Лилит — первая жена Адама — история и реальность ее существования


По Библии, до Евы у Адама была первая жена — Лилит

Лилит действительно упоминается в Библии, хотя и не названа по имени.

(Быт. 1:27)

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»

Вроде бы здесь говорится о Еве, но суть в том, что событие это описано ещё до её сотворения. В этом стихе речь идёт о шестом дне творения, так что упомянутый библейский персонаж — это первая женщина, созданная Богом. Ева появится позже — из ребра Адама.


«Лилит», художник Джон Кольер

Есть альтернативный взгляд на данный стих. Согласно документальной гипотезе, Пятикнижие Моисея — не оригинальная рукопись, а результат слияния четырёх источников:

  • Яхвист;
  • Элохист;
  • Священнический (жреческий) кодекс;
  • Второзаконие.

Именно наличие нескольких источников способствует тому, что в Библии многие истории рассказаны дважды и по-разному (например, два маршрута исхода или два списка Десяти Заповедей).

Сами тексты до нас не дошли, но филологи и источниковеды умело определяют, какой фрагмент откуда взят.

Две истории сотворения первой женщины происходят из разных источников:

  • По Яхвисту: первая женщина сотворена из ребра Адама, её звали Ева;
  • По Священническому кодексу: первая женщина сотворена вместе с Адамом по образу и подобию Божьему.

То есть в оригинале эти версии не находились вместе, а потому могут быть лишь разным взглядом на одно и то же событие.

Интересные факты

  • Сотворение человека, образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.
  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм Discovery «Настоящая Ева».
  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена Петра I. За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии — могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.
  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина — на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз — близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы, по исламской версии, родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

По преданию, Лилит повздорила с Адамом и покинула его

Есть несколько вариаций предания о Лилит. Кратко и в общем виде это выглядит так. Бог создал мужчину Адама и женщину Лилит. Но те повздорили. Обычно причиной называют разногласия по поводу интимной жизни: Лилит не желала быть под Адамом, а тот не хотел уступать женщине.

В этом видят отражение древнего противостояния патриархального и матриархального общества. Хотя достоверных сведений о реальных матриархальных культурах почти нет (разве что мифы об амазонках и почитание богини-Матери намекают на такую возможность), всё же патриархальная традиция всегда пыталась воспрепятствовать женскому правлению.

Но вернёмся к Лилит. О дальнейшей её участи рассказывает апокриф Алфавит Бен-Сиры (к нему ещё вернёмся).


Амулет от Лилит из апокрифической книги ангела Разиэля

Лилит покинула Адама. Неверные переводы при этом сообщают, что она произнесла имя Бога и улетела, но в действительности ни о каком полёте речь не идёт. Правильный перевод глагола близок к слову «вырвалась». Относительно роли имени Бога есть немало толкований, углубляться в них излишне.

3 ангела

согласно средневековому апокрифу, преследовали сбежавшую Лилит

Лилит преследовали три ангела. Они настигли беглянку (возможно, её прибежищем стала пещера), но та убедила их не вступать в битву. Известно, как звали ангелов:

  • Сеной;
  • Сансеной;
  • Семангалоф.

Эти имена ангелов встречаются на амулетах для защиты от Лилит. И, кстати, более нигде. Этих ангелов называют защитниками здоровья.

Лилит — первая жена Адама — история и реальность ее существования

Здравствуйте, друзья! Является ли Ева первой женщиной и единственной супругой Адама? Нет. В Библии отсутствуют упоминания, что девушка по имени Лилит – первая жена Адама, однако эта информация встречается в более древних записях.

На Десятом Римском Соборе был утвержден тот вариант Священного Писания, который после получил распространение в мире и стал каноном. В него не вошли многие тексты, в том числе история Лилит.

Возникает вполне закономерный вопрос: если персонаж фигурировал в ранних христианских произведениях, то почему его исключили из Библии?

Дело в том, что история о первой женщине очень неоднозначна, в определенной степени трагична и греховна. Даже имя девушки имеет темную окраску. Ее связывают с истинным злом, потому церковь просто не могла допустить упоминания о ней.

О Лилит, первой жене Адама, рассказывается в некоторых иных традициях. Например, она выступает одним из важных персонажей в Каббале. Однако чаще ее связывают с демонологией, с оккультными учениями и легендами о злых темных силах. Это оправданно за счет той трансформации, которая происходит с персонажем по мере развития его истории.

Стоит ли безоговорочно верить в сказания, изложенные в старинных апокрифах? Каждый решает сам. Но не будет лишним составить представление о том, кем была Лилит, что с ней произошло, как ее описывают в разных традициях.

Кто такая Лилит

Кем является Лилит? На этот вопрос можно дать сразу несколько вариантов ответов. Они переплетаются, пересекаются между собой и позволяют составить точное представление о героине мифов.

  1. Лилит – первая женщина. В отличие от Евы, создал ее Бог с помощью глины и огня. Возможно, огненная стихия и наделила ее сильным и в некоторой степени строптивым характером.
  2. Лилит – первая жена Адама. В одной версии истории они прожили вместе совсем недолго. В иной трактовке говорится, что Лилит была верной, любящей и преданной супругой. Существует и третий взгляд на отношения между Лилит и Адамом. В нем говорится о том, что позднее, когда Еву уже сотворил Бог, первая женщина временами возвращалась к Адаму, вступала с ним в сексуальные отношения.
  3. Лилит – одна их верховных демониц, Царица Темного Мира. Традиционно ее называют супругой Самаэля (Самаила). Это имя фигурирует в разных писаниях и легендах. В классическом понимании Самаэль – прародитель демонов и ангел смерти. Иногда мужем Лилит называют Сатану, Дьявола, Люцифера.
  4. Лилит – мать многочисленных темных сущностей. Лилит породила легионы низших (мелких) демонов. Ее также иногда называют матерью всех ведьм и всех вампиров. В сказаниях встречается предположение, что она родила Каина, оставив его на воспитание Еве и Адаму. В других версиях мифов сказано, что Лилит – супруга Каина, а не его мать.
  5. В таинственной книге «Стучащему, да откроется», чье авторство остается по сей день неизвестным, Лилит представляется как некое густое эфирное или астральное тело нашей планеты.
  6. В различных религиозных традициях персонаж также упоминается, зачастую трактуется как нечто демоническое, связанное с темнотой, ночью, духами и призраками.

Наиболее известные значения имени:

  • Ночь;
  • Ночная;
  • Темная (черная) женственность;
  • Ночной монстр или ночное существо;
  • В книге Исаии имя используется для обозначения таинственного ночного призрака;
  • В переводе с иврита «lilith» означает «сова», «неясыть», «сыч».

Легенда первой жены

Вслед за первым мужчиной Бог сотворил по образу и подобию своему женщину. Она отличалась красотой, но была упряма, свободолюбива и независима. Женщина получила имя Лилит и стала первой женой Адама. Поселились супруги в Эдеме. И, несмотря на то что почти сразу между ними начали происходить ссоры, долгое время они жили вместе.

Лилит, стараясь контролировать свой взрывной характер, во многом потакала Адаму, подчинялась ему. Она демонстрировала, как могла, свою любовь и к мужу, и к Божественному Творцу. Однако взамен, как ей казалось, не получала ничего.

Постепенно желание быть во всем равной мужчине затмило разум девы. Она потребовала от Адама, чтобы тот считался с ней, советовался, вместе с ней принимал решения. Кроме того, Лилит не желала быть под своим мужем: она хотела заниматься любовью ради удовольствия, а не для продолжения человеческого рода, и при этом быть сверху.

Разозленный и обиженный Адам рассказал обо всем Богу. Творец также резко негативно воспринял такие требования от юной женщины. Тогда Лилит, не желая и дальше оставаться первой женой Адама и жить с ним, произнесла тайное имя Бога – Ягва. В тот же миг за ее спиной выросли огромные крылья. Она оттолкнулась от земли и улетела прочь из рая.

Господь, хоть и был разгневан ее поступком и непослушанием, не желал, чтобы созданная им дева отрекалась от него. Он готов был простить ее и принять обратно. В погоню за беглянкой отправились по воле Бога три ангела: Семангелоф (Semangelof), Сеной (Sanvi) и Сансеной (Savansi).

Божьи посланники нагнали Лилит возле берегов Красного моря. Первоначально они попытались уговорить ее вернуться, извиниться перед мужем и Господом. Но девушка наотрез отказалась от подобного. Тьма, живущая в ней, уже полностью захватила и сердце, и разум. Необратимая трансформация в демона началась.

Несмотря на всю ненависть и злость, что кипели внутри, Лилит, бывшая первая жена Адама, согласилась на «сделку» с ангелами, чтобы те не убили ее. Она заявила, что не сможет причинить вреда тем детям – потомкам Евы и Адама, – которые будут защищены именами ангелов. Не приблизится и к тем, у чьих постелей повесят таблички с ее – Лилит – именами.

Заключив такой договор, Сеной, Сансеной и Семангелоф все равно жестоко покарали демоницу. В мифах изложено три версии наказания:

  1. Каждую ночь в течение вечности у нее будет рождаться и сразу умирать сотня детей;
  2. Демонесса не сможет иметь потомство (кара бесплодием);
  3. Все ее отпрыски будут уродливыми, больными или вовсе родятся демонами.

В старинной легенде не говорится, куда исчезла главная героиня сказания после разговора с божьими посланниками. Дальнейшая ее история уже связана с падшими ангелами, демонами и прародителем всякого зла.

Есть версия, что первая женщина, потеряв свою красоту и обратившись в существо с крыльями, чье тело густо покрыто шерстью, полетела к Самаэлю. Став его возлюбленной супругой, она получила возможность перевоплощаться из демонического существа в прекрасную деву с соблазнительными формами, очень сексуальную и ненасытную.

Часто Лилит описывается как стройная молодая девушка с серыми (голубыми) или зелеными глазами. Волосы у нее длинные, чуть вьющиеся; локоны или черные, или огненно-рыжие. Она не болтлива и часто задумчива.

Ее основные функции:

  • Убийство младенцев; Лилит, потеряв «звание» первой жены Адама, душит детей, щекочет их во сне до смерти или выпивает их кровь; иногда она подменяет человеческих детей на своих отпрысков;
  • Соблазнение одиноких юношей и женатых мужчин; демонесса готова подарить им драгоценные минуты наслаждения, исполнить все сексуальные мечты; она влюбляет их в себя, тем самым разрушая семьи или забирая душу у молодого человека; считается, что от нее пошли все суккубы и инкубы;
  • Порождение детей Тьмы: астральных существ, например, лярв, низших демонов, вампиров, ведьм и так далее.

Распространено мнение, что Лилит – бессмертна. Из-за своей способности к оборотничеству демоница может принимать любое обличие, обращаться и девушкой неземной красоты, и ночным призраком, и монстром или зверем. Она живет среди людей до сих пор. Потому и сейчас большое количество ее детей обитает на Земле.

Лилит – первая жена Адама – не знает ни добра, ни зла. В отличие от Евы, она не вкусила запретный плод в Эдемских садах, ей недоступны великие знания. При этом такая героиня мифов владеет магией, хорошо знакома с различными оккультными учениями. Она умеет путешествовать в различные миры, брезгливо избегая только рая.

Дети Лилит и Адама

В ранних версиях преданий у первого мужчины и Лилит не было детей. Позднее появились предположения, что матерью Каина выступает не Ева, а как раз демоница Лилит, первая жена Адама. Такое предположение условно объясняет, откуда в Каине было много злобы и почему он возжелал убить Авеля.

В литературном произведении, написанном Данте Габриелем Россетти, упоминается, что героиня древних сказаний стала матерью блистательных сыновей и сверкающих дочерей, отцом которых выступал первый мужчина, сотворенный Богом. Однако это лишь художественный текст.

Большая часть потомства Лилит появилась от связей с демонами, а также, как ни странно, с ангелами. Ее потомки свободно существуют в мире смертных людей. Им подвластна магия, они умеют убивать одним лишь взглядом и перевоплощаться в различных существ, легко проходят сквозь любые преграды и владеют пирокинезом.

Меньшая часть детей демонессы появилась от совокупления со смертными мужчинами. Подобные отпрыски отличаются взрывным характером, они самостоятельны с раннего детства, любят свободу. Для них ненавистен дневной свет, а ночами они способны покидать свое физическое тело и путешествовать по тонким мирам.

Есть также версия, что одна из первых дочерей Лилит, которая, как считают некоторые теологи и исследователи, могла носить такое же имя, стала женой Каина.

Про Лилит в разных традициях

С точки зрения Кабаллы, Лилит не столько первая жена Адама. Она представлена в виде демонессы-суккуба. В темные ночи она посещает молодых людей, совокупляется с ними, находясь сверху. При этом способна прийти не только в реальности, но и во сне. Также иногда ее изображают в виде змеи-искусительницы.

В рамках еврейской традиции нередко фигурирует информация, что Лилит – не одна. Есть Старшая, которая является вечной любимой супругой Самаэля. И Младшая – жена демона Асмодея.

В иудейской мифологии описаны способны защиты от демоницы. Кроме табличек с именами ангелов и именами самой Лилит, от ее воздействия уберегает красный цвет. Традиционно красная ниточка на запястье – оберег не просто ото всех несчастий, но и конкретно от демонических чар.

В древние времена, чтобы уберечь новорожденных от ночной гостьи, вокруг колыбелей чертили белым мелом (или насыпали соль) охранный круг. Для мальчиков его сохраняли в течение девяти дней, для девочек – не менее двадцати суток.

В легендах и сказаниях древних шумер присутствует героиня с таким именем. Кто она? Некая Верховная Богиня, которая сочетает в себе добро и зло, тьму и свет. Она выступает покровительницей всех шумер. Когда Богиня плачет, из ее слез появляется новая жизнь. Поцелуи же ее сладки, но способны убить.

На основе Алфавита Бен-Сиры получилось составить список имен, которыми наделено существо. Вот некоторые из них:

  • Аморфо – не имеющая формы, дух;
  • Батна, означает «чрево»;
  • Кле Птуза – похитительница детей;
  • Одем – красный, огненный, краснота;
  • Кходс – умеющая летать, крылатая.

Встречается упоминание о персонаже в Эпосе о Гильгамеше, в арабских фольклорных записях и в сказаниях древних греков. У последних демоница Лилит, первая жена Адама по одной из теорий, фигурирует под именем Ламия.

Ввиду изложенного выше материала, вопрос «почему считают плохой деву, сотворенную из огня и глины?» уже становится не актуальным. А из-за того, что образ героини древних сказаний нашел отражение в демонологии, Лилит в принципе непросто воспринимать как персонажа хоть сколько-нибудь положительного и доброго.

Лилит в демонологии

В учениях, связанных со злыми силами и Тьмой, имя демонессы мелькает очень часто. Она практически не упоминается лишь в сатанинском направлении, созданном Антоном Шандором Ла-Веем.

В остальных демонологических традициях Лилит фигурирует не как первая жена Адама, а как Верховная демонесса, жена Сатаны, мать всех демонов и ночных ведьм. Она – властная и могущественная Царица Тьмы.

Некоторые исследователи полагают, что Лилит уместно вносить в мировой список древних Черных Богинь, в числе которых находятся, к примеру, Хель и Кали.

Демонология также переняла идею о двух существах с таким именем, которая упоминается в Каббале. Такой взгляд на персонажа присутствует в книге «Люциферианское Ведьмовство».

В издании от «Храма Черного Света» жена Сатаны входит в число одиннадцати верховных демонов. Она – прародительница принцессы Нааму. Она носит титул Верховной Царицы Темных Измерений и Княгини Хаоса.

В темных писаниях, созданных последователями и жрецами Храма Лилит, говорится, что демонесса – Мать Жизни и Мать Смерти. Интересно, что эта трактовка очень созвучна с представлением древних шумеров о Лилит первой жене Адама.

В «The Complete Book of Demonolatry» представлена та, что ушла от Бога, в виде наследной принцессы или княгини Ада. Она также входит в число десяти самых могущественных демонов.

В демонологических учениях имя демоницы трактуют как сборное. В нем кроется отсылка к трем шумерским демонам:

  1. Ардат Лили;
  2. Лилу;
  3. Лилиту.

Мнение диакона православной церкви о Лилит

Андре́й Вячесла́вович Кура́ев (15 февраля 1963, Москва) — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

Мнение Раввина о Лилит

Спасибо, друзья, за проявленный интерес к материалу, за прочтение статьи. Оставляйте комментарии, делитесь публикацией с друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь обязательно на обновления нашего сайта. Всего вам доброго, до свидания!

С Лилит иногда отождествляют другого библейского персонажа — царицу Савскую

Среди комментаторов и исследователей Библии есть тенденция к упрощению: объявить всех братьями и сёстрами, а также отождествить максимальное количество персонажей друг с другом. Например, змея-искусителя часто называют сатаной, что несправедливо.

В переводах Библии на арамейский язык и каббалистической традиции Лилит, будучи демоном, иногда превращается в царицу Савскую. Так она соблазняет праведников.

Это поздние трактовки, которые серьёзному исследователю не стоит брать в расчёт.


Царица Савская иногда отождествляется с Лилит, хотя для того нет причины (художник Эдвард Слокомб)

Лилит называют первой Евой, а ещё она может быть первой женщиной на Земле

Примечательно, что Лилит иногда называют первой Евой, но вот Еву никогда не называют второй Лилит.

Интересно подумать над тем, кто же — первая женщина на Земле: Ева или Лилит? И та и другая сотворены ещё до того, как Бог изгнал человечество из Эдемского сада. Но Лилит покинула Адама раньше. Если опираться на легенду о том, что она попала в пустыню или к Красному морю, то она и вправду может оказаться первым человеком на нашей планете.

Лилит в представлении современного художника (Сергей Колесников)

Впрочем, это ненадёжная почва — буквально понимать легенды. К тому же в Библии никогда прямо не утверждалось, что именно эти люди были единственными. Не исключено, что у Адама существовали современники, которые просто не упомянуты в Священном Писании.

Тщетная погоня

Что делают в подобных случаях брошенные мужья? Правильно, ищут ту, которая бы восполнила его потерю и утешила в горе. Но в райском саду такой не оказалось, поскольку единственной женщиной была Лилит. Это вынудило Адама обратиться непосредственно к Творцу и просить Его создать ей замену.

Прежде чем приступить к сотворению Евы, Господь попытался вернуть беглянку и послал в погоню за ней трёх ангелов. Настичь её посланникам Божьим удалось лишь у берегов Красного моря, а учитывая, что райский сад Эдем, по мнению богословов, находился где-то вблизи ни то Армянского нагорья, ни то Южной Месопотамии, лететь пришлось долго. Однако все труды пропали даром, поскольку строптивица наотрез отказалась выполнить Божье повеление и заявила, что знать больше не желает этого притеснителя её женских прав.

Происхождение образа Лилит уходит слишком глубоко в историю

Узнать что-либо об изначальном образе Лилит невозможно. Он настолько древний, что просто не сохранилось никаких источников для успешных исследований. К тому же требуется не просто археологическое изыскание, а основательное междисциплинарное исследование, где будут задействованы специалисты из самых разных сфер:

  • Археология;
  • История;
  • Мифология;
  • Культурология;
  • Эпиграфика;
  • Религиоведение;
  • Эзотерика;
  • Психология;
  • Астрология;
  • Алхимия.

И тут читатель вправе потребовать объяснений. Ладно история, археология, но причём здесь психология и астрология? Всё просто:

Лилит в астрологии отождествляется с чёрной луной, мнимый спутником Земли. Астрономия не подтверждает его существование. Но астрологи утверждают, что светила влияют на характер человека. Если есть в астрологической карте некая планета — это отразится на характере. Некоторые специалисты этой области идут от обратного: обнаруживают у человека влияние

  • некой чёрной луны, из-за чего утверждают о её существовании. Но чаще он принимается за условность;


Символ Чёрной Луны Лилит — мнимой планеты в астрологии

  • Лилит в психологии отождествляется с анимой. Это архетип, женское начало в мужчине. Он — источник чувственного и способен проявляться во снах. Иногда аниму разделяют на положительную и отрицательную, где Лилит выступает в качестве отрицательной части.

В древности существовал культ богини Лилит

Хотя корни образа Лилит невозможно проследить, можно с уверенностью говорить о том, кто такая эта легендарная женщина. Любой культ — это ритуал и миф, лежащий в его основе. Мы ничего не знаем о ритуале Лилит и имеем лишь эхо того, что было обосновывающим его мифом. Но даже этого достаточно, чтобы оценить значимость божества Лилит.

Она явно была богиней-Матерью, одной из первых. Вряд ли это злое божество, но в то же время она — божество пугающее, потустороннее, требующее благоговейного почтения. Есть в ней некоторый хтонический дух, хотя, конечно, такие утверждения близки к спекуляциям, обосновать их нечем.


«Леди Лилит» Джона Кольера — одно из самых известных изображений первой жены Адама

Но мы с уверенностью можем заключить, что Лилит пришла в семитскую культуру из более древней — вавилонской традиции, а туда — из ещё более ранних верований. Разумеется, та Лилит, демон, которого мы имеем в еврейском письменном и устном наследии, мало имеет общего со своим прототипом.

Реставрировать образ подлинной Лилит вряд ли возможно, но подобраться к задокументированной крайней точке мы можем.

Демон ночи

Двумя столетиями позже образ Лилит несколько изменился. В еврейской религиозной литературе, а также в фольклоре её стали представлять не змеёй, а неким демоном ─ духом ночи. Кстати, само имя Лилит переводится с иврита как «ночная». Особенно часто от неё страдают мужчины, спящие в одиночку или одиноко бредущие по ночным дорогам.

Им она является в образе молчаливой и прекрасной женщины с длинными распущенными чёрными волосами. Изменились и её отношения с предводителем демонов Самаэлем. Если в прежние времена их считали любовниками, то примерно с XV века она стала его «законной» женой.

Первая ипостась Лилит — вампирша и душительница детей

Как богиня-Мать, Лилит ассоциируется с материнством, но при этом она довольно странная по людским меркам мать. Если читатель знает, то сразу вспомнит греко-римского Кроноса-Сатурна — бога времени, который пожирал своих детей.

Этот образ нам ясен и не вызывает вопросов: время всепоглощающе, оно даёт жизнь и разрушает её. Возможно, этот образ косвенным образом восходит к изначальному культу Лилит — дающей и отбирающей жизни.


Образ богини-Матери, вроде Лилит, порой, сложно интерпретировать извне. Например, иконография богини Кали очень сложна, и мало кто поймёт её правильно

Похожий образ есть в индуизме. Богиня Кали — это Великая Мать, но она же — уничтожительница ложного эго, богиня прекращения материального существования. Но в этом акте смерти нет ничего губительного и окончательного, так как умирание — это переход в духовную сферу, а значит, в образе убивающей Матери нет негативных коннотаций. Бояться её должны лишь демонические сущности, привязанные к ложному эго, погрязшие в материальных грехах, ставшие их рабами, если говорить по-христиански.

Но в случае с Лилит примечательно, что убивает она исключительно детей. Она делает следующее:

  • Душит;
  • Выпивает кровь;
  • Обгладывает кости.

Это сложно интерпретировать однозначно и вряд ли тут есть какие-то положительные толкования. Именно такая, отрицательная ипостась Лилит широко известна в древнем мире:

  • у шумеров;
  • у хеттов;
  • у ассирийцев;
  • у вавилонян.

В письменных источниках вавилонян эта ипостась наиболее известна под именем Ламашту. Миф описывает эту богиню:

«она зловеща, она упряма, она богиня; ужасна она. Она подобна леопарду, дочь Ану. Её ступни как у (птицы) Зу, её руки грязны, у неё морда всесильного льва. Она поднимается из зарослей тростника. Её волосы распущены, её груди обнажены. Её руки перемазаны кровью и плотью. Она без спроса проникает через окно, она ползает как змея. Она пробирается в дом, и снова его покидает».


Ламашту — богиня, чьи черты очень схожи с Лилит
Не стоит путать Ламашту и Ламассу. Ламассу — это добрый дух, лев (или бык) с человеческой головой и крыльями. А Ламашу — это демон-убийца, женщина с головой льва.

Ламашту находится рядом с беременной женщиной, пристально следит, выжидая возможность навредить. Это злое, грязное существо с вредной человеку природой. Ламашту — разрушительница, вампир, людоед. Её стихия — ночь, мрак. Свет же это существо похищает. Она коварна и люто ненавидит род человеческий, особенно — детей с матерями. А к мужчинам она испытывает сексуальное влечение, ибо похотлива по своей природе. И к этому мы ещё вернёмся в следующем разделе.


Дух Ламассу созвучен Лилит и родственной ей Ламашту, но не имеет с ними ничего общего

Нередко исследователи отмечают, что на основе Лилит греки придумали Ламию — прекрасную женщину, которую боги превратили в чудовище и убили её детей. Она мстит чужим детям, пьёт их кровь и может превращаться в красавицу, чтобы соблазнять мужчин. У этого мифа множество вариаций.

Есть немало других богинь, чьи черты и истории перекликаются с известным о Лилит: Ардат Лили, Ламмея, Морну, Эмпуса, Лилиту, Геката и т.д.

Чем опасна Лилит?

По какой причине имя первой женщины равносильно проклятию?

  • Считается, что этот соблазнительный демон может вызывать невероятную страсть и вожделение исключительно у женатых мужчин. Он предается с ними любовным утехам, пока не замучит их до смерти. В Талмуде есть одно правило – нельзя оставлять на ночь женатого мужчину одного. Лилит может принимать различные облики, становясь воплощением самых сокровенных эротических фантазий.
  • От демона-женщины могут пострадать и невинные младенцы. Лилит способна выпить их кровь или защекотать во время сна. В опасности только те дети, которые еще никогда не подвергались крещению. Являясь демоном, Лилит не переносит креста и боится его. Если мать видит, что ребенок хохочет во сне, нужно срочно его разбудить. Возможно, это Лилит его щекочет.

Как защититься от демона?

Предлагается множество способов вариантов надежной защиты от демонов. Чтобы Лилит отступила, нужно прогонять ее правильно. Рекомендуется произнести 3 раза фразу «Сгинь Лилит». Если вы знаете наизусть псалом «не спит и не дремлет страж Израилев», начинайте его читать. Это не понравится демону, и он исчезнет.


Существуют варианты защиты от сущности

Для защиты жилья от Лилит, напишите в укромном месте имена трех ангелов – Санной, Сансанной, Самнаглоф. Это самой эффективный метод защиты, который надежно защитит вас от зла.

Вторая ипостась Лилит — соблазнительница

Скорее всего, образ соблазнительницы стал присущим Лилит позднее, чем образ матери. Вероятно, он восходит к богине Иштар или некому её аналогу.

Иштар — одна из главных богов аккадской мифологии. Она отвечает за плодородие, любовь, сексуальную энергию. У шумеров ей соответствовала богиня Инанна.

Иштар — положительная и особо почитаемая богиня. Для её культа была характерна храмовая проституция: каждая женщина хоть раз в жизни должна была отдаться чужому мужчине в храме. Это было культовое действие с глубоким религиозным подтекстом.

На образ Лилит наложила отпечаток культовая проституция Древнего Востока.

Подходить к культовой проституции с христианской моралью некорректно, так как это происходило на Востоке, за века до Моисея и Священного Писания, так что имелся свой менталитет и своё же отношение к сексу. Если для современного христианина с религиозной точки зрения эти действа дики, то в ту эпоху было постыдно их избегать.


Иштар — аккадская богиня, у которой масса общих черт с Лилит

Женщину, которая отдаётся в храме в ритуальных целях, в Библии называли кедеша. В русском переводе этот смысл утрачен:

(Быт 38:14 –15)

«И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.]»

Даже Геродот упомянул в своих трудах священную проституцию. Она шокировала его.

Разумеется, в религиозной конкуренции всё исказилось. Иштар переименовали на греческий манер — Астарта и нарекли демоном Астаротом. Черты богинь слились и перепутались, так что вместо богини-Матери возникла кровожадная блудница, отчего-то ненавидящая человечество.


Сцена влюблённых на стене индийского храма демонстрирует раскрепощённое отношение к интимной жизни на Востоке

Потребовался миф, который мог бы объяснить эту путаницу. Так возникли ранние версии рассказа о Лилит — бессмертном демоне и первой жене Адама. Она якобы искушала мужчин, охотилась за его семенем, чтобы рождать демонов, а женщин с их детьми убивала. Поэтому Лилит проникает по ночам в спальни одиноких мужчин и берёт их против воли.

Эта история разрасталась за счёт религиозной и оккультной литературы, например Талмуда и Каббалы.

В некоторых традициях и по сей день живо верование в мстительную Лилит. Там и поныне над кроватями детей вешают обереги.

Именно эти два аспекта Лилит слились воедино в талмудической традиции, которая значительно расширила и дополнила информацию из Священного Писания, а скорее всего — и создало миф Лилит.

Лилит тесно связана с совами

Образ Лилит тесно связан с совами. Эти ночные животные летают по ночам, а Лилит, как известно, — ночное существо. И пусть она невероятно красива, всё же ей часто приписывают совиные лапы или когти.

Конечно, она не единственная, кто связан с совами. В греческой мифологии известны совы-демоны, которые ночами сосали кровь младенцев. Они точно так же пробираются дома. А иногда — пожирают печень, что отсылает нас к мифу о Прометее.

Любопытно, что отождествление совы с демонической женщиной или кровопийцей характерно для разных традиций, например, Малайзия: Лангсуира — демон, может превращаться в сову или соблазнительную женщину.


Сова неясыть, по верованиям греков, пьёт кровь детей. Это роднит её с Лилит

Мы не знаем значение слова «Лилит» (есть версия, что от шумерского «лиль» — «воздух, ветер; дух, призрак»)., но очевидно, что оно связано с другим — «Стрига» (варианты в мифологии: Астариба, Астрига, Гистера):

  1. Стригой — молдавская и румынская ведьма-вампир, заложный покойник.
  2. Стрига — сова сипуха (рум.).
  3. Стикс — сова неясыть (лат.), по поверьям, пьющая кровь детей.
  4. Штрига — ведьма в карпато-балканской демонологии, пьющая кровь детей
  5. Штрига — в словацких диалектах душа ведьмы, принявшая вид бабочки, вампир.
  6. Стригия — «кричащая сова» (лат.), название демона, нападавшего на людей по ночам.
  7. Стригон — ведьма у южных славян.
  8. Штрига — вид вампира у Албанцев.
  9. Стржига — демон в легендах Силезии, иногда изображался как сова.

У итальянцев стрига — это и злая старуха и ведьма, заключившая союз с дьяволом. У французов некогда было слово «estrie» — тоже обозначавшее существо вроде вампира. В Португалии такое же слово означает ведьму.

Это далеко не полный список.

Исследователь Зигмунд Гурвиц, автор «Книги Лилит», приходит к выводу, что во многих языках «ведьма» и «ночная сова» называются одним и тем же словом. Он приводит такие сведения:

«Интересна сказка, придуманная испаноговорящей еврейкой из Палестины, которая была опубликована Нанауэром , процитирована Томпсоном и, позднее,Джошуа Трахтенбергом . В ней речь идёт о похожей на Лилит фигуре по имени Ла Бруша . Она пробирается в комнату роженицы в виде огромного чёрного кота, и похищает ребёнка. Её имя происходит от испанского «bruja» что по-португальски звучит как «bruxa » и соответствует провансальскому «bruesche». Так же как и «Стрига» это слово обозначает “ведьму”, или “ночную сову”».

В связи с этим интересно обратить внимание не Священное Писание. Единственное место, где предположительно Лилит названа по имени:

(Ис. 34:13–14)

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой»

Большинство исследователей видят здесь не имя, а прилагательное «ночное», а некоторые утверждают, что речь идёт о ночной сове. Учитывая тесную связь совы и Лилит, это довольно любопытная версия.

Очень интересна находка — терракотовый рельеф Бёрни, созданный около 1950 года до н.э. Он утратил цвет, но уже выяснено, что раньше окраска была чёрно-красной. На этом изделии изображена красивая обнажённая женщина с крыльями и в окружении двух сов.


Богини Лилит, Иштар, Инанна и др. так похожи, что нельзя сказать, кто из них изображён на рельефе Бёрни. В пользу Лилит — наличие сов

Кто эта богиня — неизвестно. Версий много, предпочесть ту или иную нет причин.

Часто называют Иштар, но противники этой версии сообщают, что она не имела никакого отношения к совам, так что, возможно, речь идёт о Лилит.

Лилит впервые названа по имени в Эпосе о Гильгамеше

Это один из старейших письменных документов, который относят к третьему тысячелетию до нашей эры. По самым смелым оценкам, фрагменты этого произведения могут восходить к сказаниям XXVIII века до нашей эры.

В одном эпизоде рассказано, что дерево хулуппу (возможно, липа) упало в воды Евфрата. Дерево спасли и поставили в саду Инанны (можно искать параллели с древом познания добра и зла, а также с мировым деревом). У его корней поселился дракон (масса параллелей от скандинавского Нидхёгга и Левиафана до змея-искусителя), а на вершине поселилась птица (гром-птица, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.д.).

«В средине его Лилит-дева жилье себе соорудила. Дева белозубая, сердце беззаботное».

Но такое положение вещей не устроило богиню Инанну, и Гильгамеш явился ей помочь. Он убил дракона, а птица и Лилит сбежали.


В эпосе о Гильгамеше Лилит некоторое время живёт в центре мирового дерева

Лилит фигурирует в библейских апокрифах

Появление Лилит в иудейской традиции довольно позднее. Это не времена Моисея, не годы жизни Платона или Христа, а уже наша эра. Например, Вторая книга Варуха. Это еврейский апокалипсис. В нём есть такие строки:

(2 Вар. 10:8)

«Я обращусь к морским сиренам. К Лилит, которые выходят из диких мест. И к шеддим и танним, живущих в лесах»

Вариант перевода:

(2 Вар. 10:8)

«Я буду взывать к морским сиренам и вы, лилиты, спешите сюда из пустыни; демоны и драконы, поспешайте из леса, пробудитесь и препояшьтесь вретищем. Воспойте вместе со мною погребальную песнь, стенайте вместе со мною»

Ряд гностических источников упоминает некое существо по имени Элелет, которое тоже отождествляют с Лилит.

Около III или IV века нашей эры впервые упомянут апокриф «Завещание Соломона», который, будучи написан по-гречески, восходит к утраченным еврейским источникам. В этом тексте Соломон встречается с созданием по имени Обизуфь, которое сообщает ему о себе:

«Я называюсь среди людей Обизуфь; и по ночам я не сплю, а брожу своими кругами по всему миру и посещаю женщин при деторождении. И в назначенный час я занимаю своё место, и если мне везет, я удавляю ребенка. Но если нет — я удаляюсь в другое место, потому что я не могу за одну ночь остаться безуспешной. Ибо я – жестокий дух с мириадами имен и множеством образов. И ныне я блуждаю туда-сюда. И я отправляюсь на закате моими кругами. Но ныне, как бы ты не запечатывал меня окрест кольцом Бога, ты ничего не сделаешь. Я не остановлюсь перед тобою, и ты бессилен командовать мною. Ибо я не имею никакой иной работы, кроме как уничтожаю детей, делаю их уши глухими, творю вред их глазам и спутываю их уста узами, и гублю их разум, причиняю боль их телам».

Апокриф описывает внешность демона: тело из тьмы, яркий и радостный взгляд, волосы, растрёпанные как у дракона, а остальное тело невидимо. Голос был отчётливым (чистым) и проникал в Соломона.

К слову, Соломон встречается с Лилит и в других апокрифах. Есть версия, что две блудницы, которые спорили из-за того, чей же ребёнок, это два демона — Лилит и Наама, которая, кстати, тоже часто выступает как персонификация Лилит.

А если здесь же вспомнить, что и гостья Соломона, царица Савская, тоже рассматривается как воплощение Лилит, то выходит, демоница регулярно навещала царя.


Библейские апокрифы рассказывают, что одна за женщин, которых судил Соломон, — Лилит

Средневековые апокрифы — источник большинства сведений о Лилит

Пожалуй, справедливо опираться на самые старые сведения, чтобы увидеть исконный облик Лилит. Чем старше источник, тем он менее надёжный. Однако именно средневековые рукописи сформировали представление о Лилит в массовом сознании.

  • Алфавит Бен-Сиры

Создан в VII–X вв. Пародийный текст на еврейском языке. Он сатирически относится к библейским сюжетам. Именно отсюда и взята история о том, что Лилит сказала Адаму: «Я не лягу под тебя», поскольку тоже была создана из земли, а значит, равна Адаму.

Здесь же приводится история о бегстве Лилит и преследующих её трёх ангелах.

  • Книга ангела Разиэля

Это гримуар XIII века. Его якобы дал ангел Адаму, а по другой версии — Ною, так что сами создатели книги не определились. Есть масса редакций. По сути это — компиляция из разных мистических текстов. Здесь есть текст заклинания против Лилит. Озвучивают мнение, что это восходит к преданию о том, как Лилит пыталась соблазнить святого. Часто речь идёт об Илии. Эта устная легенда, записи которой довольно поздние (XVII век).

Основные сведения о Лилит — выдумка средневековых фальсификаторов

По одной из версий, святой смог удержаться от искушения, а по другой — нет. Всё зависит от того, каких взглядов придерживалась та или иная гностическая традиция.

Традиции, порождённые легендой

Любопытно отметить, что легенда о Лилит, получившая распространение главным образом среди иудеев, положила начало традиции вешать возле колыбелей новорожденных еврейских детей пластинки с её именами, которых, по легенде, три: Аморфо (Не имеющая формы), Одем (Краснота) и Батна (Чрево). Также принято упоминать на ней ангелов, настигших беглянку и ставших орудием в руках Божьего гнева.

По той же причине на руки младенцев повязывают красные нити, поскольку считается, что этот цвет может отпугнуть Лилит. Кроме того, в ортодоксальных иудейских семьях накануне обрезания младенца отцу полагается с захода солнца до первых его лучей читать возле колыбели отрывки из священной книги «Зоар», так как в этот период опасность её появления в доме наиболее высока.

Лилит проникла в каббалистическую традицию

Позднее Средневековье продолжает развивать миф о Лилит, опираясь на двойственный образ из талмудических комментариев. Набирает популярность мнение, что первый человек, Адам Кадмон, — это андрогинное существо, гермафродит. Ведь Бог — это абсолют, он включает в себя любую природу, а не только мужскую. Значит и Адам, сотворённый по образу и подобию, должен быть таким же.

Когда Адама Кадмона разделили на два существа, Адама и Еву, Лилит покинула его, отправилась на побережье, чтобы соблазнять мужчин и сбивать с праведного пути:

«Когда Адам встал, получив живую душу, его Нуква была помещена ему в бок, а святая душа в нем распространялась в сторону мужского свойства и в сторону женского свойства, и хватало ее и тому, и другому – и мужчине, и женщине, поскольку она сама состояла из мужского и женского свойств. А затем рассек Творец Адама и исправил его Нукву. Сказано об этом: “И выстроил Господь Бог ребро” — т.е. сторону, как сказано: “к стороне скинии” . ”И привел ее к Адаму” — т.е. исправлениями привел ее, как невесту к хупе.

Увидев это, Лилит убежала, и находится она в больших средиземноморских городах. И до сих пор она готова вредить жителям мира. Когда же в будущем Творец разрушит нечестивый Рим, и будет разрушение миру — поднимется эта Лилит из моря, и водворит Он ее в римском разрушении, ибо она – разорение мира. Сказано об этом: ”Там отдохнет Лилит и найдет себе покой”»

Ряд еврейских комментаторов утверждают, что после изгнания из Эдемского сада Адам долгое время вступал в отношения не с Евой, а с Лилит и другими демонами, чем дал жизнь их многочисленному нечистому потомству.


Средневековые тексты превратили Лилит в мстительного демона

Продолжая очернять образ Лилит, Каббала рассказывает о Самаэле (отожествляется с сатаной), спутнике первой женщины. При этом сама Лилит получает два проявления:

  • Первая Лилит — спутница Самаэля;
  • Вторая Лилит — спутница Асмодея (от имени демонического Аэшма-дэва в Авесте).

Причём обе Лилит — единое существо.

Этот тёмный образ Лилит получил развитие в арабских мифах. Там появился женский демон Карина, и мужской — Карин, которые создают разногласия между мужем и женой, а также пытаются навредить детям. Карина приходит к мужчине во снах и всячески пытается вытеснить женщину из его жизни.

Находка для сатанистов

В заключение следует отметить, что образ ночного демона в женском облике стал широко использоваться последователями современного сатанизма, падкими на всякую чертовщину. В их трактовке жена Самаэля, или иначе говоря, сатаны, с которым они его отождествляют, полностью соответствует всем дьяволицам или, как они выражаются, «чёрным богиням». Соответственно, имиджей и имён у неё много.

Так, нередко Лилит предстаёт у них в образе таких религиозных персонажей Древнего мира, как шумеро-аккадская повелительница подземного царства ─ Эрешкигаль, древнегреческая владычица преисподней ─ Геката, или мрачное порождение скандинавского фольклора ─ Ума. Однако во всех случаях она несёт в себе образ «Тёмной Матери» ─ губительницы света.

Лилит — последствие многовекового развития патриархальных идей

Образ Лилит, безусловно, восходит к архетипам в психике человека. Не зря десятки культур по всему миру в разных формах почитают богиню-Мать. Мы видим в образе Лилит явные отпечатки традиций, которые этот образ смог пережить, например, аккадской мифологии. Лилит переняла сексуальные коннотации, но также впитала и некоторые мистические черты, связывающие её с совой.

Ясно, что при противостоянии культур у Лилит не было ни единого шанса сохранить привлекательность своего образа:

  • Пропаганда иудаизма превращала чужих богов в злых демонов;
  • Раскрепощённая традиция Востока не была приемлема для Запада;
  • Символика образа Лилит забыта, а её внешние проявления внушали не разбирающимся в традиции людям ужас.

Затем Лилит стала жертвой мистических спекуляций гностиков и каббалистов, но главный удар ей нанесли ещё раньше — лидеры патриархальных сообществ. Допустить почитание женского божества среди народа они просто не могли.

Так Лилит превратилась в символ буйной, непокорной, а потому порицаемой женской натуры, образцом слишком самостоятельной, слишком распутной, слишком непонятной обществу личности. Её образ противопоставлялся безропотной Еве, а главное — альтруистичной Есфирь.


Иудеи противопоставляли Есфирь Лилит, как образец праведности

Эти женщины стали образцом праведной спутницы жизни в семитском обществе (хотя Ева ещё и — неправедной, по ситуации).

Важный аргумент в этой борьбе — создание по образу и подобию Божьему Адама, но не Евы. А потому равная ему Лилит преподносилась как ошибка, демон, зло, враг рода человеческого. Нетрудно тут проследить женоборческий мотив: жена, непокорная мужу, — это такое же зло, противопоставленное благодатному человечеству.

И хотя у Лилит сегодня есть свои почитатели, в большинстве своём — это лишь приверженцы модных оккультных учений, где распространена зрелищная сатанинская атрибутика.

Самое печальное в этом — вывернутый наизнанку образ свободной Матери, которое человечество за сорок веков превратило в демона, пьющего кровь младенцев.

Православие не интересуется Лилит

Православие не учитывает сведения из Каббалы, Талмуда и библейских апокрифов. Авторитета у православных христиан два:

  • Священное Писание;
  • Священное Предание.

Всё, чего там нет, просто отрицается.

Поэтому всерьёз о Лилит вопрос даже не ставится. Спорные моменты в Библии решены в пользу тех версий, которые исключают упоминание Лилит.

Даже если Лилит и существовала, православие придерживается мнения, что Библия — книга не историческая, а поучительная. В ней содержится не история человечества, а важные для духовного роста факты. Соответственно, история о Лилит рассматривается как необязательная для идущего к Богу человека. В Церкви обсуждают вопросы о спасении души, а количество жён Адама и прочее — это уже вне рамок такого разговора.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Секреты создания первой Библии

С приходом христианства, имя Лилит стало запрещенным. Оно приравнивалось к проклятию, придавалось анафеме, но все так же притягивало умы человечества. В нем заключается необъяснимая таинственность, загадка, которую хочется понять до конца.


Джон Кольер, Лилит (1892)

Ветхий и Новый завет не всегда были такими, как мы их видим сейчас. Эти библейские писания не единожды переделывались, изменялись. Во время десятого Римского собора был утвержден окончательный вариант, и христианство приобрело официальный статус во всем мире. Чтобы в Писание не попало ничего лишнего, в Риме собрались священнослужители с разных городов и стран для согласования текста. Многие священные записи били изъяты.

В глубоких гротах возле Мертвого моря были найдены рукописи со священными письменами, которые появились намного раньше, чем христианство, как таковое. Информация из них не появилась в Библии, поэтому ученые современности до сегодняшнего дня не могут дать окончательного ответа на вопрос – Что же такого секретного было в свитках?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]