Князь Дмитрий Иванович Донскойисторический портрет


Краткая биография


Князь Дмитрий Донской, портрет из «Царского титулярника» XVII века
Дмитрий Иванович Донской — правитель Московского княжества с 1359 по 1389 годы, великий князь Владимирский с 1363 года, сын Ивана II Красного и внук Ивана I Калиты. Является одним из самых известных правителей Московской Руси периода монголо-татарского ига из-за победы над темником Золотой Орды Мамаем в Куликовской битве 1380 года — первым крупным сражением русских войск с ордынцами, успешность которого стала важным шагом на пути к укреплению Московского княжества и будущему свержению золотоордынского ига. После нашествия Тохтамыша в 1382 году и разорения им столицы, Донскому пришлось возобновить выплату дани в Орду, однако Москова уже стала не только центром объединения для многочисленных удельных княжеств, но и сильнейшим экономическим игроком в регионе (велись масштабные стройки храмов, монастырей, возобновилась чеканка монеты после 250-летнего перерыва).

В противостоянии с Литвой за влияние на Тверь, князь Дмитрий дважды выдерживал осаду Москвы и даже смог на какое-то время заключить мир с литовским князем Ольгердом на условиях невмешательства последнего в тверские дела. Однако, вскоре контроль над Тверью был потерян — в 1382-1383 годах Тохтамыш получил от Донского дань за два прошедших с поражения Мамая года и закрепил за московской династией Рюриковичей право на Владимирское княжение, одновременно дав Тверскому княжеству независимость от Москвы. С 1386 года Литовское княжество распространило власть на Смоленск.

Литовщина

Так согласно документальным архивам 15-го века (Рогожский летописец) называлась масштабная военная кампания князя Ольгерда против Московского княжества.

Интересно, что на начальном этапе противостояния литовские и русские князья действовали чужими руками. К середине 60-х годов в Тверских землях разгорелся территориальный спор между князьями Михаилом Александровичем и Василием Кашинским.

На сторону второго встали московские правители. Формально его поддержал сам Дмитрий Донской, который на тот момент, однако, не был самостоятельной фигурой.

За Михаила Александровича встал литовский князь Ольгерд. Ситуация опасно накалилась. Очень скоро Кашинский с верными ему людьми осадил Тверь, встал под стенами города, но взять его не смог.


Князь Д. Донской

Михаил Александрович заручился поддержкой литовцев и отбил Тверь. Однако дальше не пошел.

В 68-м московские правители позвали тверского князя в свои земли. Но стоило тому принять приглашение, как его схватили. Только благодаря приезду Ордынских чиновников Михаилу Александровичу удалось выбраться из рук московских правителей. Он спешно уехал в Литву.

Ответом литовцев на попытку устранить их ставленника стал первый поход. Его возглавлял Ольгерд. Атака была неожиданной как по времени, так и с точки зрения направления.

По пути в Московские земли литовцы взяли несколько городов, одержали ряд убедительных побед. Серьезного сопротивления Ольгерд не получил.

Очень скоро литовцы встали под стенами Москвы. Трехдневная осада результатов не принесла. Не известно, чем бы закончился первый поход Ольгерда, если бы он не получил известия о нападении на страну Тевтонского ордена. Иноземцы ушли восвояси, однако прихватили немало ценностей, скота и угнали множество пленников.


Дмитрий Донской с войском

Отступление литовских войск больше походило на облаву: они разоряли все, что попадалось на пути. В ответ князья, верные Москве совершили несколько набегов на занятые врагом земли: Смоленскую и т.д. Но удержать их было невозможно. Подобные вылазки заканчивались ничем.

Дмитрий Донской понял, что открыто противостоять Твери и литовцам сейчас возможности нет. Он отказался вмешиваться в дела непокорного княжества. Править этими землями стал Михаил Александрович.

Второй поход литовцев на Москву состоялся в 1370 году. Предпосылкой для этого стало нападение Дмитрий Донского на Тверь. До князя дошла информация о том, что литовцы потерпели поражение от Тевтонского Ордена и были серьезно ослаблены.

Рассчитав момент, московский правитель решил взять непокорное княжество под свой контроль. Однако очень скоро Ольгерд со своим братом Кейстутом и несколькими русскими князьями отправились ответным походом на Москву.

В декабре 1370-го года началась осада города. Далее же версии, как все закончилось, разнятся.


Князь Дмитрий Иванович Донской

По одной информации сражение результатов не принесло, и Ольгерд сам предложил прекратить боевые действия. Однако Дмитрий Донского такое решение не устраивало, и правители договорились о временном перемирии.

По другим сведениям, которые предоставляет «Хроника Быховца», князь Дмитрий понял, что на победу рассчитывать не приходится. Начал сам договариваться с Ольгердом. Предлагал ему щедрые дары. Какая версия верная — точно не известно.

Всего через 2 года началась новая распря. Ольгерд отправил на Москву войско своего брата Кейстута. В состав боевых сил входили и русские под руководством тверских князей. Следом к военным действиям присоединился и сам Ольгерд.

Однако на сей раз литовцев ждало поражение. Результатом третьего похода на Москву стал временный мир, по которому Ольгерд и его люди отказывались помогать Твери, если Михаил Александрович начнет новую войну.

Несмотря на мирный договор, распри не прекратились. Литовцы продолжили агрессивные действия. Но на сей раз политического характера. Они интриговали против Донского.


Портрет Д. Донского

Однако и сам Дмитрий Иванович не сидел сложа руки. Князь собирал земли. А когда выдался случай, и сил было достаточно — вновь атаковал тверские территории. На сей раз Ольгерд помочь не сумел.

Михаил Александрович признал свое поражение и подчиненное положение.

Литовщина была проверкой московского правителя, Дмитрия Донского, на прочность. Благодаря удачным действиям он сумел устранить опасность захвата русских земель литовскими князьями и полно потери ряда территорий.

До подчинения Твери было еще далеко. Однако первые шаги в этом направлении были сделаны.

Силами Московского князя Дмитрий Донского удалось оградить русские земли от необходимости воевать на два фронта. Также медленно, но верно создавалась эффективная коалиция против золотоордынского владычества.

«Дмитрий Донской между Ордой и Литвой в 1380-х» Выпуск № 18. Е.Ю.Спицын «История России. Курс лекций

Правление Дмитрия Донского

Борьба регентов за великое княжение для Дмитрия

Смерть Ивана II Красного в 1359 году оставила московскую династию Рюриковичей без совершеннолетнего претендента на великое Владимирское княжение — его старшему сыну Дмитрию было всего 9 лет. Главой регентского совета при малолетнем князе и фактическим правителем стал митрополит Алексей, имевший хорошие отношения с ордынцами (исцелил ханшу Тайдулу от глазной болезни). Суздальско-Нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу удалось было получить у нового хана ярлык на Владимир в 1360 году, однако уже через два года московская партия смогла договориться с узурпировавшим власть в Золотой Орде темником Мамаем о восстановлении Дмитрия Ивановича на Владимирском княжении. Пользуясь неразберихой во время «Великой Замятни» в Орде, суздальский князь смог вновь получить ярлык на Владимир и даже въехал в город, однако вскоре был изгнан оттуда москвичами.


Общая схема правления князя Дмитрия Донского

Митрополит Алексей решил вопрос с претензиями суздальско-нижегородского князя путем признания его прав на Нижний Новгород, взамен на отказ от претензий на Владимир, и скрепил союз браком между дочерью Дмитрия Константиновича и князем Дмитрием Ивановичем. Для 14-летнего Дмитрия Донского брак был не только формальным подтверждением союза, но давал также статус совершеннолетнего, хотя фактически княжеством управляли бояре во главе с Алексеем.

Масштабное строительство, проходившее в первые годы правления князя (Белокаменный Московский кремль, храмы и монастыри), очевидно были инициативами регентского совета, понимающего важность укрепления обороны Москвы в условиях усиливающегося давления со стороны Литовского княжества.

Итоги правления

Результаты периода властвования князя были неоднозначными. Среди положительных моментов можно выделить:

  • Активную политику против Орды, которая увенчалась успехом.
  • Плавную централизацию власти. За годы правления Дмитрия Донского (1363 — 1389) под контроль Москвы перешло множество земель: от Владимирского княжества до Галича, Углича и пр.
  • Постепенно происходило усиление централизованной власти, изменение порядка управления территориями.

С другой же стороны, были и негативные моменты:

  • Некоторые земли в середине 80-х были потеряны. В том числе Смоленск и Тверь.
  • Поход Тохтамыша отменил часть успехов в борьбе против Орды.
  • Многие территории были разорены бесконечными усобицами и войнами.

Единого мнения о княжении Дмитрия Донского нет даже сейчас.

Димитрий Донской. Строитель и воин

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Первый серьёзный внешнеполитический конфликт произошёл, когда Донскому было 18 лет — Литовское княжество вмешалось в борьбу между тверскими князьями. Дважды (в 1368 и в 1370 годах) московская рать вторгалась под Тверь для поддержки своего кандидата и дважды после этого Ольгерд безуспешно осаждал Москву. Несмотря на имеющиеся конфликты, Литва и Орда пытались совместно выступать против Москвы — в 1370 году поддерживаемому литовцами тверскому князю Михаилу Александровичу ордынский темник Мамай выдал ярлык на великое княжение Владимирское, однако Дмитрий собрал московские войска и открыто не подчинился требованиям ханского посла о передаче управления. В следующем году с Мамаем было заключено соглашение о снижении размера дани. Также Донской попытался поставить под свой контроль Рязань и выгнал из неё князя Олега Ивановича, но вскоре изгнанный правитель Рязани вернулся и упоминается среди заключавших Любутское соглашение с Литвой.


Территории Московского княжества к концу правления Дмитрия Донского Подробнее о внешней политике


Портрет Ольгерда. Гравюра из «Описания Европейской Сарматии», 1578.

Третий поход Ольгерда на Москву в 1372 году потерпел неудачу, и среди условий Любутского мира было заключено на условиях невмешательства литовского князя в московско-тверские отношения. Тем временем, ордынцы прекрасно понимали перспективы объединения русских земель и в 1373 году рязанское княжество подверглось удару Мамая, после чего летописи вновь упоминают о «розмирии» между Москвой и Рязанью. В следующем году Мамай вновь попытался воздействовать на Дмитрия через Михаила Тверского, вторично выдав ему ярлык, что вызвало поход соединённых сил Северо-Восточной Руси, а также смолян, на Тверь, в результате чего Михаил признал себя младшим братом Дмитрия, обязался участвовать во всех анти-ордынских акциях Москвы и отказался от претензий на Кашин.

С 1374 года Донской в ответ на требование Мамая о повышении дани вообще отказался выплачивать «выход» в Орду. По его инициативе в Переяславле-Залесском был организован княжеский съезд, целью которого была консолидация вокруг Москвы анти-ордынской коалиции. Кроме русских князей на съезде присутствовали литовские князья, поддерживающие идею противостояния с Ордой. Вскоре прибывшие от хана послы в Нижний Новгород были схвачены по приказу Дмитрия Суздальского, а через год объединённая армия нижегородцев и москвичей совершила успешный поход на союзника Орды — Волжскую Булгарию. Ответный поход ордынцев в 1377 году также был успешен: внезапно напав на лагерь русских у реки Пьяны они наголову разбили нижегородские полки и после этого разграбили незащищённое нижегородское княжество.


Хан Мамай Худ. В. Маторин, 2004


Общая схема сражения на р. Вожа в 1378 г

В 1378 году произошла первая крупная победа над ордынцами: присланное ханом войско в 5 туменов (ок. 50 тыс.) было разбито на реке Воже объединёнными войсками Донского, и серпуховского князя Владимира Храброго. Успешная разведка позволила Дмитрию перекрыть брод, по которому татары собирались совершить переправу, и занять удобную боевую позицию на холме. В битве пали четыре ордынских князя и предводитель войска темник Бегич. Сражение продемонстрировало уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и решительных ответных ударов, а главное — сильно ослабило Мамая, вынудив его привлекать наёмников для восполнения потерянных войск.

В 1379 году Мамай вновь разорил Рязанское княжество. На следующий год был запланирован масштабный поход против Донского и его коалиции, к Мамаю должен был присоединиться рязанский князь Олег и новый литовский правитель Ягайло. Формальным поводом предстоящего столкновения стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань до размеров, в которых она выплачивалась при Джанибеке. Желая предотвратить объединение ордынцев и литовцев, Донской ускоренным маршем двинулся навстречу Мамаю и 8 сентября 1380 года успешно разбил войска Мамая. Большие потери в русском войске (по разным источникам, от половины до трети всех полков) не позволили преследовать убегающего противника. Возвращающиеся с поля битвы обозы с ранеными и снаряжением подвергались разграблению со стороны рязанцев и литовцев.


Направления движения московских, литовских и ордынских войск, относящиеся к Куликовской Битве 1380 года


Карта с направлением движения войск Тохтамыша в 1382 году

Убежавший в Крым ордынский темник Мамай вскоре был разбит законным ордынским ханом и представителем Чингизидов ханом Тохтамышем. Новый хан направил в Москву послов с благодарностью за помощь в свержении Мамая и потребовал возобновления выплаты дани, на что получил отказ. В 1382 году Тохтамыш совершил разорительный поход на Москву и смог хитростью захватить город. Донской покинул столицу незадолго до штурма, якобы выехав в Кострому для сбора войск. Разграбив Москву, окрестные земли и несколько городов, Тохтамыш получил известия о поражении одного из своих отрядов от Владимира Храброго под Волоколамском и отдал приказ войскам возвращаться.

Почувствовав ослабление москвичей, тверской князь Михаил вновь направился в орду и заявил о правах на Владимирское княжество, однако Дмитрий смог заключить соглашение с Тохтамышем: ордынцам была выплачена дань за два года, прошедших с поражения Мамая, а взамен владимирское княжение было закреплено за московскими Рюриковичами. Тохтамыш, однако же, понимал опасность чрезмерного усиления Москвы, поэтому тверскому князю дал право самостоятельно собирать у себя налоги и независимость Твери от Москвы была восстановлена.

В Литве временно к власти пришли сторонники анти-ордынского союза с Москвой во главе с князем Кейстутом, который признал влияние Москвы в Смоленске и в верховских княжествах, однако уже в 1382 году под прямым военным давлением Тевтонского ордена и дипломатической поддержке Орды Ягайло вернулся к власти. В 1384 году с Ягайло велись переговоры и был даже заключён предварительный договор о бракосочетании литовского князя с дочерью Донского и переходом Литвы в православие, однако уже в 1385 Литва заключила унию с Польшей, а Ягайло женился на польской наследнице Ядвиге. Вскоре литовская власть распространилась на Смоленск, чей князь попытался вернуть ранее отнятые у него земли и потерпел поражение.

В 1385 году Олег Рязанский, воспользовавшись ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша, захватил Коломну и разбил в битве под Перевитском выступившее против него московское войско под предводительством Владимира Андреевича Храброго. При посредничестве Сергия Радонежского был заключён «вечный мир» с Дмитрием Донским и через два года Олег женил своего сына Федора на дочери Дмитрия Софье.

В 1386 году после нападений ушкуйников на земли по Волге Дмитрий Донской привёл войска из 29 волостей на расстояние 15 вёрст к Новгороду и получил от него контрибуцию 8 тыс. руб. в два срока (сумма в точности соответствовала признанной Дмитрием задолженности по ордынскому выходу за 1381—82 годы; очевидно, Дмитрий хотел таким образом восполнить собранную в 1383—1384 гг. с разорённой войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму).

Летом 1387 года в Литву приехал митрополит Киприан, который убедил сына Кейстута Витовта возглавить антипольскую коалицию и обручил дочь Витовта Софью с московским княжичем Василием (брак был заключён уже после смерти Донского).

Житие св. блгв. великого князя Димитрия Донского


Московский князь Димитрий, нареченный Донским, сын великого князя Иоанна Иоанновича Красного и великой княгини Александры, родился в 1350 году. О детстве его известно немного: «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в «Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, – и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».

Детские и юношеские его годы прошли под влиянием святителя Алексия, митрополита Московского, который был духовным другом и наставником отца юного Димитрия – князя Иоанна Красного. Когда же в 1359 году великий князь Иоанн скончался, митрополит стал фактическим главой русских княжеств: на него, возглавившего боярскую думу, легла ответственность за весь ход политических дел на Руси, а малолетнему новому князю он на долгое время заменил отца. Его пример, наставления и духовное руководство, безусловно, оказали влияние на формирование личности и развитие высоких нравственных качеств молодого Димитрия. Под руководством митрополита князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия, и постепенно приобретал ту духовную мудрость государственного правителя, за которую впоследствии был особенно почитаем современниками.

Ни одного значительного государственного решения не принимал он без благословения Церкви. Так, в 1359 году им было предпринято путешествие в Орду, связанное с двумя совпавшими событиями: кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездки в Орду для русских князей всегда сопровождались большим риском: ничего хорошего от татар на Руси не ждали, и необходимость предстать пред очи хана каждый раз грозила опасностью не вернуться обратно живым.


Однако святитель Алексий благословил Димитрия на путешествие – видимо, принимая во внимание тот неоценимый опыт, который эта поездка должна была принести ему как будущему главе государства: во-первых, по пути, проплывая по трём русским рекам, молодой князь мог обозреть всю Русскую землю, которой ему надлежало править. Кроме того, он получал возможность собственными глазами увидеть положение дел в Орде и лично соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим Русь, что было чрезвычайно важно: ведь каждому князю надо было научиться тонко и грамотно выстраивать дипломатические отношения с постоянно сменяющими друг друга ордынскими ханами. Молитвами святителя Алексия путешествие прошло мирно, и князь Димитрий благополучно возвратился в Москву.

Помимо митрополита, ещё две личности, облеченные священным саном и благодатью Божией, оказались ключевыми для земного и духовного пути Димитрия Иоанновича: это были преподобный Сергий Радонежский и святитель Феодор, архиепископ Ростовский. Занимая особенное место в жизни князя и влияя своими мудрыми советами в том числе и на его политические решения, все они сыграли важную роль в судьбе земли Русской.

Силами великого князя Москва возвышалась и укрепляла свои первенствующие позиции по отношению к другим княжествам. В 1366 году в утверждение союза с Суздалем Димитрий Иоаннович взял в жены дочь суздальского князя – княжну Евдокию Димитриевну. Основой уклада великокняжеского дома стало благоговейное соблюдение во всём истинно христианского благочестия. Автор «Слова о житии…» Димитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания праведной семейной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу, и одна у обоих добродетельная жизнь; на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».

В качестве основной личной черты великого князя древний книжник называет необыкновенную любовь его к Богу: одно из имен, которым он наделяет Димитрия Иоанновича в похвале ему – «с Богом всё творящий и за Него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на пpecтоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».


Однако политическое положение московского князя оставалось непростым, и связано это было не только с господством Орды, но и с агрессией соседних Литовских земель, а также с сильными противниками внутри самой Руси – в лице Нижегородского, Рязанского и Тверского княжеств.

В 1368 году войска Ольгерда литовского вторглись на Русские земли и, разоряя деревни и грабя мирных жителей, двинулись к Москве. Великий князь, не имея достаточных сил для военного столкновения с сильным противником, вместе с митрополитом Алексием затворился в Москве. Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля смутил его: сам облик крепких городских стен и новых каменных построек красноречиво свидетельствовал об уверенности москвичей в своих силах и готовности стойко защищать родной город. Постояв в виду Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву, но в отместку все окрестные земли были опустошены литовскими воинами. Однако это не сломило воли Димитрия и не заставило его отказаться от объединительной политики: московский князь отправляет послов в вечевые республики Новгород и Псков для укрепления отношений и заключения союза против захватчиков. А соседние княжества, поддержавшие войска Ольгерда, понесли серьезное наказание – Святослав Смоленский и Михаил Тверской были в назидание отлучены митрополитом Алексием от Церкви.

В 1370-е гг. великий князь Димитрий Иоаннович начинает борьбу с Золотой Ордой. В 1376 году состоялся поход на Волжскую Булгарию, бывшую тогда одним из ордынских улусов. Русские осадили столицу Булгарии и, несмотря на наличие у защищавшихся пушек – невиданного по тому времени оружия – вынудили неприятеля сдаться. Это был значительный успех Москвы, её первая наступательная победа в борьбе с татарами.

В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, во главе которого стоял темник Бегич; в июле татары вторглись в рязанские земли. Князь Димитрий выступил навстречу врагу и разбил его полки в битве на реке Воже. Эта, уже вторая, победа над татарами ещё больше укрепила боевой дух русских воинов и стала как бы генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.

Приближался грозный 1380 год. Узнав о приготовлениях Мамая, великий князь московский начал собирать силы для отпора: он понимал, что Русской земле угрожает повторение страшных ударов 1237-1240 гг. Наступил решающий момент его жизни; все предшествующее было лишь подготовкой сентября 1380 года. Димитрий Иоаннович был готов к осуществлению промыслительно возложенной на него задачи: под влиянием великих святых-современников его дух приобрел крепость и свободу, в душе сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Москвы, но отпором врагу со стороны союза всех русских княжеств, стремившихся не только освободить родную землю, но и защитить православную веру.


Как уже упоминалось, на все свои деяния великий князь стремился получить благословение Церкви, ибо в каждый ответственный момент своей жизни он желал иметь духовную поддержку. Именно за ней он обратился к великому молитвеннику – уже при жизни прославившемуся чудесами и почитаемому святым преподобному Сергию Радонежскому. На второй день Успения, когда в окрестностях Москвы уже собирались войска, приходящие на его зов с разных концов Русской земли, Димитрий Иоаннович со свитой отправился по Владимирской дороге в Троицкий монастырь. После литургии состоялась беседа преподобного Сергия с князем. Святой благословил его с упованием на Бога идти на битву, обещал молитвенную помощь, предсказывал победу, говорил о венцах, уготованных многим православным воинам в предстоящем сражении. Самого же великого князя, по словам преподобного, смертная участь должна была миновать. Димитрий Иоаннович попросил снарядить с ним на битву двух монахов Троицкого монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Будучи прежде боярами Брянской земли и могучими ратниками, они ни в чём не уступали лучшим воинам димитриевской дружины, однако не это заставило князя просить их себе в помощь у угодника Божьего: в их лице Димитрий хотел иметь духовную опору и видимый знак преподобнического благословения для укрепления боевого духа и веры своих воинов. В виду смертельной опасности перед дорогой монахов постригли в схиму – по словам святого, схимническое облачение должно было заменить им шлем и доспехи. Получив духовное укрепление и благословение преподобного Сергия, Димитрий Иоаннович со своей дружиной возвратился в Москву.

Перед выступлением войска на битву произошло чудесное событие, воспринятое множеством людей как знамение свыше: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда князя Димитрия. Инок-пономарь, ночью спавший на паперти той церкви, где находилась гробница Александра Невского, увидел во сне, будто свечи, стоявшие в храме перед иконами, сами собой загорелись, после чего из алтаря вышли два старца и, подойдя к гробнице, обратились к лежавшему там князю, победителю Невской битвы и освободителю Русских земель, понуждая его встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь Александр восстал из гробницы, после чего видение рассеялось. Наутро инок поведал об этом дивном сне священнику; гроб был выкопан, и в нём обнаружились нетленные мощи святого князя-воина. Об этом событии сообщили Димитрию Иоанновичу, для которого сие чудо стало достоверным свидетельством незримой помощи и молитвенного предстательства великого прадеда Александра пред Престолом Всевышнего.


Сбор войска Русской земли был назначен в Коломне; на призыв великого князя откликнулись практически все княжества – за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. 20 августа после молебна в Кремле собравшееся войско вышло из трех кремлевских ворот, возле которых стояли священники, благословлявшие ратников и кропившие их святой водой. Полки двинулись к Коломне. По пути, проходя через село Брашево, великий князь положил начало новому монастырю. Произошло это так. Проезжая по лесу, Димитрий Иоаннович, тревожимый мыслями о грядущем сражении, вдруг узрел на древе образ святителя Николая. Восприняв это явление как благоприятный знак, он воскликнул: «Сие место угреша мя!». Построенный на этом месте после Куликовской битвы Николо-Угрешский монастырь, с редким по тем временам белокаменным храмом, стал благодарностью князя Богу и святителю Николаю за согретое сердце и победу. Также в память о Куликовской битве были впоследствии выстроены князем монастырь Рождества Богородицы на Куликовом поле, Успенский монастырь на реке Дубенке и московский храм Всех Святых на Кулишках.

Между тем Мамай с «несметными силами» неспешно продвигался к реке Дон. Перед русскими военачальниками встал вопрос: следует ли им переправлять своих людей через Дон навстречу Мамаю? И то, что великий князь высказался за переправу, весьма знаменательно. Через Дон русские войска перешли 7 сентября – накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Летописец вкладывает в уста Димитрия Иоанновича вдохновенную речь, произнесенную в тот день. В ней – глубокое религиозное переживание приближающейся битвы, смирение возвышенной православной души: «Пришло, братия, время брани нашей и настал праздник Царицы Марии, Матери Божией Богородицы и всех небесных чинов, Госпожи всей вселенной и святого Ея Рождества. Если останемся живы – ради Христа, если умрем за мир сей – ради Господа! ».

Накануне битвы в русский стан из Троицкого монастыря была принесена грамота с благословением преподобного Сергия: великий святой молитвенно поддерживал русское воинство, сам же, как повествует его жизнеописатель, в духе видел весь ход битвы – вплоть до ее исхода, до имен погибших воинов, произносимых святым прозорливцем в течение боя и поминаемых им за отслуженной после сражения панихидой.


Наутро, в день битвы, над Куликовым полем стоял туман; когда же он рассеялся, то обнаружились две рати, словно знаменующие своим обликом противостояние света и мрака. Татарские полчища виделись темными; «доспехи же русских сынов», как замечает летописец, «будто вода, что при ветре струится, шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся, яловцы же шлемов их, как пламя огненное, колышутся». А посреди войска развевалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса. Начало сражения было предварено молитвой благоверного князя перед этим образом. Затем Димитрий обратился к воинам со словом: «Отцы и братия мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братия, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших». Летописцы также упоминают о мощевике с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня: эту великую святыню благоверный князь с молитвой и благоговением хранил возле сердца. Древние источники говорят о знаменательном поступке князя Димитрия перед боем: подозвав к себе боярина Михаила Бренка, он снял с себя великокняжеские доспехи и возложил их на него, сам же облачился в одежду простого ратника. Это было его ответом на просьбы приближенных отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, будучи в безопасности, наблюдать за сражением. Горячим стремлением предводителя русского войска было желание лично принять участие в битве, им руководила готовность сразиться за православную веру и пострадать за Христа.

Начало битве было положено поединком татарского богатыря Челубея и принявшего его вызов инока Александра Пересвета: призвав на помощь молитвы преподобного Сергия, с копьем наперевес инок ринулся на татарина, и оба воина, столкнувшись друг с другом с неимоверной силой, пали первыми жертвами Куликовского сражения. Однако победа осталась за Пересветом: в то время как татарин Челубей оказался выбит из седла и повержен на землю, раненый воин-монах не пал с коня и сумел вернуться к русскому войску, где товарищи-соратники приняли его, умирающего, на свои руки. Это символическое событие явилось предзнаменованием победы русского войска в сражении с грозным, могучим и доселе непобедимым врагом.


Битва была многочасовой, яростной и кровопролитной для обеих сторон. «И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, – повествует летописец. – От сотворения мира не было такой битвы у русских князей, как при этом великом князе всея Руси». Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней, – многие задыхались от страшной тесноты и духоты. Куликово поле не вмещало борющиеся рати, земля прогибалась под их тяжестью, как пишет один из древних авторов. Князя Димитрия воины видели в самой гуще сражения, переносившимся на коне от полка к полку, крепко бьющимся с татарами и выдерживающим порой атаку нескольких воинов единовременно. Первая половина боя проходила под знаком успеха татар, но исход был решен вступлением в сражение запасного русского полка, находившегося в засаде. Во главе его стояли князья Димитрий Михайлович Волынский и Владимир Андреевич Серпуховской, прозванный Храбрым. Свежая конница врезалась в татарское войско – и Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы…

…А чистым сердцем людям открывалось в эти часы духовное существо происходящего: они видели ангелов, помогающих воинам-христианам. Во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, страстотерпцы Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели и то, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов…

Вернувшись уже по окончании битвы на Куликово поле, покрытое теперь телами погибших ратников, князь Владимир Андреевич принялся расспрашивать всех о великом князе. Свидетельствовали о том, что он сражался в первых рядах, что был окружен множеством врагов; кто-то говорил о его ранении. Принялись искать его среди мертвых, но Господь хранил Димитрия Иоанновича: несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он не получил серьезных ранений. Его нашли в роще неподалеку лежащим в беспамятстве. Услышав голоса, князь пришел в себя, а известие о победе окончательно вернуло ему силы.


Победа в Куликовской битве дорого досталась русскому воинству: погибла едва ли не большая часть войска; многие ратники были похоронены тут же, на поле Куликовом. А силами живых на поле брани была построена кладбищенская церковь, которую посвятили празднику Рождества Пресвятой Богородицы. За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться в народе Донским, а само событие явилось победой не только сил Русской земли, но и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей отпор русских войск татарам. Вернувшись в Москву, великий князь незамедлительно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позднее по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви эта суббота стала днем общего воспоминания усопших предков, вождей и воинов, за веру и Отечество живот свой положивших. Так память о Куликовской битве была увековечена в церковной традиции.

Последние годы жизни князя Димитрия Донского, великого собирателя земли Русской, стали для него временем особой милости Божией и приготовлением к вечности. Уже осенью 1380 года, как свидетельствуют летописи, его посетили тяжелые болезни, которые благоверный князь переносил, согласно слову Святого Евангелия, с кротостью, терпением и благодарностью ко Господу. И Господь укреплял веру русского народа, посылая ему испытания, которые вместе с тем являлись последствием отступления от правды Божией и напрасно пролитой крови в междоусобных распрях. Ведь «кого любит Господь, того и наказует», и никогда не даёт больше меры, оставляя время для покаяния и открывая возможность раскаявшимся грешникам понести наказание за свои беззакония здесь, в земном мире, и через это, очистившись, обрести мир и покой в Его Небесном Царстве.

Летом 1382 года новый татарский хан Тохтамыш с огромным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли. Захватив Серпухов и предав его огню, Тохтамыш подошел к Москве. Из-за разногласий среди бояр великий московский князь не смог собрать достаточного для отпора татарам войска; тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан, однако, будучи не в силах умирить начавшиеся беспорядки, он решил покинуть город. Его примеру последовала также и великая княгиня с детьми. С трудом удалось им выйти за городские стены. Митрополит направился в Тверь, княгиня – к мужу в Кострому.


Началась осада Москвы, и три дня город держался, но на четвертый татары ворвались внутрь крепостных стен. Страшен был учиненный в Москве погром: убивали подряд людей, грабили церкви, оскверняли алтари; сокровищница великого князя была расхищена; сжигались книги, свезенные со всех окрестностей в московские храмы. В конце концов подожжен был и весь город. Уничтожив Москву фактически до основания, враг двинулся в другие русские земли. Были захвачены Звенигород и Можайск; жители Переяславля, узнав о приближении Тохтамыша, отплыли на лодках на середину своего озера и так спаслись. Лишь Волоколамск, у которого стояло войско князя Владимира Андреевича, оказал татарам сопротивление и обратил их в бегство, но даже отступая на юг, дыша злобой и местью, разгневанный хан захватил Коломну и разграбил Рязанскую землю…

Когда великий князь Димитрий вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим и, по преданию, предавая земле убиенных, скорбел со слезами у оскверненных святынь Кремля.

Другим большим горем стало возобновление старой вражды с Тверью. Тверской князь Михаил отправился к новому ордынскому хану просить для себя великокняжеский ярлык, и Димитрий Иоаннович для отстаивания ярлыка за Москвой был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия. Лишь ценой возобновления ежегодной дани Москве удалось оставить ярлык за собой: Михаил потерпел неудачу, но юный Василий был на два года задержан в Орде заложником. Бедами Москвы решил воспользоваться и князь Олег Рязанский, внезапно начавший с князем Димитрием спор из-за Коломны. Разрешить эту многотрудную тяжбу помог князьям преподобный Сергий: дивный старец пришел к князю Олегу и своим кротким словом убедил его заключить мир с Москвой. Это решение, по обычаям того времени, было закреплено браком между сыном князя Олега Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.

Находясь на одре болезни, князь Димитрий по благословению Божию сподобился ведения о приближающейся смерти, о чем оповестил своего духовного наставника, преподобного Сергия. Игумен земли Русской, опекавший князя в течение всей его жизни, причастил его Святых Христовых Тайн и пособоровал. Духовно укрепившись и осознавая свою ответственность перед детьми, москвичами и народом русским, благоверный князь, ссылаясь на Священное Писание, заповедал детям глубоко почитать мать, а к приближенным боярам обратился с напутствием, призывая их хранить мир между собой и честно служить делу укрепления Русской земли.

19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе, рядом с гробницами своего отца, деда и прадеда.


После кончины Димитрия Иоанновича его супруга, великая княгиня Евдокия Димитриевна, фактически стала во главе Московского княжества, оставаясь хранительницей мира и блюстительницей справедливого престолонаследия среди своих сыновей. Евдокия Димитриевна вела подвижническую жизнь, большое внимание, как и её супруг, уделяя заботе о Церкви. В Москве и Переяславле-Залесском ею было построено несколько храмов и монастырей – в том числе храм Рождества Богородицы в Московском Кремле, возведенный в память о Куликовской битве. В 1407 году Евдокия Димитриевна удалилась от мирской суеты в основанный ею ранее Вознесенский монастырь, приняв монашество с именем Евфросиния, а спустя несколько недель мирно отошла ко Господу и была погребена в строящемся новом Вознесенском соборе. Вся земная жизнь княгини была ознаменована аскетическими подвигами и чудесами, и Господь не оставил Свое верное чадо без награды: по смерти преподобная Евфросиния была причислена к лику святых.

Праведный подвиг великого князя Димитрия не был забыт православным народом, который и до нынешних пор видит в его облике пример святой и спасительной любви к ближним и к Отечеству. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом и по всей Руси началось прославление благоверного князя Димитрия Донского. Уже вскоре после его кончины было написано «Житие» и «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей. Сохранились и иконографические изображения великого князя – на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание образа угодника Божия можно прочитать и в «Иконописных подлинниках» (под датой 9 мая).

Память о великом князе Димитрии жила в народе всегда и особенно усиливалась в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия имя благоверного князя Димитрия стояло рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Тогда же именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих, а в начале XXI века − самая большая в России атомная подводная лодка.

Такая народная память понятна: ведь благоверный князь положил начало освобождению Руси от вражеского ига. Кроме того, деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью, он избегал обращаться к тем бесчестным и жестоким политическим методам, которые были присущи его времени.

Великий князь московский Димитрий Иоаннович Донской был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году в чине святых благоверных – на основании его великих заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную заповедь о пожертвовании собой даже до крови ради блага ближних и утверждения православной веры.

Краткая характеристика внутренней политики

Близость с митрополитом Алексеем и необходимость укрепления обороноспособности управляемых территорий определили два главных направления внутренней политики князя — строительство оборонительных сооружений, храмов, монастырей и взаимодействие с церковью. После смерти Алексея, Донской, понимая силу церковной поддержки в решении текущих внешнеполитических вопросов, не раз вмешивался в выборы нового митрополита, периодически отсылая попавших в немилость кандидатов. Тем не менее, масштабное церковное строительство обеспечило развитие московской традиции летописания. Ко времени правления Дмитрия относят создание произведений, связанных с победой русского оружия на Куликовом поле (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины»).


Московский Кремль при Иване Калите, 1921, худ. А. Васнецов Подробнее о внутренней политике


Именная деньга Дмитрия Донского

Отдельно стоит отметить возобновление чеканки монет — окончился 250-летний безмонетный период, когда на Руси князья не занимались чеканкой денег, пользуясь преимущественно натуральным обменом или «гривнами» (брусками из серебра). Возрастающая экономическая активность, масштабные стройки, приток денег из Орды — всё это позволило восстановить одну из важнейших функций государства.

Смерть и завещание

В 1388 году, незадолго до смерти Дмитрия Донского, имел место конфликт с Владимиром Андреевичем Храбрым по вопросу наследования московского престола сыном Дмитрия Василием. Сначала Дмитрием были арестованы серпуховские бояре, затем, после обещаний Владимиру дополнительных владений, последний признал Дмитрия отцом, а Дмитриевичей старшими братьями. Дмитрий успел помириться на этом с Владимиром за два месяца до смерти.

В своём завещании[1]Духовная грамота (вторая) великого князя Дмитрия Ивановича Дмитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич, Галич, однако часть из них упоминается как ранее уже принадлежавшие его роду («купли деда моего»). Не менее ново было распоряжение Димитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам.

Великий московский князь прожил насыщенную, но не очень длинную жизнь — в возрасте 38 лет 19 мая 1389 года Дмитрий Донской умер. Последний эпизод жизни приводится в «Слове о житии» князя:

«А потом разболелся он и мучился сильно. Но после полегчало ему, и возрадовалась великая княгиня радостью великою, и сыновья его, и вельможи царства его. И снова впал он в еще больший недуг, и стоны вошли в сердце его, так что разрывалось нутро его, и уже приблизилась к смерти душа его» (25, 215; перевод М. А. Салминой).

Учитывая грузное телосложение, Н. С. Борисов предполагает причину смерти в сердечном приступе (что по этой же причине князь мог потерять сознание во время Куликовской битвы, не получив ран)[2]Борисов Н. С. Дмитрий Донской. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 512 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий: Вып. 1674 (1474))..


Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий Вел. князей Ивана II Красного, Дмитрия Донского и кн. Дмитрия Углицкого. Фот. К.А. Фишера. 1905 г.

В житие указано, что Дмитрий Донской сын Иоанна Красного

Житие Дмитрия Донского сообщает нам, что родился он в 1350 году. Отец Дмитрия Донского был Иоанн Красный, а мать — княгиня Александра. Благоверный князь Дмитрий с детства воспитывался в благочестии и славе. С младенчества он стал любить Бога. Сын Иоанна Красного рос под влиянием митрополита Алексия.

1359

в этом году Иоанн Иоаннович решает принять схиму

Сначала роль святителя в государственных делах сводилась больше к духовной поддержке первого среди русских князей, но после того, как Иоанн умирает, митрополит становится главой русских княжеств.

Именно на него и ложится ответственность за весь ход дел на Святой Руси. Какова же была причина смерти? На самом деле, никто это так и не выяснил. Считается, что у него была какая-то болезнь. Известно, что умер он в возрасте 33 лет.

Дмитрию он старается полностью заменить отца. С ранних лет Дмитрий начинает учиться терпению и мужеству.


С ранних лет митрополит Алексий заменил Дмитрию отца. Фото: otpusk-zdorovo.ru

В том же году Дмитрий отправляется в Орду, так как это было связано сразу с двумя событиями — кончиной русского князя и переменой на ханском престоле. Это поездка, конечно же, была очень опасной, но молодому князю необходимо было лично соприкоснуться с врагом, посмотреть, что представляет собой земля русская.

Итоги и результаты правления

  • Потерян контроль над Тверским княжеством
  • Смоленское княжество перешло под контроль Литвы
  • Успешный поход на Волжскую Булгарию — получена контрибуция, посажены русские таможенники
  • Одержаны победы над золотоордынцами в битвах на Воже 1378 г, Куликовом Поле 1380 г.
  • Хан Тохтамыш совершил успешный набег на Москву в 1382 г и разграбил не только столицу княжества, но и другие города, Донской выплатил дань за 2 предыдущих года
  • От Новгорода получена контрибуция за серию нападений ушкуйников в размере 8000 руб.
  • Формируется образ Московского княжества, как центра объединения северо-восточных русских земель
  • Великое княжество Владимирское закреплено за московской династией Рюриковичей
  • Продолжается борьба с Золотой Ордой за влияние на Рязанское княжество
  • Строительство Белокаменного Московского Кремля
  • Строительство храмов и монастырей
  • После долгого перерыва возобновляется чеканка монет в русских княжествах.
  • Появляются литературные произведения, развивается московская летописная традиция
  • Заключён договор о будущем браке между дочерью литовского князя Витовта и сыном Донского Василием.

Политический курс

Действия Дмитрия Ивановича Донского во внутренних делах и на международной арене можно подвести под два направления:

  • Первое — это дальнейшее объединение русских земель под эгидой борьбы с Золотой Ордой. В этой стратегии Москва должна была играть ключевую роль.
  • Второе, оно же западное требовало борьбы с агрессивной Литвой, которая вмешивалась во внутренние дела развивающегося русского государства. А также стремилось решить свои территориальные и политические вопросы за счет ослабленного соседа.


Д.И. Донской
Перед Дмитрием Ивановичем стояли трудные задачи, решать которую князю пришлось всю жизнь. А некоторых целей Донской за отведенное ему время добиться так и не сумел. Они легли на плечи потомков.

Семья и личная жизнь

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте она была выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия, что скрепило союз между Москвой и Суздальско-Нижегородским княжеством. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей. С 1389 года, после кончины своего супруга, Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она объявлялась гарантом завещания мужа. Согласно Духовной грамоте Дмитрия Донского, она получила более 30 волостей и слобод и свыше 20 крупных сёл, при этом 15 волостей и слобод и 14 сёл передавались в полную собственность вдовствующей княгине.


Княгиня Евдокия Скульптурная реконструкция по черепу, работы Сергея Никитина

Дети

Даниил Дмитриевич (1370 — 15 сентября 1379). Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425). Софья Дмитриевна (умерла в 1427), в 1387 году вышла замуж за Фёдора, сына Олега Рязанского. Юрий Дмитриевич Звенигородский (26 ноября 1374 — 5 июня 1434). Мария Дмитриевна (умерла 15 мая 1399) — вышла замуж за князя мстиславского Лугвения (Семёна), сына великого князя Литовского Ольгерда. Анастасия Дмитриевна — вышла замуж за Ивана Всеволодовича, князя Холмского Симеон Дмитриевич (умер 11 сентября 1379). Андрей Дмитриевич Можайский (14 августа 1382 — 9 июля 1432). Пётр Дмитриевич Дмитровский (29 июля 1385 — 10 августа 1428). Анна Дмитриевна (родилась 8 января 1387) — вышла замуж за князя Юрия Патрикеевича Иван Дмитриевич (1380 — 29 июля 1393). В монашестве Иоасаф. Константин Дмитриевич (14 мая 1389 — 1433) — князь Углицкий

Московская Русь после Дмитрия Донского

После смерти Дмитрия Донского в 1389 году, его сын Василий получил из Орды право на владимирский стол, переданное через ханского посла Шахмата. При Василии I продолжало расти феодальное землевладение и происходила дальнейшая централизация власти. Новый московский князь присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397—1398 — Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. Предпринял две неудачные попытки отобрать силой у Новгорода Двинскую землю. Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I московское княжество не ощутило каких-либо внутренних потрясений. За этот период времени Москва лишь однажды, в 1408 году, подверглась нашествию сил Орды. Едигей так и не смог взять город, но Василию пришлось возобновить выплаты дани после 12-летнего перерыва.


Великий князь Василий I Дмитриевич Портрет из Царского титулярника (1672)

Образ в культуре и памяти поколений

Личность Дмитрия Донского оставила значительный след в истории современной России и Украины. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященных князю. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В 2002 учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. В русском флоте именем князя в разное время были названы парусные линейные корабли 1771 и 1809 годов постройки, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.


Куликовская битва (Дмитрий Донской на Куликовом поле) Худ. А. Ивон

Является героем ряда художественных произведений: поэмы «Дмитрий Донской» (1977) Валентина Сорокина, «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989) и «Святая Русь» (1997) Дмитрия Балашова (из цикла «Государи Московские»), «Искупление» В. Лебедева (1991), «Чур меня» Б. Дедюхина (1993), «Куликовская битва. Поле Куликово» В. Возовикова (2003), «Бох и Шельма» Б. Акунина и др.

Изображения

Личная жизнь

За всю биографию князь был в браке всего один раз. Женой Дмитрия донского стала Евдокия Московская. Дочка того самого правителя, который боролся за возможность управлять Владимирскими землями и в итоге отказался от притязаний.


Дмитрий Донской и Евдокия Московская

В браке у супругов родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]