Бытует мнение, что церковная свечка символизирует жертву, по доброй воле отданную Господу и его Дому, засвидетельствование своей веры и чистосердечной любви к нему. В пятнадцатом веке один из литургистов засвидетельствовал, что зажженная свечка в святом месте – это не что иное, как подтверждение чистоты человека, который ее поставил.
Об авторе О книге
Воск, который стекает по свече, словно говорит о том, что человек согласен следовать за заповедями Бога, беспрекословно их исполняя. Это символизирует то, что человек раскаивается перед миром в своих деяниях. Свечка – проводник навстречу Божьему сознанию.
Перед тем как зажигать свечки за упокой, следует разобрать в том, как правильно это сделать. Важно понять последовательность действий и кому их разрешается адресовать.
Зачем ставят свечи за упокой
Поставить свечу онлайн на сайте Святцы (Свеча за упокой).
Приношение жертвы Господу – давний обычай. Возник он в результате страха людей разгневать высшие силы – они решили их задабривать, делясь своей добычей. Однако, возник вопрос – «как передать дары силам, которые не имеют физического воплощения?». Вследствие долгих раздумий был найден способ – превращение добычи в дым. В качестве угощения преподносились овощные и фруктовые культуры, животные и даже люди.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Но, когда появился Новый Завет, произошла трансформация понятия жертвы. Верующие в Бога люди обрели новые ценности и ориентиры. Преподношение Высшим Силам стало символическим – это была восковая свечка, которая сохранила эту роль и в нынешнее время. Вместе с этим трансформировалась и цель подношения – теперь при покупке свечи в священном месте эти средства уходили на улучшение дома Господнего. При этом абсолютно не важно, какая цена свечей и сколько их будет. Зажигание свечки перед образами – это символ того, что человек готов стать частью святого места и молитв. Для подкрепления просьбы об упокоении души умершего требуется прочесть молитвенные слова.
Свечка за упокой – это обряд, помогающий передать частичку любви и добрых помыслов умершему человеку. Его душа поймет, что о нем помнят и вспоминают с теплотой.
Проведение поминок
Поминки полагаются на 3, 9, 40 дни. Лучше всего делать их в доме, где жил умерший, пригласив только самых близких людей.
Поминки проводят, следуя определенным правилам:
- необходимо исключить присутствие на столе так называемых «продуктов насилия» (к ним относят прежде всего мясо и рыбу);
- следует отказаться от употребления спиртного, так как это понижает вибрации и живых, и усопшего;
- нужно избегать рыданий и других сильных проявлений скорби (следует помнить, что душа умершего находится рядом и все осознает, а страдания близких причиняют ей большой дискомфорт).
На поминках обязательно должна быть кутья и блины. По традиции первый блин разламывают руками и оставляют на подоконнике для усопшего. Резать пищу для покойного нельзя, поскольку он не сможет вкусить энергетику таких продуктов. Также на подоконник ставят стакан с напитком и фотографию умершего человека.
Кроме кутьи и блинов на столе могут присутствовать каши с маслом, другие постные блюда. Из напитков подаются кисель и узвар.
После поминок фотографию умершего убирают. Повесить ее на стену или поставить на полку можно будет только спустя год.
Как правильно ставиться свеча за упокой после смерти
Прежде чем поставить свечу, подумайте, насколько глубоко вы верите в ее силу. Искренняя вера – одно из главных правил эффективности этого действа. Сама покупка свечей в храме уже свидетельствует о ваших чистых помыслах и реальном осознании результата.
Перед тем, как идти в церковь, необходимо провести подготовку к Исповеди и Причастию – это те обряды, которые обязательно присутствуют в богослужении.
Стоит учесть при этом, что совсем не важно, сколько свечей вы поставите – это не ускорит исполнение желания. Следует понимать, что, устанавливая свечу, вы не совершаете никакого магического ритуала, это добровольное действие. Ни цена свечей, ни их численность не помогут быстрее исполнить ваши надежды и желания. Рекомендуется покупать свечи в церкви – так денежные средства пойдут во благо священному месту.
Богослужение не обходится без свечки. Поджигая ее, необходимо прочесть молитвенные слова. Можно сделать обращение к Богу своими словами, главное условие – искренность.
Символическое значение поминальной свечи
Поминальная свеча – это символ, напоминание Господу об усопшем человеке. Люди приобретают свечи на обряд погребения не только из-за смерти близкого, а как знак того, что человек жил в этом мире. Огонек поминальной свечи – самое лучшее доказательство этого. Известно, что огонь от свечи всегда устремлен вверх. Даже наклоненная свечка своим огоньком тянется кверху. Вот так и благочестивый человек во всех своих мыслях и стремлениях должен тянуться к Богу.
При обряде погребения 4 свечи по бокам гроба символизируют крест, а поминальная свеча в руках родных и близких во время панихиды означает Божественный свет, который получает каждый человек во время крещения.
Куда ставиться свеча за упокой
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Часто возникает вопрос «Куда ставятся свечи за упокой?» – для этого обряда предназначается особенное место в храме. В большинстве случаев оно расположено у входа в зал, по левую сторону от двери. Зачастую это мраморный или металлический столик с ячейками, который именуется кануном. Если специального столика для этого обряда не предполагается, то допустимо установить горящую свечку на любом подсвечнике. Подношение, которое вы принесли с собой, нужно положить в корзинки, которые расположены у кануна.
Далее мы рассмотрим порядок, как правильно поставить свечу за упокой.
Первым делом необходимо прикупить свечку в лавке, которая зачастую расположена у входа в церковь – этим вы сделаете благое дело для процветания и существования святого места. Далее нужно найти икону, на которой изображено Распятие Господне и дважды перекрещиваемся, стоя напротив нее. Зачастую рядом с этим образом размещается мраморный или металлический столик с ячейками (канун).
Далее необходимо поджечь свечку от лампадки ли от уже зажжённых свечей. При этом обращайте внимание на то, чтобы воск не капал на столик или ячейки. Далее закрепляем свечку на пустом подсвечнике в вертикальном положении, и чтобы она не касалась других изделиями. Проверьте, насколько устойчиво она стоит. Если пустых ячеек не наблюдается, тогда положите незажженную свечку рядышком на столике (в последствии ее зажгут служители церкви).
Затем необходимо прочесть молитвенные слова (вслух или про себя) – можно также прочитать текст молитвы, который размещен перед столиком с ячейками. Произносите слова с глубокой верой в них и осознайте, прочувствуйте всей душой то, что говорите. Перекреститесь, поклонитесь. Завершите обряд, отойдя в сторону.
Об авторе О книге
Необходимость молитвы за ушедших близких людей
После смерти душу человека ждут воздушные мытарства и суд Христов. Во время воздушных мытарств на душу будут нападать бесы: они станут напоминать человеку его прошлые грехи и будут пытаться унести его с собой в ад. Помочь человеку во время этих страшных испытаний может усердная молитва близких сразу после его смерти.
Суд Христов, ожидающий душу после смерти, — это так называемый частный суд. А еще всех людей ожидает общий — так называемый Страшный суд, который состоится после второго пришествия Христова. Тот, кто будет оправдан и взят Христом на небо после частного суда, уже не подлежит общему суду. Однако участь того, кто был осужден частным судом, может измениться до Страшного суда по молитвам его родных и всей Церкви.
Поэтому усопшие нуждаются в наших молитвах, и поминовение их в первые же дни — самый важный долг христианина.
В какой день ставят свечи за упокой после смерти
Поставить свечку за упокой умершего допускается в любой из дней года. Вместе с тем, в календаре выделены дни поминовения умерших, когда проводятся специальные службы в священных местах. Как правило, прихожане заказывают панихиду, можно также просто поставить свечу за всех усопших рода. Среди таких дней выделяют:
- Субботу мясопустную – наступает за 2 дня до Масленицы;
- Субботу Троицкую – наступает накануне Троицы;
- Вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
- Радоницу – наступает на второй вторник после Пасхи.
Предписания церкви гласят о том, что зажженную свечу можно поставить в тот день, когда человек отошел в мир инной. Горящая свеча должна стоять не меньше сорока дней – этим вы осветите путь душе умершего. В соответствии с обычаями христиан, свечку необходимо зажечь в той комнате, в которой размещен гроб. Ее нужно погасить вслед за тем, как усопшего будет вынесено из этого помещения. Затем заупокойную свечу зажигают на поминальной трапезе. Непременно следует прочесть молитвенные слова за душу умершего.
Встает вопрос «Сколько свечей необходимо зажигать?». Для освещения пути одной души можно поставить одну или несколько свечек. То же самое возможно и в случае, если вы провожаете несколько усопших.
Если вы не успели на богослужение, сделайте заупокойный ритуал после окончания службы.
Как часто ставят свечи – обуславливаться вашими собственными предпочтениями и пожеланиями, главное, сделать все правильно и поставить свечу в то место, которое было для этого отведено.
Сказания древние и новые
Вечные муки верховного жреца
Однажды великий подвижник св. Макарий Египетский, идя в пустыне, увидел человеческий череп на дороге. «Когда я, — говорит он, — дотронулся до черепа пальмовою палкою, то он что-то сказал мне. Я спросил его:
— Кто ты?
Череп отозвался:
— Я был начальником языческих жрецов.
— Каково вам, язычникам, на том свете? — спросил св. Макарий.
— Мы в огне, — отвечал череп, — пламя охватывает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы начинаем видеть несколько один другого, и это доставляет нам отраду» (Хр. Чт., ч. 2‑ая, 1821 г.).
О монахе, избежавшем посмертного наказания
Св. Григорий Двоеслов рассказывает такой случай. Один брат, бывший в его монастыре, за нарушение обета нестяжания, на страх другим, лишен был по смерти церковного погребения и молитвы в продолжение 30 дней, а потом, из сострадания к его душе, 30 дней приносима была за него бескровная жертва с молитвою. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе я жестоко страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете, ибо сегодня вступил в общение». Таким образом, чрез спасительную бескровную жертву усопший брат избег наказания («Беседы Григория Двоеслова», кн. IV, гл. 55).
О послушнике, жившем в беспечности
Один из богоносных отцев, говорит св. Иоанн Дамаскин, имел ученика, жившего в беспечности. Когда сей ученик в таком нравственном состоянии застигнут был смертью, то человеколюбивый Господь после молитв, принесенных старцем со слезами, показал ему ученика его, объятого пламенем до шеи. Когда же старец его много подвизался и молился о прощении грехов усопшего, то Бог показал ему юношу, стоящего в огне по пояс. Потом, когда благостный муж приложил к трудам своим новые труды, то Бог в видении явил ученика старцу совершенно избавленным от мучений («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26).
История двух болтливых постниц
Во время жизни преподобного Венедикта, рассказывает св. Григорий Двоеслов, были две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, и много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать свой язык и за непослушание угрожал им даже отлучением от Церкви. Но страсть ко лжи так вкоренилась, что и угроза не остановила их. Спустя некоторое время, они умерли. Погребены были сии постницы в церкви. Когда диакон во время литургии возглашал: оглашении изыдите
, они, как отлученные, выходили вон из церкви, что видели некоторые благочестивые из христиан. Когда сообщили об этом преподобному Венедикту, то сей святой муж послал в церковь, где они были погребены, просфору, приказавши вынуть из нее часть за упокой душ их и поминать их. После сего уже никто не видел, чтобы они выходили из церкви, и верные поняли, что молитвы за них умилостивили Бога, и они получили от Него прощение («Беседы Григория Двоеслова», кн. II, гл. 23).
О молодом монахе, тайно навещавшем родителей
В житии преп. Венедикта, приведен еще один случай, свидетельствующий, как много значит для умерших поминовение. Так, в монастыре, где жил преп. Венедикт, был один довольно молодой монах, который, по излишней любви к своим родителям, почти ежедневно тайно оставляя монастырь, уходил без благословения начальника. И вот постигло, наконец, его наказание Божие. Придя, по обыкновению, в дом родительский, он умер скоропостижно. Дали знать об этом в монастырь, и братия похоронила умершего. Но что же? На другой день утром увидели тело покойника выброшенным из гроба. Опять похоронили, и опять на другой день тело оказалось вне гроба. Тогда сказали св. Венедикту, и он велел принести за него бескровную жертву и, положив часть св. Даров на перси умершего, предать земле. Действительно, после этого тело умершего уже не извергалось из гроба, что ясно свидетельствовало о даровании ему милости Божией по молитвам монастырской братии (Житие св. преп. Венедикта, 14 марта).
***
Если молитвенное поминовение усопших приносит отшедшим душам отраду и спасение, то еще более приносит пользы та молитва, которая сопровождается делами милосердия, как-то: милостынею, приношанием в св. храм свеч, елея, ладана и т. под.
Вот несколько примеров, свидетельствующих о благотворности милостыни в память усопших.
О монахе, нарушившем обет нестяжания
В прологе повествуется, что у блаженнаго кир Луки был родной брат, который и по вступлении в монашеский чин мало заботился о душе своей. В состоянии такой беспечности постигла его смерть. Блаженный Лука, скорбя, что брат его не приготовился, как должно к смерти, молил Бога открыть его участь. Однажды видит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после сего видения послал осмотреть келью его. Посланные нашли там деньги и вещи, из чего старец заключил, что душа его брата страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденное старец раздал нищим за упокой души его. После сего, во время молитвы, старцу открылось в видении судилище, на котором Ангелы света спорят с духами злобы о душе усопшего брата. Старец слышит вопль злых духов: «Душа наша, она творила дела наши!» Но Ангелы говорят им, что она избавлена от их власти милостынею, розданною за нее. На это духи злобы возразили: «Разве усопший роздал милостыню? Не этот ли старец?» указывая на блаженного Луку. Подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца, разорялись, и старец, успокоенный видением, перестал скорбеть об участи брата (Пролог, 12 Августа).
О нерадивых сестрах
В житии преподобной игуменьи Афанасии мы находим следующее повествование. Игуменья Афанасия перед смертью своей завещала сестрам своего монастыря кормить нищих в память ее до 40 дней. Между тем сестры приглашали нищих лишь в течение 10 дней, а затем, по нерадению, не исполняли завещания своей бывшей начальницы. И что же? Игуменья Афанасия явилась из загробного мира и укоряла, что сестры преступили ее просьбу, говоря: «Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие они получают от Господа отпущение грехов; а если праведны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» (Чет. Минеи, 12 Апреля).
***
Много есть примеров, из которых видно, что сами усопшие ожидают от живых молитв за себя, являются им во сне или в бодрственном состоянии, уверяя, что они имеют нужду в молитвенном поминовении их, просят о том, показывая это в различных знамениях или образах.
Таинственный банщик
Св. Григорий Двоеслов рассказывает, что некий пресвитер имел обыкновение мыться в теплицах Однажды, пришедши в баню, он застал там какого-то незнакомого ему мужа, который стал ему помогать раздеваться. Незнакомец снял с пресвитера сапоги и взял его одежду на хранение. Когда пресвитер вышел из бани, то он подал ему полотно отереть пот, помог ему одеться и все это делал с великим почтением.
Так повторялось несколько раз, т. е. пресвитер этот, приходя в баню, встречал незнакомого человека, который молча делал ему услужение. Желая выразить ему свою благодарность за его усердие, пресвитер однажды, идя в баню, взял с собою две просфоры, чтобы дать их незнакомцу; и вот, по обыкновению, он здесь встретил его. Затем, когда выходил из бани, просил принять просфоры в знак любви к нему. Незнакомец с плачем сказал ему:
— Отче! для чего ты мне даешь это? Я есть не могу. Я был некогда хозяином этого места, но за грехи мои здесь осужден. Если желаешь сделать для меня что-нибудь, то принеси за меня сей хлеб Всемогущему Богу, и помолись о грехах моих, и знай, когда придешь мыться сюда и не найдешь меня более здесь, то это будет означать, что твоя молитва услышана Богом.
Сказавши это, незнакомец мгновенно стал невидим. Тогда пресвитер понял, что незнакомый человек, доселе являвшийся в баню для услуги ему, был дух. Пресвитер провел по нем целую неделю в слезах и молитве о прощении его грехов, принося каждый день бескровную жертву Чрез неделю он пришел снова в баню и уже более не нашел здесь незнакомца и после никогда не встречал его («Беседы Григория Двоеслова», кн. IV, гл. 55).
История диакона Пасхазия
Был в Римской церкви, повествует Григорий Двоеслов, диакон, по имени Пасхазий, муж примерной жизни, милостивый к нищим и строгий к самому себе. Когда в его время на место умершего папы Римского представлены были избирательному собору два лица — Лаврентий и Симмах и когда последний был единодушно избран и возведен на епископский престол, то Пасхазий, приверженный к Лаврентию, вознегодовал на избрание соборное, почитая оное неправильным, и в сем грехе негодования на пастырей, посвящавших Симмаха, скончался.
Спустя некоторое время после своей кончины, Пасхазий является епископу Герману и говорит ему: «Я нахожусь на месте наказания за то, что, держась Лаврентия, думал против Симмаха; но ты помолись Господу, и если чрез несколько дней я не явлюсь тебе снова, то знай, что молитва твоя услышана».
Благочестивый епископ исполнил просьбу; и так как нового явления не последовало, то он уверился, что его смиренная молитва снискала душе Пасхазия вечное успокоение («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26).
***
Еще несколько примеров из весьма близкого к нам времени.
Видение вечных мучений
Один из афонских подвижников открыл святогорцу, известному отцу Серафиму, следующее: «Причиною моего вступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я увидел двух юношей, вошедших ко мне. Они взяли меня за руки и сказали:
— Следуй за нами!
Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно на постели. Тогда я понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир. В лице юношей я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений; слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое назначено огненное место, прибавили:
— Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то — вот и твое место наказания!
Вслед за тем один из Ангелов восхитил из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы — и вместе с ними исчезла вся его чернота: он стал чист и светел, как Ангел. Потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету.
— Что значит это изменение сего человека?, — решился я спросить Ангелов.
— Это грешная душа, — отвечали Ангелы, — быв отлучена от Бога за свои грехи, должна бы вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души подавали много милостыни, делали частые поминовения за литургиями, отправляли панихиды, и вот ради родительских молитв и молитв св. Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена вечного мучения и теперь предстанет пред лицо своего Господа и будет радоваться со всеми Его святыми.
Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня стояли и плакали, приготовляя тело мое к погребению» («Странник», 1862 г., Май).
Об архиерейском певчем
В 1871 году в моем хоре умер от эпидемической холеры певчий, имея от роду не более 24‑х лет, так сообщал архиепископ Нил. Чрез девять дней после смерти, именно утром 16 июля, он явился мне во сне. После некоторых вопросов, сделанных святителем явившемуся, архиепископ спросили:
— Как ты себя чувствуешь?
— Я тоскую, — отвечал певчий.
— Чем же этому помочь? — спросил архиерей.
— Молитесь за меня: вот доныне не совершаются заупокойные обо мне литургии.
При сих словах душа моя возмутилась, рассказывает преосвященнейший, и я стал пред покойником извиняться, что не заказал сорокоуста, но что непременно сделаю. Последние слова видимо успокоили явившегося из другого мира собеседника» («Душеполезные размышления» (1878–1879 гг.), стр. 131 и 132).
***
Получая отраду и облегчение от молитв живых, покойники являются иногда и благодарят своих молитвенников или же стараются чем-либо в свою очередь, помочь им.
Благодарность отца
В одном селе скоропостижно умер дьячок — старик. У него был сын — чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти целый год. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем, Тебе благословим…», печальный сын, находясь в это само время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне отца своего, который три раза поклонился ему до земли и, при последнем поклоне, сказал: «Благодарю тебя, сын мой» («Странник», 1864, Декабрь).
Просьба скончавшейся родственницы
Возвратясь от заутрени в первый день Пасхи, я, передает А.Е.Б., легла спать, и едва забылась, как услышала у самого своего изголовья, что кто-то горько плачет. Сердце сжалось у меня от жалости: боясь открыть глаза, я робко спросила: «Надя, это ты, моя родная?» — и боялась услышать ответ, ибо мне пришло в голову, что, может быть, сестра моя Надя, давно скончавшаяся, не получив блаженства в вечной жизни, явилась мне для испрошения молитвы, но на мой вопрос нежным, грустным девичьим голосом, дрожащим от рыдания, послышался ответ: «Нет, я не Надя».
— Кто же вы? — спросила я. — Скажите, что вам нужно? Я все сделаю.
Тогда рыдания усилились и плакавшая отвечала:
— Я Варвара П., ради Бога помолитесь обо мне, помяните за литургией.
Я обещалась, и рыдания утихли. Я открыла глаза, в комнате уже было светло и никого не было.
Когда приехал к нам родственники П., я спросила зятя мужа моего, как звали его сестру, скончавшуюся недавно в Москве. Он отвечал: «Варварой Николаевной». Тогда я передала мое видение. Он был поражен рассказом и немедленно озаботился о поминовении сестры своей («Душеполезные размышления» 1882 г., вып. 5).
История утонувшего драгомана
В 1851 году в ноябре наши певчие отправились от нас в Иерусалим, рассказывает святогорец о. Серафим. В драгоманы (переводчик с восточных языков) дан был им монах Н., который немного ранее этого хотел оставить обитель. Бог весть, какова была жизнь его, и особенно в Иерусалиме; только впоследствии было открыто его злоупотребление именем обители: он сделал ложную подпись игумена на листе с казенной монастырской печатью и с этим листом производил сбор в Палестине. Счастливо кончился срок их странствования; протекла Пасха; наши певчие уехали из Яффы на Синай, и Н. в числе русских поклонников сел на корабль, отправлявшийся из Яффы к нам на Афон.
В первую ночь, когда улеглись все по местам на корабле, в ночной темноте, во время качки, Н., одетый в русскую шубу, зачем-то пробрался на переднюю часть корабля и, Бог весть как оборвался и полетел в море… Раза три доносился до корабля умоляющий его голос: «Спасите! Спасите!», но через несколько минут эти слова замерли в отдалении, и самый звук голоса слился с воем ветра и бури. Н. утонул.
Спустя неделю после этого несчастия, именно в конце ноября, один из монашествующей братии С. вдруг был поражен видением. Утопленник Н. входит в его келью и, только что переступил порог, сказал:
— Не пугайся меня, я не привидение, а действительно Н.
Брат С. всмотрелся в лицо покойного и с недоверчивостью спросил:
— Да не бес ли ты?
— Нет, — отвечал явившийся, — я истинно Н.
— А прочитай: «Да воскреснет Бог»
, — сказал ему С. — и перекрестись, тогда поверю, что ты не бес.
— Ты перекрести меня, — заметил на это явившийся, — ты и прочитай Да воскреснет Бог, тогда в убедишься, что я точно Н.
С. перекрестился и начал читать молитву. Когда дошло до слов: Тако да погибнуть беси от лица любящих Бога
, Н. перебил его и прочитал: «
Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся
» и, глубоко вздохнув, задумался. Потом он смиренно начал просить, чтобы помолились о нем.
— Разве ты нуждаешься в наших молитвах? — спросил С.
— Ах, и как еще нуждаюсь! — отвечал он со вздохом и, взявши С. за руку и крепко сжавши, продолжал:
— Помолитесь пожалуйста обо мне.
— Да я и о себе-то не знаю, как молиться, — возразил С., — об этом надо просить духовника.
— И попроси, — сказал явившийся, — попроси и всю братию, чтобы помолились обо мне.
— Да садись же, — сказал ему С.
— Ах нет, мне ведь дано немного времени, и я издалека летел сюда и спешил…
Тут вдруг пришло на мысль С. просить Н. о том, чтобы он примирился с братиею.
Н. задумался, потом вздохнув, с печалью произнес:
— Не то уж теперь время.
Между тем С. заметил, что у покойника пробит череп.
— Это что у тебя? от чего? — спросил он явившегося, указывая на пробитое место.
— А когда принесло меня по волнам к берегу, голова моя разбилась о камень.
Затем еще попросив, чтобы молились о нем, Н. торопливо произнес, что ему уже время возвращаться, и исчез (Соч. Святогорца. — Письмо к друзьям, т. III).
Чудесная икона погибшего офицера
2 июля 1893 года к преосвященному Мартиниану, епископу Таврическому и Симферопольскому явились настоятель Петропавловской церкви о.Димитрий Койко и один из членов местной интеллигенции, человек с высшим образованием, и доложили владыке о нижеследующем.
В ночь под 30‑е июня означенному лицу приснился сон, что к нему подошел какой-то офицер с окровавленной повязкой на голове и просил его передать священнику Петропавловской церкви вопрос: «Почему тот не молится за него, а равно не молится тем угодникам Божиим, мощи которых находятся в пожертвованной им иконе, причем прибавил, что на Илию образу этому исполнится 200 лет».
Видевший этот сон немедленно утром отправился к настоятелю Петропавловской церкви и сообщил ему свое сновидение. На это о. Димитрий заметил, что в церкви нет 200-летней иконы, так как самая церковь существует лишь с 1805 года, а равно нет икон с частицами мощей, но что его удивляет явление офицера во сне, так как в церкви есть икона, которую, как рассказывал ему предместник его, протоиерей Руднев, ныне уже умерший, во время Крымской кампании привез какой-то офицер и оставил в церкви под условием, что если он возвратится из Севастополя, то возьмет обратно икону, если же не возвратится, то жертвует ее в храм. Неизвестный офицер не возвратился, и икона осталась в церкви.
Это совпадение сна об офицере с вышесказанной иконой побудило о. Димитрия Койко осмотреть эту святыню, причем о. Димитрий как лицу, передававшему сон, так впоследствии и владыке засвидетельствовал, что, состоя 14 лет при церкви, он ни разу не открывал того образа. Немедленно послали за дьяконом, и все три лица отправились в церковь для осмотра иконы. Икона представляла кипарисную доску, на которой старинной живописью изображена Пресвятая Троица, а также лики нескольких угодников. В особом углублении помещался серебряный крест. Когда его с большим трудом вынули, то оказалось, что он раздвигается, и в середине его нашли мощи св. Лазаря, св. великомуч. Феодора Стратилата, св. ап. и ев. Луки и св. первомуч. и архид. Стефана. Надписи указывали, что тут были еще и другие частицы, в том числе первомуч. Феклы. Но осматривающих ожидало еще большее удивление: внизу креста чуть заметною славянскою вязью стояла вырезанная надпись, гласящая 7201 г. от сотворения мира, а следовательно — в том году исполнилось иконе 200 лет.
Когда об этом было доложено преосвященному Мартиниану, то владыка сделал распоряжение, чтобы в этой церкви ежедневно были совершаемы заупокойные ектении о воинах, павших на поле брани за Веру, Царя и Отечество («Свет», 1893 г., № 189).
Окованный священник
В одном приходе, по случаю смерти священника, место его занято было другим. Но, к прискорбию прихожан, вновь назначенный иерей через несколько дней после первого богослужения, совершенного им в церкви, отошел в вечность. Назначен был новый священник. По приезде в приход он вступил в должность и в первый же воскресный день отправился в церковь для богослужения. Войдя в алтарь, священник невольно остановил свой взор на одном страшно поразившем его предмете: вблизи престола стоял незнакомый ему священник в полном облачении, скованный по рукам и ногам железными цепями. Не понимая, что это значит, новый священнослужитель, однако, не потерял духа и приступил к совершению божественной литургии.
Лишь только окончена была служба, к новому удивленно служившего обедню, привидение вдруг исчезло. Священнодействующий иерей понял, что виденный им священник есть обитатель загробного мира; но что означало необычайное явление его в таком устрашающем виде, не мог разгадать. Одно только заметил, что незнакомый ему узник и собрат, в продолжение всей Службы не вымолвил ни слова и только время от времени, приподнимая скованные руки, указывал на одно место помоста в алтаре, на котором, по-видимому, ничего особенного не было. То же самое повторилось и в следующую затем службу, с тою лишь разницей, что новый священник, по входе в алтарь, прежде всего обратил внимание на то место, на которое указывало привидение. В углу на полу, поблизости жертвенника, он заметил старый небольшой мешок Когда он развязал его, то нашел в нем немалое число записок с именами умерших и живых лиц, какие обыкновенно подаются для поминовения на проскомидию.
Как бы по внушению свыше, священник понял, что записки эти при жизни стоявшего тут скованного собрата его, бывшего настоятелем этой же церкви, вероятно, остались не прочитанными им в свое время. Посему, начавши службу, он первым долгом помянул на проскомидии имена живых и умерших, сколько было их в записках, и тут же увидел, какую важную услугу он оказал загробному обитателю исполнением того, что должен был сделать последний во время своей земной жизни, ибо едва только успел окончить чтение помянутых записок, как железные оковы в одно мгновение спали с рук и ног узника, а сам он подошел к служащему священнику и, не говоря ни слова, поклонился ему в ноги до лица земли. Затем вдруг ни его, ни железных оков не было видно. После этого существо загробное не являлось уже более во время божественной службы («Странник», 1867 г., т. I).
Загробный вестник
В 1831 году 28-го февраля скончался в Москве генерал от инфантерии Степан Степанович Апраксин. В молодых летах он коротко познакомился с князем Василием Владимировичем Долгоруковым. Оба они служили в одном полку: первый в чине полковника, второй — майора. Долгоруков умер в 1789 году в совершенной бедности, так что не было средств похоронить его. Друг его Степан Степанович Апраксин устроил на свой счет погребение и поминовение князя; казалось, он отдал последний долг как бы родному брату.
На третий день после похорон умерший Долгоруков явился к своему благодетелю, с тем чтобы принести ему свою благодарность. Таинственный гость предсказал неизменному и сердобольному другу долгую и благополучную жизнь на земле и обещался явиться незадолго до его кончины.
После того добрый Апраксин был особенно внимателен к нуждам бедных и радовался всякий раз, когда представлялся ему случай к благотворительности.
Прошло 42 года, и, верный своему обещанию, князь Долгоруков вторично посетил старца-генерала, в десять часов вечера. Прежде всего князь счел нужным напомнить о себе и о том благодеянии, какое ему было оказано много лет тому назад, потом увещевал своего друга готовиться к смерти, имеющей последовать чрез 20 дней, обещался еще раз посетить его за три дня до его кончины и вдруг вышел из комнаты.
Апраксин поверил словам загробного вестника: исповедался, причастился и освятился елеем. За три дня до смерти он пригласил к себе на ночь одного своего друга. В 11 часов ночи явился Долгоруков и вступил в беседу со старцем Апраксиным. Присутствовавший его друг после рассказывал многим, что во время разговора Апраксина с Долгоруковым он ощущал невольный страх, хотя явившегося князя не видал, но голос его слышал.
Через три дня Апраксин скончался. После его смерти в Москве долго носилась молва о его свиданиях с покойным Долгоруковым («Душеполезное чтение», 1867 г., ч. I).
Сон святителя московского Филарета
Один священник с особенным усердием поминал за литургией покойников, так что, если кто раз подавал ему записку о поминовении, он выписывал имена усопших в свой синодик и, не говоря о том подавшему, поминал всю жизнь. При соблюдении такого правила у него составился синодик с таким многотысячным перечнем имен, что пришлось ему разделить его на отделы и поминать по очереди.
Случилось, что он впал в какую-то погрешность, так что ему угрожало устранение от прихода. Дело было передано московскому митрополиту Филарету, и когда преосвященный уже собирался положить резолюцию об устранении его, вдруг почувствовал какую-то тяжесть в руке. Митрополит отложил подпись журнала до следующего дня. Ночью он видит сон: перед окнами собралась толпа народа разного звания и возраста. Толпа о чем-то громко толкует и обращается с какою-то просьбою к митрополиту.
— Что вам нужно от меня, — спрашивает архипастырь, — и что вы за просители?
— Мы отшедшие души и явились к тебе с просьбой: оставь нам священника и не отстраняй его от прихода.
Впечатление этого сновидения так было велико, что Филарет не мог отделаться от него по пробуждении и велел позвать к себе осужденного священника. Когда тот явился, митрополит спросил его:
— Какие ты имеешь за собою добрые дела? открой мне.
— Никаких, владыко, — отвечал священник, — достоин наказания.
— Поминаешь ли ты усопших? — спросил его митрополит.
— Как же, владыко, у меня правило: кто подаст раз записку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю частички о них, так что прихожане ропщут, что у меня проскомидия длиннее литургии, но я уж иначе не могу.
Преосвященный ограничился переводом священника в другой приход, объяснив ему, кто был ходатаем за него («Странник», 1862, Май).
***
«Но кто может исчислить, — восклицает св. Иоанн Дамаскин, — все свидетельства, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, в описании мученичеств и в божественных откровениях, ясно показывающие, что по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые о них молитвы и раздаваемая милостыня» («Слово о почивших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26.).
Можно ли беременным ставить свечи за упокой
В давние времена хождение в священное место беременной женщине находилось под запретом. В нынешних реалиях на эту проблему стали смотреть под другим углом. Начали думать, что ребенок, который находится у женщины под сердцем, – плод любви двух людей и Господа.
Несмотря на то, что беременным женщинам разрешается посещать святое место и ставить свечки, для них все же есть ограничения: не разрешается наведываться в храм в течение сорока дней после выкидыша или после родов – до той поры, когда кровотечение полностью не прекратиться.
- Как правильно заказать сорокоуст за упокой;
- Молитва о некрещеных умерших;
- Что делать на 9 день после смерти.
Зачем необходимы заупокойные молитвы
Никто из людей не знает когда пробьет смертный час. Возможно, это случится внезапно или после продолжительной болезни, но это день придет. Важно быть готовым к этому, потому что это неизбежно для всех без исключения.
Люди не задумываются о своих грехах и поступках в течение жизни. Уходит время на глупые вещи, развлечения и удовлетворения мирских потребностей, на полезные дела на заботу о семейном благосостоянии, воспитание детей. Сколько нервов и переживаний тратится впустую, а заботиться следует о душе. Но не все при жизни исповедуются, поэтому поможет родным молитва за упокой души усопшего после 40 дней, а сразу после смерти «молитва об отходе души». Она помогает также, когда человек мучается в агонии, а душа не может покинуть тело.
Душа странствует 40 дней. После отпевания и погребения:
- первые три дня душа рядом с бренным телом и видит всех своих близких и родных людей, может посещать любимые места;
- затем Господь призывает ее к себе и дает возможность наблюдать шесть дней, как живут в раю;
- на девятый день Господь решает, куда направить душу, если человек грешил, не покаялся, не исповедался, то отправляет душу в ад, где она видит страдания грешников; в это время перечисляются все грехи бесами, они могут утащить в ад, но родственники могут молиться и просить у Господа смягчения страданий;
- на сороковой день Господь делает выбор, куда отправить душу в ад или рай.
Поэтому так важно читать молитвы и заказать службу за упокой души по усопшему. На сороковой день душа перестает витать. В этот день надо просить Господа забрать душу усопшего и молящемуся дать покой.
Если человек совершил суицид, то молитвы здесь не помогут. Существуют определенные тексты, псалтыри, акафисты, которые читают об успокоении души. На службе записки о таких покойниках не подаются, за них можно молиться дома. Суицид считается грехом, поэтому имена усопших нельзя вспоминать на службах.
Душа тяжело успокаивается, если покойный совершил страшный грех и не раскаялся. В этом случае кроме молитв необходимо раздать его вещи нуждающимся и выполнить волю умершего. Это поможет пройти страдания и мытарства.
Так же читайте: Молитва от пьянства Богородице «Неупиваемая чаша»
Если человек при жизни был алкоголиком, наркоманом или сумасшедшим и есть сомнения по поводу его самоубийства, в этом случае необходимо побеседовать со священным служителем. Возможно, покойник был в момент смерти в состоянии умопомешательства и не отдавал отчет своим действиям. Некоторые священные служители допускают упоминать имена этих людей в службах, но отпевать самоубийц и некрещеных людей нельзя.
Можно ли ставить свечи за упокой некрещеного
Часто возникает вопрос «Кому можно ставить свечку за упокой? Можно ли некрещенным душам?». Ответ на этот вопрос зависит от того, за кого вы хотите попросить у Бога – за наворожённого или взрослого.
Возникают случаи, когда младенец умирает после родов. Естественно, за такое короткое время родители не могли его крестить. В таком случае мать должна обратиться к Святому Уару – считается, что он может замолвить словечко за умершего перед Господом.
При этом молить за взрослых, которые не были крещены, в святом месте не допускается. Считается, что этот человек не существует для Господа и все мольбы о нем будут напрасны. Его имя нельзя упоминать в течение литургии, указывать в записках к молитвам. Но допускается поставить за него зажженную свечку. Молиться же о таком усопшем разрешается дома.
Ошибки, которые делают близкие на похоронах
Многие не знают как нужно вести себя во время погребальных церемоний, до них и после. Существуют похоронные правила во избежание ошибок на похоронах. Желательно о них знать, чтобы не накликать на себя и близких новую беду и неприятности.
- Не кладите в гроб различные вещи «на память», например, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и так далее. Это сулит появление следующего покойника. То же самое касается и вещей, в которые одевают умершего – нельзя давать одежду другого человека, чтобы не накликать на него болезнь.
- Многие совершают ошибку, кладя в гроб живые цветы. Для этого нужно использовать только искусственные букеты или засушенные растения.
- Ни в коем случае не говорите об усопшем в негативных тонах и, тем более, не ругайте и не оскорбляйте, что бы он вам при жизни не сделал. Как говорится: «или хорошо, или ничего»
- Не нужно обниматься родственникам на похоронах, если те давно не виделись – это передает заболевания и мертвый дух.
- Серьезная ошибка – устраивать на кладбище ссоры и какие-либо конфликтные ситуации. Особенно серьезно, если вас проклянут на похоронах. Это сулит скорую смерть. Чтобы хоть как-то уберечь себя, нужно читать специальные молитвы.
- Мало кто знает следующий запрет и поэтому совершает ошибку. Так, не рекомендовано посещать могилки других родственников или знакомых после похорон. Этого делать нельзя, потому что этот день вы должны посвятить исключительно покойнику.
Mon, 19 Jul 2022 11:01:52 +0300
Калинина Наталья