Б.16. В.1. ПОЛИЕЛЕЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Дословный перевод слова «полиеле́й» с греческого языка – «многая милость». Из-за одинакового звучания, иногда переводится как «масло». Это действительно уместно, так как на полиелейной службе архиерей или клирик храма помазывает лоб каждого, кто прикладывается к праздничной иконе.

В это время хор поет 134 и 135 псалмы, многократно повторяя слова «яко в век милость Его». Полиелей – торжественная часть богослужения, поэтому происходит несколько раз в году, всегда в воскресные или праздничные дни. Что такое полиелей в православии? На этот вопрос существует несколько ответов.

Что такое полиелей в Церкви

Ответ на этот вопрос поможет лучше понять тонкости богослужения. Во-первых, полиелей – это воспоминание жен-мироносиц. После распятия Спасителя положили в гробницу, обернув его тело пеленами. В воскресное утро женщины пришли к гробу с сосудами, в которых было миро – особое благовонное масло. Там их встретил ангел, который возвестил о Воскресении Христовом. Самое значимое событие в истории человечества отмечено торжественной частью богослужения.

Во-вторых, отвечая на вопрос о том, что такое полиелей, нельзя не упомянуть особую Божью благодать, изливаемую на христиан. Во время земной жизни Иисуса Христа елей и миро имели огромную ценность. В знак признательности, почетных гостей помазывали благовонным елеем. В Евангелии говорится о женщине, которая намазала маслом ноги Спасителя и вытерла их своими волосами, что говорит о ее высокой добродетели – смирении. Сегодня тоже трудно представить свою жизнь без масла, не церковного, а обычного — растительного и сливочного.

В Православии существует обычай благодарить Господа за щедрость. Что такое полиелей? Грубо говоря, это благодарение Бога за масло. Водосвятные молебны – отдание почестей главной жидкости для всего существующего на земле. Не зря все, имеющее особую ценность для человека, используется в церковных таинствах. Хлеб и вино, продукты из которых приготавливается Святое Причастие, просфоры и пасхальные хлеба – артос. Все это имеет огромное значение для православных христиан и особо почитается. Все эти продукты – святыни.

Всенощное бдение

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Исцеление маслом

Святой елей продается в каждой церковной лавке. В маленьких емкостях, чаще всего с наклеенной на пузырек иконой. Это масло разливают после молебна тому или иному святому. Применять его нужно с молитвой, крестообразно помазывая лоб или больное место на теле. Часто так мажут маленьких детей.

Например, православные матери заметили, что если в период эпидемий простудных заболеваний помазать ребенка маслом, освященным на мощах Матроны Московской, риск подхватить заразу значительно снижается. Не нужно забывать и о молитве тому, чьим елеем помазывают.

Утреня

Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» т. е. Бог — Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: «многомилостие» или «многое освещение».

Молитва Матроне Московской об исцелении

К сожалению, далеко не все знают достаточное количество молитвенных обращений к тому или иному святому. Поскольку в качестве примера было приведено использование елея, освященного на на мощах Матроны Московской, то и молитва будет именно к ней.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи. Да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Б.16. В.1. ПОЛИЕЛЕЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Обретение главы св. Иоанна Предтечи (24 февраля), 40 мучеников (9 марта) и храмовые.

Как быть, если в бyдние дни Велик поста совеpшается полиелейная слyжба? Скажем, на Благовещение, или хpамовый пpаздник, или 40 мyчеников Севастийских, бывает полиелейная слyжба; если она попадает на бyдние дни поста, то катавасия — «Отвеpзy yста моя» всегда.

Отдельно следует рассмотреть особенности богослужения в случае полиелейного святого в седмичный день Велик поста. Под «седмичными днями Великого поста» в данном параграфе подразумеваются дни с понедельника по пятницу 2 — 6 седмиц Св. Четыредесятницы, т.к. на 1-й седмице поста праздники святым не совершаются. Конечно, такой вариант случается довольно редко: есть всего 2 праздника с полиелеем в Типиконе, память к-рых может приходиться на седмичные дни поста — 24 февраля и 9 марта. Кроме того, в случае очень ранней Пасхи (если Пасха 22-24 марта) память свт. Алексия, митр. Московского (12 февр), также подпадает под указанную рубрику. Наконец, в нек-рых епархиях могут быть совершены службы в праздники местночтимых святых, память к-рых в Месяцеслове приходится на период с февраля по середину апреля (напр, 3 апреля в С-Пб митрополии совершается праздник в честь прп. Серафима Вырицкого). С др. стороны, есть такие годы, когда в седмичные дни Велик поста не случается ни одного полиелейного праздника!

Несмотря на редкость «великопостного полиелея», такой вариант богослужения заслуживает особого внимания по 2м причинам. Во-1-х, в этом случае мы имеем довольно большое количество интересных богослужебных особенностей, причем не все из них подробно прописаны в Типиконе. Во-2-х, и это не менее важный аспект, великопостные службы в отношении Устава явл-ся однотипными. Если не брать в расчет особенности совершения канона в разные дни седмицы (в конце концов, принципы совершения канона всегда одни и те же, отличия дней друг от друга ограничиваются той песнью, в к-рую вставляется начальная песнь трипеснца), то все службы повторяют одна другую как под копирку. И в ряду таких почти одинаковых седмичных богослужений полиелейный праздник предстает службой совсем иного типа. Этот праздник (правда, в меньшей степени, чем Благовещение) разрывает будничное великопостное однообразие и позволяет нам вкусить радость и ликование в дни покаянного плача и печали. Именно по этой причине даже в тех малых храмах, где служба совершается только в воскресные и праздничные дни и где в обычный период года пропускаются многие полиелейные праздники, великопостные полиелеи служат непременно.

Устав такой службы в Типиконе находится в Марковых главах 24 февраля («Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов» и «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных») и в основной рубрике 9 марта.

Все богослужения полиелейного праздника, начиная с вечерни накануне и до ЛПД в сам день праздника, совершаются в фиолетовом облачении. Хор все песнопения поет обычным распевом (а не великопостным), молитва прп. Ефрема Сирина (во всех местах, где она полагается) совершается только с 3-мя поклонами. Все др. поклоны (к-рые не сопровождаются молитвой прп. Ефрема Сирина), свойственные великопостной службе, отменяются.

24. +Первое и второе обретение честныя главы предтечевы: Аще не есть пост, вечер поем, блажен муж: 1-й антифон: На Господи воззвах, стихиры на 6, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас 6: Сокровище божественных даров: И ныне: Кто тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне, и чтения 3: 1-е, пророчества исаиина: Тако глаголет господь: 2-е, пророчества малахиина: Тако глаголет Господь вседержитель: 3-е, Премудрости соломони: праведник аще постигнет: ектениа. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: егда от древа: с припевы их. Слава, глас 2: якоже божественных: И ныне, богородичен воскресн. По трисвятом глаголем,

Тропарь, глас 4: от земли возсиявши предтечева глава, лучи испущает нетления, верным исцелений, свыше собирает множество ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу христу Богу.

Слава, и ныне, богородичен: еже от века: и отпуст. На Утрени, на Бог господь, тропарь дважды. Слава, и ныне, богородичен: и обычныя кафисмы. По 1-й кафисме седален, глас 4. дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение. По 2-й кафисме седален, глас 4, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи. По полиелеи седален, глас 8, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Тамо возращу рог давидови. Стих: Помяни Господи давида: Всякое дыхание: евангелие луки, зачало 31. По 50-м псалме стихира, глас 6: яже первее на блюде: Канон Богородицы со ирмосом на 6: и предтечи на 8, глас 6. Катавасиа: отверзу уста моя: По 3-й песни, седален, глас 8, дважды. Слава, и ныне, богородичен. По 6-й песни,

Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя: пророче Божий и предтече благодати, главу твою яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем: ибо паки якоже прежде в мире проповедуеши покаяние.

И икос, и чтем пролог. По 9-й песни светилен, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры на 4, глас. 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, глас 6: Всечестную главу: И ныне, богородичен: благолюбивый Боже и спасе: Славословие великое. По трисвятом тропарь. Слава, и ныне, богородичен. ектении, и отпуст. и дается елей братии от кандила святаго, и час 1-й. На 1- м часе, тропарь предтечи. По трисвятом кондак его. На Литургии, блаженна от канона, песнь 3-я, и 6-я. Прокимен, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Стих: услыши Боже глас мой: Апостол к коринфяном, зачало 176: Бог рекий: Аллилуиа, глас 4: праведник яко финикс процветет: Стих: Истина от земли возсия. евангелие матфеа, зачало 40: Слышав иоанн во узилищи дела Христова: Причастен: В память вечную: МРКПодобает ведати, аще случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в неделю мясопустную, или сыропустную.

Начинается бо с среды мясопустныя недели, и восходит до вторника 4-я недели великаго поста. На малей вечерни, в субботу, стихиры воскресны 4: и богородичен гласа. На стиховне стихира воскресна едина, и предтечи стиховна. По Ныне отпущаеши, тропарь воскресн. Слава, предтечи: И ныне, богородичен воскресн. ектениа малая, и отпуст. На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и триоди 4, и предтечи 3. Слава, триоди. И ныне, богородичен 1-й, гласа.

[Смотри] Аще ли неделя сыропустная: И поем стихиры воскресны 3, и анатолиев 1: и триоди 3, и предтечи 3. Слава, триоди: И ныне, богородичен 1- й, гласа. На литии стихиры храма, и триоди хвалитных два стиха.

[Смотри] Аще неделя мясопустная: 1-й стих, глас 6: Помышляю день он: 2-й, глас тойже: о каковый час тогда и день: [Смотри] Аще ли неделя сыропустная: Глаголем триоди такожде в литии два стиха хвалитных, 1-й стих, глас 5: увы мне, адам рыданием возопи: 2-й, глас тойже: Поприще добродетелей отверзеся: Слава, предтечи, глас 6: Сокровище божественных даров: И ныне, триоди, писан на литии славник. На стиховне стихиры воскресны. Слава, предтечи, глас 2: якоже божественных умышлений: И ныне, триоди. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, трижды: и чтение в посланиих апостольских. На Утрени, на Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1-й, в тойже глас. По кафисмах седальны воскресны с богородичны их: и чтение во евангелии толковом. Таже, Хвалите имя господне: и Исповедайтеся господеви: глаголем же и 3-й псалом: На реках вавилонских: со аллилуиею. таже поем псалом избранный предтечи: и тропари: Ангельский собор: и седальны оба по единожды. Слава, по полиелеи седален: И ныне, богородичен, и чтение предтечи. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: евангелие воскресно. воскресение христово: Канон воскресн, со ирмосом на 4: и триоди на 6: и предтечи на 4. Катавасиа триоди.

[Смотри] Аще неделя сыропустная: Канон воскресн, со ирмосом на 4: и Богородицы на 2: и триоди на 4: и предтечи на 4. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак и икос предтечи, и седален его, дважды. Слава, и ныне, триоди. и чтение предтечи. По 6-й песни, кондак и икос триоди, и синаксарий. На 9-й песни, поем честнейшую: Светилен воскресн. Слава, предтечи: И ныне, триоди. На хвалитех стихиры воскресны 4: и святаго со славным 4: с припевы его. и по стихирах святаго, глаголем: воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди, глас 8: Даниил пророк: Слава, глас 1: Предочистим себе братие: И ныне: Преблагословенна еси: [Смотри] Аще неделя сыропустная: Глаголем такожде припев: воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди, глас 6: Адам из рая: Слава, глас тойже: Приспе время: И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн. ектении, и отпуст, и исхождение обычное в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская: и час 1-й. На часех, тропарь воскресн. Слава, предтечи: И ныне, богородичен часов. По Отче наш: кондак триоди и предтечи, пременяюще глаголем. На Литургии, блаженна гласа, на 4: и триоди песнь 3-я, на 4: и предтечи 6, на 4. По входе тропарь воскресн, и предтечи. Слава, кондак его: И ныне, триоди. Прокимен, апостол, евангелие и причастен прежде дне, и предтечи.

МРКАще случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в субботу мясопустную: Поется праздник предтечев весь, прежде в пяток мясопустный, непременно.

МРКАще ли случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в понедельник, или во вторник сырныя недели: В неделю вечера поем, блажен муж, 1-й антифон. [В прочия же дни седмицы сырныя глаголется кафисма рядовая.] На Господи воззвах, стихиры предтечи на 6. Слава, предтечи. И ныне, богородичен воскресн, в тойже глас. Прокимен дне, и паремии предтечи. На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Слава, предтечи. И ныне, богородичен. Тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн. И ектениа. На Утрени, на Бог господь, тропарь предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и обычныя кафисмы. По 1-й кафисме седален триоди, и чтение дне. По 2-й кафисме седальны предтечи оба, и чтение предтечи. Полиелей и седален, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен предтечи. Всякое дыхание: евангелие предтечи, таже псалом 50. стихира предтечи. Канон Богородицы, со ирмосом на 6, и предтечи на 8. Катавасиа: отверзу уста моя: А идеже трипеснец, и поем канон предтечи, со ирмосом на 6: и триоди на 8. По 3-й песни седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен, и чтение предтечи. По 6-й песни, кондак и икос предтечи, и пролог. По 9-й песни, светилен предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен его. На хвалитех стихиры предтечи, на 4. Слава, предтечи: И ныне, богородичен. На стиховне самогласен дне, дважды и мученичен. Слава, предтечи: яже первее на блюде: И ныне, богородичен, и прочая обычная, и отпуст, и час 1-й. тропарь предтечи, и по трисвятом кондак его. Такожде и на прочих часех. На Литургии, блаженна предтечи, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен, дне, и предтечи.

МРКАще ли случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в среду сырныя седмицы, и поем службу его, вечер и утро, во вторник сырныя недели. Аще же в пяток, и поем службу его в четверток.

МРКАще случится обретение честныя главы в четверток сырный.

И в среду на часех, по ослаби остави, и по поклонех бывает звон по обычаю и абие глаголем: Приидите поклонимся: трижды. и псалом обычный, и ектениа, и стихиры по предписанному. По входе прокимен, паремии дне, и по сих прокимен: Да уповает израиль на Господа: Таже паремии святаго, три. Посем, Сподоби Господи: На стиховне, триоди самогласен дне, дважды. и мученичен. Слава, предтечи: И ныне, богородичен: По ныне отпущаеши, трисвятое. По Отче наш, тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн, и ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. посем молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя господне: трижды, с поклоны: и псалом 33. Таже, Достойно есть: и отпуст. И входим в трапезу, и разрешаем на сыр и яица.

МРКАще случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в субботу сыропустную: В пяток вечера поем, блажен муж, 1 антифон. На Господи воззвах, стихиры предтечи, подобны 3: и отцев, 3. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1-й, гласа. Вход. Прокимен дне, и паремиа. и по ней прокимен, глас 6: Да уповает израиль на Господа: таже паремии предтечи. Сподоби Господи в вечер сей: и ектениа: Исполним вечернюю молитву: На стиховне триоди самогласен дважды, и мученичен. Таже припев: Возвеселится праведник: и поем стихиру предтечи самогласну, глас 6: яже прежде на блюде: Слава, отцев, глас 8: Монахов множества: И ныне, богородичен в тойже глас. Тропарь предтечи. Слава, отцев: И ныне, богородичен: еже от века утаеное: Посем ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. Таже, Всесвятая Троице: и Буди имя господне: трижды, и псалом 33: благословлю Господа: и отпуст. В трапезе разрешаем на сыр и яица. [Смотри] На повечерии, поем канон усопших в притворе, октоиха, гласа, или богородичен. По достойно и по трисвятом кондак предтечи. Слава, и ныне, триоди отцев. На Утрени, на Бог господь, тропарь предтечи дважды. Слава, отцев: И ныне, богородичен 1-й. По кафисмах седальны отцев, и богородичны их, и чтение отцев. Полиелей, и седальны предтечи вси по единожды. Слава, иже по полиелеи седальны: И ныне, богородичен, и чтение предтечи. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: и евангелие предтечи. псалом 50. Стихиры предтечи. Канон предтечи, со ирмосом на 6: и отцев на 8. Катавасиа, ирмос триоди. стихословим же и 2-ю песнь, триоди: [Во псалтири же песни тоя не глаголем.] По 3-й песни, кондак и икос предтечи, и седален его. Слава, отцев: И ныне, богородичен: и чтение предтечи. По 6-й песни, кондак и икос отцев: и синаксарий. По 9-й песни, светилен предтечи. Слава, отцев: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры предтечи 3: и отцев 3. Слава, отцев: И ныне, богородичен. Славословие великое. Тропарь предтечи, Слава, отцев: И ныне, богородичен. и исхождение в притвор, и час 1. На часех, тропарь предтечи. Слава, отцев: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак предтечи, и отцев, пременяюще глаголем. На Литургии, блаженна предтечи, песнь 3-я, на 4: и отцев 6- я, на 4. По входе тропарь храма, и предтечи, и отцев. Таже, кондак храма, и предтечи. Слава, отцев: И ныне, храма Богородицы, или Предстательство христиан: Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен, прежде предтечи, и потом отцев: ряд же, апостол, и евангелие чтем под зачалом.

МРКАще ли случится обретение честныя главы предтечевы в понедельник 1-я недели постов: Служба вся предтечи поется в неделю сырную.

МРКАще ли случится обретение честныя главы предтечевы в кийлибо день 1-я недели постов: И поется служба его в неделю сыропустную, или в субботу 1-я недели постов.

МРКАще ли случится обретение честныя главы предтечевы в субботу 1-я недели постов: В пяток вечера, кафисма рядовая. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен дне дважды: и предтечи на 4: и феодора на 4. Слава, феодора: И ныне, богородичен 1-й, гласа. Вход, прокимен, и чтения дне, и предтечи три. И по да исправится молитва моя, 3 поклоны великия: и прочая преждеосвященных. По заамвонной молитве поем канон святаго феодора над коливом, якоже указася в четыредесятнице на ряду: и отпуст. [Смотри] А идеже несть преждеосвященных, на Господи воззвах, стихиры предтечи 3: и феодора 3. Слава, феодора: И ныне, богородичен 1-й, гласа пришедшаго, без входа. Прокимен, и чтение дне, и предтечи. На стиховне, триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Таже, припев: Возвеселится праведник: и поем стихиру мученка, глас 2: божественных даров: писану в стихирах. Слава, предтечи глас 6: Сокровище божественных: И ныне, Богородице, ты еси лоза: По Ныне отпущаеши, тропарь предтечи. Слава, мученка: И ныне, богородичен: Вся паче смысла: ектениа, и 3 поклоны великия. и поем канон святаго феодора над коливом, и отпуст по обычаю. Повечерие поем великое, на немже поем канон усопших: и минеи рядовый. Тропари же по 1-м трисвятом, глаголем обоих святых: а на последнем трисвятом кондак предтечи. На Утрени, на Бог господь, тропарь предтечи, дважды. Слава, феодора: И ныне, богородичен: Вся паче смысла: По 1-й кафисме седальны предтечи оба. Слава, и ныне, богородичен. и чтение предтечи. По 2-й кафисме, седален феодора. Слава, и ныне, богородичен, и чтение предтечи, или феодора. Полиелей и седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: евангелие предтечи: псалом 50: стихира предтечи. Канон предтечи со ирмосом на 6: и феодора оба канона на 8. Катавасиа: отверзу уста моя: Песни же седмую и осмую глаголем напреди в пяток. По 3 песни, кондак и икос, и седален предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен: и чтение о святом феодоре. По 6-й песни, кондак и икос феодора: и чтем пролог и синаксарий. По 9-й песни, светилен предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры предтечи, подобны 3: и феодора, подобны 3. Таже припев: Возвеселится праведник: и поем самогласну стихиру предтечи, глас 6: Всечестную главу: Слава, феодора: И ныне, Богородице, ты еси лоза: Славословие великое. тропарь предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен. ектении, и отпуст. и обычное исхождение в притвор, и час 1-й. На часех, тропарь предтечи. Слава, феодора: И ныне, богородичен часов. Кондаки же глаголем пременяюще. На Литургии, блаженна предтечи, песнь 3- я, на 4: и феодора 6-я, на 4. По входе тропарь предтечи, и феодора, и кондак его. Слава, предтечи: И ныне, Богородицы храма, или, Предстательство христиан: Прокимен, Аллилуиа, и причастен предтечи, и феодора един. Апостол же и евангелие прежде субботы: и феодора под зачало: таже, предтечи.

МРКАще ли случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в 1-ю неделю постов: И поется служба его, якоже указано в неделю 3-ю постов, кроме поклонения креста, точию на литии, Слава, предтечи: писан на Господи воззвах: И ныне, триоди. На стиховне, Слава, предтечи: И ныне, триоди. На Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, предтечи: И ныне, Пречистому твоему образу: Катавасиа триоди.

МРКАще ли случится обретение честныя главы предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов: В неделю вечера поем, блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди дне на 4, повторяюще 1-ю: и предтечи на 6. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1-й. Вход, прокимен великий триоди, и чтения предтечи 3. Таже, Сподоби Господи в вечер сей: и Исполним вечернюю: На стиховне, триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, предтечи. И ныне, богородичен по гласу воскресн. По Отче наш: тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн. ектениа: Помилуй нас Боже: и поклоны 3 великия: и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю с кафисмою, и тропари обычными. По честнейшую, 3 поклоны великия. На Утрени, на Бог господь, тропарь предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен. По 1-й и по 2-й кафисме, глаголем седальны триоди, ектении же не глаголются. и чтение во ефреме. По 3-й кафисме, глаголет иерей ектению малую: и седальны предтечи оба, и чтение предтечи. Полиелей, и седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, и евангелие предтечи. таже, псалом 50, стихира предтечи. Канон предтечи, со ирмосом на 8. Катавасиа: отверзу уста моя: А идеже трипеснец: и поем канон предтечи, со ирмосом на 6: и трипеснец на 8. Катавасиа триоди. По 3-й песни, седален предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен, и чтение предтечи. По 6-й песни, кондак и икос, и пролог. Светилен предтечи, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры предтечи, на 4. Слава, предтечи. И ныне, богородичен его. Таже настоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет. Посем ектениа: Исполним утреннюю: таже, на стиховне, триоди самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, предтечи. И ныне, богородичен. Посем: благо есть: глаголем единожды. По Отче наш: тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн. ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия, без отпуста, и час 1. На часех, тропарь глаголем предтечи: и по трисвятом, кондак его, и наконец 3 поклоны великия, и по поклонех трисвятаго не глаголем, но глаголем: Христе свете: и отпуст. Час же 3-й, 6-й и 9-й поем с кафисмами, в подобное их время, со чтением. На 6-м часе, чтется паремиа дне, по чину ея. [Смотри] молитвы же великаго василиа по часех глаголем непременно, еже есть владыко Боже отче: и Боже и Господи сил: и владыко Господи Иисусе Христе: егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем. По кафисме, Аллилуиа, трижды: таже, Господи помилуй, трижды. и чтец глаголет: Слава, тропарь предтечи. И ныне, богородичен часов. По Отче наш: кондак предтечи: по честнейшую, 3 поклоны великия. По 9-м часе, блаженны глаголем поскору без пения. По ослаби остави: кондак храма: Слава, предтечи. И ныне, храма Богородицы. [Смотри] Аще ли несть храма Богородицы: И ныне, Предстательство христиан: Посем, Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, честнейшую херувим: и 3 поклоны великия: Таже, молитва: Всесвятая Троице: и начинаем вечерню по обычаю: настоятель, или чтец глаголет: Приидите поклонимся, трижды. и поем вечерню, с поклоны, по чину постному. По обычной кафисме, на Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен дне, дважды, и мученичен, и подобны триоди 3: и предтечи 4. Слава, предтечи. И ныне, богородичен по гласу, обычный. [Смотри] Аще ли к среде, или пятку, глаголем крестобогородичен, по гласу славника. Вход со евангелием. Свете тихий: прокимен, и чтение дне: Да исправится молитва моя: и 3 поклоны великия. ектении малыя не глаголем. Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие предтечи: Причастен: Вкусите: и предтечи. Литургиа преждеосвященная по обычаю. на отпусте иерей поминает прежде празднуемаго святаго, потом наставшаго. [Смотри] святаго же прилучившагося на ряду канон поем на Утренипо чину: стихиры же его, яже писаны на вечерни, на Господи воззвах, глаголем их на хвалитех. [Смотри] Аще ли коея великия ради нужды в память святых великих имущих полиелей, не случится быти преждесвященней литургии, часы поем якоже выше речеся. По 9-м часе, и по молитве: владыко Господи Иисусе Христе: глаголем и псалом: благослови душе моя Господа, и вся внутренняя: Слава: Хвали душе моя Господа: И ныне: единородный сыне: И Во царствии твоем: поскору без пения. На блаженнах глаголем предтечи, песнь 3-ю и 6-ю. Таже, апостол и евангелие предтечи. Посем: Помяни нас Господи: По ослаби остави: и по Отче наш: кондак храма. Слава, предтечи. И ныне, Богородицы храма. Аще же несть храма Богородицы: Предстательство христиан: таже, Господи помилуй, 40. и поклоны 3 великия, и в то время параекклисиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих, глаголем: Приидите, поклонимся: И поем вечерню, с поклоны, и кафисма обычная. На Господи воззвах, стихиры триоди подобны 3: и святаго тарасиа 3. Слава, и ныне, богородичен. Аще ли к среде, или пятку, глаголем: Слава, и ныне, крестобогородичен. таже, Свете тихий: Прокимен, и чтения триоди дне. На стиховне, дне триоди. По Ныне отпущаеши: и по Отче наш: тропарь: Богородице Дево радуйся: и прочая по постному. По честнейшую, и по поклонех глаголем трисвятое. Господи помилуй, 12. Всесвятая Троице: таже, Буди имя господне: и 3 поклоны, и благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. На отпусте же поминает наставшаго святаго. По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елеа, и пием вино.

МРКАще ли случится обретение честныя главы предтечевы во един от дней постных: И поем службу его сице: На часех, по ослаби остави: и по Отче наш: кондаки по уставу. таже, Господи помилуй, 40. Слава, и ныне: честнейшую херувим: и по поклонех глаголем трисвятое. Господи помилуй, 12: Всесвятая Троице: и абие начинаем вечерню. и обычная кафисма. глаголются же ектении малыя по коемждо антифоне. На Господи воззвах, стихиры на 10: триоди самогласен дне, дважды: и мученичен: и подобны триоди, 3: и предтечи, 4. Слава предтечи. И ныне: Кто тебе не ублажит: Вход. Таже, прокимен, и чтение дне. и предтечи чтения 3. таже поем: Да исправится молитва моя: и 3 поклоны, и поряду литургиа преждесвященная. А идеже не будет преждесвященныя: по ослаби остави: и по поклонех великих, чтец глаголет: Приидите, поклонимся: трижды: и поклоны 3, таже, псалом: благослови душе моя Господа: и поем вечерню без поклонов. По обычней кафисме, стихиры на 6: триоди подобны 3: и предтечи 3. Слава, предтечи. И ныне, богородичен: Кто тебе не ублажит: Вход, и Свете тихий: прокимен, и чтение дне, и предтечи, и абие: Сподоби Господи: таже, Исполним вечернюю молитву: На стиховне триоди. Слава, предтечи. И ныне, богородичен по гласу. Ныне отпущаеши: по трисвятом, тропарь предтечи. Слава, и ныне: еже от века утаеное: ектениа: Помилуй нас Боже: посем 3 поклоны великия, и молитва: Всесвятая Троице: и благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. Повечерие, поем великое без поклонов. По 1-м трисвятом тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн, по гласу. По 2-м трисвятом, тропари обычныя: Помилуй нас Господи: По достойно и по трисвятом, кондак предтечи: а Господи сил с нами буди: не поем. По честнейшую, 3 поклоны великия: трисвятаго же не глаголем: и отпуст малый. Полунощницу поем по обычаю с кафисмою, якоже предписася в понедельник 2-я недели поста, такожде и утреню, и всю службу предтечи.

МРКАще случится обретение честныя главы предтечевы в субботу 2-ю, или 3-ю постов: В пяток вечера, кафисма рядовая. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен, дважды: и октоиха мученичны 4: и предтечи 4. Слава, предтечи. И ныне, богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и предтечи 3. Да исправится молитва моя: и прочая преждесвященных. [Смотри] Аще ли несть преждесвященных: на Господи воззвах, стихиры предтечи на 6. Слава, предтечи. И ныне, богородичен 1-й гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и святаго. Таже, Сподоби Господи: На стиховне, триоди самогласен дважды, и мученичен октоиха, по гласу. Слава, предтече: И ныне, богородичен. По Ныне отпущаеши, тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн настоящаго гласа, ектениа, и поклоны 3: таже молитва, Всесвятая Троице: Буди имя господне: и псалом 33, благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. [Смотри] Повечерие же поем великое, на немже поем четверопеснец субботы. На Утрени, и на часех поем единаго предтечи, якоже предписася. На Литургии, служба дне, и предтечи.

МРКАще ли случится обретение главы Иоанна предтечи во 2-ю неделю постов.

На Велицей Вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны, 3, и анатолиев 1, и предтечи на 6. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1-й гласа. Вход, и чтение предтечи. На литии стихира храма, и предтечи стиховныя. На стиховне стихиры воскресны по алфавиту. Слава, предтечи: И ныне, богородичен. На благословении хлебов, Богородице Дево, трижды. и чтение во апостольских посланиих. На Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, предтечи: И ныне, богородичен, по гласу тропаря. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение во евангелии. По полиелеи, седальны предтечи, оба. Слава, по полиелеи седален: И ныне, богородичен, и чтение предтечи. Степенна, и прокимен гласа: и евангелие воскресно: псалом 50. Слава, стихира, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: и прочее. Канон воскресн со ирмосом на 4: и триоди на 4: и предтечи на 6. Катавасиа, отверзу уста моя: По 3- й песни, кондак триоди: таже кондак и икос предтечи, и седален его дважды. Слава, и ныне, богородичен: и чтение предтечи. По 6-й песни кондак и икос воскресн. По 9-й песни светилен воскресн. Слава, предтечи: И ныне, богородичен воскресн. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и предтечи со славным 4: с припевы его. Таже припев: воскресни Господи Боже мой: и поем самогласну стихиру триоди. Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресн, ектении, и отпуст, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1-й: Тропарь воскресн. Слава, предтечи: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак триоди, и совершенный отпуст. На прочих же часех кондак триоди, и предтечи пременяюще глаголем.На Литургии, блаженна гласа на 6: и предтечи песнь 3- я, на 4: и прочая служба дне, и предтечи. [Смотри] святаго же григориа службу поем, егда разсудит екклисиарх, в предыдущия недели, 4-ю, или 5- ю: или предтечеву службу поем в субботу 2-ю.

МРКАще ли случится обретение честныя главы Иоанна предтечи в неделю 3-ю постов, крестопоклонную.

На Велицей Вечерни, по кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и креста 4: и предтечи 3. Слава, креста 4: и предтечи 3. Слава, креста: И ныне, богородичен 1-й гласа. Прокимен дне: и паремии предтечи. На литии стихира храма, и предтечи, яже суть на стиховне, и хвалитны. Слава, предтечи: И ныне, креста. На стиховне стихиры воскресны. Слава, предтечи: И ныне, креста. На благословении хлебов, Богородице Дево: дважды: креста единожды: спаси Господи люди твоя: На Утрени, на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, предтечи: И ныне, креста. По кафисмах седальны воскресны и богородичны их, и чтение во евангелии толковом. Полиелей предтечи: и седальны оба. Слава, седален по полиелеи: И ныне, богородичен, и чтение предтечи. Степенна гласа. Прокимен и евангелие воскресное. воскресение христово: псалом 50: и Покаяния отверзи ми двери: Канон воскресн со ирмосом на 4: и предтечи на 4: и креста на 6. Катавасиа креста: божественнейший прообрази: По 3-й песни, кондак и икос предтечи, и седален его дважды. Слава, и ныне, креста: и чтение предтечи. По 6-й песни, кондак и икос креста. На 9-й песни поем, честнейшую: Светилен воскресн, Слава, предтечи: И ныне, креста. На хвалитех стихиры воскресны 4: и креста подобны 3: 1-й дважды, с припевы их: Помяни сонм твой: 2-й, Бог же царь наш прежде века: таже припев, воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру дне, в триоди. Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, трисвятое пением. Посем, вход: глаголем тропарь: спаси Господи, люди твоя: трижды. И бывает поклонение честнаго креста по обычаю, якоже указася в триоди. таже ектении и отпуст, и исхождение. Слава, и ныне, стихира евангельская : и поучение студитово и час 1- й в притворе. На часех, тропарь воскресн. Слава, креста: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак воскресн. На 3-м часе, тропарь воскресн. Слава, предтечи: И ныне, богородичен часов. По Отче наш: кондаки глаголем пременяюще. На Литургии, блаженна гласа, на 4: и креста песнь 3- я, на 4: и предтечи 6-я, на 4. По входе тропарь воскресн, и креста, и предтечи. Таже кондак воскресн. Слава, предтечи: И ныне, креста. Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен, прежде креста, и потом предтечи.

9. + святых 40 мученк, в севастийском езере мучившихся.

Вечер, на Господи воззвах, предваряет триоди самогласен дне дважды: и мученичен, и подобны 3. Посем стихиры мученков самогласны на 4, глас 2. Слава, глас тойже: Терпяще настоящая: 1-ю стихиру. И ныне, богородичен: Прейде сень: Вход. чтения дне, и святых 3: Тако глаголет господь, вси языцы: И прочее возследование преждесвященныя. [Смотри] Аще же не совершается преждесвященная, на Господи воззвах, поем стихиры на 6, триоди подобны 3, и мученков 3. Слава, святых: И ныне, богородичен: и по чтении: Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне, триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Слава, святых, глас 6: В песнопениях восхвалим: И ныне, Богородице ты еси лоза: По Ныне отпущаеши: Тропарь, глас 1: Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели человеколюбче, молимся.

Слава, и ныне: Гавриилу вещавшу: ектениа, и 3 поклоны великия, и отпуст. На Утрени, на Бог господь, тропарь дважды. Слава, и ныне, богородичен, и обычныя кафисмы. По 1-й, и по 2-й кафисме, седальны триоди. ектений же не глаголем. По 3-й же кафисме глаголет иерей ектению малую. Таже седален, глас 4. Слава, ин: И ныне, богородичен: и чтение. По полиелеи седален, глас 5, дважды. Слава, и ныне, богородичен. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду: Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Всякое дыхание: евангелие луки, зачало 106. По 50-м псалме стихира, глас 2: пророчески убо вопияше давид: Канона святых два со ирмосом на 8, глас 2. Катавасиа, отверзу уста моя: А идеже трипеснец, и поем каноны святых со ирмосом на 6: и триоди по чину их, на 8. Последи ирмос триоди. По 3-й песни, седален, глас 8, дважды. Слава, и ныне: богородичен. По 6-й песни,

Кондак глас 6. Подобен: еже о нас: Все воинство мира оставльше, на небесех владыце прилепистеся, страстотерпцы господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше блаженнии, достойно восприясте славу с небес, и венцев множество.

И икос. По 9-й песни, светилен мученков: Слава, ин: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас тойже: страстотерпцы христовы: И ныне, блажим тя Богородице Дево: На стиховне триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Слава, глас 2: Истины чашею: И ныне, Непроходимая дверь: Таже, благо есть: единожды. Трисвятое. тропарь святых. ектениа и 3 поклоны великия: час 1, с кафисмою, и отпуст. Во время же свое бывает, 3-й, 6-й, и 9-й час по чину их, с кафисмами: и блаженны поскору, и прочее. На коемждо часе по 3 поклоны великия. В тойже день вечера, по обычной кафисме, на Господи воззвах, ставим стихов 10. и поем триоди самогласен дне дважды, и мученичен, и подобны 3: и святых 4, глас 1: Лик четверодесятосиянный: дважды: глас 2: езеро яко рай: Слава, глас тойже: пророчески убо вопияше: И ныне богородичен: Все упование: Аще к среде или пятку, крестобогородичен: вход с евангелием. Прокимен дне, и чтение триоди. И Да исправится молитва моя: ектениа малая. Посем прокимен, глас еси Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Стих: спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. Апостол ко евреем, зачало 331. Аллилуиа, глас 4: Воскликните господеви вся земля, пойте же имени его. Стих: яко искусил ны еси Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. евангелие матфеа, зачало 80. и прочее божественная литургиа преждесвященных. Причастен, Радуйтеся:

МРКАще случится 40 мученк в субботу 1-я недели постов, и 2-я, и 3-я, и 4-я.

Поется служба их непременно, якоже предуказася на обретение честныя главы предтечевы.

МРКАще случится 40 мученк в неделю 1-ю постов, или 2-ю, и 3-ю, и 4-ю, и 5-ю.

И поем службу их по предтечеве главе неизменно.

МРКАще случится 40 мученк в понедельник 2-я недели постов, или 3-я, или 4- я, или 5-я, или 6-я.

Поется им по тойже главе предтечеве.

МРКАще ли святых 40 мученк случится в среду 4-ю постов.

Поем службу их прежде во вторник тоя седмицы. Точию во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры триоди, самогласен дне дважды, и креста 4, и мученков 4. Слава, мученков: И ныне, креста. Другия же стихиры креста поем в среду на хвалитех. Таже вход: прокимен и чтения дне. и да исправится молитва моя.

Аще же не будет преждесвященныя. И во вторник вечера, на Господи воззвах, стихиры креста на 6: святых же мученков 40, отдается праздник на часех, якоже указася предтечи, в понедельник 2-я недели постов.

МРКАще ли случится 40 мученк в четверток великаго канона.

И поется служба их вся во вторник напред тояже недели.

МРКАще ли случится 40 мученк в субботу акафиста.

И поем службу их в неделю 5-ю постов.

Язык богослужения

Первоначально, еще при Апостолах, христиане совершали моления, очевидно, на арамейском языке – том, что был, также языком проповеди Христа. Позже, с распространением веры по обширной империи Рима, к ним добавились:

  • греческий – язык множества жителей империи, кроме того, образованных людей того времени;
  • латинский – собственно язык «ромеев», создателей этого самого мощного тогда государства;

Первый перевод Библии на латынь, сделанный блаж. Иеронимом Стридонтским, получил именование «Вульгаты», так как был создан не на «высокой» латыни, языке образованного элиты Рима, а на «вульгарной», языке простых верующих, к которым обращено Божие Слово.

  • наконец, национальные языки принимавших христианство народов с окраин империи.

При этом на христианском Западе и Востоке исторически сложились разные ситуации с языком службы:

  • Римская Церковь, имевшая высший авторитет среди «варварских» народов, рано воспитала у них также благоговение к латыни, своему богослужебному языку;
  • на Востоке исходили из того, что службы должны быть понятны людям; отсюда берет начало традиция перевода богослужений на национальные языки.

Именно так поступили свв. Кирилл и Мефодий, подвизаясь на славянских землях, таким же образом работали многие их предшественники, а также бесчисленные последователи.

М.В.Нестеров. Равноапостольный Кирилл. Икона иконостаса бокового придела Владимирского собора в Киеве

Миссионеров-переводчиков не останавливало даже то, что языки «варваров» часто не достаточного словарного запаса для выражения истин христианства. Так появлялись так называемые неологизмы, новые слова, но созданные на основе существующих: например, «милосердие», «человеколюбие», «благоутробие», другие.

Впоследствии таким же образом действовали, например:

  • создатель пермской азбуки, свт. Стефан Пермский;
  • прп. Макарий (Глухарев), свт. Макарий (Невский), именуемые «Апостолами Алтая»; рассказывают, что им неделями приходилось разъезжать по стойбищам, чтобы найти аналог того или иного слова на языках алтайских племен.

Многие считают, что сам алтайский язык, его письменность – создание миссионеров, переводивших богослужебные тексты. Благодаря единому языку разрозненные племена смогли создать этническую алтайскую общность.

Что такое церковное богослужение?

Уже из этимологии самого слова, включающего два других, «Бог» и «служение» понятно, что так правомерно именовать любое служение Творцу. Это может быть молитва, проповедь, служение ближним, иные труды во Имя Его. Однако, именно богослужением церковным именуется форма служения Господу, которая включает:

  • соборную молитву Церкви, совершаемую по определенному чину, сложившемуся еще с первых веков;
  • чтение Священного Писания;
  • совершение Таинств, которыми верующие приобщаются Иисусу Христу, соединяются с Ним.

Божественная литургия

Участвовать в этой службе с древности имели право только принявшие Крещение, а также готовящиеся к нему – оглашенные. Последним, однако, было разрешено находиться с остальными верующими только до слов диакона:

«Оглашенные, изыдите!».

После этого начиналась «литургия верных», на которой присутствовали уже только крещенные.

Виды

К настоящему времени Русская Церковь чаще всего совершает три литургии, создание которых приписывается:

  • свт. Василию Великому;
  • свт. Иоанну Златоусту;
  • Папе Римскому Григорию Двоеслову.

В некоторых епархиях на память ап. Марка служится также особая литургия, появление которой возводят к этому Апостолу Христову.

Время: когда начинается и сколько длится

Обычное начало литургии – около 8 ч. или 9 ч. утра, однако, время службы лучше узнавать в конкретном храме. Длится она около полутора часов.

Значение

Все литургии, кроме созданной Папой Григорием – так называемые «полные». Это значит, что во время них происходит Таинство Евхаристии, преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.Они преподаются верующим, которые подготовились к этому постом, сугубой молитвой, Исповедью.

Лебедев К.В. Причащение народа

Несколько иной чин – Литургия Преждеосвященных Даров свт. Григория. Здесь верным преподаются уже освященные ранее Святые Дары. Издревле утвердился обычай совершать такую службу только Великим Постом, по средам, пятницам, так как полная литургия в это время служится лишь по субботам, воскресеньям, а верующим может требоваться Причастие также в другие дни седмицы. Многие богословы считают, что чин службы ближе к Вечерне. Это не случайно, ведь по Уставу она совершается вечером (на практике чаще всего – утром).

В каком порядке обычно совершается в храме

Служба с древности предваряется 3 и 6 часами. Затем следует «литургия оглашенных», которая оканчивается после чтения Евангелия. Последняя, важнейшая часть службы – само Таинство Евхаристии.

История, происхождение богослужения

Согласно «Деяниям Апостолов» первые христиане, включая самих учеников Господа, неопустительно посещали Иерусалимский храм. Например, известно, что свв. Петр и Иоанн именно при его дверях исцелили человека, с детства страдавшего хромотой (Деян. 3:6-7). Однако, уже во времена тех же Апостолов у христиан также были собственные богослужебные собрания.

Маленькая Катакомбная церковь IV в. Самый древний из сохранившихся в Вифлееме престолов, в ней погребены останки Вифлеемских младенцев

Согласно сохранившимся документам, а также некоторым богослужебным текстам, это были ночные моления, продолжавшиеся до самого рассвета. Большую часть песнопений составляли Псалмы, употреблявшиеся также за храмовым богослужением иудеев. «Ядром» службы, по завету Христову «сие творите в Мое воспоминание», было таинство Евхаристии, приобщение Его Тела и Крови.

Впоследствии, после разрушения Иерусалимского храма, службы христиан совершенно отделяются от иудейских, формируется их порядок, чин.

Ныне же известное православное богослужение сложилось с IV-VI вв., когда на Церковь прекращаются гонения. Именно тогда Церкви, куда пришло множество новообращенных мирян, понадобился стройный богослужебный чин.

К настоящему времени существуют богослужение западной (католической, протестантской) и восточной (православной) традиций. Каждая из них имеет свои характерные черты.

Особенности православного богослужения

К их числу можно отнести:

  • цельность, непрерывность службы – в отличие от протестантских молитвенных собраний, состоящих из мало связанных частей, чтения Писания, молитвы, проповеди;
  • ее глубокий символизм: богослужение связывает молящегося с событиями Ветхого, Нового Заветов, прежде всего – жизни Самого Господа;
  • так как богослужение – не столько назидание для христиан, сколько непосредственное Богообщение, из этого вытекает еще одна его особенность: «предстоять» Творцу Вселенной нельзя, сидя на скамье, подобно тому, как это принято у католиков или протестантов; православные храмы имеют небольшое количество сидений, но они предназначены для немощных;
  • еще одно выражение напряженного предстояния Богу – то, что Библия читается всегда лицом к самому священному месту храма, престолу (следовательно, спиной к предстоящему народу), тогда как у католиков, протестантов чтец обращается к присутствующим христианам.

Лютеранские храмы в республике Словакия.Жилинский край (словацк. Žilinský kraj) Евангелическая церковь в городе Жилина (Evanjelický kostol v Žiline) 1934-1936гг.,арх.Милан Михал Харминц

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]