Житие и творческое наследие святого Иеронима, дни памяти блаженного и иконы

День памяти: 15(28) июня

О первых годах жизни блаженного Иероннима Стридонского известно немного. Время покрыло забвением и точную дату его рождения, и даже его мирское имя (впрочем, есть основания думать, что он звался Евсевием). Место рождения Иеронима — Стридон (небольшой городок, располагавшийся в близ границ двух областей: Далмации и Паннонии). Родители Иеронима были христианами. Существует версия, что по своему социальному статусу они принадлежали к числу обеспеченных отпущенников.

Первоначальное образование Иероним получил под руководством учителя, дома. Затем, по воле родителей, он отправился в Рим, где продолжил своё обучение. Среди прочих образовательных дисциплин изучал философию и красноречие. За время проживания в Риме испытывал много соблазнов, которые далеко не всегда преодолевал. При всём при этом он сумел сохранить тот огонёк веры, который, ещё в детстве, зажгли в его сердце мать и отец. По воскресным дням, например, он любил посещать гробницы христианских мучеников, впечатление от которых так сильно трогало его душу, что ему, по его личному признанию, представлялось, будто он сам, живой, сходит в могилу.

Находясь в Риме, Иероним решил изменить свою жизнь. Предположительно, в этот период он принял крещение. По удалении из вечного города, во время путешествия по Галлии, он всерьёз задумался о монашестве. Возвратившись в 372 году в родной Стридон, Иероним уже не застал своих родителей в живых. Необходимость попечения о сестре и младшем брате, а также о родительском наследстве заставила его отложить свои планы на отшельничество. Какое-то время он жил в Аквилее, общаясь с товарищами по «полумонашескому» кружку. Затем предпринял путешествие на Восток, имея в виду посетить Иерусалим, Сирию и Египет. Однако, достигнув Антиохии, он тяжело заболел.

После выздоровления, поселился в сирийской Фиваиде; как считается, в местном монастыре. Там он прожил, в подвигах и молитве, около пяти лет. В это же время изучал Священное Писание, еврейский язык. В Антиохии примкнул к общине епископа Павлина и был рукоположен во священника. Спустя непродолжительное время перебрался в Константинополь, где имел общение с двумя великими святителями: Григорием Назианзиным и Григорием Нисским. Оставив Константинополь в 381 году, направился в Рим. В это время там состоялся Собор, организованный по случаю мелетианского раскола. В Риме блаженный отец удостоился должности секретаря при папе Дамасе.

Не все принимали высоко духовную жизнь отца Иеронима: для многих он служил обличением. Против святого стали интриговать. Посыпались наветы. Ко всем прочим обвинениям добавилось обвинение в симпатии к Оригену.

Со смертью папы Дамаса, последовавшей в 384 году, давление на отца Иеронима только усилилось: новый папа, Сириций, его недолюбливал. Тогда блаженный, взяв с собой брата Павлиниана, оставил Рим и отправился на Святую Землю. Почтив святые места, предпринял паломничество в Египет. Здесь ему посчастливилось слушать Дидима Слепца, беседовать с нитрийскими пустынниками.

В 386 году Иероним возглавил монашескую обитель в Вифлееме. Помимо управления монастырем и аскетических упражнений он занимался литературным творчеством.

Вклад блаженного Иеронима в церковную письменность трудно переоценить. После него осталось обширное литературное наследие. Одной из его важнейших заслуг считается перевод Книг Священного Писания на латынь. 30 сентября 420 года святой отошел ко Господу.

Краткое жизнеописание

В историю церкви Иероним вошел благодаря многочисленным трудам, делом всей его жизни считают латинский перевод Библии. Православная церковь славит Иеронима как блаженного. Вульгата – Священное писание на латыни, созданное святым в 5 веке, признано отцами католической церкви каноническим.

Происхождение

Иероним родился в Стридоне (близ Любляны) в христианской семье с хорошим достатком. Дата рождения – приблизительно 340 год. Мальчик был любознательным, хорошо учился. Родители отправили его для продолжения образования сначала в Аквилею, затем в Рим. Учителем юноши был известный грамматик Донат. Преподаватель увлек молодого человека христианской и античной литературой.

В годы учения жизнь юноши не отличалась особым благочестием, спустя годы Иероним сожалел, что поддавался соблазнам, грешил. В Риме святой начал изучать греческий язык, освоил риторику и философию. Принял крещение около 360 года.

Покинув искушения Рима, святой отправился в путешествие по Галлии. Во время поездки Иероним почувствовал глубокое желание посвятить жизнь служению Господу, принять постриг. Но семейные проблемы вынудили его отложить принятие сана и заняться домашними делами.

Житие и служение Богу

Во время попечения о младших родственниках Иероним приступил к изучению Священного писания. Завершив семейные дела, святой отправился на Восток, брал уроки у толкователей Библии. Отправился в Халкидскую пустыню, чтобы познать аскетическую жизнь пророков. Тяжелые болезни преследовали Иеронима, он отказался от светской карьеры, проводил дни в молитвах и постах.

В пустыне святой изучил еврейский и халдейский языки, чтобы читать книги Нового и Ветхого заветов. 5 лет продлилась отшельническая жизнь в пустыне, где единственными спутниками святого были скорпионы и звери.

В 378 году, обретя знания и духовную силу, Иероним вернулся в Антиохию, принял сан пресвитера. Далее святой отбыл в Константинополь, где встречался и беседовал с выдающимися отцами церкви, в том числе святителем Григорием Назианзином. Приехав в Рим, ученый стал советником и приближенным папы Дамасия. Римский папа высоко ценил знания и духовный опыт своего советника, направлял его на работу над текстами Священного писания.

Святой был пастором многих аристократов Рима, обратил в христианство несколько богатых римлянок, склонял их к аскетической жизни. Интриги папского двора мешали работе святого, у него было немало недоброжелателей. После смерти Дамасия Иероним покинул Рим, отправившись сначала в Сирию, затем в Вифлеем.

С 386 года жизнь богослова определилась – он обосновался в местечке вблизи пещеры, где пришел в мир Христос. Павла, духовная дочь Иеронима, приехавшая с ним, помогала святому, на ее средства были построены женская и мужская обители.

В Вифлееме святой приступил к главному труду жизни – переводу Библии на самый распространенный и доступный язык того времени – латынь. Иероним хотел сделать Слово Божие понятным простым священникам и верующим. Для перевода Ветхого завета требовалось знание древнееврейского и арамейского. Новый Завет святой переводил с греческого.

Справка: приобретенные в течение жизни знания языков, молитвы, тяжелый труд помогли Иерониму создать из древних источников текст Библии, названный Vulgata, понятный, стройный, красивый, признанный в христианском мире.

Жизнь святого была наполнена работой над священными текстами, заботой о пастве. Иероним был участником богословских споров с Пелагием, обитель сильно пострадала от нападения сторонников британского монаха. Библиотека была сожжена, ученый вынужден был покинуть обжитые места.

Смерть

Вифлеемский период жизни святого – время расцвета его творческой деятельности, создания множества трудов по богословию, истории. В Вифлееме Иероним узнал о захвате Рима варварами в 410 году, его обитель пережила набеги бедуинов. Святой пережил сначала смерть Павлы (404 год), затем раннюю гибель ее дочери Евстохии. В последние годы Иероним много болел, заниматься научными трудами не мог, но продолжал активную переписку со сторонниками искоренения пелагианства. Скончался святой 30 сентября 419 (420) года, по большинству данных, в возрасте 72 лет. Святые мощи были перевезены в Рим.

Легенда[ | ]

Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преподобного Герасима Иорданского). В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва[10].

Творческое наследие

Большинство трудов святого высоко оценено не только современниками, но и потомками. Перевод Библии – в числе главных и значимых творений Иеронима. Познания в античной литературе и искусстве в целом, уважение, которое питал монах к языческим авторам, сделали его труд осмысленным, глубоким, помогли перевести тексты Писания на латынь.

Святому удалось блестяще разрешить основные задачи перевода:

  • понять истинное, глубинное значение исходного текста;
  • найти лингвистические средства для перевода;
  • сделать готовый текст образным, объемным, передающим смысл, суть и дух источника.

Иероним при работе над Писанием только опирался на работы Оригена, большая часть перевода выполнена им самостоятельно.

Среди других значимых работ святого выделяют:

  1. Нравственные поучения – о девстве, о воспитании детей, о терпении в невзгодах, о необходимости постоянного нравственного совершенствования. Содержатся большей частью в письмах и посланиях, носят частный, а не системный характер.
  2. Исторические – «О знаменитых мужах», «Хроники Евсевия Кесарийского».
  3. Догматико-полемические. Святой разоблачал ереси – арианскую, пелагианство.
  4. Толкование Священного Писания.
  5. Жития святых.

Святого считают одним из самых просвещенных, образованных западных богословов за всю историю христианства. Его труды по догматике, аскетике оказали влияние на работы поздних авторов, не потеряли значения до сегодняшнего дня.

Справка: описывая свою работу по переводу священных текстов, Иероним писал, что «выражает не слово словом, а смысл смыслом».

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Жития Святых, чтимых Православной Церковью (составленные архиепископом Черниговским Филаретом). Изд-е Сретенского монастыря, 2000.
  • Минея. Июнь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 575, 580:
  • (тропарь)
  • (кондак)
  • Королёв А. А. Иероним Стридонский / _Православная энциклопедия, т. 21, с. 336-375 (использовано частично)
  • [1] «saint Jérôme, moine à Bethléem (420)» / Synaxaire. Calendrier des saints orthodoxes (Синаксарь. Календарь православных святых) на сайте Services Liturgiqoes

    Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе, .

    [2] «S. Jerome, Ab. & D.» / R.O.C.O.R. Western Rite Ordo Calendar 2022 (The Western Rite Communities of the Russian Orthodox Church Outside Russia — Календарь западнообрядных приходов РПЦЗ на 2018 год), с. 12, 13 октября/30 сентября, .

    [3] «St Jerome, Priest, Confessor & Doctor» / Ordo 2022 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXVII. — St. Luke’s Priory Press, p. 104, .

    Почитание святого

    Католический мир глубоко чтит святого, как создателя и толкователя общепринятого текста Священного Писания. Он прославляется как ученый-богослов, аскет, христианский писатель. Жития были написаны в 6-9 веках. В 1298 году папа обозначил святого в числе главных Учителей церкви.

    Святая Биргитта называла Иеронима образцом для любого католического священника, подчеркивала поддержку и опеку по отношению к монахиням, роль в создании и заботе о женских обителях. Католики днем памяти считают 30 сентября.

    Православная церковь славит Иеронима в лике блаженных. По некоторым данным, святой был славянином по происхождению. Значительную часть жизнь провел на Востоке. Горячий нрав, запальчивость, чрезмерная гордость – таким остался Иероним в памяти тех, кто его близко знал. Репутации святости по православным канонам он не достиг. День памяти блаженного – 28 июня. Переводчики считают святого своим небесным покровителем, день памяти Иеронима (30 сентября) признан Международным днем переводчика.

    Молитвословия

    Тропарь, глас 3

    Вели́ка име́ет тя́ предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник / и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

    Кондак, глас 8

    (Подобен: Взбранной Воеводе:)

    В преподо́бных преподо́бнейшаго/ и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника,/ любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

    Иконография

    На иконах святого пишут старцем, часто в красной кардинальской мантии, хотя такого сана при жизни Иеронима не было. Этим подчеркивают великую роль ученого богослова и близость к папе. Другие символы, характерные для икон святого:

    1. Кающийся грешник в простых одеждах. Иероним бьет себя камнем в грудь, изображается в пустыне или келье.
    2. Макет церкви, свитки молитв. Прославляется значение святого как учителя, переводчика.
    3. Лев. По преданию, к монаху в пустыне пришел лев с поврежденной лапой. Иероним извлек занозу, грозный хищник привязался к святому, следовал за ним и служил. Иконы со львом и извлечением занозы подчеркивают роль святого в искоренении ересей и укрощении строптивых.
    4. В группе других святых – Августин, Амвросий, Григорий Великий.
    5. Умирающий старец во время последнего причастия.

    Великие художники прославили святого в бессмертных полотнах. Иеронима писали Лукас Кранах, Альбрехт Дюрер, Спада, Эль Греко, Леонардо. Образ святого и человека великой учености привлекал внимание многих талантливых людей.

    «Не знать Библию – не знать Христа» – так считал великий ученый богослов Иероним. Святой сделал Священное Писание понятным и близким западному миру, перевел великий текст, вложив в труд глубокую веру в Господа, духовные усилия и познания. Святой старался передать смысл, заложенный в Писании, переводить суть, а не слова, поэтому его труды высоко оценены церковью и простыми христианами.

    Литература

    Подробно исчислена у Zoeckler’a, «Hieronymus. Sein Leben und Wirken aus seinen Schriften dargestelt» (Гота, 1865). Особенного внимания заслуживают:

    • «Vita Hieronymi» — статья Vallarsi, в XI томе его издания сочинений Иеронима;
    • Collombet, «Histoire de S. Jérôme» (П., 1844);
    • Luckbeck, «Hieronymus quos noverit scriptores et ex quibus hauriens scripsit» (Лпц., 1872);
    • Amédée Thierry, «S. Jérôme. La société chrétienne à Rome et l’émigration romaine en Terre Sainte» (П., 1867; перевод нескольких глав из этого сочинения в «Трудах Киев. Духовной Академии», 1868 и 1869);
    • А Смирнов, «Иероним, как историк и полемист» («Правосл. Обозрение» 1871 г.);
    • Щеголев, «Жизнь св. Иеронима» (при киевском переводе его творений, Киев, 1863);
    • «Жизнь блаж. Иеронима» (в «Христианском Чтении» 1847 г.);
    • Филарет, архиепископ черниговский, в «Историч. учениях об отцах церкви» (СПб., 1859, т. II):
    • Möhler — о споре Иеронима с Руфином, в «Gesammelte Schriften und Aufsätze» (Регенсб., 1839).

    Галерея[ | ]

    • Святой Иероним. Леонардо да Винчи
    • Святой Иероним в своей келье. Картина Кранаха Старшего
    • Святой Иероним, погружённый в чтение. Доменико Гирландайо
    • Святой Иероним в келье. Антонелло да Мессина
    • Святой Иероним читает на природе. Джованни Беллини
    • Святой Иероним. Рубенс
    • Святой Иероним в келье. 1513—1514 гг. Дюрер
    • Святой Иероним. Торриджиано. Севильский музей изящных искусств
    • Святой Иероним. Антонис Ван Дейк, 1-я треть XVII в., собрание Хайнца Кистерса
    • Святой Иероним. Мартинес Монтаньес

    Литература[ | ]

    на русском языке

    • Диесперов А.
      Блаженный Иероним и его век. — М., 1916. — 195 с.; переизд.: — М.: Канон+ 2002, с приложением «Избранных писем» Иеронима, сост. и комм. А. А. Столярова.
    • Полянский Е. Я.
      Творения блаж. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. LXXII. — 583 с.
    • Иероним / H. В. Шабуров // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
    • Житие блаженного Иеронима // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 15. — С. 361.

    на других языках

    • Antin P.
      Jérôme antique et chrétien // Revue d’études augustiniennes et patristiques. — 1970. — Vol. 16. — P. 35—46.
    • Saltet L. (фр.) (рус. St. Jerome // Catholic Encyclopedia. 1913. Vol. 8 (англ.)
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]