Краткая биография
Владимир Святославич Портрет из «Царского титулярника» XVII века Подробная биография
Князь Владимир I Великий — сын князя Святослава Игоревича и Малуши, рабыни-наложницы княгини Ольги, при котором произошло Крещение Руси. Также известен под прозвищами «Святой», «Креститель», ассоциируется с персонажем фольклора «Владимир Красное Солнышко». Был назначен отцом новгородским князем в 970 году. В 978 или 980 году захватил киевский престол после убийства брата Ярополка в междоусобной войне.
В 988 году взял византийский город Херсонес и поребовал у византийского императора его сестру себе в жёны. В качестве условия женитьбы принял христианство по греческому обряду, после чего сделал его государственной религией Киевской Руси.
За время правления имел большое количество детей от разных жен, что предопределило вторую междоусобицу на Руси после его смерти в 1015 году.
Дети
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Таким образом, выяснить доподлинно, сколько всего детей мог иметь Владимир I Святославич — не представляется возможным.
Правление князя Владимира I Святославича 980-1015 годы
Интерактивная хронология
Начало правления — междоусобица Святославичей
Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына. Узнав о гибели Олега во время столкновения с войсками Ярополка при городе Овруче, Владимир бежал «за море» и вернулся на следующий год с наёмным войском варягов. Найдя среди советников Ярополка предателя в лице воеводы Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости Родень на переговоры и приказал убить, после чего занял Киев и начал править единовластно.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова[1]«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века это случилось 11 июня 978 года.
Убийство Ярополка . Худ. Б. А. Чориков. Подробнее о междоусобице
Краткая характеристика внутренней политики
После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир подавлял восстания племен вятичей и радимичей, старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси. Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.
Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.
Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича Подробнее о внутренней политике
Родители
Отец
Князь Святослав Худ. И. Варавин. (около 940 — 972 весна)
Сын киевского князя Игоря Рюриковича и Ольги Мудрой, князь Святослав Храбрый очень рано принял участие в первом походе — вместе с матерью они разбили убивших Игоря древлян и осаждали их столицу Искоростень. Возможно это было причиной жажды Святослава к битвам и походам впоследствии. Об отношениях между Святославом и сыновьями практически ничего не известно. Владимир первые годы рос под наблюдением своей бабки, княгини Ольги — она приказала отлучить его от матери практически сразу после рождения, а отец больше времени проводил в военных походах, чем в Киеве.
В 969 году, перед вторым походом в Болгарию, отец направил Владимира княжить в Новгород, а в качестве наставника при князе находился его дядя Добрыня.
Биография Святослава
Раздел о Святославе
Мать
«Малуша прощается с Владимиром» Худ. С. Ефрошкин
Малуша была рабыней-ключницей у княгини Ольги, а сама происходила из Любеча (поэтому иногда именуется Малушей Любечанкой). Когда Ольга узнала о связи Малуши и Святослава, она в гневе сослала Малушу в село Будятино, где и родился Владимир. Практически сразу после рождения юного княжича увезли в бабке в Киев, а о судьбе Малуши больше информации в летописях не приводится. Её имя фигурирует в описании причины конфликта полоцкого князя Рогволда и Владимира, когда дочь Рогволда Рогнеда во время отказа владимировым сватам презрительно назвала Владимира «рабичичем», т.е. сыном рабыни. Наставник и дядя князя Добрыня, приходившийся Малуше братом, после этого жестоко отомстил Рогнеде.
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Целью внешней политики Владимира I Святославича было расширения влияния Киева во всех направлениях: конфликты с Польшей за пограничные земли и племена, походы на Волжскую Булгарию и хазар, борьба с печенегами и отношения с Византией — действия великого князя были устремены к границам государства из его центра, Киева. В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубого в территорию противника, как результат — итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. В последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре был заключён мир, подкреплённый династическим браком между сыном киевского князя Святополком и неизвестной по имени дочерью Болеслава.
Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походов Подробнее о внешней политике
Таблица «основные события внешней политики Владимира I»
Год/событие | Результат |
981 – русско-польская война | В результате успешных боевых действий Владимир захватывает города т.н. Червонной Руси — Перемышь, Червен и д.р. |
983 – поход на ятвягов | Пограничное между Польшей и Русью племя было побеждено и обязано выплачивать дань |
985 – поход на Волжскую Булгарию | Вместе с торками Владимир разбивает войско булгар, однако по совету с воеводой Добрыней принимает решение о бесперспективности попыток завоевания и заключает мир |
986-987 – «Испытание Вер» | После приема послов-проповедников от разных религий, Владимир собрал совет и в результате направлил в страны послов ответственных людей для ознакомления с обрядами. |
988 – война с Византией | Поход на византийскую колонию Корсунь: после успешного взятия крепости мир восстановлен на условиях крещения Владимира, заключения брака между ним и византийской царевной Анной. |
990 – поход на Мешко I | Владимир разбил войска полького князя где-то за рекой Вислой, после чего был заключён выгодный мир. |
992 – поход на белых хорватов | одно из последних независимых восточнославянских племён было побеждено и перешло под власть Киева |
996 – Битва при городе Василёв | Согласно летописям — единственная битва, в которой Владимир потерпел поражене от печенегов. |
1006 – посольство волжских булгар | Был заключён выгодный договор о торговле |
1013 лето-осень – польско-печенежский поход | Новый полький князь Болеслав вместе с печенегами вторгся на Русь, но во время разорения территорий союзники рассорились и польский князь приказал перебить кочевников |
1014 – русско-польский мир | Прием послов от польского князя Болеслава I и заключение династического брака между Святополком и польской княжной |
Последние годы правления
На финальном этапе своей политической жизни князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису. В 1014 году сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира: Ярослав отказался выплачивать положенный от Новгорода налог в 2000 гривен, а Святополка Владимир приказал бросить в темницу по подозрению в подготовке переворота. Вместо со Святополком под арест была направлена его жена, дочь Болеслава I, и приехавший вместе с ней польский епископ — целью заключённого ранее династического брака было не столько подтверждение мира между Русью и Польшей, сколько перехват власти из рук стареющего Владимира. Это вполне соответствует характеристике Боласлава от немецкого хрониста и епископа Титмара Мерзебургского, подчёркивающегот «лисью изворотливость» польского князя[2]«Хроника Титмара Мерзебургского.
Владимир собирался было пойти на Ярослава войной, однако уже был слишком стар и не смог отправиться из-за случившейся болезни. Тем временем от пограничных застав прибыли вести о приближающихся печенегах и князь приказал сыну Борису вместе с великокняжеской дружиной отправиться на перехват кочевников.
Смерть и последствия
Владимир I Святославич умер 15 июля 1015 года, в своей загородной резиденции Берестове, под Киевом. Практически сразу после смерти князя началась вторая междоусобица на Руси — его сыновья начали бороться друг с другом за власть. Сначала киевский стол смог захватить Святополк Окаянный, согласно летописи пославший убийц к трём своим братьям: Борису, Глебу и Святославу Древлянскому. Затем, после нескольких лет противостояния Ярослав Мудрый смог в 1019 году изгнать Святополка, и сам утвердился в Киеве, но был вынужден отстаивать свою власть в конфликтах с племяником Вячеславом Брячиславичем и братом Мстиславом Тмутараканским. Окончательный мир наступил лишь в 1026 году.
Схема — вторая усобица на Руси Междоусобица детей Владимира I
Завоевательные походы
Летописцы отмечают изменившийся стиль правления князя после принятия крещения. Владимир оставил военные набеги и предпочел мирное сосуществование со всеми соседями за исключением печенегов, которые регулярно вторгались в русские земли.
Для защиты своих земель правитель строил крупные города, где наместниками являлись его сыновья, которым правитель всецело доверял. Под руку Владимира перешли болгары, венгры, финно-угорские племена.
Последним военным походом была попытка усмирения сына Ярослава, который проявил непокорность и поднял восстание. В этом походе князь заболел и вскоре умер.
Итоги и результаты правления
- В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти.
- В начале правления столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей.
- После столкновения с волжскими булгарами был заключен мир, присходил обмен посольствами и в 1000 был заключён выгодный договый договор.
- На хазар был совершён поход, однако закрепиться в низовьях Волги не получилось.
- Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
- Ради заключения первого династического брака между правящими домами Руси и Византии Владимир сделал христианство государственной религией, помог правителю Констнтантинополя подавить восстание Варды Фоки и совершал походы против дунайских болгар. Войдя в число христианских государств Русь преодолела цивилизационную изоляцию, греческая культура активно начала проникать в жизнь славян, а греки более рассчитывали не опасаться язычников-русов.
- Владимир смог временно остановить натиск печенегов путем строительства оборонительных валов, основания городов-крепостей и переселения северных племён для охраны границ.
- Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
- Начавшееся противостояние с Польшей при жизни Владимира протекало успешно, однако после смерти князя поляки воспользовались междоусобицей, чтобы вернуть часть завоёванных им земель
- Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси.
Принятие христианства
Летописи и сказания расходятся в оценке причин, побудивших Владимира принять христианство. Существует красивая легенда, согласно которой у князя болели глаза, он практически ослеп, но приняв таинство крещения, чудесным образом исцелился.
Также упоминается, что любовь к Анне Византийской, которая не желала сочетаться браком с язычником, заставила правителя креститься. Исторический портрет княгини Анны неточен из-за скудости деталей, однако она, несомненно, оказывала на супруга большое влияние, и, будучи религиозной женщиной, сыграла значительную роль в распространении христианства.
В летописях упоминается выбор, который правитель предоставил своим посланникам. Ислам не понравился русичам обилием запретов в повседневной жизни, строгость и жесткие обеты католиков также пришлись не по душе. Иудаизм отвергли из-за отсутствия собственной земли у евреев. Православная религия покорила посланников князя красотой храмов, торжественными пышными службами, молитвенными песнопениями.
Достоверно известно, что таинство крещения состоялось в Херсонесе, откуда правитель с молодой женой отбыл в свои владения, где принялся проводить религиозные реформы.
Последователи языческой веры были крещены по велению правящей четы в Днепре, куда они массово заходили, чтобы священники совершили обряд. Владимир полностью уничтожил старые капища и жестоко карал приверженцев язычества. Церковь становилась организацией, влияющей на светскую жизнь. Князь установил церковную десятину. Отныне ремесленники десятую часть доходов должны были отдавать на долю церкви. На эти деньги была построена Десятинная церковь.
Крещение Руси не сопровождалось известными масштабными бунтами или восстаниями. Киевляне охотно приняли новую веру, новгородцы же считались ярыми приверженцами традиций. Князь подавлял недовольство народа, и в течение короткого промежутка времени христианство стало главенствующей религией на Руси.
Какой была мать крестителя Руси
Посмотрим на обстоятельства жизни Малуши.
Если провести параллель с сегодняшним днем, то ее должность была бы под стать какой-нибудь мелкой служащей при огромном предприятии. Что могло произойти, чтобы на нее обратил внимание великий князь? Только ли красота могла его пленить?
Возможно, еще и ум девушки. Ведь ключница ведала хозяйскими припасами, а это дело хлопотное. Всегда должно держать в уме сколько запасов и где, и что пропадет вот-вот, а чего не хватает. В хозяйственных заботах проходит весь день. Не скрыться от людских глаз, приходится быть коммуникабельной (да, слово из современности, но качество ведь не сейчас возникло). Вот возможно как-то и приглянулась хозяйственная девушка великому князю киевскому.
Авангард
Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»
Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.
В чем помогает икона святого Владимира
Благоверный правитель завещал русскому народу узреть истинного Творца и обрести православную веру. Он просил от Господа помощи против неприятеля и всегда надеялся на победу над вражескими силами.
- Перед иконой благоверного молят о заступничестве, верующий просит о том, чтобы Бог услышал прошение.
- Святой князь способен защитить русские города, если человек будет искренен в своих молитвах.
- Он также отклоняет наваждения со стороны темных сил, нечистой магии и чародейства. Икона благоверного князя способна примирить враждующих, принеся мир и гармонию в отношение двух конфликтующих сторон.
- Святой спасает от влияния еретиков, пытающихся расколоть Православие.
- Молитвы чудотворному образу исцеляют от тяжелых недугов и отталкивают различные козни врагов.
Простые миряне имеют возможность произносить молитвы не только в храме, но и в домашних условиях, для этого необходимо соорудить личный иконостас. В одном из углов собственной квартиры верующие объединяют чудотворные образы с ликами Богородицы и Христа.
Совет! Церковь также советует добавлять в домашний иконостас полотна с изображениями святых людей, именами которых назвали членов семьи.
Молитва перед иконой
Святой угодник Божий, премудрый князь Владимир! Не обойди вниманием мольбы наши, умоли Господа о нас, дабы не прогневался он за грехи наши, вольно или невольно совершенные, но удостоит милосердия Своего и прощения, дабы могли мы удостоиться Спасения и Царствия Небесного. К Тебе, всемилостивый, взываем: упаси от врагов видимых и невидимых, от наветов дьявольских и человеческих, от недугов телесных и душевных. Не оставь своим покровительством в делах, во благо человеческое совершаемых. Во веки веков славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.