Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским.


Архиерейская литургия. Последование для диакона.

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Литургия Преждеосвященных Даров – это, по сути, священническое богослужение, предназначенное для того чтобы совершаться в будние дни в простоте и в соответствии с другими постными службами, которые также упрощены по структуре и характеру в соответствии с духом великопостного периода. Следует помнить, что это богослужение фактически не является литургией (ибо здесь не совершается освящение Святых Даров), а представляет собой вечерню с включенными элементами Божественной литургии, чтобы обеспечить подобающим образом подготовку общины к принятию Святых Даров.

По этой причине, когда архиерей совершает Преждеосвященную Литургию, наиболее уместно, чтобы он делал это просто, сохраняя особый статус этого богослужения – за исключением определенных значимых поводов, которые могут случиться во время Великого Поста, когда иерарх сослужит с несколькими клириками. (Например, чтобы отметить знаменательное событие в жизни прихода, выпавшее во время Великого поста в будний день или во время постового пастырского говения (собрания или исповеди), когда происходит сослужение многих священнослужителей).

Таким образом, есть два способа архиерейского совершения литургии Преждеосвященных Даров:

Простое архиерейское последование («священническим чином»):

Это наиболее распространенный способ, с помощью которого иерархи нашей епархии совершают Преждеосвященную литургию по обычным средам и пятницам Великого поста.

При таком служении архиерей (который может быть облачен либо в свое обычное облачение, либо лишь в фелонь с малым омофором – в любом случае он сохраняет малый омофор на протяжении всей службы, не снимая и не заменяя его). В основном он служит в соответствии с предписаниями священнического совершения литургии Преждеосвященных Даров: он начинает в алтаре; Царские врата открываются и закрываются в назначенное время; и т. д.

К специфическим особенностям данного чинопоследования относятся следующие моменты:

  • Во время ектений Царские врата открываются и после возгласа они снова закрываются.
  • На Малом входе вечерни архиерей остается в алтаре и благословляет вход через Царские врата, как во время вечерни на Всенощном бдении (когда священники и диаконы делают вход с кадилом или Евангелием по уставным предписаниям, а архиерей благословляет святой вход. Благословение входа с алтаря не совершается только в том случае, если архиерей служит один без других священников).
  • В момент «Свет Христов просвещает всех…» архиерей благословляет народ трикирием и кадилом (а не свечой и кадилом).
  • При входе с Дарами, если архиерей служит без священника, он совершает вход самостоятельно. Если ему сослужит священник, то тогда архиерей остается в алтаре, пока другое духовенство выйдет северными дверьми на солею. Он молча получает дискос от священника, затем произносит обычный возглас («Верою и любовию приступим…») и возлагает дискос на Св. престол.
  • После входа с Дарами и завершения молитвы преподобного Ефрема Сирина архиерей благословляет народ трикирием и дикирием, а хор поет «Ис полла эти, деспота».
  • По окончании богослужения архиерей произносит отпуст с дикирием и трикирием, включая пение «Ис полла эти, деспота».

В остальном служение соответствует стандартному уставу священнического чинопоследования, где архиерей исполняет функцию предстоящего священнослужителя.

Полное архиерейское последование:

В случаях необходимости более торжественного служения Литургии Преждеосвященных Даров можно использовать полное архиерейское последование, которое объединяет больше элементов из вечерни и Божественной литургии, совершаемых архиерейским чином.

  • Если необходима встреча архиерея, преимущественно она делается в тишине, после чего, как обычно, следуют входные молитвы, хотя также возможен вход с обычными песнопениями, совершаемыми по желанию архиерея.
  • В особо важных случаях архиерей может облачаться на кафедре; хотя в нашей епархиальной практике он обычно облачается в алтаре в свое полное облачение с великим омофором (в этот момент он не омывает руки, так как это будет сделано позже). Перед началом вечерни, все клирики целуют престол, и для владыки открываются Царские врата, через которые он выходит на кафедру, а остальное духовенство – через боковые двери (как в начале Божественной литургии), становясь перед началом богослужения около кафедры в оба ряда.
  • Первая часть службы архиереем совершается на кафедре также как в начале архиерейской вечерни. Старший священник, после открытия Царских врат, дает предначинательный возглас, и после этого (с диаконом) на кафизме совершает перенос Преждеосвященных Даров во время чтения трех слав. Возгласы после различных ектений, по обычаю, распределяются между священниками.
  • Царские врата открываются в начале богослужения для благословения и остаются открытыми пока чтец читает начинательные молитвы до «Отче наш». После возгласа «Яко Твое есть Царство…» Царские врата закрываются. Они открываются для каждой ектеньи и закрываются после каждого возгласа.
  • Архиерей омывает руки на кафедре во время пения «Господи воззвах…», когда диакон совершает каждение храма.
  • Вход на вечерни совершается подобно тому, как он происходит на обыкновенной архиерейской вечерне, с трикирием, дикирием, рипидами и свечами. Когда архиерей предстоит на кафедре, вход всегда происходит с напрестольным Евангелием, даже если в уставе предписан «вход с кадилом».
  • Несмотря на присутствие архиерея в алтаре, Царские врата во время чтений закрыты и открываются для прокимнов между паремиями. Архиерей благословляет верующих c трикирием и кадилом словами «Свет Христов просвещает всех…».
  • При антифонном пении второго стиха «Господи, воззвах к Тебе …» (после чтений) архиерей стоит с кадильницей перед престолом и кадит на протяжении первых трех стихов и припевов. Трио поет стихи в центре храма, при этом все духовенство в алтаре (кроме владыки) и все верующие простираются ниц; затем духовенство поднимается каждый раз для пения припева вместе с хором. Это повторяется четыре раза. На четвертом стихе архиерей переходит к жертвеннику, на котором находятся Преждеосвященные Св. Дары, и кадит там во время пения стиха. В момент припева он передает кадило диакону, который продолжает кадить Св. Дары, в то время как церковнослужители снимают с архиерея великий омофор. Затем он возвращается к престолу, где вместе с другим духовенством простирается ниц во время последнего пения стиха «Да исправится…».
  • Затем служба проходит в основном в соответствии с указаниями архиерейской Божественной литургии. Во время пения, заменяющего Херувимскую Песнь («Ныне силы небесныя…»), архиерей, выйдя через Царские врата, совершает на амвоне омовение рук, и когда он возвращается к престолу для совершения троекратной молитвы, на него возлагается малый омофор.
  • При входе с Преждеосвященными Св. Дарами диакон несет воздух (на плече) и кадильницу и свечу в левой руке, в то время как старший священник (но не диакон, как обычно на архиерейской литургии) несет дискос с Преждеосвященными Дарами; если есть второй священник, он берет потир, и следует за первым. Если сослужит только один священник, он берет оба сосуда, неся дискос в правой руке и чашу в левой, и держа дискос чуть выше чем чашу, поскольку Св. Дары на нем уже полностью освящены. Вход совершается молча, диакон кадит путь перед дискосом, который священник безмолвно передает архиерею. Архиерей произносит «Верою и любовию приступим…», затем возлагает дискос на престол, после чего другие священнослужители входят в алтарь и полагают иные священные сосуды на свои места.
  • После молитвы святого Ефрема Сирина, которая следует за входом с дарами, архиерей благословляет народ трикирием и дикирием, а хор поет «Ис полла эти, деспота».
  • Малый омофор снимается / заменяется во время оставшейся части службы по обычному чинопоследованию литургии.
  • При причастии духовенства диакон не произносит трижды «Аминь», когда архиерей испивает чашу, как это обычно бывает на Божественной литургии. Владыка потребляет чашу молча.
  • По завершении службы архиерей произносит отпуст с дикирием и трикирием, а хор поет «Ис полла эти, деспотa».

Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским.

В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея:

«Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мира… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (Симеон Солунский

. О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)).

Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается:

— имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением;

— Евхаристия совершается на антиминсе , подписанном архиереем.

Священнику вверено совершение Евхаристии и проч. служб в своем приходе, но он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе,- таинство Священства и нек-рые священнодействия могут быть совершены только епископом:

«Божественное законодательство уделило посвящение иерархических чинов, освящение божественного мира и священное совершеннодействие жертвенника единственно совершеннодействующим силам боговдохновенных иерархов» (Areop. EH. 5. 5).

Порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга

может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме).

Определение: Архиерейским богослужением принято называть именно вышеуказанные таинства и священнодействия, а также те особенности в чинопоследованиях литургии и др. служб, которые связаны с участием в них архиерея.

Священнодействия, совершаемые только архиереем

рукоположение вохиротесии во
1.епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии неск. епископов),4. иподиакона,
2. пресвитера,5. чтеца,
3. диакона;6. певчего,
7. свещеносца
хиротесии воразное
8.архидиакона14. награждения клириков за Божественной литургией наградами церковными
;
9. протодиакона,15. чины освящения храма
10. протоиерея16. чины освящения антиминса;
11. протопресвитера,17. чин освящения мира
(может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
12. игумена18. чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом гос-ве);
13. архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);19. большинство действ литургических
(чины
шествия на осляти
,
пещного действа
и др.) предполагают обязательное участие архиерея.
14. награждения клириков за Божественной литургией наградами церковными
;

Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея

Устав – требования участия большого числа клириков:

· протодиакона,

· неск. пресвитеров и диаконов,

· иподиаконов – 7-10

два подают архиерею дикирий

и
трикирий
(они же обычно постилают для архиерея
орлецы
),

двум (или четырем) вручаются рипиды

,

один (т. н. книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги

,

один (т. н. посошник) носит архиерейский жезл,

одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий

— выносная свеча;

за Патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной Патриарший крест. (За совр. греч. А. б., как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы.)

Облачения архиерея — символ полноты почивающей на нем благодати. В вост. традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор

, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже прп.
Исидором Пелусиотом
(† 1-я пол. V в.) (Κούρκουλα. Σ. 63-65). После XI-XII вв. к омофору добавились и др., так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в правосл. традиции включает:

1) архиерейский камисий
(т. н. подсаккосник),
2) 2 омофора (большой и малый, 1-й надевается во время процессий, 2-й — во время собственно тайнодействий),
3) епитрахиль
,
4) панагию
[3]
5) пояс
,
6) митру
7) поручи
,
8) как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл
9) палицу
,
10) как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия
,
клобук
или
куколь
, у Патриарха — второй
параман
(Дмитриевский
11) саккос
(может заменяться
фелонью
),

Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение — т. н. архиерейский амвон

(др. названия — рундук, облачальное место), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие.

За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты:

· «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα» (На многая лета, владыко — см. Ис полла эти

,
дэспота
);

· «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани),

· «̀ρδβλθυοτε Αξιος» (Достоин — см. Аксиос

),

· «Κύριε, ἐλέησον» (Господи, помилуй) и др.;

· в конце Патриаршей службы поется полихронион

. (Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи ).

Божественная литургия

Из-за скудости данных трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I-IV вв.,однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин литургии в раннехрист. эпоху был простым повторением епископского.

Особенности архиерейской литургии визант. обряда сложились не сразу.

1. Из творений свт. Иоанна Златоуста († 407) можно заключить, что в нач. V в. только архиерей мог восседать на горнем месте

в отличие от пресвитеров, садившихся по сторонам от него (Paverd F. van de. P. 417-428). Это отличие до сих пор сохраняется за А. б.

2.Вторым древнейшим и важнейшим отличием архиерейской литургии следует считатьвозможность включения в нее чинопоследований хиротоний:

— епископской — после Трисвятого, т. е. до начала литургии, к-рая во времена свт. Иоанна Златоуста начиналась с возгласа «Εἰρήνη πᾶσι»

— пресвитерской — после великого входа

;

— диаконской — после анафоры

.

Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру).

При наличии пресвитерской хиротонии чин литургии усложняется вручением новорукоположенному т. н. Залога

, части св. Агнца, во время анафоры (а при диаконской — дополнительным осенением дикирием и трикирием после анафоры и хиротонии).

3. использование Трисвятого

в качестве
входного
песнопения;

4. прибавление к литургии в VII-VIII вв. энарксиса

(3 начальных
антифонов
литургии), еще долго после этого считавшегося необязательным;

5. совершение протесиса (т. е. проскомидии

) в отдельном от храма здании —
скевофилакионе
(сосудохранительнице), откуда приготовленные для Евхаристии хлеб и вино приносили диаконы во время великого входа (т. о., предстоятель не участвовал в процессии с Дарами),

6.умовение рук

после великого входа всеми епископами и священниками,

7. чтение предстоятелем и сослужащими диалога accessus ad altare

, во время к-рого сослужащие говорили предстоятелю (как епископу, так и священнику) слова: «Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя …», что в евхаристическом контексте выражает правосл. взгляд на участие Св. Духа в освящении Даров.

Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X-XIV вв.,неизвестны (древнейший рус. Чиновник 2-я пол. XIV в., не содержит литургии), однако можно утверждать, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр

(комплекс богослужебных текстов). Особенности А. б.-
осенение свечами и проч
.- фиксировались, по-видимому, устной традицией.

Архиерейская литургия в совр. рус. практике (формуляр: Чиновник. Т. 1. С. 49-118; уставные указания: Чиновник: Прил. С. 28-47; НКС. Т. 1. С. 292-309; Руководство. С. 3-90) включает в себя следующие тридцать девять отличий от иерейской (опущены указания о снятии/надевании митры):

1) особый порядок шествия архиерея из дома в храм для совершения литургии (на практике часто опускается);

2) чин встречи архиерея (облаченного в мантию и клобук) всем духовенством с изнесением напрестольного креста (при этом поются: «От восток солнца до запад хвально имя господне…» — встреча архиерея сопровождается звоном в колокола);

3) епископ не входит в алтарь до малого входа (т. о., он не участвует в проскомидии и энарксисе);

4) благословение народа на 3 стороны после прочтения входных молитв

(хор поет: «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» и трижды «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»);

5) при Патриаршей службе (часто и за всяким А. б.) во время шествия архиерея на облачальное место хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий: «На гору сион взыди …,» (ср.: Ис 40. 9; архиерейский амвон сравнивается с горой Сион);

6) облачение архиерея в центре храма, на архиерейском амвоне (протодиакон и диакон, держа в руках кадила, кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения; облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; [при Патриаршей службе предметы облачения износят царскими вратами иереи; хор поет стихи на облачение] при упрощенном А. б. облачение в храме опускается и архиерей облачается в алтаре;

7) в конце облачения епископ берет в руки дикирий и трикирий, протодиакон возглашает: «и во веки веков » (парафраз Мф 5. 16), архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами (хор поет: «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» и трижды «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»);

8) по окончании облачения, как правило, уже в начале литургии, архиерей умывает руки (внесено в архиерейский чин из обрядов accessus ad altare)

9) царские врата не затворяются вплоть до возгласа: «Святая святым » (до реформ XVII в. разницы в порядке затворения святых дверей между архиерейской и иерейской службами, видимо, не было);

10) всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени Причащения, у царских врат стоят посошник с архиерейским жезлом и (если службу совершает правящий архиерей) иподиакон с примикирием;

11) во время энарксиса епископ сидит на кафедре, специально поставляемой на архиерейском амвоне, встает для чтения молитв антифонов;

12) малый вход начинается с целования иерархом Евангелия и осенения народа на 4 стороны трикирием и дикирием и пения духовенством в 1-й раз: «Приидите поклонимся »; затем архиерей поднимается на солею, осеняет лики на 2 стороны трикирием и дикирием, «Приидите поклонимся » поет хор во 2-й раз; при пении духовенством «Приидите поклонимся » в 3-й раз епископ, держа в левой руке дикирий (Патриарх держит вместо дикирия жезл), кадит алтарь, перед епископом предходит протодиакон с трикирием; во время каждения солеи, иконостаса, хора и народа и в алтаре, и певцами поочередно поется «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

13) при Патриаршей службе перед последним кондаком после пения стиха «Господи спаси благочестывыя » возглашается т. н. великая похвала

(поминовение Глав 15 автокефальных Церквей, властей и всех православных); малая похвала (произносившаяся до никоновских реформ и доныне существующая в греч. практике), предназначенная для обычного (не Патриаршего) А. б., в совр. рус. практике, как правило, опускается;

14) пение последнего кондака в алтаре;

15) Трисвятое поется не 4 с половиной, а 7 с половиной раз поочередно хором и священнослужителями; во время пения во 2-й раз епископ осеняет дикирием Евангелие на престоле; после пения в 3-й раз архиерей, держа в руках крест и дикирий, выходит на солею и произносит стих: «Призи с небесе, боже, и вижды, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя… », после чего осеняет народ на 3 стороны и духовенство в алтаре; во время шествия на горнее место архиерей осеняет св. престол и горнее место дикирием (при этом протодиакон читает тропарь 8-й песни 1-го канона Богоявления «Троицы являение » и подает епископу трикирий); при пении в 6-й раз архиерей с горнего места осеняет трикирием всех сослужащих;

16) вложение самим епископом ладана в кадило при диаконском каждении перед Евангелием;

17) иерарх сидит на горнем месте, а не на «сопрестолии»;

18) чтение Евангелия диаконом с архиерейского амвона;

19) преднесение архиерейского омофора перед читающим Евангелие диаконом (по сообщению Арсения Суханова, в XVII в. на Востоке обычным было возложение омофора на плечо читающему; это символ того, что через Евангелие говорит Верховный Пастырь Христос);

20) благословение народа дикирием и трикирием после Евангелия (некогда совершавшееся во время сугубой ектении) при пении «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

21) пение и священнослужителями, и хором троекратного «Господи помилуй » при возглашении прошения о епископе на сугубой ектении;

22) умовение архиереем рук перед великим входом с чтением молитвы на освящение воды

23) облачение в малый омофор и «вторая» епископская проскомидия перед великим входом (древние чины ничего не говорят об изъятии частиц из просфор и вообще о к.-л. архиерейском проскомисании перед великим входом; это поздний греч. обычай);

24) особый порядок великого входа, с преднесением Дарам воздуха (его несет на главе ставленник во пресвитеры; если пресвитерской хиротонии нет, воздух возлагается на плечо одного из диаконов), митры и омофора, примикирия, жезла, кадил, трикирия, дикирия, рипид; епископ встречает Дары в царских вратах и, покадив и произнеся обычные формулы поминовения (Патриарх поминает на великом входе Глав Поместных Церквей), поставляет поочередно дискос и потир на св. престол;

25) роли в диалоге accessus ad altare распределены правильно;

26)осенение народа дикирием и трикирием после великого входа при пении «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

27) целование епископом дискоса, потира, возду́ха и престола с чтением Трисвятого после возгласа «Возлюбим друг другая » (в совр. иерейском формуляре указание на это действие отсутствует, но на практике оно совершается);

28) веяние воздухом над головой епископа (этот обряд символизирует веяние Духа Св.; обряд, вероятно, появился в связи с тем, что древние воздухи, имевшие огромные размеры (до 2 м в длину), можно было убрать с престола, только перенеся их через голову предстоятеля —

29) троекратное осенение епископом народа дикирием и трикирием непосредственно перед анафорой, при произнесении им возгласов «Благодать Господа », «Горе имеим сердца », «Благодарим господа » (обычай осенения свечами во время вступительного диалога анафоры появляется на Руси только вместе с чином Патриарха Афанасия);

30) надевание архиереем важнейшего предмета архиерейского облачения — омофора — при чтении анафоры только во время установительных слов

,
анамнесиса
и
эпиклезы
(появление этого обычая во 2-й пол. XVII в. связано с проникновением в правосл. богословие зап. идеи
тайносовершительных формул
; на практике указания Чиновника в этом месте не всегда соблюдаются буквально);

31) поминовение архиереем Патриарха и сослужащих епископов, старшим пресвитером — самого архиерея;

32) произнесение диаконом диптихов («выклички») в конце анафоры;

33) облачение в малый омофор перед возгласом «Святая святым », раздроблением св. Хлеба и Причащением;

34) осенение народа дикирием и трикирием после Причащения, со словами: «Спаси Боже люди твоя » и пение ему в ответ: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

35) архиерей в отличие от иерея не участвует в перенесении святых Даров после Причащения на жертвенник (что соответствует древней практике, когда святые Дары относились в скевофилакион диаконами и пресвитерами);

36) обозначение в Чиновнике молитвы «Исполнение закона и пророков …» как «конечной , а не как молитвы «внегда потребити святая » (что больше соответствует древнему названию: «молитва в сосудохранительнице», она читалась клириками в скевофилакионе, где они разоблачались после службы);

37) отпуст с осенением дикирием и трикирием и пением «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

38) особый чин снятия облачений с архиерея: «Ныне отпущаеши » и т. д. (присутствующий и в иерейском Служебнике (С. 173-175), но без указаний на разоблачение; на практике при иерейском служении обычно не связывается со снятием облачений, а включается в состав молитв после Причащения);

39) исход иерарха, облаченного в мантию и клобук, из храма при пении «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε».

Следует отметить, что епископ может совершать службу т. н. иерейским чином, т. е. по иерейскому формуляру, от особенностей А. б. сохраняется только то, что:

— епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор;

-ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием,

— не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник).

Такую службу принято совершать в день хиротонии.

Да просветится свет твой пред человеки

Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.
— Алексей Сергеевич, начнем с вопроса: кто такой архиерей, иначе говоря, епископ? Мы привыкли воспринимать его как начальника, руководителя, как, если угодно, лидера. Но ведь так его воспринимают и люди, по отношению к Церкви внешние. Кто есть епископ в Церкви, коль скоро она — Тело Христово? Заодно поясните, пожалуйста, почему, говоря «епископ», мы имеем в виду не только собственно епископа, но и архиепископа, и митрополита, и Патриарха?
— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.

— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]