О сошествии Святого Духа на апостолов
Итак, рассмотрим, почему же почему Господь не сразу после Своего вознесения даровал нам Святого Духа, а попустил, чтобы ученики сначала провели несколько дней наедине с собою, и только тогда ниспослал благодать Духа. Бог знает, что род человеческий недостаточно ценит те блага, которые у него в руках и не чтит по достоинству того, что является великим, если не случится что-нибудь из противоположного. Приведем пример: здоровый телом не может в точности знать, сколько благ доставляло ему здоровье, если он не испытает болезни, когда его постигнет немощь. Поэтому когда ученики в присутствии Христа были в великом благоденствии, то Он и попустил им на малое время лишиться силы Содействовавшего, чтобы восчувствовав важность прежних благ. Дух Святой отделил каждому из апостолов страны для проповеди Евангелия и сходит в виде языков, напоминая о древнем событии, когда в древности люди, впав в безумие, вздумали построить башню, которая достигала бы до неба, а Бог чрез разделение языков разрушил их злое согласие, а ныне Дух Святой производит соединение во Христе.
>Празднование сошествия Утешителя будем совершать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на двери, но украшая свои души, чтобы мы могли принять благодать и получить происходящие от Него плоды. Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «Плод духовный есть любы, радость, мир» (Гал. V, 22). Обратим внимание на последовательность его слов: сначала он поставил любовь. И это не случайно, ведь любовь есть источник всего доброго. И Владыка всех, в качестве надежного признака отличия Своих учеников, предложил не иное что, но любовь, сказав: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. XIII, 35). Где любовь, там перестают проявлять себя душевные недостатки, не делается зла ближнему и уничтожается поток всех зол.
О том чтобы с кротостью переносить укоризны и бесчестие
Научимся уступчивости и кротости у Спасителя: «Научитеся от Мене, — говорит Он, — яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Восстанет ли кто против нас, – будем смиренны. Станет ли кто поступать с нами нагло, – будем услужливы. Будет ли кто язвить и терзать нас насмешками и ругательствами, – не будем отвечать тем же, чтобы мщением за себя не погубить себя. Человек земля и пепел и вместо того, чтобы заниматься спасением своей души, он не находит ничего лучше, чем заниматься причинением обиды брату. Если ругающий нас, сказал правду, то нужно благодарить его за обличение, а если ложь, то не обращать внимания. Итак, когда кто станет поносить нас, помыслим о том наказании, которому он подлежит, – и не только не будем гневаться, но и слезы прольем. «Ибо кто скажет брату своему — уроде, повинен есть геене огненной» (Мф. 5, 22). Если станем отвечать укоризною и будем огорчаться, то чрез это заставим думать, что сказанное о нас справедливо. От чего, богач смеется, когда слышит, что его называют нищим? Так и мы, будем на бранные слова отвечать улыбкой.
О вреде зависти
Любовь не делает зла ближнему. Где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата. Уничтожь источник зависти, уничтожишь и поток всех зол. Те, кто завидуют, причиняют себе сильный вред, а кому завидуют, зависть служит, если они захотят, даже поводом к получению венцов. Посмотрим, как праведного Авеля прославляют каждый день, причина убиения сделалась для него поводом к прославлению, а его завистнику и убийце грех приготовил жизнь несчастнее мертвы. Станем же беречь себя от зависти, ведь даже если мы совершили множество добрых дел, лишимся всего, если на нас лежит бременем эта ужасная зараза.
О клятве
Клясться-грех. Нам следовало бы совершенствоваться в более трудных заповедях в таких, как например, отказаться от сребролюбия, отдать душу за проповедь, смеяться над всем земным и в прочих подобных. Если кто обидит, – оказать ему благодеяние, если обманет, – заплатить благословением, если кто либо станет поносить, – оказать почтение. Один ветхозаветный мудрец сказал «Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святаго» (Сир. 23:8‑9). То есть произнесение клятвы превращается привычку.
Те, кто произносят клятву, нередко употребляют при этом имя Божие всуе, что является тяжким грехом. Призывать Господа надобно для спасения своей души и душ близких, в молитве за своих врагов, обижающих нас, и в прочих человеколюбивых и душеспасительных прошениях. Задумаемся почему же в апостольские времена было столько чудес, а в наше время их нет, хотя Бог Тот же и имя то же? Это потому, что оно не одинаково употребляется нами. Они призывали Его только в Богоугодных просьбах, а мы призываем в противоположном. Если же нам не верят и из-за того клянемся, то лучше использовать слово: поверь.
Избавиться от этой пагубной привычки достаточно легко, можно попросить близких следить за нашими словами. Нет стыда в том, когда нас другие исправляют; напротив, стыдно удалять от себя тех, кто исправляет нас, и делать это во вред собственному спасению. В первые три дня это будет тяжело, а уже потом станет легче.
Беседа вторая на святую Пятидесятницу
Свое попечение о нас Господь не оставил и после Своего Вознесения и послал нам Утешителя Духа Святого, через Которого ниспосылает нам с небес бесчисленные блага. Чрез Него мы освобождаемся от рабства, вводимся в усыновление, слагаем с себя тяжкое бремя грехов. По Его дару мы, притекшие к благодати, стали из людей ангелами, не переменившись по естеству. Дух Святой единосущен с Отцом и Сыном, и как Апостол Павел говорит что, Он имеет такую же власть, какой обладает Отец. Те люди, которые не чтят и более того произносят хулу на Третье лицо Пресвятой Троицы, тем этот грех не простится во век. Как чудны и таинственны действия Духа Святого мы видим в посланиях апостола, который сказал так: «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша яже уготова Бог любящым Его» (1 Кор. II, 9).