Полезно знать: можно ли венчаться без регистрации в загсе – правила и исключения

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.


Мир, как известно, живёт по законам рынка. В частности, спрос рождает предложение. Например, когда у первых пользователей мобильных телефонов появилась привычка ставить в конце фраз смайлики в виде открытых или закрытых скобок, производители соответствующей техники моментально сориентировались и стали включать в меню всякие разные причудливые рожицы, чтобы любителям смайликов было проще передавать разнообразные эмоции и оттенки настроения простым нажатием пальца. В итоге, пользователю это понравилось настолько, что в меню отдельных смартфонов смайликов теперь столько, что ни о каком упрощении процесса общения уже и речь не идёт.

Если бы по принципам рынка строилась жизнь в Церкви, то, наверное, в десятку наиболее ходовых предложений несомненно вошло бы венчание без регистрации брака.

Я служу в крупном городском приходе и просьбы о венчании без росписи в ЗАГСе мне стабильно приходится слышать раз в неделю-две. Благодаря тому, что в логику церковной жизни законы рынка не вписываются, на такие просьбы обычно отвечают отказом, что, в свою очередь, вызывает не менее регулярные недоумения: «почему нельзя»? «Раве венчание не важнее»? «А если я расписываться не хочу»? «Какое отношение к Церкви имеет государственная регистрация»? «Разве без свидетельства о браке мы не можем быть мужем и женой перед Богом»?..

И всё-таки, почему нельзя? Да и возможно ли венчание без регистрации брака в каких-либо особых случаях?

Церковный брак

В России по данным Росстата на 2022 год зафиксировано ужасающее количество разводов (58 %). Так, в Магаданской области из 100 зарегистрированных браков распадаются 86, а в Ленинградской области 80. Даже Таинство Венчания в современных реалиях не является залогом долгой и счастливой семейной жизни. Венчание превращается в красивую церемонию, непонятный для участников обряд. Данные перед Богом обеты не воспринимаются всерьез. Значит, невоцерковленные люди считают возможным обвенчаться без официального брака. Поэтому на вопрос “можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?” священники однозначно отвечают отрицательно. Кроме исключительных случаев.


Таинство Венчания в православном храме

Венчание – это особое Таинство Брака. Церковь благословляет союз мужчины и женщины по подобию союза Иисуса Христа и Церкви. Апостол Павел в посланиях пишет:

«муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 25).

Митрополит Антоний (Сурожский):

“Таинство Брака, совершающееся в обществе христиан – не религиозная форма “регистрации”, а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения”.

Как и где обвенчаться в церкви без регистрации брака

Повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе в России можно в любом культовом сооружении, принадлежащим РПЦ. При этом необходимо убедить священнослужителя, что желание заключить церковный брак искренне и объяснить, почему пара отказывается зарегистрировать союз официально.

Цена обряда – около 2000 р., не учитывая расходы на атрибутику (свечи и т. д.). Если есть желание провести обряд за рубежом, обязательно нужно иметь при себе свидетельство из ЗАГСа.

Например, в Старом городе в Иерусалиме или в Храме Святой Параскевы на набережной в Херсониссосе в Греции.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе

В дореволюционной России брак заключался и фиксировался только в Церкви. Государственная регистрация брака появилась в 1917 году с установление светского государства, отделенного от Церкви. До революции Церкви не только происходило таинство Венчания. Священник должен был контролировать, чтобы вступающая в брак пара не находилась в родстве. Также нужно было установить, не являются ли они прелюбодеями, состоящими в браке. Сейчас эти функции лежат на государстве. И это одна из причин, почему нельзя венчаться без росписи.

Протоиерей Андрей Ткачев рассказывал:

“Приходит пара к одному священнику и говорит: «Мы к вам в церковь уже полгода ходим. Государству не доверяем, не любим его. Мы — духовные! И хотим венчаться. Можете нас обвенчать, но без всех этих штампов в паспорте?..» Батюшку-то можно размягчить, ещё каким-то образом воздействовать: «Можно?..» — «Ну, можно-можно…» Он и повенчал.

А через месяц приходит к этому священнику женщина, показывает свой паспорт и мужчины, которого тот повенчал недавно, и говорит: «На каком основании вы повенчали моего мужа с какой-то бабой?» Оказалось, что этот «очень духовный» человек напел священнику песен и повенчался с любовницей, хотя сам расписан и не разведен со своей законной женой, с которой прожил лет 15–20. Я не верю в «супердуховность» — особенно современного лживого человека. Распишись — и тогда венчайся”.

Регистрация в ЗАГСе также юридически фиксирует серьезность намерений вступающих в брак людей. Она и закрепляет за мужем и женой их права и обязанности в случае развода. Венчание в наше время не имеет никакой юридической силы.

Исключение, подтверждающее правило

А вот со второй категорией всё несколько сложнее. Не скажу, что каждый, но многие священники сталкивались со случаями, когда государственной регистрации брака препятствуют вполне объективные факторы. Чаще всего такое случается во вторых браках меду немолодыми людьми, имеющими взрослых детей. Вопросы наследства, финансовых обязательств, юридические казусы, кредиты, разное гражданство… Данный перечень может быть весьма внушительным, но главное здесь в том, что пара ничуть не против зарегистрировать брак, нередко люди этого хотят и оформили бы отношения, как только появилась бы возможность, но те или иные обстоятельства препятствуют этому. Думается, в подобном случае можно было бы говорить о том, что, в порядке исключения, венчание без брака возможно. Конечно, при условии того, что конкретный священник знает пару в течение определённого времени, эти люди (или кто-то один из них) являются его постоянными прихожанами и, как их взаимные чувства, так и понимание взаимной ответственности, искренни и крепки. Конечно, принимать подобные решения священнику не следует самому и логичным бы виделось обращение за разрешением проблемы к правящему архиерею. Тем более, что, как я уже говорил, подавляющее большинство таких случаев имеет место у пар, являющихся второбрачными, а благословение второго брака – исключительно в архиерейской компетенции.

Да, это, безусловно, исключение. Однако оно, как ни странно, подтверждает правило, поскольку в данном случае мы говорим не о нежелании расписываться, а как раз наоборот, о желании, которому препятствуют, в той или иной мере, объективные факторы. То есть не желание уклониться от ответственности и не принципиальное пренебрежение ею, а полная готовность взять её на себя, реализовать которую можно только в венчании.

Признает ли Церковь государственный брак?

Следует сразу разделить такие понятия как “гражданский брак” и “блудное сожительство”. Гражданским браком ошибочно принято считать сожительство без росписи в ЗАГСе. Это в корне неверно. Гражданский брак, он же государственный брак – это нормальный супружеский союз между мужчиной и женщиной. Он зафиксирован государством в ЗАГСе. Такой брак признается Церковью законным. Блудное же сожительство является грехом, считается недопустимым и не признается Церковью.

Также не признается Церковью зарегистрированный союз людей одного пола, заключенный в других странах. Невенчанный брак не считается блудом

“Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку” (журнал заседания Священного Синода от 28-29 декабря 1998 года).

Значение венчания


Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Современные особенности совершения Венчания

– Для совершения Таинства Брака необходимо наличие свидетельства о браке. Свидетельство подтверждает факт законности брачного союза. Так что ответ на вопрос, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, отрицательный.

– Венчаться разрешается и людям, повторно вступающим в брак. Однако в случае третьих браков венчание не совершается (согласно Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви).

– Не существует такого понятия, как “развенчивание”. Если супруги, состоящие в венчанном браке, разводятся, то церковный брак при этом не расторгается. Невозможно отменить совершенное Таинство. Но при повторном вступлении в брак в некоторых случаях можно получить благословение на Венчание. Например, если один из супругов умер. Если брак был расторгнут не по вине желающего повторно венчаться человека. Также в случае признания второго супруга психически больным или его длительное тюремное заключение.

– Брак между христианами разных конфессий возможен, если один из супругов относится к старообрядцам, католикам, протестантам или к членам Древних Восточных Церквей. Но при этом должно соблюдаться обязательное условие: дети, рожденные в браке, должны воспитываться в Православии. Правда, никто не может дать гарантию выполнения вышеизложенного условия. Так что такой брак требует разрешения местного правящего архиерея.

Исключение из правил

Несмотря на столь жесткую позицию в русской православной церкви, все же имеется несколько исключений из общего правила. Пара может обвенчаться, не имея официального свидетельства о браке, в следующих случаях:

  1. Если один из молодоженов неизлечимо болен, из-за чего нет возможности зарегистрировать брак.
  2. Если разница между таинством и церемонией бракосочетания составляет лишь несколько часов. В этом случае разрешение выдается по предъявлении батюшке талона-приглашения на церемонию.
  3. Если одному из будущих супругов предстоит сложная операция с высоким риском для жизни.
  4. Когда кто-то из пары отравляется на боевые действия, епархия выдает разрешение на венчание без официальной регистрации брака.
  5. Если парень и девушка являются искренними прихожанами, послушными церкви и соблюдающими все ее каноны. В этом случае вся ответственность будет лежать на священнике, обвенчавшем супругов.

Жизненная необходимость

Стоит сказать, что в венчании нет никакой жизненной необходимости. К такому решению приходят лишь тогда, когда глубоко проникаются заповедями Христа и церковной жизнью. Другим словами, оба будущих супруга должны быть духовно готовыми поклясться перед Богом в верности друг другу и соблюдать свое обещание всю оставшуюся жизнь. Немногие готовы на подобное.

Также следует знать, что обряд венчания в современной России и странах бывшего СССР не имеет юридической силы. Это означает, что обвенчанные супруги не являются таковыми в глазах государства и не имеют соответствующих прав по закону. Такие люди не будут иметь имущественных, наследственных или других прав, которыми пользуются супруги, прошедшие гражданскую церемонию бракосочетания в ЗАГСе.

Причащение в церкви

Смысл церковного причастия заключается в том, чтобы соединиться с Христом духовно, телесно и эмоционально. Делается это посредством вкушения хлеба, символизирующего собой Тело Спасителя, и вина, которое является символом Его крови, пролитой за грехи человечества.

ЧИТАТЬ

Помолвка – красивая традиция или необходимость?

Это таинство дает верующему возможность находиться в единстве с Богом, чувствовать его и преданно служить, сохраняя духовную чистоту. Смысл прост — любая пища после трапезы преобразуется человеческим организмом в микроэлементы, а они, в свою очередь, становятся строительным материалом для органов и тканей. Причастие — это фактически физическое соединение с Божественным истоком и необходимость для каждого верующего.

Что же касается причащения перед венчанием, то здесь есть свои правила:

  1. Перед евхаристией (причастием) нужно провести исповедь и соблюдать пост.
  2. Продолжительность ограничений в еде — не менее 3 дней.
  3. Во время соблюдения поста следует отказаться не только от некоторых продуктов, но и от интимной близости, развлечений, алкоголя, курения, телевизора и социальных сетей.
  4. Пост проходят перед исповедью и только потом допускаются к причастию.
  5. Само таинство евхаристии вполне допустимо провести перед венчанием. В этом случае перед таинством не следует употреблять никакой пищи.

Также стоит сказать, что причастие является одним из условий, которые необходимо выполнить, чтобы получить разрешение на обряд.

Как подготовиться к Венчанию

Семейную жизнь необходимо начинать с духовного приготовления. Жених и невеста перед вступлением в брак приносят Богу покаяние за совершенные грехи, исповедуются и причащаются. Исповедь и Причастие – фундаментальная составляющая, на которой будет строится семейное счастье и благополучие.

“Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Тайн, и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность” (преподобный Макарий Оптинский).

Что необходимо для совершения обряда

При вступлении в церковный брак учитывают, что процесс состоит из 2 последовательных этапов. Подготовку к венчанию начинают заранее. Выбор времени для венчания зависит от планируемой регистрации брака и желания молодоженов совместить обе процедуры или разделить их временным интервалом. Подходящие периоды:

  • первое воскресенье после Пасхи;
  • после Крещения, до начала Масленицы;
  • дни между постами: Петровым, Успенским.

Обряды не проводят по дням великих или однодневных постов, не венчают по четвергам, вторникам, субботам.

Обручение

Этот этап предшествует венчанию. Современные священнослужители проводят его совместно с основным обрядом, но идеальным вариантом считают проведение обручения после помолвки, с выполнением последовательных действий:

  • исповедованием обоих будущих супругов;
  • продолжительными беседами о будущем, назначении семьи, планировании детей.

При обручении молодой человек беседует не только со священнослужителем, но также с родителями невесты. Эти правила действуют тогда, когда жених и невеста молоды и неопытны.

Венчание

Процессу венчания предшествует трехдневный пост, исповедание и причащение. Выбор даты также зависит от церковных праздников. Священники советуют тщательно подходить к выбору даты, если нет необходимости обвенчаться быстрее. Свидетели, которые необходимы для проведения обряда, могут быть как неженатыми, так и парой, зарегистрированной официально.

Для венчания потребуются дополнительные предметы, документы:

  • свидетельство о регистрации брака, паспорта;
  • церковные парафиновые свечи;
  • полотенце-рушник;
  • обручальные кольца;
  • иконы Марии Богородицы, Христа-спасителя.

Обряд начинают с того, что невеста и жених выходят за священником на центральную часть церкви. При этом священник несет кадильницу, брачующиеся держат в руках свечи, символизируя этим поход к свету. Затем оба становятся на расстеленный рушник и подтверждают священнослужителю добровольное согласие на таинство. Над головами пары держат венцы заранее заявленные свидетели. Далее священник дает каждому из них прикоснуться губами к лику святого.

После этого священник по 3 раза читает молитву, по 3 раза благословляет пару. После чтения послания апостола Павла присутствующие читают «Отче наш». Следующий этап – распитие кагора из священной чаши, это знак благословения семьи. Пару по 3 раза обводят вокруг аналоя, они следуют за священником с кадильницей, смиренно склонив головы. Освещенные иконы Богородицы и Христа отдают супругам для хранения дома. После совершения обряда супруги получают свидетельство о венчании. Его хранят рядом со свечами.

Информация! Традиционный русский обычай предусматривает хранение церковных свечей. После смерти последнего из супругов обе свечи кладут в гроб с телом.

Венчание без регистрации брака: исключения

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе все же возможно в исключительных случаях. Если верующие молодые люди хотят вступить в брак, но не могут по объективным непреодолимым обстоятельствам зафиксировать свой союз в ЗАГСе, Венчание возможно.

“Несколько раз в жизни я соглашался венчать брак без государственной регистрации. И всегда это было связано с невозможностью по тем или иным причинам его зарегистрировать. Так что можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе, нужно решать по обстоятельствам. Один из ярких примеров — из 1990-х. Человек, будучи гражданином Казахстана, четыре года восстанавливал паспорт, и никак у него это получалось. И конечно, я его обвенчал. Была настоящая свадьба с кучей родных и друзей, машинами и ресторанами. И совесть меня ни капельки не обличает.

Например, несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что достаточно пожилые люди, имеющие детей, не хотели регистрировать свой брак, чтобы не «напрягать» своих детей проблемами, связанными с наследством. А недавно у нас венчался сотрудник спецслужб. Он не регистрировал свой брак, чтобы не подвергать опасности семью” (протоиерей Максим Первозванский).

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.


Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств, например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Кому молиться о счастье в семье

Чаще всего новобрачные обращаются за молитвенной помощью к святым, чьи семейные отношения являли собой пример праведной жизни, мудрости и христианской любви между супругами. Покровителями семьи считаются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Их любовь смогла пережить тяжелые жизненные испытания. Петра и Февронию пытались разлучить приближенные, считая что княжеская жена не может происходить из простого народа. Но князь Петр не оставил свою супругу и был готов ради нее отказаться от власти и богатства.

Молятся о семейном благополучии и царственным страстотерпцам царю Николаю и царице Александре – истинному примеру чистой, жертвенной любви между супругами. Они в самые тяжелые времена поддерживали друг друга, ободряли. Их письма являются настоящим кладезем для новобрачных. Здесь можно почерпнуть множество практических советов и избежать ошибок на пути к семейному счастью.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: венчание без регистрации брака, венчание в церкви без регистрации в Загсе, можно ли венчаться без регистрации, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе

Кому нельзя венчаться?

РПЦ не приемлет венчание в силу следующих причин:

  1. когда жених и невеста не крещены по правилам православной церкви. При принадлежности молодых к противоположным христианским конфессиям (католичество, православие или протестантизм), один из них будет вынужден сделать выбор в пользу РПЦ. Представители разных направлений не могут венчаться;
  2. наличие между женихом и невестой кровного родства, вплоть до четвертого колена. Запрещается венчание между кумовьями, принимавшими участие в обряде крещения одного и того же ребенка. Также не разрешается заключение церковного брака между крестными родителями и детьми;
  3. если у мужчины или женщины есть предыдущий нерасторгнутый брак. Несвобода от старых семейных уз налагает запрет на венчание того, кто связан браком с другим человеком, независимо от «инстанции» скрепления отношений (в ЗАГСе или церкви). В этой ситуации необходимо получить либо свидетельство о разводе, либо официальное разрешение от архиерея – благословение на новый брак.

Не разрешается проводить обряд венчания во время четырех Великих постов, на Пасхальную седмицу. Также запрещается венчаться больше трех раз.

Под­го­товка: прак­ти­че­ские моменты

– Суще­ствует мнение, что вен­ча­ние – столь личное дело, кото­рое про­ис­хо­дит между двумя людьми и Богом, что при­сут­ство­вать на нем должны только вен­ча­ю­ща­яся пара и свя­щен­ник…

– Я считаю, что нет ничего пло­хого в отсут­ствии сви­де­те­лей на вен­ча­нии. В Англии или в Греции это Таин­ство явля­ется еще и одной из форм лега­ли­за­ции брака – там рели­ги­оз­ным кон­фес­сиям предо­став­лено право выда­вать госу­дар­ствен­ные сви­де­тель­ства о совер­ше­нии брака. У нас в стране такого нет: таин­ство про­ис­хо­дит внутри цер­ков­ной общины и не тре­бует сви­де­те­лей того, что люди обе­щали друг другу – это их дело перед Богом.

Но именно с этим свя­зано жест­кое тре­бо­ва­ние: мы вен­чаем людей только после заклю­че­ния ими закон­ного брака и офи­ци­аль­ной реги­стра­ции. За исклю­че­нием край­них слу­чаев, когда этот вопрос затруд­нен по каким-то объ­ек­тив­ным при­чи­нам, а не потому, что люди не хотят рас­пи­сы­ваться, а желают жить в свое удо­воль­ствие и при этом иметь и некие духов­ные пре­фе­рен­ции.

– Если род­ствен­ники рав­но­душно или нега­тивно отно­сятся к Церкви, как лучше посту­пить: позвать их, дабы при­об­щить к Таин­ству, или нет?

– Это один из тех вопро­сов, кото­рые допус­кают оба вари­анта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом вари­анте. Дей­стви­тельно, часто люди желают, чтобы это Таин­ство было совер­шено над ними без сви­де­те­лей – это личный, интим­ный дого­вор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как посту­пить, исходя из того, как для них будет удоб­нее и как им пока­жется целе­со­об­раз­нее.

– Какова роль роди­те­лей при вен­ча­нии?

– И в рим­ской, и в гре­че­ской, и в иудей­ской тра­ди­циях важ­ней­шим эле­мен­том бра­ко­со­че­та­ния был момент, когда отец неве­сты соеди­няет руки бра­чу­ю­щихся – и пере­дает ее руку в руку жениха. То есть роди­тели пере­дают своего ребенка в руки его «второй поло­вины». Этот момент есть в древ­них чинах вен­ча­ния, он сохра­нился в като­ли­цизме, но у нас он, к сожа­ле­нию, ока­зался утра­чен. Однако отго­ло­сок его остался: когда свя­щен­ник перед нача­лом чина обру­че­ния соеди­няет руки бра­чу­ю­щихся, накры­вая их епи­тра­хи­лью, и, держа за руки, ведет жениха и неве­сту из при­твора в храм, а также когда уже во время Таин­ства они все вместе трижды обхо­дят аналой в центре храма. В осталь­ном роди­тели во время Таин­ства – лишь сви­де­тели и сомо­лит­вен­ники своим детям.

– Как самим супру­гам сле­дует гото­виться к вен­ча­нию?

– Для людей цер­ков­ных под­го­товка к вен­ча­нию ничем не отли­ча­ется от обыч­ной под­го­товки к уча­стию в таин­ствах. За исклю­че­нием того, что они должны хоро­шенько поду­мать, готовы ли они взва­лить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немо­щами, стра­стями, про­бле­мами. Четко пони­мая, что не надо рас­счи­ты­вать, что твоя «поло­винка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это опре­де­лен­ное дерз­но­ве­ние, на кото­рое чело­век отва­жи­ва­ется перед Самим Богом! Чело­век должен ясно пони­мать, что он берет на себя.

Если он готов взва­лить на себя дру­гого, причем в самом худшем вари­анте, о кото­ром он знает, – тогда можно наде­яться, что этот брак состо­ится. А если он рас­счи­ты­вает на то, что все недо­статки супруга куда-то исчез­нут, а всё, что в нем вдох­нов­ляет, радует, еще больше рас­кро­ется… то, скорее всего, все будет с точ­но­стью до наобо­рот.

– Жестко. Значит, надо быть реа­ли­стами? И робко наде­яться, что вы оба будете ста­но­виться лучше?

– Наде­яться робко – да, а вот рас­счи­ты­вать нельзя. Почему в созна­нии хри­сти­а­нина брак и мона­ше­ство – это прак­ти­че­ски тож­де­ствен­ные вещи? И там, и там чело­век при­но­сит себя в жертву дру­гому. И нет ника­ких гаран­тий, что эта жертва будет при­нята, понята, оце­нена. Все счаст­ли­вые браки про­хо­дили очень слож­ный, тяже­лый, болез­нен­ный путь «пере­ма­лы­ва­ния» обоих супру­гов, при­тирки их друг ко другу. И это всегда свя­зано с мак­си­маль­ным ума­ле­нием своих соб­ствен­ных инте­ре­сов, себя самого, своих поже­ла­ний, своих пред­став­ле­ний о том, что должно быть в браке. Это про­цесс «врас­та­ния» друг в друга.

Притом, что это «врас­та­ние» очень разных на всех уров­нях орга­низ­мов. Гил­берту Честер­тону при­над­ле­жит изре­че­ние, став­шее афо­риз­мом: по муж­ским стан­дар­там любая жен­щина – сума­сшед­шая, по жен­ским стан­дар­там любой муж­чина – чудо­вище; муж­чина и жен­щина пси­хо­ло­ги­че­ски несов­ме­стимы. И это пре­красно! Потому что таким обра­зом они ста­но­вятся один для дру­гого объ­ек­том хри­сти­ан­ского дела­ния, заим­ствуют друг у друга недо­ста­ю­щие им каче­ства и делятся лучшим, что есть в них самих. Апо­стол Павел писал: Ныне ваш избы­ток в вос­пол­не­ние их недо­статка; а после их избы­ток в вос­пол­не­ние вашего недо­статка (2Кор.8:14). И в такой посто­ян­ной вза­и­мо­от­даче и вза­и­мо­про­ник­но­ве­нии и выстра­и­ва­ется целост­ный орга­низм хри­сти­ан­ской семьи, кото­рый дей­стви­тельно имеет право про­дол­жаться и после того, как исче­зает, отпа­дает, ста­но­вится ненуж­ным все, что свя­зано с физио­ло­гией. Мы знаем, что в Цар­стве Небес­ном нет брака как соеди­не­ния полов, а вот един­ство – оста­ется… Ока­зав­шись за гробом без тела, супруги все равно сохра­няют свое един­ство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорас­тают? Это вопрос.

Обя­за­тельно ли при­ча­щаться перед вен­ча­нием?

Это не явля­ется строго обя­за­тель­ным, однако для веру­ю­щего чело­века есте­ственно перед важ­ней­шими собы­ти­ями своей жизни испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться Христу. И в Древ­ней Церкви при­ча­ще­ние было одной из важных частей вен­ча­ния. Неко­то­рые слова, сохра­нив­ши­еся в древ­них чинах вен­ча­ния (напри­мер, воз­глас: «Пре­ждео­свя­щен­ная Святая святым»), сви­де­тель­ствует о том, что в ранней Церкви после при­ча­ще­ния всех членов цер­ков­ной общины Святые Дары остав­ля­лись, чтобы при­ча­стить ими ново­брач­ных во время их вен­ча­ния.

Что такое «вен­чаль­ная Литур­гия»?

Это Литур­гия, как пра­вило, совер­ша­е­мая архи­ереем, в чино­по­сле­до­ва­ние кото­рой вклю­чен чин вен­ча­ния. Она совер­ша­ется, к при­меру, в бал­кан­ских и гре­че­ских церк­вях. Сейчас вен­чаль­ные Литур­гии появ­ля­ются и в России. Однако это скорее ново­вве­де­ние: ника­ких сви­де­тельств, что это имело исто­ри­че­ские пре­це­денты раньше, нет.

Если у людей разные духов­ники, как им выбрать свя­щен­ника, кото­рый будет их вен­чать?

Воз­можно собор­ное вен­ча­ние, когда Таин­ство совер­шают сразу несколько свя­щен­ни­ков. И это частая прак­тика. В среде духо­вен­ства по-дру­гому почти не бывает.

Сколько стоит уча­стие в Таин­стве?

Ника­кое Таин­ство нельзя оце­ни­вать, и ника­кой цены у вен­ча­ния быть не может. Однако после совер­ше­ния треб (то есть бого­слу­же­ний по просьбе мирян) при­нято жерт­во­вать на храм, по силам и сове­сти чело­века. При этом нужно пони­мать, что вен­ча­ние – наи­бо­лее «ресур­со­ём­кое» Таин­ство: здесь, как пра­вило, необ­хо­дим как мини­мум квар­тет певчих, а то и целый хор, – кото­рым, есте­ственно, необ­хо­димо опла­тить труды. Лучше всего спро­сить у слу­жа­щих церкви, каким обра­зом совер­ша­ются пожерт­во­ва­ния. На неко­то­рых при­хо­дах вам могут ука­зать их ори­ен­ти­ро­воч­ный размер, однако уплата опре­де­лен­ной суммы ни в коем случае не может быть необ­хо­ди­мым усло­вием совер­ше­ния Таин­ства.

журнал «Фома»

Чем цер­ков­ный брак отли­ча­ется от обыч­ного?

Кра­си­вая тра­ди­ция. «При­ло­же­ние» к сва­дьбе. Гаран­тия кре­по­сти семей­ных уз. Это наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­еся пред­став­ле­ния о Таин­стве Вен­ча­ния. А между тем есть и моло­дые, и зрелые семей­ные пары, живу­щие цер­ков­ной жизнью, но откла­ды­ва­ю­щие совер­ше­ние этого Таин­ства иногда по многу лет. Что же дей­стви­тельно стоит за вен­ча­нием? Насколько допу­стимо для веру­ю­щего чело­века жить в невен­чан­ном браке? Как гото­виться, если вы реши­лись на этот шаг? Об этом бесе­дуем с глав­ным редак­то­ром пор­тала Богослов.ру, кан­ди­да­том бого­сло­вия, насто­я­те­лем Пят­ниц­кого подво­рья Троице-Сер­ги­е­вой Лавры про­то­и­е­реем Павлом Вели­ка­но­вым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]