Благочинный
— в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории). В католической церкви аналогом благочинного является декан (архипресвитер), в лютеранских церквях — пробст.
История
Должность благочинного была учреждена в XVIII веке при Петре I вместо поповских старост[1][2]. Общая инструкция благочинных была утверждена Святейшим Синодом в 1828 г. Если благочинный священник ведал более чем пятнадцатью церквами, располагавшимися на значительном удалении друг от друга, то ему, согласно Уставу Духовных консисторий, мог придаваться помощник.
Надзор над духовенством и его делами был распространён на мужские и женские монастыри, а также на военное ведомство.
Благочинные в военном ведомстве
Обязанность благочинного военного духовенства состояла в объединении действий военных священников и выполнении вспомогательных функций посредника между высшей духовной властью военного и морского ведомств и подчиненным духовенством.
23 октября 1807 года протоиерею Онисиму Боровику, назначенному духовным начальником в Дунайской армии генерал-фельдмаршала кн. Прозоровского, одному из первых было предоставлена должность старшего благочинного.
В 1821 году были введены должности корпусных благочинных, «ради скорейшего течения дел и по тому резону, что во время военных действий войска корпусами действуют отдельно от главных сил»
.
В служебных правах военные священнослужители были приравнены к следующим армейским чинам:
- Благочинный и настоятель собора (штатный протоиерей) с 1859 г. приравнен к чину майор, а с 1889 г. приравнен к чину полковник.
- То же и для благочинного иерея — с 1859 г. майор, а с 1889 г. — подполковник.
С 12 июня 1890 г. согласно «Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства», ближайшими помощниками протопресвитера военного и морского духовенства являются дивизионные Благочинные (армейские, гвардейские и флотские), которые и служат посредствующими органами между высшей военной духовной властью и подчиненным ей духовенством. На их обязанности лежит ближайшее наблюдение за подведомственными им военным церквами и духовенством.
В 1914 г. в русской армии насчитывалось около пяти тысяч военных священников и более ста дивизионных благочинных. В 1915 г. была введена должность гарнизонного благочинного в гарнизонах, где служили несколько священников.
Диаконы
Фото: Aif.ru
Белое духовенство
- диакон
- протодиакон — старший диакон
Черное духовенство
- иеродиакон
- архидиакон — старший иеродиакон
Это третья степень священства в Русской православной церкви. В монашестве аналогом диаконов являются иеродиаконы.
Эти священники не имеют права совершать и проводить Таинства. Их задача заключается в организации помощи священникам и епископам при проведении Таинств.
В кафедральных соборах существует должность старшего диакона, которого называют протодиаконом. Старшие диаконы в монастырях – это архидиаконы. Стоит отметить, что получение этого звания свидетельствует о первенстве чести, но никак не власти.
Обязанности благочинных
Смотрению благочинного над причтами поручается 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ. Если в округе находится более 15 приходов, благочинному может быть придан помощник. Над монастырями определяется в епархии один или несколько благочинных, смотря по числу и расстоянию до монастырей в епархии. Права и обязанности благочинных того и другого рода определяются особыми инструкциями, утверждёнными Святейшим синодом. Обязанности благочинного над церквями весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:
1. Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквями и духовенством округа с целью «охранения порядка в церкви и исправности в её служителях на пользу христиан и на славу Божию».
2. Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.
3. Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа. Так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и прочее.
4. Благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.
Благочинному над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора благочинного над монастырями суть богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.
Русская Православная Церковь
Документ принят на заседании Священного Синода 28 декабря 2022 года (журнал № 128).
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность благочиннических округов (или благочиний), входящих в состав епархий Русской Православной Церкви и сформированных по территориальному признаку, то есть церковных административных единиц, объединяющих близлежащие приходы и подворья одной епархии с их клиром.
Примечание
В Русской Православной Церкви также действуют:
- благочиния, не входящие в состав епархий, к примеру, благочиния Патриарших приходов в той или иной стране;
- благочиния, образованные по виду деятельности, к примеру, благочиния епархиальных монастырей и их подворий.
Деятельность таких благочиний регулируется распоряжениями епархиального архиерея.
1.2. Границы благочиний и их наименования определяются епархиальным советом, действующим в соответствии с указаниями епархиального архиерея (Устав Русской Православной Церкви, ХVI.53.ж и ХVI.60).
1.3. Благочиние не имеет статуса юридического лица.
1.4. Благочиние осуществляет свою деятельность на основании указов и распоряжений епархиального архиерея, а также распоряжений викарного архиерея, управляющего викариатством, если благочиние входит в состав викариатства (далее — «управляющего викариатством»), в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием; канонами святых Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; Уставом Русской Православной Церкви (далее — «Устав») и уставом епархии; постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, решениями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Благочиние соблюдает законодательство страны пребывания.
1.5. Благочиние может иметь бланк или штамп, в которых указана принадлежность к Русской Православной Церкви и епархии (а также викариатства, если благочиние входит в состав такового). Образец типового бланка и штампа утверждается епархиальным архиереем.
II. Управление благочинием
2.1. Во главе благочиния стоит благочинный.
2.2. Благочинный в осуществлении своих обязанностей непосредственно подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Благочинный округа, входящего в составе викариатства, также подчинен и подотчетен управляющему викариатством.
2.3. Благочинный исполняет распоряжения епархиального архиерея, а также решения епархиального собрания и епархиального совета. Благочинный округа, входящего в составе викариатства, также исполняет распоряжения управляющего викариатством, решения совета викариатства и собрания священнослужителей викариатства.
2.4. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея или управляющего викариатством (Устав, ХVI.66).
2.5. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода или подворья, а при необходимости — из общеепархиальных средств (Устав, ХVI.67), в том числе, по благословению епархиального архиерея, из средств приходов и подворий благочиния. В последнем случае благочинный отчитывается о расходовании таковых средств перед епархиальным архиереем и перед настоятелями благочиния.
2.6. Благочинный является представителем епархиального архиерея в соответствующем благочинническом округе. Полномочия благочинного определяются Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и распоряжениями епархиального архиерея.
2.7. Благочинный назначается на должность указом епархиального архиерея (Устав, ХVI.59) из опытных, усердных, наиболее деятельных и являющихся примером для подражания пресвитеров епархии. При назначении благочинным клирик назначается настоятелем одного из храмов округа, если не являлся таковым ранее. Право представления кандидатуры благочинного округа, входящего в состав викариатства, имеет управляющий викариатством.
2.8. Освобождение благочинного от должности осуществляется в порядке, аналогичном назначению. При освобождении от должности благочинный передает в трехдневный срок со дня получения соответствующего указа епархиального архиерея Святое Миро (если осуществлял его хранение) и дела своей канцелярии новоназначенному благочинному, а в случае ликвидации благочиния — тому благочинному, в состав округа которого вошли его приходы и подворья. Передача дел благочинного может по благословению епархиального архиерея производиться в присутствии представителя последнего.
2.9. Благочинный по поручению епархиального архиерея (управляющего викариатством) осуществляет непосредственный надзор за служением клириков, за богослужебной, миссионерско-просветительской, образовательно-катехизической, молодежной, социальной и хозяйственной деятельностью подворий и приходов, а также за состоянием храмов своего благочиния.
2.10. Епархиальный архиерей по представлению благочинного назначает ему помощников по миссионерско-просветительной, образовательно-катехизической, молодежной и социальной деятельности. В викариатствах помощники по указанным направлениям могут быть назначены управляющему викариатством его же распоряжением, с возможным освобождением в таком случае благочиний от назначения таковых должностных лиц.
2.11. Епархиальный архиерей (управляющий викариатством) может назначить благочинному постоянного или временного (на период отсутствия по причине отпуска, командировки или болезни) заместителя с кругом обязанностей, определяемым распоряжением епархиального архиерея (управляющего викариатством).
2.12. Благочинный имеет богослужебное первенство чести в своем округе и на богослужениях стоит после секретаря епархии и секретаря епархиального совета вне зависимости от богослужебно-иерархических наград сослужащего духовенства. В случае если благочинный возглавляет богослужение, то в пределах своего округа ему предоставляется право служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш»).
III. Обязанности благочинного
3.1. Благочинный имеет попечение о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (Устав, ХVI.61.а).
3.2. Благочинный доводит до сведения настоятелей указы, распоряжения и поручения епархиального архиерея, а также распоряжения и поручения управляющего викариатством, если благочиние входит в состав викариатства, и наблюдает за их исполнением (Устав, ХVI.61.в).
3.3. Благочинный наблюдает за правильным и регулярным совершением богослужений на приходах и подворьях благочиния (Устав, 61.б), а также за произнесением проповеди за Божественной литургией в воскресные дни и праздники (правило 19 Трулльского Собора; Определение Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. «О церковном проповедничестве»).
3.4. Благочинный следит за благоговейным хранением на приходах и подворьях Святых Даров, Святого Мира и за состоянием Святых Антиминсов. По благословению епархиального архиерея благочинный может выдавать Святое Миро в приходы и подворья благочиния, ведя соответствующий журнал.
3.5. Благочинный имеет попечение о реализации во вверенном ему округе решений Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода, особенно же — в сфере миссионерско-просветительной, образовательно-катехизической, молодежной и социальной деятельности. В викариатствах данное попечение возлагается на управляющего викариатством.
3.6. Благочинный наблюдает за неукоснительным исполнением в подведомственных приходах и подворьях общецерковных установлений, касающихся проведения огласительных бесед перед Святым Крещением с взрослыми людьми и детьми старше 7 лет, готовящимися ко Крещению, с родителями детей до 7 лет, а также с будущими восприемниками (ср. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», II.1).
3.7. Благочинный имеет особое попечение об окормлении малочисленных населенных пунктов на территории благочиннического округа, в которых нет постоянно действующего прихода, для чего представляет епархиальному архиерею предложения по назначению чреды клириков в таковых населенных пунктах и наблюдает за несением клириками этой чреды.
3.8. В случае кончины настоятеля или штатного клирика храма благочиния, а также заштатного клирика, приписанного к одному из храмов благочиния, благочинный незамедлительно сообщает о том епархиальному архиерею (управляющему викариатством) с последующим письменным докладом, в случае кончины настоятеля (письменный доклад о кончине штатного клирика храма направляет настоятель этого храма). Благочинный наблюдает за подготовкой необходимого для совершения отпевания и погребения. Благочинный или иной представитель епархиального архиерея, определенный последним, возглавляет отпевание почивших пресвитеров своего округа, если таковое отпевание не возглавляет архиерей. Отпевания диаконов как правило возглавляют настоятели, а благочинные — по своему усмотрению.
3.9. Благочинный регулярно, не реже одного раза в год (Устав ХVI.62), посещает приходы и подворья благочиния в богослужебное и внебогослужебное время, контролируя:
а. правильность совершения богослужений, наличие всего необходимого для правильного совершения такового, правильность пения и чтения;
б. правильность ведения богослужебного журнала и метрик; наличие при храмах всего необходимого для нормального приходского делопроизводства (Устав ХVI.61м);
в. внешний вид и поведение духовенства и сотрудников храма;
г. внутреннее и внешнее состояние храма и других церковных построек;
д. состояние воскресной школы, если таковая действует при приходе или подворье.
3.10. О результатах проверок приходов благочинный письменно докладывает епархиальному архиерею.
3.11. О посещении храма благочинный делает в богослужебный журнал запись. При выявлении недостатков благочинный направляет настоятелю не позднее, чем через 10 дней после посещения, предписание об устранении таковых. Благочинный контролирует устранение выявленных на приходах нарушений с информированием епархиального архиерея о результатах.
3.12. Благочинный присутствует при передаче дел прихода в случае смены настоятеля. О результатах передачи дел и состоянии прихода на тот момент благочинный докладывает епархиальному архиерею
3.13. По указанию епархиального архиерея (управляющего викариатством) и/или по просьбе настоятеля прихода, приходского совета или приходского собрания благочинный может созывать заседания приходского собрания в приходах благочиния и председательствовать в них (Устав, ХVI.63).
3.14. Благочинный имеет попечение о соблюдении духовенством границ приходов в сельской местности там, где они установлены епархиальным советом в соответствии с решением Священного Синода (журнал Священного Синода № 74 от 25.07.2014, пункт 2.б), и, в частности, о том, чтобы требоисправление в границах каждого прихода осуществлялось духовенством такового, за исключением тех случаев, когда необходимо безотлагательно исповедовать и причастить тяжелобольного или крестить младенца при опасении за его жизнь, а также совершать таинство Соборования для находящихся при смерти (там же, пункт 2.в).
3.15. Благочинный назначает клириков для участия в соборных богослужениях, а также в епархиальных и благочиннических мероприятиях.
3.16. Благочинный принимает решения о краткосрочной (до 14 дней) замене отсутствующего на приходе или подворье клирика, в тех случаях, когда такие замены клириков не могут быть обеспечены настоятелем (срав. Устав, ХVI.61.к). О таковых решениях благочинный раз в полгода докладывает в епархиальное управление рапортом. При отсутствии возможности заменить клирика священнослужителем благочиния благочинный может обратиться с прошением к епархиальному архиерею (управляющему викариатством).
3.17. Благочинный ходатайствует о предоставлении подведомственным клирикам отпусков на следующий год, подавая рапорт со сводным графиком по благочинию на имя епархиального архиерея (в викариатствах: через управляющего викариатством) в установленный последним срок. В неотложных случаях (в случае тяжелой болезни клирика; тяжелой болезни или кончины близкого родственника клирика) благочинный может предоставить клирикам храмов благочиния краткосрочный отпуск не более чем на 7 дней с последующим направлением о том рапорта епархиальному архиерею (управляющему викариатством).
3.18. Благочинный вносит предложения епархиальному архиерею (в викариатствах: через управляющего викариатством) по заполнению вакантных должностей в клире (Устав, ХVI.61.и).
3.19. Благочинный вправе представлять на рассмотрение епархиального архиерея (в викариатствах: через управляющего викариатством) кандидатов для принятия пресвитерского или диаконского сана, давая при этом письменную характеристику таковому кандидату.
3.20. Благочинный, наряду с настоятелями подворий и приходов, вправе допускать клирика другой епархии к служению на приходах и подворьях благочиния (Устав, ХVII.29) при наличии у такового клирика удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность и с направлением рапорта епархиальному архиерею в тех случаях, когда речь идет о длящемся служении клирика другой епархии. При разовом служении (по случаю престольного праздника, личных событий, к примеру совершению таинств над близкими людьми или в случае кратковременного гостевого пребывания в епархии) таковой рапорт не направляется.
3.21. Благочинный ходатайствует перед епархиальным архиереем (в викариатствах — через управляющего викариатством) о награждении заслуживающих поощрения церковными наградами клириков и мирян (Устав, ХVI.61.з) в установленный епархиальным архиереем срок.
3.22. Благочинный заботится об устранении недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом епархиальному архиерею (управляющему викариатством) о наиболее значительных инцидентах (Устав, ХVI.61.е).
3.23. Благочинный по указанию епархиального архиерея (управляющего викариатством) производит предварительное расследование церковных правонарушений (Устав, ХVI.61.ж).
3.24. Благочинный в случае обращения к нему с жалобой на деятельность клириков или должностных лиц подворий и приходов благочиния, равно как и при обнаружении нарушений в ходе посещений подворий и приходов, может обратиться к епархиальному архиерею (управляющему викариатством) с соответствующим рапортом для получения указаний.
3.25. При необходимости благочинный проводит беседы с клириками и должностными лицами подворий и приходов благочиния как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, и преподает им советы (Устав, ХVI.61.д), а при отсутствии результата от таковых, докладывает епархиальному архиерею (управляющему викариатством).
3.26. Благочинный наблюдает за соблюдением подведомственным клиром церковных установлений относительно пастырской деятельности, в том числе постановления Священного Синода о «случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить» (определение от 29.12.1998, журнал № 114). В случае нарушения указаний Священного Синода благочинный делает устное внушение или письменное замечание клирику, а при отсутствии результата — докладывает епархиальному архиерею (управляющему викариатством).
3.27. В исключительных случаях благочинный может отстранить клирика от исполнения им своих обязанностей, если таковой клирик находится в ненадлежащем состоянии или производит недостойные действия, несовместимые со священнослужением. О таковом отстранении благочинный незамедлительно докладывает в трехдневный срок епархиальному архиерею (в викариатствах: через управляющего викариатством) для принятия им окончательного решения.
3.28. При необходимости благочинный ходатайствует перед епархиальным архиереем (в викариатствах: через управляющего викариатством) об образовании новых приходов, о строительстве храмов или об организации помещений для совершения богослужений в подведомственном благочинии.
3.29. Благочинный наблюдает за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния (Устав, ХVI.61.л). Благочинный освидетельствует храм после его постройки или ремонта и докладывает епархиальному архиерею (в викариатствах: через управляющего викариатством) о готовности к освящению.
3.30. Благочинный имеет попечение о своевременном поступлении в епархию (и в викариатство) установленных взносов на епархиальные нужды и общецерковных взносов (Устав, ХVI.61.г).
3.31. В соответствии с «Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей» благочинный:
- заботится, чтобы ни на одном подворье или приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, и своевременно подает сведения о таковых епархиальному архиерею (Положение, II.5);
- при доказанном отсутствии возможности подворья или прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам подворья или прихода, — информирует о сложившейся ситуации епархиального архиерея (Положение, II.6);
- ежегодно представляет епархиальному архиерею (непосредственно или через епархиальную попечительскую комиссию) сведения о нуждающихся престарелых или находящихся на покое священнослужителей или церковнослужителях округа (Положение, V.1);
- ежегодно представляет епархиальному архиерею (непосредственно или через епархиальную попечительскую комиссию) сведения о нуждающихся членах семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций округа (Положение, VI.1);
- ежегодно представляет епархиальному архиерею (непосредственно или через епархиальную попечительскую комиссию) сведения о нуждающихся многодетных или тяжкоболящих священнослужителях и церковнослужителях округа (срав. Положение, II.1 и II.7).
3.32. По благословению епархиального архиерея (управляющего викариатством) благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд (Устав, ХVI.64). Повестка дня таких совещаний предварительно сообщается епархиальному архиерею (управляющему викариатством), а об их итогах благочинный представляет рапорт епархиальному архиерею (управляющему викариатством) в семидневный срок.
3.33. Благочинный может участвовать в богослужениях в храмах благочиния на храмовые и престольные праздники, сослужа архиерею или возглавляя богослужение. В иные дни благочинный может совершать богослужения в храмах округа по приглашению настоятелей или по благословению епархиального архиерея.
3.34. Благочинный как представитель епархиального архиерея в подведомственном благочинии взаимодействует с местными органами власти и самоуправления, а также с иными светскими организациями по вопросам, связанным с деятельностью подворий и приходов благочиния. С представителями региональных органов власти, а также со светскими организациями деятельность которых выходит за пределы благочиния, благочинный может взаимодействовать по письменному благословению епархиального архиерея.
3.35. Благочинный ежегодно представляет епархиальному архиерею (управляющему викариатством) и епархиальному совету отчет о состоянии благочиния и о своей работе (Устав, ХVI.53.з; Устав, ХVI.65).
3.36. Благочинный проверяет и визирует годовые приходские отчеты прежде их направления в епархиальное управление в порядке, установленном епархиальным архиереем.
3.37. Благочинный исполняет иные возлагаемые на него епархиальным архиереем (управляющим викариатством) обязанности.
IV. Заключительные положения
4.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его принятия Священным Синодом.
4.2. Настоящее Положение может быть изменено и дополнено Священным Синодом.
Литература
- Благочинные // Православная богословская энциклопедия / А. П. Лопухин. — СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1901. — Т. 2, Археология — Бюхнер.
- Благочинный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Благочинный // БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / О.Ю.Шмидт. — Первое издание. — М.: Акционерное об-во «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1927. — Т. 6, Бессарабия — Больм.
- Прот. Владислав Цыпин
[www.pravenc.ru/text/149349.html БЛАГОЧИННЫЙ] // Православная энциклопедия. Том V: «Бессонов — Бонвеч». — М.: Церковно-научный , 2002. — С. 341-343. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 - Иером. Савва (Молчанов), В . М . Котков, К . Г . Капков
[www.pravenc.ru/text/155073.html ВОЕННОЕ И МОРСКОЕ ДУХОВЕНСТВО В РОССИИ] // Православная энциклопедия. Том IX: «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — М.: Церковно-научный , 2005. — С. 153-159. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Отрывок, характеризующий Благочинный
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки. – Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки. – Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно! Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно. – Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней. – Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу. В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье. – Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться. – Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки. – Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата… – Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша. – Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!… В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду. Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых. Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали. Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской. Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь? – Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев. В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она. Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале. – Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться. – А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен. – Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены. Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью. – Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи. – Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Легко ли быть благочинным?
Часто те, кто недавно переступил порог церкви, задают вопрос: а кто такой архиерей, благочинный, ктитор, староста, чем они занимаются? Сегодня мы расскажем об одном из этих послушаний, и поможет нам в этом благочинный православных церквей Республики Северная Осетия — Алания протоиерей Владимир Самойленко.
— Отец Владимир, расскажите, в чем заключаются ваши обязанности при выполнении возложенного послушания.
— «Благочинный» — от слов «благо чинить». Мы говорим о священническом служении, что это большая ответственность перед Богом, перед народом Божиим, перед священноначалием. А быть благочинным — ответственность еще большая. Священник отвечает за один вверенный ему приход и паству, которая относится к этому приходу, а благочинный — за совокупность приходов определенного округа. Но еще есть приходы, где он должен контролировать финансово-хозяйственную, духовную, миссионерскую, катехизаторскую, образовательную деятельность, работу с мирянами. Для этого нужно очень много сил.
Не всегда, конечно, благочинный может сам справиться. Целью и задачей благочинного является — найти верных помощников из мирян, — это катехизаторы, преподаватели основ православной культуры, — потом уже контролировать и со всех спрашивать. Поэтому благочинный еще должен быть хорошим администратором. Помимо этого у него есть свой приход, где он — настоятель.
Что выделяет благочинного, какие качества? Ведь не каждый священник может заниматься этой деятельностью.
— Важное качество — коммуникабельность. Нужно уметь работать с людьми. Благочинный не может замкнуться на своем приходе и благочинии, на сугубо церковных делах. Необходимо взаимодействие с государственными органами власти, с Вооруженными силами, с общественно-политическими движениями. Поэтому, конечно, нужно постараться, чтобы люди тебя поняли, услышали, приняли. Это сделать тяжело, но очень важно и при желании достижимо. Следует так построить свои взаимоотношения с органами государственной власти, чтобы эти взаимоотношения носили плодотворный характер, чтобы Церковь могла решать стоящие перед ней насущные проблемы. От нас многое зависит. Если мы не сможем выстроить отношения с властью, то не сможем двигаться вперед. Так же и с общественными и политическими движениями. Потому что для нас немаловажно общественное мнение. А благочинный — лицо Церкви. Поэтому косность недопустима. Но, конечно, ни в коем случае нельзя жертвовать интересами Церкви ради того, чтобы выстроить хорошие взаимоотношения. Не надо подстраиваться под кого-то. Сделать так, чтобы к нам больше подстраивались, прислушивались.
— В чем особенности благочиннического служения в Осетии?
— Северная Осетия — самая южная окраина России, форпост российской государственности и Православия на юге страны. Еще ее называют православной республикой среди мусульманских народов. В республике проживает около 70 процентов осетин. Издревле осетины были православными, по преданию, апостол Андрей Первозванный проповедовал здесь. На 71 год раньше Руси осетины приняли христианство. В те времена до монголо-татарского ига был его расцвет, позже монголо-татары практически истребили осетин, и только в 1774 году, после присоединения Осетии к России, христианство стало возрождаться. И сегодня немало трудностей, проблем, но с Божией помощью мы их решаем. Главное, что осетины больше стремятся к Православию, хотя среди них есть и мусульмане. В декабре прошедшего года Министерство по делам национальностей провело опрос населения республики на предмет выявления конфессионального состава, в результате чего выяснилось — 71 процент считают себя православными, 15 исповедуют ислам и 0,3 процента относят себя к протестантам и сектантам.
Атеистов нет?
— В Осетии все верующие. Об этом очень красноречиво говорит осетинское застолье. Во главе его сидит старший — хиштор. Первый тост — за Великого Бога, даже если за столом сидит президент, будь он мусульманином, христианином или неверующим — без разницы. Осетинская традиция — первый тост за Великого Бога, и все пьют за Великого Бога. Второй — за Георгия Победоносца. Надо сказать, что этот святой сопровождает каждого осетина на протяжении всей его жизни.
— Каковы приоритеты вашей деятельности?
— Общение. Особенно с молодежью. Мне часто приходится выступать во Владикавказском горно-металлургическом институте. И раз от раза вижу, как меняется отношение людей к тому, что я рассказываю. Помню, выступал в большой аудитории и в начале лекции заметил, что половина студентов внимательно слушает меня. Вторая половина — занимается своими делами. Я продолжал говорить и спустя немного времени заметил, что все притихли и слушают… Мне потом преподаватели выражали свое удивление: как вы могли их всех так заинтересовать?
Осетия — приграничная республика, можно даже сказать — прифронтовая зона. Поэтому одна из важнейших наших задач — духовное окормление военных, солдат. Во Владикавказе находится военный госпиталь, расположенный, кстати, в здании бывшего Епархиального управления и Архиерейских покоев, мы часто бываем там. Священники крестят, исповедуют, причащают солдат, офицеров.
Благодаря попечению Владыки Феофана, епископа Ставропольского и Владикавказского, в нашем благочинии происходит становление монастырей — это Свято-Успенский Аланский мужской монастырь, Богоявленский Аланский женский монастырь. Стремимся, чтобы в каждом осетинском селении был свой храм.
Господь не оставляет нас это Своей милостью, в чем мы иногда явно убеждаемся. Сотрудник Управления ФСБ Михаил Кусаев много сил положил на восстановление древнего аланского храма XII века в селении Горная Саниба. Храм посвящен Святой Троице, как, впрочем, и название самого селения, — оно переводится как Святая Троица. Михаил Кусаев восстанавливает не только храм (теперь уже заказали купол, иконостас), но и все подворье вокруг храма, домики для паломников, служителей, он благоустроил святой источник неподалеку.
Как-то позвонил мне, сказал, что со здоровьем плохо, в почках нашли камни, и доктора настоятельно советуют делать операцию. Просил молиться за него, что мы усердно старались исполнить; он тоже с верой обращался к Господу, прося исцеления. Спустя время новое обследование показало, что камней в почках нет. Он сам был очень удивлен. А мы поняли, что произошло чудо по молитвам и усердию человека в созидании храма Божия.
— Знаю, что вы искренне, по-отцовски, заботитесь о своем печатном издании — газете «Православная Осетия». Насколько важно иметь свой печатный орган?
— Это действительно очень важно. Ведь газета охватывает много людей, которые потом все равно приходят в храм. Сначала было нелегко, но со временем и авторов стало больше, и откликов, и писем в газету. Она пользуется популярностью. Я сам работаю почтальоном и разношу новый выпуск в правительственные и общественные организации. Каждый номер пристально рассматривается и обсуждается, так же как и епархиальная газета, в которой мы тоже находим для себя что-то полезное. Хотя для каждой газеты важно иметь свое лицо, на мой взгляд. Мы стараемся печатать больше аналитических материалов. Думаю, со временем появится и свой Интернет-сайт.
Подготовила Лариса Логвиненко.
https://stavropol-eparhia.ru/blagovest/archive/0096/blagochinnyi.html