Высота паст. служения. Св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве.
Не хотел пастырства. 6 слов писал, будучи мирянином.
Слово 1: св. Иоанн скрывается от рукоположения в то время, как друга Василия его рукополагают, свою хитрость оправдывает ВЗ: Моисей забрал у египтян украшения, Иаков похитил первородство. Доказывает, что Василий более достоин.
Слово 2: Важно ощущать, чего не хватает для священства: любовь ко Христу, любовь к пастве (свобода паствы и власть священника).
Слово 3: Говорит о двух как бы полюсах. С одной стороны он говорит о высочайшей, человечески непостижимой высоте служения пастырского, служении евхаристическом. А с другой стороны та пропасть искушений и опасностей, которые поджидают пастыря на этом пути (первое – тщеславие, если поддался – попал во власть чудовищ: гнев, уныние, зависть, вражда, клеветы, осуждения, обман, лицемерие, козни, негодование на людей невинных, удовольствие при неблагополучии служащих, печаль при их благосостоянии, желание похвал, пристрастие к почестям, учение с угождением, неблагодарное ласкательство, низкое человекоугодие, презрение бедных, услужливость богатым, предпочтения неразумные и вредные, милости опасные как для приносящих, так и для принимающих их, страх рабский). Один из признаков, что человек может быть священником, это желание служить Евхаристию. Важно – не бояться извержения из сана, как погибающий воин, потому что гонения будут. Главное – верность Христу. Предсказал этим свою судьбу.
Слово 4. Он говорит, что часть оправдывается не тем, что мы и не хотели священства, тем, что их неволей поставили. Важное качество паст. – умение правильно изложить догматы.
Слово 5. Истина Божия должна быть доведена до паствы.
Слово 6. О высокой чистоте, которой должен обладать пастырь: молящийся за город и Вселенную должен быть чище тех, о ком молится, общающийся со Св.Духом должен быть чист. Сравнивает игумена и городск. свящ.: гор.свящ-ку сложнее, т.к. у монахов есть Устав. Свящ. служит Литургию (монахи тогда еще не служили).
Подготовка к хиротонии.
Очищение и просвещение себя. Испытание воли через послушание, милосердие (делание добра недостойным). Очищение сердца: с покаяния. Просвещение ума: знание Св.Писания, догматов, литургической традиции. Общение с опытными пастырями. Священник живет в стеклянном доме.
Процедура: 1. Епархиальный совет; 2. Исповедь у епархиального духовника (ставленническая); 3. О дате хиротонии заранее не говорят (в Москве и МО).
Благодатные дары пастырства.
Благодать: 1. На покрывание немощей пастыря, 2. Дается наперед; 3. На совершение Таинств; Таинство – новые отношения с Богом; 4. Залог – что будет исполнено. «Бог дал нам Духа силы, любви, целомудрия» — ап. Павел. Благодать действует на тело: большинство свящ-ков имеют болезни, но выносят нагрузки больше здоровых. Дух силы – воля, дух жертвенной любви – паства, дух целомудрия – духовная рассудительность. Мирянин должен «заработать» дары, а пастырь получает их сразу.
Евхаристическое служение пастыря по учению Николая Кавасилы.
Кавасила говорит о силе Таинств. От нас зависит не растратить эту силу. Вводит третье лицо в Таинство – Храм (помимо паствы и иерея). . Христос участвует как приносимая Жертва в веществе Таинства Евхаристии, а как Священник Он участвует в Таинстве через Храм. Христос – Помазанник. Дары Святаго Духа помазаны через Миро. Храм помазуется миром. В этом смысле Храм становится как бы Жертвенником. Храм – рука Христа, подающего Таинства. Полемизировал с католиками, которые служат от 1-го лица. Слова «Приимите и ядите…» — имеют творческую силу потому, что это слова Христа, а не потому, что мы их произносим.
Евхаристия и жертвенность пастырского служения. Мученичество св. Поликарпа Смирнского.
«Я – пшеница Божия… чтобы я сделался хлебом Христовым» — Игнатий Богоносец.
Мученичество св. Поликарпа (Евангельские параллели): «тело было не как сожигаемое, но как испекаемый хлеб»; св. П. не сам идет на смерть, а ждет, когда его приведут (как Христа); Его предают домашние (Иуда); Везут в город на осле; Предают в Великую Пятницу; хотят распять, но лишь связывают.
Евхаристическая жертва проецируется на всю жизнь свящ. В этом смысле он как образ Христа: пресвитер, жрец, жертва.
«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога … Пока ты будешь в Церкви, то и с грешным священником всегда, если захочешь, спасешься, а с хулителями вне Церкви всегда пропадешь» Святитель Иоанн Златоуст.
О П О Ч И Т А Н И И С В Я Щ Е Н Н И К О В
Святитель Иоанн Златоуст
На 2-е Послание к Тимофею беседа Златоуста
«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. Иже вас приемлет, сказал Господь, Мене приемлет (Мф. 10:40); священником Его, сказано в другом месте, воздавай честь (Ср.: Чис. 18, 8).
Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом.
Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Если приемляй пророка во имя пророча, как говорит Господь, мзду пророчу приимет (Мф. 10:41), то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду, то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелевает Господь. На Моисееве седалищи, сказал Он, седоша… (Мф. 23:2).
Разве ты не знаешь, что такое священник? Он ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в том, то суетна твоя надежда; ибо, если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Таин не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты не христианин.
Как, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех Сам Он действует,— хотя бы они были и недостойными,— для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Чис. 22), то тем более — чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которые говорят: не вем вас: отидите от Мене, делающии беззаконие (Ср.: Лк. 13, 27; Мф. 7, 23) и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то, значит, хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все: ноги становятся вверху, а голова внизу.
Послушай Павла, который говорит: мне не велико … (1Кор. 4:3) и еще: ты же почто осуждаеши брата твоего? (Рим. 14:10). Если же не должно осуждать брата — тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступил бы хорошо, и грешил бы, если бы так не поступал, но если напротив — то не будь дерзким и не выходи из своих пределов. На Аарона, когда сделан был телец, восстали сообщники: Корей, Дафан и Авирон — но что, не погибли ли они?
Каждый — заботься о своих делах. Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был Ангел, а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова. Но, скажешь, священник не подает бедным и нехорошо управляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узнаешь достоверно, не порицай, бойся ответственности. Многие осуждают по подозрению.
Подражай твоему Господу; послушай, что Он говорит: Сошед узрю, аще по воплю их… совершаются: аще же ни, да разумею (Быт. 18:21). Если даже ты узнал, исследовал и видел, и тогда ожидай Судию, не предвосхищай себе права Христова; Ему принадлежит право судить, а не тебе; ты последний раб, а не Господь; ты — овца, не суди же пастыря, дабы не быть тебе наказану и за то, в чем обвиняешь его. Но почему, скажешь, мне он говорит, а сам не делает? — Не сам он говорит. Если ты повинишься только ему,— то не получишь награды; тебе заповедует Христос.
Что я говорю? Даже Павла не должно было бы слушаться, если бы он говорил что-нибудь от себя, что-нибудь человеческое, но должно слушаться его как Апостола, имеющего в себе Христа, Который говорил чрез него. Не будем же судить чужие дела, а каждый свои; исследуй лучше собственную жизнь. Но, скажешь, священник должен быть лучше меня. Почему? — Потому, что он священник. Чего же он не имеет более, нежели ты? Трудов ли, опасностей, забот или скорбей? Чем же он не лучше тебя, имея все это?..
Во всяком случае, если ты считаешь себя лучше другого и не воздыхаешь, не ударяешь себя в перси, не склоняешь головы, не подражаешь мытарю, то ты погубил себя, хотя бы ты был, действительно, лучше. Ты лучше другого? Молчи же, дабы тебе остаться лучшим; а как скоро будешь говорить, то потеряешь все. Если будешь так думать о себе, то ты уже не таков; а если не будешь так думать, то приобретешь еще более…
Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче, имеет ли он рану или не имеет? И если он имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, оставляешь ли ты свою рану без врачевания и говоришь ли: ему как врачу следовало быть здоровым, но так как он, будучи врачом, сам нездоров, то и я оставляю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник нехорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание — получишь и ты должное и заслуженное. Учитель исполняет только службу. Будут бо, говорит Писание, еси научены Богом (Ин. 6:45) и не рекут: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великого их… (Иер. 31:34).
Для чего же, скажешь, занимает он такое место? Не будем, увещеваю вас, говорить худо об учителях, не будем рассуждать о них, дабы не навредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо…
В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все; не славися, говорит Премудрый, в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей (Сир. 3, 10. 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надо сказать об отцах духовных.
Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением.
Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет! Все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты — неверующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты — верующий. Бог действовал и чрез воров при кивоте, когда хотел спасти народ Свой. Разве жизнь священника или добродетель может совершить что-либо подобное? Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника — только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия…
Нет ни одного человека, который отстоял бы от другого так далеко, как Иоанн (Креститель) от Иисуса, и, однако, дух сошел на Него при Крещении от Иоанна, дабы ты знал, что все устрояет Бог, что все совершает Бог. Я хочу сказать нечто дивное, но вы не изумляйтесь и не смущайтесь. Что же такое? — Приношение в Евхаристии одно и то же, кто бы ни совершил его, Павел или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам Своим, то же самое и ныне совершают священники; это нисколько не ниже того, ибо и это не люди освящают, а Сам Бог, освятивший его и тогда.
Как слова, произносимые ныне священником, суть те самые, которые изрек Господь, так и приношение есть то же самое; равно и Крещение то же самое, которое Он преподал. Так все зависит от веры… И это приношение есть Тело Христово так же, как и то; а кто думает, что оно ниже того, тот не знает, что Христос и ныне присутствует, и ныне действует.»
Слово св. Иоанна Златоуста, како подобает чтити Иерея:
«Если Иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его.
И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит.
Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца.
Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. «Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит все Бог».
Не ясно ли отсюда, братие, что всеми священниками Бог действует, хотя бы и недостойны были. Размыслите: кто нас спасает: священник или Бог? Кто нам подает благодать в таинствах? Кто принимает молитвы наши в церкви? Чье слово читает или говорит священник в храме? Очевидно, Божие и, очевидно, что все наше спасение в руки Господней, а не священника.
И притом: если уж ты подлинно хочешь спастись чрез священника, так ищи в таком случае священника безгрешного. А найдешь ли такового? Увы, все мы грешники от первого до последнего. Никтоже бо чист от скверны, аще и един день жития его на земли.
Поэтому, чем священников зазирать, каковы бы они ни были, чем от священников бегать и чрез них от Церкви, не лучше ли бежать от их хулителей?
Пока ты будешь в Церкви, то и с грешным священником всегда, если захочешь, спасешься, а с хулителями вне Церкви всегда пропадешь; ибо, как бы ни казались они тебе святы, все-таки никогда не забывай, что нет у них ни Церкви, ни таинств, а, следовательно, и благодати Божией. Аминь.
Поделиться
Понравилось это:
Нравится
Похожее
Filed under: Без рубрики | Tagged: Иоанн Златоуст, Священство |