте обитель разрослась и быстро отстроилась: появились четыре храма, новые келейные корпуса и трапезная, богадельня и больница. При монастыре открыли педагогическое училище для девочек Сербии и Болгарии. Сегодня при монастыре открыта общеобразовательная частная школа с изучением древнеславянского языка и церковного хорового пения.

С 2012 года при обители действует музей.

Ежедневные богослужения проходят в храме Всех Святых два раза в день: в 7 и 18 часов на неделе, по воскресным дням в 9 и 17 часов.

Вход с улицы Гаврикова — от Третьего транспортного кольца. Легко дойти пешком от станции метро «Красносельская». Все действующие монастыри Москвы активно посещаются паломниками и иностранными туристами. Большинство древнейших обителей включены в экскурсионные маршруты изучения культурного и исторического наследия Древней Руси.

Оформление статьи: Мила Фридан

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]