Корнилий (Титов), Митрополит Московский и всея Руси


Митрополит Корнилий (Константин Иванович Титов, родился 1 августа 1947 г.)

Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви (с 2005 г.) с титулом — митрополит Московский и всея Руси.

Будущий предстоятель РПсЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий родился в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье с именем в честь равноапостольного Константина Великого (именины 3 июня). До революции Орехово-Зуево был одним из городов Богородского уезда и находился на территории известного района расселения старообрядцев, известного как Гуслицы.

В городе находилось несколько церквей и домашних молелен, принадлежащих старообрядцам. В одной из них и молились предки будущего митрополита. Дом Титовых, что по улице Володарско­го, в котором Константин появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозо­вых и Зиминых. С Зимиными Титовы дружили семьями. С раннего дет­ства бабушка, Мария Никола­евна, водила внука в церковь Рожества Богородицы, кото­рая располагалась на улице Куз­нецкой. В народе этот храм был известен как «черная мо­ленная», поскольку ее клир в свое время составляли старообрядческие иноки. К сожале­нию, эта моленная в 1973 году была сожжена, когда городские власти начали реконструкцию города. Тем не менее даже в эти суровые годы жители города продолжали хранить веру предков. В доме Титовых всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во время атеистических гонений их хранить было небезопасно.

Окончив 8 классов средней школы, из-за материальных трудностей Константин сразу устроился на работу. Стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината — предприятия, в свое время основанного известными старообрядческими промышленниками Морозовыми. На Литейно-механическом заводе будущий митрополит проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме, а затем в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. Трудовая деятельность Константина Титова продолжалась до 1997 года. Последние годы он работал начальником ОТК — отдела технического контроля завода. Так сложились обстоятельства жизни будущего владыки, что ухаживая за боль­ной матерью (он был единствен­ный сын), он не женился. А потом, когда её не стало, он обратил все свои устремления к Церкви Христовой. Тут на практике пригоди­лись его знания и труды для возрождения орехово-зуевского храма по улице Куз­нецкая. Здесь он познакомился с настоя­телем — отцом Леонтием Пименовым, который и по сей день вот уже почти 30 лет окормляет Орехов­скую общину. Знакомство с отцом Леонтием помогло Константину встать на путь церковного служения.

В 1991 году Константина Ивановича избрали председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятой Богородицы. В мае 1997 года, оставив светскую работу, он дал обет безбрачия и был поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил митрополит Алимпий (Гусев). 7 марта 2004 года в Москве, в Покровском кафедральном соборе, митрополит Андриан (Четвергов) рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом его служения был назначен храм Рожества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве, где он исполнял обязанности второго священника.

21 октября 2004 года на Освященном Соборе иерей Константин был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру. 14 марта 2005 года о. Константин принял иноческий постриг с наречением имени Корнилий. 7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил священноинока Корнилия в сан епископа Казанского и Вятского. 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершен чин его восхождения на Казанскую кафедру.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового Предстоятеля Церкви вместо упокоившегося митрополита Андриана, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский Зосима. Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания.

Владыка позиционирует себя как сторонник продолжения курса своего предшественника, митрополита Андриана (Четвергова). Вскоре после избрания митрополитом заявил:

Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ.

За годы предстоятельства владыки Корнилия были упрочнены положительные тенденции в жизни Церкви. Стало традицией регулярное совершение архипастырских визитов во все епархии Церкви с совершением архиерейских богослужений, возведение в священные степени епископов, иереев, диаконов, чтецов, свещеносцев. Так, митрополит рукоположил на Дальневосточную епархию епископа Патермуфия (Артемихина), на Казанско-Вятскую епархию — епископа Евфимия (Дубинова), на вновь образованную Томскую — епископа Григория (Коробейникова). В 2016 году митрополит рукоположил епископа Саву (Чаловского) на новообразованную Казахстанскую епархию. За прошедшие годы со своего посвящения в сан митрополита владыка Корнилий возвел в священные степени более 50 священников, диаконов, более ста чтецов и свещеносцев.

Одной из ярких примет этого времени стало значительное число новоосвященных храмов.

Так, 3 февраля 2007 года митрополит Корнилий возглавил освящение нового храма в городе Йошкар-Оле, построенного по проекту и благословению митрополита Андриана. Престол храма был освящен во имя образа Богородицы «Всем Скорбящим Радость».


4 мая 2007 года владыка Корнилий совершил освящение утвержденного престола и храма во имя великомученика Георгия Победоносца в городе Егорьевске.

16 августа 2009 года состоялось освящение храма великомученицы Екатерины в селе Глазово Серпуховского района Московской области.

22 августа 2008 года митрополит Корнилий возглавил праздничное богослужение в Введенском храме Николо-Улейминского монастыря. После чтения часов был совершен чин освящения храма, а затем отслужена Архиерейская Литургия.

27 декабря 2009 года, в Неделю святых праотец, митрополит Корнилий освятил в селе Афанасьево Кировской области храм во имя святых верховных апостол Петра и Павла.

6 июня 2010 года во время визита митрополита Московского и всея Руси по Уральской епархии состоялось освящение храма в честь святого и славного пророка Илии фезвитянина в селе Тойкино Больше-Сосновского района Уральской епархии.

6 сентября 2010 года в с. Селиванихе Орехово-Зуевского района Московской области митрополит Корнилий совершил освящение храма во имя Рожества Богородицы.

23 сентября 2010 года в городе Уральске (Казахстан) под руководством митрополита Корнилия открылись торжества, приуроченные к обретению мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского. В храме Уральской старообрядческой общины был отслужен молебен святителю Арсению с чином соборного облачения и омовения святых мощей. 25 сентября состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века служил святитель Арсений, как и до революции был освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

8 июня 2011 года совершен чин освящения храма в селе Безводном. Как и до революции, его престол был освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

16 августа 2011 в г. Лысьве состоялось освящение храма во имя свв. прпмч. Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев.

23 августа 2012 года в селении Беливо Московской епархии освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

6 июня 2013 года, на праздник преподобного Симеона Столпника, митрополит Московский и всея Руси Корнилий освятил храм в селе Ёлкине Воскресенского района Московской области.

15 июня 2013 года состоялось торжественное освящение храма во имя Святой Троицы Лиговской общины Санкт-Петербурга.

27 июня 2013 года в селе Бор Нижегородской области освящен храм во имя святителя Тихона, Амафусийского Чудотворца.

15 июня 2013 года преосвященный митрополит освятил храм хутора Грачи Донской и Кавказской епархии (Волгоградской области).

7 августа 2013 года в городе Лыскове освящен храм во имя Всемилостивого Спаса.

4 августа 2013 года митрополит Корнилий освятил придел и второй алтарь Казанского храма во имя святителя Арсения Уральского села Безводное Нижегородской и Владимирской епархии.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) состоялось освящение нового храма Русской Православной старообрядческой Церкви. Митрополит Московский и всея Руси Корнилий и архиепископ Киевский и всея Украины Саватий освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года в селе Егоровке Фалештского района (Молдавия) освящен новый старообрядческий храм в честь праздника Рожества Богородицы.

17 ноября 2014 года был освящен старообрядческий храме г. Воронеже во имя Архистратига Михаила.

11 мая 2014 года митрополит Московский и всея Руси Корнилий совершил освящение престола и старообрядческого храма г. Коврова. Эта церковь, получившая освящение во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, перенесения честных его мощей, была построена в начале XX века и совсем недавно передана Русской Православной старообрядческой Церкви.

17 августа 2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области.

26 июня 2015 года владыкой был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честного Креста Христова в г. Чайковском (Пермский край).

5 июля 2015 г. митрополит Корнилий освятил храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. Новый храм освящен во имя Воздвижения Честного Креста Христова.

16 августа 2015 года в г. Тольятти митрополит Корнилий освятил храм во имя образа Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость».

13 декабря 2015 года владыка совершил освящение храма в г. Суздале во имя святых чудотворцев и безсребреников Козьмы и Дамиана.

Главным событием архипастырского визита в Крым стало освящение храма во имя Рожества Пресвятой Богородицы в селе Курортном, которое раньше носило название Русская Мама. Это событие состоялось 27 мая 2016 года.

28 июня 2016 года в городе Малая Вишера Новгородской области митрополит Корнилий освятил новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

5 июля 2016 год в старинном уральском городе Невьянске был освящен новый храм во имя иконы Всемилостивого Спаса.

Освящение храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в селе Кузнецы Павловопосадского района Московской области было совершено 30 октября 2016 года.

2 апреля 2022 г. состоялось освящение нового старообрядческого храма в столице Крыма, городе Симферополе. Храм освящен во имя Введения Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий с большим вниманием относится к почитанию святых мест, связанных с историей старообрядчества, возглавляет традиционные крестные ходы, служит молебны и литии. Посещал владыка и скит, где проживает известная отшельница Агафья Лыкова.

В ходе архипастырских поездок митрополит встречается с главами республик, областей, районов и муниципалитетов. На этих встречах решаются важнейшие вопросы жизни старообрядческой Церкви: предоставление земли под строительство храмов, реставрация памятников церковной архитектуры, возвращения церковных зданий в пользование Церковью, а также разнообразные социальные и просветительские проекты, которые осуществляются совместно государством и старообрядческими общинами.

Большое внимание в последнее десятилетие митрополит уделял вопросу возрождения духовно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». При содействии и финансовой помощи московских властей здесь проведены масштабные строительно-реставрационные работы в Покровском и Христорождественском храмах, доме Причта и колокольне Успения Пресвятой Богородицы. 1 февраля 2015 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском, состоялось знаковое событие: освящение храма-колокольни на Рогожском кладбище в Москве. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено первоначальное историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя этого величайшего события в истории человечества, и возвращение храму его исторического наименования было инициативой самого митрополита Корнилия.

За годы предстоятельства митрополита Корнилия Московское старообрядческое Духовное Училище подготовило одиннадцать выпусков. Юноши и девушки, закончившие МсДУ, теперь трудятся на церковном и церковно-общественном поприще.

Под председательством митрополита Корнилия ежегодно созываются Освященные Соборы и Советы Митрополии, на которых обсуждаются и принимаются решения по важнейшим вопросам церковной жизни.

В годы предстоятельства митрополита Корнилия активно развивается издательская деятельность. За эти годы издано 50 номеров журнала «Вестник Митрополии». Кроме собственно «Вестника», неоднократно издавались приложения к нему в виде буклетов, посвященных особым церковно-общественным событиям, таким как, например, поездка делегации Московской Митрополии в Пустозерск, визит митрополита Корнилия к Агафье Лыковой, празднование на Рогожском 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года и другим. Созданный во время предстоятельства митрополита Корнилия музейно-архивно-библиотечный отдел митрополии ведет широкую научную и издательскую деятельность. Изданы многие тома трудов таких известных старообрядческих авторов, как архиепископ Иоанн (Картушин), еп. Аресений (Швецов), еп. Михаил (Семенов). Одной из добрых традиций, установившихся во время предстоятельства митрополита Корнилия, стала церемония награждения авторов, издателей, журналистов за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. За эти годы в число награжденных вошло около 100 ученых, писателей и работников кино.

В последние годы предстоятельства митрополита Корнилия взаимоотношения с Белокриницкой Митрополией развиваются в духе братского взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому стало посещение делегациями Белокриницкой митрополии праздника св. жен-мироносиц в Москве, неоднократные встречи митрополитов в Белой Кринице и визит в 2013 году митрополита Леонтия в Казань для участия в торжествах, посвященных Казанскому образу Пресвятой Богородицы.

Владыка Корнилий активно поддерживает межстарообрядческое сотрудничество, выступает за добрососедские отношения и взаимодействие с другими старообрядческими согласиями. Так, 23–24 июня 2016 года в Московском Доме Национальностей прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В мероприятиях конференции приняли участие официальные делегации основных старообрядческих согласий — Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Поморской Церкви, представители старообрядческих общественных движений и СМИ.

В президиуме конференции присутствовали предстоятели Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр. Древлеправославную Поморскую Церковь представлял председатель Центрального совета ДПЦ Латвии отец Алексей Николаевич Жилко.

Персона РФ

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви

«Темы»

«Религиозные организации РФ», «Русская православная старообрядческая церковь»

«Новости»

Глава РПСЦ Митрополит Корнилий (Титов) посетил Молдову

Митрополит Корнилий сразу направился в храм Покрова Пресвятыя Богородицы, где в сослужении епископа Кишиневского и всея Молдовы Евмения возглавил службу отданию праздника Введения. За архиерейским богослужением присутствовали настоятель храма протоиерей Меркурий Сосин, отмечавший накануне 90-летний юбилей, а также иерей Андрей Костромин (г. Бендеры), иерей Григорий Кизицкий (г. Кагул). ссылка: https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=88592

Митрополит Корнилий (Титов): «Власти проявляют неподдельный интерес к старообрядчеству, которое в сегодняшнее время духовного и нравственного кризиса могло бы поделиться опытом выживания в сложных условиях»

Ответы митрополита Корнилия на вопросы главного редактора Интернет-портала «Религия и СМИ» Александра Владимировича Щипкова.

– Владыка, Вы уже более трех лет являетесь предстоятелем РПСЦ. Как Вы оцениваете этот период Вашего первосвятительства? Чего удалось достичь, и какие первостепенные задачи стоят сейчас перед Старообрядческой Церковью в России? ссылка: https://www.religare.ru/2_67553_1_156.html

Предстоятель РПСЦ Корнилий (Титов) снова отличился

Святейшего Патриарха Кирилла поздравили главы и представители религиозных организаций: Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий, председатель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Талгат Таджуддин, главный раввин России Адольф Шаевич, апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и другие. ссылка: https://txt.drevle.com/mirrors Избран новый предстоятель Русской православной старообрядческой церкви

Епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) избран новым предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви. ссылка: https://www.newsru.com/religy/

Старообрядческий Митрополит Корнилий пожелал «помощи Божией в архипастырских трудах» ряду иерархов РПЦ МП

Рождественские приветствия направил накануне 7 января, праздника Рождества Христова, ряду иерархов РПЦ МП старообрядческий Митрополит Корнилий (Титов), предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Как сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru», факсимиле одного из таких поздравлений было размещено 7 января на официальном сайте Казанской епархии РПЦ МП. ссылка: https://www.staroobrad.ru/modules.php

Освященный Собор РПСЦ 2010 г. – день первый

Соборные заседания 19 октября 2010 года открыл своим докладом первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви м. Корнилий (Титов). ссылка: https://www.staroobrad.ru/modules.php?

Глава РПСЦ митрополит Корнилий: Церковь может способствовать возникновению привлекательного образа праведной бедности

«Особую остроту» видит в теме богатства и бедности глава Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) митрополит Корнилий (Титов). По его словам, в последние годы «беспримерное социальное расслоение между небольшой частью сверхбогатых людей и остальной частью населения создает нездоровое напряжение и грозит социальным взрывом». Напоминая сегодняшним состоятельным людям евангельский призыв «богатеть в Бога», митрополит Корнилий предложил «хороший пример для нынешних богачей» — это «щедрая благотворительность и социальная активность старообрядческого купечества и промышленников». Выступавший призвал имеющих средства вкладывать их в приюты для бездомных, больницы, дома престарелых, детские дома и храмы. ссылка: https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=12199

Не поминающий митрополита Корнилия старообрядческий священник о Гундяеве и Pussy riot

Сегодня «Новая Бурятия» предлагает интервью на эту тему протоиерея Елисея Елисеева, представителя управления Дальневосточной епархии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) христиан, не поминающих митрополита Московского и всея Руси Корнилия. – Отец Елисей, почему, на ваш взгляд, Русская православная старообрядческая церковь, возглавляемая митрополитом Корнилием (Титовым), не высказывает своего отношения к этой акции феминисток? ссылка: https://kutalo.livejournal.com/13293.html

Новый глава старообрядцев сохранит прежний курс на диалог с Русской Православной Церковью

Епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) избран новым предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви. ссылка: https://www.pravoslavie.ru/news/14865.htm

Репортажи и интервью

6 октября заседания конференции открылись в в Музее Придунавья в Измаиле. На пленарной сессии присутствовали предстоятель РПСЦ Митрополит Корнилий (Титов) и консул РФ в Одессе Юрий Диденко. ссылка: https://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=1500

Знаменитая таежная отшельница Агафья Лыкова присоединилась к Русской Православной Старообрядческой Церкви

Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) выступил 15 ноября на открытии пленарной сессии ХХ Международной конференции исследователей старообрядчества в Москве, сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru». Он рассказал, что знаменитая алтайская отшельница Агафья Лыкова после подробного исследования канонического достоинства Белокриницкой иерархии присоединилась к РПСЦ. ссылка: https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=87800

Двое мирян РПСЦ отлучены указом Митрополита Корнилия от Церкви за организацию протестов против хиротонии Костромского епископа

Двое мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) — Артемий Артемьев и Иван Чекушин, — протестовавших против поставления во епископы священноинока Викентия (Новожилова), были отлучены от Церкви указом Митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru». Отлученные были уведомлены об этом решении самим Митрополитом 20 марта по окончании воскресной службы в Покровском соборе на Рогожском кладбище Москвы. ссылка: https://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=599

6-7 февраля состоялся Совет Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви

Совет Московской митрополии под председательством главы Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова) на своем заседании на прошлой неделе «ради мира церковного» согласился при официальных сношениях с собратьями в Румынии употреблять исторически сложившийся титул «архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит», однако подчеркнул, что это «не означает признания Московской митрополией духовно-административной власти над собою со стороны Белокриницкой митрополии». ссылка: https://www.pravoslavie.ru/news/20843.htm

Митрополит Корнилий и государство

Динамично развиваются отношения между Русской Православной старообрядческой Церковью и государством. Митрополит Корнилий является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. 22 февраля 2013 года в Екатерининском зале Кремля Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин наградил Митрополита Московского и всея Руси Корнилия государственной наградой — орденом Дружбы. Эта высокая государственная награда вручается гражданам Российской Федерации, а также гражданам иностранных государств за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами; плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей; активную деятельность по сохранению, приумножению и популяризации культурного и исторического наследия России.

26 февраля 2013 года в своей резиденции в Ново-Огарево Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с Митрополитом Корнилием, Московским и всея Руси. В начале беседы владыка Корнилий поблагодарил Президента России за предоставленную возможность личной встречи и обратил внимание на ее важность и историческую уникальность для всего старообрядческого мира. В ходе встречи митрополит Корнилий познакомил В.В. Путина с современным положением РПсЦ и с признательностью отметил, что Старообрядческая Церковь сегодня имеет возможность для свободного развития, и государство оказывает поддержку во многих вопросах.

16 марта 2022 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В приветственном слове митрополит Корнилий выразил благодарность президенту Российской Федерации за внимание к нуждам Церкви и помощь в проведении в 2016 году в Москве международной конференции, где впервые встретились представители старообрядчества всего мира.

В ходе встречи Владимир Путин и митрополит Корнилий обсудили вопросы о грядущем праздновании 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Также в рамках национальной политики были затронуты проблемы взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Кроме того, двустороннему обсуждению подлежал вопрос о возвращении Русской Православной старообрядческой Церкви здания старообрядческого храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Москве в Малом Гавриковом переулке.

31 мая 2022 года, накануне 70-летия Владыки, духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу, посетил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Цель этого визита — ознакомление со старообрядческим духовным центром РПСЦ, осмотр его храмов и территории. В ходе встречи глава государства побывал на выставке «Сила духа и верность традиции», которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия. На выставке представлены уникальные памятники XVI–XX веков, хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

Митрополит Корнилий на протяжении нескольких лет постепенно строит свои взаимоотношения с государственной властью. На разном уровне, небольшими шагами митрополит утверждает свой авторитет в обществе, а соответственно и авторитет всего старообрядчества. Это особенно важно, потому что до митрополита Корнилия в РПсЦ был некоторый период, когда отношения с властями и обществом не были для старообрядцев приоритетными. Однако служение митрополита Корнилия совпало с готовностью старообрядцев строить новые отношения с государством, по-новому заявить о себе в обществе. Кроме этого, митрополит Корнилий оказался единственным представителем старообрядцев, который смог общаться с властями.

Митрополит Корнилий ревностно исполняет свой архипастырский долг, регулярно совершает архиерейские богослужения в Кафедральном Покровском Соборе г. Москвы. Он часто посещает общины Московской епархии, а также нередко бывает во всех епархиях Русской Православной старообрядческой Церкви. Внимательно относится к проблемам церковной жизни, ответственно подготавливает и рукополагает кандидатов во священные степени, возглавляет освящение многих построенных храмов. Будучи сам талантливым проповедником, архипастырь целенаправленно развивает и поддерживает в Церкви проповедническую, просветительскую и издательскую деятельность, духовное образование. Владыка очень радеет о том, чтобы результат этих трудов был направлен как внутрь Церкви, на оживление духовной жизни христиан, так и во вне, в мир, для проповеди всему человечеству истин Богом данной правой веры.

За время первосвятительского служения владыки Корнилия в Церкви особенно проявилась соборность. Это выражается не только в том, что регулярно проводимые Освященные Соборы стали реальным органом управления Церкви, но и в том, что Церковь открыто и свободно обсуждает вопросы своей внутренней жизни и каждый её член получил право соборного голоса. Владыка Корнилий известен своей открытостью и отзывчивостью. Он уважителен и смирен со своими собратьями-архиереями, по-отечески относится к подчиненным ему священнослужителям — священникам, диаконам и чтецам. Готов для общения со всяким христианином, внимателен к людям разного ранга и положения, национальности и вероисповедания. Владыка образован и начитан, открыт ко всему новому. При огромных моральных и физических нагрузках, владыка Корнилий ведет скромный и строгий образ иноческой жизни, энергичен и жизнерадостен, непритязателен в бытовых вопросах.

Митрополит Корнилий (Титов): Русская мечта — в возрождении Святой Руси

Эксклюзивное интервью телеканалу «Царьград» Предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова)

Митрополит Корнилий – Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, крупнейшего старообрядческого согласия, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Сегодня высшее руководство Государства Российского уделяет всё большее внимание жизни старообрядцев нашей страны и зарубежья, в том числе их возвращению на Родину. В этой связи в последние годы состоялось несколько личных встреч Владимира Путина с митрополитом Корнилием.

Об этом и многом другом, в том числе – о позиции старообрядцев по наиболее актуальным общественным и даже политическим вопросам, старообрядческий первоиерарх рассказал телеканалу «Царьград». В эксклюзивном интервью, которое владыка Корнилий дал нам в уникальном месте – московской Рогожской Слободе, одном из главных исторических центров русского старообрядчества.

* * *

Царьград: Владыка, два с половиной года назад Рогожскую Слободу посетил Владимир Путин, и в прошлом интервью Царьграду Вы подробно рассказали об этой встрече. А совсем недавно, в конце ноября 2022 года, Вы вновь встретились с Владимиром Владимировичем. Какие ключевые вопросы обсуждались с главой государства?

Митрополит Корнилий (Титов): Для начала хочу поблагодарить телеканал «Царьград» за внимание к нашей Церкви. За те интервью, которые у нас уже были, и за наши наработанные очень доброжелательные отношения. Вообще, круг сочувствующих, знающих старообрядчество, расширяется, в том числе благодаря тому, что мы встречаемся и открыто беседуем, обсуждаем разные интересующие многих людей вопросы. Так и встречи с нашим президентом тоже уже стали доброй традицией.

Вы вспомнили знаковую историческую встречу 2022 года, когда впервые после Раскола XVII века (а это уже больше 350 лет!) глава государства сам пришёл к старообрядцам – в наш духовный и культурно-исторический центр в Москве на Рогожском. Его внимание к нашим духовным ценностям, нашей истории и культуре и к нашим насущным вопросам, которые мы тогда озвучили, для нас очень важно. К сожалению, сегодня немногие знают историю старообрядчества, однако два с половиной года назад я ясно почувствовал, что отношение властей и вообще окружающих людей сильно изменилось: появилась искренняя, живая заинтересованность.

Недавняя встреча, которую вы также упомянули, состоялась 23 ноября сего года, и эта встреча тоже для нас была очень важной. Ключевым вопросом, который мы обсуждали с президентом, стала подготовка празднования 400-летия протопопа Аввакума, которое будет в следующем, 2022 году. К этому событию готовится всё старообрядчество, я бы даже сказал, всемирное старообрядчество. За эти века у нас появилась первая возможность так широко рассказать и об этом гениальном русском писателе, философе и борце за веру, возможность обратиться к истории трагического Раскола, без которой сложно понять историю нашего Государства Российского последних веков.

Протопоп Аввакум. Фото: pravoslavie.ru

Чтобы понять, каковы были причины трагедии церковного Раскола, затронувшего всё наше общество, весь русский народ, понять, какие были его последствия, а главное, как сделать так, чтобы это не повторилось, очень важно обратиться к личности протопопа Аввакума. И с Владимиром Владимировичем мы подробно обсуждали те культурные мероприятия, которые у нас запланированы в связи с этим юбилеем.

Конечно, для нас, старообрядцев, самое главное – наши молитвы этому великому святому, которого мы почитаем как страдальца, мученика за веру, но это наше внутрицерковное дело. А помимо этого запланированы открытые культурные мероприятия, такие как выставки, концерт духовных песнопений, исторические конференции. Практически в каждом регионе нашей страны, где живут старообрядцы (а это более 50 регионов). И российское руководство – президент, правительство, Министерство культуры и губернаторы непосредственно на местах, с которыми я часто встречаюсь, поддерживают это довольно активно.

Ещё мы говорили с Владимиром Владимировичем о переселении старообрядцев, их возвращении на Родину. Это переселение очень нужно для Дальнего Востока, где у нас малозаселённые пространства, особенно вблизи с китайской границей. И уже 130 старообрядческих семей переселились за последние два-три года, и сейчас есть потенциальные возможности переселения ещё большего количества старообрядцев. Я рассказал президенту, что за последнее время в семьях переселенцев уже родилось 30 детей, создаются новые семьи, и 50 семей уже в следующем году готовятся к переселению.

Недавно я был в Кирове, в Вятке, где встречался с местным губернатором, и он мне сказал: мы тоже хотели бы, чтобы старообрядцы и к нам приехали. В общем, уважение к старообрядцам как к людям традиционной культуры, крепко верующим, имеющим надёжную семью, честным и трудолюбивым людям – налицо. Поэтому старообрядцев ждут во многих регионах, чтобы поднимать, возрождать русскую землю.

Ну а последний вопрос, который мы обсуждали с Владимиром Владимировичем, это возможность государственной помощи в возрождении нашего старообрядческого института, который до революции был здесь на Рогожском, но, к сожалению, в советские годы был закрыт, и здание постепенно разрушалось. Это очень большое ветхое здание нам вернули, однако средств на его восстановление не хватает. Поэтому мы обратились к президенту за поддержкой, чтобы старообрядцы смогли возродить духовное учебное учреждение. Владимир Владимирович поддержал нас, и сейчас мы прорабатываем, как это будет осуществляться.

Мы обсуждали с Владимиром Владимировичем возможность государственной помощи в возрождении нашего старообрядческого института. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Уверен, эти благожелательные отношения и то положительное сотрудничество, которое у нас сложилось с президентом, правительством и региональными властями в последние годы, очень нужно и нам, старообрядцам, и государству. Чтобы поднимать, возрождать наши духовно-нравственные основы после разрушений прошлого века.

Ц.: Вы упомянули «всемирное старообрядчество». Известно, что помимо Русской Православной старообрядческой Церкви есть Русская Древлеправославная Церковь, есть немало беспоповцев, часовенные, поморцы, федосеевцы… Есть ли взаимодействие с ними?

Митрополит Корнилий: Да, вы назвали разные старообрядческие согласия (а иногда и несогласия), которые сложились после Раскола. К сожалению, старообрядцы долгие годы не могли общаться друг с другом. Разрозненные в разных уголках России и других стран, они просто не могли бы собрать Собор, чтобы обсудить общие догматические основы, отсюда – наши нестроения и разобщение.

Как известно, поповцы и беспоповцы – это разные вероучительные старообрядческие платформы. Но есть вопросы, которые нас объединяют: это наши общие культурные ценности, то, как мы отстаиваем традиционную семью, говорим о книжности, об общей для нас дораскольной истории. И, конечно, о наших общих ближайших задачах, в числе которых – 400-летие протопопа Аввакума.

Всемирный старообрядческий форум 2022 года. Фото: официальный сайт Русской Православной старообрядческой Церкви

Полтора года назад в Москве прошёл Всемирный старообрядческий форум. Это – самое настоящее историческое явление, первое после Раскола. Ни в царской, ни в советской России мы собраться вместе не могли. А сейчас нас поддержало правительство, и мы пригласили со всего мира старообрядцев разных согласий, чтобы познакомиться и в течение двух дней обсудить наши общие проблемы. При этом мы сразу решили, что вероучительных вопросов, которые нас разъединяют, касаться не будем. И сейчас мы готовимся к новому старообрядческому форуму, намеченному на октябрь 2022 года, на который приедут сотни старообрядцев со всего мира.

Ц.: Владыка, относительно недавно стало известно, что в рамках взаимодействия различных старообрядческих согласий, включая единоверцев Русской Православной Церкви, появились два проекта. Всемирный союз староверов, который возглавил Леонид Севастьянов, христианин вашей Русской Православной старообрядческой Церкви. И Международный старообрядческий союз, который тоже возглавил ваш христианин Валерий Коровин. Почему две эти организации возникли одновременно, есть ли между ними противоречия или они друг друга дополняют? Поддерживаете ли Вы их работу?

Митрополит Корнилий: Начало этому было положено на форуме, который, как я уже рассказал, был полтора года назад в Москве. И там было предложено, цитирую, «создать общественную организацию для взаимопомощи в общественных делах, защиты своих гражданских прав, для совместного диалога с властями и сотрудничества на международном уровне в экономических вопросах». Началась подготовка, и упомянутый вами Валерий Михайлович Коровин взялся разрабатывать Устав этой организации. Окончательное обсуждение будет на следующем форуме в юбилейном 2022 году, и если разрабатываемый Устав будет утвержден, то будет создана эта организация, объединяющая старообрядцев разных согласий.

А Леонид Михайлович Севастьянов здесь оказался немножко «впереди поезда». Услышав эту идею, он написал свой проект и зарегистрировал на своё имя этот союз. Конечно, юридически это может сделать каждый. Но у нас в старообрядчестве, как мы считаем, это должно быть соборно, и я говорил, что пусть старообрядческие согласия проведут свои соборы, одобрят или не одобрят на них эту идею, и затем мы вынесем её обсуждение на форум всех старообрядцев.

Так что «Всемирный союз староверов» это исключительно его личная инициатива. Леонид Михайлович обещал старообрядцам разных согласий экономическую и юридическую помощь, но это его личный проект. И поэтому мы с Валерием Коровиным продолжаем работу по созданию Международного старообрядческого союза. И если он будет принят старообрядцами на форуме в октябре 2022 года, будем эту нашу идею с Божьей помощью воплощать в жизнь.

Валерий Коровин. Фото: Pravda Komsomolskaya / Globallookpress

Ц.: И здесь я не могу не спросить о диалоге вашей Церкви с Русской Православной Церковью. Известно, что ещё в нулевые годы ставилось много вопросов, создавались комиссии по этому диалогу, а на какой стадии он находится сегодня?

Митрополит Корнилий: За почти 15 лет моего митрополичьего служения я бы охарактеризовал наши отношения как добрососедское мирное сосуществование. Действительно, у нас была создана комиссия, которая дала ответы на вопросы авторитетных учёных мужей Русской Православной Церкви об их сомнениях относительно нашей Белокриницкой иерархии (основанной в 1846 году митрополитом Константинопольского патриархата Амвросием – прим. ред.). Эта тема для нас совсем не новая, и, разумеется, в этом вопросе у нас нет никаких сомнений.

Мы вручили свои ответы комиссии Русской Православной Церкви, но до сих пор неизвестно, насколько удовлетворили или не удовлетворили вопрошающих. В целом же, повторюсь, у нас добрососедские мирные отношения, мы живём в одном государстве, и отношение к традиционным, в первую очередь, семейным ценностям у нас общее. Что касается борьбы с абортами, пьянством, развратом, извращениями, всё это – наше единое поле, где мы можем, помогая друг другу, возрождать нашу духовно-нравственную основу, как это было на Святой Руси.

Конечно, мы помним 1971 год, когда на Поместном Соборе Русской Православной Церкви наши старые обряды, которые наши предки защищали порой ценой своей жизни, были признаны истинными. Помним и слова митрополита Илариона (Алфеева), говорившего о важности сохранения древнего византийского одноголосного знаменного пения и благодарившего за то, что мы, старообрядцы, его сохранили. Пения, которое ЮНЕСКО признало достоянием мировой культуры.

Ц.: Вы сказали очень важные слова о традиционных семейных ценностях. Сегодня в нашей стране много копий ломается вокруг законопроекта о так называемом «семейно-бытовом насилии». Многие представители Русской Православной Церкви очень жёстко его критикуют как законопроект о праве на внешнее вмешательство в семейную жизнь. А каково Ваше мнение по этому вопросу?

Митрополит Корнилий: Несколько дней назад этот вопрос был задан президенту Владимиру Путину в ходе его встречи со СМИ. И он начал ответ с того, что, конечно, осуждает любое насилие. Но законы, которые уже существуют, защищают семью, и в том числе тех, кого в семьях бьют и обижают. И конечно, мы должны в рамках этих законов защищать наших граждан, в первую очередь, конечно, женщин и детей. Примерно так он ответил.

Со своей стороны, я бы хотел добавить, что внешнее вмешательство в семейную жизнь, когда это совершается без решения суда каким-то либеральным законом, очень близко к совершенно неприемлемой для нашей страны, нашего общества ювенальной юстиции, которую несколько лет назад нам пытались навязать западные либеральные организации.

Да, сегодня у нас уже есть законы, которые должны охранять от насилия. Но в новом законопроекте, как я понял, нет даже чётких критериев, что же это такое за насилие. Там говорится «моральное насилие», а как его определить, что это такое? Просто «посмотрел косо» или «ребёнок не выспался» – всё может быть предметом «морального насилия». А значит, надо или разъединить семью, или ребёнка убрать из этой семьи.

На сегодняшний день нам, конечно, надо обязательно защищать семью. И в том числе защищать семью от вмешательства тех либеральных СМИ, которые сейчас выходят через интернет, которые дети смотрят с утра до вечера, через телевидение с его развратом и так далее… Вот от всего этого надо защищать семьи, и особенно молодёжь, принимать какие-то законы, устанавливать какие-то рамки, чтобы это не разрушало семью, психику.

Нам надо вернуться к Домострою: Домострою Святой Руси, который определял семью как малую церковь: православная вера, отец, мать, подчинение, благословение. Вот что должно скрепить нашу семью. Поэтому, конечно, никакие либеральные юстиции нам не нужны. А возвращение к своим основам, к нашим духовным нравственным истокам, к созданию крепкой семьи старообрядцы всегда поддерживали и в своём быту тоже стараются это проводить.

Ц.: Огромное значение для воспитания имеет школьное образование, которое, к сожалению, до сих пор несёт на себе след и советского атеистического образования, и не менее страшного либерального образования, которое Фонд Сороса и прочие западные фонды в 1990-е годы активно навязывали нашей стране. Совсем недавно Вы выступили в Совете Федерации с большим докладом на эту тему. Можете ли в нескольких словах описать своё мнение о состоянии сегодняшнего отечественного образования, и что можно сделать, чтобы вернуть его в русло русской традиции?

Митрополит Корнилий: В Совете Федерации, когда там обсуждался вопрос образования, я выступал с позиций нашей Церкви и вообще с позиций православной Святой Руси. Образование – это постижение Образа Божия. Без этого образования мы не можем спасти свою душу и войти в Царство Божие. И очень важно, чтобы это образование не превратилось в «без-образие». Потому что, если нет Образа Божия, то получается «без-образие».

Образование, в первую очередь, начинается с семьи. Это – церковный семейный уклад, традиции почитания старших, благословение, постоянная молитва, хождение в храм. Конечно, многое утрачено в безбожное советское время. Мы понимаем, что понятия о грехе сейчас почти не существует, о том, что такое покаяние, что такое страх Божий. Вот к этому и надо возвращаться, это и есть основное образование. То есть не как учить, разные методики, ЕГЭ и так далее, а чему учить, чтобы Образ Божий, в конечном итоге, был запечатлён в душе ребёнка. А потом дальше всё выстроится, в том числе, какие науки он будет изучать, прикладные или гуманитарные.

К сожалению, на сегодняшний день очень много неполных семей, где нет отца или отец пьющий, а сегодняшняя школа и её учителя зачастую сформировались ещё при коммунистическом режиме. Но конечно, хотелось бы, чтобы во всех классах школы было духовное образование. Сейчас это только очень маленький отрезочек, в начальной школе по одному часу в неделю («Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» — прим. ред.).

Понятно, что проблема упирается в то, кто будет преподавать, в то, пускать или не пускать священников в школы. А если те учителя, которые просто не подготовлены, которые пришли из советского безбожного времени, будут сухо преподавать, как говорится, «для галочки», ребёнок это прекрасно поймёт и ничего полезного не воспримет.

Ну и, конечно, государству очень важно понять, насколько СМИ влияют на духовное образование современного, особенно молодого человека. Да, сейчас СМИ больше говорят о вере, о Церкви, но это примерно в таком ряду: футбол – балет – Церковь. Церковь на последнем месте по значению и по времени. А ты, ребёнок, выбирай. Но надо понимать, что Церковь – это основное, это не увлечение какое-то, не футбол, а основное дело жизни человека. Чтобы понять, для чего ты живёшь, как спасти свою душу, что такое грех, что такое покаяние. А сколько людей сегодня гибнет духовно, развращается от сегодняшних либеральных СМИ!

Именно эти очень важные вопросы я поставил в Совете Федерации, хотя, конечно, у меня нет чёткого знания, как их решать. Мы можем только молиться, чтобы Господь направил наши власти, тех, кто управляет разными телеканалами, СМИ. И конечно, очень важно говорить о том, что наше спасение, спасение России, русского человека в том, что, как говорил Достоевский, «всё назначение России заключается в православии», что когда Россия молилась – она спасалась. И если к этой молитве, к общению с Богом мы будем возвращаться, то да, мы будем спасаться, а если нет, то очень печальным может быть наш финал.

Ц.: Владыка, в упомянутом докладе, да и в нашей беседе Вы жёстко и последовательно критикуете те же либеральные СМИ. Вспоминаю, что лет 10 назад Вы даже выступали за то, чтобы в России в определённой степени возродить цензуру. Но понятно, что эти СМИ, зачастую обслуживающие интересы наших геополитических противников, вам в долгу не остаются. В последнее время стали появляться публикации, призванные дискредитировать Вас.

С одной стороны, Вам вменяется «слишком патриотическая» поддержка Крыма и Донбасса, с другой, говорится, что после посещения старообрядческого Покровского собора Владимиром Владимировичем Путиным храм якобы переосвятили. Наконец, Вас обвиняют чуть ли не в увлечении нетрадиционной медициной. Хотелось бы слышать Ваши комментарии по этому поводу.

Митрополит Корнилий: Само слово «либеральный» сегодня несёт отрицательный оттенок. Потому что либеральная свобода – это «свобода», которая заканчивается, как я недавно прочитал, гей-парадом. Мы прекрасно видим весь путь Запада:

– Дайте нам свободу! – А для чего тебе свобода? – Чтобы быть свободным от Бога, от Его законов, от Его рамок.

И это же пытаются навязать нам. Конечно, этим СМИ неприятно, когда мы пытаемся вернуть Россию в рамки Законов Божиих, к Святой Руси, к тому же Домострою. И то, что они нас ругают, я за эти годы понял, это хорошо. Если бы не ругали, тогда надо было как-то напрягаться. Если бы либеральные СМИ начали меня хвалить, стало бы ясно, что я делаю что-то не то.

О Донбассе мы молимся, чтобы мир там был восстановлен. Что же касается переосвящения нашего Покровского собора после прихода туда Владимира Путина, то, конечно, никакого освящения не было. Ведь что такое освящение храма? Это большой богослужебный чин, который занимает два дня: с вечерним и утренним богослужением, особыми молитвами, крестным ходом и так далее. Но, поскольку люди из ФСО с оружием, причём неизвестно какой веры, заходили в храм, мы, как принято, окропили его святой водой. Это есть в церковных уставах, такое окропление периодически совершается в каждом храме.

Что же касается переосвящения нашего Покровского собора после прихода туда Владимира Путина, то, конечно, никакого освящения не было. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Ну, и уж совсем смешное обвинение – в том, что лечусь у каких-то «колдунов». Могу сказать точно: никогда в жизни я у них не лечился. Есть врачи, есть молитвы, и только к этому мы прибегаем как православные христиане. Конечно, не обязательно мы должны нравиться всем, но мы мирно молимся и за ненавидящих и обидящих нас, чтобы Господь их вразумил и чтобы они пришли к истинному пониманию того, что есть добро, а что есть зло.

Ц.: Но есть обвинения и с другой стороны, будто старообрядцы не просто не патриоты, но подлинные творцы революции 1917 года. Некоторые публицисты любят обвинять старообрядцев в том, что они принимали массовое участие в революционных событиях столетней давности. Что бы вы ответили на это?

Митрополит Корнилий: Революция – это всегда кровь, страх, разруха, жертвы. А Православие, на котором зиждется наше старообрядчество, конечно, несовместимо с насилием. Это нам заповедал Христос. И поэтому истинные старообрядцы, хранители этих устоев, а это миллионы человек, были против революции, в отличие от нескольких человек, которые вошли в историю как в какой-то мере поддерживающие этот процесс.

Более того, старообрядцы больше других пострадали от этой революции: казачество, крестьянство, предприниматели. Цвет старообрядчества. Сто лет прошло, и мы видим, какие были страдания, кровь, ужасы, и дай Бог, чтобы никогда не повторилась эта революция. Выводы нужно делать сегодня, потому что из-за бугра опять призывают чуть ли не на баррикады, то есть опять наступать на эти исторические грабли.

Но просто вырывать 1917 год из контекста истории нельзя. Отправная точка – 1551 год, Стоглавый Собор, на котором закрепились наши русские православные духовные устои. Александр Солженицын, говоря о взаимосвязи Раскола XVII века и революции 17-го года, возвращает нас к моменту, когда начали рушиться эти устои. Именно во времена раскола элита отделилась от народа, реформы стали насильственной ломкой традиций, а Пётр I в это вбил свой клин.

Также стоит помнить, что безбожные разрушения 20–30-х годов прошлого века производились русскими людьми: они разрушали церкви, сбрасывали колокола, рубили и сжигали иконы и церковные книги, сажали в тюрьмы и убивали священников. Не французы, не немцы и не поляки. А к этому русских людей привели предшествующие два века ломки наших традиций. Это, к сожалению, по словам Солженицына, и породило 1917 год. И он продолжает мысль, что в старообрядческой православной Руси революция никогда бы не победила.

Старообрядческий праздник святых жён-мироносиц в Рогожской слободе. Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»

Так что ещё раз повторю: не дай Бог, чтобы кровавая революция вновь когда-то наступила, потому что, как говорил Пушкин, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» – это страшная вещь. Будем молиться о том, чтобы кровавое насилие миновало Россию.

Ц.: По сути, Вы сказали очень важные слова о том, что нужна стратегия страны без потрясений, без революций. Сегодня Всемирный Русский Народный Собор, в работе которого Вы участвуете уже около 15 лет, разрабатывает два направления: стратегию народосбережения России до 2050 года и концепцию «Русская мечта», того, какой мы хотим видеть нашу страну в обозримой перспективе. Как Вы оцениваете эту работу ВРНС?

Митрополит Корнилий: Если говорить о русской исторической мечте и нашем движении вперёд, то в качестве переломного момента мне вспоминается Тысячелетие Крещения Руси, 1988 год. Тогда начался новый путь – возвращение из коммунистического рабства, которое можно сравнить с египетским рабством, из которого Моисей выводил.

Господь нас промыслительно выводит, потому что истинное христианство только в Православии осталось. Ещё протопоп Аввакум говорил: «Рим давно пал и лежит, не вставая». Сегодня мы видим процессы, которые идут на Западе, это духовное разложение, и сейчас многие понимающие западные люди обращаются именно к России, к Православию.

Моисей выводил из египетского плена 40 лет, мы со времени 1000-летия Крещения Руси прошли 30 лет. Давайте ещё 10 проживём и посмотрим, куда привёл нас Господь. Мне кажется, перспектива есть, с Божией помощью Россия крепнет, её голос всё сильнее слышен. Самое главное, сейчас наши власти понимают, что без Церкви невозможно устроить Россию и сберечь народ. На нашей встрече с Владимиром Владимировичем это тоже прозвучало. И мы видим, что это верующий человек.

Мы благодарны Всемирному Русскому Народному Собору, что он эти темы поднимает, как нам обустраивать Россию, как сберегать народ, как возрождать Православие в нашей стране. Благодарны устроителям, Константину Валерьевичу Малофееву, с которым несколько месяцев назад у нас была большая интересная встреча и разговор о пути возрождения России.

А в заключение нашей беседы я бы хотел поздравить всех верующих, всех православных христиан с высокоторжественным праздником – Рождеством Христовым! Дай Бог мира на Земле, мира в человеке и Любви, которой является Сам Господь, и благоденствия. Ещё раз всех с праздником, доброго здравия и душевного спасения!

КОРНИЛИЙ

(Попов Константин Константинович; 7.08.1874, с. Николаевское-Пеньевское (Никольское, Грязовецкого р-на Вологодской обл.) — 27.10.1966, Горький (ныне Н. Новгород)), митр. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи чиновника, дед по отцу был священником в с. Николаевское-Пеньевское, дед по матери — там же диаконом. Окончил по 1-му разряду Вологодское ДУ и в 1888 г. был переведен без экзаменов в Вологодскую ДС. Завершил учебу в семинарии с аттестатом по 1-му разряду, 10 июля 1894 г. был определен псаломщиком к Успенской ц. с. Черевкова Сольвычегодского у. Вологодской губ. и учителем местной церковноприходской школы. После женитьбы, 20 окт. 1896 г. рукоположен во диакона, на следующий день — во иерея к храму с. Путина Оханского у. Пермской губ. В 1897 г. овдовел. 20 дек. 1899 г. назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковноприходских школ Пермского у. В 1902-1906 гг. учился в КазДА, по окончании к-рой был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Творения блаженного Иеронима в борьбе с расколом». 10 июля 1906 г. определен на должность ярославского епархиального миссионера. 12 сент. 1909 г. Ярославским еп. свт. Тихоном (Беллавиным; впосл. патриарх Московский и всея России) пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прп. Корнилия Комельского. Был возведен в сан архимандрита. В 1913 г. назначен настоятелем Варницкого во имя Св. Троицы Сергиева муж. мон-ря (ныне в черте г. Ростова Ярославской обл.) с оставлением в должности епархиального миссионера. В 1913-1914 гг. слушал лекции на Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та. 5 июля 1915 г. хиротонисан во епископа Рыбинского, назначен викарием Ярославской епархии и настоятелем ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ря. После Февральской революции 1917 г. выступил с осуждением царского правительства. 28 февр. 1921 г. патриарх свт. Тихон назначил К. епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, и настоятелем Куряжского Старохарьковского Преображенского мон-ря в с. Куряж Харьковского у. и губ.

Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г. Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г.

По некоторым сведениям, после ареста в мае 1922 г. Харьковского и Ахтырского архиеп. Нафанаила (Троицкого; впосл. митрополит) временно управлял епархией. Уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество). В авг. того же года обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) удовлетворило ходатайство К. о снятии с него монашеских обетов с оставлением в сущем сане, но с переводом в др. епархию (Живая Церковь. 1922. № 8/9. С. 19). ВЦУ предложило К. занять Харьковскую обновленческую кафедру, но тот отказался, «желая послужить своему родному краю», и 19 сент. был определен правящим архиереем на Вологодскую обновленческую кафедру, 24 янв. 1923 г. возведен в сан «архиепископа». В мае того же года участвовал в работе обновленческого «Поместного Собора», подписал постановление о лишении духовного сана и звания патриарха свт. Тихона. Имеются сведения, что после «Собора» он был назначен на Саратовскую обновленческую кафедру (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Л. 3 об.).

23 янв. 1924 г. по просьбе ярославских обновленцев определен «архиепископом» Ярославским и Ростовским. 23 мая того же года на обновленческом съезде духовенства и мирян Екатеринбургской епархии был выбран Екатеринбургским архиереем. К., не присутствовавший на съезде, получил уведомление о своем избрании, а в обновленческий синод было направлено ходатайство о его утверждении. Однако синод 12 июля 1924 г. назначил на Екатеринбургскую кафедру «архиепископа» Аристарха (Николаевского), а К. был оставлен на Ярославской кафедре. Весной 1925 г. по просьбе обновленческого Саратовского епархиального управления обновленческий синод переместил К. на Саратовскую кафедру. 12 июля того же года обновленческий «Уральский областной церковный Собор», проходивший в Свердловске (ныне Екатеринбург), избрал К. «митрополитом» Свердловским и Уральским, управляющим Уральской митрополией. Также К. стал председателем Уральского областного митрополитанского церковного управления (УралОМЦУ). После утверждения этих решений обновленческим синодом К. 1 сент. 1925 г. прибыл в Свердловск.

В окт. 1925 г. К. принял участие в работе 2-го обновленческого «Поместного Собора», на к-ром среди прочего было принято постановление, что настоятелями кафедральных соборов должны быть правящие архиереи. К. попытался занять место настоятеля кафедрального Богоявленского собора в Свердловске, однако встретил сопротивление со стороны духовенства и общины собора, сославшихся на то, что «митрополит» находится в постоянных разъездах по епархии и поэтому содержать его должна вся епархия. По этой причине К. был вынужден стать настоятелем свердловского Екатерининского собора. 14 нояб. 1925 г. свердловское обновленческое епархиальное управление назначило К. настоятелем Богоявленского кафедрального собора. 9 февр. 1926 г. УралОМЦУ постановило считать К. почетным настоятелем кафедрального собора, а 26 февр. К. решил принять настоятельство в обоих соборах. В связи с образованием Уральской обновленческой митрополии местные обновленцы предполагали просить синод о возведении Екатерининского собора в степень областного кафедрального, поскольку он являлся основным центром обновленчества на Урале.

В марте 1926 г. в Свердловск прибыл руководитель григорианского раскола Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский). Авторитет архиеп. Григория на Урале в то время был высок, и нек-рые обновленческие приходы перешли в юрисдикцию григорианского Временного Высшего Церковного Совета. Обновленческий архиерей и глава григориан обменялись письмами. К. выразил надежду, что архиеп. Григорий признает обновленческий синод «правящим органом, как признанный Православными Восточными Патриархами», и пригласил прибыть к себе для переговоров по этому поводу. В ответном письме архиеп. Григорий приветствовал «искание мира» со стороны К., однако явиться для переговоров отказался, заявив: «Ваш Синод и все обновленчество заблуждаются… и не нам к Вам, а Вам к нам придется идти» (Лавринов. 2007. С. 75-76).

29 сент. 1926 г. под председательством К. в Свердловске открылся 2-й обновленческий Уральский церковный собор. Во время его проведения было получено известие о назначении 22 сент. К., согласно избранию обновленческого Воронежского областного съезда, «митрополитом Воронежским и всей Центральной Черноземной области». 5 окт. К. отбыл в Воронеж. Состоял членом президиума обновленческого синода. В февр. 1927 г. принял участие в обновленческом 1-м Всесоюзном миссионерском съезде по борьбе с сектантством (Москва), на к-ром был избран членом центрального миссионерского совета при обновленческом синоде, 1 апр. 1931 г. был награжден обновленцами правом предношения креста за богослужением.

В июне 1935 г., после отказа принять в качестве викария «епископа» Александра Медведева, а также назначить воронежским священником прот. Василия Бренько, поскольку, по мнению К., «по особым обстоятельствам ни тот, ни другой не могли быть приняты в Воронеже» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Л. 3 об.), обновленческий «первоиерарх Православной Церкви в СССР» «митрополит» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ) издал указ об увольнении К. от должности митрополита Воронежского. 12 июля того же года К. был арестован, а вместо него на Воронежскую обновленческую кафедру назначен Медведев. 5 нояб. 1935 г. постановлением Специальной коллегии Воронежского обл. суда К. был приговорен к 5 годам лишения свободы по обвинению в антисоветской агитации. Отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ (Карлаге), работал учетчиком овец, заразился бруцеллезом. В 1940 г. освобожден, прибыл в Кострому, где в течение 2 лет проходил лечение.

Весной 1942 г. указом обновленческого «первоиерарха Православной Церкви в СССР» «митрополита» А. И. Введенского К. был назначен «митрополитом Воронежским и Задонским». В Воронежском облисполкоме ему отказали в регистрации, заявив, что не знают «первоиерарха» Введенского и не могут регистрировать присылаемых им лиц. Из-за нем. наступления летом того же года и боев за Воронеж К. покинул кафедру и к кон. 1942 г. поселился в с. Колегаеве Некоузского р-на Ярославской обл., где служил в местном храме как приходский священник. Вскоре указом Введенского он был назначен «митрополитом Ярославским и Костромским». В нач. 1943 г. К. был в числе обновленческих деятелей, принявших решение «искать путей сближения и, если возможно, то и воссоединения» с РПЦ, однако, когда его вскоре вызвали в Ульяновск к эвакуированному туда Введенскому, остался в обновленчестве («Обновленческий» раскол. С. 576-578). Тем не менее осенью 1943 г. в связи с избранием митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси К. писал обновленческому «епископу Ташкентскому» Сергию (Ларину; впосл. архиепископ): «Лично я настроен относительно состояния Первоиерарха и обновления пессимистически, с назначением Патриарха дела Первоиерарха в обновлении куда как не блестящи» (Там же. С. 592).

4 дек. 1943 г. в зале заседаний Свящ. Синода РПЦ в присутствии патриарха Сергия с сонмом иерархов К. принес покаяние и был воссоединен с Правосл. Церковью в сане епископа. 8 дек. того же года был определен на Сумскую и Ахтырскую кафедру. 28 сент. 1944 г. К. направил патриаршему местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I) доклад о закрытии 30 храмов в епархии, приводя факты грубого отношения «местных сельских соввластей» к верующим при проведении закрытия церквей. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа, в апр. того же года назначен на Виленскую и Литовскую кафедру и священноархимандритом вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря. С июля 1945 до авг. 1947 г. временно управлял Рижской епархией.

Вскоре после назначения на Виленскую кафедру К. обратился к патриарху Алексию I с предложением открыть в Вильнюсе пастырско-богословские курсы и направил ему проект учебной программы. 26 июля 1945 г. патриарх запросил мнение председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова об учреждении курсов и об их программе, отметив, что считает их открытие весьма желательным, а программу удовлетворительной. Карпов наложил на обращение патриарха резолюцию, в к-рой предлагал, предварительно договорившись с Предстоятелем РПЦ, поставить перед Совнаркомом СССР вопрос об открытии не курсов, а духовной семинарии. 25 авг. Карпов направил соответствующую докладную записку в Совнарком СССР, а 28 авг. последовала резолюция В. М. Молотова: «Вы поторопились. Надо обдумать это дело,- как это отзовется на католической церкви и т. п.». Тем не менее в авг. Совнарком утвердил предложение Совета по делам РПЦ об открытии пастырско-богословских курсов. 24 окт. 1945 г. на заседании Синода был заслушан доклад К. по этому вопросу. Синод постановил направить на финансирование курсов суммы, поступавшие в Патриархию от Рижской епархии. Ходатайство К. об открытии в Вильнюсе духовной семинарии было удовлетворено уполномоченным Совета по делам РПЦ по Литовской ССР. Открытие Вильнюсской ДС состоялось в окт. 1946 г., первый учебный год закончился 10 июня 1947 г., а уже в авг. уполномоченный, выполняя указание Совета по делам РПЦ, объявил К., что деятельность ДС должна быть приостановлена до окончательного решения вопроса властями Литовской ССР. Совет министров Литовской ССР постановил закрыть Вильнюсскую ДС. К этому моменту число студентов 2-го курса составляло 20 чел., имелось 5 преподавателей и было получено свыше 50 заявлений от желающих поступить на 1-й курс. По указанию митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) К. направил учащихся 2-го курса продолжать образование в Минскую епархию.

В период служения К. на Виленской кафедре осуществлялся перевод на литовский язык правосл. литургических текстов. На средства, поступавшие из Патриархии, производился ремонт церквей, в т. ч. пострадавшего во время войны от бомбежек Свято-Духовского храма вильнюсского Свято-Духовского мон-ря. 26 июля 1946 г. по ходатайству К. в Свято-Духовский храм были возвращены из Москвы вывезенные туда летом 1915 г. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

В 1946-1948 гг. правосл. приходы Виленской епархии прошли гос. регистрацию, права юридических лиц получили 44 общины. При К. богослужения в Свято-Духовском мон-ре совершались регулярно и торжественно, привлекая множество православных и даже католиков (в это время в Литве были закрыты большая часть костелов и все католические мон-ри). В 1947 г. отмечался 350-летний юбилей Свято-Духовского мон-ря и 600-летие со времени кончины Виленских мучеников.

Несмотря на успехи послевоенного восстановления церковной жизни в Виленской епархии, К. выражал недовольство руководством Литовской ССР из-за закрытия Вильнюсской ДС и отказа выделять строительные материалы для ремонта церковных зданий, что имело место, в частности, при восстановлении Свято-Духовского монастыря. Ввиду планировавшегося перемещения с Курской кафедры архиеп. Алексия (Сергеева), К. 29 сент. 1947 г. адресовал патриарху Алексию I прошение о переводе в Курскую епархию, в котором среди прочего сообщал о выстреле, произведенном неизвестными лицами в его окно, и затруднительности объезжать епархию вслед. активности литов. подпольных националистических вооруженных формирований (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Л. 13-14).

18 нояб. 1948 г. К. был назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским. При этом Синод поручил К. «обеспечить существование и лечение болящего» предшественника К. на Горьковской кафедре — еп. Зиновия (Красовского; † 4 июля 1954) ежемесячным содержанием. 25 февр. 1955 г. К. был возведен в сан митрополита.

К нач. 50-х гг. ХХ в. в Горьковской епархии было зарегистрировано 47 храмов (из них 3 в Горьком), в штате состояли 70 священников, 19 диаконов, 34 псаломщика. Такое количество храмов и священнослужителей было недостаточным для удовлетворения нужд верующих. Храмы и молитвенные дома не вмещали всех желающих присутствовать на богослужениях, прихожане были вынуждены молиться в церковной ограде под открытым небом. Власти отмечали рост религиозности населения и посещаемости церквей. В 1953 г. для проверки работы уполномоченного и ознакомления с положением церковных дел в Горький приехал заместитель заведующего инспекторским отделом Совета по делам РПЦ И. Г. Сивко. Он докладывал председателю Совета Карпову, что «ни в одной области РСФСР нет такого высокого процента церквей, в к-рых проводились бы ежедневные службы (12 храмов)… Число подаваемых в области ходатайств об открытии церквей продолжает оставаться сравнительно высоким и с 1950 г. не снижается» (Мякинин. 2010. С. 256). Однако единственной церковью, открытой в епархии в это время, была ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Ворсме Павловского р-на, где долгое время действовал незарегистрированный молитвенный дом. Появление нового храма вместо тайной молельни стало возможным после принятия 17 февр. 1955 г. постановления Совета министров СССР «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий». Всего, по данным уполномоченного Совета по делам РПЦ, в Горьковской обл. в 1950 г. действовало 60 незарегистрированных молитвенных зданий, а в 1956 г. «по неполным данным» незарегистрированных молитвенных домов насчитывалось уже 242. Богослужения в них совершали заштатные либо не имеющие регистрации священники и даже миряне. Вопреки противодействию местных гражданских властей в епархии на пожертвования возраставшего числа прихожан удавалось проводить реставрацию и благоустройство зданий действующих храмов, возводить подсобные помещения, крестильные дома, жилье для священников и причта. Сотрудники Совета по делам РПЦ отмечали высокий авторитет правящего архиерея среди клира и верующих; духовенство отзывалось о К. как о строгом пастыре, требовательном к себе и своим подчиненным. Несмотря на преклонный возраст, К. еженедельно собирал епархиальный совет для решения текущих вопросов, связанных с перемещением духовенства, разбором жалоб, утверждением смет на ремонт зданий и т. п. Ежегодно К. проводил собрания благочинных для обсуждения финансовых вопросов.

В связи с тем что советское гос-во завышало налоги для духовенства, весной 1954 г. К. подал заявление, доведенное до сведения председателя Совета по делам РПЦ Карпова, в котором сообщал, что местные финансовые органы безосновательно удваивали сумму содержания архиерея. В результате доход К. за янв. и февр. 1954 г., составлявший 35 тыс. р., был обложен подоходным налогом в размере 72 тыс. р. На основании этого и других заявлений о переобложении патриарх Алексий I обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об изменении порядка налогообложения, чтобы с доходов духовенства взимались налоги как с заработков от частной практики. В случае невозможности принять такое решение патриарх предложил упорядочить исчисление доходов и взимание налогов. Однако Мин-во финансов СССР сочло изменения «нецелесообразными», в основном сохранив прежний порядок.

К. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1948).

14 авг. 1961 г. К. был освобожден от управления епархией по болезни. Проживал на покое в Горьком, где и скончался. Его отпевание возглавил Горьковский и Арзамасский еп. Флавиан (Дмитриюк; впосл. архиепископ), ему сослужили 16 священников и 4 диакона. Похоронен К., согласно завещанию, в каменной часовне-усыпальнице на погосте горьковской Троицкой ц., за алтарем.

Соч.: Речь, сказанная в Знаменской часовне перед молебном Пресв. Богородице в пятницу, 3-го марта, по получении известия о междоусобной брани в Петрограде // Ярославские ЕВ. 1917. № 9/10. С. 109; Речь пред молебном по прочтении манифеста об отречении государя Николая II от престола, сказанная в Знаменской часовне в 6 часов // Там же. С. 109-110; Обращение еп. Корнилия при вступлении на Вологодскую кафедру к пасомым и пастырям церкви Вологодской // Церковная заря: [ Орган Вологодского ЕУ и Вол. Епарх. Комитета группы «Живая Церковь»] . Вологда, 1922. № 4. С. 1-5; Духовенству и прихожанам всех приходских церквей Вологодской епархии // Там же. 1923. № 5. С. 5-6 (в соавт. с прот. А. Сахаровым, прот. Т. Н. Шаламовым и др.); Обращение Корнилия, митр. Воронежского и Задонского, к воронежской пастве // ВССПРЦ. 1927. № 3(16). С. 20-24.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69.

Ист.: Высочайшие повеления // ЦВ. 1915. № 23. С. 280; Постановления ВЦУ // Живая Церковь. М., 1922. № 10. С. 19; Постановления ЕУ // Церковная заря. 1922. № 3. С. 13; Состав Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви // ВССПРЦ. 1925. № 1. С. 6; Движения и перемещения по службе // Там же. № 2. С. 4; Перемещения и назначения // Там же. № 4. С. 6; Движения и перемещения по службе с 24 авг. 1926 г. // Там же. 1926. № 12/13. С. 6-7; Протокол заседаний Всесоюзного Миссионерского Совещания 2-4 февр. 1927 г. // Там же. 1927. № 3(16). С. 5-6; Список правосл. епископов, находящихся в ведении Свящ. Синода правосл. церквей в СССР // Вестн. Свящ. Синода Правосл. Церквей в СССР. 1931. № 1-2 (50-51). С. 11-12; Награды по Синоду (с 1 янв. 1931 г.) // Там же. № 3-4 (52-53). С. 15; Акт о воссоединении обновленческого еп. Корнилия (Попова) // ЖМП. 1943. № 4. С. 10-11; Награждения ко дню Св. Пасхи 1946 г. // Там же. 1946. № 5. С. 13; Назначения и перемещения архиереев // Там же. 1949. № 3. С. 6; Акты свт. Тихона. С. 174, 906; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 348, 879; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР, 1945-1970 гг. / Отв. сост.: Ю. Г. Орлова. М., 2009. Т. 1. С. 50, 52, 61, 62, 124, 210, 287-289, 417, 461, 501; 2010. Т. 2. С. 50.

Лит.: К приезду преосв. Корнилия // Церковная заря. 1922. № 2. С. 11; Собрание вологодского духовенства // Там же. 1923. № 1. С. 8; Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода // ВССПРЦ. 1926. № 12/13. С. 7-13; Дзичковский И., прот. Прощание с архипастырем // ЖМП. 1949. № 1. С. 78-80; Цыганов В., прот. Памятный день 7 дек. 1948 г. // Там же. № 2. С. 47; Тезоименитство архипастыря // Там же. 1959. № 7. С. 14; Преосв. Корнилий, митр. Горьковский и Арзамасский // Там же. 1961. № 5. С. 39-40; Флавиан (Дмитриюк), еп. Митр. Корнилий: [Некролог] // Там же. 1967. № 1. С. 36-38; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 142-144; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 133-134, 279-280, 293, 411-412, 522, 638; Цыпин. История РЦ. С. 98, 319; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 43-44, 48, 50, 145; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. С. 28, 29, 60-63, 65, 68, 69, 75, 77, 84, 85, 87, 93, 168, 174, 231-232; «Обновленческий» раскол. С. 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576-578, 585, 587, 592, 593, 805-808; Святители земли Нижегородской / Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 265-272, 529; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 254; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 176-190; Мякинин А. Е., прот. Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х гг. (до начала хрущёвских гонений) // ВЦИ. 2010. № 1/2(17/18). С. 232-262; Шкаровский М. В. РПЦ в XX в. М., 2010. С. 203, 205, 216.

Русская Православная Церковь

Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у архиепископа Евсевия (Саввина). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 3 июля 1993 г. в Псково-Печерском монастыре архиепископом Евсевием пострижен в малую схиму с именем Корнилий. Затем еще год оставался алтарником и иподиаконом архиепископа Самарского Сергия.

6 июля 1994 г. рукоположен во иеродиакона в Иоанно-Предтеченском храме г. Самары.

31 июля 1995 г. в Покровском кафедральном соборе рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма села Ореховка Алексеевского района Самарской области.

В 1997 г. переведен в клир церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самары и получил послушание строить в рабочих кварталах Безымянки первый на то время православный храм. 22 июня 1999 г. назначен настоятелем строящейся церкви святого равноапостольного князя Владимира г. Самары.

В 2000 г. возведен в сан игумена.

В 2003 г. по благословению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии, курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары. 3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

4 апреля 2010 г. возведен в сан архимандрита.

Окончил Самарскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Волгодонским и Сальским.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя в Москве наречен, 11 сентября за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково хиротонисан во епископа Волгодонского и Сальского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 30 августа 2022 г. (журнал № 99) назначен Преосвященным Архангельским и Холмогорским, главой Архангельской митрополии.

1 сентября 2022 г. за Божественной литургией в Донском монастыре г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]