Святой благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский
Христианский подвиг князя Игоря сродни тому подвигу, за который Русская Церковь канонизировала своих первых святых, Бориса и Глеба. Подобно им, Игорь отказался участвовать в междоусобной борьбе за княжеский престол, вручил свою судьбу Богу и был убит. Игорь был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном Олега Святославича, который княжил в Чернигове и Новгороде-Северском (небольшой город близ Чернигова). Русские летописцы прозвали князя Олега «Гориславичем»: отстаивая свои права на Чернигов, тот не погнушался призвать себе в помощь половцев, которые основательно пограбили русскую землю.
Одно время в княжеских междоусобицах участвовал и Игорь. Но ему не доставляло радости ссориться с родственниками из-за наследства Ярослава Мудрого. Когда представилась возможность примирить двух враждовавших сородичей, он с радостью взялся за это дело.
В 1145 году старший брат Игоря, киевский князь Всеволод назначил его своим наследником. Это рассердило представителей другой ветви ярославичей — потомков Владимира Мономаха. Что же до самих киевлян, они присягнули Игорю, когда тот пообещал им прекратить бесчинства, творившиеся при прежнем князе. Но прошли считанные дни, и киевляне разочаровались в новом правителе. Им не понравилось, когда тот запретил им грабить дворы недавних обидчиков. И они тайно призвали переяславского князя Изяслава, одного из мономашичей. Игорь выступил ему навстречу с дружиной, однако киевляне предали его и переметнулись к Изяславу. Несколько дней Игорь скрывался в болотах, но его нашли, отправили в Переяславль и заточили в поруб — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей, откуда узника можно было освободить только с помощью топора.
Всё великое княжение Игоря продолжалось меньше двух недель: он въехал в Киев 2 августа 1146 года, а уже 13 августа был свергнут.
Родственники пытались освободить его, но Игорь вовсе не стремился вернуть себе власть. Он попросил Изяслава выпустить его только для того, чтобы принять монашество и посвятить остаток жизни молитве. После заточения Игорь долго болел: не мог ни есть, ни пить, ни двигаться, так что не представлял для нового князя никакой угрозы. Тем не менее тот решил держать его под присмотром и определил в ближайший киевский монастырь Феодора Стратилата, для верности приставив стражу.
Междоусобицы на Руси. Битва новгородцев с суздальцами. Икона, середина XV века
Но и здесь Игорь (в монашестве Игнатий, а затем в схиме — Георгий) не обрел мирной жизни. Князь Изяслав не мог чувствовать себя спокойно, пока тот был жив. И вот в один из сентябрьских дней 1147 года, когда Изяслав был в походе, в Киев прибыл его посол и объявил, что сородичи Игоря, черниговские князья, подняли восстание, и, чтобы оно не перебросилось на Киев, Игоря нужно скорее уничтожить.
В храм, где как раз заканчивалась литургия, ворвалась возбужденная толпа. С Игоря сорвали монашеское облачение и стали его бить. Все попытки вступиться за него оказались тщетными. Бывшего князя искалечили, а затем полуживого за ноги протащили по дороге. Когда бездыханное тело принесли в церковь, там, согласно черниговской летописи, сами собой загорелись все свечи.
Местное почитание князя-схимника началось почти сразу после его кончины. Уже в 1150 году по заказу его брата Святослава Ольговича составили житие, причем образцом для него послужило житие святых Бориса и Глеба. В сборнике проповедей XV века Игорь упомянут уже в числе общерусских святых.
Вопрос наследства
Всеволод Ольгович стал правителем земли Русской в результате военного переворота (подробнее мы писали об этом в №42 за 2012 год). В 1139 году после смерти князя Ярополка, сына Владимира Мономаха, власть должна была перейти к его брату Вячеславу. Однако в этот момент к Киеву подошла дружина Всеволода, и тот силой отобрал у претендента трон. Всеволод понимал, что его планы могут сорвать другие потомки Мономаха, в частности его внуки — дети старшего сына Мстислава. Ведь сей самозахват фактически лишал их наследства. Тогда Всеволод подстраховался и пообещал старшему из Мстиславичей, Изяславу, что после смерти передаст киевский престол не кому-то из своих родичей, а именно ему. Тот поверил — ни Изяслав, ни его братья не стали мешать Всеволоду в захвате власти. Но за годы правления киевский князь передумал. Ему уже не хотелось возвращать власть потомкам Мономаха. Однажды во время пира Всеволод объявил русским князьям: — Я так рассудил, что ежели мне смерть по Божией воле приключится, быть на великом княжении я определяю брату моему Игорю. Или другому старшему из братии отдам. А вы целуйте мне на том крест, что сие моё завещание сохраните. Конечно же, эта новость возмутила Изяслава. — Ты прежде обещал мне Киев после себя отдать, а ныне отдаёшь иному! — вскричал он. — Я тебе сначала то обещал, — согласился Всеволод. — А ты обещался меня как отца почитать и быть в воле моей. Но после, войдя в согласие со стрыями (дядями по отцу, — прим. ред.) твоими, на меня и моих братьев воевал, того ради ты не достоин.
Другие святые и известные люди с именем Игорь
Игорь Святославич (1151–1202)
главный герой «Слова о полку Игореве», князь Новгород-Северский и Черниговский, приходился племянником святому князю Игорю и был назван в его честь. Участвовал во многих походах и сражениях. В основу сюжета «Слова о полку Игореве» легли события, происшедшие в 1185 году, когда князь Игорь предпринял неудачный поход против половцев, был взят в плен и три дня спустя бежал.
Игорь Константинович Романов (1894–1918)
сын великого князя Константина Константиновича, правнук Николая I. Был сброшен большевиками в шахту под Алапаевском в ночь на 18 июля 1918 года вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной и инокиней Варварой, прославленными Русской Церковью в лике преподобномучениц.
Иеродиакон Игорь (1879–1937)
(Иван Михайлович Конащук)
Много лет был послушником в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, а затем в одном из ее скитов — Спасо-Преображенской пустыни. Через три года после революции 1917 года постригся в монахи, был рукоположен в иеродиакона. Во время массового голода, охватившего Украину в 1933 году, отец Игорь занялся погребением умерших от голода: сам полуголодный, ездил с ручной тележкой по трактам, собирал тела и хоронил их на монастырском кладбище. В октябре 1937 года был арестован и приговорен к расстрелу за «контрреволюционную агитацию».
Игорь Сикорский (1889-1972)
Знаменитый российский авиаконструктор, изобретатель, религиозный мыслитель. Создатель самолета «Русский витязь» (1913 год), бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), положивших начало многомоторной авиации. Разработчик первого в мире серийного вертолета одновинтовой схемы (1942 год). После революции 1917 года эмигрировал во Францию, затем в США. Был православным христианином, написал несколько религиозно-философских работ.
Измена
Изяслав был в числе князей, пообещавших Всеволоду не препятствовать правлению его брата. И всё же, выслушав возмущения киевлян по поводу бесчестного Игорева правления, внук Мономаха решил принять их приглашение и стал быстро собирать армию для похода. — Друзья и братья! — обратился он к своему войску. — Хотя Всеволод неправедно после смерти стрыя моего престол похитил, я его, как старейшего в роде и зятя по сестре моей, почитал вместо отца. А сей Игорь нипочему отъемлет у меня отческое и дедовское наследие. Или паду славно пред вашими глазами, или сяду на престоле моего деда и родителя! Узнав о походе Изяслава, Игорь и Святослав выдвинулись с армией навстречу. Они и не подозревали, что большинство их людей уже изменили им и поддерживают Изяслава, а их собственные воеводы тайно шпионят в пользу врага. Предательство раскрылось перед самым сражением. Игорь был поражён, увидев, как большая часть его войска вдруг перешла на сторону неприятеля. Киевский князь всё-таки вступил в бой, но его дружину быстро окружили и рассеяли. Игорь, поняв, что потерпел сокрушительное поражение, бросил армию и пустился в бегство, надеясь укрыться в болотах около Киева. Так бесславно закончилось правление Игоря Ольговича, правившего Русью всего 13 дней.
Интересные факты:
1.
Нажмите чтобы перевернуть
2.
Нажмите чтобы перевернуть
Упущенная власть
Переяславский конкурент незамедлительно явился в сопровождении многочисленного войска, и вблизи Киева на берегу озера Надова между ним и дружиной святого Игоря произошло сражение. Победу одержал Изяслав, но досталась она ему не ратной отвагой, а благодаря тому, что в разгар боя киевское войско, состоявшее из горожан, обманутых великим князем, бросило своего правителя и перешло на его сторону. Свою удачу победители отметили, по обычаям того времени, разграбив в течение нескольких дней все, что находилось на землях, принадлежавших противнику, включая не только города и веси (села), но даже святые монастыри.
Ярость толпы
А тем временем в Киеве политические страсти, вызванные смертью одного великого князя и свержением другого, не утихали, а разгорались день ото дня. Причиной тому стала жесткая конфронтация между сторонниками узурпировавшего власть Изяслава и представителями рода Ольговичей, к которому принадлежал принявший монашество князь. В ослеплении ненависти, помноженной на непомерную гордыню, ни одна из сторон не желала уступать.
Особую остроту конфликт приобрел после того, как киевлянам стало известно, что Ольговичи − родственники сверженного ими великого князя − составили заговор против Изяслава с целью заманить его в ловушку и убить. Когда эта новость была оглашена на городской площади, она всколыхнула весь народ. Расправиться с виновниками толпа не могла, поскольку те успели покинуть город и ускакать в Чернигов, где надежно укрылись за городскими стенами. Поэтому всеобщий гнев выплеснулся на ни в чем не повинного Игоря, принявшего схиму и замаливавшего в Феодоровском монастыре свои, а заодно и их грехи.
Крестный путь князя
С этого начались мученичества святого Игоря Черниговского. Летопись сообщает, что в течение четырех дней он скрывался в болотных камышах, после чего был схвачен и доставлен в Киев. Там под улюлюканье толпы вчерашнего правителя, занимавшего трон не более двух недель, посадили в «поруб» – деревянное сооружение без дверей и окон, названное так потому, что извлечь из него узника можно было, лишь прорубив в стене проход.
В своем узилище князь Игорь тяжело заболел, и горожане со дня на день ожидали его кончины. Чтобы не брать на себя грех и не оставлять его душу без покаяния, они освободили его из поруба, так как исповедоваться в нем было невозможно, и отправили в Иоанновский монастырь для пострижения в монахи, что, как подчеркивает летописец, полностью соответствовало желанию самого князя.
Монашеский постриг
Пережитые беды и унижения произвели в его душе глубокий переворот. Он стал заново переосмысливать минувшие годы и каяться во всех совершенных им беззакониях. Под тяжестью обуревавших его скорбей князь почувствовал исход душевных сил и приближение смерти, а потому слезно молил настоятеля поскорее совершить над ним обряд монашеского пострижения.
В начале января 1147 года епископ Переяславский Евфимий исполнил его просьбу. В иночестве князь Игорь Ольгович был наречен Гавриилом. Еще в течение почти двух недель после совершения священного обряда он был настолько слаб, что не мог говорить, и находился, что называется, между жизнью и смертью.
Однако, вопреки всеобщему ожиданию, вчерашний правитель не умер, а пошел на поправку и через некоторое время уже мог выстаивать длительные церковные службы. Когда он совсем окреп, то из Иоанновского монастыря был переведен в Феодоровскую обитель, где вскоре принял схиму – высшую ступень православного монашества, на этот раз с именем Игнатий. Всецело предавшись аскетическим подвигам, святой Игорь проводил время в непрестанных молитвах и постах, прося у Господа отпущения своим грехам.