Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. О назореях


Свт. Епифаний, еп. Кипрский. Греческая икона

Епифаний I Кипрский, Саламинский
(310/332 — 403), архиепископ Константский, святитель, отец и учитель Церкви Память 12 мая в день погребения в Саламине и в Соборе Кипрских святых (Греч. [1])

Родился по одним известиям, в 310, по другим — в 332 году, по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала принявший иудаизм. В молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере уже после смерти своего воспитателя, после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял крещение, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет.

Возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого аввы Илариона. В монастыре он занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни.

Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника.

Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион.

Жители города Ливии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону, под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин (Кипр). Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию Хитрскому, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на архиепископскую кафедру Константии (Саламина) святого Епифания около 367 года, и управлял Церковью Кипрской 36 лет.

Свт. Епифаний. Фреска (1318 г.) Благовещенской церкви монастыря Грачаница, Косово, Сербия

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: «Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства».
На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила I вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом. Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление — соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов — и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной им.

VII Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви.

Воззрения св. Епифания слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Святитель принимал деятельное участие.

Св. Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, св. Епифаний считал источником всевозможных ересей.

Сочинения

Свт. Епифаний, еп. Кипрский. Фреска (1547 г., автор Зорзис Фука) в монастыре Дионисиат, Афон

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарий» (πανάριον — аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских.
Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова: «Ереси и расколы первых веков христианства» [2].

При всех своих недостатках, оба сочинения Епифания представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

  1. «Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии;
  2. «Физиолог» — наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
  3. «О камнях» — объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
  4. «О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» — сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
  5. 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

  1. Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) — «S. Epiphanii opera» (Париж, 1622 г. и Кельн, 1682 г.). Это издание перепечатано —
  2. Минем, в «Patrolog. cursus compl. ser. graeca» (тт. XLI-XLIII).
  3. Dindorf’a — Лейпциг, 1860 г.;
  4. Oeler’a — греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. М., 1880-1881. Части 5-6. М., 1882-1886. («Творения Святых отцев в рус. пер.». изд. при МДА. тт. 42, 44, 46, 48, 49).
  2. Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. — «Христианское чтение», 1829, с. 121 ссл.
  3. Слово в неделю Ваий. — Там же. 1838, I, с. 258 слл.; 1841, I, с. 345 слл.
  4. Слово на Святое Христово Воскресение. — Там же, 1838, II, с. 21 слл. Также: «Прибавления к Церковным Ведомостям», 1900, №№ 15-16.
  5. Слово против савеллиан — «Христианское чтение», 1840, II, с. 281 слл.
  6. Изложение кафолической веры. Из 3-й книги против ересей. — Там же, 1842, I, с. 303 слл.
  7. Слово на Великую Субботу. — Там же, 1846, II. с. 27 слл.
  8. Панарий или домашняя аптека. Пер. МДА. М., 1863, 1864, 1872.
Святитель Епифаний, епископ Кипрский

Епифаний, архиепископ Кипрский

Епифаний, архиепископ Кипрский

1. Святой Епифаний, архиепископ Кипрский, был родом из Финикии, происхождением и верою — иудей. В детстве лишился он родителей, сперва отца, потом матери, принял христианство вместе с сестрою своею Каллитропиею и вступил в монастырь, будучи шестнадцати лет от роду. Каллитропия также уневестилась Христу в лике инокинь257. 2. Братство монастыря, в котором святой Епифаний принял монашество, состояло из десяти монахов. Настоятельствовал над ними преподобный Лукиан, муж духоносный; также между братиями были мужи, исполненные благодати Божией. В обществе такого братства, под таким руководством, избранный сосуд, Епифаний, скоро достиг духовного преуспеяния, которое впоследствии развилось в нем в необыкновенном обилии. Братия занимались переписыванием священных книг: этим рукоделием они содержали себя и обитель258. Рукоделие это имело и свою духовную цель: это явствует из писаний и многих изречений святого Епифания

. 3. Он говорил: «Незнание Писания — великая стремнина и глубокая пропасть»259. 4. Он говорил: «Незнание Божественных законов — великое предательство своего спасения»260. 5. Он говорил: «Чтение Писания — великая защита от греха»261. 6. Он говорил: «Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению — необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, возбуждает в нас стремление к добродетели»262.
Так высказывались понятия и ощущения, родившиеся от келейного занятия, которое совершалось в духовном разуме и с целию преимущественно духовною
. 7. Извещал блаженной памяти Епифания, епископа Кипрского, игумен монастыря его в Палестине: «Мы не оставляем твоего правила и тщательно отправляем богослужение в третий, шестой, девятый час и вечером». Он в ответ повелел сказать ему: «Из этого следует, что в прочие часы вы пребываете без молитвы; но истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем»263.
Св. Епифаний, прежде возведения своего в сан епископа, основал монастырь в Палестине и был настоятелем его. Несмотря на то, что монастырь находился в глубокой пустыне, множество посетителей отовсюду стекалось в него. Они привлекались обильным даром чудотворения и прочими духовными дарами, которыми Богу угодно было украсить Своего угодника. Это вынудило Епифания нередко удаляться из монастыря своего и на продолжительное время. При одном из таких путешествий он был занесен бурею в Саламон или Констанцию, город острова Кипра. Там в это время собор епископов занимался избранием епископа для города, и, по откровению Свыше, хиротонисал Епифания во архиепископа Констанции и всего Кипрского острова
. 8. Послал однажды Епифаний, архиепископ Кипрский, к авве Илариону, умоляя его придти к себе. «Приди для свидания со мною, прежде исшествия нашего из тела», — говорил в приглашении своем святитель. Авва Иларион пришел, и старцы возрадовались взаимно друг о друге. Когда они сидели за трапезою, подана была птица. Епископ, взяв часть ее, подал авве Илариону. Но старец сказал ему: «Прости меня, Отец: с того времени, как я принял монашеский образ, я не влагал в уста мои заколотого». Епископ отвечал: «И я, с того времени, как принял монашеский образ, не попустил, чтоб кто-либо уснул, имея гнев на меня». Авва Иларион сказал на это: «Прости меня, Отец! твое жительство выше моего»264. 9. Когда уже достиг Епифаний глубокой старости, — был призван в Константинополь для участия в соборе епископов по делу святого Иоанна Златоустого. Видя, что собор действует по увлечению страстию, он лично испросил у императора Аркадия дозволение возвратиться в Кипр. При этом свидании император спросил Епифания: сколько ему лет от роду? Епифаний отвечал: «Сто пятнадцать лет и три месяца. Рукоположен я во епископа, когда мне было шестьдесят лет; в сане епископа состою пятьдесят пять лет и три месяца». В тот же день, говорит писатель жития Епифаниева, мы сели в корабль, плывший в Кипр. Епифаний поместился в нижней части корабля, и мы с ним. У Епифания был обычай постоянно держать в руках Евангелие. Трижды вздохнул и возрыдал он, раскрыв Евангелие; закрыв его, опять пролил слезы. Потом встал и помолился; по совершении молитвы он опять сел там же, в нижней части корабля, и со слезами начал говорить нам: «Если вы, чада мои, любите меня, то сохраните заповеди мои, и любовь Божия пребудет в вас. Вы знаете, чрез сколько огорчений я прошел в этой жизни, — и не считал я эти огорчения огорчениями, но пребывал всегда веселым, возлагаясь на Бога; Бог не оставлял меня, но всегда сохранял от всех козней лукавого. «Любящим Бога вся споспешествует во благо» (Рим.
8
:28). Однажды, о возлюбленные чада мои, когда я находился в пустынном месте и приносил молитву Христу, чтоб Он освободил меня от всех наветов противника, — множество демонов напало на меня. Они начали терзать меня и, схватив за ноги, влачили по земле. Некоторые из них нанесли мне раны. Так поступали они со мною в продолжении десяти дней. После этого я уже не видел демона в его собственном лице во все дни жизни моей, но изливал он на меня злобу свою чрез посредство человеков: такого рода злоключения постигли меня в Финикии от неистовых Симониан, в Египте от нечестивых Гностиков, в Кипре от нечестивых Валентиниан и от других еретиков. Внимательно выслушайте, о чада мои, слова Епифания грешника. Не вожделевайте денег, и пошлются вам деньги в изобилии. Не имейте ненависти ни к кому из человеков, и Бог возлюбит вас. Не злословьте братий, и диавол не будет господствовать над вами возбуждением страстей ваших. Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда; об этом я предал вам в книгах, называемых Панария. Отвращайтесь и хранитесь от похотений мира, наветующих и ум и тело. Знайте, что при посредстве этих похотений приступает к вам сатана. Иногда в плоти и не нарушается спокойствие, но дух не трезвящихся подвергается осквернению мечтаниями. Когда же ум наш бодрствует и постоянно пребывает в памятовании Бога, тогда удобно побеждаем врага»265. Таково было предсмертное наставление святого Епифания ученикам его: он скончался на корабле, не достиг Кипра. 257Sancti Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416 cap. 1, VIII и IX. 258Sancti Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416 cap. 1, VIII и IX. 259Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. 260Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. 261Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. 262Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. 263Patrol. pag. 941. 264Достопамятные Сказания. 265Vita, cap. LXIII и LXIV.
Просмотры: 147

Молитвословия

Тропарь свтт. Епифания Кипрского и Германа Константинопольского, греческий, глас 1

Дво́ицу служи́телей безнача́льнаго Божества́,/ богообра́зных догма́тов всему́дрых яви́телей,/ со Епифа́нием воспои́м боже́ственнаго,/ я́ко све́тлии неизрече́нных тайноводи́тели,/ световодя́т зову́щия:/ Сла́ва венча́вшему вас,/ сла́ва возвели́чившему,// сла́ва утвержда́ющему ва́ми ве́ру правосла́вную.

Кондак свтт. Епифания Кипрского и Германа Константинопольского, глас 4

(Подобен: Вознесыйся:)

Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу,/ с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния:/ си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки,/ догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем,// правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.

Ин кондак, греческий, глас 8

Я́ко Тро́ицы учи́телей богоглаго́ливых/ и небе́сных дарова́ний исто́чник двоето́чный,/ Ге́рмана со Епифа́нием восхва́лим./ Науче́ни бо боже́ственными осия́ньми,/ благоче́стия та́инство уясни́ша, и́мже вопие́м:// ра́дуйся, сопряже́ние богому́дрое.

Православная Жизнь

Жил в IV веке нетолерантный святой, вопрос об Истине для которого был принципиально важным, не подлежащим каким-либо уступкам.


Речь идет о свт. Епифании Кипрском, память которого Православная Церковь отмечает 25 мая.

На его жизнеописании я останавливаться не стану, так как для краткого ознакомления с ним необходимо потратить минут десять, а сам текст несложно найти в сети. Мы сейчас находимся на полпути между Пасхой и Вознесением, далее последуют Пятидесятница и прочие праздники годового цикла. Но вот не каждый православный христианин способен четко определить, что же конкретно мне дают те или иные события Евангельской истории, выделяемые Церковью для особого почитания? Подробно отвечать на этот вопрос мы не будем, так как речь, прежде всего, о свт. Епифании, однако, именно в его сочинениях можно встретить, живое, неподдельное переживание искупительного подвига Христа. Его рассуждения носят не отвлеченный характер, святитель действительно видит, что Господь пришел спасти именно его, и это выразилось в соответствующем стиле построения текста: «Когда я немоществовал плотью, послан был мне Спаситель в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), исполняя таковое домостроительство, чтобы искупить меня от рабства, тления и смерти. Он стал для меня оправданием и освящением и искуплением (1 Кор. 1:30): оправданием, потому что Своей верой упразднил грех, освящением, потому что освободил меня водой и Духом и Своим словом, искуплением, потому что предал Себя и Свою истинно агнчую Кровь во искупление за меня; Он стал умилостивлением (Рим. 3:25) для очищения мира, для примирения всего на небе и на земле (Кол. 1:20), исполняя в определенное время тайну, сокрытую прежде веков и родов (Кол. 1:26)».

В IV веке, как и сегодня, многие еретики умаляли во Христе либо человеческую, либо Божественную природу. Для свт. Епифания это было недопустимо, так как само спасение делало невозможным. Если Господь воспринял не всего человека, то значит, какая-то его часть осталась пищею диавола, что, собственно, закрывает для нас путь в Царство Небесное. Повторюсь, что это живое чувство Истины – именно то, чему от свт. Епифания стоит поучиться каждому из нас. Да, молясь на праздничной Литургии, мы ощущаем радость, какой-то внутренний подъем, но влияет на нас и атмосфера самого праздника, и улыбающиеся люди вокруг, и даже попавшая на лицо и такая бодрящая святая вода (если в этот день что-то освящают). Но давайте честно ответим себе: где в этой всей радости место для ясного осознания, что тем или иным действием Христос спасает именно меня, что именно для меня открывается перспектива вечного блаженства? Для свт. Епифания не могло быть многих разных путей к Единому Богу, как любят порассуждать нынешние так называемые невоцерковленные христиане. Путь ко спасению – один, узкий и тернистый, путь, и каждое событие Искупительного подвига Христа делает его цельным и возможным для преодоления. «Ради нас стал человеком от Марии без семени мужа, – пишет о Спасителе свт. Епифаний, – взяв смешение от человечества, приносит Отцу священство, не имеющее преемства, чтобы за нас стать Священником по чину Мелхиседекову. Ибо Он пребывает вовек приносящим дары за нас, сначала принеся Самого Себя на кресте, чтобы упразднить всякую жертву Ветхого Завета, священнодействуя совершеннейшую и живую жертву, Сам будучи Жертвой, Сам – Закланием, Сам – Священником, Сам – Жертвенником, Сам – Богом, Сам – человеком, Сам – Царем, Сам – Первосвященником, Сам – Овцой, Сам – Агнцем, ради нас став всем во всех, чтобы стать для нас Жизнью». Сложно что-то добавить к этим словам, но постарайтесь всмотреться в них, пережить и прочувствовать буквально на каком-то внутреннем, сердечном уровне, как много для нас всех и для каждого в отдельности сделал Христос!

Во времена свт. Епифания было достаточно много еретиков, либо отвергавших всеобщее воскресение, либо учивших о нем превратно. У нас продолжается попразднство Пасхи, потому остановимся на этой теме немного подробнее, ведь Воскресение Христа святитель считал главным доказательством возможности нашего воскресения. Он делал акцент на справедливости и правосудии Бога, Который воскресит именно те тела, в коих мы жили на земле. Почему это известное нам положение столь принципиально? Дело в том, что свт. Епифаний полемизировал с оригенистами, учившими, что Господь дарует людям иные, более духовные тела. Таким образом, получается, что вместе с душой будет судимо не ее тело, т. е. не то тело, что пребывало в бдениях, посте и прочих борениях, а какое-то другое, что – несправедливо. Пример с Енохом и Илией, по мнению святителя, ясно указывает, что каждому будет возвращено именно его тело. Для спасенных хотя вновь обретаемое тело будет тождественно утраченному, но приобретет новые качества, такие как: духовность, слава, сияние, нетление, бессмертие, бесстрастие, тонкость и способность проникать сквозь другие тела. Всеобщее воскресение будет личным актом Бога, подобно тому, как Он действовал во время творения мира, и совершится в одно мгновенье.

Это лишь малая толика затрагиваемых свт. Епифанием Кипрским тем, но, как мы поняли, для него они были не отвлеченным философствованием, а самой жизнью, устремленной в вечность. Мне же хотелось бы, чтоб каждый православный христианин не только знакомился со святоотеческой мыслью, но и переживал так же, как переживали ее сами святые.

Протоиерей Владимир Долгих

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Минея. Май, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 12:
  • (кондак)
  • Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. Маий 11-20 (24-2 иуниа) // Блог Наталии Бахаревой в ЖЖ:
    • (тропарь и кондак греческие)

    [1] «Επιφάνιος ο Μέγας (επίσκοπος Κωνσταντίας, εορτάζεται στις 12 Μαΐου)» алфавитный список Кипрских святых на официальном сайте Констанцско-Амохостской Митрополии Кипрской Православной Церкви,

    [2] часть I — обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877

    Исторические послания преподобного

    Не все теологи согласны с авторством Епифания в отношении таких посланий, как учение о стригольниках, житие царя Дмитрия, но все однозначно уверены, что перу знаменитого монаха принадлежат:

    • Послание другу Кириллу;
    • Житие святителя Стефана, епископа Пермского;
    • Житие святого Сергия Радонежского;
    • Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим.


    Труды преподобного Епифания

    Свое первое послание агиограф посвятил другу и наставнику Стефану Пермскому. Житие Святителя Стефана дает представление не только о преподобном Стефане, атмосфере и нравах того времени, но и о самом авторе послания.

    Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

    В этой работе агиограф воздает хвалу своему учителю и наставнику, подчеркивая, что преподобный обладал даром чудотворения, исцеления. По благодати Божьей в награду за праведную жизнь Сергий Радонежский удостоился служить верующим, даруя им спасение и исцеление через молитвы у раки с нетленными мощами.


    Епифаний за работой

    Это Слово предположительно было написано в 1412 году в честь освящения храма Святой Троицы после восстановления. Из письма видно, что его автор много путешествовал, посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

    Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]