Что Библия говорит о родителях
Вопрос о том, что говорит Библия об отношениях между поколениями, – один из наиболее часто задаваемых на нашем сайте. Ниже мы приводим основные, хотя, конечно, далеко не все библейские тексты, относящиеся к этой теме.
Высказывания Священного Писания об отношениях родителей и детей весьма многочисленны, так как это важная духовная и нравственная проблема в жизни людей. Каждая эпоха в рамках своей культуры вносит в ее решение что-то свое; Библия предлагает нам взгляд на эту проблему с духовной точки зрения. Самое важное, что говорит нам Слово Божье об этих отношениях, – то, что они всегда строятся перед лицом Божьим и для Творца далеко небезразлично, как мы поступаем по отношению к собственным родителям и детям.
Высказывания Священного Писания на эту тему можно условно разделить на четыре группы. Во-первых, отношения между родителями и детьми подробно рассматриваются в Пятикнижии, главным образом в рамках Моисеева законодательства. Первое же и одно из ключевых слов о семейных отношениях мы находим в самом начале Библии, в рассказе о сотворении человека. Устанавливая брак как норму семейной жизни, Господь говорит об определенной возрастной эмансипации детей от родителей, не отменяя нравственного содержания их отношений. Далее, в остальных книгах Пятикнижия, главным образом содержатся заповеди о почтении и уважении детей к родителям. Слова о почитании, включенные в Десять заповедей – основу основ библейской веры и нравственности, – не ограничены ни возрастом, ни собственным семейным положением человека; долг почитания родителей возводится здесь в обязанность не столько перед самими родителями, сколько перед Богом.
Одновременно закон вменяет родителям в обязанность заботиться в первую очередь о нравственном облике детей (Втор. 21:18слл). Хотя в некоторых текстах слышатся отголоски родового сознания древнего Ближнего Востока, объединявшего всех домочадцев под властью и нравственной ответственностью главы дома, тем не менее Слово Божье, заповедуя почитание родителей, ясно разделяет нравственную ответственность детей и родителей за свою жизнь (Втор. 24:16).
Особое внимание уделяет Закон запрету злословить родителей. Здесь, едва ли не впервые в религиозной истории, слово по своему духовному значению приравнивается к поступку.
Вторая группа высказываний об отношениях поколений содержится в учительных и, отчасти, исторических книгах Библии. Во многом повторяя сказанное в Законе, учительные книги Библии основное внимание уделяют обязанности родителей заботиться о духовном возрастании детей. Мудрость, означающая в учительных книгах жизнь по заповедям Божьим, послушание Богу и избегание греха, – вот главное, что родители должны передать детям. Учительные книги рассматривают праведность как труд, требующий и мудрости, и усилий воли. Поэтому научение мудрости, научение нравственным основам жизни, сопряжено здесь с необходимостью применения родительской власти. Потакание слабостям и порывам детей ведет, согласно мнению Иисуса, сына Сирахова, к губительным и для родителей, и для детей последствиям (Сир. 30:1слл). Вместе с тем учительные книги подчеркивают, что для того, чтобы передать детям опыт праведности, родители сами должны жить в соответствии с заповедями (Сир. 41:8слл). Кроме этого, учительные книги говорят о долге благодарности родителям за то, что они сделали для своих детей (Тов. 4:3-4, Сир. 7:29-30).
Небольшая по объему, третья группа текстов принадлежит пророческим книгам. Исключительное значение имеют здесь слова пророков Исайи и Иезекииля. Пророк Исайя сопоставляет отношение к земным отцу и матери, давшим жизнь человеку, с отношением к Самому Создателю. Из подобия этих отношений вытекает долг почитания и благодарности и Богу, и родителям. Одновременно и обязанность родителей уподобляется тому, что делает Бог в отношении сотворенных Им людей.
Пророк Иезекииль, опровергая от имени Всемогущего расхожие представления своего времени, возвещает личную ответственность каждого человека перед Богом. Ни праведность отца не спасет сына, ни грех отца не погубит сына; праведность сына не спасет отца, и грех сына не погубит отца. Бог, таким образом, строит отношения с каждым человеком особо. Одновременно эти слова Иезекииля подчеркивают, что несмотря на значительность взаимных обязанностей, духовная жизнь родителей и детей проходит достаточно обособленно, во всяком случае это касается взрослых детей. Поэтому отношения поколений могут порой приобретать конфликтный характер, как говорит пророк Михей (это слово будет впоследствии процитировано Иисусом Христом). Освобождение людей от греха в семейных отношениях пророки видят как результат спасительного действия Божьего, которое должно совершиться через Христа. Только Он может, по слову пророка Малахии, обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам, то есть дать им возможность подлинного духовного единства перед лицом Божьим.
В целом для Ветхого завета характерно рассмотрение отношений между родителями и детями в религиозном контексте; эти отношения должны быть посвящены Богу и устроены достойно Его. Уже в древности эти представления входили в противоречие с небиблейским подходом к проблеме (2 Макк. 7:20слл).
Наконец, четвертая и последняя группа высказываний относится к Новому завету. В значительной степени новозаветные тексты повторяют, а порой и прямо цитируют важнейшие мысли, сформулированные в Ветхом завете. Однако для Нового завета проблема отношений между поколениями выглядит частным случаем отношений между людьми вообще; как и во всех других случаях, ученики Господа Иисуса Христа призваны любить ближних – в том числе и родных. Сам Господь, как подчеркивает Евангелие, подчинил Себя в детстве родительской власти Своей Пречистой Матери и названного отца Иосифа. В дальнейшем Господь не раз обращался к словам пророка Михея и подчеркивал, что отношения с Богом принципиально важны для устроения любых человеческих отношений. В силу этого они могут быть и причиной разделения между людьми, в том числе и родными. Господь называет учеников Своей семьей (Мф. 12:46слл), придавая родственным отношениям радикально духовный характер. Особое место среди слов Господа Иисуса Христа занимает притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32), в которой Господь, как раньше пророк Исайя, говорит о подобии отношений с Богом и отношений с родителями. Примером любви и сострадания, соединяющих родителей и детей, на все времена стала скорбь Пресвятой Богородицы у подножия Креста.
Послания апостола Павла, в новом контексте повторяют заповедь о почитании родителей как призыв к любви. Апостол подчеркивает, что дети и родители призваны к любви и обязанности их друг перед другом взаимны. Говоря о почитании родителей, апостол добавляет также слова о том, что и родителям следует уважать детей.
Библейский взгляд на детей
Цитата из Библии | Значение |
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». (Бытие, глава 4) | Слова Евы означают, что ребенок это Божий дар. |
«прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Иеремия 1:5 | Откровение Господа пророку Иеремии означает, что каждого младенца еще в утробе матери Бог уже знает, уже печется о нем. |
«Вот, наследие от Господа – сыновья, награда – плод чрева». Пс.126 | Дети — главная награда, наследие человека. |
«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Из послания апостола Павла к Коринфянам | Эта цитата раскрывает сакральный смысл связи поколений. Так что же говорит Библия о детях и родителях? Дети верующих уже святы. И освящение это происходит каждым из родителей. |
«Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их». Пр.17:6 | Самый главный итог человеческой жизни – достойные потомки. Для любого ребенка очень важен образ родителей. |
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии». Рим.8:16. | Настоящая, искренняя вера приводит к ощущению сыновней свободы, сыновней любви к Богу. |
Короткая жизнь, тяжелая жизнь
Вместе с обещаниями благословений за исполнение заповеди, подразумеваются и последствия за неисполнение. Сии последствия описаны подробно в других местах Библии, сначала в гражданском законе, а затем и в ветхозаветных книгах мудрости.
Когда Бог открыл закон, по которому должен жить израильский народ, Он включил в Него наказание тем, кто вопиющим образом и нераскаянно нарушает пятую заповедь. Может шокировать, что суровость наказания сродни наказаниям за убийство и другие тяжкие преступления:
«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15,17).
«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем» (Лев. 20:9).
«Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Вт. 21:18-21).
А сегодня мы ожидаем, что наши дети и подростки обязательно будут непослушны! И мы к такому вызывающему поведению вроде как даже нормально относимся! Но Божий закон показывает, насколько серьезно Бог относится к Своей пятой заповеди. Почему же мы к этой заповеди так легкомысленно подходим?
Книга Притч далее показывает ужасы и последствия непочтительного отношения к родителям:
«Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный» (Пр. 19:26).
«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Пр. 20:20).
«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Пр. 30:17).
И хотя Притчи Соломона написаны на поэтическом языке, картинка вполне ясная: для тех, кто исполняет пятую заповедь, обещаны приятнейшие благословения, для не исполняющих же уготован ужасный суд. Бог ожидает и требует от детей почитания родителей.
Зачем детям чтить своих родителей?
Во-первых, потому что природа этого требует, как говорит Павел: «Сего требует справедливость». Бог создал человечество именно таким образом, чтобы дети чтили родителей. Все люди, во все времена знали это и принимали это в порядке вещей.
Во-вторых, Божий закон этого требует. Павел цитирует пятую заповедь, чтобы показать, что Бог требует почитания, что в этом Его воля для человечества.
В-третьих, Евангелие этого требует. Павел увещевает детей повиноваться родителям «в Господе». Те, кто возложил свою веру на Господа, призваны следовать за Ним во всем. Евангелие уверяет детей, что те могут с радостью чтить своих родителей, и дает им для этого мотивацию.
Что произойдет с теми, кто прислушивается к природе, закону и Евангелию и чтит своих отца и мать? Бог их благословляет: «Чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле». Божье благословение для исполняющих пятую заповедь принимает две формы: долгая жизнь и хорошая жизнь. Эти благословения становятся и мотиватором, и естественным последствием послушания.
Обязанность почитания
Мы с вами живем сегодня, а не во времена древнего Израиля. Мы уже не подпадаем под гражданский закон израильского народа. Но Божьи благословения распространяются и на наши дни, на нас. Сам апостол Павел увещевает детей Ефеса, говоря, что Бог благословит их, если те будут чтить родителей. Они признавали, как признаем сегодня и мы, что обещание о земле обетованной больше не действует. (Вы заметили, что в 6 главе Послания к Ефесянам Павел цитирует Ветхий завет, но не включает в цитату обещание о земле, «которую Господь Бог дает вам»?) Но основное правило остается: Если мы живем в послушании Богу, Бог нам благоволит, если мы не слушаем Его, Он отзывает Свое благоволение. Мы несем на себе обязательство перед нашими родителями – чтить их. И выглядит это так: почитай Бога через почитание своих родителей, и ожидай, что все у тебя будет хорошо; бесчесть Бога, бесчестя своих родителей, и не жди ничего хорошего. Так Бог устроил этот мир.
Вопрос
Бог распространяет Свои благословения на тех, кто почитает отца и мать. Библия не говорит ни о каких ограничениях для этой заповеди. Нет никаких указаний, что обязанность почитать родителей прекращается с наступлением взрослого возраста, вступлением в брак или обретения финансовой независимости. Нет никаких исключений для случаев, когда наши родители ведут себя нечестно, зло, невыносимо и даже жестоко. Мы об этом обязательно поговорим в будущем, после разговора на щекотливую тему подчинения.
Но сейчас, позвольте мне закончить разговор вопросом: Вы хотите благословений? Хотите испытать на себе Божье благоволение? Тогда почитайте отца и мать. Насколько я это вижу, это просто и понятно. Бог благословляет тех, кто исполняет эту заповедь.
Тим Шалли / hristiane.ru
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Обязанности родителей по содержанию детей
Разумеется, в Библии особое место уделяется нравственному воспитанию детей, но такая важная составляющая, как забота о физических потребностях, тоже не остается без внимания.
Апостол Павел говорил:
(2 Кор. 12:14)
«Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей»
Беспечность родителей осуждается Библией. Нуждающийся ребенок несчастен, подвержен унынию, его безопасность под угрозой.
Как воспитывать детей
Библия раскрывает приемы воспитания и отношения
Нравоучения
Мы встречаем множество рассказов, притч, иллюстрирующих в художественной форме основные постулаты требований. Нравоучения строятся через понятные образы, вызывающие сочувствие. Так и родители должны сопровождать беседы яркими примерами, пропущенными через собственное сердце.
Собственный пример
(Пр.Са. 4:3)
«Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей».
Невозможно научить, если сам не служишь тому примером. Если хочешь сформировать духовно развитую личность, нужно и самому постоянно сверять свою жизнь с заповедями Отца Небесного.
Наказание
В Библии много говорится о пользе наказаний. Современное общество отрицательно относится к физическому воздействию, но можно ли совсем обойтись без ограничений? Нет. И Библия говорит нам о том, что вседозволенность – благоприятная почва для порока.
Существует множество форм воздействия на детские шалости: от ограничения игр и прогулок до возможности исправить содеянное через собственный труд.
Борьба с детскими пороками не только в череде наказаний и наставлений, но и в непрестанной молитве Богу о своих чадах. Не забывайте заповеди Христа: «Будьте как дети»!
Молитва о детях
Есть небольшая молитва о детях. Ее можно читать, когда просишь у Бога, чтобы они выросли хорошими христианами и не пошли плохим путем. Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена) и наших крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение