Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Высший мир — это целый сонм духов, которые помогают людям проходить жизненные ситуации. В православии существует понятие «лестницы Иакова», на которой расположены духи (Владыки) по степени иерархии. Это духи, которые прошли весь свой земной путь, много раз воплощались на Земле, и искупили все свои грехи, всю земную карму, и стали Высшими духами — каждый на своем уровне.

Это и святые, и ангелы, и архангелы, и Владыки планет — людям неведома вся точная структура Высшего мира, однако во всех религиях существует множество духов, к которым можно обращаться с молитвами и просьбами.

— ПОЛНАЯ ЛЕКЦИЯ С ОГЛАВЛЕНИЕМ. СПИСОК ВСЕХ ЛЕКЦИЙ (ВИДЕО и ТЕКСТ) —

……………………………

…………………………………………………….

Как нужно читать молитву: вслух, или можно про себя?

Мужчина:

– У меня к вам такой вопрос по поводу молитвы. Ну, у меня получается молиться, может быть не два часа, но минут 30 – 40 в день. Но, я не могу молиться именно повторяя вслух. Я настраиваюсь на этого святого человека, настраиваюсь на святость, отключаюсь от всего, но, молитва происходит всё равно в уме.

Торсунов:

– Это – нормально. Есть два типа молитвы. Есть молитва, которая создаётся образом. Она находится в уме. Эта молитва называется созерцание. Созерцание, это очень важная вещь в жизни человека. Ум нужно очищать. Нужно созерцание. Вот, можно отключиться, и просто глубоко-глубоко погрузиться в святость своим умом. Но есть одна проблема. Судьба находится в уме, понимаете? Другими словами, когда судьба наваливается, и она – “жестит”, то ум, весь ум становится оплотом насилия. То ест, он не подчиняется нам вообще. В нём только боль, и всё. И тогда созерцание невозможно. Поэтому, существует ещё один инструмент, который называется – разум. И что это за инструмент? Память живёт и в уме и в разуме. Но, интересно знать, что когда человек что-то повторяет вслух, то он включает именно – разум. А разум, это такой инструмент, который заставляет память менять ум. То есть, другими словами, разум – тоньше (по структуре) ума. И он способен воздействовать на ум. То есть, если ты произносишь вслух что-то, то постепенно из ума этот элемент насилия, который судьба создаёт – уходит. То есть, человеку становится легче, именно от звука. Хотя звучать тяжелее, чем созерцать. Но, в будущем, когда вас может начать “косить”, вы, когда повторяете, у вас ум находится в насилии полностью. Вы – скошены этим насилием. Но вы повторяете просто молитву, и слушаете тех, кто молится, и постепенно в вашем уме начинают происходить перемены.

Понимаете, другими словами, разум у каждого человека, у вас, у меня, способен стоять в стороне даже на высоте насилия. Вот, когда оно всё уже, в судьбе полностью находимся, даже спать не можем, и есть, так сильно человек сосредоточен на боли, которая ему судьба даёт, всё равно, даже в этом состоянии, когда он произносит звук, связанный с Богом, и когда есть ещё звучание тех, кто сильно привлекает моё внимание, в этот момент человек – отделяется от своей судьбы, и начинает гасить боль. Вот так действует молитва. Это очень важная и ценная вещь. Но надо этому учиться.

Мужчина:

– Уже боли нету, я её победил, через эту память возникла она.

Торсунов:

– Но, мои хорошие, поймите, что судьба приходит и не спрашивает. И она – косит человека просто. Нужно молиться вслух. Я вам сейчас расскажу кое-что интересное. Я, когда только начал молиться, это было, ну, мне было где-то 28 лет. Ну, я начал серьёзно это практиковать, я молился в уме. И я встретил одного человека, который молился вслух. И я его спросил: “А чего, как бы вслух то молишься? Чего, ты не можешь в уме?” Он сказал: “Я не могу”. Я спрашиваю: “А кто может?” И он мне сказал пример одного святого, который сначала очень громко повторял молитву 4-5 часов. Потом примерно 4-5 часов молился шёпотом. А потом 5 часов в уме. Я говорю: “А чего он так, это сначала-то так долго подготовку делал?” Он говорит: “Некоторые даже с этой подготовкой до этого состояния не доходят”. И я проанализировал всё, и понял, что я до такого святого не тяну. Поэтому начал повторять вслух. Понимаете, о чём я говорю?

3 часа 15 минут 20 секунд записи

То есть, молитва в уме тоже есть. Но она для очень сильных людей, понимаете? И если ты до этой силы не дотягиваешь, и судьба тебя начнёт косить, то ты ставку не на то делаешь. Можно и гранатой танк победить, но для этого надо быть очень опытным воином. Поэтому лучше в него пушкой стрелять. Это самый лучший вариант.

— ЧИТАТЬ ОКОНЧАНИЕ ЛЕКЦИИ —

К кому обращаться во время молитвы

Поэтому когда люди молятся, лучше всего обращаться к конкретному святому, Владыке, духу, Высшему учителю, или к самому Творцу. То есть обращения должны быть конкретными, «именными». Почему так? Потому что если ты не знаешь, к кому обращаться, молитва не дойдет.

Ведь молитва — это своего рода мысль, энергия, которая идет в конкретное место, к конкретному духу. Поэтому люди, когда молятся, прежде всего произносят обращение: мусульмане обращаются к Аллаху; христиане — к Христу; буддисты – к Будде или Владыке Майтрейе.

Вообще люди делятся на несколько основных религиозных конфессий, верований и на атеистов. По процентному соотношению картина выглядит так:

  • Христианство – 33%, среди них православные, католики, протестанты и другие мелкие подразделения христианства;
  • Ислам – 23%;
  • Индуизм – 15%;
  • Буддизм – 7%
  • Атеизм – 17-20%

Остальные относятся к самым разным верованиям, перечисление которых займет много времени. Это разные ответвления от основных религий, которые в чем-то не сходятся с ними.

Молитва про себя, мысленно, будет считаться молитвой?

Здравствуйте!

Этот вопрос обсуждается в Гемаре (Брахот 20 б). Там приводится спор мудрецов: по мнению рава Хисды молитва, прочитанная про себя, не считается молитвой, а по мнению Равины — считается. Закон установлен в соответствии с мнением рава Хисды, т.е. молитва, прочитанная про себя, не считается молитвой (Мишна Брура 62:7, Беур Галаха там). Отсюда следует, что молиться мысленно недостаточно, необходимо проговаривать слова. Если человек помолился мысленно, это не засчитывается и нужно читать молитву снова. Это относится не только к молитве Амида, но и к другим молитвам, таким, как Шма Исраэль, Биркат а-Мазон, благословениям на различные виды пищи и др.

Выводы о том, как надо произносить молитву и какова должна быть ее форма, мудрецы делают, основываясь на стихах, где говорится о молитве Ханы, просившей Творца послать ей сына (Шмуэль I, 1:13): «А Хана говорит (= молится) про себя, только губы шевелятся, а голос ее не слышен…» Мудрецы рассматривают молитву Ханы как идеальную, отсюда выводятся законы молитвы. «Только губы шевелятся…» — из этих слов делают вывод (Брахот 31а), что недостаточно молится мысленно, следует проговаривать слова. «…а голос ее (Ханы) не слышен» — отсюда делают вывод, что молиться надо шепотом, не возвышая голоса. Более того, полагают, что молитва, произнесенная вслух, свидетельствует о недостатке веры: молящийся как бы показывает, что Всевышний не может услышать просьбу, произнесенную шепотом.

При этом, изначально, молящийся должен слышать свой голос. Это не противоречит предыдущему правилу: можно говорить шепотом и при этом слышать свой голос. Это помогает сосредоточиться во время молитвы (Бейт Йосеф 101:1). Однако если человек помолился, не слыша своего голоса, но при этом выговаривая слова губами, молитва засчитывается и молиться повторно не нужно.

Почему так важно проговаривать слова и недостаточно молиться про себя? Ответ на этот вопрос мы находим в книге рава Хаима Воложинера «Нэфеш а-Хаим», гл. 5. Там сказано, что основным в служении Всевышнему является именно физическое действие. (Поэтому недостаточно быть «верующим в сердце», наша вера обязательно должна проявляться на практике. Мысли и намеренья являются только лишь хорошим дополнением к физическому исполнению заповедей, но не его основой). Поэтому, когда человек молится, его мысли и просьбы должны выражаться через физическое действие — движение органов речи. А в записях Аризаля сказано следующее: цель молитвы — это исправление духовных миров, а достичь этого можно только при слиянии трех частей человеческой души: «нэфеш», «руах» и «нэшама». «Нэфеш» — это самая низкая часть души, наиболее приближенная к материи. Ее проявление — физические действия. «Нэшама» — наиболее духовная из трех этих частей, ее порождения — мысли. «Руах» — промежуточная часть. Ей соответствуют колебания звука при произнесении слов. В молитве мы должны задействовать все три части нашей души: через физическое действие — движение органов речи, духовное — сосредоточение и промежуточное — голос. Так молитва будет наиболее эффективной и достигнет своей цели. (Отсюда можно сделать вывод, что не только обязательные молитвы, но и любая личная просьба к Творцу не должна оставаться только на мысленном уровне, ее следует проговаривать).

Заметим: Аризаль в своих записях оперирует каббалистическими понятиями, большинство его записей представляет собой намеки и метафоры, истинное значение которых невозможно понять тем, кто не сведущ в тайном учении. Приведенная цитата дает нам только возможность прикоснуться к глубоким тайнам, стоящим за каждым нюансом еврейского Закона, здесь нет исчерпывающего объяснения слов Аризаля.

С уважением, Моше Сытин

Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Одна православная женщина задала следующий вопрос, который волнует многих людей, не понимающих слов молитв и песнопений богослужений:

В одном из духовных журналов я прочитала, что не разрешается в церкви читать про себя собственных молитв, а также молитвы православные по книжкам отдельно от церковного пения, особенно на всенощной, когда так читается всё быстро и неразборчиво, что нельзя уловить смысла молитв. Когда я молюсь за литургией, которую хорошо знаю, то я могу не пользоваться другими молитвами, но за всенощной — иное дело. Я должна читать про себя хоть Иисусову молитву, что раньше мне и разрешал мой духовник: он мне говорил, что какой-то святитель (забыла имя) говорил, что «если вы в церкви не понимаете чтения, тогда нужно читать молитву Иисусову». Что же теперь? Я, значит, не могу ходить ко всенощной, если я не понимаю чтения? Раньше я читала другие молитвы, и мое внимание не разбивалось”.

Отвечает архиепископ Аверкий (Таушев):

“В храме совершается общественное Богослужение. Это — общаямолитва всех верующих, которые объединяются духовно в этой общей молитве об одном и том же — об общих своих нуждах духовных и телесных. Поэтому неправильно поступает тот, кто, приходя в храм на Богослужение, не желает участвовать в этой общей молитве, которая должна совершаться « едиными усты и единем сердцем»,

а молится
сам по себе, отдельно
от обще-церковной молитвы. Лишь в этом смысле и только в этом запрещается в православном храме молитва отдельная, своими особыми молитвами, по молитвенным книжкам, как это принято, например, у римо-католиков, которые не участвуют в общей церковной молитве, как мы, православные.

НО СЛЕДИТЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ ПО ТАК НАЗЫВАЕМОМУ «ВЕЛИКОМУ СБОРНИКУ» ИЛИ ПО ДРУГИМ БОГОСЛУЖЕБНЫМ ИЛИ МОЛИТВЕННЫМ КНИГАМ, СОДЕРЖАЩИМ В СЕБЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, КОНЕЧНО, НИСКОЛЬКО НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, А, НАОБОРОТ, ПОХВАЛЬНО, ИБО МЫ И ДОЛЖНЫ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ЧИТАЕТСЯ И ПОЁТСЯ, И МОЛИТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ, КАКИМИ МОЛИТСЯ ВСЯ ЦЕРКОВЬ.

Тем более это естественно, когда чтение и пение бывает неразборчиво. Ведь мы, православные верующие, все должны сознательно участвовать в Богослужении, на что ясно указывает и наш Устав, когда говорит, что в ответ на возглас священника «МЫ» или «ЛЮДИЕ» отвечаем: «АМИНЬ» или «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» и прочее, и петь в церкви, по ясному смыслу уставных указаний, как и по самой идее нашего Богослужения, являющегося «общим делом», должен, собственно говоря, не хор, как что-то совершенно отдельное

от молящихся, а
все молящиеся.
Итак, должно быть ясно, что чтение по молитвенникам своих особых молитв во время Богослужения это — одно,

а следить за ходом Богослужения по богослужебному тексту это — совсем
другое.
И насколько первое — предосудительно, настолько второе заслуживает только одобрения и поощрения.

Читать при неразборчивом чтении и пении Иисусову молитву вполне допустимо, тем более, что по уставу этой молитвой можно даже заменять все виды суточного Богослужения, как это указано в Следованной Псалтири. Само собою, должно быть понятно, что лучше творить про себя Иисусову молитву, чем, не понимая и не разбирая того, что читается и поётся на клиросе, позволять уму своему блуждать невесть где. Ум, ничем не занятый, естественно предаётся рассеянности, и вот это уже будет несомненный тяжкий грех”.

Почему женщине в церковь надо заходить обязательно в платке?

Почему в костелах принято сидеть, а в православных храмах – стоять?

<< На главную страницуВопросы священнику >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]