Как Совнарком вычеркнул тринадцать дней из жизни России

6 февраля 1918 года правительство большевиков приняло декрет о введении в стране григорианского календаря

За многовековую историю России календарь и система летоисчисления в ней менялись не раз. Но лишь однажды страна, переживавшая свою самую масштабную и жестокую трансформацию, превратившаяся из Российской империи в Советскую Россию, проснулась, потеряв тринадцать дней из жизни. Произошло это в ночь на 14 февраля 1918 года — первый из дней, который советским гражданам предстояло прожить по новому, григорианскому календарю. Решение о его введении на территории РСФСР было принято на заседании Совнаркома 6 февраля (24 января по старому стилю) 1918 года, через четыре дня после того, как церковь, продолжавшая жить по юлианскому календарю, так же декретом была отделена от государства.

Меняем год, но не календарь

Двенадцатимесячный лунно-солнечный календарь, которым пользовались на территории Древней Руси, начинал год с весны, с первых полевых работ. Это правило сохранилось и когда до древнерусского государства вместе с христианством добрался юлианский календарь, названный так по имени императора Юлия Цезаря, который и ввел его своим указом в 45 году до н.э. Но летоисчисление в календаре, заимствованном русскими у византийцев, осталось «греческим» и велось со «дня сотворения мира», который был определен в 5508 году до Рождества Христова. В 7000 году от сотворения мира (1492 год н.э.) православная церковь сменила дату начала года, перенеся ее на 1 сентября. Решение это не было случайным: в этот день начинался год по византийскому, то есть церковному календарю. А еще через двести с лишним лет, 16 декабря 7208 года от сотворения мира (1699 от Рождества Христова; правила расчета соответствия см. в Таблице 1), будущий император Петр I своим указом провел первую серьезную гражданскую реформу календаря в России.

Портрет царя Петра Алексеевича в 1698 году работы немецкого художника Готфрида Кнеллера

Источник: livejournal.com

Отныне начинать новый год царь повелел не с 1 сентября и уж тем более не с 1 марта, а с 1 января, и попутно заменил летоисчисление от сотворения мира на летоисчисление от Рождества Христова. Так что в 1669 году петровская Россия успела отметить Новый год дважды – по дореформенному и по новому календарю. Причина такой реформы была очевидна: царь-реформатор стремился как можно сильнее сблизить свою империю с западноевропейскими странами. Но, меняя летоисчисление и дату начала года, Петр I так и не решился сменить юлианский календарь на все больше распространявшийся в Западной Европе григорианский. Правда, надо заметить, что к тому времени по старому стилю еще жили многие страны, с которыми наиболее активно взаимодействовала Россия, в том числе Великобритания и Швеция (Голландия, от которой так много заимствовал царь Петр Алексеевич, перешла на новый стиль только летом 1700 года). К тому же по юлианскому календарю жила православная церковь, игравшая колоссальную роль в российской жизни, а вступать в конфликт с нею по не столь важному поводу царь-реформатор тоже не стремился.

Несостоявшиеся реформы

К началу XIX века жизнь по «старому стилю» стала доставлять заметные неудобства многим подданным Российской империи, прежде всего тем, кто по долгу службы или по личным мотивам вынужден был регулярно взаимодействовать с западноевропейскими партнерами. В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о переходе на григорианский календарь, но это предложение получило отрицательную оценку у тогдашнего министра народного просвещения князя Карла Ливена. Его поддержал император Николай I, и проект был отвергнут. Через три десятка лет, в 1864 году, немецкий астроном Иоганн Медлер, служивший тогда профессором Дерптского университета в Прибалтике, предложил российскому правительству провести календарную реформу, не меняя самого летоисчисления, но скорректировав календарь на основе сделанной им исключительно точной оценки года. Профессор Медлер предложил сменить цикл из трех обычных и одного високосного года на цикл из 128 лет, в котором на 97 обычных годов приходился 31 високосный. Проект был отклонен как светскими, так и церковными властями, причем дважды: второй раз календарь Медлера в 1899 году предложила ввести организованная по инициативе Дмитрия Менделеева комиссия при Русском астрономическом обществе, но эта инициатива тоже потерпела неудачу.

Министр народного просвещения Российской империи, генерал от инфантерии, светлейший князь Карл Ливен

Источник: liveinternet.ru

Тем не менее неудобства в пользовании календарем, который не совпадал с общеевропейским, накапливались, и правительству России приходилось принимать локальные меры для их преодоления. В частности, еще до Первой мировой войны григорианский календарь использовался при астрономических и метеорологических наблюдениях, был принят в военном и коммерческом флоте, им в разных ситуациях пользовались министерства иностранных дел, финансов, путей сообщения и внутренних дел. Особенно неудобно было историкам: разница между календарями накапливалась постепенно, и переводить даты приходилось с особой осторожностью (см. Таблицу 2). Но для большинства населения России разночтение между юлианским и григорианским календарем оставалось незаметным. Жизнь в российской глубинке по-прежнему была в значительной степени ориентирована на церковный распорядок года, которому действовавший в стране календарь полностью соответствовал. Для того чтобы разорвать эту связь и заставить российских подданных перестать рассчитывать год по православному календарю, потребовалась Октябрьская революция с ее стремлением весь прежний мир «разрушить до основанья».

Григорианская «машина времени» или как исчезли сразу десять дней

Анна Алябьева, 24 февраля 2022, 20:26 — REGNUM Более 400 лет назад, 24 февраля 1582 года, папа Григорий XIII своей буллой Inter gravissimas (в переводе с лат. «Среди важнейших…») объявил о реформировании летосчисления и переходе на новый календарь. Он и сегодня используется большинством стран мира. Папа же обеспечил себе память на века, дав ему своё имя — «Григорианский».

Григорий XIII. Гравюра

До этого Европа жила по «юлианскому» календарю, который был введён римским императором 1 января 45 г. н. э. Он первым установил год в 365 дней с добавлением одного дня каждые четыре года. Первые столетия неточности юлианского календаря были мало заметны, но уже к XVI веку у престола Святого Петра возникли проблемы с определением важнейших церковных дат — отставание уже составляло десять суток и день весеннего равноденствия, по которому определялась дата празднования Пасхи, сместился с 21 марта на 11 марта.

А потому главным инициатором реформы являлась именно Римско-католическая церковь. Церковь была заинтересована в том, чтобы новый календарь обеспечил точное определение дня главного христианского праздника — Пасхи.

Тициан. Пий IV

Были многочисленные желающие и их попытки привести календарь в соответствие с реальным временем. Например, папе Павлу II во второй половине XV века удалось установить интервал между юбилейными годами в 25 лет. За решение проблемы в своё время брались и Александр VI Борджиа, и Павел III и Пий IV, предшественники Григория XIII на папском престоле в Ватикане. Но масштабной реформы летоисчисления ни у кого не получалось.

В 1572 Григорий XIII принял решение об учреждении «Комиссии о реформе календаря». Работа комиссии завершилась в 1580.

Среди современников Григория XIII были такие личности как Христофор Клавиус и Луиджи Лилио. Они хорошо разбирались и в астрономии, и в математике. Совместно им удалось разработать именно тот алгоритм, который зафиксировала папская булла Inter gravissimas и которым пользуются по сей день.

Алгоритм предполагал два важнейших нововведения. Во-первых, с момента вступления в силу нового календаря (4 октября 1582 года), на текущую дату добавлялось десять дней. А во-вторых, вводилась новая методика определения високосного года — фактическая годовая продолжительность устанавливалась теперь в 365,2425 суток, а не как в юлианском календаре 365,25 суток. Решение было найдено в том, чтобы исключить из високосных года, номера которых кратны 100, а года с номерами кратными 400 — оставить високосными.

Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме

Camillo Rusconi

И 24 февраля была издана папская булла, которая начиналась так: «Inter gravissimas Pastoralis officii Nostri curas …», что в переводе означает «Среди наиболее серьёзных обязанностей нашей пастырской службы …». В историю же она вошла по двум первым словам.

Католические страны сразу же последовали папскому призыву и в тот же год (1582 год) на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Речь Посполитая, Франция и Португалия. В следующем году (1583 год) к ним начала присоединяться протестантская Европа. К концу 1583 года на новый календарь перешли Голландия, Бельгия, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии и др. Не обошлось и без курьёзов. В некоторых источниках рассказывается о том, что в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года и в том году люди остались без Рождества.

Папа Григорий XIII отправил послание и Константинопольскому патриарху Иеремии II, в котором предложил использовать новый календарь и в Православной церкви. Но на Константинопольском соборе предложение было отвергнуто. Православные страны ещё долго жили по юлианскому календарю: например, Россия до 1918 года, Сербия — до 1919 года, Греция — до 1924 года.

Фрагмент Таблицы Пасхалии «От сотворения всея твари и первозданного человека Адама. годы 7387-7401 от Адамаили 1879—1893 от Рождества Христа 2

В 1830 году Петербургская академия наук всё же заявила о необходимости принятия григорианского календаря, но получила отказ от министра народного просвещения князя Карла Ливена. Он посчитал переход на новое летоисчисление как «несвоевременное», «недолжное», и которое может привести к «нежелательным волнениям» и «смущениям умов». Император Николай I с доводами министра согласился, реформа календаря была отложена на неопределённое время.

И опасения князя были не лишены здравого смысла. Так, например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь, местные купцы подняли мятеж. По их словам, сдвиг на десять дней срывал их сроки поставок и оборачивался значительными убытками. Мятежники разгромили церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с беспорядками удалось лишь летом 1589 года. Кроме того, разновременной переход стран на новый календарь приводил и к фактическим ошибкам. Так известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. В действительности события произошли с разницей в десять дней. Причина в том, что в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его Папой, а в Великобритании — с 1752 года.

Введение нового календаря имело также и финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. А в 1753 году банкиры отказались платить налоги. Они дожидались положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта.

Счёт по костяшкам рук. Бугорок- 31 день, впадинка-30 дней

Андрей Перцев 1967

Что же касается введения григорианского календаря в России, то после того, как Николай I принял доводы князя Ливена, к этому вопросу возвращаются лишь в 1864 году — учёный Иоганн Генрих фон Медлер в тот год выступил со статьёй «О реформе календаря».

По его словам, «наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно». Он предлагал ввести корректирующую схему, согласно которой каждые 128 лет исключался бы один день. Но и тогда проведение календарной реформы не приняли. Несмотря даже на то, что в 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из различных научных учреждений, ведомств и министерств, которая всё же предлагала ввести в России не григорианский, а более точный календарь, основанный на проекте Медлера.

Лишь после революции решение «проблемы» календарной реформы в России сдвинулось с места — вопрос был поставлен на одном из первых заседаний СНК в 1917 году. Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят в начале 1918 года и подписан Владимиром Лениным.

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь», — говорилось в декрете.

Царь град

Tsargrad.tv

Интересно то, что к тому времени разница между старым и новым стилями составляла уже 13 дней. Потому декрет предписывал после 31 января 1918 года считать не первое, а 14 февраля, а до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках ставить число по старому. Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре.

По сути своей, григорианский календарь — система исчисления времени, которая основана на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, продолжительность года равна 365,2425 суток, содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Итак, сегодня 24 февраля, Это 55-й день года в григорианском календаре. До конца года остаётся 310 дней (311 дней — в високосные годы).

Переход постепенный или мгновенный

Впервые вопрос о переходе с юлианского на григорианский календарь был вынесен на заседание Совнаркома 16 (29 по н. ст.) ноября 1917 года — всего через три недели после Октябрьской революции. Вопрос решено было отложить до тех пор, пока не будут предложены реальные проекты такого перехода, который со всей очевидностью требовал заметных усилий. Второй раз к теме нового календаря Совнарком вернулся через два месяца, 23 января (5 февраля по н. ст.) 1918 года, когда ему были представлены два предложения, как ввести в Советской России григорианский календарь. Один из них, разработанный Наркоматом народного просвещения, предполагал постепенный, в течение 13 лет переход, при котором каждый новый год разница между календарями сокращалась бы на одни сутки. Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами.

Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год

Источник: it.rbth.com

Председатель Совнаркома Владимир Ленин горячо поддержал именно такой «срочный» вариант. С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции. С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства (декрет об этом вступил в силу как раз в этот день), и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков. На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1918 года документ был опубликован и вступил в силу.

Этот день в истории: 1918 год — Россия перешла на григорианский календарь

14 февраля 1918 года в Советской России произошел переход с юлианского на григорианский календарь. Согласно нововведению, с целью привести летоисчисление в соответствие с западноевропейским, в календарь была введена поправка в 13 суток. Григорианский календарь был введен в католической Европе в 1582 году в ходе реформы папы Григория XIII. Действующий до этого календарь юлианский уже не соответствовал требованиям церкви, так как не позволял правильно вычислять дату главного церковного праздника — Пасхи.

Многие считают, что именно большевикам принадлежит идея смены летоисчисления в России с юлианского на григорианский календари. Это вовсе не так. Да, именно при Советской власти ввели григорианский календарь, но предложения о приведении летоисчисления в соответствие с западноевропейским календарём поступали в царское правительство с середины XIX века.

В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал на нем: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви. Стремясь парализовать активность комиссии, «императорская» Академия наук срочно создала свою календарную комиссию на основе высочайшего разрешения, в котором было сказано, чтобы новая комиссия при Академии наук в своей деятельности «приняла во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля». Эти «соображения» нам уже известны и сводились к явному запрету проведения календарной реформы. В «академическую» комиссию поступило и мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введение нового календаря несвоевременным.

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д. Именно этим резким переходом объясняется тот факт, что с 1 по 13 февраля в стране не произошло ни одного события — никто не родился, не крестился, не женился, не умер. Все просто — в российском календаре этих дней просто нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]