Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)


О Церковном суде

19 июля Указом Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Рославльского, утвержден новый состав епархиального Церковного суда. О деятельности этого органа епархии мы беседуем с его председателем игуменом Тарасием (Ланге).


– Отец Тарасий, в начале нашей беседы поясните, пожалуйста, что находится в компетенции епархиального суда?

– В статье 2 Положения о церковном суде говориться, что «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви». Итак, церковный суд имеет дело с нарушениями церковных установлений и главной своей целью имеет восстановление нарушенного порядка.

– Как подбирается состав епархиального суда? Кто может стать его членом? Обязательно ли председателем становится монашествующий иерей?

– Согласно Положению о церковном суде «Епархиальные суды создаются по решению епархиального архиерея (глава VII Устава Русской Православной Церкви). Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти человек, имеющих епископский или священнический сан. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея» (статья 23, п. 1; статья 25, п. 1,2). Конечно, желательно, чтобы члены суда, включая председателя, имели высшее богословское образование, были канонистами, но прямым, непременным условием это не является. Председателем может быть как монашествующий, так и женатый священник, это не имеет значения. Важным является пастырский опыт, преданность Церкви и приверженность ее каноническому строю, отсутствие канонических прещений, авторитет среди собратьев-священников.

– Расскажите о новых членах суда, утвержденных Указом правящего архиерея…

– Изменение состава епархиального суда произошло с целью актуализации его деятельности, с тем, чтобы сделать работу суда регулярной и обстоятельной. Согласно Положению о церковном суде председатель, заместитель председателя и секретарь суда назначаются указом правящего архиерея. Согласно указу № 042 от 19.07.2016 г. председателем суда назначен игумен Тарасий (Ланге), заместителем председателя – протоиерей Андрей Мельничук, секретарем суда – иерей Андрей Попов. Протоиерей Николай Морозов был избран членом суда епархиальным собранием, и его полномочия остаются неизменными, также членом суда стал благочинный церквей города Смоленска протоиерей Павел Петровский.

В Положении о церковном суде четко определены обязанности всех членов суда: «Председатель церковного суда назначает время заседаний церковного суда и ведет эти заседания; осуществляет иные полномочия, необходимые для церковного судопроизводства. Заместитель председателя церковного суда по поручению председателя церковного суда проводит заседания церковного суда; выполняет иные необходимые для церковного судопроизводства поручения председателя церковного суда. Секретарь церковного суда осуществляет прием, регистрацию и представление соответствующему церковному суду заявлений о церковном правонарушении и иных документов, адресованных церковному суду; ведет протоколы заседаний церковного суда; рассылает вызовы в церковный суд; несет ответственность за ведение и хранение архива церковного суда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением. Члены церковного суда участвуют в судебных заседаниях и иных действиях церковного суда в составе и порядке, предусмотренном настоящим Положением» (статья 7, пп. 1-4). Правящий архиерей, митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, выразил надежду, что работа суда в новом составе будет более эффективной.

– Какие вопросы сейчас преимущественно рассматриваются в епархиальных судах? Касаются ли рассматриваемые дела клириков или мирян тоже?

– Как уже было сказано, церковный суд может рассматривать дела, переданные ему правящим архиереем, как в отношении клириков, так и в отношении мирян. В отношении клириков рассматриваются дела о нарушении ими канонов Церкви, влекущее запрещение в священническом служении на определенный срок или пожизненно, а в некоторых случаях – извержение из священного сана.

Миряне подпадают под церковный суд либо относясь к разряду церковно-должностных лиц, либо являясь монашествующими. И те и другие, посвятив свою жизнь служению Церкви, добровольно принимают на себя обязанности и обеты, нарушение которых недопустимо. Отлучение же мирян от Церкви или даже отлучение их от причастия на длительные сроки по суду практически отсутствует.

Но есть ряд крайне сложных и печальных дел в отношении мирян. Это судебные решения о возможности отпевания самоубийц. Церковный суд не судит человека, самовольно ушедшего из жизни, но решает вопрос о возможности его отпевания и церковного поминовения. Сюда же следует отнести и дела о расторжении церковного брака.

– Бракоразводные дела тоже входят в компетенцию епархиальных судов?

– Этот вопрос широко обсуждался и в результате был оставлен на усмотрение правящих архиереев. В Положении о церковном суде Русской Православной Церкви (статья 24) перечислены дела, находящиеся в ведении церковного суда, также указано, что в его ведении могут находиться и «иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют исследования». В некоторых епархиях бракоразводные дела рассматривает дисциплинарная комиссия. В нашей епархии бракоразводные дела отнесены к ведению церковного суда. Причиной такого решения стала тяжесть греха расторжения брака, необходимость выяснения причин развода, решение о назначении епитимии, так как лицам, по вине которых расторгнут брак, разрешается вступление во второй брак только при условии «покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами» (Социальная концепция Русской Православной Церкви, X.3).

– Кто может обращаться в церковный суд? Зависит ли это от его вероисповедования?

– В Положении о церковном суде сказано: «Церковным судам Русской Православной Церкви, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения “церковные суды”, подсудны дела в отношении лиц, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви» (статья 1, п. 4). Это значит, что церковное судопроизводство может совершаться только в отношении христиан, членов Русской Православной Церкви. По делам, связанным с исповедованием веры, совершением Таинств, исполнением пастырских обязанностей, свидетелями и обвинителями могут быть только христиане православного исповедования, не замешанные в церковных преступлениях и не участвующие в расколах, не находящиеся под судом или церковным отлучением. Но в отношении преступлений нравственного характера, совершенным лицом православного исповедания, свидетелем и даже обвинителем может быть любой человек, независимо от вероисповедования. Так апостол Павел в послании к Тимофею пишет, что клирик должен «иметь доброе свидетельство от внешних [т.е. не христиан – прим.], чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим.3:7).

– Всегда ли заседания церковного суда, в отличие от гражданского, носят закрытый характер? Возможно ли присутствие на суде представителя православной прессы?

– В Положении о церковном суде (статья 5, п. 2) сказано: «Рассмотрение дел в церковном суде является закрытым». Если сделать заседание церковного суда открытым, есть опасность, что на него могут прийти как православные, так и не православные, а также люди, по разным причинам враждебно относящиеся к Церкви. Указывая на неуместность такой ситуации, апостол Павел пишет: «брат с братом судится, и притом перед неверными» (1Кор.6:6). Для церковных судов публичность неуместна, потому что предметом исследования на таких судах являются вопросы сугубо церковные, которые часто не укладываются в представления о преступлении нецерковных людей. Например, нецерковным людям будет трудно понять состав преступления клирика, отказавшегося, вопреки указу правящего архиерея, перейти с одного места служения на другое, или, напротив, самовольно оставившим свое служение. Или понять состав преступления монаха, давшего обеты, но в последствие разочаровавшегося в своем выборе и оставившего монастырь.

– Чем вызвано отсутствие в церковных судах института адвокатов?

– Церковный суд ищет не осуждения христианина, члена Церкви, а его исцеления. Сам Господь, обращаясь к недоумевающим иудеям, сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Так и церковный суд, даже лишая клирика возможности служить, тем самым призывает его к покаянию, ограждает Церковь и самого нарушителя от большего греха. В этом смысле сам церковный суд и осуществляет защиту, скорее побуждая грешника к покаянию, чем к тому, чтобы он отстаивал свои права. Чаще всего обвинение строится на добровольном признании нарушителем канонов своей вины. Именно на доверительных, откровенных отношениях, уместных между христианами, основывается деятельность церковного суда.

– Благодарю Вас, отец Тарасий, за уделенное время! Помощи Божией Вам на нелегком поприще!

Беседовал Владислав Благовестов

Из «Положения о церковном суде»

«Епархиальный суд рассматривает:

  • в отношении клириков – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, увольнения за штат, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;
  • в отношении мирян, относящихся к разряду церковно-должностных лиц, а также монашествующих – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви;
  • иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют исследования, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям между клириками, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения».

Пентархия древних, или Суд над Русской Церковью

12 января 2022 года патриарх Александрийский Феодор направил письмо главе Фанара с просьбой собрать совещание предстоятелей 5 Церквей, или так называемую пентархию. Причина – создание Экзархата РПЦ в Африке. Позже стало известно, что пентархия пройдет еще до Страстной седмицы на Фанаре. Иерархи греческих Церквей говорят о временной отмене автокефалии для Русской Церкви, или даже лишении РПЦ благодати. Чего ждать от этого собрания?

Что такое пентархия?

Пентархия, или «пятивластие» – это богословская концепция, разработанная в Византийской империи. Согласно ей, важнейшие решения для мирового Православия должны приниматься предстоятелями (патриархами) пяти Церквей: Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской.

Позже, из-за отпадения римского епископа от Православия, пятым патриархом пентархии стал Патриарх Московский, получивший равночестность с четырьмя древними восточными патриархами. Однако права членов пентархии четко до сих пор не определены. Ни в одном из соборных или святоотеческих канонов, признаваемых всей Православной Церковью, не говорится о существовании органа церковной власти, состоящего из пяти патриархов.

Стоит отметить, что в 2011 году появилось и явление, которое известно как «неопентархия», – с претензией на особые права, обеспечивающие управление Церковью и решение встающих перед нею вопросов.

Впервые идея «неопентархии» была озвучена патриархом Варфоломеем, который объявил о созыве в сентябре 2011 года Собора предстоятелей «древних Церквей» (четырех восточных патриархатов и Кипрской Церкви). Оповещая четырех восточных патриархов о созыве вышеупомянутого сентябрьского Собора, глава Фанара заявил буквально следующее: «Старейшие Патриархаты Православной Церкви вместе со Святейшей Церковью Кипра… являются словно стержнем всего здания и состава Православной Церкви».

Именно эти предстоятели должны были, по мнению главы Фанара, определить позицию Церкви по целому ряду вопросов.

1–3 сентября 2011 года главы Церквей, собравшиеся под крылом патриарха Варфоломея, выпустили заявление, в котором было четко сказано, что они собрались на Фанаре «дабы возродить древний обычай» пентархии.

Зачем Фанару пентархия?

Здесь нужно отметить, что в диптихах Православных Церквей архиепископ Кипрский занимает обычно 10-е место, то есть отстоит довольно далеко от претензий на круг избранных.

Но в силу «особых» связей с восточными патриархами (в первую очередь речь идет об общих греческих корнях и приверженности идее эллинизма) глава Церкви Кипра был поставлен фанариотами в один ряд с Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским предстоятелями. В июле 2016 года представитель Фанара архиепископ Тельмисский Иов (Геча) отметил, что члены пентархии – «это Церкви, которые были утверждены на Вселенских Соборах», а другие Церкви – это «новая волна автокефалий, которые не были подтверждены Вселенским Собором».

Интересно, что все попытки фанариотов запустить идею «неопентархии» (без Московского Патриарха, но с Кипрским архиепископом), как оказалось, были нужны только для того, чтобы потом оправдать легализацию украинских раскольников и «автокефалию» ПЦУ.

Тот же Иов (Геча), рассуждая об особом статусе восточных патриархов и Церкви Кипра, отметил, что территория Украины – находится в ведении Фанара, а «Константинопольская Матерь-Церковь может предоставить автокефалию Украинской Церкви».

В итоге ПЦУ получила Томос, Элладский, Александрийский и Кипрский предстоятели его признали, Русская Церковь в ответ на это создала Экзархат в Африке, а патриарх Феодор потребовал созыва пентархии.

Понятно, что в данной ситуации любое «совещание» греков будет иметь только одну цель – осудить Русскую Церковь. Например, некоторые представители Элладской и Александрийской Церквей заявили, что Русская Церковь в результате встречи пяти предстоятелей «древних апостольских Церквей» может лишиться своей независимости сроком на пять лет. Более того, ее могут лишить благодатности таинств. Угрозы выглядят впечатляюще, но что за ними стоит?

Кто поедет или не поедет на Фанар?

12 февраля 2022 года представитель Фанара митрополит Халкидонский Эммануил пригласил Патриарха Антиохийского Иоанна на Cобор… четырех предстоятелей. То есть вместо пентархии нас может ждать «тетрархия», так как один из возможных участников этого Cобора уже отказался приезжать на Фанар. Предполагается, что речь идет о предстоятеле Кипрской Православной Церкви архиепископе Хризостоме.

В целом, нежелание Хризостома участвовать в суде над РПЦ объяснимо. Из-за признания ПЦУ Кипрская Церковь фактически раскололась, а архиепископ Хризостом получил мощную оппозицию среди несогласных с легализацией украинских раскольников кипрских иерархов. В таких условиях сам архиепископ Хризостом понимает, что Синод Кипрской Церкви едва ли одобрит его поездку на фанариотский Cобор. Если же, вопреки мнению синодалов, он все-таки решит в нем участвовать, то это точно будет иметь самые серьезные последствия как для него лично, так и для Церкви Кипра в целом.

Также под вопросом и участие в соборе Антиохийского Патриарха. Сразу после визита к нему митрополита Халкидонского Эммануила в СМИ появились сообщения, что Патриарх Иоанн принял приглашение главы Фанара и приедет на Cобор. Однако это далеко не так.

14 февраля в Антиохийскую Церковь прибыла делегация Александрийского патриархата. Цель этого визита понятна без лишних слов – убедить Патриарха Иоанна в необходимости участия в фанариотском Cоборе. Предстоятель Антиохийской Церкви ответил, что его поездка на Фанар возможна только в том случае, если ее одобрит Синод. Это означает, что, по крайней мере пока, он мягко отклонил приглашение Фанара. Что нам позволяет сделать такое предположение?

Давайте вспомним, что Антиохийский Патриархат, так же как и Русская Церковь, не участвовал в Критском Cоборе 2016 года, проведение которого было делом жизни патриарха Варфоломея. Это значит, что Предстоятель Антиохии не побоялся очень серьезно испортить отношения с Фанаром. Как не побоялся «гнева фанариотского» и в «украинском вопросе», открыто поддержав Русскую Церковь. Поэтому, даже если Патриарх Иоанн и согласится на участие в «Cоборе четырех», его голос вряд ли пополнит копилку Варфоломея. Скорее наоборот.

Кроме того, маловероятно, что на Cобор приедет и Патриарх Иерусалимский Феофил. Причин этому тоже более чем достаточно.

Во-первых, он, хоть и в осторожных словах и выражениях, но неоднократно давал понять, что выступает против легализации украинского раскола.

Во-вторых, именно Патриарх Феофил инициировал Амманское совещание предстоятелей Поместных Церквей, а недавно заявил и о необходимости проведения Аммана-2.

В-третьих, Иерусалимский Патриархат в данный момент (впрочем, как и всегда) нуждается в помощи Русской Церкви, так как его существование в Святой Земле сегодня под угрозой.

Поэтому вряд ли Патриарх Феофил поставит на одну чашу весов абсурдную «автокефалию» ПЦУ, а на другую – свои собственные принципы. Но если «Cобор четырех» все-таки состоится, то чего от него следует ждать РПЦ?

«Собор четырех»: чего ждать Русской Церкви?

Греческие СМИ уверены, что от отношения Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов будет зависеть общая позиция Фанара по вопросу создания Экзархата РПЦ в Африке. Однако до сегодняшнего дня этой реакции нет. Ее отсутствие объясняется просто: и Антиохия, и Иерусалим, скорее всего, считают, что первопричина кризиса – это не РПЦ, а «автокефалия» ПЦУ. А значит, если они и приедут на Фанар, то только для того, чтобы решить, что делать дальше.

Вряд ли мы станем свидетелями «лишения автокефалии» РПЦ, как того требуют александрийцы. И потому, что такое действие не имеет исторических прецедентов и канонически необоснованно, и потому, что не понятно, какой именно документ об автокефалии РПЦ «Cобор четырех» объявит недействительным.

Дело в том, что в отношении независимости Русской Церкви есть как минимум три акта, подписанных Константинопольским патриархатом. Это:

  1. Провозглашение в Москве в 1589 году тогдашним Константинопольским Патриархом Иеремией II архиепископа Московского Иова Патриархом, его хиротония в Патриарха.
  2. Синодальная грамота 1590 года, или Томос о возведении митрополита Московского в Патриарха Восточного, которым были ратифицированы соглашения, заключенные в Москве в 1589 году, с добавлением признания за Синодом Русской Церкви права избирать Патриарха Московского.
  3. Патриарший и Синодальный Томос 1593 года, которым были ратифицированы предыдущие акты.

Так какой из этих документов подлежит отмене? Вряд ли Фанар сможет ответить на этот вопрос. Да и к чему может привести «отмена» автокефалии РПЦ? Фанар объявит над ней свою власть? Выглядит как сценарий низкобюджетного фэнтези на церковную тему. Поэтому наиболее вероятным результатом всех этих разговоров о возможном «Cоборе четырех», как нам кажется, будет его отсутствие «за неявкой участников». Скорее всего, ни Антиохийский, ни Иерусалимский Патриархи на него не приедут, а значит, эта идея канет в лету.

Конечно, возможно, фанариоты попытаются, по слову митрополита Серафима Пирейского, упорствовать дальше и пойдут против канонов и логики. Но к чему это может привести Церковь? Только к окончательному расколу Православия. Решатся ли они на это с учетом того, что в вопросе ПЦУ их поддержали только три Церкви? Вряд ли.

Да и может ли иметь хоть какой-то вес слово людей, которые уже названы в самой Русской Церкви раскольниками?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]