Житие благоверного князя Юрия Всеволодовича
Князь Георгий родился в 1119 году в городе Владимире Клязьменском. Он был одним из сыновей великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, который был братом святого князя Андрея Боголюбского, и великой княгини Марии Шварновны. Исторические хроники говорят, что когда маленькому князю исполнилось 3 года, служился молебен, ему постригли власы и посадили на коня, что означало, что с того момента его воспитанием занимаются мужчины.
Когда князю исполнилось 19 лет, его мать занемогла и, приняв постриг в основанном ею Успенском Княгинином монастыре, отошла ко Господу. 14 апреля 1212 года скончался и отец, завещав перед смертью великокняжеский престол Георгию, хоть тот и не был старшим его сыном. Старший брат Константин с этим отнюдь не смирился. Но вскоре между ними вспыхнула вражда по другому поводу: их младший брат Ярослав был удален с новгородского княжения. Георгий поддержал младшего брата, Константин же встал на сторону новгородцев. Константин из этого противостояния вышел победителем, однако к Георгию и к Ярославу был благосклонен — дал одному Суздаль, второму — Переяславль. Перед своей смертью в 1218 году Константин поручил своих детей своему младшему брату Георгию, который о них и заботился всю жизнь, как родной отец. Георгия отличало умение умиротворить других князей, которые были чем-то недовольны. Известны его военные успехи в походах на Волжскую Болгарию и Мордву. Князь также стал основателем Нижнего Новгорода, который заложил в 1221 году.
Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Художник Г. Мальцев
В 1237 году на Русь двинулись татаро-монгольские орды Батыя. В ходе войн татары разорили Рязань и Москву и пленили его сына Владимира. Князь Георгий вышел из Владимира, оставив во главе обороны города своих сыновей Мстислава и Всеволода, стал на Сити-реке со своими племянниками — сыновьями своего покойного брата Константина, ожидая военной подмоги от своих братьев Ярослава, Святослава и Иоанна. Однако в это время он получил страшное известие: город Владимир пал, татары убили всю семью князя — его жену Агафью, сыновей Всеволода и Мстислава, дочь — княжну Феодору, снох — княгинь Марию и Христину, всех его малолетних внуков. Жизнь князю Георгию после этих новостей стала не мила.
Тем временем 4 февраля 1238 года татарское войско во главе с найоном Бурундаем подошло к реке Сити и ударило по русскому войску. В той жестокой сече монголы одержали полную победу, был убит и обезглавлен и сам князь. Один племянник, князь Всеволод Ярославский, также пал в бою, а второй, Василько Ростовский, уведен в полон и вскоре также убит.
Кончина Великого князя Георгия Всеволодовича. Рис. В. Верещагина
После того как полчища Батыя отхлынули, ростовский епископ Кирилл II, который укрывался от татарских зверств в Белоезерском монастыре, взял нетленное тело князя, а после и его честную главу, и предал погребению в ростовском соборе. Спустя два года брат Ярослав торжественно перенес честные останки Георгия во Владимир. При этом торжественном переносе на глазах у всех свершилось чудо: при положении во гроб голова приросла к телу князя-мученика:
Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны… Еще же и рука его десная выспрь бяша воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение («Книга Степная царского родословия»).
Это чудо подтвердилось и при вскрытии мощей в феврале 1919 года: свидетель вскрытия пишет, что «у великого князя Георгия, убитого в бою с татарами,.. в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно».
Памятник св. князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу и епископу Симеону Суздальскому в Нижегородском Кремле
22 января 1645 года нетленные мощи святого благоверного князя Георгия были обретены: их, в присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Федоровича, перенесли из каменной гробницы в алтаре одного из приделов Успенского собора во Владимире, и положили в дорогую серебряную с позолотой раку в центре собора. Надпись на раке гласит, что причиной прославления святого стало явление его патриарху.
Рака с мощами св. блгв. князя Георгия Всеволодовича в Успенском соборе города Владимира. Фото В. Алексеева. 2009 г.
В 1774 году в этом соборе в честь святого благоверного князя Георгия был освящен один из приделов.
Житие святого князя
Он был вторым сыном своего отца, который появился на свет в 1187 году. Когда его отец умер, ему пришлось взойти на Владимирский престол. Всегда происходили междоусобицы о том, какой наследник получит трон и какие земли ему будут отданы.
Не был исключением и данный раз. Старший брат был очень рассержен, так как старшинство было отдано не ему. Не однократно возникали между ними распри, но вскоре брат умер и Георгий стал править законно. Ему приписывали воинскую доблесть и благочестие. После очередного набега татар и разгрома Москвы, а также Рязани он решил двинуться со своим войском на них. Город был оставлен на двух сыновей и старших мужей. Сам же двинулся в путь.
Разбив лагерь возле речки Сити он принял бой. Но накануне до него донесли страшную новость, что город разрушен, а его сыновья были убиты. Это принесло ему не мало горя и он обратился с молитвой к Господу. Его просьба заключалась в даровании мученической смерти. Так и случилось. Он погиб от обезглавливания в бою. Определенный временной промежуток спустя полем побоища проезжал епископ. По внешнему виду он узнал тело правителя и привез его в Ростов.
Лучшая статья для Вас, переходите: Святой Феодосий Великий
Процесс погребения провели в соборном храме города. После была определена и голова, которую поместили в гроб. Через два года было принято решение о переносе останков во Владимирский Успенский собор. В 1645 году было обнаружено, что тело осталось нетленным. После этого мощи Георгия Всеволодовича поместили в серебряную раку и причислили к лику святых.
Тропарь, кондак и канон благоверному князю Юрию Всеволодовичу
Тропарь, глас 8-й:
На высоте великого княжения седя, явися, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце, по Святей Троице ревностию разжегся и за веру крепко пострадав, кровь свою пролия. Тем и отсеченая ти глава за Христа свидетельствует яве о тебе, прилепшая по смерти к телеси твоему, с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя, от нихже источаеши исцеления душам и телом нашим. Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие, непрестанно моли державу твою и сродник твоих безвредну сохранити молитвами твоими.
Кондак, глас 8-й:
Христове смерти подобаяся и Того испити чашу возжелев, яко Живота, за Негоже мужески подвизався, презрев земное царство, от безбожных варвар пострадав до смерти, Георгие Богомудре. Тем моли спастися христолюбивому царю нашему молитвами твоими.
Библиотека Русской веры Канон святому благоверному князю Георгию →
Читать онлайн
Святое место
Как и в честь прочих, сооружена была церковь и для него. Находится храм Георгия Всеволодовича в Нижнегородской митрополии русской православной церкви. Туда отправляется большое количество паломников, так как многие надеются на дарование божьей благодати.
Кроме того, чтение святых текстов в специальных местах имеет большую силу, нежели простое их произнесение где-либо. Но не стоит забывать, что сила веры тут также должна приниматься во внимание. Вот текст наиболее распространенной молитвы, которую произносят.
О богоизбранный чудотворче, преславный угодниче Христов, Церкве Православныя поборниче. Царства Российскаго защитниче, великий княже Георгие! Преклоньше колена, молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Милостиваго Бога, Емуже предстоиши с лики Ангел и со всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкве и утвердит в сердцах наших дух правыя веры и благочестия, и избавит нас от всякаго злаго искушения. По велицей любви твоей, еюже ближния твоя возлюбил еси, испроси у всещедраго Господа Отечеству твоему, и нашему купно, мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе припадающим, богоугодное и безмятежное житие.
О святый заступниче наш, не остави нас слабых и безпомощных, молися за ны ко Господу и Пречистей Владычице Богородице, подвигни с собою на молитву о нас богопрославленныя сродники твоя, святыя князи Андрея и Глеба, с нимиже вкупе зде на земли нетленными мощами почиваеши и на небеси, у Престола Царя Небесного предстоиши, да дарует Он всещедрый вся нам, яже к пользе временней и вечней потребная; да не воздаст нам по делом нашим, но по неизреченному человеколюбию Своему простит согрешения наша, да избавит нас от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспослет нам благое намерение и силу подвизатися в исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Днями почитания его принято считать 17 февраля, 17 марта и 6 июля. Особенностью данного места есть то, что постройка храма только ведется, а вот службы проходят в вагоне, который выступает неким пристанищем всем желающим. Ведь правильно говорят, что не важно, что тебя окружает, а важно то, что у тебя внутри.
Святой благоверный князь Георгий Владимирский. Иконы
Святой благоверный князь Георгий Владимирский. Икона. Русь. Около 1645 г. ГТГ. Москва
Св. благоверный князь Георгий Владимирский. Фреска. Архангельский собор Московского Кремля. XVII в.
Вседержитель с припадающими свв. князьями Александром Невским и Георгием Владимирским. Икона. Русь. Середина XVII века (около 1649-1654 гг.). Из Успенской (Богородицкой) церкви во Владимире Святой Георгий Владимирский. Шитьё. Русь. XVII в.
Святой Георгий Владимирский. Икона. Россия. XIX в.
Святой благоверный князь Георгий Владимирский
Юрий (Георгий) Всеволодович (1189-1238) — великий князь владимирский — 1212-1216 гг. и 1218-1238 гг.
Вел. кн. мч. Георгрий Всеволодович. Икона. 1645 г.
Юрий — третий сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от первого брака с Марией Шварновной. Родился в Суздале 26 ноября 1187 г., по Ипатьевской летописи, а по Лаврентьевской — в 1189 г. Крестил его епископ Лука. 28 июля 1192 г. совершены были постриги Юрия и в тот же день посадили его на коня; «и бысть радость велика в граде Суздале», замечает летописец по этому поводу. В 1208 г. или 1209 г. он наголову разбил у реки Дроздны (Тростны) рязанских князей, опустошавших примосковские места. В 1210 г. он участвовал в походе против новгородцев, которые посадили в заключение брата его, Святослава, и призвали на княжение Мстислава Мстиславича Удатного; мир, однако, был заключен без кровопролития. В 1211 г. Юрий женился на княжне Агафии Всеволодовне, дочери Всеволода Святославича Чермного, князя Черниговского; венчание совершено было во Владимире, в Успенском соборе, епископом Иоанном.
1212-1217 гг. – Великий князь Владимирский.
Всеволод III после своей смерти (1212) назначил себе преемником второго сына, Юрия, а не старшего, Константина, за то, что последний не хотел взять Владимира без любимого им Ростова. Между старшими братьями возгорелась борьба, в которой приняли участие и младшие братья. Юрьевское княжество (ок.1212—1345 гг.) — столица Юрьев-Польский.
Угличское княжество
(1216—1591 гг.) — столица Углич.
Ярославское княжество
(1218—1463 гг.) — столица Ярославль. Уже в 1212 г. Юрий отпустил из плена рязанских князей, захваченных его отцом в 1208 г., в том числе Ингваря и Юрия Игоревичей, пришедших к власти в Рязани в результате борьбы 1217—1219 гг. и ставших союзниками Юрия. В 1214 г. была образована Владимирская епархия по воле великого владимирского князя Георгия Всеволодовича. С 1149 г. Ростовская, Суздальская и Муромская епархия. С 1164 (1172) г. Ростовская и Муромская епархия. С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия. С 1213 (1214) г. Ростовская, Переяславская и Ярославская епархия. С 1214 г. Владимирская и Суздальская епархия. С 1226 г. Ростовская и Ярославская епархия. С 1228 г. Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская епархия. В 1215 г. Юрий учредил особенную епархию для Владимиро-Суздальской области, чтобы уничтожить зависимость ее в церковном отношении от Ростова. В епископы поставлен был
игумен Симон
. Симон был посвящен из игуменов Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря в Киеве — митрополитом Матфеем. Свою резиденцию новопоставленный епископ Владимирский и Суздальский в 1214 г. разместил там же, где до того состоял игуменом, т.е. в Богородице-Рождественском монастыре г. Владимира. Святитель Симеон является автором восьми повествований о печерских иноках, которые положили начало Киево-Печерскому патерику — первому русскому «Отечнику». Скончался владыка Симон 22 мая 1226 г. и был погребен в Успенском соборе г. Владимира. Следующим Владимирским епископом стал игумен Владимирского Богородице-Рождественского монастыря
Митрофан
, посвященный Киевским митрополитом Кириллом II. Святитель много заботился о украшении Владимирского Успенского собора. Георгий Всеволодович встал на защиту Ярослава, на стороне которого выступили младшие Всеволодовичи Святослав и Иоанн, а также блгв. кн. муромский Давыд (Петр) Георгиевич. На сторону Константина стал Мстислав Удалой. Юрий и его младшие братья потерпели в 1216 г. сильное поражение при Липицах. Юрий, заморив трех коней, на четвертом прискакал в полдень 22 апреля, в пятницу к Владимиру, унылый, измученный в одной сорочке (верхнее платье он сбросил с себя на дороге, как замедлявшее его бегство). Владимирцы с первого раза не узнали своего князя: так необычен был вид его. Не ожидая поражения, они приняли его за гонца княжеского, спешившего обрадовать их вестью о победе. «Наши одолеваютъ», восторженно кричали они,- следя за приближавшимся к городу всадником. Но каково было их удивление, когда они узнали в нем самого князя и в таком жалком виде. «Укрепляйте стены, запирайте городъ», были первые слова Георгия, долетевшие до слуха владимирцев. Но кому было укреплять и защищать город? Все способные носить оружие были взяты в поход. Оставались в городе: духовные, дряхлые старцы, дети, да женщины. Вместо веселья поднялся плачь в городе; к вечеру и в ночь стали прибегать и простые люди, один прибежит раненый, другой ногой. И послышались тогда горькие жалобы на Ярослава, главного виновника бедствия: «отъ тебя потерпели мы такую беду, о твоемъ клятвопреступлении сказано: придите птицы небесныя, напитайтесь крови человеческой, звери наештесь мясъ человеческихъ». Несчастный князь просил граждан, чтобы они не выдавали его победителям. Он желал сам по своей воле выйти из города. Владимирцы сочувствовали князю, но не могли ничем ему помочь: обещали только не выдавать его Константину.
1217 г. – князь в Городеце Радилове.
Победители не спешили с приходом к Владимиру. Целый день они пробыли на месте побоища, занимаясь, вероятно, уборкой мертвых тел и только в воскресенье, на третий день после битвы, 24 апреля подошли ко Владимиру и осадили его. В ночь с воскресенья на понедельник случился пожар во дворце вел князя. Несмотря на сильное желание новгородцев и смольнян взять приступом Владимир, Мстислав не допустил их до этого и спас город от разгрома. В следующую ночь на вторник опять повторился пожар в городе: загорелось против того места, где расположились станом Смоляне, и горело до света. На этот раз Смоленский князь не допустил своих врасплох войти во Владимир. Князья – победители были уверены, что сам Георгий сдаст им город и будет просить у них мира. В среду утром (27 апреля) Юрий, вышел к победителям с богатыми дарами; «братья, вамъ челомъ бью, вамъ животъ дать и хлебомъ меня накормить». Константин торжественно вошел во Владимир, привел жителей ко кресту, примирил Ярослава с Мстиславом, Юрию дал Городец Радилов на Волге. Перед отъездом из Владимира Георгий Всеволодович вошел в Соборный храм, где перед чудотворной иконой Богоматери излил в молитвенных воплях всю печаль свою и, обливаясь слезами, пал на гроб своего родителя. «Суди Богъ брату моему Ярославу, что довелъ меня до этаго», сказал он, выходя из храма, затем сел с семейством своим в ладью и вниз по р. Клязьме отправился в новый удел свой. В числе немногих друзей пожелал следовать за ним и Епископ Владимирский, добродетельный Симон, который не захотел оставить своего князя в злополучии. Проводив Георгия Всеволодовича, владимирцы отворили ворота победителям и с крестным ходом встретили их.
1217-1219 гг. — князь Суздальский
. Вскоре по вступлении своем на престол, Константин попросил Георгия прийти к нему во Владимир для дружественного свидания. Георгий не замедлил явиться на зов и, по незлобию своему, искренно простил брату своему. Оба брата, по выражению одного дееписателя, при свидании «охапистася и плакаста на многъ часъ», входили в соборную церковь Богоматери, где, при гробе своего родителя, запечатлели свое примирение молитвой и целованием креста. Константин назначил Георгию другой удел г. Суздаль и объявил его наследником своего престола. Георгий же со своей стороны дал слово Константину заменить в лице своем отца детям его, когда будет вел. князем Владимирским. Утешенный Георгий выехал с семейством своим и двором в Суздаль 11 сентября 1217 года. 2 февраля 1219 г. Константин умер, вызвав всеобщую печаль в народе; летопись так говорит: «плакали плачем великим, — бояре, како заступники земли их, слуги, как о кормителе и господине, убогие и чернецы, как о своем утешении и одеянии наготы их». Юрий сел во Владимире.
1219-1238 гг. – Великий князь Владимирский
. По смерти вел. князя Константина, владимирцы поцеловали крест брату его Георгию Всеволодовичу, который, после не продолжительного перерыва, вступил во второй раз в права великокняжеские. Вместе с ним прибыл из Суздаля и неразлучный спутник его, Епископ Симон. Вторичное вступление Георгия Всеволодовича на великокняжеский престол совершилось при благоприятных обстоятельствах. Хотя северо-восточная Руст по прежнему оставалась разделенной на уделы и даже на большое их число, так как, после смерти Константина, Ростовское княжество было поделено между двумя его сыновьями; но, управляемая князьями, соединенными между собой кровными узами родства, не особенно терпела от того. Ни в одной из летописей не говорится, чтобы удельные князья были не довольны своими уделами; напротив известно, что они почитали Георгия, как старшего в роде, за отца и поступали во всем по воле его. Волжские болгары воспользовались междоусобиями, бывшими во Владимирском княжестве после смерти Всеволода, снова стали беспокоить Русские владения и в 1217 г. дошли до Устюга, принадлежавшему Владимирскому князю. Первым делом Георгий, по вступлении на престол, было усмирение болгар. Для чего в 1220 году было снаряжено им большое войско и отправлено в поход под предводительством брата его, Святослава Юрьевского. Оно дошло до города Ошеля на Волге и сожгло его. В то же время ростовский и устюжский полки по Каме пришли в землю болгар и разорили много городов и сел. У устьев Камы обе рати соединились и вернулись домой. Великий князь с детьми своими выехал на встречу победителям в Боголюбов, сам ввел их с подобающей честью в столицу, щедро одарил их золотом, серебром и материалами и устроил в честь их веселый, трехдневный пир. Болгары в ту же зиму прислали послов просить мира, но опыт прежних лет уже показал, что мир с этим беспокойным народом не может быть надежным, Юрий им отказал. Чтобы совершенно прекратить набеги болгар на Русь, нужно было укрепить восточные границы Владимиро-Суздальского княжества. В 1221 г. пожар опустошил город Владимир, сгорело 27 церквей. Через два года новым пожаром уничтожены великокняжеский двор и 2 церкви. В 1221 г. он сам хотел идти против болгар и выступил к Городцу. По пути его встретило второе болгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ. В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир.
Основание Нижнего Новгорода
Основание вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем Н. Новгорода у Дятловых гор. худ. В.П. Малиновский. 2003 г.
«Последним» славянским городом на Волге до 1221 г. был Городец. В 1221 г. князем Георгием Всеволодовичем у места слияния двух великих рек Волга и Ока был основан опорный пункт обороны границ Владимирского княжества от мокши, эрзи, марийцев и волжских булгар под названием Новгород Низовской земли (Низовской землей Владимирское княжество называли новгородцы) — позже это название трансформировалось в Нижний Новгород, а в императорском титуле сохранялось до 1917 г.
Памятник Юрию Всеволодовичу и епископу Симону в Нижегородском кремле
Михайло-Архангельский собор Москвы
Архангельский собор является сакральным центром Кремля. Собор расположен на Часовой горе. Деревянный храм Архистратига Михаила был построен еще в 1221 г., потом вскоре он был перестроен в каменный. В 1225 г. заложил каменную церковь Спаса.
СУЗДАЛЬ
Рождественский Собор в Суздале
Первая постройка собора относится к XI в., ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 г. по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из белого камня. Оно простояло до XVI в. В 1528 г. белокаменные стены разбираются до аркатурного пояса с женскими масками и заменяются кирпичными. Трехглавый собор получает пятиглавое завершение и в XVII в. расписывается изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошел с большими изменениями. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII вв. Собор Рождества Богородицы — первый городской храм, предназначенный не только княжеской семье. Находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. За свою историю храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и др.
В 1223 г. разнеслась по всей Руси ужасная весть о новых, никогда не слыханных врагах, подступивших к великому княжеству Киевскому. Кто были эти враги и откуда пришли, никто не знал на Руси. Одни называли их татарами, другие таурменами, иные печенегами. Слышно было, что они покорили уже многие земли за пределами Руси: Ясов, Обезов, Косагов, разорили Половецкую землю, а отсюда недалеко было и до Киева. Половецкий князь обратился за помощью к Русским князьям. «Ныне нашу землю взяли», говорил он им, «завтра возмутъ вашу, а потому помогите намъ». Советом князей южной Руси было постановлено помочь половцам. «Лучше встретить враговъ на чужой земле», рассуждали они, «чемъ на своей» и послали за помощью во Владимир к Георгию Всеволодовичу. Но татары, так назвали этих новых врагов на Руси, не медлили наступлением и Владимирское войско, отправленное, под предводительством Василька Константиновича, не поспело к делу. Битва на Калке, известная в Русской истории столь сильным поражением русских, «какого никогда не бывало отъ начала Русския земли», уже окончилась. В этой битве пало 6 русских князей, 70 богатырей, множество тясяцких, бояр и воевод; одних киевлян погибло тогда до десяти тысяч, «о инехъ же невозможно изглаголати, сколько ихъ избито, точию единъ Богъ весть число безчисленное» (Ник. 354.) и из всего половецкого и русского войска едва десятый успел спастись бегством. «И бысть плачъ и туга на Руси и по всей земли, слышавшимъ сию беду» (Лавр. 189.). Южная Русь ждала себе совершенной гибели, но вдруг татары повернули назад и «не сведаемъ откуда приидоша и камо ея деша». Василько Константинович, доведши свое войско только до Чернигова и, «слышавъ беду сию велию», спешно возвратился во Владимир, «сохраненъ Богомъ и Пречистою Богородицею» (Лав. 189.). Летом 1223 года была страшная засуха по всей Владимиро-Суздальской земле: горели леса и болота; воздух был наполнен такой мглою и дымом, что птицы падали на землю и звери из лесов бежали в города и селения, «и былъ страхъ и ужасъ на всехъ» (Ник. 347.). Страшные кометы, в 1223 и 1225 годах пугали северный народ. Но в особенности тяжел и грозен выпал на долю владимирцев и большей половины Руси 1230-й год. 3-го мая случилось небывалое явление природы во Владимире. Во время литургии, в то время, когда в соборной церкви читалось Евангелие, случилось такое сильное землетрясение, что многие церкви растресскались, иконы в них сдвинулись с места, паникадила и подсвечники закачались из стороны в сторону; народ в ужасе думая, «яко голова обишла коегождо ихъ», падал на землю. Того же месяца 10-го и 14-го числа были видны на небе страшные затмения солнечные. «Не на добро, но на зло, грехъ деля нашихъ Богъ намъ знамения кажетъ» (Новг. 114.). «И разгневася Богъ и опустоши землю» от Благовещения до Ильина дня стояла дождливая погода, затем сделалась стужа, хлеб вовремя не успели убрать в полях, с 14-го сентября начались морозы, на беду и предыдущий год был неурожайный. Вследствие того начался голод до того сильный, что люди вместо хлеба ели сосновую и липовую кору, древесные листья, не гнушались конины, псины, даже падали, «и простреся гневъ Божий и помроша людие по всей земле, имъ не бе числа». В 1231 г. это бедствие миновало: урожай хлеба и разных овощей в тот год был отличный во всей Русской земле, к тому же очень много жита и муки ввезено было из немецкой земли. Оставшиеся в живых благодарили Бога, пославшего милость Свою на них, «когда, страшно рещи, уже было погибнути Русской земле отъ глада». Следующие 5 лет прошли благополучно для г. Владимира. На западе шла борьба с сильными врагами, которые начали грозить Руси еще прежде татар: Литвой, шведами и немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Они угрожали не только захватом территории, но и уничтожением православной веры-духовной основы русского народа. В 1222 г. — поход Святослава Всеволодовича против ордена меченосцев под Венден, союзниками русских выступили литовцы. В 1223 г. — поход Ярослава Всеволодовича под Ревель на помощь эстам, восставшим против Ордена меченосцев. Согласно «Хронике» Генриха Латвийского, в 1224 г. был начат и третий поход, но русские войска дошли только до Пскова. Русские летописи относят примерно к тому же времени конфликт Юрия с новгородской знатью. В 1229 г. планируемый Ярославом поход против ордена не состоялся из-за разногласий с новгородцами и псковичами, но в 1234 г. Ярослав одержал победу над рыцарями в сражении на Омовже. В 1225 г. — поход Ярослава Всеволодовича против литовцев (Великое княжество Литовское), разорявших смоленские и новгородские земли, закончился победой Ярослава под Усвятом. Основание Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между ее князьями. В 1226 г. Юрий посылал против нее братьев своих, Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 г. племянника своего, Василька Константиновича, князя Ростовского; в январе 1229 г. он сам ходил на мордву. После этого мордва произвела нападение на Нижний Новгород, а в 1232 г. ее усмирял сын Юрия Всеволод с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но спустя несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племен выступила на стороне монголов. В Новгороде продолжалась борьба партий, в которой приходилось принимать участие и Юрию. В 1221 г. новгородцы прислали к нему послов с просьбой дать им в князья своего сына. Юрий послал на новгородское княжение своего малолетнего сына Всеволода и помог новгородцам в борьбе с Ливонским орденом, отправив войско под предводительством брата Святослава. Всеволод, однако, скоро возвратился во Владимир, и вместо него Юрий послал, по просьбе новгородцев, брата Ярослава. В 1223 г. Ярослав ушел из Новгорода в свой Переяславль-Залесский, и новгородцы выпросили опять Всеволода Юрьевича. На этот раз произошли какие-то недоразумения между Юрием и новгородцами; Всеволод был увезен из Новгорода в Торжок, куда в 1224 г. к нему пришел с войском отец. Юрий требовал выдачи новгородских бояр, которыми он был недоволен, и грозил в случае неповиновения прийти в Новгород «напоить коней своих в Волхове», но затем удалился без кровопролития, удовлетворившись крупной денежной суммой и дав новгородцам в князья шурина своего, князя Михаила Всеволодовича, князя Черниговского. Но беспрерывная смена князей в Новгороде продолжилась: там княжил то брат Юрия, Ярослав, то шурин — Михаил Черниговский. В 1228 г. Ярослав, вновь изгнанный из Новгорода, заподозрил участие старшего брата в его изгнании и склонил на свою сторону своих племянников Константиновичей, Василька, князя Ростовского, и Всеволода, князя Ярославского. Когда Юрий узнал об этом, то созвал всех родичей на съезд во Владимир в сентябре 1229 г. На съезде этом ему удалось уладить все недоразумения, и князья поклонились Юрию, называя его отцом и господином. В 1230 г. Великий князь Киевский Владимир Рюрикович и Михаил Черниговский обратились к Юрию с просьбой уладить споры между Михаилом и Ярославом из-за Новгорода. При участии митрополита Кирилла Юрий помирил противников; Ярослав подчинился воле старшего брата и отказался от Новгорода, который был отдан сыну Михаила, Ростиславу. Приднепровская Русь, раздираемая, по прежнему, междоусобиями, снова, как бывало при Всеволоде, стала обращаться за помощью в нуждах своих к сыну его, во Владимир. В 1231 г. Георгий ходил в Черниговскую землю против Михаила, который в союзе с Владимиром Рюриковичем, Великим князем Киевским, начал враждебные действия против зятя Юрия, Василька Романовича, и брата последнего, Даниила Галицкого. Михаил после этого похода лишился Новгорода, который снова перешел к Ярославу, после этого на протяжении ста лет новгородскими князьями были только потомки Всеволода Большое Гнездо. В 1226 г. Владимирская церковь лишилась своего достойного Архипастыря. «Блаженный, милостивый и учительный» Епископ Симон скончался 22-го мая и, оплакиваемый вел. князем и всей паствой, был погребен во Владимирском Успенском соборе. На его место Георгием был избран Митрофан, по одним летописям игумен, по другим архимандрит Владимирского Рождественского монастыря; но хиротония его почему-то была отложена на долгое время. Великий князь, бывши в Чернигове, встретился с митрополитом Киевским Кириллом, прибывшим сюда во главе посольства от Киевского князя с той же целью умиротворения князей. Сей митрополит, родом грек, был «хитръ учению Божественныхъ писаний и учителенъ зело». Он расположил к себе всех князей, бывших на съезде; но больше всех полюбил его вел. кн. Георгий. Он упросил Первосвятителя всея Руси отправиться с ним во Владимир, «да и тамо благословитъ его» и поставить епископа Владимиро-Суздальской области. В первых числах месяца марта Митрополит прибыл во Владимир и принят был гражданами «съ великою честию». На 14-е число месяца марта 1227 г., «въ преполовение поста, егда творимъ поклонения честному Кресту» назначена была хиротония епископа. К этому торжеству были приглашены Георгием еще 4 епископа из соседних княжеств, и съехались почти все князья северо-восточной Руси. В назначенный день собрались в Успенский собор Вел. Князь, все семейство его, приезжие князья, бояре и множество владимирцев и при столь многочисленном собрании был поставлен собором иерархов Русских Митрофан во епископа «Володимерю, Суждалю и Переславлю». Летописец, описавший это событие, был сам очевидцем его. «Приключися и мне грешному ту быти и видети дивна и премлавна и прославиша Всемилостиваго Бога и великаго князя Георгия». Митрополит после хиротонии пробыл еще несколько дней во Владимире, «бывъ чевствованъ много» и вел. князем и владимирцами, и затем отправился в Киев. Сам Вел. князь с детьми и братьями своими проводил высокого гостя за город. В 1230 г. был во Владимире и преемник скончавшегося в 1229 г. Митрополита Кирилла одноименный ему Митрополит Киевский, являвшийся во главе посольства к Георгию от Киевского князя для умиротворения того же Черниговского Михаила с Переславским Ярославом. Вел князь и на этот раз отнесся к Митрополиту с должным почтением и уговорил брата своего Ярослава помириться с Михаилом. Вел. князь Георгий, услышав об Авраамии Болгарском, пожелал, чтобы святые мощи его были перенесены во Владимир. Нашелся вскоре и удобный случай к тому. В конце 1229 г. пришли к вел князю из Болгарии послы для возобновления мирных трактатов с Россией. Георгий потребовал от послов, чтобы ему были выданы св. мощи мученика, на что те охотно согласились. 9 марта 1230 г., в день памяти 40 мучеников, «принесенъ бысть Христовъ мученикъ Аврамий новый изъ Болгарское земли въ славный городъ Володимеръ», ЕпископъМитрофан и все духовенство владимирское «съ великою честию и со свещами», велл князь и все семейство его и все жители владимирские вышли для встречи св. мощей на версту за город и с пением церковных песней внесли в город «и положили въ церкви св. Богородица, въ монастыри великые княгини Всеволожие, Успенскомъ, женскомъ». Слухи о благочестии вел. кн. Георгия и его влиянии на других князей Русских распространились далеко за пределы Руси и папа Римский Григорий IX не преминул сделать попытку к привлечению вел. князя Владимирского в Римско-католическую веру. В 1231 г. он прислал во Владимир к Георгию письмо, в котором, после льстительных изъявлений любви и благожеланий Вел. князю и обычных убеждений покориться ему, папе, как наместнику Христа и преемнику Ап. Петра, якобы единственно имеющему власть вязать и решать, писал: «Мы, искренно желая спасения душе твоей и всякаго успеха, пользы и чести, умоляемъ и убеждаемъ твою светлость, чтобы ты смиренно принялъ и соблюдалъ обряды и обычаи христианъ латинскихъ, покоривши себя и свое царство, по любви ко Христу, сладостному владычеству матери всехъ христианъ, церкви Римской, которая предлагаетъ иметь тебя въ церкви Божией, какъ великаго государя, и любить, какъ избраннаго сына; но ты обильнее почувствуешь на себе благодать апостольскаго седалища и нашу, если, оставивши путь заблуждений, пойдешь показаннымъ тебе прямымъ путемъ. А мы съ своей стороны примемъ тебя и твое царство подъ защиту сильнаго своего покровительства». Но попытка папы была неудачной. По легендам град Большой Китеж
на берегу озера Светлояр был построен князем Юрием Всеволодовичем. См. Пановы горы и Китеж-град на Светлояре.
Далее »»»
Князь Юрий Всеволодович и татаро-монгольское нашествие
Князья Владимирские
Князь Всеволод III Большое Гнездо. 1176-1212 гг. — великий князь владимирский. Князь Константин Всеволодович. 1216-1219 гг. — великий князь владимирский Князь Юрий II Всеволодович. 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. — великий князь владимирский Святитель Симон Печерский епископ Владимирский. † 1226 г. Татаро-монгольское нашествие. 1235 — 1242 гг. Митрофан, архиепископ Владимирский. † 1238 г. Владимирское Залесье и Ярополчье Гороховецкое. Пановы горы и Китеж-град на Светлояре. Князь Ярослав II Всеволодович. 1238-1246 гг. — великий князь владимирский. Городищи развитого средневековья Владимиро-Суздальского княжества.