Как правильно ставить в церкви свечи: значение, последовательность и ошибки

Бытует мнение, что церковная свечка символизирует жертву, по доброй воле отданную Господу и его Дому, засвидетельствование своей веры и чистосердечной любви к нему. В пятнадцатом веке один из литургистов засвидетельствовал, что зажженная свечка в святом месте – это не что иное, как подтверждение чистоты человека, который ее поставил.


Об авторе О книге

Воск, который стекает по свече, словно говорит о том, что человек согласен следовать за заповедями Бога, беспрекословно их исполняя. Это символизирует то, что человек раскаивается перед миром в своих деяниях. Свечка – проводник навстречу Божьему сознанию.

Перед тем как зажигать свечки за упокой, следует разобрать в том, как правильно это сделать. Важно понять последовательность действий и кому их разрешается адресовать.

Зачем ставят свечи за упокой

Поставить свечу онлайн на сайте Святцы (Свеча за упокой).

Приношение жертвы Господу – давний обычай. Возник он в результате страха людей разгневать высшие силы – они решили их задабривать, делясь своей добычей. Однако, возник вопрос – «как передать дары силам, которые не имеют физического воплощения?». Вследствие долгих раздумий был найден способ – превращение добычи в дым. В качестве угощения преподносились овощные и фруктовые культуры, животные и даже люди.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Но, когда появился Новый Завет, произошла трансформация понятия жертвы. Верующие в Бога люди обрели новые ценности и ориентиры. Преподношение Высшим Силам стало символическим – это была восковая свечка, которая сохранила эту роль и в нынешнее время. Вместе с этим трансформировалась и цель подношения – теперь при покупке свечи в священном месте эти средства уходили на улучшение дома Господнего. При этом абсолютно не важно, какая цена свечей и сколько их будет. Зажигание свечки перед образами – это символ того, что человек готов стать частью святого места и молитв. Для подкрепления просьбы об упокоении души умершего требуется прочесть молитвенные слова.

Свечка за упокой – это обряд, помогающий передать частичку любви и добрых помыслов умершему человеку. Его душа поймет, что о нем помнят и вспоминают с теплотой.

Проведение поминок

Поминки полагаются на 3, 9, 40 дни. Лучше всего делать их в доме, где жил умерший, пригласив только самых близких людей.

Поминки проводят, следуя определенным правилам:

  • необходимо исключить присутствие на столе так называемых «продуктов насилия» (к ним относят прежде всего мясо и рыбу);
  • следует отказаться от употребления спиртного, так как это понижает вибрации и живых, и усопшего;
  • нужно избегать рыданий и других сильных проявлений скорби (следует помнить, что душа умершего находится рядом и все осознает, а страдания близких причиняют ей большой дискомфорт).

На поминках обязательно должна быть кутья и блины. По традиции первый блин разламывают руками и оставляют на подоконнике для усопшего. Резать пищу для покойного нельзя, поскольку он не сможет вкусить энергетику таких продуктов. Также на подоконник ставят стакан с напитком и фотографию умершего человека.

Кроме кутьи и блинов на столе могут присутствовать каши с маслом, другие постные блюда. Из напитков подаются кисель и узвар.

После поминок фотографию умершего убирают. Повесить ее на стену или поставить на полку можно будет только спустя год.

Как правильно ставиться свеча за упокой после смерти

Прежде чем поставить свечу, подумайте, насколько глубоко вы верите в ее силу. Искренняя вера – одно из главных правил эффективности этого действа. Сама покупка свечей в храме уже свидетельствует о ваших чистых помыслах и реальном осознании результата.

Перед тем, как идти в церковь, необходимо провести подготовку к Исповеди и Причастию – это те обряды, которые обязательно присутствуют в богослужении.

Стоит учесть при этом, что совсем не важно, сколько свечей вы поставите – это не ускорит исполнение желания. Следует понимать, что, устанавливая свечу, вы не совершаете никакого магического ритуала, это добровольное действие. Ни цена свечей, ни их численность не помогут быстрее исполнить ваши надежды и желания. Рекомендуется покупать свечи в церкви – так денежные средства пойдут во благо священному месту.

Богослужение не обходится без свечки. Поджигая ее, необходимо прочесть молитвенные слова. Можно сделать обращение к Богу своими словами, главное условие – искренность.

Символическое значение поминальной свечи

Поминальная свеча – это символ, напоминание Господу об усопшем человеке. Люди приобретают свечи на обряд погребения не только из-за смерти близкого, а как знак того, что человек жил в этом мире. Огонек поминальной свечи – самое лучшее доказательство этого. Известно, что огонь от свечи всегда устремлен вверх. Даже наклоненная свечка своим огоньком тянется кверху. Вот так и благочестивый человек во всех своих мыслях и стремлениях должен тянуться к Богу.

При обряде погребения 4 свечи по бокам гроба символизируют крест, а поминальная свеча в руках родных и близких во время панихиды означает Божественный свет, который получает каждый человек во время крещения.

Куда ставиться свеча за упокой

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Часто возникает вопрос «Куда ставятся свечи за упокой?» – для этого обряда предназначается особенное место в храме. В большинстве случаев оно расположено у входа в зал, по левую сторону от двери. Зачастую это мраморный или металлический столик с ячейками, который именуется кануном. Если специального столика для этого обряда не предполагается, то допустимо установить горящую свечку на любом подсвечнике. Подношение, которое вы принесли с собой, нужно положить в корзинки, которые расположены у кануна.

Далее мы рассмотрим порядок, как правильно поставить свечу за упокой.

Первым делом необходимо прикупить свечку в лавке, которая зачастую расположена у входа в церковь – этим вы сделаете благое дело для процветания и существования святого места. Далее нужно найти икону, на которой изображено Распятие Господне и дважды перекрещиваемся, стоя напротив нее. Зачастую рядом с этим образом размещается мраморный или металлический столик с ячейками (канун).

Далее необходимо поджечь свечку от лампадки ли от уже зажжённых свечей. При этом обращайте внимание на то, чтобы воск не капал на столик или ячейки. Далее закрепляем свечку на пустом подсвечнике в вертикальном положении, и чтобы она не касалась других изделиями. Проверьте, насколько устойчиво она стоит. Если пустых ячеек не наблюдается, тогда положите незажженную свечку рядышком на столике (в последствии ее зажгут служители церкви).

Затем необходимо прочесть молитвенные слова (вслух или про себя) – можно также прочитать текст молитвы, который размещен перед столиком с ячейками. Произносите слова с глубокой верой в них и осознайте, прочувствуйте всей душой то, что говорите. Перекреститесь, поклонитесь. Завершите обряд, отойдя в сторону.

Об авторе О книге

Необходимость молитвы за ушедших близких людей

После смерти душу человека ждут воздушные мытарства и суд Христов. Во время воздушных мытарств на душу будут нападать бесы: они станут напоминать человеку его прошлые грехи и будут пытаться унести его с собой в ад. Помочь человеку во время этих страшных испытаний может усердная молитва близких сразу после его смерти.

Суд Христов, ожидающий душу после смерти, — это так называемый частный суд. А еще всех людей ожидает общий — так называемый Страшный суд, который состоится после второго пришествия Христова. Тот, кто будет оправдан и взят Христом на небо после частного суда, уже не подлежит общему суду. Однако участь того, кто был осужден частным судом, может измениться до Страшного суда по молитвам его родных и всей Церкви.

Поэтому усопшие нуждаются в наших молитвах, и поминовение их в первые же дни — самый важный долг христианина.

В какой день ставят свечи за упокой после смерти

Поставить свечку за упокой умершего допускается в любой из дней года. Вместе с тем, в календаре выделены дни поминовения умерших, когда проводятся специальные службы в священных местах. Как правило, прихожане заказывают панихиду, можно также просто поставить свечу за всех усопших рода. Среди таких дней выделяют:

  • Субботу мясопустную – наступает за 2 дня до Масленицы;
  • Субботу Троицкую – наступает накануне Троицы;
  • Вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
  • Радоницу – наступает на второй вторник после Пасхи.

Предписания церкви гласят о том, что зажженную свечу можно поставить в тот день, когда человек отошел в мир инной. Горящая свеча должна стоять не меньше сорока дней – этим вы осветите путь душе умершего. В соответствии с обычаями христиан, свечку необходимо зажечь в той комнате, в которой размещен гроб. Ее нужно погасить вслед за тем, как усопшего будет вынесено из этого помещения. Затем заупокойную свечу зажигают на поминальной трапезе. Непременно следует прочесть молитвенные слова за душу умершего.

Встает вопрос «Сколько свечей необходимо зажигать?». Для освещения пути одной души можно поставить одну или несколько свечек. То же самое возможно и в случае, если вы провожаете несколько усопших.

Если вы не успели на богослужение, сделайте заупокойный ритуал после окончания службы.

Как часто ставят свечи – обуславливаться вашими собственными предпочтениями и пожеланиями, главное, сделать все правильно и поставить свечу в то место, которое было для этого отведено.

Ска­за­ния древ­ние и новые

Вечные муки вер­хов­ного жреца

Одна­жды вели­кий подвиж­ник св. Мака­рий Еги­пет­ский, идя в пустыне, увидел чело­ве­че­ский череп на дороге. «Когда я, — гово­рит он, — дотро­нулся до черепа паль­мо­вою палкою, то он что-то сказал мне. Я спро­сил его:

— Кто ты?

Череп ото­звался:

— Я был началь­ни­ком язы­че­ских жрецов.

— Каково вам, языч­ни­кам, на том свете? — спро­сил св. Мака­рий.

— Мы в огне, — отве­чал череп, — пламя охва­ты­вает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы начи­наем видеть несколько один дру­гого, и это достав­ляет нам отраду» (Хр. Чт., ч. 2‑ая, 1821 г.).

О монахе, избе­жав­шем посмерт­ного нака­за­ния

Св. Гри­го­рий Двое­слов рас­ска­зы­вает такой случай. Один брат, бывший в его мона­стыре, за нару­ше­ние обета нес­тя­жа­ния, на страх другим, лишен был по смерти цер­ков­ного погре­бе­ния и молитвы в про­дол­же­ние 30 дней, а потом, из состра­да­ния к его душе, 30 дней при­но­сима была за него бес­кров­ная жертва с молит­вою. В послед­ний из сих дней усоп­ший явился в виде­нии остав­ше­муся в живых род­ному брату своему и сказал: «Доселе я жестоко стра­дал, теперь же мне хорошо, и я нахо­жусь во свете, ибо сего­дня всту­пил в обще­ние». Таким обра­зом, чрез спа­си­тель­ную бес­кров­ную жертву усоп­ший брат избег нака­за­ния («Беседы Гри­го­рия Двое­слова», кн. IV, гл. 55).

О послуш­нике, жившем в бес­печ­но­сти

Один из бого­нос­ных отцев, гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, имел уче­ника, жив­шего в бес­печ­но­сти. Когда сей ученик в таком нрав­ствен­ном состо­я­нии застиг­нут был смер­тью, то чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь после молитв, при­не­сен­ных стар­цем со сле­зами, пока­зал ему уче­ника его, объ­ятого пла­ме­нем до шеи. Когда же старец его много под­ви­зался и молился о про­ще­нии грехов усоп­шего, то Бог пока­зал ему юношу, сто­я­щего в огне по пояс. Потом, когда бла­гост­ный муж при­ло­жил к трудам своим новые труды, то Бог в виде­нии явил уче­ника старцу совер­шенно избав­лен­ным от муче­ний («Слово о почив­ших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26).

Исто­рия двух болт­ли­вых пост­ниц

Во время жизни пре­по­доб­ного Вене­дикта, рас­ска­зы­вает св. Гри­го­рий Двое­слов, были две пост­ницы, кото­рые, сла­вясь свя­то­стью жизни, имели несчаст­ную страсть гово­рить много, и много лож­ного и вред­ного. Святой старец умолял их удер­жи­вать свой язык и за непо­слу­ша­ние угро­жал им даже отлу­че­нием от Церкви. Но страсть ко лжи так вко­ре­ни­лась, что и угроза не оста­но­вила их. Спустя неко­то­рое время, они умерли. Погре­бены были сии пост­ницы в церкви. Когда диакон во время литур­гии воз­гла­шал: огла­ше­нии изы­дите

, они, как отлу­чен­ные, выхо­дили вон из церкви, что видели неко­то­рые бла­го­че­сти­вые из хри­стиан. Когда сооб­щили об этом пре­по­доб­ному Вене­дикту, то сей святой муж послал в цер­ковь, где они были погре­бены, просфору, при­ка­завши вынуть из нее часть за упокой душ их и поми­нать их. После сего уже никто не видел, чтобы они выхо­дили из церкви, и верные поняли, что молитвы за них уми­ло­сти­вили Бога, и они полу­чили от Него про­ще­ние («Беседы Гри­го­рия Двое­слова», кн. II, гл. 23).

О моло­дом монахе, тайно наве­щав­шем роди­те­лей

В житии преп. Вене­дикта, при­ве­ден еще один случай, сви­де­тель­ству­ю­щий, как много значит для умер­ших поми­но­ве­ние. Так, в мона­стыре, где жил преп. Вене­дикт, был один довольно моло­дой монах, кото­рый, по излиш­ней любви к своим роди­те­лям, почти еже­дневно тайно остав­ляя мона­стырь, уходил без бла­го­сло­ве­ния началь­ника. И вот постигло, нако­нец, его нака­за­ние Божие. Придя, по обык­но­ве­нию, в дом роди­тель­ский, он умер ско­ро­по­стижно. Дали знать об этом в мона­стырь, и братия похо­ро­нила умер­шего. Но что же? На другой день утром уви­дели тело покой­ника выбро­шен­ным из гроба. Опять похо­ро­нили, и опять на другой день тело ока­за­лось вне гроба. Тогда ска­зали св. Вене­дикту, и он велел при­не­сти за него бес­кров­ную жертву и, поло­жив часть св. Даров на перси умер­шего, пре­дать земле. Дей­стви­тельно, после этого тело умер­шего уже не извер­га­лось из гроба, что ясно сви­де­тель­ство­вало о даро­ва­нии ему мило­сти Божией по молит­вам мона­стыр­ской братии (Житие св. преп. Вене­дикта, 14 марта).

***

Если молит­вен­ное поми­но­ве­ние усоп­ших при­но­сит отшед­шим душам отраду и спа­се­ние, то еще более при­но­сит пользы та молитва, кото­рая сопро­вож­да­ется делами мило­сер­дия, как-то: мило­сты­нею, при­но­ша­нием в св. храм свеч, елея, ладана и т. под.

Вот несколько при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих о бла­го­твор­но­сти мило­стыни в память усоп­ших.

О монахе, нару­шив­шем обет нес­тя­жа­ния

В про­логе повест­ву­ется, что у бла­жен­наго кир Луки был родной брат, кото­рый и по вступ­ле­нии в мона­ше­ский чин мало забо­тился о душе своей. В состо­я­нии такой бес­печ­но­сти постигла его смерть. Бла­жен­ный Лука, скорбя, что брат его не при­го­то­вился, как должно к смерти, молил Бога открыть его участь. Одна­жды видит старец душу брата во власти злых духов и тотчас после сего виде­ния послал осмот­реть келью его. Послан­ные нашли там деньги и вещи, из чего старец заклю­чил, что душа его брата стра­дает, между прочим, за нару­ше­ние обета нес­тя­жа­ния. Все най­ден­ное старец раздал нищим за упокой души его. После сего, во время молитвы, старцу откры­лось в виде­нии суди­лище, на кото­ром Ангелы света спорят с духами злобы о душе усоп­шего брата. Старец слышит вопль злых духов: «Душа наша, она тво­рила дела наши!» Но Ангелы гово­рят им, что она избав­лена от их власти мило­сты­нею, роз­дан­ною за нее. На это духи злобы воз­ра­зили: «Разве усоп­ший роздал мило­стыню? Не этот ли старец?» ука­зы­вая на бла­жен­ного Луку. Подвиж­ник отве­чал: «Да, я сотво­рил мило­стыню, но не за себя, а за сию душу». Пору­ган­ные духи, услы­шав ответ старца, разо­ря­лись, и старец, успо­ко­ен­ный виде­нием, пере­стал скор­беть об участи брата (Пролог, 12 Авгу­ста).

О нера­ди­вых сест­рах

В житии пре­по­доб­ной игу­ме­ньи Афа­на­сии мы нахо­дим сле­ду­ю­щее повест­во­ва­ние. Игу­ме­нья Афа­на­сия перед смер­тью своей заве­щала сест­рам своего мона­стыря кор­мить нищих в память ее до 40 дней. Между тем сестры при­гла­шали нищих лишь в тече­ние 10 дней, а затем, по нера­де­нию, не испол­няли заве­ща­ния своей бывшей началь­ницы. И что же? Игу­ме­нья Афа­на­сия яви­лась из загроб­ного мира и уко­ряла, что сестры пре­сту­пили ее просьбу, говоря: «Да будет всем известно, что тво­ри­мые до сорока дней за душу усоп­шего мило­стыни и пита­ние алчу­щих уми­ло­стив­ляют Бога. Если грешны души усоп­ших, то чрез сие они полу­чают от Гос­пода отпу­ще­ние грехов; а если пра­ведны, то бла­го­тво­ри­тель­ность за них служит ко спа­се­нию бла­го­тво­ри­те­лям» (Чет. Минеи, 12 Апреля).

***

Много есть при­ме­ров, из кото­рых видно, что сами усоп­шие ожи­дают от живых молитв за себя, явля­ются им во сне или в бодр­ствен­ном состо­я­нии, уверяя, что они имеют нужду в молит­вен­ном поми­но­ве­нии их, просят о том, пока­зы­вая это в раз­лич­ных зна­ме­ниях или обра­зах.

Таин­ствен­ный банщик

Св. Гри­го­рий Двое­слов рас­ска­зы­вает, что некий пре­сви­тер имел обык­но­ве­ние мыться в теп­ли­цах Одна­жды, при­шедши в баню, он застал там какого-то незна­ко­мого ему мужа, кото­рый стал ему помо­гать раз­де­ваться. Незна­ко­мец снял с пре­сви­тера сапоги и взял его одежду на хра­не­ние. Когда пре­сви­тер вышел из бани, то он подал ему полотно оте­реть пот, помог ему одеться и все это делал с вели­ким почте­нием.

Так повто­ря­лось несколько раз, т. е. пре­сви­тер этот, при­ходя в баню, встре­чал незна­ко­мого чело­века, кото­рый молча делал ему услу­же­ние. Желая выра­зить ему свою бла­го­дар­ность за его усер­дие, пре­сви­тер одна­жды, идя в баню, взял с собою две просфоры, чтобы дать их незна­комцу; и вот, по обык­но­ве­нию, он здесь встре­тил его. Затем, когда выхо­дил из бани, просил при­нять просфоры в знак любви к нему. Незна­ко­мец с плачем сказал ему:

— Отче! для чего ты мне даешь это? Я есть не могу. Я был неко­гда хозя­и­ном этого места, но за грехи мои здесь осуж­ден. Если жела­ешь сде­лать для меня что-нибудь, то при­неси за меня сей хлеб Все­мо­гу­щему Богу, и помо­лись о грехах моих, и знай, когда при­дешь мыться сюда и не най­дешь меня более здесь, то это будет озна­чать, что твоя молитва услы­шана Богом.

Ска­завши это, незна­ко­мец мгно­венно стал неви­дим. Тогда пре­сви­тер понял, что незна­ко­мый чело­век, доселе являв­шийся в баню для услуги ему, был дух. Пре­сви­тер провел по нем целую неделю в слезах и молитве о про­ще­нии его грехов, при­нося каждый день бес­кров­ную жертву Чрез неделю он пришел снова в баню и уже более не нашел здесь незна­комца и после нико­гда не встре­чал его («Беседы Гри­го­рия Двое­слова», кн. IV, гл. 55).

Исто­рия диа­кона Пас­ха­зия

Был в Рим­ской церкви, повест­вует Гри­го­рий Двое­слов, диакон, по имени Пас­ха­зий, муж при­мер­ной жизни, мило­сти­вый к нищим и стро­гий к самому себе. Когда в его время на место умер­шего папы Рим­ского пред­став­лены были изби­ра­тель­ному собору два лица — Лав­рен­тий и Симмах и когда послед­ний был еди­но­душно избран и воз­ве­ден на епи­скоп­ский пре­стол, то Пас­ха­зий, при­вер­жен­ный к Лав­рен­тию, воз­не­го­до­вал на избра­ние собор­ное, почи­тая оное непра­виль­ным, и в сем грехе него­до­ва­ния на пас­ты­рей, посвя­щав­ших Сим­маха, скон­чался.

Спустя неко­то­рое время после своей кон­чины, Пас­ха­зий явля­ется епи­скопу Гер­ману и гово­рит ему: «Я нахо­жусь на месте нака­за­ния за то, что, дер­жась Лав­рен­тия, думал против Сим­маха; но ты помо­лись Гос­поду, и если чрез несколько дней я не явлюсь тебе снова, то знай, что молитва твоя услы­шана».

Бла­го­че­сти­вый епи­скоп испол­нил просьбу; и так как нового явле­ния не после­до­вало, то он уве­рился, что его сми­рен­ная молитва снис­кала душе Пас­ха­зия вечное успо­ко­е­ние («Слово о почив­ших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26).

***

Еще несколько при­ме­ров из весьма близ­кого к нам вре­мени.

Виде­ние вечных муче­ний

Один из афон­ских подвиж­ни­ков открыл свя­то­горцу, извест­ному отцу Сера­фиму, сле­ду­ю­щее: «При­чи­ною моего вступ­ле­ния в мона­ше­ство было виде­ние во сне загроб­ной участи греш­ни­ков. После двух­ме­сяч­ной болезни я пришел в силь­ное изне­мо­же­ние. В этом состо­я­нии я увидел двух юношей, вошед­ших ко мне. Они взяли меня за руки и ска­зали:

— Следуй за нами!

Я, не чув­ствуя болезни, встал, огля­нулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спо­койно на постели. Тогда я понял, что оста­вил земную жизнь и должен явиться в загроб­ный мир. В лице юношей я узнал Анге­лов, с кото­рыми и отпра­вился. Мне пока­заны были огнен­ные места муче­ний; слышал там вопли стра­даль­цев. Ангелы, пока­зы­вая мне, за какой грех какое назна­чено огнен­ное место, при­ба­вили:

— Если и ты не бро­сишь своих при­вы­чек к гре­хов­ной жизни, то — вот и твое место нака­за­ния!

Вслед за тем один из Анге­лов вос­хи­тил из пла­мени одного чело­века, кото­рый был черен, как уголь, весь обго­рел и с ног до головы окован. Тогда оба Ангела при­сту­пили к стра­дальцу, сняли с него оковы — и вместе с ними исчезла вся его чер­нота: он стал чист и светел, как Ангел. Потом Ангелы облекли его в бле­стя­щее оде­я­ние, подоб­ное свету.

— Что значит это изме­не­ние сего чело­века?, — решился я спро­сить Анге­лов.

— Это греш­ная душа, — отве­чали Ангелы, — быв отлу­чена от Бога за свои грехи, должна бы вечно гореть в этом пла­мени; между тем роди­тели этой души пода­вали много мило­стыни, делали частые поми­но­ве­ния за литур­ги­ями, отправ­ляли пани­хиды, и вот ради роди­тель­ских молитв и молитв св. Церкви, Бог уми­ло­сти­вился, и греш­ной душе даро­вано совер­шен­ное про­ще­ние. Она избав­лена веч­ного муче­ния и теперь пред­ста­нет пред лицо своего Гос­пода и будет радо­ваться со всеми Его свя­тыми.

Когда виде­ние кон­чи­лось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня стояли и пла­кали, при­го­тов­ляя тело мое к погре­бе­нию» («Стран­ник», 1862 г., Май).

Об архи­ерей­ском певчем

В 1871 году в моем хоре умер от эпи­де­ми­че­ской холеры певчий, имея от роду не более 24‑х лет, так сооб­щал архи­епи­скоп Нил. Чрез девять дней после смерти, именно утром 16 июля, он явился мне во сне. После неко­то­рых вопро­сов, сде­лан­ных свя­ти­те­лем явив­ше­муся, архи­епи­скоп спро­сили:

— Как ты себя чув­ству­ешь?

— Я тоскую, — отве­чал певчий.

— Чем же этому помочь? — спро­сил архи­ерей.

— Моли­тесь за меня: вот доныне не совер­ша­ются заупо­кой­ные обо мне литур­гии.

При сих словах душа моя воз­му­ти­лась, рас­ска­зы­вает прео­свя­щен­ней­ший, и я стал пред покой­ни­ком изви­няться, что не зака­зал соро­ко­уста, но что непре­менно сделаю. Послед­ние слова видимо успо­ко­или явив­ше­гося из дру­гого мира собе­сед­ника» («Душе­по­лез­ные раз­мыш­ле­ния» (1878–1879 гг.), стр. 131 и 132).

***

Полу­чая отраду и облег­че­ние от молитв живых, покой­ники явля­ются иногда и бла­го­да­рят своих молит­вен­ни­ков или же ста­ра­ются чем-либо в свою оче­редь, помочь им.

Бла­го­дар­ность отца

В одном селе ско­ро­по­стижно умер дьячок — старик. У него был сын — чинов­ник. Неча­ян­ная смерть отца пора­зила сына. Загроб­ная участь умер­шего не давала покоя доб­рому сыну почти целый год. Зная, что в литур­гии самое важное время для поми­но­ве­ния умер­ших есть время пения: «Тебе поем, Тебе бла­го­сло­вим…», печаль­ный сын, нахо­дясь в это само время в церкви (это было в Духов день), с осо­бен­ным усер­дием стал молиться Богу об упо­ко­е­нии своего отца. И что же? В ночь на втор­ник он видит во сне отца своего, кото­рый три раза покло­нился ему до земли и, при послед­нем поклоне, сказал: «Бла­го­дарю тебя, сын мой» («Стран­ник», 1864, Декабрь).

Просьба скон­чав­шейся род­ствен­ницы

Воз­вра­тясь от заут­рени в первый день Пасхи, я, пере­дает А.Е.Б., легла спать, и едва забы­лась, как услы­шала у самого своего изго­ло­вья, что кто-то горько плачет. Сердце сжа­лось у меня от жало­сти: боясь открыть глаза, я робко спро­сила: «Надя, это ты, моя родная?» — и боя­лась услы­шать ответ, ибо мне пришло в голову, что, может быть, сестра моя Надя, давно скон­чав­ша­яся, не полу­чив бла­жен­ства в вечной жизни, яви­лась мне для испро­ше­ния молитвы, но на мой вопрос нежным, груст­ным деви­чьим голо­сом, дро­жа­щим от рыда­ния, послы­шался ответ: «Нет, я не Надя».

— Кто же вы? — спро­сила я. — Ска­жите, что вам нужно? Я все сделаю.

Тогда рыда­ния уси­ли­лись и пла­кав­шая отве­чала:

— Я Вар­вара П., ради Бога помо­ли­тесь обо мне, помя­ните за литур­гией.

Я обе­ща­лась, и рыда­ния утихли. Я открыла глаза, в ком­нате уже было светло и никого не было.

Когда при­е­хал к нам род­ствен­ники П., я спро­сила зятя мужа моего, как звали его сестру, скон­чав­шу­юся недавно в Москве. Он отве­чал: «Вар­ва­рой Нико­ла­ев­ной». Тогда я пере­дала мое виде­ние. Он был пора­жен рас­ска­зом и немед­ленно оза­бо­тился о поми­но­ве­нии сестры своей («Душе­по­лез­ные раз­мыш­ле­ния» 1882 г., вып. 5).

Исто­рия уто­нув­шего дра­го­мана

В 1851 году в ноябре наши певчие отпра­ви­лись от нас в Иеру­са­лим, рас­ска­зы­вает свя­то­го­рец о. Сера­фим. В дра­го­маны (пере­вод­чик с восточ­ных языков) дан был им монах Н., кото­рый немного ранее этого хотел оста­вить оби­тель. Бог весть, какова была жизнь его, и осо­бенно в Иеру­са­лиме; только впо­след­ствии было открыто его зло­упо­треб­ле­ние именем оби­тели: он сделал ложную под­пись игу­мена на листе с казен­ной мона­стыр­ской печа­тью и с этим листом про­из­во­дил сбор в Пале­стине. Счаст­ливо кон­чился срок их стран­ство­ва­ния; про­текла Пасха; наши певчие уехали из Яффы на Синай, и Н. в числе рус­ских поклон­ни­ков сел на корабль, отправ­ляв­шийся из Яффы к нам на Афон.

В первую ночь, когда улег­лись все по местам на корабле, в ночной тем­ноте, во время качки, Н., одетый в рус­скую шубу, зачем-то про­брался на перед­нюю часть корабля и, Бог весть как обо­рвался и поле­тел в море… Раза три доно­сился до корабля умо­ля­ю­щий его голос: «Спа­сите! Спа­сите!», но через несколько минут эти слова замерли в отда­ле­нии, и самый звук голоса слился с воем ветра и бури. Н. утонул.

Спустя неделю после этого несча­стия, именно в конце ноября, один из мона­ше­ству­ю­щей братии С. вдруг был пора­жен виде­нием. Утоп­лен­ник Н. входит в его келью и, только что пере­сту­пил порог, сказал:

— Не пугайся меня, я не при­ви­де­ние, а дей­стви­тельно Н.

Брат С. всмот­релся в лицо покой­ного и с недо­вер­чи­во­стью спро­сил:

— Да не бес ли ты?

— Нет, — отве­чал явив­шийся, — я истинно Н.

— А про­чи­тай: «Да вос­крес­нет Бог»

, — сказал ему С. — и пере­кре­стись, тогда поверю, что ты не бес.

— Ты пере­кре­сти меня, — заме­тил на это явив­шийся, — ты и про­чи­тай Да вос­крес­нет Бог, тогда в убе­дишься, что я точно Н.

С. пере­кре­стился и начал читать молитву. Когда дошло до слов: Тако да погиб­нуть беси от лица любя­щих Бога

, Н. пере­бил его и про­чи­тал: «
Тако да погиб­нут греш­ницы от лица Божия, а пра­вед­ницы да воз­ве­се­лятся
» и, глу­боко вздох­нув, заду­мался. Потом он сми­ренно начал про­сить, чтобы помо­ли­лись о нем.

— Разве ты нуж­да­ешься в наших молит­вах? — спро­сил С.

— Ах, и как еще нуж­да­юсь! — отве­чал он со вздо­хом и, взявши С. за руку и крепко сжавши, про­дол­жал:

— Помо­ли­тесь пожа­луй­ста обо мне.

— Да я и о себе-то не знаю, как молиться, — воз­ра­зил С., — об этом надо про­сить духов­ника.

— И попроси, — сказал явив­шийся, — попроси и всю братию, чтобы помо­ли­лись обо мне.

— Да садись же, — сказал ему С.

— Ах нет, мне ведь дано немного вре­мени, и я изда­лека летел сюда и спешил…

Тут вдруг пришло на мысль С. про­сить Н. о том, чтобы он при­ми­рился с бра­тиею.

Н. заду­мался, потом вздох­нув, с печа­лью про­из­нес:

— Не то уж теперь время.

Между тем С. заме­тил, что у покой­ника пробит череп.

— Это что у тебя? от чего? — спро­сил он явив­ше­гося, ука­зы­вая на про­би­тое место.

— А когда при­несло меня по волнам к берегу, голова моя раз­би­лась о камень.

Затем еще попро­сив, чтобы моли­лись о нем, Н. тороп­ливо про­из­нес, что ему уже время воз­вра­щаться, и исчез (Соч. Свя­то­горца. — Письмо к дру­зьям, т. III).

Чудес­ная икона погиб­шего офи­цера

2 июля 1893 года к прео­свя­щен­ному Мар­ти­ни­ану, епи­скопу Таври­че­скому и Сим­фе­ро­поль­скому яви­лись насто­я­тель Пет­ро­пав­лов­ской церкви о.Димитрий Койко и один из членов мест­ной интел­ли­ген­ции, чело­век с высшим обра­зо­ва­нием, и доло­жили вла­дыке о ниже­сле­ду­ю­щем.

В ночь под 30‑е июня озна­чен­ному лицу при­снился сон, что к нему подо­шел какой-то офицер с окро­вав­лен­ной повяз­кой на голове и просил его пере­дать свя­щен­нику Пет­ро­пав­лов­ской церкви вопрос: «Почему тот не молится за него, а равно не молится тем угод­ни­кам Божиим, мощи кото­рых нахо­дятся в пожерт­во­ван­ной им иконе, причем при­ба­вил, что на Илию образу этому испол­нится 200 лет».

Видев­ший этот сон немед­ленно утром отпра­вился к насто­я­телю Пет­ро­пав­лов­ской церкви и сооб­щил ему свое сно­ви­де­ние. На это о. Димит­рий заме­тил, что в церкви нет 200-летней иконы, так как самая цер­ковь суще­ствует лишь с 1805 года, а равно нет икон с части­цами мощей, но что его удив­ляет явле­ние офи­цера во сне, так как в церкви есть икона, кото­рую, как рас­ска­зы­вал ему пред­мест­ник его, про­то­и­е­рей Руднев, ныне уже умер­ший, во время Крым­ской кам­па­нии привез какой-то офицер и оста­вил в церкви под усло­вием, что если он воз­вра­тится из Сева­сто­поля, то возь­мет обратно икону, если же не воз­вра­тится, то жерт­вует ее в храм. Неиз­вест­ный офицер не воз­вра­тился, и икона оста­лась в церкви.

Это сов­па­де­ние сна об офи­цере с выше­ска­зан­ной иконой побу­дило о. Димит­рия Койко осмот­реть эту свя­тыню, причем о. Димит­рий как лицу, пере­да­вав­шему сон, так впо­след­ствии и вла­дыке засви­де­тель­ство­вал, что, состоя 14 лет при церкви, он ни разу не откры­вал того образа. Немед­ленно послали за дья­ко­ном, и все три лица отпра­ви­лись в цер­ковь для осмотра иконы. Икона пред­став­ляла кипа­рис­ную доску, на кото­рой ста­рин­ной живо­пи­сью изоб­ра­жена Пре­свя­тая Троица, а также лики несколь­ких угод­ни­ков. В особом углуб­ле­нии поме­щался сереб­ря­ный крест. Когда его с боль­шим трудом вынули, то ока­за­лось, что он раз­дви­га­ется, и в сере­дине его нашли мощи св. Лазаря, св. вели­ко­муч. Фео­дора Стра­ти­лата, св. ап. и ев. Луки и св. пер­во­муч. и архид. Сте­фана. Над­писи ука­зы­вали, что тут были еще и другие частицы, в том числе пер­во­муч. Феклы. Но осмат­ри­ва­ю­щих ожи­дало еще боль­шее удив­ле­ние: внизу креста чуть замет­ною сла­вян­скою вязью стояла выре­зан­ная над­пись, гла­ся­щая 7201 г. от сотво­ре­ния мира, а сле­до­ва­тельно — в том году испол­ни­лось иконе 200 лет.

Когда об этом было доло­жено прео­свя­щен­ному Мар­ти­ни­ану, то вла­дыка сделал рас­по­ря­же­ние, чтобы в этой церкви еже­дневно были совер­ша­емы заупо­кой­ные екте­нии о воинах, павших на поле брани за Веру, Царя и Оте­че­ство («Свет», 1893 г., № 189).

Око­ван­ный свя­щен­ник

В одном при­ходе, по случаю смерти свя­щен­ника, место его занято было другим. Но, к при­скор­бию при­хо­жан, вновь назна­чен­ный иерей через несколько дней после пер­вого бого­слу­же­ния, совер­шен­ного им в церкви, отошел в веч­ность. Назна­чен был новый свя­щен­ник. По при­езде в приход он всту­пил в долж­ность и в первый же вос­крес­ный день отпра­вился в цер­ковь для бого­слу­же­ния. Войдя в алтарь, свя­щен­ник невольно оста­но­вил свой взор на одном страшно пора­зив­шем его пред­мете: вблизи пре­стола стоял незна­ко­мый ему свя­щен­ник в полном обла­че­нии, ско­ван­ный по рукам и ногам желез­ными цепями. Не пони­мая, что это значит, новый свя­щен­но­слу­жи­тель, однако, не поте­рял духа и при­сту­пил к совер­ше­нию боже­ствен­ной литур­гии.

Лишь только окон­чена была служба, к новому удив­ленно слу­жив­шего обедню, при­ви­де­ние вдруг исчезло. Свя­щен­но­дей­ству­ю­щий иерей понял, что виден­ный им свя­щен­ник есть оби­та­тель загроб­ного мира; но что озна­чало необы­чай­ное явле­ние его в таком устра­ша­ю­щем виде, не мог раз­га­дать. Одно только заме­тил, что незна­ко­мый ему узник и собрат, в про­дол­же­ние всей Службы не вымол­вил ни слова и только время от вре­мени, при­под­ни­мая ско­ван­ные руки, ука­зы­вал на одно место помо­ста в алтаре, на кото­ром, по-види­мому, ничего осо­бен­ного не было. То же самое повто­ри­лось и в сле­ду­ю­щую затем службу, с тою лишь раз­ни­цей, что новый свя­щен­ник, по входе в алтарь, прежде всего обра­тил вни­ма­ние на то место, на кото­рое ука­зы­вало при­ви­де­ние. В углу на полу, побли­зо­сти жерт­вен­ника, он заме­тил старый неболь­шой мешок Когда он раз­вя­зал его, то нашел в нем нема­лое число запи­сок с име­нами умер­ших и живых лиц, какие обык­но­венно пода­ются для поми­но­ве­ния на про­ско­ми­дию.

Как бы по вну­ше­нию свыше, свя­щен­ник понял, что записки эти при жизни сто­яв­шего тут ско­ван­ного собрата его, быв­шего насто­я­те­лем этой же церкви, веро­ятно, оста­лись не про­чи­тан­ными им в свое время. Посему, начавши службу, он первым долгом помя­нул на про­ско­ми­дии имена живых и умер­ших, сколько было их в запис­ках, и тут же увидел, какую важную услугу он оказал загроб­ному оби­та­телю испол­не­нием того, что должен был сде­лать послед­ний во время своей земной жизни, ибо едва только успел окон­чить чтение помя­ну­тых запи­сок, как желез­ные оковы в одно мгно­ве­ние спали с рук и ног узника, а сам он подо­шел к слу­жа­щему свя­щен­нику и, не говоря ни слова, покло­нился ему в ноги до лица земли. Затем вдруг ни его, ни желез­ных оков не было видно. После этого суще­ство загроб­ное не явля­лось уже более во время боже­ствен­ной службы («Стран­ник», 1867 г., т. I).

Загроб­ный вест­ник

В 1831 году 28-го фев­раля скон­чался в Москве гене­рал от инфан­те­рии Степан Сте­па­но­вич Апрак­син. В моло­дых летах он коротко позна­ко­мился с князем Васи­лием Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ко­вым. Оба они слу­жили в одном полку: первый в чине пол­ков­ника, второй — майора. Дол­го­ру­ков умер в 1789 году в совер­шен­ной бед­но­сти, так что не было средств похо­ро­нить его. Друг его Степан Сте­па­но­вич Апрак­син устроил на свой счет погре­бе­ние и поми­но­ве­ние князя; каза­лось, он отдал послед­ний долг как бы род­ному брату.

На третий день после похо­рон умер­ший Дол­го­ру­ков явился к своему бла­го­де­телю, с тем чтобы при­не­сти ему свою бла­го­дар­ность. Таин­ствен­ный гость пред­ска­зал неиз­мен­ному и сер­до­боль­ному другу долгую и бла­го­по­луч­ную жизнь на земле и обе­щался явиться неза­долго до его кон­чины.

После того добрый Апрак­син был осо­бенно вни­ма­те­лен к нуждам бедных и радо­вался всякий раз, когда пред­став­лялся ему случай к бла­го­тво­ри­тель­но­сти.

Прошло 42 года, и, верный своему обе­ща­нию, князь Дол­го­ру­ков вто­рично посе­тил старца-гене­рала, в десять часов вечера. Прежде всего князь счел нужным напом­нить о себе и о том бла­го­де­я­нии, какое ему было ока­зано много лет тому назад, потом уве­ще­вал своего друга гото­виться к смерти, име­ю­щей после­до­вать чрез 20 дней, обе­щался еще раз посе­тить его за три дня до его кон­чины и вдруг вышел из ком­наты.

Апрак­син пове­рил словам загроб­ного вест­ника: испо­ве­дался, при­ча­стился и освя­тился елеем. За три дня до смерти он при­гла­сил к себе на ночь одного своего друга. В 11 часов ночи явился Дол­го­ру­ков и всту­пил в беседу со стар­цем Апрак­си­ным. При­сут­ство­вав­ший его друг после рас­ска­зы­вал многим, что во время раз­го­вора Апрак­сина с Дол­го­ру­ко­вым он ощущал неволь­ный страх, хотя явив­ше­гося князя не видал, но голос его слышал.

Через три дня Апрак­син скон­чался. После его смерти в Москве долго носи­лась молва о его сви­да­ниях с покой­ным Дол­го­ру­ко­вым («Душе­по­лез­ное чтение», 1867 г., ч. I).

Сон свя­ти­теля мос­ков­ского Фила­рета

Один свя­щен­ник с осо­бен­ным усер­дием поми­нал за литур­гией покой­ни­ков, так что, если кто раз пода­вал ему записку о поми­но­ве­нии, он выпи­сы­вал имена усоп­ших в свой сино­дик и, не говоря о том подав­шему, поми­нал всю жизнь. При соблю­де­нии такого пра­вила у него соста­вился сино­дик с таким мно­го­ты­сяч­ным переч­нем имен, что при­шлось ему раз­де­лить его на отделы и поми­нать по оче­реди.

Слу­чи­лось, что он впал в какую-то погреш­ность, так что ему угро­жало устра­не­ние от при­хода. Дело было пере­дано мос­ков­скому мит­ро­по­литу Фила­рету, и когда прео­свя­щен­ный уже соби­рался поло­жить резо­лю­цию об устра­не­нии его, вдруг почув­ство­вал какую-то тяжесть в руке. Мит­ро­по­лит отло­жил под­пись жур­нала до сле­ду­ю­щего дня. Ночью он видит сон: перед окнами собра­лась толпа народа раз­ного звания и воз­раста. Толпа о чем-то громко тол­кует и обра­ща­ется с какою-то прось­бою к мит­ро­по­литу.

— Что вам нужно от меня, — спра­ши­вает архи­пас­тырь, — и что вы за про­си­тели?

— Мы отшед­шие души и яви­лись к тебе с прось­бой: оставь нам свя­щен­ника и не отстра­няй его от при­хода.

Впе­чат­ле­ние этого сно­ви­де­ния так было велико, что Фила­рет не мог отде­латься от него по про­буж­де­нии и велел позвать к себе осуж­ден­ного свя­щен­ника. Когда тот явился, мит­ро­по­лит спро­сил его:

— Какие ты имеешь за собою добрые дела? открой мне.

— Ника­ких, вла­дыко, — отве­чал свя­щен­ник, — достоин нака­за­ния.

— Поми­на­ешь ли ты усоп­ших? — спро­сил его мит­ро­по­лит.

— Как же, вла­дыко, у меня пра­вило: кто подаст раз записку, я уж посто­янно на про­ско­ми­дии выни­маю частички о них, так что при­хо­жане ропщут, что у меня про­ско­ми­дия длин­нее литур­гии, но я уж иначе не могу.

Прео­свя­щен­ный огра­ни­чился пере­во­дом свя­щен­ника в другой приход, объ­яс­нив ему, кто был хода­таем за него («Стран­ник», 1862, Май).

***

«Но кто может исчис­лить, — вос­кли­цает св. Иоанн Дамас­кин, — все сви­де­тель­ства, нахо­дя­щи­еся в жиз­не­опи­са­ниях святых мужей, в опи­са­нии муче­ни­честв и в боже­ствен­ных откро­ве­ниях, ясно пока­зы­ва­ю­щие, что по смерти при­но­сят вели­чай­шую пользу усоп­шим совер­ша­е­мые о них молитвы и раз­да­ва­е­мая мило­стыня» («Слово о почив­ших в вере» — Хр. чтение, 1827, ч. 26.).

Можно ли беременным ставить свечи за упокой

В давние времена хождение в священное место беременной женщине находилось под запретом. В нынешних реалиях на эту проблему стали смотреть под другим углом. Начали думать, что ребенок, который находится у женщины под сердцем, – плод любви двух людей и Господа.

Несмотря на то, что беременным женщинам разрешается посещать святое место и ставить свечки, для них все же есть ограничения: не разрешается наведываться в храм в течение сорока дней после выкидыша или после родов – до той поры, когда кровотечение полностью не прекратиться.

  • Как правильно заказать сорокоуст за упокой;
  • Молитва о некрещеных умерших;
  • Что делать на 9 день после смерти.

Зачем необходимы заупокойные молитвы

Никто из людей не знает когда пробьет смертный час. Возможно, это случится внезапно или после продолжительной болезни, но это день придет. Важно быть готовым к этому, потому что это неизбежно для всех без исключения.

Люди не задумываются о своих грехах и поступках в течение жизни. Уходит время на глупые вещи, развлечения и удовлетворения мирских потребностей, на полезные дела на заботу о семейном благосостоянии, воспитание детей. Сколько нервов и переживаний тратится впустую, а заботиться следует о душе. Но не все при жизни исповедуются, поэтому поможет родным молитва за упокой души усопшего после 40 дней, а сразу после смерти «молитва об отходе души». Она помогает также, когда человек мучается в агонии, а душа не может покинуть тело.

Душа странствует 40 дней. После отпевания и погребения:

  • первые три дня душа рядом с бренным телом и видит всех своих близких и родных людей, может посещать любимые места;
  • затем Господь призывает ее к себе и дает возможность наблюдать шесть дней, как живут в раю;
  • на девятый день Господь решает, куда направить душу, если человек грешил, не покаялся, не исповедался, то отправляет душу в ад, где она видит страдания грешников; в это время перечисляются все грехи бесами, они могут утащить в ад, но родственники могут молиться и просить у Господа смягчения страданий;
  • на сороковой день Господь делает выбор, куда отправить душу в ад или рай.

Поэтому так важно читать молитвы и заказать службу за упокой души по усопшему. На сороковой день душа перестает витать. В этот день надо просить Господа забрать душу усопшего и молящемуся дать покой.

Если человек совершил суицид, то молитвы здесь не помогут. Существуют определенные тексты, псалтыри, акафисты, которые читают об успокоении души. На службе записки о таких покойниках не подаются, за них можно молиться дома. Суицид считается грехом, поэтому имена усопших нельзя вспоминать на службах.

Душа тяжело успокаивается, если покойный совершил страшный грех и не раскаялся. В этом случае кроме молитв необходимо раздать его вещи нуждающимся и выполнить волю умершего. Это поможет пройти страдания и мытарства.

Так же читайте: Молитва от пьянства Богородице «Неупиваемая чаша»

Если человек при жизни был алкоголиком, наркоманом или сумасшедшим и есть сомнения по поводу его самоубийства, в этом случае необходимо побеседовать со священным служителем. Возможно, покойник был в момент смерти в состоянии умопомешательства и не отдавал отчет своим действиям. Некоторые священные служители допускают упоминать имена этих людей в службах, но отпевать самоубийц и некрещеных людей нельзя.

Можно ли ставить свечи за упокой некрещеного

Часто возникает вопрос «Кому можно ставить свечку за упокой? Можно ли некрещенным душам?». Ответ на этот вопрос зависит от того, за кого вы хотите попросить у Бога – за наворожённого или взрослого.

Возникают случаи, когда младенец умирает после родов. Естественно, за такое короткое время родители не могли его крестить. В таком случае мать должна обратиться к Святому Уару – считается, что он может замолвить словечко за умершего перед Господом.

При этом молить за взрослых, которые не были крещены, в святом месте не допускается. Считается, что этот человек не существует для Господа и все мольбы о нем будут напрасны. Его имя нельзя упоминать в течение литургии, указывать в записках к молитвам. Но допускается поставить за него зажженную свечку. Молиться же о таком усопшем разрешается дома.

Ошибки, которые делают близкие на похоронах

Многие не знают как нужно вести себя во время погребальных церемоний, до них и после. Существуют похоронные правила во избежание ошибок на похоронах. Желательно о них знать, чтобы не накликать на себя и близких новую беду и неприятности.

  • Не кладите в гроб различные вещи «на память», например, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и так далее. Это сулит появление следующего покойника. То же самое касается и вещей, в которые одевают умершего – нельзя давать одежду другого человека, чтобы не накликать на него болезнь.
  • Многие совершают ошибку, кладя в гроб живые цветы. Для этого нужно использовать только искусственные букеты или засушенные растения.
  • Ни в коем случае не говорите об усопшем в негативных тонах и, тем более, не ругайте и не оскорбляйте, что бы он вам при жизни не сделал. Как говорится: «или хорошо, или ничего»
  • Не нужно обниматься родственникам на похоронах, если те давно не виделись – это передает заболевания и мертвый дух.
  • Серьезная ошибка – устраивать на кладбище ссоры и какие-либо конфликтные ситуации. Особенно серьезно, если вас проклянут на похоронах. Это сулит скорую смерть. Чтобы хоть как-то уберечь себя, нужно читать специальные молитвы.
  • Мало кто знает следующий запрет и поэтому совершает ошибку. Так, не рекомендовано посещать могилки других родственников или знакомых после похорон. Этого делать нельзя, потому что этот день вы должны посвятить исключительно покойнику.

Mon, 19 Jul 2022 11:01:52 +0300

Калинина Наталья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]