«Велми взъярился Батый»: последний час Михаила Черниговского

Картина «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя», художник Василий Смирнов (1858–1890)

Князь Михаил Черниговский был убит в Орде одним из первых в длинном списке русских правителей. Но не все жертвы монгол Православная Христова Церковь причислила к лику святых мучеников…

Он жил обычной жизнью удельного князя, ловко балансируя среди распрей и междоусобиц, были в его судьбе и взлеты, и унизительные падения. Исторические документы говорят, что особым благочестием князь не славился… Но все переменилось в последний час его жизни, час подвига, который сотворил его одним из самых почитаемых святых Древней Руси.

День памяти

«И тако без милости от нечистых заколен бысть, и конец житию прият месяца семтября в 20 день (1246 г) на память святого мученика Евстафия» — засвидетльствовал летописец мученическую кончину начальника Чернигова-града за отказ поклонится изображению мертвого человека, так как «христианам сие творить не подобает», после этих слов «велми взъярился Батый»

В этот день Святая Церковь и чтит его память — 3 октября ( по новому стилю). Другая дата — 27 февраля — относится ко дню перенесения честных останков.

Ещё одна годовая точка воспоминания — 5 октября по календарю Григория в рамках Собора Тульских Святых.

Святой Михаил Черниговский — мученик за веру

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси.

Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке.

Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец. Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный. С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь.

Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке. Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский. В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

Черниговское княжество являлось тогда чуть ли не самым обширным и одним из богатейших на Руси. Кроме того, оно раскинулось в самом центре русских земель. Таким образом, Михаилу Всеволодовичу досталось, во-первых, завидное княжение и, во-вторых, он в силу одного лишь занимаемого им места оказался среди ведущих политиков страны. Столь значительный статус означал и очень беспокойную жизнь. Князь черниговский участвует в нескольких крупных междукняжеских распрях, водит рати на соседей, отражает их нападения на Черниговщину. Однако это все еще не большая война.

Буря разразилась, когда Михаил Всеволодович входил, по понятиям того времени, в старческий возраст. Год от года усиливался дерзкий, разворотливый политик — князь Даниил Романович, владыка Галича и Волыни, сосед Черниговщины… 1234-й год стал началом великого шторма, на протяжении нескольких лет жестоко терзавшего всю Южную Русь. Конфликт, то разгоравшийся, то гасший на землях небольшого Галицкого княжества, поджег великое вооруженное противостояние, вырвавшееся далеко за его пределы.

Четыре года кровавых битв и великого разорения — и вот наступило время политического триумфа Михаила Всеволодовича: он занял Киев и стал, пусть ненадолго, великим князем; тогда же ему удается отбить у Даниила Галицкого Перемышль. Больше никогда не достигнет Михаил Всеволодович столь значительных успехов.

Пока на Юге Руси пылала безжалостная усобица, север подвергся нападению монголо-татар. Чернигов, завязший в собственных проблемах, измотанный, разоренный, но всё еще не прекративший боевых действий, ничем не помог северным соседям. А в 1238 или самом начале 1239 года уже на самого Михаила Всеволодовича обрушился монголо-татарский молот. Как сообщает летопись, «…взяша татары Чернигов, князи их выехавша в Угры (В Венгрию), а град пожегше и люди избиша и монастыри пограбиша».

Михаил Всеволодович долго скитался по чужбине, пытаясь заручиться поддержкой то поляков, то венгров. Не найдя помощи против татар, князь помирился с давним своим противником Даниилом Галицким, получил от него «в кормление» маленький Луцк, а после того, как монголо-татары разорили Киев, вернулся туда и воссел на призрачном престоле, в окружении развалин, залитых кровью. В 1242–1243 годах он пытается удержаться в Киеве, затем уходит оттуда и возвращается в полуживой Чернигов.

Несколько лет спустя наступает ему черед ехать в Орду, на поклон к Батыю. В ханской ставке пришлось побывать всем сколько-нибудь значительным русским князьям того времени… Там князь принимает смерть за веру, прославившую его в памяти потомков. Возможно, годы позора, странствий, лишений помогли Михаилу Всеволодивчу понять, сколь бренна слава земная, сколь быстро может упасть великородный человек с высоты своего положения. Дух его, таким образом, наполнился смирением и подготовился к подвижничеству.

Вот лаконичный рассказ летописи о гибели Михаила Черниговского в Орде. «Того же лета Михайло, князь черниговскый, со внуком своим Борисом поехаша в татары, и бывши им в станех, послал Батый к Михаилу-князю, веля ему поклонитеся огневи и болваном их. Михайло же князь не повинуся велению… но укори его и глухыя его кумиры. И тако без милости от нечистых заколен бысть, и конец житию прият месяца семтября в 20 день [1246 года] на память святого мученика Евстафия».

Иными словами, от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров — поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Он счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой, а «кумиры» объявил «глухими», т.е. простым деревом, не несущем в себе ничего божественного. За верность Христу князь поплатился жизнью. Вместе с Михаилом Всеволодовичем отказался поклоняться языческим идолам и его боярин Федор, также принявший смерть мученика.

Политик до мозга костей, нищий князь нищего княжества расстается с жизнью, храня от осквернения искру веры в своей душе… Да кто мог ожидать от него такого поступка?!

История исповеднической смерти князя Михаила в Орде разошлась по всей Руси. Он стал не только святым, но еще и народным героем. В середине XVI столетия Михаил Черниговский удостоился общерусского почитания. Его мощи перевезли из Чернигова в Москву. Ныне они находятся в Архангельском соборе Московского кремля.

Судьба этого человека схожа с историей благочестивого разбойника, уверовавшего на кресте, видя рядом с собою Сына человеческого. Иной раз на протяжении многих лет человек грешит — больше ли, меньше ли других людей, но, во всяком случае, не видно в нем признаков праведности. А в последний день, час, да хотя бы в последнюю минуту он может повести себя так, что все грехи ему простятся и удостоится он Царствия Небесного.

Михаил Черниговский коротал век, ведя войны и отыскивая чести, славы, богатства своему роду. Крупный политик, но, в общем, дюжинный — удачи в его судьбе перемежались с неудачами, последние же годы прошли в унижении. А достался ему от Бога шанс выйти за пределы обычного круга княжеских забот, и он воссиял, и вся жизнь его перевернулась, наполняясь новым смыслом.

Источник иллюстрации — сайт Кемеровской и Новокузнецкой епархии.

Судьба Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Черниговские князь Михаил и боярин Феодор в 1246-м году прибыли в столицу Златой Орды (Улуса Джучи) — град Сарай. Правителя вызвал хан, носивший имя Бату, для подтверждения прав Михаила на княжение и выдачу ему по этому поводу видимого знака монголо-татарского признания его власти — ярлыка.

Перед отправлением в путь Михаил и Феодор восприняли от духовника правителя — архиерея по имени Иоанн, благословение на подвиг мученической кончины ради Иисуса Христа. По приезде правителя с болярином в Золотую Орду, их начали принуждать пройти через ритуальные костры и поклониться идолищам. По одним данным, идолами были солнце и огонь, по другим — куст (это отражено в тропаре), по третьим, идолом являлась статуя Чингизхана. Князь и боярин отказались исполнять требуемое, и об этом было доложено хану Батыю.

Хан послал своего слугу по имени Эльдега, чтобы тот довёл до сведения Михаила и Феодора, что в случае неисполнения требований, их постигнет мучительная смерть. На это князь предложил компромисс, выразив готовность поклониться только самому хану, поскольку ему Богом попущено иметь власть. Будущие мученики приготовились к подвигу, приняв Святое Причастие, полученное ими от духовника Михаила — епископа Иоанна, и не принятое до этого момента.

По некоторым данным, внук Михаила князь Борис с боярами Ростова склоняли будкщего мученика ко греху с намерением последующего покаяния, но он проявил стойкость. Так в житии, составленное святителем Димитрием Ростовским, что князья предлагали взять перед духовником вину за грех на себя. Оказалось, что то, к чему готовились князь и боярин, начинает сбываться, поскольку ответ не удовлетворил Батыя.

Михаила продолжительно и жестоко избивали до обагрения земли кровью, после чего вероотступник по имени Даман отрубил ему голову. Боярину Феодору предложили исполнить повеленное и давали обещание возвести его в правители вместо тяжко казнённого Михаила. Феодор отказался, и его аналогичным образом мучили, бивши до окровавливания земли под ним, и усекли его главу.

Бату-хан на троне Золотой орды

Также есть мнение, что правителя заставляли пить кумыс, от чего он отказался тоже по религиозным мотивам, следуя логике, подразумевающей, что поскольку этот напиток священен для монголов-язычников, то и употребление его православным человеком будет греховным актом — отречением или вкушением идоложертвенного.

Истерзанные тела святых Христовых мучеников мучители бросили на растерзание собакам, однако Божьим действием они остались целыми. Спустя несколько дней христиане их тайно похоронили с почестями. Потом мощи переместили в Чернигов. Существует мнение, что до момента обретения телес православными до их похорон Божественное действие в отношении телес выражалось видимым образом в виде огненных столпов.

Михаил Всеволодович Черниговский

Детство

Михаил Всеволодович Черниговский родился в 1179 году. Его отец – Всеволод Святославович по прозвищу Рыжий или Черемной – был активным участником княжеских усобиц и в разное время занимал стародубский, черниговский и киевский престолы. В 1178 году он женился на дочери польского короля Казимира II Справедливого Марии. Через год после свадьбы у них родился первый сын – Михаил.

О детстве княжича сохранилось мало сведений. Следующее, после даты рождения, упоминание о молодом князе в источниках относится к 1186 году. В возрасте 7 лет Михаил тяжело заболел, но был исцелен переяславским столпником Никитой и 16 мая того же года на месте исцеления был возведен каменный крест.

В княжеских усобицах

Следующий раз мы встречаем Михаила уже взрослым, 27-летним человеком, активно участвующим в междоусобной борьбе и далее его биография – это череда временных политических союзов, заключенных и нарушенных договоров, войн и походов. Она мало чем отличается от биографий остальных представителей рода Рюриковичей того неспокойного времени феодальной раздробленности и перманентной внешней опасности.

Достигнув солидного по средневековым понятиям возраста, Михаил еще не был правителем какого-либо княжества, играл малозаметную роль в сложных княжеских отношениях. Первую «отчину» обеспечил Михаилу его отец Всеволод Черемной. В августе-сентябре 1206 года он изгнал из Переславля Южного князя Ярослава Всеволодовича и посадил там сына. Правда владетельным князем Михаил оставался недолго и через несколько месяцев был вынужден оставить Переславль.

В 1211 году, довольно поздно по меркам средневековья, Михаил женился на Елене – дочери влиятельного галицкого князя Романа Мстиславовича. В этом браке родилось трое детей: две дочери Мария и Феодулия (будущая святая Евфросиния Суздальская) и сын Ростислав.

1223 год имеет особое значение в отечественной истории. К этому времени на горизонте уже появился один из самых серьезных противников Древней Руси – монголо-татары во главе с Чингисханом. Они покорили Среднюю Азию, Закавказье и вышли в причерноморские и придонские степи, заселенные половцами и приграничные по отношению к русским княжествам. Отношения русских и половцев – это история не только соперничества, вражды, но и союзничества. Русские князья, и в их числе отец Михаила Всеволод Черемной, нередко использовали половецкую военную силу в своей борьбе с другими Рюриковичами. Теперь же, когда настало время общей опасности, половцы обратились к русским князьям за помощью. В 1223 году Михаил как младший князь заседал на созванном по этому поводу княжеском съезде, а 31 мая в составе объединенного русско-половецкого войска участвовал в битве на реке Калке. Ему повезло, он остался в живых и в том же году получил черниговский стол, поскольку в битве погиб его дядя – черниговский князь. Владение богатым, обширным, расположенным в центре русских земель Черниговским княжеством, мгновенно выдвинуло Михаила Всеволодовича в первый ряд политиков своего времени.

В 1224 году Михаил совместно с великим владимирским князем Юрием Всеволодовичем пошел походом на Новгород и на короткое время получил там княжение. В 1225 году он добровольно уехал из Киева в свою отчину – Чернигов. Причина этого поступка князя осталась неизвестной. В 1226 году Чернигов занял Олег Курский и перед Михаилом встала задача вернуть себе родовое княжество. Это ему удалось при помощи влиятельных сил: дружин двух великих князей Юрия Всеволодовича Владимирского и Владимира Рюриковича Киевского, а также поддержки митрополита Кирилла. В 1228 году в союзе с Владимиром Киевским Михаил пошел походом на своего ближайшего родственника галицко-волынского князя Даниила Романовича. Поход был успешным и привел к освобождению чарторыйских князей Владимира и Михаила. В 1229 году Михаил получил предложение новгородцев вновь занять княжеский престол. Скорее всего, этому поспособствовал князь Юрий Всеволодович, соперничавший со своим младшим братом Ярославом, уже дважды занимавшим новгородское княжение и продолжавшим претендовать на него. Став новгородским князем, Михаил предпочел вернуться в Чернигов, оставив в Новгороде под присмотром владыки Спиридона сына Ростислава, которому к этому моменту исполнилось 3 или 4 года (точная дата его рождения не установлена). Подобная практика «выкармливания» молодых князей широко применялась новгородцами. Однако Ростиславу задержаться в Новгороде не удалось, настроения местных жителей переменились и они в третий раз позвали на княжение Ярослава Всеволодовича Переяславского, который привез и оставил здесь своих сыновей Федора и Александра, будущего Невского.

В 1231 году Михаил Черниговский по неизвестной причине порвал отношения со своими бывшими союзниками – князьями Юрием Всеволодовичем и Владимиром Рюриковичем, умножив, таким образом, количество своих врагов, к которым уже принадлежали Даниил Романович Галицкий и Ярослав Всеволодович Переяславский.

Начиная с 1234 года, Михаил Черниговский вел борьбу со своим юго-западным соседом Даниилом Галицким. В 1238 году Михаилу ненадолго удалось достичь важного успеха – он занял великокняжеский престол в Киеве. Однако этот успех был недолгим, поскольку в стране уже вовсю хозяйничали монголо-татары, разорившие Северо-Восток. Теперь их путь лежал на запад, в Европу, а значит через земли Киева, Чернигова и Галича.

Во время нашествия

Во время монгольского нашествия Михаил Черниговский не поддержал тех князей, которые вышли защищать свою страну с оружием в руках. В 1238 году к Михаилу прибыли татарские послы для переговоров, возможно, предложившие войти в соглашение с Ордой. Как пишет А. Н. Насонов, Михаил их «не послушал», но войти в открытое военное противостояние побоялся. Чернигов пал под монголо-татарским военным натиском. Но князь в это время был уже далеко. В 1239 году он бежал в Венгрию, а оттуда в Польшу. Киев был занят сначала Ростиславом Мстиславовичем Смоленским, а потом Даниилом Галицким. Ставленник последнего – Дмитрий и встретил монголов под стенами «матери городов русских».

Михаил, потерявший Киев и Чернигов, из Польши направился к своему давнему противнику Даниилу Галицкому. Обстоятельства вынуждали этих соперников помириться и Даниил даже обещал Михаилу вернуть Киев, но тот, опасаясь татар, остался при Галицком, где ему было назначено «кормление» – маленький городок Луцк. Только после того, как захватчики «сошли суть изъ землъ Руское» он вернулся в разрушенный и разграбленный Киев и поселился под городом «на островъ». Когда в 1242–1243 годах монгольское войско возвращалось обратно из своего западного похода, Михаил снова уехал сначала в Чернигов, а оттуда в Венгрию.

Однако, несмотря на очень сложную внутриполитическую ситуацию в стране, княжеские распри не прекратились. К этому моменту на Руси из общей массы Рюриковичей выделилась тройка князей-лидеров: Ярослав Владимирский, Даниил Галицкий и Михаил Черниговский. Каждый из них был полон амбиций и вряд ли расценивал свое положение как достойное. Ярослав и Даниил находились в сложных отношениях с боярской аристократией своих княжеств и испытывали серьезное давление со стороны внешних конкурентов; Михаил, утратив Киев и Новгород, фактически превратился в слабого конкурента для своих более удачливых родственников. Поэтому получение ярлыка в Орде даже с учетом неизбежной утраты суверенитета они, возможно, расценивали как шанс занять первенствующую позицию среди русских князей.

Теперь много зависело от милости правителя Золотой Орды. Позиция Батыя по отношению к новым вассалам была неоднозначной. С одной стороны, Орда стремилась сделать их максимально смиренными и жестоко подавляла малейшие признаки непослушания. Проявленная непокорность мгновенно каралась смертью. По свидетельству монаха Юлиана, в 1237–1238 годах посетившего покоренные татарами земли, «во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасение, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление»

. Поэтому в первые 100 лет после нашествия в Орде было убито более 10 русских князей.

С другой стороны, Орда в определенной степени была готова интегрировать русских князей в состав своей элиты, понимая, что кнут должен всегда дополняться пряником. Конечно, русские не могли рассчитывать на равное положение с татарами и об этом свидетельствует итальянский путешественник Плано Карпини. «Именно мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князъ Русии, а также сын царя и царицы Грузинской… не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним Татары, какого бы низкого звания они не были, шли впереди их и занимали всегда первое и главное место»

.

Три князя были вызваны в Орду, но их поездки завершились принципиально разным исходом.

В 1245 году Батый, по-видимому, решил распространить дань на Галичскую землю и отправил к Даниилу своего посла. Одновременно на него было усилено военное давление. Даниила фактически принудили ехать к Батыю: «и думавъ с братомъ своимъ, и поеъха к Батыеви, река: «не дамъ полуотчины своей, но ъду к Батыеви самъ»

. Даниил сумел избежать языческого обряда поклонения идолу Чингисхана, получил ярлык и тем самым стал «служебником» хана, одновременно намереваясь продолжать собственную, неподконтрольную Орде, политическую линию, нацеленную на обретение былого государственного суверенитета. Вернувшись от Батыя, Даниил Галицкий вступил в переговоры с папой Иннокентием IV, намереваясь получить от него военную помощь.

Иную позицию занял владимиро-суздальский князь Ярослав, который в 1243 году, т.е. сразу же после возвращения татарского войска из похода на запад, поехал к нему с выражением покорности и желания служить. Батый поставил Ярослава Всеволодовича в положение старейшего «всемъ княземъ в Русскомъ языцъ»

и передал ему Киев. Ярослав, таким образом, проявил максимальную покорность и даже, возможно, вписался в ряды ордынской знати, но был отправлен Батыем в Карокорум и эта поездка стала для него фатальной.

Смерть и канонизация

Михаил Черниговский поехал к Батыю «прося волости своей от него»

только в 1246 году и стал его первой жертвой. Описание обстоятельств смерти содержится в сочинении Карпини и в
«Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора»
. Источники повествуют, что когда Михаил прибыл в Орду, то Батый послал к нему своих волхвов, которые обратились к князю:
«Батый зоветь тя»
. Им было дано поручение:
«Еже есть по обычаю вашему створите Михаилу князю, потомь приведъте его предъ мя»
. Обычай предписывал пройти между огней, поклониться солнцу и идолу Чингисхана. Однако Михаил и его боярин Федор отказались выполнить этот обряд, справедливо сочтя его языческим и
«глаголаста имъ: «Недостоить христьяном ходити сквозъ огнь, ни покланятися, емуже ся сии кланяють. Тако есть въра христьянская, не покланятися твари, но покланятися Отцю и Сыну и Святому Духу»
. О непослушании тут же доложили Батыю. Тот впал в гнев и поставил Михаила перед выбором:
«отселе едино от двою избери собъ: или богомь моимъ поклонишися и живъ будеши и княжение приимеши, аще ли не поклонишися богомь, то злою смертью умреши»
. Михаил попытался смягчить ситуацию и найти компромисс: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь». Однако это не помогло и Батый не смягчил своего решения. Несмотря на уговоры своего внука князя Бориса Ростовского и бояр не переменился и Михаил.
«Тогда убийци приъхаша, скочиша с конь и, яша Михаила и растягоша за руцъ, почаша бити руками по сердцю. По семь повергоша его ниць на землю и бияхуть и пятами. Сему же надолзъ бывшю. Нъкто, бывъ преже христьянъ и послъди же отвержеся въры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отръза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего»
. И глагола имъ Феодоръ:
«Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!»
.

Карпини, сходно описывая обстоятельства смерти князя, делает очень важное замечание для понимания сути происшедшего: «для некоторых так же они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и другими»

. Поэтому логично можно предположить, что отказ пройти через огонь стал лишь поводом для казни, а истинные ее причины лежали в политической сфере. А. Н. Насонов пишет, что, во-первых, существуют конкретные данные, указывающие на участие в этой кровавой драме владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Именно он получил наибольшую выгоду от устранения своего главного соперника и политического ослабления Черниговского княжества. Во-вторых, Батый мог испытывать острое недоверие к черниговским князьям из-за их западной ориентации, контактов Михаила Черниговского с Даниилом Галицким.

Гибель Михаила Черниговского в Орде, его стойкость в вере, сделали из этого князя героя. Так князь, который мог бы так и остаться незаметным среди аналогичных, ничем особо непримечательных рядовых исторических персонажей, вдруг в конце жизни превратился не просто в героя, а в символ сопротивления, человеческого достоинства и неуклонной веры. Духовный авторитет Михаила Черниговского в той ситуации унижения, ига, бесправия давал почву под ногами тем, кто не разуверился в будущем своей страны. Поэтому по повелению его дочери княгини Марьи в Ростове была возведена церковь, что положило начало церковному почитанию Михаила и Федора. После ее смерти в 1271 году было составлено первое сказание об их христианском подвиге. На его основе в конце XIII века отцом Андреем было написано «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго въ княжении его»

, а на церковном соборе 1572 года Михаил Черниговский был канонизирован. Впоследствии его останки были захоронены в родовой усыпальнице Рюриковичей – Архангельском соборе Московского Кремля.

М. П. Дудкина, канд. ист. наук

специально для портала BankGorodov.RU

Литература:

  • Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. – СПб., 1997.
  • Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых контактов русских князей с Ордой. // Средневековая Русь. Вып. 6. – М., 2006.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). – М., 1940.
  • Селезнев Ю. В. Русские князья в политической системе Джучиева улуса (Орды) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Воронеж, 2014.
  • Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. – М., 1978.

Биография князя Михаила Всеволодовича

Михаил Всеволодович жил с 1179-го по 1246-й год.

В исторической науке преобладает мнение, что Михаил сын Всеволода, бывшего князем Чернигова и Киева, однако существуют исторические документы, которые говорят, что Михаил не его сын.

Михаил имел нехорошее здравие и ради молитв святого преподобного Никиты, прославившегося столпническим подвигом и имеющим такое прозвище, исцелился. Подвижник дал ему посошный изготовленный из древесины жезл.

Он бы правителем:

  • Переяславля (возможно) — в 1206-м году;
  • Чернигова (с 1223/1226-го по 1246-й годы);
  • Новгорода (с 1225-го по 1226-й годы и с 1229-го по 1 231-й годы);
  • Галича (с 1225-го по 1238-й годы);
  • Киева (верховное начальствование) — с 1238-го по 1239-й годы и с 1241-го по 1243-й годы.

Касательно того, на какие территории простиралась власть начальника Михаила, информация отсутствует, однако он находился на высоком месте в лествице начальников. Л.В. Войтович полагает, что Михаил Всеволодович правил близким к Чернигову княжеством, и что им не являлись Сновское, Вщижское, а также Стародубское.

Лицевой летописный свод (том 5, стр. 417): «А по Ярославе сяде на Киеве на великом княжении князь Михаило Черниговский сынъ Всеволода Черемна»

Святой Христов мученик Михаил Черниговец принимал участие в боестолкновении на реке, именуемой Калкою, которая происходила в 1223 году. После смерти в её результате правителя Мстислава Михаил принял стол Чернигова.

Новгород в качестве властителя он приобрёл после конфликтования между Владимирским начальником Гюргием, мужем его сестры, и болярами Новгорода, обменявшись пленниками.

  • В 1226-м году при поддержке Юрия Всеволодовича святой мученик Михаил воевал сопротив Ольга Курского. Из-за чего был предпринят данный поход, неизвестно.
  • В 1228-м году принимал участие в осадном истощении Каменца, которая завершилась неудачей. Осаждать этот город Михаилу помогали Ростислав Пинский и Володимир, потомок Рюрика.
  • В 1229-м году по причине глада упразднил сроком на пять лет забожничья (дани) для смердов (изначально свободных, но потом всё же введённых в крепостное положение, крестьян).
  • Решил не бороться за Новгород, когда володимиро-суздальские правители совершили военное похождение в Чернигов в 1231-м году.
  • В 1234-м году боролся за Киев, будучи в союзнических отношениях со Изяславом.
  • В 1235-м году в рамках военных контрдействий начальник Михаил взял Галич.
  • В 1237-м году к Михаилу с надеждой получить вспоможение во брани с татаро-монголами обратились начальники Рязани-града, однако он ответил им отказом из-за того, что те не помогли ему в сечи на реке Калке.

Интересный факт
Послом от начальствовавших в Рязани-граде был Евпатий Коловрат.

  • В 1238-м — 1239-м годах Михаил осуществил военные мероприятия сопротив Литвы.
  • В 1239-м году правитель Михаил дал приказ разрешить ордынских послов от их тел.

От татарско-монгольского нападения на чернигово-суздальскую территорию Михаил бежал в Венгрию и склонял венгерского, польского и германского правителей совершить крестовый поход сопротив монголо-татар, но получил отказ.

В 1243-м году Михаил уехал на женитьбу своего отпрыска в Венгрию, и Киев был передан ханом другому князю — Ярославу, сыну Всеволода, Володимирскому.

Перед отбытием на пролитие своей крови святой стастотерпец Михаил являлся князем Чернигова-града.

Монгольское вторжение

С этого момента в биографии будущего святого появляются факты, не слишком хорошо согласующиеся с тем культом, который был сконструирован русскими духовными деятелями впоследствии. В 1237 году ко двору черниговского князя прибывают послы из Рязани с просьбой оказать им помощь в борьбе против иностранных захватчиков. Возглавлял делегацию небезызвестный Евпатий Коловрат, впоследствии вписавший золотыми буквами своё имя в страницу ратных подвигов Руси.


П. Литвинский «Евпатий Коловрат». (rounb.ru)

Однако Михаил напомнил посланцам о том, что в 1223 году, во время первого очного противостояния монголов и русских княжеств, рязанские полки на поле боя не явились, после чего отказал гостям в их просьбе. Трудно сказать, как бы сложилась история, пошли Михаил свои полки на помощь рязанцам. В любом случае, оставив на растерзание Северо-Восточную Русь, черниговский князь во многом накликал на себя беду, случившуюся через несколько лет уже в его владениях.

В 1239 году вторая волна монгольского нашествия обрушилась на Южную Русь. Орды захватчиков под командованием внука Чингисхана, Мунке, разорили Чернигов, Переяславль и подошли к Киеву, в котором в то время находился Михаил. Мунке предложил князю сдать город без боя и покориться Батыю. Однако на это последовал отказ, и, более того, монгольские послы были зверски убиты. Казалось бы — вслед за таким смелым поступком Михаил должен подготовить оборону города и оказать достойное сопротивление монголам. Но произошло всё в точности до наоборот — черниговский князь спешно покинул Киев и ушёл в Венгрию вместе с сыном, оставив киевлян на растерзание озлобленных захватчиков.


Монголы осаждают древнерусский город. (kubarev.ru)

Последующие несколько лет Михаил с семьёй банально бегал от армии Батыя, которая, казалось, преследует его по пятам. До 1240 года отсидевшись в Галиче (с разрешения князя Даниила), он, после захвата и разграбления монголами Киева, бежит в Венгрию. Когда же кочевники появляются у границ королевства Белы IV — Михаил отправляется вглубь Европы, в Германию.

Однако скитания по Европе ни к чему не приводят: союзников найти не удалось, да и отношение к беглому князю было совсем не гостеприимным. В 1241 году блудный Михаил возвращается в разорённый Киев, где продолжает править ещё два года. Во время его непродолжительной отлучки в Венгрию, где сын Ростислав справлял свадьбу с дочерью венгерского короля, Анной, киевское княжение по ярлыку переходит Ярославу Всеволодовичу. Михаил вынужден вернуться в родовое гнездо — Чернигов, где его и настигнет роковой вызов в ставку Батыя в 1246 году.


Древний Чернигов, реконструкция. (social.shorthand.com)

Сказание об убийстве в орде

“Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора” — литературное творение, созданное в тринадцатом столетии на древлерусском языке. Имеет девять последующих изданий, осуществлённых в двадцатом веке.

Сказание легло в основу агиографии Михаила и Феодора.

Как в своей работе “Специфика сюжетного топоса “страсти святого” в “Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора”” пишут М.В. Антонова и Е.М. Иванова, указанный литературный памятник имеет типичную для подобных произведений структуру и содержит в себе следующие элементы:

  • пререкания с врагами;
  • склонения ко греху;
  • страдания;
  • моления;
  • кончину.

Вокруг этого структурного каркаса выстроены остальные сюжетные составляющие.

↑ Убийство в Золотой Орде

Русское государство попало в полную зависимость от Золотой Орды. Хан обложил Русь дань, провел перепись населения, знал, сколько и где можно собрать. Каждый год в Орду угоняли воинов, ремесленников, и крестьян для работы во благо хана. Каждый русский князь, правивший в своей земле, получал одобрение хана, на княжение. Одобрением был документ, подтверждающий волю ордынцев – ярлык на княжение.

Однажды ордынцы вызвали к себе русских князей, среди которых был и Михаил. Население Орды исповедовало язычество. Обряды проводили волхвы. Перед тем как зайти в ханский шатер, каждый путник должен был пройти языческий обряд очищения. Очищение производили огнем. Гостю нужно было пройти через огонь и повторять определенные заговоры. После обряда мысли и помыслы человека очищались.

Михаил и его сподвижник боярин Федор от участие в обряде отказались. Хану донесли об отказе русских пройти обряд. Над князем и боярином долго издевались. Первым умертвили Михаила. После обратились к Федору, предложили пройти обряд, предлагали разные богатства и уважение. Федор отказался. После ему отрубили голову.

Тела русских людей бросили на съедение собакам. Собаки к трупам не притронулись. Под покровом ночи, христиане выкрали трупы и похоронили согласно православным обычаям.

В чем подвиг святых мучеников?

Подвиг святых Христовых мучеников Михаила, Черниговского правителя, и Феодора состоит в том, что они по примеру древних мучеников отказались грешить вероотступничеством через поклонение идолам, за что претерпели мучения, окончившиеся телесной смертью. Если бы они осуществили какой-нибудь из предложенных им актов поклонения, то они бы этим отреклись от Христа.

Есть мнение, что сами татаро-монголы не считали объекты поклонения богами, и требовали почтить “закон предков”, а не богов. Так, по одному из мнений, апеллирующему к формулировке самого древнего манускрипта летописи (“закону предков”), Михаилу и Феодору было выдвинуто требование, пройдя между двумя всё же ритуально очистительными кострами, трижды поклониться шатру хана Бату и сделать поклон изваянию Чингизхана, которое находилось в Каракоруме (то есть требовалось совершить поклон направлении этого города).

Но даже в этом случае, если бы Михаил и Феодор выполнили Батыевы требования, это было бы грехом отречения от Господа Бога Иисуса Христа. Ведь в их сознании все сии действия напрямую вели к этому.

Краткое жизнеописание

Знаменитым предком по отцовской линии Михаила Черниговского выступает сам Ярослав Мудрый. Знатное происхождение предоставляло наследнику все шансы на Киевский престол с момента рождения. Княжить Михаил Всеволодович начинает в 1198 году в Стародубском княжестве.

В начале 13-го века происходит знаменитое сражение русских воинов на Калке с монгольской ордой свирепого хана Батыя. Отважный потомок Ярослава Мудрого сумел выжить, под его владения попадают Черниговские земли, а затем и Киевский престол. Женой князя стала любимая дочь правителя Галицкого княжества Романа Мстиславовича. В семейном союзе с Еленой на свет появилось трое детей — две дочери (Феодулия и Мария) и наследник Ростислав.

Убийство князя произошло после жестоких пыток войсками хана Батыя в городе Старый Сарай в 1244 году, 20 сентября. Святые останки благоверного правителя упокоены в Москве, в Архангельском храме, после перенесения из Сретенского Собора.

Происхождение

Михаил Всеволодович Черниговский — великий князь Черниговский в 13-м веке, правил он землей Черниговской 10 лет, в 1238 году Михаилу удалось получить трон Киевский. Отцом святого мученика является Всеволод Святославович Черемный, известная историческая личность, трижды занимающий киевский престол и столько же раз его теряющий. Мать — польская принцесса, дочка короля Казимира Второго. Известно, что получить Черниговский трон князю удалось после смерти своего дяди, погибшего в ходе сражения с войсками Батыя на реке Калке.

Федор — боярин, сподвижник князя Черниговского. На протяжении всего периода правления Михаилом Черниговскими землями он шел с князем рука об руку, участвовал в сражениях, где проявлял мужество и верность князю и Святой Троице.

После казни Михаила на глазах Федора верный боярин ответил захватчикам: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!»

Житие и служение Богу

Всю свою жизнь князь был приверженцем христианской веры, соблюдал все законы Божьи, следовал священному писанию. Кроткий, смиренный, милосердный — так характеризуют юного князя в священных книгах тех времен. Став взрослым, Михаил участвовал в жестоких сражениях, храбро сражался за землю русскую, во имя спасения. Хану Батыю перед смертью молвил доблестный благоверный князь: «Христианин должен преклоняться перед Творцом, а не перед тварью».

Мученический подвиг

Узнав об отказе принять князем идолопоклонническую веру, Батый сильно разгневался и велел своим разбойникам убить Михаила, а тело его растерзать. Били Михаила палками по груди и спине, прыгали и топтались по полумертвому телу захватчики, а затем отсекли голову мужественному князю. Умер Михаил со словами: «Я христианин».

Примеру князя последовал и его боярин Федор, оказавшись принять монгольскую веру, был замучен и убит. Разбойники велели выбросить растерзанные тела на улицу, на съедение собакам и диким тварям. Но ни одно животное не приблизилось и не прикоснулось к святым телам. Ночью православные верующие вынесли тела с улицы и захоронили их в православных традициях.

Подвиг русских людей поразил даже их мучителей. Считается, что с этого времени татаро-монголы не просили преклониться князей русских перед идолами, но борьба за освобождение земель продолжалась еще длительное время.

На заметку. Изначально мощи святых были захоронены в Сретенском Соборе, и лишь в 1774 году были перенесены в Архангельский собор в Москве, где находятся по настоящее время.

Прославление в лике святых

Святые Господни мученики Михаил, правитель града Чернигова, и Феодор, болярин, прославлены в одном из самых высоких ликов святости — мученическом. В каноне этим святым они называются великомучениками. В службе им правитель именуется благоверным.

Акт канонизации осуществился в 1547 году на проходившем тогда Соборе.

Мощи

В 1572-м году честные останки были перемещены из Чернигова в Москву.

Интересный факт
В 1772-м году их поместили в раку, изготовленную из серебра, которая была в 1812-м году украдена при наполеоновской оккупации. После этого большой ларец изготовили из бронзы.

Некрополь Архангельского собора Московского Кремля — место захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников. Всего в соборе 56 погребений, включая две раки Михаила Черниговского (с 1774).

Почитание

Фактически почитание Михаила и Феодора в качестве святых мучеников началось сразу после их кончины. Их останки погребли в приделе Свято-Спасского соборного храма Чернигова-града. Этот придел посвятили им — чудотворцам сего града. Распространению почитания князя Михаила способствовали его жена, а также дочь по имени Мария и ее дети, которых звали Борис и Глеб Васильковичи. Они и установили праздник Черниговских чудотворцев и возвели церковь в их честь. Сестра Марии, монахиня Ефросиния (Феодула), тоже глубоко почитала Михаила и Феодора и построила в их честь часовню.

В 1288-м году возведённую в Ростове во славу правителя Михаила церковь сожгла молния.

В 1987-м году Михаила, сына Всеволода, правителя Чернигова-града, внесли в группу Святых града Тулы, именуемую Собором этих Святых, молитвенное воспоминание — 5 октября.

Михаил Черниговский на иконе XVII века

Икона

Святаго Христова страстотерпца Михаила, начальника Чернигова, иконографически изображают обычно с крестным знамением в деснице (реже — в шуйце), что является символом мученичества, и часто в княжеском головном уборе — в шапке или короне. Также на некоторых его иконах его отличают особые в одежды, но эта специфичность одежд хорошо заметна только при совместном изображении Михаила и боярина Феодора.

Возможно, на иконах Михаила Всеволодовича обязательно присутствует хотя бы один из указывающих на княжеский статус символов. Иногда Михаил Всеволодович изображается с мечом, что скорей всего, указывает на способ его умерщвления, однако иконописцы могут вкладывать в свои изображения не только традиционные смыслы.

Святого мученика боярина Феодора изображают с крестом и мечом аналогично, но без атрибутов княжеской власти.

Существует совместное иконографическое изображение святых мучеников Михаила и Феодора. При этом они могут находиться в деисусной (от греческого слова, означающего “моление”) позе, и в центре вверху изображается Господь и Бог наш Иисус Христос, и моление мучеников обращено к Нему.

Картина В Смирнова «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя»

Василий Смирнов, живший с 1858-го по 1890-й год, написал полотно “Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя”. На нём изображён эпизод отказа святаго Михаила выполнить требование Бату-хана по идолопоклонству. На полотне видна статуя Чингизхана. Так же на ней отображён момент сбрасывания с себя Михаилом Черниговским шубы. Картинная работа отличается фотографически реалистичной чёткостью прорисовки.

Художник Смирнов в 1883-м году получил за эту свою работу золотую медаль и право повышать квалификацию в Италии за казённый счёт.

Картина «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя», художник Василий Смирнов (1858–1890)

В чем помогает молитва святому

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя мужественно принял все страдания, так как укрепил свою веру молитвами и прошениями об этом к Господу. Простые люди также могут обращаться к нему за помощью. Чаще всего у него просят:

  • исцеления от разнообразных недугов;
  • принятие правильного решения в трудной ситуации;
  • укрепление веры;
  • защиту от нападения врагов.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Парфения Лампсакийского

Есть мнение, что наличие данного лика дома, поможет уберечь его от негативной энергетики приходящих в него. Читать ему молитвенные обращения можно как в храмах, так и в домашних условиях. Стоит при этом помнить, что важнее всего в этом деле не столько слова, сколько чистая душа и открытое сердце.

О чем молятся

Как и любым святым Михаилу и Феодору Черниговским можно молиться обо всём допустимом с православной точки зрения. В связи с их ликом святости логично просить этих святых помогать:

  • при стоянии перед таким же искушением (когда предлагают отречься от Христа или мучительно умереть),
  • в духовном, аскетическом — при бесовских борениях какими-либо страстями,
  • о том, чтобы святые помогли быть верными рабами Бога.

В молитвах этим святым произносится прошение об избавлении по их предстательству от разных напастей:

  • бед,
  • скорбей,
  • печалей,
  • злых людей,
  • от мук после смерти.

О чем просят святых?

Подвиг Михаила и Федора — образец доблести, отваги, отваги и духовной силы веры русских князей. Пожертвовав жизнью и погибнув в муках, святые не преклонили колени перед идолами, остались верными Богу, не утратили своей чести и духовной силы. Считается, что наличие в доме иконы Святого Михаила помогает защитить дом от внешних проблем, позволяет избежать накопления отрицательной энергии.

В своих молитвах верующие просят заступников защитить их жизнь от искушений, помочь справиться с испытаниями, не потерять праведную веру, накормить страдания, предотвратить вторжение захватчиков на их родину, исцелить физические недуги. Божественный лик черниговских святых укрепляет веру в Господа, в сложной жизненной ситуации прямодушный образ позволяет человеку сделать правильный выбор, принять верное решение. После исповеди в храме и покаяния в своих грехах и слабостях следует читать священную молитву и взывать к милости Господа.

Нельзя просить святых исполнить свои желания, обратившись к небу, важно просить заступничества и милосердия, просить их очистить души от грехов и тягостных мыслей. Молитва, как призыв к высшим силам, предназначена для исцеления тела и души, верующие просят способности переносить невзгоды и испытания на жизненном пути, верить в Господа Бога и его сына Иисуса Христа и хранить целомудрие и справедливость, чтобы не поддаться искушению.

Помолиться праведникам можно в храме или дома у иконостаса.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 8
Тро́ичнаго Божества́ осия́нием просвети́вся,/ страстоте́рпче вели́кий кня́же Михаи́ле,/ с прему́дрым боля́рином ти Фео́дором,/ самозва́нна к по́двигом устреми́стася,/ сквозе́ огнь не идо́ста,/ кусту́ же и и́долом не поклони́стася, но оплева́ста/ и нечести́ваго царя́ обличи́ста,/ Христа́ же Еди́наго от Тро́ицы Бо́га Су́ща испове́даста./ И того́ ра́ди крове́й свои́х струя́ми обагри́стася, сла́вная./ Те́мже и венца́ от Него́ побе́дная прия́ста,/ и нас свы́ше назира́ета,/ мо́лим вас, святы́я, моли́те Того́,/ я́ко да ва́шими моли́твами изба́вит нас от вся́ких обстоя́щих ны зол/ и пода́ст нам вся блага́я,// и́же Един Сый прославля́емый во святы́х Свои́х.

Перевод: Бога Троицы сиянием просветившись, мученик великий князь Михаил, с премудрым боярином твоим Феодором, по своей воле на подвиг устремились, через огонь не пошли, кусту и идолам не поклонились, но их отвергли и нечестивого хана обличили, Христа же — Одного из Лиц Троицы — исповедали как Сущего Бога. Потому и обагрились потоками крови своей, прославляемые. Потому и венцы победы от Него получили, и за нами свыше наблюдаете, молим вас, святые, молите Его, чтобы по молитвам вашим Он избавил нас от всяких наступающих бедствий и подал нам все благое, как Единственный Сущий, прославляемый во святых Своих.

Кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 5

Со́лнца мы́сленнаго пра́веднаго — Христа́/ озари́вся сия́нием, пребога́те Михаи́ле,/ ви́димому со́лнцу не поклони́лся еси́/ и тва́ри па́че Творца́ не послужи́л еси́/ и нече́стие обузда́л еси́,/ я́рости царя́ не убоя́вся/ и кро́ве свое́й обагре́нием/ Христо́ви предста́л еси́, ра́дуяся./ И ны́не в пренесе́нии моще́й твои́х/ нас свы́ше назира́й и Христа́ Бо́га моли́,/ мо́лимся я́ко спасти́ся нам/ и Правосла́вию непоколеби́му пребы́ти,/ Оте́честву на́шему соблюсти́ся во всем/ моли́твами твои́ми, свя́те,// по вели́цей Его́ ми́лости.

Перевод: Солнца духовного праведного — Христа щедро озарившись сиянием, Михаил, видимому солнцу не поклонился ты и твари, больше чем Творцу, не послужил, и нечестие обуздал ты, не побоявшись ярости хана и, обагрившись кровью, предстал ты Христу, радуясь. И сейчас, в день памяти перенесения мощей твоих, за нами свыше наблюдай и Христа Бога моли, молимся, о спасении нашем и о том, чтобы Православию пребывать непоколебимым, отечеству нашему сохраниться во всем по молитвам твоим, святой, по великой Его милости.

Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 4

Жизнь ва́шу му́ченически совеpши́вше,/ испове́дания венцы́ укpа́сившеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле пpему́дpе с до́блим Фео́доpом,/ моли́те Хpиста́ Бо́га/ сохpани́ти оте́чество ва́ше/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости.

Перевод: Жизнь вашу мученически окончив, украсившись мученическими венцами, вы поднялись на Небеса, Михаил премудрый с храбрым Феодором, молите Христа Бога сохранить отечество ваше, город и людей, по великой Его милости.

Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 8

Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву я́ко преходя́щую оста́вил еси́,/ самозва́н прише́д к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле, с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.

Перевод: Царство земное посчитав ничем, славу как временную ты оставил, по своей воле устремился на подвиг, Троицу проповедал ты перед нечестивым мучителем, мученик Михаил, с храбрым Феодором, Царю Сил предстоя, молите сохранить невредимым отечество ваше, город и людей, да вас непрестанно почитаем.

Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 3

Блаже́ннии апо́столом равноче́стнии,/ прия́ли есте́ вене́ц от Христа́,/ зане́же того́ досто́йни,/ Михаи́ле богому́дре и Фео́доре ди́вне,/ мир ми́рови испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Блаженные и почитаемые наравне с апостолами, вы получили венцы от Христа, поскольку достойны этого, Богомудрый Михаил и удивительный Феодор, мир испросите миру и душам нашим великую милость.

Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 2

Ве́рою укре́пльшеся, святи́и, муче́ния претерпе́сте/ и кровьми́ свои́ми погаси́сте пла́мень сопроти́вных безбо́жия,/ Христа́ же испове́дасте, с Отце́м и Ду́хом,// Михаи́ле и Фео́доре, Его́ моли́те за всех нас.

Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору , глас 3

Я́ко свети́ла, в Руси́ возсия́вше,/ муче́ния луча́ми сла́вными отрази́сте,/ страстоте́рпцы сла́внии, Михаи́ле и Фео́доре,/ тем вопия́сте:// ничто́же нас отлучи́т от любве́ Христо́вы.

Перевод: Как светила, просияв на Руси, мучения лучами славы вы отразили, мученики прославляемые, Михаил и Феодор, потому взывали: «Ничто не отлучит нас от любви Христовой» (Рим.8:39).

Канон

Князь Михаил Черниговский. Житие

Святой благоверный князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Ольговича Чермного (ум. 1212). С детства Михаил отличался благочестием и кротостью, избегал шумных сборищ, а играм предпочитал душеполезное чтение.

С юных лет отличался он добродетельною жизнью; возлюбив Христа, он служил Ему от всего сердца, и все видели душевное незлобие князя — его кротость, смирение, обходительность со всеми и милосердие к бедным. Угождая всегда Богу молитвою и постом и всякими добрыми делами украшая свою душу, князь Михаил соделал ее прекрасным жилищем Бога, Творца своего.

С ранних лет княжич был слаб здоровьем, но, уповая на милость Божию и благодаря молитвам преподобного Никиты, Переяславского Столпника, в 1186 году исцелился от недугов. В 1190 году Михаил взял себе в жены дочь князя Галицкого Романа Мстиславича — Олёну, во святом крещении Елену.

Известно, что в 1223 году князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве. Здесь решался вопрос о помощи половцам, на которых шли татаро-монгольские полчища. 21 мая 1223 года в битве на реке Калке погиб дядя Михаила — Мстислав Черниговский. Михаил становится князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение в Новгород.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего града Новгорода.

Особенно важным для новгородцев было княжение Михаила в новгородской земле, ибо это означало примирение с Новгородом великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (1188–1238 гг.), супруга которого, княгиня Агафья, была сестрой князя Михаила.

Однако князь Михаил весьма недолго княжил в Новгороде. Он собрался возвратиться в родной Чернигов. На мольбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Князь Михаил ревностно занялся благоустройством своего удела.

Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 – 1233 гг.). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года князь Михаил занимал Киевский великокняжеский престол. Наступали трудные времена. В 1238 году татары разорили Рязань, Владимир, Суздаль. В 1239 году татаро-монгольские полчища двинулись на южную сторону Русского государства, опустошили левобережье Днепра, черниговские и переяславские земли. Осенью 1240 года татаро-монгольские войска подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но князь Михаил отказался вести с ними переговоры. Он тут же предложил венгерскому королю объединить силы и дать отпор общему врагу, с такими же воззваниями князь Михаил обращался и к Польше, Германии.

Но уже было поздно, Русь была разгромлена, затем эта же участь постигла и Венгрию, и Польшу. Не получив поддержки от европейских государств, князь Михаил вернулся в разгромленный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, а вскоре переселился в Чернигов. Все же черниговский князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских варваров. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович). Петр считал единственно возможной защитой крестовый поход против Орды. Но этот Собор никаких решений об общем противодействии татаро-монгольскому нашествию не принял. Князь Михаил решил бороться самостоятельно, без поддержки иноземных властителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]