12 главных православных праздников: что значат они в православии


Что такое двунадесятый праздник

По созвучию слов несложно догадаться, что необычное для слуха современного человека название происходит от числительного 12. В православии такие события считаются очень важными. После Светлого Пасхального Воскресенья они являются самыми значительными и почитаемыми.

Каждое торжество, которое православная церковь относит к двунадесятым, отмечено определенным эпизодом из жизни Христа на грешной земле и Божьей Матери. В уставном церковном документе Типиконе эти торжества отмечены с особым почетом: поверх дат поставлен красный крест. Это подчеркивают их большую значимость.

Какие дву­на­де­ся­тые празд­ники входят в число подвиж­ных (пере­хо­дя­щих)?

«Подвиж­ными» име­ну­ются 3 празд­ника:

  1. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (в воскр., пред­ше­ству­ю­щее Пасхе),
  2. Воз­не­се­ние Гос­подне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
  3. День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).

Все двунадесятые праздники: список с датами по порядку

Все важные и высоко чтимые в православии годовые двунадесятые и великие праздники:

  • 7 января – Великое торжество Рождество;
  • 19 января – Крещение;
  • 15 февраля – Сретение Господне;
  • 7 апреля – Благовещение;
  • Вербное Воскресенье (в православии принято отмечать за 7 дней до Пасхального воскресенья);
  • Вознесение (празднуется на 40-й день после Пасхи);
  • Великий День Святой Троицы (проводится на 50-й день после Светлого Христова Воскресенья);
  • 19 августа – Преображение Богородицы;
  • 28 августа – Успение;
  • 21 сентября – Рождество Богородицы;
  • 27 сентября – Воздвижение Креста;
  • 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Небесной Заступницы.

Какие дву­на­де­ся­тые празд­ники входят в число непо­движ­ных (непе­ре­хо­дя­щих)?

  1. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы (8 / 21 сент.),
  2. Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня (14 / 27 сент.),
  3. Вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (21 ноябр. / 4 дек.),
  4. Рож­де­ство Хри­стово (25 декабря / 7 января),
  5. Бого­яв­ле­ние, или Кре­ще­ние Гос­подне (6 / 19 янв.),
  6. Сре­те­ние Гос­подне (2 / 15 фев.),
  7. Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (25 мар. / 7 апр.),
  8. Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (6 / 19 авг.) и
  9. Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 / 28 авг.).

Как провести двунадесятый праздник

При возможности в Великий день нужно попасть на службу в храм. В случае если такая возможность отсутствует, можно передать записку с перечисленными именами дорогих сердцу людей, чтобы они были упомянуты в процессе литургии.

Каждому верующему человеку известно, что праздничные службы начинаются всегда накануне события, отмеченного в церковном календаре. Ночью делается перерыв, а продолжение богослужения можно наблюдать ранним утром.

Желательно накануне прийти на исповедь и причаститься. Это поможет стать ближе к высшим силам и лучше осознать значение большого события. В семейном кругу и среди близких по духу людей стоит изучить более детально историю христианского торжества.

От веселых гуляний и развлечений следует отказаться. Великий день лучше провести в кругу родных, в размышлениях, в чтении полезной литературы. Праздники, которые относят к двунадесятым, имеют большую важность для каждого христианина. Считается, что в эти дни связь со Всевышним становится более осязаемой, а каждый человек получает возможность совершенствоваться в духовном плане.

Богослужение

Служба на двунадесятые богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Всенощное бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и первый час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны.

В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).

При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и ексапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие [9]. Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).

Общая служба Божией Матери

В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.

Библейские чтения на Богородичные праздники

На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.

В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.

Богослужение на Сретение Господне

Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день [10]. Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятая Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.

Вопросы и ответы

Что значит двунадесятый праздник, почему он так называется?
Православные торжества, которые включены в 12 основных высоко чтимых дат, поводом для появления которых послужили события земной жизни Сына Божьего и Богоматери.
Относят ли Светлое Пасхальное Воскресенье к числу основных двунадесятых праздников?
Нет, это торжество стоит отдельно и чтится выше всех остальных православных дат.
Нужно ли соблюдать пост в период проведения двунадесятых?
Какие-то даты выпадают на соблюдение строгого поста. Например, накануне Крещения, если позволяет здоровье, нужно провести весь день на воде. Но это касается не всех двунадесятых. Самое главное при праздновании церковных торжеств – не предаваться чревоугодию.
Почему желательно не посещать светские увеселительные мероприятия?
Это нужно сделать для того, чтобы связь с Господом была более прочной, а тогда можно будет надеяться на его помощь во всех начинаниях.

Догмы православной веры

Православные религиозные традиции основаны на четырех основных догмах: неизменных истинах, принятых на веру и определяющих жизнь церкви и всех последователей православной веры.

Первый догмат — Отец, Сын и Святой Дух — это не три бога, а три маски одного божества, излучающего вселенскую Любовь.

Во-вторых: Иисус Христос — Бог, принявший человеческую плоть. Когда люди обращаются к Нему в молитве благодарения и просят прощения за все умышленные и невольные грехи, Он понимает молящихся, поскольку Сам испытал все человеческие физические и душевные страдания.

Третье — вера в грядущее воскресение. Христос, распятый на кресте, победил смерть и воскрес. Православные христиане верят, что они могут воскреснуть во плоти и войти в вечную жизнь после Второго пришествия Христа.

Четвертый догмат — вера в церковь. Подойти к Всевышнему можно только через церковь; Посещение храмовых служб христианами считается знаком того, что Бог обитает в сердце человека.

Традиции Православной Церкви предполагают соблюдение постов, покаяние в грехах перед священником (исповедь), участие в торжественных богослужениях по большим религиозным праздникам. В повседневной жизни православные придерживаются завещанных Спасителем правил: они стараются жить в любви и согласии. Одной из составляющих нравственной чистоты в Православии считается такое соотношение духовных и телесных потребностей, когда забота о хлебе насущном не заслоняет духовных поисков. Даже при приготовлении пищи следует обращаться к церковному календарю, чтобы узнать, какой день постный или постный.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]