Особенности службы «Литургия Преждеосвященных Даров»: текст и пояснения, когда проводится богослужение

Для современного христианина Таинство Причащения является редким событием. Но для сознания истинно верующего человека редкое приобщение ко Христу — это наказание. Он горит желанием как можно чаще соединяться со Христом, причащаясь Его Телом и Кровью — величайшим даром, который дал нам Господь.

Великий пост с его строгим уставом не предусматривает совершения полной торжественной литургии в течении недели, соответственно — и таинства Евхаристии. Для этого понадобилось особое богослужение, на котором верующие могли бы причащаться.

Что такое литургия Преждеосвященных Даров

Во-первых, это богослужение не является литургией в полным смысле слова. В ней отсутствует евхаристический канон. По сути — это вечерня с чинопоследованием святого Причастия. Святые Дары для нее заготавливаются на полной литургии (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого).

Происхождение фразы

Название Преждеосвященной литургии произошло от того, что Тело и Кровь Иисуса Христа в виде хлеба и вина, которыми должны причаститься верующие, подготавливаются, пресуществляются, освящаются заранее. А предназначение этого богослужения — подготовить людей к Их принятию.

Значение понятия

Литургия в переводе с греческого означает — общее дело. Это главное богослужение православной Церкви. Главной целью данной службы является Евхаристия (греч. благодарение), т.е. причастие Телом и Кровью Христа, переживание Тайной Вечери. Преждеосвященная — заранее освященная (имеется в виду св. Причастие).

В чем отличие?

Уже из названия службы легко понять, что на ней не приносится Бескровная Жертва. Причащаются на таком богослужении заранее освященных Тела и Крови Христовых. Святые Дары обычно заготавливают на последней полной Литургии в воскресенье. Поэтому на будничной службе не совершается проскомидия (поминание живых и умерших с выниманием частиц из просфор). Следовательно, на нее не нужно подавать записки.

Главная цель Литургии Преждеосвященных Даров — причащение тех, кто по каким-то причинам не смог причаститься на выходных. Нужно знать, что на этой службе ко Святой Чаше подходят только те, кто способен проглотить освященную частичку. По этой причине на ней не причащают младенцев.

Историческая справка

Исторически это богослужение приписывают святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, жившему в седьмом веке. На самом деле оно существовало и ранее, но в разных вариациях. Свт. Григорий принес в Римскую Церковь древние обряды, которые сохранились на Востоке, в том числе — и это богослужение.

Появление и развитие литургии

Совершение данного богослужения в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы, воскресения и праздника Благовещенья) утвердилось на Трулльском соборе 691-692 г. г.

Но на соборе ее совершение лишь подтвердилось официально, это значит, что она уже существовала. Говорить о точной дате появления невозможно потому, что последование богослужений развивалось со временем.

База данного богослужения — заготавливать заранее святые Дары — появилась в первые века. Святой мученик Иустин (начало второго века) писал, что Причастие заготавливалось, и диаконы несли его тем, кто не мог быть на богослужении.

Как отдельное богослужение Преждеосвященная Литургия появилась тогда, когда установился Великий пост. И поскольку в течение недели торжественные литургии свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого не совершались, появилась нужда заготавливать святое Причастие заранее, чтобы была возможность причаститься не только по субботам и воскресениям.

Современное положение

Литургия Преждеосвященных даров должна совершаться вечером в девятый час (по византийскому времяисчислению), т.е. в три часа дня. Но чаще всего ее совершают утром.

Дни, когда совершается это богослужение, следующие:

  • по средам и пятницам Великого поста, кроме праздника Благовещенья;
  • в четверг пятой седмицы;
  • в понедельник, среду и вторник Страстной седмицы;
  • в полиелейные праздники: первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских;
  • храмовые праздники.

Литургия Преждеосвященных Даров и ее происхождение

Как известно, Литургией Преждеосвященных Даров называется совершаемое в седмичные дни Великого поста богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной Литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Шестой Вселенский Собор (52-еправило)2 утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением Евхаристии3.

Вопрос о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров является трудным4, потому что самые ранние свидетельства о ее существовании относятся к началу VII в. Одно из них — в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии патриархе Константинопольском с первой недели поста, четвертого индикта (615 г.) начали петь после Да исправится, во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона (сосудохранительницы, особого строения рядом с храмом, где хранились святые мощи, священные сосуды и совершалась проскомидия5) на Престол, после того как иерей скажет По дару Христа Твоего, народ тотчас начинает: Ныне Силы Небесные…»6

В древнейшей из сохранившихся рукописей византийского Евхология (ркп. Ватиканской библиотеки Barberini. gr. 336, кон. VIII в.) приводятся молитвы чина Литургии Преждеосвященных Даров, не называемые «Литургией», но лишь «преждеосвященными» (Fol. 38v-43v)7. Приведенное в этом Евхологии богослужение совершалось вечером, «во светильничное же, после чтений и Да исправится, и Господи, помилуй, бывает молитва оглашенных при [совершении] Преждеосвященных»8. Под «чтениями» подразумеваются паримии на вечернях Великого поста; усиленное чтение Ветхого Завета за великопостным богослужением обусловлено древним обычаем подготовки оглашаемых к принятию Крещения в Великую субботу или на Пасху; епископы и пресвитеры читали оглашаемым Священное Писание и произносили огласительные поучения. Об этом рассказывает Эгерия в своем «Паломничестве»9; свт. Иоанн Златоуст упоминает о том, что огласительные наставления сопровождались обрядом возжжения светильников, необходимого ввиду того, что наставления продолжались до вечера10. Этот обряд в современной нам практике заключается в том, что иерей, выйдя из алтаря со светильником в руках, обращается к народу со словами: Свет Христов просвещает всех. Употребление этого обряда зафиксировано в памятниках III—V вв.11 Происхождение этого обряда лежит в древней иудейской (и даже шире — средиземноморской) благочестивой традиции — при зажигании вечерних светильников произносить благодарение за свет, ниспосылаемый Всевышним, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. В Христианской Церкви этот обряд получил новый смысл. Светильник, вносимый в молитвенное собрание, напоминал верующим о присутствии среди них Христа, Который назвал Себя «Светом миру» (Ин. 8:12 и 9, 5).

Таким образом, «катехетическими» элементами чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров можно назвать: поучения оглашенным и готовящимся к принятию крещения, начинавшиеся во второй половине дня и длившиеся до наступления вечера; возглашение Свет Христов просвещает всех и древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание; респонсорное исполнение вечернего («светильничного») 140-го псалма Да исправится молитва моя. К этим элементам было присоединено Причащение, которое стало общецерковным12. В Константинополе это, вероятно, произошло между 531–536 гг. в правление св. императора Юстиниана. В Константинополе вошло в обычай частое совершение Литургии Преждеосвященных Даров — так, св. патриарх Никифор Исповедник предписывал совершать Литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую Пятницу. Согласно константинопольскому Студийско-Алексиевскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV в., эта Литургия совершалась в среду и пятницу сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу13.

По словам прот. К.Никольского, еще в XIX в. в Киево-ПечерскойЛавре Литургия Преждеосвященных Даров служилась во весь пост, кроме понедельника и вторника 1-йседмицы14. Эта традиция совершать Преждеосвященную службу в будние дни Великого поста ежедневно, несомненно, сохранилась от времени господства Студийского устава. Тем не менее эта традиция толковалась в контексте устава Иерусалимского — Преждеосвященную Литургию совершали ежедневно только в Пещерах, при этом ежедневно пели в Пещерах полиелей в честького-либо из святых, в Пещерах погребенных.

Дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров по действующему Уставу

Нынешний Церковный Устав четко определяет дни, в которые совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это среда и пятница в течение первых шести седмиц Великого поста, четверг 5-йседмицы («четверг Великого канона»), первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, Преждеосвященная Литургия должна служиться в понедельник, вторник и четверг 2-й — 6-йседмиц св. Четыредесятницы, если в эти дни совершается полиелейное богослужение. Данная традиция существует на Руси со времени перехода на Иерусалимский Устав и совпадает с современной практикой Православного Востока15.

К категории праздников, в которые Типикон предписывает обязательное совершение полиелея в седмичные дни Великого поста и, следовательно, подразумевает служение Литургии Преждеосвященных Даров, относятся: Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских (9 марта ст. ст.) и храмовый праздник.

Следует также отметить, что в Русской Церкви при совпадении еще памяти святителя Московского Алексия (12 февраля ст. ст.) с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться полиелейная служба (с Литургией Преждеосвященных Даров), о чем свидетельствует специальное указание Типикона, помещенное под 12 февраля: «Аще ли пост: поем ему [свт. Московскому Алексию. — свящ. С.В.] по Маркове главе, якоже указася пети Обретению Честная главы Предтечевы» (Типикон, 12 февраля,1-е«зри»). Эта рубрика Устава, относящая память святителя Московского Алексия к праздникам, в которые обязательно должна совершаться полиелейная служба с Литургией Преждеосвященных Даров, является во многом уникальной. Для действующего Типикона в целом не характерно установление памятей русских святых в качестве общеобязательных для всей Русской Церкви, а также подробное изложение богослужения в честь русских святых. Тем ценнее для нас должно быть это указание Устава.

На первой седмице Великого поста совершение Литургии Преждеосвященных Даров возможно лишь в обычные дни — среду и пятницу — и без полиелея. Полиелейные праздники, совпавшие с 1-йседмицей св. Четыредесятницы, согласно Уставу, переносятся. Если в понедельник1-йседмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон,30-яхрамовая глава,7-яМаркова глава под 24 февраля). Если во вторник, среду, четверг или пятницу1-йседмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу1-йседмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (ср.: Типикон,31-яи 32-яхрамовые главы,8-яМаркова глава под 24 февраля). Только начиная со 2-йседмицы св. Четыредесятницы в будни возможно совершение полиелейной службы.

Следует отметить, что память святителя Московского Алексия, отмечающаяся 12 февраля (ст. ст.), выпадает на дни Великого поста нечасто — только при ранней Пасхе. Текущий год с самой ранней Пасхой предоставил нам редкий случай быть свидетелями такого совпадения, при котором полиелейная служба святителя Московского Алексия в дни Великого поста не переносилась на другой день, а совершалась (с Литургией Преждеосвященных Даров) в сам день празднования — четверг2-йседмицы св. Четыредесятницы. Последний случай такого совпадения имел место быть в 1915 г.

Особо следует отметить, что совершение Литургии Преждеосвященных Даров ради погребения или поминовения усопших является недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной Литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой16. Именно потому, что Литургия Преждеосвященных Даров не может быть заупокойной, в ее чинопоследовании не предусматривается произнесение заупокойной ектении и присоединение каких-либо заупокойных песнопений (за исключением стихиры на вечерне на Господи, воззвах в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц, поскольку в субботы этих седмиц совершается поминовение усопших). Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом17. Особо следует сказать о совершении Литургии Преждеосвященных Даров во внеурочные седмичные дни Великого поста по благословению Преосвященных архипастырей (например, в дни памятей местночтимых святых, в дни тезоименитств или иных торжеств). Как правило, данная практика не противоречит действующему Уставу, поскольку существует в контексте предписаний Типикона, разрешающего служение Литургии Преждеосвященных Даров при совершении полиелейного богослужения.

Заключение

Рассмотрев вопрос о днях совершения Литургии Преждеосвященных Даров, нельзя не отметить, что для решения возникающих в богослужебной практике вопросов нужно, в первую очередь, обращаться к литургической традиции Церкви, зафиксированной в богослужебных книгах, а также в авторитетных руководствах и толкованиях Устава. Необходимо усвоить слова свт. Афанасия (Сахарова), видного литургиста XX в., о бережном отношении к богослужебной традиции: «В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы… И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет… Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе… Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь»18. Очевидно, что в своем видении свт. Афанасий основывается на совете ап. Павла: «Тeмже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2:15). Этот совет должен быть руководством и для каждого христианина, которому дорога «многоценная жемчужина» (Мф. 13:45–46) православного богослужения.

  1. Подробнее об историческом развитии, богословских аспектах и богослужебных особенностях Литургии Преждеосвященных Даров см.: Ванюков С.А. Чин Литургии Преждеосвященных Даров (Исследование печатных изданий) // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8. С. 269–294.
  2. См.: Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893, 1992р.
  3. Ср.: Алфавитная Синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. Симферополь, 1892; М., 2006р. С. 363.
  4. См.: Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 2. С. 71.
  5. См. Taft R.F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 19782. (OCA; 200). P. 185–191.
  6. Chronicon Paschale // PG. T. 92. Col. 989.
  7. См. издание рукописи: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae», «Subsidia». 80). P. 42–48.
  8. Ibid. P. 42.
  9. См.: Maraval P. Journal de voyage ; Паломничество по Святым местам / Пер.И. В. Помяловского // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 103–172.
  10. См. Успенский. К вопросу… С. 73.
  11. Там же.
  12. Исторические данные позволяют видеть Севира Антиохийского одним из распространителей этой практики.
  13. См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
  14. Никольский К., прот.Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 458.
  15. Ср.: `IeratikÒn. ‘AqÁnai, 1995. S. 200.
  16. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 129–130.
  17. Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы (см. подробнее: Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 254–265; Ванюков С.А. Благовещенские главы // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 274–275). Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных. В этой связи следует заметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в предпразднство Благовещения, выпавшее на понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста (кроме четверга 5-й седмицы), не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно (см., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458).
  18. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 22, 26.

Источник: Московские Епархиальные Ведомости №3-4 за 2010 год

https://www.mepar.ru/library/vedomosti/48/709/

4 апреля 2012 года

Как проходит богослужение

Текст службы во многом отличается от привычного.

В начале священник произносит:

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»

Далее следует вечерня:

  • 103 псалом;
  • мирная ектения;
  • кафизма (которая делится на 3 части, после каждой — следует малая ектения).

В это время в алтаре священник переносит святые Дары с престола на жертвенник, сопровождая это каждением.

Далее:

  • «Господи воззвах» с соответствующими стихирами (при этом совершается каждение храма);
  • малый вход;
  • чтение паремий (предваряемое прокимнами).

После второй паремии открываются царские врата и священник со свечой и кадилом лицом к народу произносит:

«Свет Христов просвещает всех».

После третей паремии поются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя…». Далее следует молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая тремя земными поклонами.

Поле этого следует чинопоследование литургии, начиная с сугубой ектении с прошениями о тех, кто должен приступить ко святому Крещению (оглашенные). Это связано с тем, что в древней Церкви Крещение совершалось на Пасху или в Светлую седмицу. В этот момент некрещеные выходили в притвор храма и не участвовали в дальнейшем богослужении. Поэтому эта часть носит название литургии верных.

Далее следует Великий вход, который предваряется особым песнопением:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».

Священник совершает вход, держа дискос над чашей и говорит:

«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Как сказано выше, евхаристический канон, который состоит из молитв с призыванием Св. Духа на предложенные Дары, отсутствует.

Затем следует:

  1. Молитва Ефрема Сирина с поклонами.
  2. Просительная ектения.
  3. Отче наш.
  4. Главопреклонная молитва.
  5. Возглас «Святая святым».

Священнослужители причащаются в алтаре, после чего причащают верующих. В конце читается особая заамвонная молитва.

Происхождение службы

Упоминания о Преждеосвященной Литургии как великопостном богослужении встречаются уже в VI веке. Какова же причина ее возникновения? Как известно, пост — время скорби и сокрушения о своих грехах. Литургия же — это всегда праздник, торжество, почему ее еще называли в древности Пасхой.

Чтобы не нарушить общего покаянного настроения Великого поста с одной стороны и не лишить себя причастия на неделю — с другой, и было придумано такое трогательное богослужение. Можно сказать, что главным пафосом и особенностью службы является тоска по причастию. Наличие такого богослужения в церковном уставе является доказательством того, что ранние христиане причащались часто.

Существует мнение, что Преждеосвященная Литургия возникла из древней традиции самопричащения христиан на дому. Она особенно распространилась во времена гонений и позже была воспринята монахами-отшельниками, жившими в пустыне.

У святого Иустина Философа есть упоминания о том, что диаконы разносили Святые Дары домой тем христианам, кто по каким-то причинам не мог причаститься в храме.

Такая практика просуществовала вплоть до XV века, и сегодня, к сожалению, полностью утрачена. Но в те далекие времена самопричащение мирян было явлением обычным и повседневным, чему есть много подтверждений.

Утренняя вечерня

Почему правильнее служить Преждеосвященную Литургию вечером? Особенностью службы является то, что она совершается вместе с великопостной вечерней. Если совершать ее в позднее время суток, ближе по смыслу будут восприниматься некоторые слова молитв и песнопений: «жертва вечерняя», «Свете Тихий», «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»

Вечерню предваряет служба великопостных часов с последованием Изобразительных (еще одно специфическое богослужение). После Малого входа вечерни, пения «Свете Тихий» читаются два отрывка из Ветхого Завета — паремии. Первый отрывок из Книги Бытия о сотворении мира и грехопадении, второй отрывок — из Притчей Соломона.

После чтения первой паремии три певца из клироса (церковного хора) выходят в центр храма и становятся перед Царскими вратами. Далее звучит одно из самых запоминающихся, проникающих в душу песнопений Литургии Преждеосвященных Даров. Это избранные стихи из 140-го псалма. По-русски они звучат так:

Да направится молитва моя, как фимиам (благовонный дым), пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных

Во время пения все присутствующие в храме становятся на колени, духовенством совершается каждение в алтаре. После этого произносится молитва Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.

Зачем звенит колокольчик?

Еще одной примечательной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является загадочный колокольчик. Он звенит несколько раз в алтаре в самые важные моменты службы. Когда звон слышим в первый раз, мы в преклонении падаем на колени, когда колокольчик звучит повторно — встаем. Когда же он звенит?

  1. Когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник. В это время в храме читается Псалтырь, третья часть кафизмы.
  2. После чтения первой паремии священник берет кадило и свечу, изображая в воздухе кадилом крест, произносит: Премудрость, прости! Этим он призывает нас к особому вниманию. Затем священнослужитель оборачивается к молящимся и, благословляя их, произносит: Свет Христов просвещает всех!

Свеча символизирует собой свет, Христос является Светом миру, в Котором сбылись все ветхозаветные пророчества. Поэтому и зажигается свеча во время чтения отрывка из Ветхого Завета. Как видим, все особенности службы имеют свой глубокий смысл и символику. И ничто не мешает нам насладиться этим богослужением «вживую» хотя бы раз в течение Великого поста.

Видео с комментариями к Преждеосвященной Литургии смотрите здесь:

Вопрос об авторе

Традиционно автором Литургии Преждеосвященных Даров называют святого Григория Двоеслова. Он жил в VI веке и был папой Римским. Свое прозвище святой получил по названию написанных им «собеседований, диалогов» (дословно «диалог» — «двоесловие»). Память его празднуется 25 марта.

Но самое интересное, что составителем чина Преждеосвященной Литургии святой папа Римский скорее всего не является. Это подтверждают последние научные исследования. Среди авторов последования данной службы в источниках упоминаются имена Епифания Кипрского, Германа Константинопольского, даже Василия Великого. И ни разу — святого Григория.

Как известно, дыма без огня не бывает. Почему же все-таки именно Григорий Двоеслов так прочно ассоциируется у нас со специфическим богослужением Великого поста? Все очень просто. Этот святой муж действительно очень много потрудился на ниве церковного богослужения, в том числе и в деле приведения в порядок служб. Вполне вероятно, что ему довелось упорядочить и дополнить чин Литургии Преждеосвященных Даров, а также ввести ее в общецерковный обиход.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]