Как правильно причаститься и исповедаться в церкви

Подготовка ко причастию заключается в подготовке телесной, духовной и молитвенной:

Краткая схема подготовки: пост от трех до семи дней – накануне вечером посещение службы в храме – дома молитвы – утром на исповедь – и в конце службы причастие.

Поститься от 3 до 7 дней (судите по своему состоянию: кто-то сможет только три дня, а кто-то все семь). Обычно 7 дней постятся те, кто редко причащается и пропускает посты. 3 дня постятся те, кто причащается регулярно. Под постом подразумевается пост телесный и духовный. Это означает: не есть пищу животного происхождения, не участвовать в пьянках и торжествах, проводить дни более спокойно, без суеты, почаще политься, не иметь отношений с мужем или женой, не курить, больше думать о грехах и Боге. В момент причастия быть в женской чистоте.

Что нельзя делать в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Прежде всего, мы должны настроиться на то, что наш пост должен быть и духовным, и телесным. Что касается телесного поста, мы должны соблюсти меру, которую нам определили отцы, и три дня хранить воздержание. Предполагается, что это пищевое воздержание, отказ от молочной и мясной пищи, и супружеский пост, то есть отказ от близости между мужем и женой.

Мы выделили продукты (мясо, молоко), употребления которых хорошо бы избежать в период подготовки к Причастию. Но нужно постараться не вкушать пищу, которая тяжела для организма, а значит, существенно влияет на молитву.

Такой отказ — это стресс для организма. Но он необходим. Потому что воздержание и молитва перед Причастием — это та малая жертва, которую мы можем принести Богу. Вот поэтому, могу сказать четко и определенно, каноны Церкви надо постараться соблюсти. Иначе мы окажемся в таком состоянии: вроде бы говорим о любви к Богу, а на самом деле сами себя обманываем и на деле никак ее не проявляем.

Конечно, у человека могут быть какие-то особые обстоятельства. В таком случае, нужно поговорить со священником и объяснить, почему пост перед Причастием соблюдается не со всей строгостью. Бывает, что человек находится в болезни, женщина в период беременности или кормящая мать не может сама по себе понести в полноте пост — ей полагается послабление.

Постясь перед Причастием, нужно исходить из того, что прежде всего мы приходим к Богу, на Его трапезу, которую Господь устраивает для нас по Своей любви. Поэтому с одной стороны, нужно следовать строгости канонов, а с другой стороны, не терять здравого понимания, что для каждого человека и для каждого случая должен быть индивидуальный подход. У кого-то есть немощи, у кого-то проблемы со здоровьем — у всех разное.

Самое главное, чтобы не было лености души. Это как раз то, что нельзя делать в пост перед Причастием — допускать нерадивость, небрежение, равнодушие.

Вечером перед причастием

Подготовка к исповеди происходит накануне вечером после службы. Важно сосредоточиться, вспомнить, осознать и выписать все свои грехи на листок бумаги. Если с пониманием грехов возникнут сложности, можно почитать соответствующую литературу или ознакомиться с основными грехами и их определениями на нашем сайте. Вспомнить нужно не только те грехи, которые Вы совершаете каждый день, но и те, которые совершали ранее и еще не исповедовали, этим может быть, например, тот факт, что в школе Вы дразнили или обижали кого-то или воровали и так далее.

Пост перед Причастием во время поста

Протоиерей Алексий Миндров:

Я думаю, если у нас есть понятие поста как сугубой подготовки, то можно его усилить в тот период. Но усилить чем? От молочной и мясной пищи мы и так отказываемся в это время, а если это Успенский или Великий пост, то отказываемся и от рыбы. Если человек видит, что для него в этом сложности нет, то надо посмотреть, а в чем конкретно для него сложность? Бывает так, что человек от пищи-то может отказаться, а вот от каких-то пристрастий — от алкоголя, от курения, от другой мешающей привычки — нет. У него вот этот момент самый сложный. Значит, на него и нужно обратить внимание.

Тут ведь вот какой вопрос: в чем наша мера? Это продукт или действительно воздержание? Акцент должен быть на воздержании.

Знаю, что в Греции и на Афоне первые три дня Великого поста люди воздерживаются от пищи вовсе. Такой пост — это особое состояние. Если взять благословение у духовника, то многим опыт строгого воздержания вполне по силам, я сам пробовал еще в юности и стараюсь придерживаться. Но делать это надо только с благословения. И трезво оценивая свои силы: так как одно дело — монах, живущий в определенном жизненном ритме, другое — многодетная мать или, например, мужчина, активно работающий большую часть суток.

Почему делаю такой акцент на благословении? Потому что самоуправство до добра не доводит. Или гордыня возрастает, или самочувствие физическое становится плохое, а в результате начинается ропот, недовольство — и наша духовная жизнь расстраивается. Потому что человек — сосуд, вмещающий в себя и душу, и тело.

То есть, если есть возможность, желательно заручиться благословением духовника и положить поклон перед Богом как начало подвига. Потому что если мы говорим о том, что пост — это не диета, а духовный путь, то нужна помощь Божья. А с Богом проблемы телесные отходят на второй план.

Перед сном

За полтора часа до привычного ритма отхода ко сну открываем молитвослов (это книга со сборником молитв) и начинаем читать, но не просто читать, а молиться, пытаясь вникнуть в смысл читаемого и произносимого – конечно, сначала может быть тяжело, я Вас прекрасно понимаю. Хорошо, если священник Вам заранее показал, как и в каком ритме читается молитва, а в каком – канон. Когда христианин понимает эти нюансы, ему молиться будет не так тяжело и тоскливо. А позже, когда текст и метод чтения будут известны, каноны будут просто пролетать с великой душевной радостью.

ПОДГОТОВКА К ПРИЧАСТИЮ — ПРОЩЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЛИ

Exif_JPEG_420

Раньше люди причащались без подготовки. Потом правило росло-росло и сейчас оно такое большое, что превратилось в стену между Христом и верующими. Стену между Богом и беременными, родившими, многодетными, слабыми, больными, новоначальными и школьниками.

Дьявол уловил в этот капкан кучу народа, которые теперь думают, что Причастие это только награда праведника, который «всё вычитал». И не знают, что,прежде всего, это спасение для грешника. Люди думают, что нужно обязательно поститься три дня, прочитать три канона, Последование, утренние и вечерние молитвы, ещё со всеми помириться, быть на вечерней службе, исповедаться, прийти натощак, иначе причаститься нельзя! Так думал и я, пока не стал священником.

Есть ли каноны?

Каноны и правила Православной Церкви требуют причащения натощак (если человек не при смерти) и воздержания от брачного ложа накануне. На пост, молитвы и исповедь перед Причастием каноны не указывают. Это благочестивая традиция. Она помогает человеку настроиться.

Пост перед причастием

Три дня поста это для тех, кто давно не причащался. Если вы причащаетесь раз в неделю / в месяц, достаточно поста в среду и пятницу. Да, в субботу не нужно поститься. Священники не постятся. Да и мирян за это раньше отлучали от Церкви, читайте 64 апостольское правило: Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен. . К слову, правила апостолов (8-е и 9-е) требуют отлучать от Церкви и тех, кто был на Литургии и не причастился, и тех, кто не причащался 3 недели.

Последование ко Святому Причащению

Состоит оно из двух частей: I. Канон ко причащению. II. Молитвы перед причащением. Молитвы эти начали появляться в 4-6 веках. Во времена Иоанна Златоуста их читали, стоя в длинной очереди к Чаше. В 11-12 вв. Последование вошло в практику в монастырях. А в 14 веке и среди мирян.

Чтение канона занимает 15 минут, молитв ещё 20. Взрослого, здорового человека без этого канона я не допускаю. Потому что не найти 15 минут на молитву, на мой взгляд, крайнее неуважение к Тайнам Христовым. А вот со школьника уже не требую. Здесь родители должны встать с ребёнком дома и сказать: «Помолись с нами перед Причастием немного». Это на их совести. Заметил, что дети сами молиться ещё стесняются.

Три канона

Три канона, Покаянный, Богородице и Ангелу-хранителю, вошли в правило ещё позже. Читал где-то у прав. Иоанна Кронштадтского совет священникам: «Не запрещайте прихожанам читать три канона, потому что это хорошая благочестивая народная традиция». (Привожу по памяти, кто найдёт, скиньте ссылку).

В 1990-е годы это стало нормой и теперь священники это требуют. Но некоторые считают (в их числе и я), что делать чтение этих канонов и акафистов обязательным условием для причастия, неверно. Но читать их очень советую! Чтобы легче было, распределите их на неделю. Можно заменять акафистами, другими канонами. Духовная жизнь человека должна быть интересной и разнообразной. Иногда прошу не читать эти каноны тех, кто причащается впервые и может их не осилить.

Исповедь

В Православной Греции редкому священнику разрешено исповедовать. Поэтому там исповедь и причастие никак не связаны и это норма. У нас без исповеди к Чаше не пускают. И это хорошо! Так, человек с улицы, зашедший поставить свечку, не согрешит. Но если Вы причащаетесь как надо, каждое воскресенье, не нужно копаться в себе, ища грехи. Совесть не обличает — просто благословитесь на Причастие у знакомого батюшки.

Хорошие священники

Всё чаще слышу призывы священников причащаться часто! А вот слова известного блогера, потомственного священника Павла Островского: «Когда я общаюсь с новоначальными, говорю им следующее: «Если вы со всеми в мире, если вы верите в Господа Иисуса Христа, если молитесь на богослужении в церкви, если по силам молитесь и поститесь дома, то приходите натощак и причащайтесь.» А если есть маленький ребёнок, то на богослужение можно приходить ближе к Причастию (за 15-20 минут до начала), и вместе с ребёнком причащаться» Какие трезвые и смелые слова!

Вы должны понимать, что священники разные бывают. Поговорите с батюшкой на исповеди, определите с ним частоту причащения и размер правила. Если не нашли понимания, поищите другого священника. Как говорится, «каждый выбирает для себя… «

Выводы

В Причащении Тела и Крови Христовых весь смысл духовной жизни. Если Вы верный христианин, поститесь в среду и пятницу, то, прочитав Последование перед причащением и очистив совесть на исповеди, Вы можете натощак приступать к Чаше. Если Вы беременная или кормящая, поститься нельзя. Если Вы можете прийти только на Литургию с ребёнком — найдите священника, который будет Вас причащать вместе с младенцем. Если Вы при смерти, ни один священник не потребует с вас никакой подготовки, приедет и причастит. Если здоровы, старайтесь читать в течение недели каноны и акафисты.

Желаю всем непрестанного и всегда достойного причащения Святых Христовых Тайн!

Иерей Владимир Панарин

После причащения обязательно читаем благодарственные молитвы

После причащения с радостью и искренней благодарностью Богу читаем молитвы «Благодарственные по Святому Причащению». Не плюем и не кушаем семечки или фисташки ближайшие 2 часа, чтобы случайно не выплюнуть частичку вкушенных даров. День стараемся провести без суеты, ругательств, дабы сохранить в себе освящающую силу Божественной Благодати.

P.S. Не рекомендую новичкам впервые готовиться ко Причастию в большие Церковные праздники, так как Вам нужно уделить много времени. Поэтому приходите, пожалуйста, мои дорогие, в будни или обычные дни, когда народу не так много.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

Протоиерей Андрей Ефанов:

Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких пять в году — десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.

Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Причастие детей до 7 лет: правила, можно ли есть, как происходит

Если родители первый раз хотят причастить своего ребенка, крещеного в православной церкви, они должны проконсультироваться с духовником (священником). Подготовка ребенка к таинству имеет свои особенности и должна учитывать возраст, степень воцерковленности, здоровье. На ребенке обязательно должен быть крестик.

Детям до 3-х лет перед приобщением поститься необязательно. Начиная с 3-летнего возраста по традиции детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья в день святого причастия. Обычно, малыши легко привыкают к этому. К 7-ми годам ребенок уже должен привыкнуть соблюдать евхаристический пост (полное воздержание в день приобщения, начиная с полуночи).

Сначала подходят к Чаше дети, потом — взрослые. Грудных младенцев кладут на правую руку лежа, чтобы батюшке было сподручнее кормить правой рукой. Малышей после года сажают на правую руку. Малыши после 3-х лет складывают ручки на груди крестообразно, правая поверх левой (это символ кротости, как ягнята). Когда батюшка говорит «Причащается раб божий», ребенок должен назвать свое имя в крещении (или родитель за него называет).

Надо приучать ребенка подходить к Чаше с благоговением (страхом Божиим), не разговаривать и не крутиться по сторонам. За неблагоговение Господь может наказать ребенка. В нашем храме был такой случай: три девочки лет 11 стояли перед Чашей, ожидая своей очереди, и болтали, смеялись и крутились возле подсвечника; и у одной девочки загорелись волосы (у нее был пышный хвост сзади). Хорошо, что учительница подбежала и потушила.

Приобщившись, ребенок должен поцеловать край чаши (как прободенное ребро Спасителя), а на головку грудничка батюшка сам прикладывает Чашу. Главное, не креститься, не делать резких движений, чтобы не толкнуть Чашу. Частичку таинства ребенок должен проглотить и подойти к столу, где дают водичку для запивания и кусочек просфорки.

Если вещество таинства случайно попадет на одежду, или если ребенок срыгнул причастие, то надо обязательно сказать об этом батюшке и сделать так, как он скажет. Обычно этот кусок одежды вырезают и сжигают.

Грудных младенцев можно приносить на службу непосредственно к причастию. Мамам, которые сами готовились к таинству, батюшки обычно благословляют приобщаться вместе с детьми, хотя на службе они не стояли.

К молитве на Литургии ребенка надо приучать постепенно, сколько он сможет выстоять, чтобы и его не утомить, и молящимся в храме не доставлять беспокойства. Лучше выйти во двор и там погулять до начала Святой Трапезы.

Приобщая своих детей, родители и сами должны стараться приступать к Святым Таинам, показывая этим пример своим чадам. Семья — это малая церковь, где люди вместе идут к Богу и приобщаются от одной Чаши.

Можно ли курить в пост перед Причастием?

Протоиерей Алексий Миндров:

Я знаю курильщиков, которые настолько сильно привыкли, что им очень бывает сложно отказаться от сигареты. Неоднократно встречался с людьми, которые просто в немощи пребывают, и для них Причастие откладывается на долгие годы, потому что понимают: три дня без сигареты они не выдержат. Думаю, в таком случае, минимальный срок — это ночь перед Причастием. Нужно хотя бы положить себе за правило с 12 часов ночи перед Причастием не курить, и хотя бы это соблюдать.

Священник Владимир Русин:

Если у меня просят благословения покурить, то я, конечно, не могу благословить курить вообще. Зато я знаю примеры, когда люди начинали регулярно причащаться и вдруг замечали, что перестали курить. Обнаруживали неожиданно, что эту потребность Господь у них убрал.

Мне трудно на эту тему рассуждать, потому я не имею личного опыта борьбы с этой страстью. С самого начала Господь дал мне аллергию на табачный дым, и, чтобы меня вывести из себя, достаточно просто подымить где-то рядышком. Еще в студенческие годы в общежитии я курильщиков выгонял из комнаты. Но по рассказам тех, кто боролся с этой своей страстью, знаю, что, когда они начинали жить напряженной духовной жизнью и регулярно причащаться, эта привычка реально вытеснялась.

У нас, в Русской Православной Церкви, в отличие от греков, этот недуг не пустил так глубоко корни среди духовенства и монашества, поэтому сохраняется пример чистоты. Курение трудно объяснить какой-то естественной потребностью — оно ведь не нужно человеку. Ингаляция бывает нужна. А вот эти дымящиеся палочки — зачем? Поэтому можно от этого пристрастия избавиться. Но для этого нужно не просто постоянно каяться, но и иметь решимость бросить курить. Примеров, когда человек справляется, достаточно. По словам бывших курильщиков, им часто помогали не таблетки, не пластыри, а именно подготовка к Причастию.

Видео о том, как проходит причастие в церкви:

Посмотрите видео о причастии. Из него узнаете, что такое таинство Евхаристии, увидите, как оно проходит в церкви.

Целью и смыслом нашего земного бытия является ликвидация последствий первородного греха — тленности и смертности. С помощью веры в нашего Спасителя и принятия Его Плоти и Крови мы восстанавливаем в себе первозданного человека, преобразуемся и уподобляемся Христу Богу. «Бренный причащаюся и нетленный сотворяюся» (из последования к святому таинству).

Евхаристия может быть не только «лекарством жизни» и «лекарством бессмертия» для христиан, но и «ядом» для недостойно причащающихся.

Что можно, что нельзя делать после причастия

Сразу после причастия нужно поцеловать ребро Чаши со Святыми Дарами; креститься нельзя, чтобы не толкнуть Чашу, и к иконам прикладываться нельзя. А надо подойти к столу, где служители подают приобщившимся теплоту (вино с водой или теплую воду), чтобы прополоскать уста и проглотить эту теплоту, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно целовать крест и прикладываться к иконам.

Нужно прослушать благодарственные молитвы после причастия и горячо поблагодарить Господа за Его Дар. Если в храме эти молитвы не читают, то прочитать их дома. В день принятия святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты. Читать духовную литературу. Постараться как можно дольше сохранить в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.

Св. Иоанн Кронштадский говорил: Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати.

Св. Никодим Святогорец советует после приобщения и благодарения побеседовать с Господом со смирением: «Господи, ты видишь мою немощь и видишь, как легко я впадаю в грех и не могу побороть страсть; помоги мне ее побороть или сам вместо меня порази моего врага».

Супружеский пост перед Причастием

Священник Дмитрий Березин:

Супружеский пост перед Причастием — это тоже форма воздержания, целью которой является главенство души над телом. При подготовке к таинству мы стараемся отмести всё, что мешает сосредоточиться на духовном.

Поскольку этот вопрос касается обоих супругов, тут лучше посоветоваться с духовником, как поступать. Ведь бывает так, что верующим является только один из супругов, а второй может относиться к подобным ограничениям очень негативно, и вместо мира в семье будут ссоры. Но это и не означает, что всегда в таких ситуациях нужно потакать и находить себе оправдания.

Священник Владимир Русин:

Я думаю, что если оба — и муж, и жена — верующие, то с соблюдением супружеского поста проблем нет. В христианской семье можно соблюдать все посты по обоюдному согласию.

А вот если кто-то из супругов не придерживается постов, то нужно с духовником этот интимный вопрос обсудить, спросить его совета. В такой ситуации для одной из сторон могут быть какие-то послабления. Но хотя бы однодневный пост, думаю, должен быть, и он посилен.

Если муж и жена любят друг друга, они этот вопрос выяснят. Главное быть открытыми друг другу. Сказать: «Я готовлюсь причащаться». — «Ну, хорошо, готовься. А я пойду другими делами займусь пока какими-то. Ты читай молитвы, а я на ночную рыбалку поеду», например.

Главное, чтобы на самом деле на рыбалку, а не куда-то в другое место. Потому что если есть риск, что семья может распасться и эта тема может стать камнем преткновения, то, конечно, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что супружеский пост соблюдается только по обоюдному согласию.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5).

Пост перед Причастием кормящим

Священник Дмитрий Березин:

Беременным и кормящим ограничения в пище ослабляются, поэтому пост не нужен. Но если женщина себя нормально чувствует, будет правильным ограничить себя накануне Причастия, например, в мясе, еще в чем-то.

Согласно каноническим правилам, женщина, родившая недавно, может не воздерживаться от скоромной пищи даже в Великий пост. Правило святителя Тимофея Александрийского гласит: «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она приимати пищу и питие, как хощет и понести может».

Во-первых, недавно родившей женщине и так приходится соблюдать ряд ограничений. А во-вторых, ей необходимо восстанавливать организм и иметь достаточно сил и энергии, чтобы справляться со своими материнскими обязанностями.

Думаю, каждая верующая женщина сама видит, есть ли у нее и какая возможность держать в том или ином виде пищевой пост перед Причастием. Но самое главное, что нужно помнить, что пост — это не только про еду.

Священник Владимир Русин:

Для тех, кто не имеет возможности поститься перед Причастием в полной мере — для болящих, беременных, кормящих — основным в этот период подготовки становится усиленное внимание к тому, что происходит в душе, к своим мелким незаметным грехам. Как раз когда изменяется состояние организма, человек может заметить за собой, что стал раздражительным, или стал лениться, или стал использовать свое исключительное положение, даже где-то злоупотреблять, требовать к себе особого отношения. Вот тут могут проявиться и эгоизм, и гордыня. Человек, сконцентрировавшись на своем, перестает замечать, что рядом кто-то болеет, что не только ему сложно сейчас, но и другим, и что вокруг много людей, которым действительно тяжело.

Всегда поражают такие примеры, когда, например, человек тяжко болен, а при этом еще и с волонтерами куда-то подвизается, и трудится в меру сил в храме, и другим всегда старается посильно помочь. И видишь, что Господь таких людей укрепляет. Не только телесно, но, главное, и духовно.

Ведь если посмотреть вокруг, каждый из нас в той или иной мере сейчас болен, немощен, нуждается в особом подходе. Даже из роддома детей выписывают и практически никому не ставят сто процентов по здоровью. Но если мы живы, какая-то часть здоровья и сил у нас есть. А значит, мы можем друг друга тяготы носить, заботиться друг о друге. Кто-то может мне помочь, кому-то — я. И когда мы включены в эту цепь, тогда по ней благодать идет, как электричество, и лампочки горят.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]