Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Мир, как известно, живёт по законам рынка. В частности, спрос рождает предложение. Например, когда у первых пользователей мобильных телефонов появилась привычка ставить в конце фраз смайлики в виде открытых или закрытых скобок, производители соответствующей техники моментально сориентировались и стали включать в меню всякие разные причудливые рожицы, чтобы любителям смайликов было проще передавать разнообразные эмоции и оттенки настроения простым нажатием пальца. В итоге, пользователю это понравилось настолько, что в меню отдельных смартфонов смайликов теперь столько, что ни о каком упрощении процесса общения уже и речь не идёт.
Если бы по принципам рынка строилась жизнь в Церкви, то, наверное, в десятку наиболее ходовых предложений несомненно вошло бы венчание без регистрации брака.
Я служу в крупном городском приходе и просьбы о венчании без росписи в ЗАГСе мне стабильно приходится слышать раз в неделю-две. Благодаря тому, что в логику церковной жизни законы рынка не вписываются, на такие просьбы обычно отвечают отказом, что, в свою очередь, вызывает не менее регулярные недоумения: «почему нельзя»? «Раве венчание не важнее»? «А если я расписываться не хочу»? «Какое отношение к Церкви имеет государственная регистрация»? «Разве без свидетельства о браке мы не можем быть мужем и женой перед Богом»?..
И всё-таки, почему нельзя? Да и возможно ли венчание без регистрации брака в каких-либо особых случаях?
Церковный брак
В России по данным Росстата на 2022 год зафиксировано ужасающее количество разводов (58 %). Так, в Магаданской области из 100 зарегистрированных браков распадаются 86, а в Ленинградской области 80. Даже Таинство Венчания в современных реалиях не является залогом долгой и счастливой семейной жизни. Венчание превращается в красивую церемонию, непонятный для участников обряд. Данные перед Богом обеты не воспринимаются всерьез. Значит, невоцерковленные люди считают возможным обвенчаться без официального брака. Поэтому на вопрос “можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?” священники однозначно отвечают отрицательно. Кроме исключительных случаев.
Таинство Венчания в православном храме
Венчание – это особое Таинство Брака. Церковь благословляет союз мужчины и женщины по подобию союза Иисуса Христа и Церкви. Апостол Павел в посланиях пишет:
«муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 25).
Митрополит Антоний (Сурожский):
“Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан – не религиозная форма “регистрации”, а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения”.
Как и где обвенчаться в церкви без регистрации брака
Повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе в России можно в любом культовом сооружении, принадлежащим РПЦ. При этом необходимо убедить священнослужителя, что желание заключить церковный брак искренне и объяснить, почему пара отказывается зарегистрировать союз официально.
Цена обряда – около 2000 р., не учитывая расходы на атрибутику (свечи и т. д.). Если есть желание провести обряд за рубежом, обязательно нужно иметь при себе свидетельство из ЗАГСа.
Например, в Старом городе в Иерусалиме или в Храме Святой Параскевы на набережной в Херсониссосе в Греции.
Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе
В дореволюционной России брак заключался и фиксировался только в Церкви. Государственная регистрация брака появилась в 1917 году с установление светского государства, отделенного от Церкви. До революции Церкви не только происходило таинство Венчания. Священник должен был контролировать, чтобы вступающая в брак пара не находилась в родстве. Также нужно было установить, не являются ли они прелюбодеями, состоящими в браке. Сейчас эти функции лежат на государстве. И это одна из причин, почему нельзя венчаться без росписи.
Протоиерей Андрей Ткачев рассказывал:
“Приходит пара к одному священнику и говорит: «Мы к вам в церковь уже полгода ходим. Государству не доверяем, не любим его. Мы — духовные! И хотим венчаться. Можете нас обвенчать, но без всех этих штампов в паспорте?..» Батюшку-то можно размягчить, ещё каким-то образом воздействовать: «Можно?..» — «Ну, можно-можно…» Он и повенчал.
А через месяц приходит к этому священнику женщина, показывает свой паспорт и мужчины, которого тот повенчал недавно, и говорит: «На каком основании вы повенчали моего мужа с какой-то бабой?» Оказалось, что этот «очень духовный» человек напел священнику песен и повенчался с любовницей, хотя сам расписан и не разведен со своей законной женой, с которой прожил лет 15–20. Я не верю в «супердуховность» — особенно современного лживого человека. Распишись — и тогда венчайся”.
Регистрация в ЗАГСе также юридически фиксирует серьезность намерений вступающих в брак людей. Она и закрепляет за мужем и женой их права и обязанности в случае развода. Венчание в наше время не имеет никакой юридической силы.
Исключение, подтверждающее правило
А вот со второй категорией всё несколько сложнее. Не скажу, что каждый, но многие священники сталкивались со случаями, когда государственной регистрации брака препятствуют вполне объективные факторы. Чаще всего такое случается во вторых браках меду немолодыми людьми, имеющими взрослых детей. Вопросы наследства, финансовых обязательств, юридические казусы, кредиты, разное гражданство… Данный перечень может быть весьма внушительным, но главное здесь в том, что пара ничуть не против зарегистрировать брак, нередко люди этого хотят и оформили бы отношения, как только появилась бы возможность, но те или иные обстоятельства препятствуют этому. Думается, в подобном случае можно было бы говорить о том, что, в порядке исключения, венчание без брака возможно. Конечно, при условии того, что конкретный священник знает пару в течение определённого времени, эти люди (или кто-то один из них) являются его постоянными прихожанами и, как их взаимные чувства, так и понимание взаимной ответственности, искренни и крепки. Конечно, принимать подобные решения священнику не следует самому и логичным бы виделось обращение за разрешением проблемы к правящему архиерею. Тем более, что, как я уже говорил, подавляющее большинство таких случаев имеет место у пар, являющихся второбрачными, а благословение второго брака – исключительно в архиерейской компетенции.
Да, это, безусловно, исключение. Однако оно, как ни странно, подтверждает правило, поскольку в данном случае мы говорим не о нежелании расписываться, а как раз наоборот, о желании, которому препятствуют, в той или иной мере, объективные факторы. То есть не желание уклониться от ответственности и не принципиальное пренебрежение ею, а полная готовность взять её на себя, реализовать которую можно только в венчании.
Признает ли Церковь государственный брак?
Следует сразу разделить такие понятия как “гражданский брак” и “блудное сожительство”. Гражданским браком ошибочно принято считать сожительство без росписи в ЗАГСе. Это в корне неверно. Гражданский брак, он же государственный брак – это нормальный супружеский союз между мужчиной и женщиной. Он зафиксирован государством в ЗАГСе. Такой брак признается Церковью законным. Блудное же сожительство является грехом, считается недопустимым и не признается Церковью.
Также не признается Церковью зарегистрированный союз людей одного пола, заключенный в других странах. Невенчанный брак не считается блудом
“Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку” (журнал заседания Священного Синода от 28-29 декабря 1998 года).
Значение венчания
Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.
Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.
Современные особенности совершения Венчания
– Для совершения Таинства Брака необходимо наличие свидетельства о браке. Свидетельство подтверждает факт законности брачного союза. Так что ответ на вопрос, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, отрицательный.
– Венчаться разрешается и людям, повторно вступающим в брак. Однако в случае третьих браков венчание не совершается (согласно Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви).
– Не существует такого понятия, как “развенчивание”. Если супруги, состоящие в венчанном браке, разводятся, то церковный брак при этом не расторгается. Невозможно отменить совершенное Таинство. Но при повторном вступлении в брак в некоторых случаях можно получить благословение на Венчание. Например, если один из супругов умер. Если брак был расторгнут не по вине желающего повторно венчаться человека. Также в случае признания второго супруга психически больным или его длительное тюремное заключение.
– Брак между христианами разных конфессий возможен, если один из супругов относится к старообрядцам, католикам, протестантам или к членам Древних Восточных Церквей. Но при этом должно соблюдаться обязательное условие: дети, рожденные в браке, должны воспитываться в Православии. Правда, никто не может дать гарантию выполнения вышеизложенного условия. Так что такой брак требует разрешения местного правящего архиерея.
Исключение из правил
Несмотря на столь жесткую позицию в русской православной церкви, все же имеется несколько исключений из общего правила. Пара может обвенчаться, не имея официального свидетельства о браке, в следующих случаях:
- Если один из молодоженов неизлечимо болен, из-за чего нет возможности зарегистрировать брак.
- Если разница между таинством и церемонией бракосочетания составляет лишь несколько часов. В этом случае разрешение выдается по предъявлении батюшке талона-приглашения на церемонию.
- Если одному из будущих супругов предстоит сложная операция с высоким риском для жизни.
- Когда кто-то из пары отравляется на боевые действия, епархия выдает разрешение на венчание без официальной регистрации брака.
- Если парень и девушка являются искренними прихожанами, послушными церкви и соблюдающими все ее каноны. В этом случае вся ответственность будет лежать на священнике, обвенчавшем супругов.
Жизненная необходимость
Стоит сказать, что в венчании нет никакой жизненной необходимости. К такому решению приходят лишь тогда, когда глубоко проникаются заповедями Христа и церковной жизнью. Другим словами, оба будущих супруга должны быть духовно готовыми поклясться перед Богом в верности друг другу и соблюдать свое обещание всю оставшуюся жизнь. Немногие готовы на подобное.
Также следует знать, что обряд венчания в современной России и странах бывшего СССР не имеет юридической силы. Это означает, что обвенчанные супруги не являются таковыми в глазах государства и не имеют соответствующих прав по закону. Такие люди не будут иметь имущественных, наследственных или других прав, которыми пользуются супруги, прошедшие гражданскую церемонию бракосочетания в ЗАГСе.
Причащение в церкви
Смысл церковного причастия заключается в том, чтобы соединиться с Христом духовно, телесно и эмоционально. Делается это посредством вкушения хлеба, символизирующего собой Тело Спасителя, и вина, которое является символом Его крови, пролитой за грехи человечества.
ЧИТАТЬ
Помолвка – красивая традиция или необходимость?
Это таинство дает верующему возможность находиться в единстве с Богом, чувствовать его и преданно служить, сохраняя духовную чистоту. Смысл прост — любая пища после трапезы преобразуется человеческим организмом в микроэлементы, а они, в свою очередь, становятся строительным материалом для органов и тканей. Причастие — это фактически физическое соединение с Божественным истоком и необходимость для каждого верующего.
Что же касается причащения перед венчанием, то здесь есть свои правила:
- Перед евхаристией (причастием) нужно провести исповедь и соблюдать пост.
- Продолжительность ограничений в еде — не менее 3 дней.
- Во время соблюдения поста следует отказаться не только от некоторых продуктов, но и от интимной близости, развлечений, алкоголя, курения, телевизора и социальных сетей.
- Пост проходят перед исповедью и только потом допускаются к причастию.
- Само таинство евхаристии вполне допустимо провести перед венчанием. В этом случае перед таинством не следует употреблять никакой пищи.
Также стоит сказать, что причастие является одним из условий, которые необходимо выполнить, чтобы получить разрешение на обряд.
Как подготовиться к Венчанию
Семейную жизнь необходимо начинать с духовного приготовления. Жених и невеста перед вступлением в брак приносят Богу покаяние за совершенные грехи, исповедуются и причащаются. Исповедь и Причастие – фундаментальная составляющая, на которой будет строится семейное счастье и благополучие.
“Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Тайн, и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность” (преподобный Макарий Оптинский).
Что необходимо для совершения обряда
При вступлении в церковный брак учитывают, что процесс состоит из 2 последовательных этапов. Подготовку к венчанию начинают заранее. Выбор времени для венчания зависит от планируемой регистрации брака и желания молодоженов совместить обе процедуры или разделить их временным интервалом. Подходящие периоды:
- первое воскресенье после Пасхи;
- после Крещения, до начала Масленицы;
- дни между постами: Петровым, Успенским.
Обряды не проводят по дням великих или однодневных постов, не венчают по четвергам, вторникам, субботам.
Обручение
Этот этап предшествует венчанию. Современные священнослужители проводят его совместно с основным обрядом, но идеальным вариантом считают проведение обручения после помолвки, с выполнением последовательных действий:
- исповедованием обоих будущих супругов;
- продолжительными беседами о будущем, назначении семьи, планировании детей.
При обручении молодой человек беседует не только со священнослужителем, но также с родителями невесты. Эти правила действуют тогда, когда жених и невеста молоды и неопытны.
Венчание
Процессу венчания предшествует трехдневный пост, исповедание и причащение. Выбор даты также зависит от церковных праздников. Священники советуют тщательно подходить к выбору даты, если нет необходимости обвенчаться быстрее. Свидетели, которые необходимы для проведения обряда, могут быть как неженатыми, так и парой, зарегистрированной официально.
Для венчания потребуются дополнительные предметы, документы:
- свидетельство о регистрации брака, паспорта;
- церковные парафиновые свечи;
- полотенце-рушник;
- обручальные кольца;
- иконы Марии Богородицы, Христа-спасителя.
Обряд начинают с того, что невеста и жених выходят за священником на центральную часть церкви. При этом священник несет кадильницу, брачующиеся держат в руках свечи, символизируя этим поход к свету. Затем оба становятся на расстеленный рушник и подтверждают священнослужителю добровольное согласие на таинство. Над головами пары держат венцы заранее заявленные свидетели. Далее священник дает каждому из них прикоснуться губами к лику святого.
После этого священник по 3 раза читает молитву, по 3 раза благословляет пару. После чтения послания апостола Павла присутствующие читают «Отче наш». Следующий этап – распитие кагора из священной чаши, это знак благословения семьи. Пару по 3 раза обводят вокруг аналоя, они следуют за священником с кадильницей, смиренно склонив головы. Освещенные иконы Богородицы и Христа отдают супругам для хранения дома. После совершения обряда супруги получают свидетельство о венчании. Его хранят рядом со свечами.
Информация! Традиционный русский обычай предусматривает хранение церковных свечей. После смерти последнего из супругов обе свечи кладут в гроб с телом.
Венчание без регистрации брака: исключения
Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе все же возможно в исключительных случаях. Если верующие молодые люди хотят вступить в брак, но не могут по объективным непреодолимым обстоятельствам зафиксировать свой союз в ЗАГСе, Венчание возможно.
“Несколько раз в жизни я соглашался венчать брак без государственной регистрации. И всегда это было связано с невозможностью по тем или иным причинам его зарегистрировать. Так что можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, нужно решать по обстоятельствам. Один из ярких примеров — из 1990-х. Человек, будучи гражданином Казахстана, четыре года восстанавливал паспорт, и никак у него это получалось. И конечно, я его обвенчал. Была настоящая свадьба с кучей родных и друзей, машинами и ресторанами. И совесть меня ни капельки не обличает.
Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством. А недавно у нас венчался сотрудник спецслужб. Он не регистрировал свой брак, чтобы не подвергать опасности семью” (протоиерей Максим Первозванский).
Возможны ли исключения?
Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.
Три частые причины для исключений:
- Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
- Наличие уважительных обстоятельств, например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
- Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.
Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.
Кому молиться о счастье в семье
Чаще всего новобрачные обращаются за молитвенной помощью к святым, чьи семейные отношения являли собой пример праведной жизни, мудрости и христианской любви между супругами. Покровителями семьи считаются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Их любовь смогла пережить тяжелые жизненные испытания. Петра и Февронию пытались разлучить приближенные, считая что княжеская жена не может происходить из простого народа. Но князь Петр не оставил свою супругу и был готов ради нее отказаться от власти и богатства.
Молятся о семейном благополучии и царственным страстотерпцам царю Николаю и царице Александре – истинному примеру чистой, жертвенной любви между супругами. Они в самые тяжелые времена поддерживали друг друга, ободряли. Их письма являются настоящим кладезем для новобрачных. Здесь можно почерпнуть множество практических советов и избежать ошибок на пути к семейному счастью.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: венчание без регистрации брака, венчание в церкви без регистрации в Загсе, можно ли венчаться без регистрации, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе
Кому нельзя венчаться?
РПЦ не приемлет венчание в силу следующих причин:
- когда жених и невеста не крещены по правилам православной церкви. При принадлежности молодых к противоположным христианским конфессиям (католичество, православие или протестантизм), один из них будет вынужден сделать выбор в пользу РПЦ. Представители разных направлений не могут венчаться;
- наличие между женихом и невестой кровного родства, вплоть до четвертого колена. Запрещается венчание между кумовьями, принимавшими участие в обряде крещения одного и того же ребенка. Также не разрешается заключение церковного брака между крестными родителями и детьми;
- если у мужчины или женщины есть предыдущий нерасторгнутый брак. Несвобода от старых семейных уз налагает запрет на венчание того, кто связан браком с другим человеком, независимо от «инстанции» скрепления отношений (в ЗАГСе или церкви). В этой ситуации необходимо получить либо свидетельство о разводе, либо официальное разрешение от архиерея – благословение на новый брак.
Не разрешается проводить обряд венчания во время четырех Великих постов, на Пасхальную седмицу. Также запрещается венчаться больше трех раз.
Подготовка: практические моменты
– Существует мнение, что венчание – столь личное дело, которое происходит между двумя людьми и Богом, что присутствовать на нем должны только венчающаяся пара и священник…
– Я считаю, что нет ничего плохого в отсутствии свидетелей на венчании. В Англии или в Греции это Таинство является еще и одной из форм легализации брака – там религиозным конфессиям предоставлено право выдавать государственные свидетельства о совершении брака. У нас в стране такого нет: таинство происходит внутри церковной общины и не требует свидетелей того, что люди обещали друг другу – это их дело перед Богом.
Но именно с этим связано жесткое требование: мы венчаем людей только после заключения ими законного брака и официальной регистрации. За исключением крайних случаев, когда этот вопрос затруднен по каким-то объективным причинам, а не потому, что люди не хотят расписываться, а желают жить в свое удовольствие и при этом иметь и некие духовные преференции.
– Если родственники равнодушно или негативно относятся к Церкви, как лучше поступить: позвать их, дабы приобщить к Таинству, или нет?
– Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей – это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.
– Какова роль родителей при венчании?
– И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся – и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен. Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства – лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.
– Как самим супругам следует готовиться к венчанию?
– Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.
Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, – тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.
– Жестко. Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?
– Надеяться робко – да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество – это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.
Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина – сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина – чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы. И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих. Апостол Павел писал: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка (2Кор.8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией. Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство – остается… Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.
Обязательно ли причащаться перед венчанием?
Это не является строго обязательным, однако для верующего человека естественно перед важнейшими событиями своей жизни исповедоваться и причащаться Христу. И в Древней Церкви причащение было одной из важных частей венчания. Некоторые слова, сохранившиеся в древних чинах венчания (например, возглас: «Преждеосвященная Святая святым»), свидетельствует о том, что в ранней Церкви после причащения всех членов церковной общины Святые Дары оставлялись, чтобы причастить ими новобрачных во время их венчания.
Что такое «венчальная Литургия»?
Это Литургия, как правило, совершаемая архиереем, в чинопоследование которой включен чин венчания. Она совершается, к примеру, в балканских и греческих церквях. Сейчас венчальные Литургии появляются и в России. Однако это скорее нововведение: никаких свидетельств, что это имело исторические прецеденты раньше, нет.
Если у людей разные духовники, как им выбрать священника, который будет их венчать?
Возможно соборное венчание, когда Таинство совершают сразу несколько священников. И это частая практика. В среде духовенства по-другому почти не бывает.
Сколько стоит участие в Таинстве?
Никакое Таинство нельзя оценивать, и никакой цены у венчания быть не может. Однако после совершения треб (то есть богослужений по просьбе мирян) принято жертвовать на храм, по силам и совести человека. При этом нужно понимать, что венчание – наиболее «ресурсоёмкое» Таинство: здесь, как правило, необходим как минимум квартет певчих, а то и целый хор, – которым, естественно, необходимо оплатить труды. Лучше всего спросить у служащих церкви, каким образом совершаются пожертвования. На некоторых приходах вам могут указать их ориентировочный размер, однако уплата определенной суммы ни в коем случае не может быть необходимым условием совершения Таинства.
журнал «Фома»
Чем церковный брак отличается от обычного?
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? Как готовиться, если вы решились на этот шаг? Об этом беседуем с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым.