Молитва св. Иоанна Кронштадтского*
Аудио:
00:18
Го́споди, при́зри ми́лостиво на раба́ Твоего́ (имя), прельще́нного ле́стью чре́ва и плотско́го весе́лья. Да́руй ему́ позна́ть сла́дость воздержа́ния в посте́ и проистека́ющих от него́ плодо́в Ду́ха. Ами́нь.
* * *
Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о даровании трезвости
Аудио:
02:49
Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» (Пс.39:18). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» (Пс.26:9), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
* * *
Как просить святителя о том, чтобы муж, сын или брат перестали пьянствовать
Тому, кто решился умолять святого о помощи, скорее всего, следует приготовиться к долгой, очень трудной духовной работе. Дело не в том, что святитель не отзывчив, не желает (или не может) «сделать чудо» здесь, сейчас. Молитвы свт. Николая приемлются Господом всегда.
Но законы духовной жизни таковы, что Бог – даже молитвами великого святого! – никогда не совершит насилия над душой, не готовой принять помощь свыше. Ведь свободная воля человека – Божий дар ему от сотворения еще Адама – неотменяема. Только свободный выбор, произволение болящего, может даровать ему спасение и исцеление.
Станет ли лучше? Когда?
Прося, нужно понимать: речь идет о вразумлении заблудшего человека теми средствами, которые Господь посчитает полезными. А это, особенно, если болезнь запущена, возможно лишь через достижение своего рода нижней точки, «дна», когда человек осознает свое падение, а потом с Божией помощью начинает медленный подъем. Поэтому вряд ли стоит ожидать резкого изменения ситуации, немедленного чуда исцеления.
Не стоит сбрасывать со счетов также силы зла, стоящие за страстью винопития: искушения могут преследовать не только больного, состояние которого иногда может даже ухудшиться, но и дерзающего о нем молиться. Впрочем, следует надеяться на сугубую помощь свт. Николая, самое имя которого страшно бесам.
Что читать?
Из составленных святому молений верующие особенно часто читают акафист святому. Он, как говорят церковные историки, написан великим старцем, духовником прп. Никодимом Святогорцем (то есть монахом св. горы Афон) в XVIII в. Славянский перевод гимна утвержден для употребления в Русской Церкви с 1782 г.
Это интересно: Как читать акафист свт. Николаю Чудотворцу
Многие верующие говорят о том, как меняется их жизнь при чтении этого удивительного акафиста, насколько просто решаются самые сложные вопросы. Даже сами слова моления – радостные, торжественные, дающие поддержку при трудном молитвенном подвиге.
Читать акафист лучше стоя, ведь даже название гимна переводится с греческого как «неседальный». Иных указаний о порядке чтения акафистов Устав Церкви не содержит. Однако в практике верующих существуют разные варианты этого молитвенного делания:
- ежедневное в течение 40 дней, что призывает сугубую Божию благодать, помощь святителя на молящегося, твердо решившегося на подвиг молитвы о ближнем;
- чтение по потребности души, особенно при обострениях страсти – столько раз, сколько требуется.
И все же, каким бы настойчивым ни был молящийся, этого почти всегда недостаточно.
Св. мученику Вонифатию
Аудио:
02:12
О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем. Моле́ний на́ших не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Исцели́ бра́тию и се́стры на́ша (имена), тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мыя, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ Це́ркви Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Христо́в, косни́ся серде́ц их да́нною ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́же ра́ди и страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в тре́звости и целому́дрии, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти, да во дни и в нощи́ о Нем бо́дрствующе и до́брый отве́т о Нем возда́ти на Стра́шнем суди́ще. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х рыда́ющих; чад си́рых и убо́гих, пия́ницами оста́вленных; всех нас, к ико́не твое́й припа́дающих, да прии́дет сей вопль моли́твами твои́ми ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих. В стра́шный час исхо́да на́шего помоги́ прейти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, и да покры́ет нас ми́лость Бо́жия, в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.
* * *
Кто должен молиться?
Пьянство – страшное горе, посещающее семью. Алкоголик теряет интерес к работе, перестает заботиться о близких. Окружающие люди сторонятся зависимого человека, и лишь родные прилагают усилия для спасения его от ужасной напасти. Алкоголизм – это болезнь, она практически не поддается излечению при отсутствии стремления к исцелению у самого больного.
Святого Николу просят об избавлении от пьянства своего родного человека жена, мать, дети, но не запрещено молиться о помощи другим родственникам или неравнодушным людям.
Священники советуют использовать и другие способы для избавления от пьянства.
Святителю Вонифатию Милостивому
Аудио:
00:27
О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Аминь.
* * *
Преподобному Моисею Мурину
Аудио:
01:36
О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена), влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь э́тих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.
* * *
Что еще могут сделать близкие для того, кто одержим страстью винопития
Современные психологи говорят: корни всех видов зависимости, включая алкогольную – в семейных отношениях. Это значит, что проблема создана не одним пьющим, но также – его близкими. Парадоксально, но, кроме молитвы, самая действенная помощь недугующему – изменение собственного образа жизни, позиции по отношению к больному.
Господь не будет совершать духовное насилие не только над больным, но также над его родными, если их на самом деле устраивает прежний образ жизни. А значит, молитвенный труд может пропасть туне.
Что же нужно изменить?
Позицию «спасателя», когда близкий человек «самоотверженно» пытается спасти пьяницу. Имея вид заботы о ближнем, это на самом деле – проявление гордыни, желания «наладить» жизнь мужа, сына, брата по своим представлениям, контролировать ее. Тогда больной, уверенный в безнаказанности, продолжает перекладывать ответственность за свою жизнь на родных, а значит –падать в пучину греха.
Рассказывает психотерапевт, Андрей М.:
«Самое сложное при борьбе с зависимостями – «отцарапать» от больного его родственников. Почти никогда не получается это сделать. Знаю случай парня, который пил годами – пока не умерла мать, боровшаяся за него. После чего проблема алкоголизма решилась почти моментально. На мой вопрос о том, как это получилось, он ответил: «Так ведь теперь спасать меня некому!».
На самом деле умирать для спасения ближнего нет необходимости. Достаточно просто начать жить: подумать о себе, своих потребностях, позаботиться о здоровье, давно запущенном в «борьбе за спасение».
Вместе с тем, необходимо быть готовым к тому, что пьющий не захочет решать проблему. Тогда психологи советуют во имя реальной помощи (а не «спасения» при помощи уговоров) идти до конца – вплоть до размена жилья, прерывания отношений. Необходимо понимать, что желание «спасать» ближнего, возможно, необходимо лечить так же, как и его алкоголизм. Такая болезнь именуется созависимостью.
2
Августа
2019 года
Игум. Иона (Займовский), руководитель при Московском Даниловом монастыре в интервью сказал: «Так же, как у алкоголика возникает непреодолимое желание выпить, точно так же у созависимого возникает непреодолимое желание контролировать своего пьющего родственника».