Телеграм канал @ieshua.org
Иисус родился евреем не только для того, чтобы лишить неонацистов и Ку-Клукс-Клан притязаний на христианство, но и для того, чтобы заставить замолчать всякую национальную и расовую гордость, включая еврейскую. Он был рожден евреем, чтобы привести всякую расу и каждый этнос к смиренной зависимости от милости. Он родился евреем, чтобы каждая раса ликовала по причине милости, а не количества меланина; чтобы каждый этнос был более рад милости, нежели своим этническим традициям; и чтобы каждая национальность ликовала больше из-за милости, чем из-за национальных черт. Иисус родился евреем, чтобы подавить всякое хвастовство этническим превосходством.
Прийти к такому выводу сложно, даже несмотря на то, что на протяжении истории еврейство Иисуса оскорбляло всякую этническую гордость, даже гордость еврейскую. Однако, сказать, что это сложно, значит просто согласиться с Павлом. Как только он пришёл к этому выводу, он тут же сказал: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).
Это ответ Павла на то, почему Бог вселенной связал Себя с еврейством в качестве средства спасения людей в каждой этнической группе. Я говорю «связал» не потому, что Бог уловлен или запутался, а потому что переплетение Его путей спасения с еврейством, с нашей точки зрения, «непостижимо». Сложность этого превосходит наши силы.
Тем не менее, Павел получил от Бога возможность погрузить нас в эту тайну глубже, чем кто-либо до него. Никто не исчерпал её. Я приглашаю вас погрузиться со мной в эту тайну, по крайней мере настолько, насколько я способен охватить эту тему в рамках одной статьи.
«От них Христос по плоти»
Иисус родился евреем. Самарянская женщина у колодца сказала Иисусу: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Позже Иисус сказал ей: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22).
Еврейство Иисуса не было случайным для апостола Павла. Он спрашивает: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?» И отвечает: «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» (Рим. 3:1-2). И затем он завершает свой список таким образом:
«…Израильтянам принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:4-5).
Венец привилегий, принадлежащих евреям, таков: «От них Христос по плоти». Иисус родился евреем. И чтобы лишить этот мир привилегий, Он — Бог во плоти, «сущий над всем Бог, благословенный во веки». Наивысшая привилегия еврейского народа в том, что Сын Божий родился среди них.
Итак, Иисус родился евреем. И это было не случайностью, а наивысшей точкой привилегии евреев среди других народов. И Павел не держит это в секрете так, будто его это смущает, но выставляет это как знамя, чтобы его увидел каждый еврей и каждый народ.
Вопрос в том, почему. Не только в смысле — почему, откуда это взялось? Но также в смысле — зачем, к чему это ведёт? Какова Божья цель еврейства Иисуса? И если это не имеет существенного значения, поскольку Иисус теперь спаситель всех народов, почему бы Павлу не оставить эту тему в покое?
Почему — откуда это пришло?
Бог связал Себя с человеческой природой в образе этнического еврея, потому что две тысячи лет назад Он связал Себя с Авраамом, отцом еврейского народа. «Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама» (Неем. 9:7). С того момента евреи стали привилегированным заветным народом Божьим. «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Амос 3:2). «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6).
Конечно, Бог с самого начала подразумевал, что через Авраама и его потомков Он благословит все народы. «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2-3). Но уникальная привилегия Израиля никуда не делась.
В течение двух тысяч лет Бог сосредотачивал практически все Свои спасительные отношения с миром на Израиле, а не на народах. «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян. 14:16). «Отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов» (Втор. 10:15). Прощение грехов давалось евреям через прообраз крови Христа в жертвах (Лев. 4:20; Рим. 3:25). И евреям было дано обетование, что Мессия придёт из этого народа (Ис. 9:6-7). «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки» (Лк. 1:32-33).
Вот почему Иисус родился евреем. Бог избрал евреев как Свое «драгоценное достояние» (Втор. 14:2; НРП). Он сосредотачивал Свою искупительную работу на них в течение двух тысяч лет — не на китайцах, не на африканцах и не на белолицых германских полчищах. И «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону» — то есть, родился евреем (Гал. 4:4).
Евреи рассеялись по всему миру
Всякий раз, когда в Библии говорится о массовой миграции, мы склонны представлять себе всю группу людей целиком, перемещающихся вместе из одного района в другой. Но большие, мигрирующие группы практически никогда не были абсолютно сплоченными.
Когда израильтяне покинули Египет с Моисеем, многие остались позади. Поэтому кровь Израиля можно найти в Египте не только среди израильтян, но и среди более поздних групп евреев, которые мигрировали туда.
Где-то в 730-х годах до нашей эры, когда ассирийцы напали на северное царство Израильское, произошло великое переселение, когда доверенные люди были оправлены в Израиль, а затем вывели Израиль в Ассирию. Во время путешествия в Ассирию, одна группа израильтян покаялась, обрела благоволение у Бога и отделилась от общей группы, чтобы стать заветным и сплоченным народом. Это другие «потерянные овцы», среди которых были Пророки и у которых были Священные Писания. Когда-нибудь они будут собраны, как отдельная группа. Другие израильтяне расселились по всей Ассирии и, в течение времени, мигрировали в различных направлениях. Это одна из причин, почему потомков Израиля можно найти по всему миру.
Иудея держалась более чем на сто лет дольше, чем северное царство, и становилась все более и более ожесточенной, пока они не «созрели для уничтожения». Вавилоняне нападали на них три раза, и каждая атака была более разрушительной и жестокой, чем предыдущая. Опять же, они отобрали у Иудеи все самое лучшее и самое светлое и оставили их нищими и бездомными. Евреям никогда не было легко в период иноверцев, но они извлекли из этого максимум пользы, и те 70 лет, что они были в Вавилоне, евреи чувствовали себя комфортно. Затем мидяне и персы напали на Вавилон и победили его.
Персидский царь Кир Великий (Зороастриец по религии, о котором в Библии предсказывалось по имени) объявил, что он поможет евреям вернуться в Иудею. Иудеи приняли эту новость без особого восторга. В Персии все было хорошо, а Иерусалим был в руинах.
Большинство евреев не вернулись, и столетиями в Вавилоне было больше евреев, чем на Святой Земле. Иудейские мудрецы учили оттуда в течение многих сотен лет, в конце концов создав «Бавли», Вавилонский Талмуд, в 5-м веке нашей эры. Конечно, некоторые люди ушли из Вавилона, но многие отправились куда-то еще, а не обратно в Иерусалим. Фактически, когда родился Христос, около миллиона евреев (!) жили в Александрии на средиземноморском побережье Египта. Большие общества евреев жили в Сирии, на всем Ближнем Востоке и в Средиземноморье.
Зачем — к чему это ведёт?
Но ответ на вопрос почему в отношении прошлого ещё более усиливает вопрос зачем в отношении будущего. Какова цель Бога в том, чтобы связать Себя с Израилем через завет и с еврейским Мессией через воплощение? К чему это всё ведёт? И почему всё идёт именно таким путём?
Безусловно, жизнь, смерть и воскресение этого еврейского Мессии вели к спасению язычников, народов. Во время Своей земной жизни Иисус сказал: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12). Он сказал иудейским лидерам: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). И Он закончил Своё служение повелением «пойти ко всем народам и сделать их [Его] учениками» (Мф. 28:19, НРП).
Но спасение всё ещё было «от иудеев» (Ин. 4:22). Павел объясняет, каким образом. Когда Израиль отверг Иисуса как Мессию, они были подобны природным ветвям, отломившимся от древа завета с Авраамом. Когда язычники уверовали в Мессию Иисуса, они стали подобны неприродным ветвям, привитым к этому еврейскому завету.
«Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (Рим. 11:17-18).
Корень держит тебя! Это значит, что Божья приверженность Израилю является причиной того, почему ты спасён — потому что ты присоединился к этому корню.
Другими словами, не может быть и речи о том, что у язычников один путь спасения, а у евреев другой. Есть только один путь: принадлежность к истинному Израилю — спасённому Израилю. Павел ясно сказал, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Этническое происхождение не делает человека частью истинного Израиля. И многие не происходящие от Израиля становятся частью истинного Израиля: «которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом» (Рим. 9:24-25).
Быть истинным евреем — это вопрос не национальности, а веры в Мессию: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности… но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:28-29). Язычники, таким образом, «становятся евреями».
Вот как выполняется обетование Аврааму в Быт. 12:3: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы» (Гал. 3:8). Вот как Авраам становится «отцом множества народов» (Быт. 17:5; Рим. 4:17).
«Спасение от иудеев» не только потому, что Иисус был евреем, но потому что Он спасает язычников, делая их полноправными партнёрами еврейского наследия. Через кровь Христа «и те, и другие (евреи и язычники) имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы (язычники) уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:18-19). «Чужие» язычники стали полноправными гражданами истинной, спасённой еврейской семьи. «Вы (евреи и язычники) семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29).
Новое в блогах
Как устанавливают национальность кого бы ни было? Во-первых – по крови и языку (духу), и уже во-вторых – соответственно стране рожденья и жительства. Если взять откуда родом и Его Мать, Пречистая Дева Мария, Иисуса называли Галилеянин. Все первые века христианства это имя было не менее распространено, чем Христос. Еще пророк Исаия говорил: Галилея Языческая (Ис 9:1). То есть Нееврейская, чуждая евреям земля, граничащая с Иудеей. Евреи в Галилее как-то не прижились, сколько ни шло веков, и определение пророка Исаии стало крылатым. Сочетание слов «Галилея Языческая» было не менее устойчиво, чем, скажем, «Прекрасная Франция» или «Святая Русь».
Как получилось, что евреи в Галилее не приживались. Еще в 721 году до Р.Х. Саргон, царь Ассирии, сокрушил Израиль и рассеял десять из двенадцати его колен. То есть, Саргон депортировал из Галилеи всех евреев, которые проживали там, и привел на их место другой народ. Он поступил так по следующей причине. Еврейские племена не раз до того вступали в антиассирийский союз, и царь Ассирии пожелал, чтобы у Египта, соперника его царства, не было военного союзника в стратегически важной Галилейской долине.
Кем именно заселил Галилею царь ассирийский? Царь Саргон хотел, чтобы евреи, которые были им изгнаны, не вернулись. И он обратился к скифам, поскольку, «доподлинно известно, что они вселяли ужас в сердца евреев». Между двумя этими народами лежала старинная вражда: скифы были потомками тех арийцев, которых евреи вытеснили из Галилеи, вторгшись туда с оружием под предводительством Навина, приказавшего истреблять поголовно всех (Нав 6:20). Да, именно истреблять, а не выселять, как Саргон. Обычай мести за родичей существовал в то время почти во всех племенах. Вот скифы и мстили. И пришли они – из тех регионов Севера, которые известны человечеству сейчас как Россия: из той земли, что представляет собой дом пращуров людей с белой кожей: прародину всех арийцев, индоевропейцев.
Современные антропологи полагают, что люди именно этого региона, следуя в южном направлении вдоль Волги к Каспийскому морю, и к границам Малой Азии, в далекое доисторическое время предприняли опасный поход к более теплому климату и более легким завоеваниям через Иран в Индию и Месопотамию. Именно эти белокожие люди и были предками шумеров и всех древнейших арийских племен Малой Азии – пращурами всех тех, кого назовут затем творцами Цивилизации.
Расчет ассирийского царя оказался верен. Колена израильские, что обитали в Галилее до его прихода, не возвратились уже туда более никогда. Призванные же Саргоном скифы поклялись более не оставлять землю предков. Они возвели в Галилее – всего лишь в двадцати милях от Назарета – град Скифополь (современное название Безан). Стены и башни Скифополя контролировали все броды через Иордан и явились, поэтому, щитом Галилеи Скифской и Ассирийского царства в случае военной опасности. Среди православных русских, потомков античных скифов есть давняя традиция утверждать, что Пресвятая Дева произошла из их рода. И эта версия гораздо более достоверна, чем версия еврейского происхождения Марии, потому что евреи лишь оккупировали Галилею дважды и дважды же изгонялись.
В 164 г. до Р.Х. Симон Маккавей Тарсис, князь иудейский, приказал очистить «Галилею Языческую» от еврейских семей – немногих, которые поселились там, когда Вавилон сдался Киру. Закон Маккавея предписывал насильственное переселении таких семей в Иудею. Зачем понадобился иудейскому князю такой закон? Возможно, Маккавей был обеспокоен тем, что евреи, общаясь с коренным нееврейским населением Галилеи (тогда его составляли, в основном, скифы, греки и галлы), проникнутся свободолюбивым духом, перестанут фанатически исполнять предписания закона иудейского, и это будет пример, провоцирующий их сородичей в Иудее.
Закон Маккавея о насильственном переселении известен историкам. Историки пишут о немногих евреях, затесавшихся в Галилею Языческую: «Маккавей вернул их всех в Иудею, сделав Галилею вновь строго нееврейской страной». Но здесь надо отметить: законом иудейского князя предусматривалось насильственное переселение в Иудею не вообще каждого еврея, обосновавшегося в Галилее, а каждой проживающей там еврейской семьи .
Однако, что представляла собой семья согласно закону иудейскому? Под ней понимался лишь тот союз, в котором оба супруга – еврейской крови. Смешенный же союз не считался семьею по иудейскому закону. Ветхий Завет содержит ряд эпизодов, из которых нетрудно видеть: такой союз представлял собой даже преступление против иудейского закона. И преступление это нередко каралось смертью. «
И вот, некто из сынов Израилевых… привел Мадианитянку в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых… Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню его, и поразил их обоих: Израильтянина, и женщину – во чрево ее (Чис 25:6–8.)». И далее говорится, что иудейский бог награждает Финееса за проявленную «ревность» «заветом священства вечного» (Чис 25:13). Во все последующие века до Р.Х. раввины проявляли такую же точно «ревность». Вот как она описывается, например, в книге Неемии. «Я видел иудеев, которые взяли себе жен из азотянок, аммонитянок и моавитянок… и проклял их, и некоторых из мужей бил, и рвал у них волоса, и заклинал их» (Неем 13:23–25). И далее Неемия пишет, что иудей, берущий в жены иноплеменницу, совершает этим «великое зло» перед иудейским богом (Неем 13:27).
Итак, вступивший в смешанный брак считался во времена Христа у евреев нарушившим закон иудейский, а значит – все равно, что как мертвым. Переселение таких семей в Иудею составило бы не только соблазн в отношении закона, но и прямую демонстрацию возможности его нарушать. Поэтому такие семьи распоряжение Маккавея оставляло в покое, приравнивая их ко всем остальным «языческим» семьям Галилеи Языческой. Несмотря на то, что многие евреи, состоящие в смешанных союзах, продолжали следовать большинству обычаев иудаизма, а некоторые склоняли к этому и членов своих семей.
Закон Маккавея не был отменен и во времена Христа. Но, повторим, он касался цельно еврейских семей, только их. Иначе в Галилее ко времени Р.Х. не осталось бы вовсе ни одного еврея. А такое «национальное меньшинство», как это бы сказали теперь, там все-таки обитало. Евангелия свидетельствуют и о галилеянах еврейской национальности. Наиболее подробно описанный пример представляет святой Иосиф, муж Пресвятой Девы. Лука говорит о нем: «был из дома и рода Давидова» (Лк 2:4). И в следующей главе подробно перечисляет всех иудейских предков Иосифа вплоть до царя Давида и более даже древних.
Здесь важно помнить тот факт, что Иосиф был лишь обручник: он никогда не познал Марию, как муж познает жену. Это утверждали от начала все христиане мира. Это признавали и противники христианства. Иудеям первых веков раввины предписывали называть Христа не иначе, как Бен Пардус , то есть Сын Рыси . Они этим хотели подчеркнуть, дабы отвратить своих соплеменников от христианских проповедей, что Иисус – незаконнорожденный, и будто бы Его отец был центурион по имени Рысь – римский легионер из руссов.
В Евангелии написано совершенно определенно: «Рождество Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мат 1:18). Итак, Иосиф, еврей из колена Давидова, – не отец Христа ; зачем же тогда святые Евангелисты наиподробнейшим образом приводят родословие св. Иосифа – кому это интересно и для чего нужно?
Вопрос этот привлекал внимание уже многих. Наступило время дать на него ответ. Возможно, для большинства наших современников он покажется неожиданным. Со времен, когда он был очевиден, минуло два полных тысячелетия. Итак: родословие Иосифа приводилось как аргумент, которым достигается полное, окончательное опровержение евионитской ереси в самом ее зародыше . И этот аргумент был включен в тексты самих Евангелий.
Действительно, евангелисты постоянно подчеркивают зараз три факта:
1).Иосиф, официально, есть муж Марии («с Марией, обрученной ему женою» – Лк 2:5); 2).Иосиф, совершенно точно, этнически есть еврей (вот его родословие хоть от самого Евера!– Лк 3:23–35); 3).Иосиф только обручник, он не имел никакого отношения к рождению Иисуса Христа («и принял Иосиф жену свою, и не знал Ее, и вот, Она родила Сына Своего, первенца» – Мат 1: 24, 25). Кровь Иосифа, следовательно, никоим образом не могла течь в жилах земной плоти Иисуса Христа.
Остальное выводится легко. Любой, живший во времена св. евангелистов, сопоставив три факта, мог сообразить следующее. Святое Семейство не переселили насильственно в Иудею, несмотря на то, что Иосиф был еврей. Следовательно, эта семья не подпадала под закон Маккавея. А если не подпадала, то, значит, Святое Семейство представляло собою смешанный брак.
Для человека, жившего во времена действия закона о насильственном переселении, все это было настолько очевидно, что не нуждалось даже и в подробном расписывании. Достаточно было указать на три вышеназванных факта в их совокупности – и ересь евионитов оказывалась полностью опровергнутой!
Возникает один вопрос. Известно, что в Евангелиях имеются позднейшие вставки евионитского толка. Фрагменты текста, написанные не св. евангелистами, но добавленные, спустя десятилетия, переписчиками-евионитами. Эти врезки можно видеть «невооруженным глазом», ибо такие фрагменты не согласуются с окружающим текстом. Вот один пример врезки. Апостол Петр, якобы, говорит, что Христос «от плода чресл Давида» (Деян 2:30). Но далее читаем, апостол приводит слова Давида: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Деян 2:34–35). Так вот, именно эти слова приводит Сам Иисус в качестве доказательства, что Он НЕ происходит от плода чресл Давида (Марк 12:35–40)! И ученик Христа не мог не знать этого. Очевидно, что стих 30 второй главы Деяний содержит врезку. Немногого стоят, следовательно, и прочие якобы новозаветные тексты, муссирующие тему «сына Давидова».
Два фактора противостоят восстановлению истины о Христе. Один из них инерция лжи. Если человек сначала долгое время знал какой-то факт в ложном освещении, а потом получает сведения, опровергающие эту ложь, то его сознание не может перестроиться сразу. Правда, пусть даже и доказанная с точностью геометрической теоремы, все равно будет восприниматься, в лучшем случае, только как «любопытная гипотеза», «альтернативная точка зрения». Второй фактор… он представляет собой силу золота, могущество денег. Лидерам еврейской диаспоры выгодно, чтобы народы мира продолжали считать, что Христос, будто бы, был еврей. Во времена позднего средневековья эти лидеры добивались влияния даже на королей, методически декларируя формулу: «ваш Бог – наш родственник».
И тем не менее долг христианина – исповедовать истину. И здесь мы вправе рассчитывать на помощь честных евреев. Ведь заблуждение о том, что Христос, якобы, был еврей, – искусственно поддерживается только у неевреев, тогда как евреям проповедуется прямо противоположное: Бен Пардус , упоминавшийся выше, попал даже в словарь Менли П. Холла! Конечно же, утверждать, что Христос – сын римского легионера из руссов, это вздор. Но показателен контраст между тем, что предлагается «для внутреннего использования», и тем, что идет «на экспорт».
«Весь Израиль спасётся»
Некоторые полагают, что это включение язычников в еврейское наследие — это окончательный шаг в Божьих отношениях с этническим Израилем. Но это не так. Павел учит, что когда «войдет полнота язычников», тогда «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:25-26). Это относится к целому этносу, который обратится ко Христу в будущем — после того, как «войдет полнота язычников».
Некоторые говорят, что выражение «весь Израиль» здесь относится не к этносу, а к полному числу избранных, евреев и язычников. Существует как минимум пять веских причин (на англ.), почему это не так. Я назову две из них.
Во-первых, очень маловероятно, что всего через одиннадцать греческих слов значение слова «Израиль» изменилось с «этноса/народа» на «избранных евреев и язычников» (Рим. 11:25-26). Практически все согласны, что первое использование этого слова относится к этническому Израилю. Поэтому, конечно, и второе также относится к Израилю: «…Ожесточение произошло в Израиле отчасти… Весь Израиль спасётся». То есть, «весь Израиль» — это народ, который когда-то частично ожесточился. Однажды этот народ будет спасён.
Во-вторых, параллель между двумя частями Рим. 11:28 указывает на «весь Израиль» как на этнос. Первая часть 28 стиха гласит: «В отношении к благовестию, они [этнический народ Израиля] враги» Бога. Вторая часть этого стиха говорит: «А в отношении к избранию, [этот же самый народ, который является врагами] возлюбленные Божии ради отцов». Смысл этого стиха — показать, что даже несмотря на то, что этнический Израиль сейчас и является нарушающим завет, неверующим народом, это изменится. Народ, который сейчас является врагом, позже обратится по причине избрания и любви. (См. параллели в Рим. 11:12,15.)
Иудея столкнулась с коррупцией и войнами
Итак, начнем со строительства второго храма в Иерусалиме теми евреями, которые вернулись из Вавилона и Персии. Мало того, что их было не так уж много, чтобы построить его, но самаритяне на севере делали все, что могли, чтобы помешать этому. Результатом стал маленький, но пригодный храм и длительная вражда с Самарией. Надзирателями над иудеями были солдаты Персидской империи, но на местах, священники управляли теократией на Святой Земле.
В течение этих лет многие люди относились к религии достаточно свободно, и даже священники вступали в брак с людьми из других народов. Иерусалим продолжал быть своего рода захолустным городом. Среди Иудеи при персах был мир, и постепенно ее положение улучшалось. Она выросла до половины своего размера на момент захвата Вавилоном.
Нечто важное произошло в 331 г. до н. э. и затронуло все восточное Средиземноморье и большую часть Ближнего Востока. Александр Великий расширил Греческую империю и покорил Персию. Хотя он умер в возрасте 32 лет, его империя была огромной. После Александра, весь регион наводнили греческие купцы, ремесленники и рабочие, принеся с собой греческую культуру. Греческие солдаты в отставке получили землю по всей империи.
«Эллинизация» всей этой территории имела значительные последствия. Представьте себе: Клеопатра, которую вы знаете и любите, которая умерла вместе с Марком Антонием после того, как бросила вызов Юлию Цезарю (около 30 г. до н. э.), произошла от Птолемеев Египетских, целой линии фараонов. Птолемей был генералом при Александре и захватил западную часть его империи. Он также был македонским греком. Клеопатра была гречанкой, как и ее предки. Фактически, она была первым фараоном Птолемея, кто выучил египетский… незадолго до того, как Рим вступил в свое владение.
Греческий общественный строй продолжался долгое время и подавлял Святую Землю во времена Христа. Посмотрите на карту Святой Земли во времена нашего Спасителя, и вы увидите много городов с греческими названиями. Эллинская философия пронизывала как еврейские, так и поздние христианские верования. Идеализация человеческого тела (особенно демонстрируемая в искусстве и легкой атлетике), суеверия, язычество и материализм были частью греческой культуры. Греческий язык знали во всех городах и даже небольших поселениях еврейской Палестины. Стало казаться, что иудаизм отходил на второй план, как забытая религия, вызывая чувство неловкости из-за его отсталости.
Другой генерал Александра, Селевк, унаследовал восточную часть его владений, особенно Сирию. Птолемеи и Селевкиды воевали друг с другом за право контроля над Израилем и Иудеей. Но в более поздние годы, историки говорят о сирийско–греческих альянсах, которые нападали на Святую Землю или управляли ею под правлением царей Селевкидов. Антиох IV, пришедший к власти в 175 г. до н.э., решил, что он уничтожит религию евреев и навяжет им греческую религию. Его силы осквернили храм, не давали евреям поклоняться и убили многих. Фарисеи и саддукеи стали более важными в то время.
В 167 г. до н. э. одна семья фарисеев решила начать восстание. Они были простыми людьми, семья Маттафия Хасмонея (также известный как Матитьяху Хашмонай) и его пять сыновей, но они сплотили за собой людей, фактически изгнали Селевкидов и заново посвятили храм. Они стали известными под именем Маккавеи. Для них в храме совершилось чудо, когда совсем небольшое количество масла горело в течение 8 дней. Об этом событии теперь вспоминается во время празднования Хануки.
Маккавеи продолжали править Иудеей и даже расширили границы, но семья извратилась. Их называли династией Хасмонеев. Селевкиды продолжали наседать. В это время положение первосвященника стало позицией, которую можно было купить за деньги, а фарисеи и саддукеи периодически спорили друг с другом на улицах. Ессеи удалились в Кумран, потому что священство и храм извратились. Самаритяне построили свой собственный храм на горе Геразим в Самарии, но хасмонеи уничтожили его.
Везде царил бардак, поэтому, когда в 63 г. до н. э, прибыл римский генерал Помпей, чтобы «примириться», ему почти некому было оказать сопротивление. С приходом Помпея, стало сосуществовать римское правление, греческая культура, раздробленный иудаизм, продажные священники и несколько смиренных людей, которые продолжали стремиться к Духу, пытаясь быть верными Единому Богу.
Почему Он так сделал?
Теперь мы можем сделать шаг назад и задаться вопросом: Почему Бог пошёл спасать Свой народ из всех народов, включая евреев, таким обходным путём?
Позвольте мне кратко изложить этот обходной путь Бога:
1. Всё человечество впало в грех и развратилось, когда Адам и Ева отвергли благость Божью ради своей собственной мудрости (Быт. 3:6; Рим. 5:12). Когда в 10-11 главах книги Бытие появились различные этносы, все их отдельные члены были «детьми гнева» (Еф. 2:3). Ни один народ на земле не был достоин Божьего благословения. Все заслуживали уничтожения.
2. Когда Бог привёл в действие план искупления для человечества, Он избрал Израиль в качестве основного фокуса Своей спасительной работы на две тысячи лет (Втор. 7:6; Амос 3:2). Это избрание Израиля не было связано с какими-то особенностями Израиля, которые бы сделали их достойнее других народов. Авраам был идолопоклонником до того, как Бог призвал его (Нав. 24:2,14). «Итак, что же? имеем ли мы [евреи] преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9).
3. В течение двух тысяч лет Бог предлагал спасение Израилю (Рим. 9:4-5) и предвещал Мессию через еврейскую историю и Писание (Лк. 24:27). Их постоянным ответом было в значительной степени неверие, как сказал Стефан: «Жестоковыйные!.. Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Или как сказал Павел: «Об Израиле же говорит [цитата слов Божьих из Ис. 65:2]: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Рим. 10:21).
4. Эффект этого еврейского неверия, несмотря на великие преимущества, состоял в том, чтобы показать, что закон, без Искупителя, не ведёт к оправданию, а только к разоблачению и увеличению греха (Рим. 3:20; 5:20). Из-за этого заграждаются всякие уста. Потому, если Израиль, при всех его преимуществах, «не достиг до закона праведности» (Рим. 9:31), другие народы не должны думать, что они в лучшей ситуации. «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19).
5. Через воплощение, жизнь, смерть и воскресение Мессии, были подтверждены обетования патриархам и была открыта милость для всех народов. «Христос сделался служителем для обрезанных… чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога…» (Рим. 15:8-9).
6. В Израиле произошло ожесточение (Рим. 11:25; 2 Кор. 3:14), продолжающееся до 21-го века. Оно будет оставаться, «пока войдет полнота язычников» (Рим. 11:25).
7. В это время — «время язычников» (Лк. 21:24) — будет великое миссионерское движение ко всем народам. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24:14).
8. Когда «войдёт полнота язычников, …весь Израиль спасётся» (Рим. 11:25-26).
9. Христос возвратится и установит Своё Царство (Рим. 11:26).
Это обходной путь, которым Бог планировал искупить Свой народ из всех этнических групп, включая и окончательное обращение «всего Израиля» — всё поколение массово обратится к вере в конце времён. Зачем нужен был такой обходной путь? Вот краткий ответ Павла в Рим. 11:30-32:
«Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать».
Рассматривая этот ответ, мы можем сказать, что:
Народы жили в непослушании после грехопадения. Потому Бог избрал Израиль. Израиль жил в непослушании, несмотря на все свои привилегии. Потому Бог исполнился милостью к языческим народам. Эта милость к народам приведёт к великой милости, заключающейся в обращении Израиля. Таким образом, все народы полностью зависят от милости, а не от заслуг.
Это сложно. Странно. Это обходной путь. Настолько, что следующее, что слетело с уст Павла, было: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33).
Причины, по которым евреи не верят в Иисуса
Хотя мы не можем говорить о всем Иудаизме, для большинства Евреев существует три основные причины, почему они не верят в Иисуса, как Мессию: Иисус не исполнил мессианские пророчества, Иисус не обладал качествами Мессии, и, также, существуют неверно интерпретированные (переведенные) отрывки касательно Мессии. Иисус не исполнил Мессианские пророчества.
Основные нестыковки происходят из-за интерпретации мессианских пророчеств. У евреев существует буквальный подход к тому, что Мессия должен сделать. Еврейская история, замешанная на буквальной интерпретации многих пророчеств, является причиной, по которой считается, что Иисус не исполнил многих мессианских пророчеств. Ниже приведены несколько примеров этих нестыковок:
- Библия говорит, что Мессия принесет с собой мир для всего мира: «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исайя 2:1-4, 32:15-18).
- Мессия сделает Бога известным всем народам (Софония 3:9, Амос 9:13-15).
- Мессия воздвигнет третий Храм (Иезекиля 37:26-28).
- Мессия снова соберет всех Евреев в Израиле и объединит их (Исайя 43:5-6)
- Все люди придут и познают Бога (Иеремия 31:33-34, Захария 14:9)
Если воспринимать эти отрывки буквально, становится очевидным, что Иисус их не исполнил. Иисус не принес абсолютный мир и не остановил все войны; Иисус буквально не сделал Бога известным каждому человеку на земле; Иисус физически не построил третьего Храма, известного Евреям; Он не вернул каждого еврея в Израиль; Иисус не был причиной, что все живущие пришли к Богу и познали Его.
Некоторые христиане верят, что Иисус буквально исполнит какие-то из этих пророчеств во время Своего второго пришествия, но Евреи не верят во второе пришествие Мессии. Получается, что Евреи, видящие мессианские пророчества подобным образом, никогда не поверят, что Иисус и есть Мессия.
Иисус не обладает качествами Мессии
Наряду с исполнением Мессианских пророчеств настоящий Мессия должен обладать рядом характеристик. Ниже приведены четыре основных качества, которые, как верят Евреи, Иисус не удовлетворил:
- Иисус не был пророком. Библия четко указывает, что Мессия точно должен быть пророком (Исаия 11:2, Второзаконие 18:15-19). Евреи верят, что Пророчество может существовать в Израиле, только в том случае, когда там проживает большинство евреев всего мира. Такой ситуации не было, начиная приблизительно с 300 года до н.э. И, следовательно, в то время пророчества закончились. Евреи верят, что так как Мессия вернет всех Евреев в Израиль, тогда он снова сможет пророчествовать.
- Иисус не был потомком Давида. В Библии говорится, что Мессия будет потомком Давида (Исайя 11:1-9, 2 Самуил 7:12-16). Евреи верят, что Мессия должен быть потомком Царя Давила по отцовской линии. Иосиф, отец Иисуса происходил от Царя Давида, но в ДНК Иисуса нет его вклада из-за чудесного непорочного зачатия Марии.
- Иисус не был рожден у человеческих родителей. Многие Евреи в наши дни верят, что Мессия будет рожден у обычных человеческих родителей. Иисус был рожден через чудесное зачатие Марией от Святого Духа и, следовательно, не может быть Мессией. Это убеждение они получили из Законов Царей 11:3 [3] Маймонида (Моисей Маймонид (1135-1204 н.э. был Сефардским еврейским философом и одним из самых плодовитых знатоков Торы и Раввином. Он создал труды по Еврейскому Закону, которые Евреи в значительной степени принимают и следуют [4]). Там также утверждается, что Мессия не будет обладать сверхъестественной силой, воскрешать мертвых, или совершать другие похожие действия, и что в каждом поколении есть человек с потенциалом выступить в роли Мессии.
- Иисус не соблюдал Тору. Евреи верят, что в соответствии с Второзаконием 12:1-4, Мессия должен соблюдать Тору, так как любой Пророк, не соблюдающий Тору, является ложным.
- Не точно переведенные отрывки об Иисусе. Читая писание евреи пользуются исходным древнееврейский текстом, они верят, что это единственный способ понимания Библейских стихов. Два фундаментальных библейских текста, которые, неправильно поняты или неправильно переведены, по мнению евреев, это Исайя 7:14 и Исайя 53.
Исайя 7:14 – “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил”.
Евреи заявляют, что слово «Дева» было заменено христианами сотни лет после смерти Христа. На древнееврейском слово alma, переданное, как девственница, означает молодую женщину детородного возраста. Исходя из этого евреи считают, что рождение Христа происходит из языческой традиции, когда представители рода человеческого зачинали от богов.
Сегодня многие евреи верят, что «страдания слуги Господа» считающиеся пророчеством об Иисусе, на самом деле относится к главе 52 Исайи, об изгнании и возвращении еврейского народа. Они говорят, что в Исайя 53 используется форма единственного числа, потому что евреи – один народ. Евреи считают, что искупительный конец в Исайя 53 описывает время, которое должно прийти, когда евреи будут освобождены и люди, причинившие им вред, осознают это и примут ответственность за их страдания. Следует заметить, что, тем не менее, все евреи считали эту главу Мессианским пророчеством до прихода Христа.
Отвечая на критику Евреев
Перечисленные выше причины неверия евреев можно легко объяснить, если разобраться с природой этих пророчеств. Многие из пророчеств гораздо легче понять, если есть понимание Нового Завета.
Конечная цель: все в смирении уповают на милость
Какова же конечная цель такого обходного пути спасения? Павел говорит об этом так: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32). Павел уже сказал, что целью было то, чтобы «заградились всякие уста, и весь мир стал виновен пред Богом» (Рим. 3:19). Это негативная цель. Каждая этническая группа смирилась по причине своего непослушания.
Евреи смирились, потому что, несмотря на свои преимущества, они подобны отломившимся ветвям, а язычники занимают их место в завете Авраама только по вере (Рим. 11:19; 9:30-31). Языческие народы смирились, потому что они держатся только верой (Рим. 11:20), и потому что их поддерживает еврейский корень, а не наоборот (Рим. 11:18). Вам нужно стать «евреем», чтобы спастись (Гал. 3:7). Но ни один еврей не спасается по причине своей этнической принадлежности. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). «И не думайте говорить в себе: ‘отец у нас Авраам’, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9).
Заграждены всякие уста. Гордость и хвастовство каждой этнической группы умолкла. Все заключены в непослушание. Каждый вынужден проглотить свою гордыню. Язычники должны стать евреями (включая нацистов и членов Ку-клукс-клана), чтобы спастись. Евреи должны отказаться от всякого упования на свое еврейство и присоединиться к язычникам в своей зависимости от милости.
Люди, которых вы должны знать
Ирод Великий
Ирод Великий был римским правителем в Иудее до года после рождения Христа. Его ненавидели, боялись и уважали. Он был потомком Исава (идумеянина) и, следовательно, не считался евреем среди своих еврейских подданных. Он женился на Мариамне, которая была из рода Хасмонеев (Маккавеев), и это помогло отношению к нему, но потом он казнил ее. Он затеял огромные строительные проекты, включая расширение 2-го храма, строительство гигантского римского порта и курорта Кесарии на побережье Средиземного моря, крепости Масада и его дворца в Иродиуме. Он управлял смесью культур и пытался угодить всем, но убивал членов семьи и других, кто угрожал его положению. Он совершил убийство невинных младенцев в Вифлееме, пытаясь избавиться от новорожденного Иисуса.
Ирод Антипа
Ирод Антипа был сыном Ирода Великого и римским правителем Галилеи, когда Христос предстал перед судом. Поскольку Иисус был родом из Галилеи, Понтий Пилат послал Иисуса к нему, а не стал судить его сам. Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя, когда тот обвинил его в прелюбодеянии. Он потерял свое положение в 39 г. н. э., когда его племянник обвинил его в заговоре против римского императора того времени, Калигулы.
Понтий Пилат
Понтий Пилат был префектом Иудеи, когда Тиберий был императором в Риме, примерно с 26 – 36 г. н. э.. Он был римлянином высшего сословия. Пилат, как мы видим в Священных Писаниях, сомневался в обвинениях против Иисуса, отправив его к Ироду и предложив Варавву вместо Него. Пилат был свергнут в 37 году после того, как он с жестокостью подавил восстание самаритян.
Каиафа
Каиафа был саддукеем и был назначен римлянами на должность Первосвященника. Он был зятем Анны, бывшего первосвященника, который (заплатив деньги римлянам) также дал нескольким своим сыновьям ту же позицию. Каиафа оставался на своем месте довольно долго, потому что знал, как угодить римлянам. Он все еще занимал свою позицию, когда Понтий Пилат был отозван в Рим.
Фарисеи
Фарисеи («отделенные») не принадлежали к какой-то определенной секте, но их религиозные убеждения влияли на культуру и политику. Они верили в чистоту евреев, точно следуя закону Моисея. Они верили в воскресение и в устные традиции, которые не были прямо записаны в Писании. Фарисеи отвергали греческое влияние. Они могли быть бедными или средним классом, но некоторые были очень богатыми. Как правило, они осуждали и внешне демонстрировали жизнь по закону. Когда евреи были рассеяны римлянами в 70 г. н. э., их форма иудаизма превратилась в раввинский иудаизм.
Саддукеи
Саддукеи (от «Садок, первосвященник») были богатыми евреями из влиятельных семей. Они принимали только то, что находилось в Священных Писаниях, и не верили в воскресение. Они приняли греческую культуру, и для их домов в Иудее использовалась греческая архитектура. Саддукеи концентрировались на происхождении из рода священников и социальном положении. Это течение исчезло после того, как римляне рассеяли евреев в 70 г. н. э..
Книжники
Писцы (или книжники) во время вавилонского плена вели учет, копировали и восстанавливали Священные Писания. Когда евреи начали говорить на арамейском и греческом языках, книжники стали излагать и учить Священным Писаниям, которые были написаны на иврите. Книжники не были едиными в своей философии, но, скорее всего, следовали идеям фарисеев.
Ессеи
Во время правления Хасмонеев, ессеи стали чувствовать, что и храм, и священство были осквернены. Хотя некоторые жили посвященной жизнью в обществе, другие изолировали себя в Кумране, надеясь когда-нибудь вернуться в освященный Иерусалим и храм. Они следовали другому календарю, чем фарисеи в Иерусалиме, поэтому их самые священные дни (Дни Трепета) не совпадали с теми, которые отмечали большинство евреев в городе. Они связывали себя обетом безбрачия и требовали, чтобы их члены жили по очень строгим законам очищения. Они вели записи и прятали их в пещерах. Эти записи теперь называются Свитками Мертвого моря (хотя ученые до сих пор спорят о том, являются ли ессеи авторами этих свитков).
Синедрион
Синедрион («совместное заседание») состоял из двадцати трех или семидесяти одного раввина, назначенных заседать в качестве трибунала в каждом городе земли Израиля в древности. Небольшие собрания в городах считались «меньшими» по сравнению с синедрионом в Иерусалиме. Они собирались в месте под названием «Зал из тесанных камней» каждый день, кроме субботы и Дней Трепета. Каиафа, который, как известно, обвинил и преследовал Христа, что привело к Его распятию, заплатил за свое место в синедрионе, которое до него принадлежало другим членам его семьи.
Синедрион продолжал фактически действовать после разрушения храма римлянами в 70 г. н. э. и переехал в Галилею. Он функционировал под различными именами и итерациями до 425 г. н. э. и, наконец, прекратился из-за интенсивного преследования со стороны Восточной Римской империи.
Закон Моисея диктовал множество правил, которым Синедрион должен был следовать, чтобы обеспечить справедливое судебное разбирательство для обвиняемых в преступлениях, почти каждое из которых было нарушено, чтобы осудить Спасителя.
Сикарии
Сикарии были фанатиками, выступающими против римского владычества над евреями. Их имя происходит от кинжалов, которые они скрывали под одеждой. Они использовали эти кинжалы во время публичных собраний, нападая на римлян и сочувствующих им евреев, сливаясь после этого с толпой, чтобы избежать ареста. «Убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться» (Википедия). Вместе с зелотами, они были одной из движущих сил в Первой иудейской войне. Евреи, которых загнали в угол римляне в Масаде после разрушения храма, были зелотами и сикариями.
Семья Христа
В Евангелии от Матфея 13: 54–56 говорится: «… Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? А его братья Иаков и Иосиф, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?». Поэтому мы знаем, что у Иисуса было четыре брата и, как минимум, две сестры. Брат Иисуса Иаков продолжает упоминаться в Библии после распятия Христа. Согласно Оксфордскому словарю о христианской церкви, когда апостол Петр покинул Иерусалим, именно Иаков стал главой церкви в Иерусалиме и был высоко уважаем среди христиан-евреев. Егесипп сообщает, что Иаков был казнен синедрионом в 62 г. н. э..
И Мария (Мириам), и Иосиф (Йосеф) были потомками Давида из колена Иудина. Интересно, что Мария и Иосиф жили в Галилее, а не ближе к храму в Иудее, учитывая их приверженность и родословную. Некоторые ученые предполагают, что их предки могли иметь правительственные назначения, чтобы быть там при Хасмонеях.
Одна зависящая от милости и любящая милость раса
Иисус родился евреем — и вместе с этим были введены в действие и все остальные части Божьей «неисследимой» и «непостижимой» мудрости — для достижения этой цели. Чтобы заставить замолчать всякую национальную и расовую гордость, включая еврейскую, и чтобы привести каждую расу и каждый этнос к смиренному упованию на милость.
Христос родился евреем, чтобы каждая раса ликовала по причине милости, а не количества меланина; чтобы каждый этнос был более рад милости, нежели своим этническим традициям; и чтобы каждая национальность ликовала больше из-за милости, чем из-за национальных черт. Иисус родился евреем, чтобы подавить всякое хвастовство этническим превосходством. И для того, чтобы создать единую новую, радостную и любящую милость расу.
Автор — Джон Пайпер / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org Перевод — Анна Иващенко для
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube