Молитва после родов. Почему женщина не может зайти в храм после родов

У каждой беременной женщины наступает такой момент, когда она все сильнее начинает переживать и волноваться за своего малыша, потому что никогда неизвестно, чем закончится дело. Многие считают, что нужно обратиться с молитвой к Богу. Это поможет женщине успокоиться, так как ее будут охранять высшие покровители.

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих…Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих….

После родов — женщина может посещать храм только через 40 дней

Нечистота по Ветхому Завету говорит о том, может ли православный человек принимать участие в каких-либо церковных ритуалах. Ритуальная чистота — это нечто непостижимое для разума человеческого, но для церкви она не так важна. Один закон, который существует, и по сей день — это нида.

Нида — это женская нечистота. После рождения ребенка женщине не избежать кровянистых выделений. Нида бывает до восьмого чистого дня, когда уже выделения прекратились.

Беременная женщина после родов не может посещать храм. И можно не ранее, чем через 40 дней. Если же женщина хочет посетить храм перед крещением ребенка, то ей нужно провести ритуальный обряд. Обряд проводит священник.


Если же женщина хочет посетить храм перед крещением ребенка, то ей нужно провести ритуальный обряд. Обряд проводит священник

Нечистота в христианстве

С приходом на землю Спасителя многое в вероучении о Боге изменилось. Своей деятельностью он попирал нормы ветхозаветного учения, чем и вызывал неприязнь со стороны иудеев. Сын Божий пренебрегал всеми заповедями ритуальной чистоты — беспрепятственно прикасался ко всему и всем, что могло вызвать осквернение, запросто общался с грешниками и язычниками и даже не соблюдал посты.

Один из ярких примеров такого пренебрежения — прикосновение к одежде Спасителя женщиной, страдающей кровотечениями. При этом Христос не только не отверг ее как нечистую и осквернившую его своим прикосновением, но даже подбодрил, сказав, что по вере ее отпускаются грехи, и даруется исцеление. Для Господа ничто не являлось нечистым и ничто не могло осквернить его, в том числе и женская нечистота.

Вместе с Учителем не соблюдали требования отцов и его ученики. На естественное возмущение неукоснительных последователей закона Христос отвечал, что сыны чертога брачного (т.е. ученики), имея при себе жениха (Христа), могут и не поститься, а вот когда отнимется он у них, то тогда и придет пора печалиться и следовать отеческим предписаниям.

Нарушение ветхозаветных законов учениками христовыми понятно, а как обстоит с этим дело в наши дни? Можно ли женщине после родов присутствовать на богослужениях и участвовать в таинствах до истечения положенных 40 дней без совершения очистительной молитвы и нужна ли она вообще? Ведь по учению Христа, для Бога являются нечистыми и оскверняющими человека только злые и греховные помыслы, исходящие из сердца человеческого.

Понятие женской нечистоты в православии наших дней — вопрос спорный. Большинство священнослужителей склоняются к мнению, что можно и вести активную церковную жизнь, и даже участвовать в церковных таинствах, в частности, Евхаристии, или причащения бескровной жертвы Христовой.

В дохристианские времена богослужения обязательно сопровождались кровавыми жертвоприношениями животных. С приходом, смертью и воскрешением Спасителя христиане «договорились», что последняя кровавая жертва, принесенная Богу как искупление грехов всего человечества — это Христос и более в истории человечества не должно быть угождения Творцу с помощью крови. При этом Христос давал такие полномочия своим ученикам, говоря им — то, что разрешите и установите на Земле, то разрешено будет и на Небе.

Читать также:

После рождения ребенка совершенно разлюбила своего мужа

Отсюда становится понятным требование отсутствия какой-бы то ни было крови в Храме.

По мнению священников, допускающих участие «нечистой» женщины в церковной жизни, с появлением современных гигиенических средств женщина не может осквернить Дом Божий своей кровью и ничто не препятствует ее духовному стремлению и приобщению к Богу, который «нелицеприятен» (не разделяет людей на плохих и хороших) и является Творцом всего сущего, в том числе и женщины с «нечистотой».

Подтверждение этому можно найти в постановлениях Дидаскалии — раннехристианских текстах, чье авторство приписывается Святым Апостолам. (Постановления Святых Апостолов. Дидаскалия. Кн.6, гл.27-30). В частности в ней говорится, что рождение детей чисто, и никакие естественные выделения человеческого организма не являются для Бога мерзостью. Дух святой присутствует в человеке в любом его физическом состоянии, а скверна — это совсем не то что предписано в ветхозаветном законе. И звучит призыв украшать себя святостью, участвуя в жизни и таинствах церкви, не обращая внимания на кровотечения или еще какие-либо предписания ритуальной нечистоты, ограничивающие такое участие.

Главный запрет для посещения храма — женщина не должна проливать кровь

Но стоит сказать и не только о религиозных моментах на запрет посещения храма молодой мамы и ее ребенка. Это, например то, что многие люди могут болеть, даже простыми простудными заболеваниями, и это сильно может отразиться на здоровье ребенка.

О каких еще запретах для посещения храма нужно знать? Важно и то, что в церкви женщина не должна проливать кровь — это великий закон. Поэтому в настоящее время существует множество средств гигиены, которыми женщины могут пользоваться.

Чтобы пойти в храм после родов, существует специальная молитва. Молитву следует прочитать перед батюшкой. Если следовать законам Библии — то это происходит на сороковой день после родов. Для того чтобы попасть на крещение своего ребенка, нужно прочитать молитву 40 дня.

Как быстро прекратиться лактация?

Скорость прекращения лактации зависит от ряда факторов:

  • Возраст ребенка и количество производимого молока.
  • Стадия беременности при ее прерывании (лактация возможна после прерывания беременности старше 18-й недели).
  • Количества сцеживаемого молока, вытекающего молока.
  • Давления на соски (во время работы, спорта, секса).
  • Наличия следующей беременности.

У некоторых матерей уходят недели, чтобы прекратить лактацию. У других этот процесс занимает всего несколько дней. Однако пятна молока на лифчике иногда можно заметить и спустя несколько месяцев или даже лет после того, как вы думаете, что лактация прекратилась: у каждой мамы процесс прекращения лактации протекает индивидуально.

После родов читается молитва — разрешительная

Молитва после родов — разрешительная. Именно эта очистительная молитва дает разрешение на посещения Церкви.

Разрешительная молитва:

От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением.

Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.

Когда читают разрешительную молитву?

Бог, посредством священника, отпускает человеческие грехи через «формулу» очищения. Этой «формулой» и является разрешительная молитва. Произносить ее следует только в тех случаях, когда верующий христианин действительно осознал свои совершенные грехи, ошибки и возненавидел их. Только в том случае человек не может раскаяться, если молитва эта читается при отпевании. Так когда же читается разрешительная молитва?

В православной церкви есть всего три случая, когда прощение грехов происходит с использованием разрешительной молитвы:

  • при отпевании;
  • после родов;
  • после исповеди.

Очищающая молитва читается — после окончания кровянистых выделений

Также есть очищающая молитва. Ее молодая мама должна прочитать перед посещением храма Божьего, но только после окончания кровянистых выделений.

Это молитва Пресвятой Богородице, которая читается в течение трех дней по три раза в день. Читать молитву можно уже после рождения малыша.


Очищающая молитва читается Божией Матери

Молитва Божией Матери очищающая:

Когда можно начать молиться

Нечистота в Ветхом Завете говорит о том, может ли православный человек принимать участие в церковных ритуалах. Заповедь о ритуальной чистоте не есть постижимой для разума и принимается так, как она есть. Эти заповеди не нужно оговаривать или рационально объяснять, как и искать предпосылки. Именно это отличает заповеди «,чистоты», от заповедей, который люди могут объяснить своему разуму.

В современном мире ритуальная чистота не так сильно важна для церкви и человека в целом. По разным причинам эти законы просто перестали выполняться. Единственный закон, который существует и в настоящей церкви , это нида. Хоть он немного видоизменен, но все равно входит в обычаи христианин.

Что такое нида?

Кровянистые выделения после беременности неизбежный фактор. Они бывают при кровотечениях в виде лохий, выделения после родов. Также к этому термину относят и обычные месячные.

Нида , это женская нечистота, когда она имеет кровянистое выделение.

Но это не означает, что женщина терпит неприязнь, негативные комментарии или эмоций, а также брезгливого отношения со стороны других христиан. Общество все равно относится к матери, как к святыне , защищает и любит.

Нида длится до восьмого чистого дня, когда выделения прекратились. Обычно обряд говорит, что нужно сделать очистительное омовение в специально обустроенном ритуальном бассейне.

Кровянистые выделения, как считается в святых писаниях , это самоочищение женщины от сексуальных контактов, и грязи, которые они принесли в её жизнь.

Нида порождает такие запреты для посещения храма:

  1. Как было указано выше, эти выделения считаются «,нечистотой»,.
  2. Из-за отсутствия гигиенических средств в старое время, был запрет на вход в храм, поскольку пролитие крови в церкви , великий грех.
  3. Храм это скопление огромного количества людей. Матерь с новорожденным ребенком может получить сильный стресс от большого количества людей. Потому не желательно брать малыша с собой в церковь в первые три-четыре месяца, а также обращать внимание на простуды и связанные с ними эпидемии.

Современный мир допускает «,нечистую», женщину в церковную жизнь. Это происходит из-за наличия гигиенических средств, которые помогают женщине не проливать кровь. Дом Божий не может быть осквернен женской кровью, а значит девушка спокойно стремиться духовно к Богу, который не делит людей на две категории: хорошие и плохие. Творец сущего принимает все, даже женскую «,нечистоту»,.

Также стоит помнить, что во время женской нечистоты запрещено:

  1. Половая связь с мужем.
  2. Касания.
  3. Объятия.
  4. Поцелуи.
  5. Еда за одним столом.
  6. Совместная кровать.

Благодарственные молитвы можно читать после окончания выделений крови. Их можно читать три раза в день в течение трех дней.

Перед кесаревым сечением — также можно обратиться к Богу и святым с молитвой

Также в медицинской практике есть такое слово, как кесарево сечение. Как проходит оно? И что это такое? Кесарево сечение — это операция, при которой ребенок извлекается через разрез на матке. Порой бывает, что будущая мать не может сама родить по причине физиологического строения тела. В таких случаях, делается кесарево сечение.

Многие женщины также переживают этот процесс. О благополучном родоразрешении также следует почитать молитвы. Чем поможет такая молитва? Такая молитва поможет:

  • обрести душевное спокойствие;
  • оперативное вмешательство пройдет без каких-либо осложнений;
  • ребенок родится здоровым.

Роженице нужно начать читать молитвы еще за 2-3 месяца до оперативного вмешательства

Молитва к Матроне Московской — поможет перенести оперативное вмешательство

Молитва к Матроне Московской поможет с легкостью перенести оперативное вмешательство, а также поможет быстрее исцелиться.


Молитва к Матроне Московской поможет с легкостью перенести оперативное вмешательство, а также поможет быстрее исцелиться

Молитва Матроне Московской:

Матрона, душа твоя далеко находится, Престол Золотой Господний охраняет, но прах на земле остался. Услышь мое обращение, позволь обрести спокойствие рабе (имя) и попроси Бога предоставить мне свое покровительство. Позволь мне родить здорового малыша, не заставляй его расплачиваться за мои прегрешения, в которых я ежедневно и еженощно искренне раскаиваюсь. Уповаю лишь на Тебя и верю, что Твоя милость будет безграничной. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Молитва роженицы перед кесаревым сечением — читается за 2-3 месяца до родов

Кому молиться? Молиться можно не только Высшему покровителю, но и Святым, например, Матроне Московской, Целителю Пантелеймону.

Но важно понимать, что ваша молитва должна идти от самого сердца. О печали лучше забыть, и полностью отдаться мыслям о рождении малыша. Молитва матери может возноситься, когда рожает дочь.


Когда рожает дочь, за нее может молиться ее мама

Молитва роженицы перед кесаревым сечением:

Будьте готовы к протечкам!

Даже после прекращения лактации или на последних ее стадиях возможны неожиданные обильные выделения молока из груди. Это может произойти при нежных объятиях с партнером, при занятии с ним сексом, при сексуальном возбуждении, при мыслях о ребенке, при прикосновении к груди. Для предупреждения неожиданных протечек молока носите в бюстгальтере впитывающие подушечки-прокладки. Имейте с собой сменный запас таких прокладок. Носите топы темного цвета, чтобы пятна молока были не так заметны. Возьмите с собой запасной комплект одежды, особенно для более важных случаев.

Перед выходом из дома сцедите немного молока. Если вы чувствуете, что молоко протекает, скрестите руки на груди, чтобы остановить поток.

Во всех случаях получите консультацию у специалиста по грудному вскармливанию, как лучше прекратить лактацию именно в вашем случае.

Нечистота — что это и откуда пошло понятие?

Понятие нечистоты идет из библейского Ветхого Завета. Чистота или нечистота определяет состояние человека, позволяющее ему принимать или не принимать участие в храмовом культе. По сути, это ритуальная чистота.

В сложных еврейских законах ритуальная чистота идет бок о бок с идеей святости. Законы, изложенные в Моисеевых книгах, охватывали все стороны жизни, что надежно препятствовало проникновению языческой культуры в религию и отражало идущее с древности представление иудеев о тесной связи Бога, человека и Вселенной.

В отличие от заповедей, которые относятся к разряду объяснимых с точки зрения человеческого разума, заповеди о ритуальной чистоте относятся к разряду непостижимых разумом и принимаемых априори, то есть воспринимаемые как закон безоговорочно и без рационального объяснения его предпосылок.

Многие рассматривают эти законы как гигиенические правила, но Библией однозначно определено, что они носят не материальный, а сакральный смысл. (например, в Лев.11:43-44)

По иудейским законам оскверниться нечистотой мог любой человек без исключения. И стар, и млад, и даже новорожденный одного дня отроду мог быть оскверненным всеми ее разновидностями.

Высочайшая степень нечистоты — трупная, и всякий, кто находился в одном помещении с покойником, прикасался к нему или к могиле, считался ритуально нечистым после этого в течение 7 дней и не допускался к Храму. Что интересно, нечистота распространялась не только на людей, но и на воду в открытых сосудах, находившихся рядом с трупом. Ликвидировать состояние нечистоты после прошествия положенного срока можно было специальными очистительными обрядами, зачастую с жертвоприношением.

О нечистоте людей в церкви

Людская «грязь» в христианстве называется нечистота – речь идет не о физической или даже духовной грязи. Нечистота – это состояние человека, которая не позволяет ему принимать участие в церковных ритуальных обрядах. Это закон, который определяется на сакральном уровне, поэтому связывать ее с гигиеническими процедурами не следует. Человек оскверняется нечистотой в определенных случаях. К примеру, нечистотой человек оскверняется, если пробыл в одном помещении с умершим в течение какого-то времени.

Здесь же можно выделить и простое ощупывание умершего – в этом случае в течение недели запрещено не только принимать участие в ритуальных обрядах, но и входить в храм. Под запрет попадают люди, которые побывали на могиле, дотрагивались до могильной земли или плиты – это закон. Нечистотой может быть осквернена вода, которую зачастую можно найти под умершим в гробу – во время отпевания усопшего в храме сосуд не вносили.

Это интересно: Избавиться от нечистоты сложно, но можно. Правда, для этого придется пройти определенный ритуал, даже с проведением жертвоприношения. Приносить жертву сегодня в виде убийства животного может и не понадобиться, но исключать подобного не стоит.

Нида, или женская нечистота в Ветхом Завете

В настоящее время почти все ветхозаветные законы ритуальной чистоты в силу различных причин перестали выполняться. Исключением является закон ниды, который вошел и в обычай православных христиан в несколько видоизмененном состоянии.

Нида — ритуальное состояние женской нечистоты во время кровотечений, связанных с месячными, с выделениями после родов и любыми другими причинами, вызывающими кровянистые выделения. Состояние нечистоты по вышеперечисленным причинам не подразумевает какой-либо неприязни, брезгливого отношения и другим негативным эмоциональным проявлениям к женщине.

Состояние это длится до отсчета семи «чистых» дней после прекращения выделений и выполнением очистительного обряда путем омовения в микве — обустроенном по специальным правилам ритуальном бассейне. Все время нечистоты женщине запрещена как половая связь с мужем, так и другие проявления телесной близости — касания, объятия, поцелуи, сон в совместной кровати, еда за одним столом и другие.

О нечистоте беременной женщины или молодой мамы

Женщина осквернена нечистотой в период кровяных выделений из влагалища – это может происходить во время менструаций или после родов. В Ветхом Завете имеется огромное количество законов проведения различных ритуальных обрядов относительно женщин в период кровянистых выделений и времени нечистоты. Сегодня же в православных церквях исполняется только ритуал ниды, который тоже претерпевает заметные изменения в избавлении от нечистоты.

Видео

Нида – ритуальный обряд, который начинается с седьмого «чистого» дня (после полного прекращения кровянистых выделений). Далее перед посещением храма проводится специальный обряд – женщину омывают в микве. Миква – это специальная купель, построенная по законам Библии. Ритуальный обряд проводит батюшка церкви. В дальнейшем женщина может посещать храм до следующих кровянистых выделений.

Это интересно: Правильно проведенный ритуал ниды – это полное отсутствие сексуальных контактов с мужчиной. Бог запрещает прикосновения, объятия, поцелуи. Женщина даже спать должна в отдельной постели от мужа – этого придерживаются чистую неделю. В противном случае она не избавляется от нечистоты.

Молитвы матери

Вернемся в наши времена. По существующей традиции совершается очистительная молитва над матерью по истечению 40-дневного периода после родов, приуроченного к моменту завершения кровотечения и крещения новорожденного. Не путайте ее с разрешительной (разрешительная молитва читается после исповеди и в конце отпевания для отпущения грехов).

Разрешительная молитва после родов(текст)

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.

Первое безопасное знакомство с новорожденным

Появляется новый вопрос: когда же можно показывать новорожденного родным и друзьям? На первый взгляд, ответ прост: спустя 40 дней. С одной стороны, это верно, с другой – нужно принять все необходимые меры для комфортного проведения первых смотрин:

  • Приглашать на первые смотрины новорожденного, нужно не более 10–15 человек. Лучше, если это будут родственники и близкие друзья;
  • Правильно организуйте весь процесс, выберите помещение или место на природе. Если приглашаете в гости к себе домой, старайтесь заранее продумать о размещении гостей, а также создайте тихий уголок для мамы с новорожденным;
  • Старайтесь заранее попросить приглашенных, не приходить если есть какие-либо недомогания. Несмотря на пройденный этап в 40 дней, ребенок все так же слаб и любой вирус может негативно сказаться на его здоровье;
  • Для мамы и новорожденного, будет сложно выходить навстречу к каждому гостю, лучше если все приглашенные соберутся в одном помещении, а мама с ребенком выйдет на несколько минут к ним;
  • После того как все гости разойдутся, уделите больше внимания новорожденному: подготовьте ему ванночку с травами (Читайте статью, травы для купания новорожденного>>>) , сделайте успокаивающий массаж, покормите и уложите спать. Ребенок должен понимать, что это был обычный день и ему ничего не угрожает. Поэтому пусть заботу уборки и провожание гостей возьмут на себя близкие.

Очень часто приглашенные гости просят подсказать, что можно подарить новорожденному на его первый праздник. Поэтому старайтесь заранее распланировать кто что подарит.

Самый беспроигрышный вариант, это подгузники 2 и 3 размера. Не заказывайте 1, так как ребенок быстро растет и есть вероятность, что они быстро станут ему маленькими.

Молитва после родов(текст)

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила всех душ наших.

Мать Пресвятая Богородица, Дева Прекрасная Мария, прошу я Тебя, раба Твоя (имя). Как Ты сына Своего родила, Иисуса Христа, так перероди меня, рабу Божью (имя), восстанови мою кровь, и жилы, и суставы, и кости мои. Чтобы как у малого ребенка хрящи восстановились, так и лик у рабы Божьей (имя) восстановился, и возродился с рождением моим. Аминь! Читать по 3 раза 3 дня подряд.

Если женщина желает выразить особое почтение и смирение перед Богом, тем самым подтверждая, что желает исполнять все Божественные Заповеди, даже не подвластные человеческому разуму (а женская нечистота как раз из их разряда), то совершение этого обряда похвально и перед крещением ребенка или причастием нужно предупредить священника о своем желании. Но и несоблюдение этой традиции не ставит женщину в один ряд с закоренелыми грешниками и не препятствует ее пути к спасению и жизни во Христе. Сразу же после родов и в любое время уместна благодарственная молитва матери.

Не терзайте себя размышлениями о своей нечистоте после родов. Понятие это выше разумения, и пытаясь как-то логически объяснить его, мы загоним себя в тупик, что ничего хорошего нашей вере не принесет.

Доверьтесь решению вашего духовного отца или священнослужителя. Если он не придает значения очистительной молитве, то он прав. Если он требует ее совершения, то он тоже прав. Не мудрствуйте лукаво, давая тем самым пищу своей гордыне. И не старайтесь следовать каждой букве ветхозаветных законов. Помните — там, где закон, там нет благодати.

Разрешительная молитва на отпевании

Каждый, кто считает себя христианином, должен исполнить свой религиозный долг и проводить своих близких и родных в последний путь достойно. О прощении грехов умерших церковь молится не только на заупокойных службах, панихидах. При отправлении человека в вечность священнослужитель совершает обряд отпевания, затем происходит погребение.

В конце отпевания священником прочитывается разрешительная молитва. Текст ее пишется на листе, который обязательно должен включаться в любой погребальный набор. После того как молитва прочтена, ее нужно вложить усопшему в правую руку.

В тексте такой молитвы прошения от всех молящихся и от лица священника о прощении умершему грехов его. Этим выражается надежда на то, что Господь освободит, простит человека от земных грехов и примет умершего в рай. Кроме этого, в молитве просится избавить усопшего от различных проклятий, которые могли быть наложены на него недоброжелателями в жизни.

Таким образом, при обряде отпевания разрешительная молитва является очень важной его составляющей. Священники называют это молитвословие главным для отошедшего в мир иной. В церкви также разрешительная молитва называется «подорожной».

До каких пор, крестя ребёнка, нужно читать матери молитву на сороковой день?

Мамам детей читается священником молитва по прошествии сорок дней. Приходят крестить младенцев, которым уже давно минуло сорок дней. Так вопрос — до какого возраста читается молитва матери?

Молитвы, читаемые матери на 40 день после рождения ребенка, являются для нее церковным благословением на участие в Таинствах ( прежде всего, Причащения) и на возвращение в полнокровную церковную жизнь, в которой она не участвовала в период рождения.

Приступать к Таинствам без такого благословения было бы неправильным, поэтому будет лучше, если мать, над которой после родов не читались молитвы 40 дня, попросит об этом священника, даже если прошел довольно значительный срок после рождения ребенка.

Сегодня нет какой-то иной официальной позиции по вопросу чтения очистительной молитвы над матерью, кроме общепринятой практики до революции и в советскую эпоху.

Протоиерей Сергий Булгаков в Настольной книге для священно- церковно- служителей указывает: «Обряд сорокового дня содержит очистительные молитвы матери. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм, почему и совершать этот обряд нужно в самом храме. Кроме того, в обряд сорокового дня входят молитвы о младенце, принесенном матерью, который, судя по указаниям в начале 3-й главы Требника, еще не крещен».

Исходя из сказанного, молитву матери, присутствующей при крещении своего ребенка, пускай и не 40-дневного, не стоило бы опускать, поскольку священник молится не только об очищении матери, но и просит Бога сподобить ее Святого Причащения. Кроме того, молитва должна быть прочитана прежде самого Таинства Крещения, чтобы мать имела возможность молитвенно участвовать в крещении своего дитяти.

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.


В церковной богослужебной практике такой обряд получил название «Молитвы жене родильнице (родившей. – Прим. авт.), по четыредесяти дней», т. е. после сорока дней после родов. В данный обряд включены также молитвы на благословение ребенка роженицы и воцерковление (введение или внесение отрочати либо младенца в храм).

Действительно, данный обряд – это не Таинство. Но вспомним слова Спасителя, сказанные Им перед тем, как святой Иоанн Предтеча должен был Его крестить: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Т. е. Сын Божий хоть и не должен был, но исполнил все повеления Бога Отца, данные ветхозаветной Церкви.

Не значит ли это, что и нам, православным христианам, следует исполнять всякую Божественную правду, данную новозаветной Церкви? Конечно, мы должны следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа, ведь все Таинства и обряды Православной Церкви – это лестница на Небо. Они предназначены для нашего спасения.

Здесь нужно с Божьей помощью сказать, что Церковь, как любящая Мать, стремится освятить благодатью Святого Духа все этапы жизни человека, начиная с рождения и не заканчивая уже никогда. Если мы рассмотрим внимательно то, что сегодня можно именовать Таинством Крещения, получится некий соединенный воедино сплав из двух Таинств – Крещения и Миропомазания и нескольких обрядов (наречение имени, молитвы оглашенных, помазывание елеем, измовение, пострижение волос, часто молитвы матери и так называемое воцерковление). Сейчас в виду удобства это все соединено в единый сплав, длящийся по времени около одного часа. Но не так было в древней Церкви… Существовал целый период постепенного погружения в дивный мир веры, в Церковь, если хотите, ребенка, его семьи, восприемников и родственников. Их вхождение в духовное Небо на земле – в Церковь Божию. Фактически оно и было, и осталось непрекращающимся никогда паломничеством-путешествием к Богу – лестницей на Небо. Мне очень нравится меткое и образное выражение игумена Нектария (Морозова): «Воцерковление – это это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью». Это выражение показывает нам, что и крещение, и воцерковление – это не просто формальность, не просто слова и штамп некий. Нет. Это живой процесс соединения каждого конкретного человека с Церковью Христовой и с Самим Богом, насколько это вообще возможно для человека. Это реальная дорога в рай, во спасение для каждого из нас. И нам нужно только стараться с Божьей помощью по ней идти!

Итак, вернемся к древней Церкви. В самый первый день, когда жена родит ребенка, к ней призывался священник, который благословлял ее и дитя, читал определенные молитвы. В них он молился об исцелении роженицы, о прощении ее грехов, об ограждении от лукавых духов и болезней младенца. Позже, в советское время, конечно, этот обряд практически вышел из употребления, так как священники просто не допускались в роддом. Но молитвы (назовем их молитвами первого дня) можно читать и сейчас. Можно и сегодня договориться с врачами и с батюшкой, чтобы его впустили в роддом, в палату для чтения над мамой и ребенком данных молитв. Многие священники читают эти молитвы для своих матушек и новорожденных чад.

На восьмой день (библейская ветхозаветная традиция; Богомладенца Иисуса нарекали в восьмой день (Лк. 2:21)) младенца приносили в храм, и священник нарекал ему имя. В требнике есть «Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего».

Далее если мы внимательно вчитаемся в чинопоследования требника, то увидим, что сотворение оглашенного, помазывание елеем, Таинство Крещения, Таинство Миропомазания почти везде имеют начальный священнический возглас и отпусты. Это свидетельствует о том, что все эти чинопоследования дробились и совершались один за другим в разное время. К примеру, измовение и пострижение волос производилось на восьмой день после Таинства Крещения. Данное действо было связано с тем, что крещения в древней Церкви очень часто происходили перед Пасхой. И на протяжении всей Светлой седмицы новопросвещенный (только что крестившийся человек) должен был посещать все пасхальные богослужения суточного круга. На них (или сразу после них) в храмах происходили мистагогии – тайноводческие проповеди, подготавливающие верующих к участию в жизни Церкви, и особенно в Таинстве Евхаристии. Мистагогии проводились обязательно после совершения над человеком Таинства Крещения, так как считалось, что только благодать Святого Духа, преподанная новопросвещенному в Таинстве Крещения, открывает ему разум, сердце и душу для понимания-вхождения в Таинство Причащения.

Восьмой же день также имел свою символику. Шесть дней Господь творил мир, в седьмой день почил от трудов Своих. А восьмой день – это новая эра. Время Второго пришествия Христова, время нового мира, нового горнего града Иерусалима. Поэтому приведение в храм (часто по завершении Светлой седмицы, на Антипасху (от крещений, которые часто происходили в Великую Субботу, как раз на восьмой день)) новопросвещенного для измовения и пострижения власов символизировало то, что он, крестившись, входит в вечность, в новый мир, в духовное Небо.

Сейчас все эти Таинства и обряды соединены, как правило, между собой в единое целое. Но их духовного смысла мы, конечно, не должны терять.

Что касается воцерковления. Оно совершается на сороковой день после рождения. Можно и позже. Традиция сорокового дня также библейская. Именно на сороковой день Пресвятая Богородица, праведный Иосиф Обручник принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа, как то предписывал закон Моисея. Поэтому и мы, следуя примеру Спасителя и Святого Семейства, совершаем обряд воцерковления именно на сороковой день. Разрешено позже, но не раньше. Биологически это связано с очищением материнской утробы от родов: выхождение плаценты, вод, крови и пр. Литургически: после прохождения обряда воцерковления женщина допускается к причащению Тела и Крови Христовых. До этого, в принципе, она не может причащаться. Только ввиду страха смертного (тяжкой болезни или под угрозой смерти) разрешено женщине причаститься без воцерковления. Еще одна особенность: если мать неверующая или умерла уже, то тогда обряд воцерковления можно провести только с ребенком. При этом исключаются молитвы матери. Воцерковление над человеком производится только один раз в жизни. Для матери, понятно, возможно повторение, в случае рождения ею на протяжении жизни детей.

Сам обряд воцерковления условно можно разделить на две части. В первой перед обрядом мать и ребенок поставляются в притворе храма, куда к ним выходит священник в фелони и с крестом.

Конструктивно эта часть состоит из обычного начала «Благословен Бог наш по «Отче наш». Через несколько молитвословий священник читает молитвы для матери и для ребенка. Примечательно, что в пояснениях к обряду пишется, что в определенный момент мать должна приклонить свою голову с младенцем «вкупе», т. е. с церковнославянского – «вместе», прикоснувшись своей головой к голове ребенка. Это обозначает, что сейчас жизнь матери и ребенка словно бы соединена в единое целое, в единую жизнь, собственно, как и жизнь всей их семьи.

Во время данного преклонения священник кладет крестное знамение на главе ребенка. Молитвы над матерью имеют преимущественно очистительный и разрешительный характер. Священник просит, чтобы Господь очистил роженицу от скверны и греха и сподобил ее причащения Святых Христовых Таин. Молитвы над ребенком в основном благословляющие. Пример из чина воцерковления: «И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрстви…».

Вторую часть чинопоследования привожу цитатой из Настольной книги священнослужителя:

«…Священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знáмение пред входом в храм и возглашает:

‟Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.

Новокрещеный вступает в Церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие.

Внеся его в храм, священник произносит:

‟Внидет в Дом Твой, поклони΄тся ко храму Святому Твоему”.

Войдя в храм, новокрещеный погружается в духовную стихию непрестанной радости, мира, любви и хваления. Остановившись посреди храма, священник возглашает: ‟Воцерковляется paб Божий (имярек)! Посредé Церкве воспоет Тя”.

Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:

‟Воцерковляется раб Божий (имярек)”.

Здесь, у Престола Всевышнего, и должна исполниться вся его жизнь.

Далее младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. (Прикладывать младенца к престолу или жертвеннику, как это делают в отдельных приходах, ни в коем случае не следует.) При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца:

‟Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко ви΄деста очи мои спасение Твое…”

Воцерковление заканчивается обычным отпу́стом, после чего бывает целование Креста. Этот заключительный обряд можно соотнести с ‟крещальной процессией” в древней Церкви, приспособленной к обстоятельствам Крещения младенца, во время которой новокрещеные с возжженными свечами шествовали из баптистерия в храм для участия совместно со всей общиной в Таинстве Евхаристии».

Примечательно, что в требнике написано: перед отпустом воцерковления священник «полагает е (т. е. младенца. – Прим. авт.) при дверех жертвенника (Царскими вратами – Прим. авт.). И тако восприемник поклонився трижды, вземлет е, и исходит».

Интересно об этом написано в вышеупомянутой Настольной книге священнослужителя: «Указание Требника ‟И no сих полагает е (младенца) при двéрех жертвенника…” не следует понимать буквально, так как в греческом оригинале в этом месте стоит слово ‟тифиси”, которое может быть переведено и как ‟поставляет”. Тем более что положить на пол только что крещенного и миропомазанного младенца значило бы унизить эти два великих Таинства. Следует передать его на руки матери, уже стоящей к тому времени у Царских врат».

Еще одна литургическая тонкость. Нужно с Божьей помощью ответить на вопрос: почему чинопоследование воцерковления стоит в требнике перед крещением? На этот вопрос ученые-литургисты отвечают следующим образом.

Вполне возможно, что первая часть обряда, о которой мы упомянули выше, действительно совершалась над матерью и ребенком до Таинства Крещения, а вторая часть – уже после Таинства Крещения. Первоначально первая и вторая часть были независимыми, отдельными друг от друга обрядами, которые позже слились воедино. И теперь в большинстве случаев это соединенное воцерковление совершается после Таинства Крещения.

А мы, дорогие братья и сестры, возрадуемся, что Мать-Церковь так полно и глубоко принимает нас в Свои объятия, соединяя со Христом. Будем стараться относиться к православным Таинствам и обрядам не просто как к дани доброй дедушкиной традиции, но как к этапам и источникам спасительной жизни во Христе.

Ибо они и есть теми каналами, через которые мы получаем благодать Божию, животворящую и воскрешающую нас.

Иерей Андрей Чиженко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]