МАРТИРИЙ
Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. XVIII в. (Мартириев Зеленецкий мон-рь)
Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. XVIII в. (Мартириев Зеленецкий мон-рь)
(В миру Мина; † 1.03.1603, Зеленецкий мон-рь), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря (близ г. Тихвин). Основным источником сведений о М. является его «духовная памятца» — автобиографические записки, сохранившиеся в единственном списке 2-й пол. XVII в. (РНБ. ОСРК. О.I.424. Л. 161-176 об.). Судя по содержанию, записки были составлены в период 1570-1595 гг. М., обращаясь к своему духовному отцу Досифею и братии Зеленецкого монастыря, рассказывает об основании обители и бывших ему видениях и чудесных знамениях, свидетельствовавших о святости избранного места. М.- едва ли не единственный преподобный, оставивший подробное описание своего мистического опыта и отшельнической жизни. «Духовная памятца» не слишком богата фактическими сведениями, однако отличается редкой для средневек. лит-ры искренностью в передаче душевных переживаний и эстетическим восприятием видений. Произведение М. занимает особое место в развитии жанровой системы древнерус. лит-ры, предваряя автобиографические сочинения старообрядческого инока Епифания и протопопа Аввакума. Дополнительные биографические данные о святом содержит Житие Мартирия Зеленецкого, составленное во 2-й пол. XVII в. при митр. Новгородском Корнилии (1674-1695; † 1698). Выявлено 11 списков этого памятника, среди которых 2 старших списка, относящихся к кон. XVII в. (РНБ. Соф. № 1403; РГИА. Ф. 834. № 3786). Вторая, сокращенная редакция Жития составлена в 1814 г. и известна в 2 списках 1-й пол. XIX в. (РГИА. Ф. 834. № 3996; БАН. Арх. Ком. № 179).
Видение прп. Мартирия Зеленецкого. Гравюра. Нач. XXI в. Худож. Р. В. Писарев
Видение прп. Мартирия Зеленецкого. Гравюра. Нач. XXI в. Худож. Р. В. Писарев
В Житии святого повествуется о том, что его родителей звали Косма и Стефанида. В возрасте 8 лет он осиротел и обрел себе наставника — свящ. Бориса, принявшего после смерти жены постриг с именем Боголеп и ставшего строителем Троице-Сергиева мон-ря в Вел. Луках. В автобиографии М. сообщает, что был пострижен в этой обители иером. Боголепом, пробыл в мон-ре 7 лет, выполняя послушания келаря, казначея и пономаря, имел ученика Авраамия. Возымев настойчивое намерение жить отшельником, М. тайно ушел из мон-ря, взяв себе в спутники монастырского повара-мирянина. На расстоянии 60 верст от Вел. Лук они поселились в безлюдном месте, выкопав землянку. Первый опыт пустынножительства оказался трудным, и повар вскоре покинул М., сообщив о его местопребывании некоему местному жителю, к-рый стал приносить отшельнику пищу. Через нек-рое время М. отправил послание к иером. Боголепу, прося у него благословение жить в пустыни. Но Боголеп благословения не дал и приказал вернуться в общежительный мон-рь. Тогда М. покинул пустынь и пошел в Смоленск на поклонение иконе Божией Матери «Одигитрия». В Смоленске ему во сне явились преподобные Авраамий Смоленский и Ефрем с повелением жить в пустыни, где укажет Бог. Изыскивая место для пустынножительства, М. направился в новый Тихвинский Успенский мон-рь (основан в 1560), намереваясь далее идти в Поморье. В Тихвинской обители М. встретил своего ученика Авраамия, к-рый рассказал о находящемся среди болот Зеленецком о-ве. Над этим местом Авраамий видел сиявший на небе крест. М. поселился на острове, вскоре собралась братия и образовался Троицкий Зеленецкий мон-рь. В Житии есть некоторые подробности прихода М. на Зеленецкий о-в: получив благословение тихвинского игумена, он взял с собой 2 иконы — Св. Троицы и Тихвинский образ Божией Матери «Одигитрия». Проводником ему служил крестьянин Иосиф из с. Буборины, находившегося в 4 поприщах от Зеленецкого о-ва. В своей «памятце» М. упоминает о том, что принял сан игумена в Новгороде, и рассказывает о своих мистических видениях. После одного из видений государев дьяк Ф. Д. Сырков пожертвовал средства на строительство в мон-ре деревянной трапезной ц. в честь Благовещения.
Время основания Зеленецкого монастыря, по данным писцовых книг, можно отнести к периоду 1565-1570 гг. В писцовой книге Обонежской пятины 1564 г., составленной Андреем Лихачёвым, Зеленецкий мон-рь не упоминается, а в 1570 г. обитель уже существовала, т. к. в этом году был казнен Сырков, успевший сделать пожертвование. Согласно «Писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузмина, 7091 года», в 1583 г. М. уже был игуменом мон-ря, в к-ром подвизались 12 монахов. В обители были построены деревянные Троицкая и трапезная Благовещенская церкви и ограда.
Прп. Мартирий Зеленецкий. Роспись Троицкого собора Мартириева Зеленецкого мон-ря. 1908 г. Фотография. 2013 г.
Прп. Мартирий Зеленецкий. Роспись Троицкого собора Мартириева Зеленецкого мон-ря. 1908 г. Фотография. 2013 г.
В Житии подробно рассказано о важном событии, не упомянутом М. в «памятце». В 1595 г., направляясь в Москву, М. остановился в Твери и исцелил смертельно больного царевича Иоанна — сына касимовского хана Симеона Бекбулатовича (с 1576 вел. князь Тверской; в схиме Стефан). Путешествие М. в Москву в 1595 г. действительно могло иметь место, т. к. этим годом датирована жалованная грамота царя Феодора Иоанновича Зеленецкому мон-рю на 2 выти земли и ловли на Ладожском оз. В благодарность за исцеление сына Симеон Бекбулатович на свои средства выстроил в Зеленецком мон-ре 1-ю каменную ц.- в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом во имя свт. Иоанна Златоуста. У стены этого храма в 1603 г. М. был погребен в могиле, которую собственноручно ископал. В 70-х гг. XVII в., при Новгородском митр. Корнилии, постриженике Зеленецкой обители, в мон-ре были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, келейные корпуса, ограда; старую каменную Тихвинскую ц. разобрали. При перестройке мон-ря погребение М. оказалось под Троицким собором, в нижней ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Здесь свт. Корнилий устроил гробницу М., однако мощи святого остались под спудом.
Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого с изображением воскрешения сына Симеона Бекбулатовича. 1857 г. Гравюра. 1883 г.
Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого с изображением воскрешения сына Симеона Бекбулатовича. 1857 г. Гравюра. 1883 г.
Почитание памяти преподобного в Зеленецком мон-ре несомненно существовало, но у его гробницы служили только панихиды. Самое раннее иконописное изображение М.- поясной образ XVII в., хранящийся в Музее икон в г. Рекклингхаузен (Германия). М. почитался старообрядцами: большинство поздних списков Жития М. находятся в старообрядческих сборниках. Образ М. присутствует в ряду преподобных на старообрядческих минейных иконах за март.
Офиц. церковное почитание М. началось в 1747 г. Об этом рассказывает Летописец Зеленецкой обители, известный по единственной рукописи 1-й пол. XIX в., происходящей из б-ки Тихвинского Успенского мон-ря (РГИА. Ф. 384. № 3996. Л. 34-62; последние описанные здесь события датируются 1790). Под 1747 г. в Летописце помещено повествование о посещении Зеленецкого мон-ря имп. Елизаветой Петровной. Поклонившись надгробию М., она спросила, какие службы М. совершают в мон-ре. Услышав в ответ, что панихиды, Елизавета распорядилась впредь служить М. по общей Минее. Текст службы преподобному находится в той же рукописи, что и Летописец (РГИА. Ф. 384. № 3996. Л. 1-16). Канон взят из общей Минеи с добавлением особых кондака и икоса. Служба также составлена по общей Минее со следующими отличиями: сочинены особые стихиры на малой вечерне и тропарь, на великой вечерне — особые Слава 8-го гласа, лития и стихиры на стиховне, на утрене — особые светилен, богородичен и хвалитные стихиры.
В кон. XIX в. на основе данных Жития М. был составлен Акафист прп. Мартирию. Текст сохранился в машинописи (РНБ. СПбДА. А I /275), его автор неизвестен. Акафист не был одобрен церковной цензурой и не вошел в церковный обиход.
В 1853 г. над погребением М. в Троицком соборе была установлена серебряная рака, украшенная сценами из Жития преподобного. В 1922 г. раку изъяли вместе с ценной церковной утварью. В 1937 г. обитель была закрыта и возобновлена только в 1991 г. В авг. 1992 г. обрели мощи святого. 24 нояб. 1998 г. их перенесли из Троицкого собора в Благовещенскую ц. и поместили в специально изготовленный ковчег. 24 нояб. 2001 г. Зеленецкий мон-рь посетил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 14 марта 2003 г. в обители состоялось празднование 400-летия со дня преставления преподобного. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Соборы Новгородских (установлен ок. 1831, возобновлен в 1981) и С.-Петербургских (установлен в 2000) святых.
Ист.: Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий мон-рь / Подгот.: Е. В. Крушельницкая. СПб., 1998; Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого / Подгот. текста, перевод и коммент.: Е. В. Крушельницкая // БЛДР. 2005. Т. 13. С. 678-691, 836-839.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 155-182; Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI в. СПб., 1853. С. 142 (Зап. РГО; 8); Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 391-394; История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии с прил. записи достопамятных событий, по преставлении прп. Мартирия в нем случившихся. СПб., 1866; Ключевский. Древнерусские жития. С. 346; Строев. Списки иерархов. Стб. 273; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357; Тихомиров Е. А. Вечный календарь. М., 1882. Т. 1. Март. С. 3-4; Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 1. С. 279-283; он же. Обзор. 1884. С. 254; Описание Зеленецкого Троицкого мон-ря. СПб., 1883; Зверинский. Т. 1. № 194. С. 145-146; Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 219. С. 52-53; Токмаков И. Ф. Краткий ист.-стат. очерк Троицкого Зеленецкого муж. мон-ря. М., 1904; Троицкий Зеленецкий мон-рь и его основатель прп. Мартирий. СПб., 1912; Zenkovsky S. A. Der Mönch Epifanij und die Enstehung der altrussischen Autobiographiе // Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1956. Jg. 1. H. 3. S. 286-289; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI в.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 334-336; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история произведения. Л., 1974. С. 133, 161-163; Понырко Н. В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 385-387; Крушельницкая Е. В. Мартирий // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 106-108; она же. Повесть Мартирия Зеленецкого и автобиографическое повествование в памятниках рус. лит-ры XIV-XVI вв. // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 21-35; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996; она же. К вопросу об автобиографизме в древнерус. лит-ре // Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 102-121.
Е. В. Крушельницкая
Иконография
Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г.
Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г.
Первые изображения М., очевидно, появились вскоре после его кончины, однако ни древних икон преподобного, ни сведений о них не сохранилось. В иконописном подлиннике внешность святого описывается скупо: «Надсед, брадою аки Савва Звенигородский, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 54 (25 окт.)); он назван «иже на Тихвине реце Тверской чудотворец» (см: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165). Текст на свитке по др. подлиннику: «Се убо братия моя, по благодати Божии отходя света сего, предаю вас в руце Господни. Имейте во всем упование на Его и на Пресвятую Богородицу. Аз бо убо молитвами ея, еже желах от Господа да и восприях. Еще ныне телом хотя и отхожду от вас, но духом присно с вами. Кто из вас, живущих во обители сей, сего света отидет, аз имам Господа молитвами о упокоении души его [пропуск текста] предаде святую душу свою в руцех всех Бога. В лето от сотворения мира 7111, от Рождества Христова 1603 месяца марта в 1 день» (БАН. Плюшк. № 11. Л. 9 (в особом разделе вне основного состава подлинника) (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165-166).
Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь)
Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь)
Фигура преподобного, по сведениям источников XIX в., была помещена на лопатке малого проема св. ворот тихвинского Успенского мон-ря, расписанных иконописцем Родионом Сергиевым «с товарищи» (1662). Вероятно, изображение М. имелось в росписях Троицкого собора Зеленецкого мон-ря, исполненных новгородскими и тихвинскими иконниками (ок. 1684). Имп. Елизавета Петровна, посетив Зеленецкий мон-рь в 1747 г., приложилась к образу у гробницы чудотворца. Возможно, имеется в виду образ М. (хотя у гроба преподобного стояли 2 чтимых образа, называемые его келейными: икона Св. Троицы и Тихвинская икона Божией Матери). Наиболее ранние сохранившиеся изображения М. датированы XVIII в. На иконе «Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Мартирий Зеленецкий» (ЦАК МДА) преподобный изображен в рост, благословляющим, с недлинной округлой бородой; в левой руке свернутый свиток, куколь лежит на плечах. На иконе новгородского свящ. Георгия Алексеева «Образ Новгородских чудотворцев» (1728, ГТГ) М., как и др. святые, показан по пояс, в чашечке цветка, 2-м справа в нижнем ряду. Его руки обращены в молитвенном жесте к центральному образу Богоматери «Знамение». Поясной образ XVIII в. (?), обретенный в 1992 г. в храме 12 апостолов Иоанновского жен. мон-ря в С.-Петербурге, находится у раки с мощами святого в Зеленецком мон-ре: преподобный благословляет двуперстно, в левой руке держит развернутый свиток, над его главой изображена Св. Троица в образе 3 ангелов. Ростовое изображение М. имеется на гравюре Г. А. Качалова «Вид Тихвинского монастыря» (1759), святой показан внизу справа, в картушном обрамлении, на фоне Троицкой Зеленецкой пуст.
Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст и прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XVIII в. (ЦАК МДА)
Вмч. Димитрий Солунский, свт. Иоанн Златоуст и прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XVIII в. (ЦАК МДА)
В местном ряду иконостаса (1818) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря находилась большая икона М. «старого времени», в Благовещенской ц.- икона с видом Зеленецкой обители и стоящим рядом с ней М., в верхней части — Тихвинский образ Божией Матери, к-рый несут ангелы. Скорее всего эта композиция восходила к гравюре Качалова. В росписи (1908) Троицкого собора Зеленецкого мон-ря М. показан старцем с округлой седой бородой, непокрытой головой, стоящим на облаке и благословляющим, с развернутым свитком в левой руке.
Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова)
Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова)
М. присутствует на иконах с образами новгородских или российских чудотворцев. На иконе «Образ всех российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией» иконописца Петра Тимофеева (1814, ГРМ) и на прориси с нее (Музей СПбДА; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. № 226. Л. 3. Табл. 58. С. 453) у преподобного недлинная округлая борода, голова не покрыта. На одноименных выговских иконах рубежа XVIII и XIX вв. и 2-й четв. XIX в. (ГИМ, ГТГ; Образы русских святых. Кат. 93. С. 390-399. Воспроизв. фрагмента на с. 395; Icones russes: Les saints / Fondation P. Giannadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. Cat. 52. P. 142-143) он показан в куколе, борода длиннее и у́же. На прориси с иконы XVIII (?) в. «Новгородские чудотворцы» преподобный стоит в правой группе святых, в 5-м ряду снизу, 2-м справа; видна только его непокрытая голова, борода короткая округлая (Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. LXIX; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 619). М. включен в состав святых на литографии «Собор всех святых новгородских угодников» (хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса, 1902) и на иконе «Образ всех российских чудотворцев» мон. Иулиании (Соколовой) (20-30-е гг. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры), а также в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX — нач. XXI в.
Горельефное изображение М. в схиме, с наперсным крестом, со сложенными на груди руками имелось на крышке медной посеребренной раки преподобного (1855-1857). На боковых сторонах раки помещались рельефы со сценами воскрешения преподобным царевича Иоанна, сына хана Симеона Бекбулатовича, и преставления М., на торцевых — явление М. Тихвинской иконы Божией Матери и текст тропаря святому — в картуше, поддерживаемом ангелами (рака воссоздана в 2013). К кон. XIX в. получили нек-рое распространение «раздаточные» иконы — паломнические образки, исполненные в скорописной технике и восходящие, возможно, к изображению на торце раки: М. в монашеской одежде, в куколе, стоит справа в 3/4-ном повороте; слева показана обитель с 5-главым храмом (реже с 2 или 3 храмами) и шатровой колокольней. Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.).
Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон.
К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной — свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы.
Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. С. 95. Ил. 1, 2; Русские мон-ри: Искусство и традиции. [Б. м.], 1997. С. 197.
И. Л. Бусева-Давыдова
Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь
Сведения по истории обители содержатся в рукописи первой половины XIX века из библиотеки тихвинского Успенского монастыря «Летописец Зеленецкого монастыря. По преставлении преподобнаго Мартириа какия нещасныя случаи постигали обитель святую, и како оная паки сугубо за молитвами преподобнаго исправлялась». В Смутное время, в 1612-1613 годах, все деревянные строения Зеленецкого монастыря были сожжены шведами. Обитель была восстановлена благодаря Новгородскому митрополиту Корнилию. Большинство сохранившихся зданий монастыря построены в 1680-х годах.
Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь
Архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) забрал из Зеленецкого монастыря архиерейскую ризницу, около 350 наиболее ценных икон в окладах, серебряную утварь, 17 книг, 3 колокола. Монастырь лишился приписных обителей, сел и большей части земельных владений, а в 1698 году был приписан к Новгородскому архиерейскому дому с обязательством уплаты оброка. Хозяйство пришло в упадок, монастырь горел в 1710, 1715, 1727 и 1730 годах. Указом от 20 февраля 1762 года обитель была выведена за штат и оставлена на собственном содержании без казенного жалованья. По указу Сената от 1 ноября 1762 года в обитель стали направлять душевнобольных. В 1919 году монастырь был закрыт, а возобновлен лишь в 1993 году. В монастыре покоятся мощи преподобного Мартирия и святителя Корнилия.
Литература
- Акты мучениковъ и акты святыхъ // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. — СПб., 1861.
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Тип жития | Житие-мартирий • Житие-биография |
Сборники | Четьи-минеи • Пролог • Патерик • Синаксарь • Айсмавурк |
Апокрифические жанры | Сказание • Хождения • Видения • Слово • Евангелие |
Связанные статьи | Минея • Месяцеслов |
Описание
Этот тип житий исторически сложился в Византийской империи и относится в первую очередь к раннехристианским святым, по времени это I век нашей эры. В это время происходили гонения на христиан, когда практически все те, кто открыто исповедовал веру, становились мучениками. Все произведения этого типа построены по одному типу повествования, они подчинены определённым литературным канонам, проводя героя через определённые ситуации (смысловые узлы):[1]
- Язычник проходит обряд крещения или сообщает о своей вере в Христа;
- Через какое-то время представители сильных мира сего предлагают отречься от своей веры — принести жертву языческим богам;
- Персонаж отказывается выполнить предложенное, при этом часто происходит столкновение веры язычников и христианина, в котором христианин побеждает. При этом часто происходят чудеса;
- В ответ персонажа подвергают страшным физическим мучениям, но он остаётся невредим или исцеляется сверхъестественным способом;
- Неотрекшийся персонаж идёт на смерть сам или его ведут на смерть.
Эта схема достаточно естественна для построения литературного произведения, и раннехристианские авторы свободно работали в её рамках. При этом византийские писатели противостояли выдающейся литературе эллинистической эпохи, такими авторами как Плутарх и Лонг. Такая схема позволила сочетать в житии черты агиографии и беллетристики: в форме византийского романа были написаны история судьбы личности героя, лирическая линия произведения, в которую включены странствования, неожиданные встречи и разлуки, борьба с соперниками, похищения и т.п; кроме того, в качестве романа написана предопределённость сюжета. Агиография — это житийность и мученичество описываемого персонажа. Изложения житий святых настолько витиеваты, что литературоведы сравнивают их со светским романом, в который включены житийные элементы — видения и сны.[1]