Как правильно выбрать наперсный крест, чтобы не нарушить Положение о наградах Русской Православной Церкви


Священнический крест в современной практике Русской православной церкви

Первое, что нужно сказать, это то, что наперсный крест священника, так хорошо известный в России, практически не употребляется в церквях греческой традиции на Востоке. Он и в нашей-то стране стал атрибутом священника не так давно – в конце XIX-начале XX веков. До этого иереи крест наперсный не носили. А если и надевали, то только некоторые и по особому поводу.

Сегодня же каждому священнику этот предмет дается сразу при рукоположении в сан, как часть обязательного облачения и знака отличия от других представителей иерархии. На богослужении духовные лица носят его поверх специальных облачений, а в обычное время – поверх своей рясы или подрясника. Существует несколько разновидностей наперсных крестов: серебряный, золотой и с украшениями. Но об этом будет сказано ниже.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В дни празднования Воздвижения Креста Господня хотелось бы напомнить и о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.

Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.

Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.


Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками наперсного креста.

Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:


– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.


Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата. Установлено 1797, декабря 18.

На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.


Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.

«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.


С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.

На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.

До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.


Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.

Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.


В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.

В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.

Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест установленного образца, приобретаемый за свой счет.


Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:

– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.


Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.

Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.


Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.

Интересно, что в греческой православной церкви наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.

Энколпион – предок священнического креста

Первым предком современного священнического креста является предмет, называемый энколпионом. Он представляет собой ковчег, то есть небольшую коробочку, на лицевой стороне которой в древности изображалась хризма – монограмма имени Иисуса Христа. Немного позже вместо нее на энколпионе стали помещать образ креста. Носился этот предмет на груди и играл роль сосуда, в который можно было спрятать нечто ценное: рукописи книг, частицу мощей, святое причастие и так далее.

Самое раннее свидетельство об энколпионе, которым мы располагаем, относится к IV веку – об этом предмете пишет константинопольский патриарх Иоанн, известный в церковных кругах как святитель Иоанн Златоуст. В Ватикане при раскопках местных христианских захоронений было обнаружено несколько энколпионов, также не младше IV века.

Позже они трансформировались из полых прямоугольных шкатулок в полые кресты, сохраняя при этом свою функцию. Вместе с тем их стали подвергать более тщательной художественной обработке. А вскоре они были приняты в качестве атрибутов епископского сана и византийских императоров. Этот же обычай переняли позже русские цари и епископы, пережившие Римскую империю. Что касается государя, то отменил эту традицию только император Петр Великий. В церкви же кресты-энколпионы носили некоторые монахи, а порой даже миряне. Часто этот предмет становился атрибутом паломников.

Распространение крестов

В XVIII веке энколпионы практически повсеместно выходят из употребления. Вместо них стали использовать металлические кресты без полостей внутри. При этом право ношения наперсного креста впервые было присвоено епископам. Начиная с сороковых годов того же века этим правом в России наделяются монашествующие священники в чине архимандрита, но только в том случае, если они являются членами Священного Синода.

Но уже год спустя, а именно в 1742-м, возможность носить крест наперсный получают все архимандриты вообще. Произошло это по примеру Киевской митрополии, в которой такая практика распространилась стихийно еще до формального ее утверждения.

Наградные кресты военного, морского и епархиального духовенства

Император Павел I 5 апреля 1797 года, в день священного коронования, издал «Установление о российских орденах» (Свод законов), где были прописаны все Правила о награждении. В пункте 4 записано, что духовные чины имеют право на награждение императорскими орденами. В данной статье не рассматриваются награждения священников орденскими знаками императорского образца, а исследуются памятные наперсные наградные кресты, полученные за Отечественную войну 1812 года, за Восточную войну 1853—1856 годов и в память 300-летия царствования Дома Романовых. Отдельно рассматриваются золотые наперсные наградные кресты на георгиевской ленте и некоторые другие знаки.

Наперсный крест в память Отечественной войны 1812 года

Учрежден 30 августа 1814 года для священников Русской православной церкви, состоявших в сане до 1 января 1813 года. С 1816 года наперсным крестом было разрешено награждать евангелическо- лютеранское и евангелическо-реформаторское духовенство Российской империи. С 1818 по 1829 год было выдано для награждений 40 тысяч крестов для ношения на шейной владимирской ленте. В 1912 году право ношения наперсного креста было Высочайше даровано лицам иерейского и епископского санов старшим в роде не ниже 7-го класса Табели о рангах, которые были прямыми потомками священников, награжденных за 1812 год. Наперсные кресты изготавливались на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1818—1829 годах, а также в 1912 году.

. Наперсный крест «1812 годъ». Темная бронза, покрыт темным лаком. Размер — 73×45 мм, вес — 31,5 г.

. Наперсный крест «1812 годъ». Бронза позолоченная. Размер — 73×45 мм, вес — 34,8 г.

. Наперсный крест «1812 годъ». Бронза патированная. Размер — 73×44 мм, вес – 31,1 г. Изготовлен в 1912 году для потомков священников.

Наперсный крест в память Восточной (Крымской) войны 1853—1856 годов

Учрежден 26 августа 1856 года. Награждалось православное, римско-католическое, армяно-католическое, армяно-григорианское, евангелическо-реформаторское духовенство. Было изготовлено 40 тысяч крестов для ношения на шейной владимирской ленте. Кресты изготавливались на Санкт-Петербургском монетном дворе.

. Наперсный крест «В память Восточной (Крымской) войны 1853—1856». Темная бронза, размер — 100×58 мм, вес — 37,5 г.

. Наперсный крест «В память Восточной (Крымской) войны 1853—1856». Вариант, темная бронза, размер — 102×60 мм, вес — 41,8 г.

Знак в память 300-летия царствования Дома Романовых (1613—1913)

Учрежден 24 января 1913 года для священнослужителей монашествующего и белого духовенства, состоявших на службе 21 февраля 1913 года, для ношения на владимирской ленте. Знаки установленного образца приобретали за свой счет, изготавливали многочисленные ювелирные фирмы в разном исполнении — золоте, серебре, бронзе.

. Знак в память 300-летия царствования Дома Романовых (1613—1913). Серебро, жемчуг, эмаль. С клеймами: пробирным Санкт-Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 88») и (Дмитрий Осипов, Санкт-Петербург, Гороховая, 30). Размер — 68×42 мм, вес — 21,4 г.

Наследственный знак для лиц, приносивших Их Императорским Величеством личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых

Предназначался для лиц обоего пола, приносивших лично или в составе депутаций поздравления в дни юбилейных торжеств 21—24 февраля 1913 года. Учрежден 18 февраля 1913 года.

. Наследственный знак для лиц, приносивших поздравления по случаю 300-летия царствования Дома Романовых. Серебро, с клеймами: пробирным Санкт-Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 84») и (Константин Прокофьев). Размер — 45×34 мм, вес — 19,5 г. На оборотной стороне имеется надпись: «Протогерей Николай Григорьевичъ Кедринский 1913 г. 21-—24 февраля», состоявший в штате придворного духовенства с 1908 по 1917 год. Протоиерей отец Кедринский был духовником императорской семьи.

Золотой наперсный крест на георгиевской ленте из Кабинета ЕИВ

Золотые наперсные кресты на золотой цепи особого образца с изображением императорской короны на внутренней стороне с 1829 года жаловались из Кабинета Его Императорского Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу и оставлялись им навсегда, если они прослужат при зарубежных церквах не менее семи лет. Золотые наперсные кресты на георгиевской ленте жаловались только в период военных действий по усмотрению императора. С 1781 по 1917 год золотым наперсным крестом на георгиевской ленте было награждено 528 человек, в том числе: за Русско- японскую войну — 86, за Первую мировую — 248 человек. По указу от 13 марта 1871 года Высочайше пожалованные золотые наперсные кресты после смерти награжденных духовных лиц было разрешено оставлять наследникам. Известны награждения золотым наперсным крестом на георгиевской ленте за события Гражданской войны в 1918—1922 годах в армиях А. Деникина, П. Врангеля, А. Колчака.

. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте из Кабинета ЕИВ. Золото, с клеймами: пробирным Санкт- Петербургского пробирного управления 1899—1903 годов («56, голова влево, ЯЛ») и мастерской «V.L.» (Виктор Линдрооз, работал на ), Размер — 94×58 мм, вес — 59,8 г. Для награждения участника Русско-японской войны 1904—1905 годов.

. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте из Кабинета ЕИВ. Золото, с клеймами: пробирным Санкт- Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 56») и мастерской «Е.Ь.» (Эмиль Линдрус, Санкт-Петербург, Гороховая, 17). Размер — 95×59 мм, вес — 55,3 г. Для награждения участника Первой мировой войны 1914—1917 годов.

Золотой наперсный крест с украшениями и императорской короной из кабинета ЕИВ (1856—1874) для настоятелей соборов — штатных протоиереев

. Золотой наперсный крест с украшениями и императорской короной из Кабинета ЕИВ. Золото, эмаль, камни, без клейм. Размер — 105×63 мм, вес — 55,0 г. Изготовлен в 1856—1874 годах . Аналогичная императорская корона крепилась на капитульных образцах, украшенных императорской короной орденских знаках Св. Анны и Св. Станислава, которые выдавались до 15 февраля 1874 года. Такими образцами креста награждались священнослужители в должности настоятелей соборов (штатные протоиереи), приравненные к чину 6-го класса Табели о рангах.

Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ для епархиальных миссионеров

. Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ. Золото, с клеймами: пробирным Санкт-Петербургского пробирного управления 1890— 1903 годов («56, голова влево, ЯЛ») и мастерской «ИК» (Иван Никифорович Костин). Размер — 139×74 мм, вес — 81,6 г. На оборотной стороне имеется надпись: «1894 X 1904/Епархиальному Миссионеру Дерею Д. Александрову миссионеры, единоверческое духовенство Самарской епархии». (Дмитрий Александрович Александров, 1867—1937, окончил Саратовскую духовную семинарию, с 1894 г. — Самарский епархиальный миссионер, с 24 марта 1916 г. — епископ Челябинский, с 1920 г. — член Священного Синода, с 1922 г. возведен в сан архиепископа, с 15 июня 1928 г. — митрополит Саратовский, с 11 августа 1933 г. — Серафим митрополит Казанский и Свияжский.) Единоверие — вид воссоединения русских старообрядцев- раскольников с православной церковью, по которому за старообрядцами сохранялось право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским, книгам и по своим обрядам при условии подчинения, в иерархическом отношении, православной церкви и принятии ими священнослужителей от православных архиереев.

Золотой наперсный крест с императорской короной из Кабинета ЕИВ (1908—1916)

. Золотой наперсный крест с императорской короной. Золото, с клеймами: пробирным Санкт- Петербургского пробирного управления после 1908 года («альфа, голова вправо и 56»). Фирменное клеймо отсутствует. Размер — 140×80 мм, вес — 81,4 г.

Панагия — знак архиерейского достоинства

Архиерей — старший в епархии иерей из черного духовенства. Три сана в высшей церковной иерархии черного духовенства — митрополит, архиепископ, епископ — имели право носить панагию (нагрудный знак).

Носили панагию и архимандриты семи ставропигиальных монастырей, подведомственных Святейшему синоду.

. Панагия с изображением образа Христа Спасителя и императорской короной. Серебро, хрусталь, эмаль. С клеймами: пробирным Московской пробирной палатки «84 и герб Москвы», знаком- удостоверения Московской пробирной палатки «герб Москвы» и мастерской «J4» (Иван Дмитриевич Чичелев, 1815—1888, переяславский мещанин, Москва, Мясницкая часть, 1 квартал, 62, мастерская золотых и серебряных изделий). Размер — 90×55 мм, вес — 69,6 г. (Изготовлена по заказу Кабинета Его Императорского Величества).

При подготовке статьи использована литература: Капков К.Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков. Итоги к 1917 году. М., 2009; Селиванов М.С. Статьи об орденах и медалях в журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» за 2005—2010 годы; «Придворные календари» за 1908—1917 годы. СПб., 1907—1916; Изд. Брокгауз и Эфрон. Крест наперсный: Энциклопедический словарь: Т. XVI; Фаберже Т.Ф., Горыня АС., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., 1997; Скурлов В. Золотой крест на георгиевской ленте. Антикварное обозрение, № 1,2002; Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка: Т. 1. М., 1978.

Михаил СЕЛИВАНОВ

Автор выражает особую признательность за помошь Бирюкову С.В. и Лаптеву В.П.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.104

Установление права ношения крестов белыми священниками

Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.

Кресты как отличительный знак учености русского духовенства

В XIX — начале XX веков возникла интересная практика выдавать священникам кресты в соответствии с ученой степенью, которую они имели. Крест наперсный при этом полагался докторам наук. А кандидаты и магистры довольствовались этими предметами, прикрепляя их к петлице на воротнике рясы.

Постепенно ношение наперсных крестов стало нормой для всех священников в Русской церкви. Последнюю черту под этим процессом провел император Николай Второй, повелевший специальным указом в честь своей коронации наградить всех священников правом ношения восьмиконечного серебряного креста установленного образца. С тех пор это стало неотъемлемой традицией Русской православной церкви.

ИЗ ИСТОРИИ НАПЕРСНОГО КРЕСТА

Фотографии предоставлены автором.

В начале 1990-х годов Председатель общества Православных врачей, профессор А. В. Недоступ пригласил меня на заседание, пообещав, что там будет показан интересный фильм об известном враче, архиепископе Симферопольском Луке (Войно-Ясенецком). Автором сценария и режиссером была Алла Торгало. Она пояснила, что снимала картину на Центрнаучфильме в 1988-1989 гг. Фильм оказался интересным и мне удалось получить его копию на кассете, чтобы посмотреть внимательнее. Текст картины читал известный артист Владимир Заманский, с которым мы впоследствии были хорошо знакомы и подготовили уникальный аудиопроект неизвестных проповедей Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Фильм назывался «Я вас избрал». В начале читается евангельский текст о том, что каждый должен взять свой крест.

Мало кто знает, что архиепископ Лука, назначенный во время войны заведующим эвакогоспиталями, будучи еще осужденным на лагеря, никогда во время операций не снимал Наперсного креста. На все уговоры отвечал: Тогда сами делайте операции. Авторитет Лауреата Сталинской премии был так высок, что никто не посмел ему перечить.

Но самое удивительное, что когда я пересматривал видеоленту, заметил нечто необычное. На Евангельских словах идут начальные кадры, снятые в конце 1980-х годов на станции метро Площадь Революции. На эскалаторе поднимаются современные люди, спешащие на работу, и не замечающие, что их снимают.

Внезапно, среди этих людей я увидел самого себя, средний план, сразу узнаваемый. Мне показалось это невероятным. Но, показав фильм нескольким знакомым, смогли убедиться, что это было мое изображение. В то время, работая на Студии «Мир искусства», офис которого располагался в Госкино СССР в Малом Гнездиковском переулке, мне удобно было доезжать до «Площади революции» и потом дойти пешком до нашего офиса.

Сейчас стараются забыть, как опасно было священникам и епископам в советское время появляться на улице с Наперсным крестом на груди. Многие переодевались в цивильное для выхода. Появление с Крестом могло быть расценено как религиозная пропаганда и реально было получить тюремный срок.

Пересматривая недавно советский фильм «Ищу мою судьбу» (1974), режиссера Аиды Манасаровой, где в главных ролях Георгий Жженов и Эдуард Марцевич, который изображает молодого священника, я отметил, что фильм неплохой, но заметная деталь – священник не носит Наперсный крест. Только в каком то доме достает его из саквояжа, при Таинстве Исповеди старушки. Да и вообще он как бы стесняется своего служения.

Еще работая на студии «Диафильм» в 1970-х гг. я заметил, как в серии слайдов старой Москвы, автора — профессора Андрея Чеславича Козаржевского, где показаны были снесенные Церкви, после просмотра заместителем главного редактора Алексеем Георгиевичем Семиным, все кресты в кадрах были срезаны. Это при том, что он был очень образованный и тактичный человек. Он понял, что серия не пройдет цензуру в Госкино СССР.

Вся литература религиозная, тем более Библия, были запрещены. Из писем изымались изображения икон.

С начала 1990-х гг. началось возрождение Церкви. Священники начали появляться с Наперсными крестами на груди. Их уважали и старались получить благословение. Сейчас опять иная картина.

Был еще случай, о котором меня благословили рассказать. В то время мне уже довелось встретить и получать пастырское окормление у духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Работая тогда в издательстве подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, однажды рассказал о том, что собираюсь к о. Кириллу. Книги у нас выходили полезные и интересные. О. Тихон (Шевкунов) попросил меня отвезти несколько пачек в подарок архимандриту Кириллу. Тот был в Переделкино и выразил большую благодарность. А в конце беседы, как обычно стал собирать подарки. Взял большую корзину и наложил в нее множество фруктов и сладостей. Попросил передать о. Тихону.

Потом задумался и достал из шкафа старинный Наперсный крест и тоже положил в корзину. Я переспросил: а Крест тоже о. Тихону, Неожиданно он ответил: да нет. Крест это вам. Тогда меня это поразило! И я могу его носить, переспросил? Батюшка Кирилл ответил спокойно: да можете.

Почему вспомнилась эта история, потому что не так давно, когда мне довелось быть главным редактором сайта Кафедрального Богоявленского Собора в Елохове ко мне подошел наш уважаемый протоиерей о. Борис Обрембальский, который попросил написать статью про Наперсный крест. Оказывается об этой истории мало кто знает.

Теперь пришло время и, хотелось бы напомнить о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками Наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.

Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.

Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.

Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками Наперсного креста.

Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ Императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:

– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.

Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.

Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата. Установлено 1797, декабря 18.

Фото: Павловский крест

На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.

«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.

На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.

До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.

Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.

Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.

В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.

В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.

Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.

В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип Наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:

– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.

Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.

Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.

Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.

Интересно, что в греческой православной церкви Наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.

Удивительно, что Иван Грозный задолго до установившейся традиции носил на груди Наперсный крест. Считая себя не только Государем, го и Духовным лидером страны.

На одной из фотографий прошлых лет удалось заметить, что над моим рабочим местом на «Диафильме» в 1970-е гг. висел плакат фильма-балета «Иван Грозный» Юрия Григоровича. На нем – устремленный ввысь Иван Грозный в исполнении Юрия Владимирова. А на его груди Наперсный крест.

Виды крестов

Как уже было сказано выше, кресты отличаются друг от друга. Вышеописанный серебряный Николаевский крест — это атрибут, с которого духовное лицо начинает свою карьеру священнослужителя. За заслуги перед церковью или выслугу лет его могут наградить правом носить четырехконечный золотой крест. С ним иерей служит до тех пор, пока не будет возведен в чин протоиерея. Когда это происходит, у него появляется возможность получить следующую награду – наперсный крест с украшениями.

Эта разновидность обычно богато инкрустирована драгоценными камнями и, в принципе, не отличается ничем от атрибутики, которую носят епископы. Обычно на этом награды в области нагрудных украшений заканчиваются. Иногда, правда, некоторым священнослужителям дается право носить сразу два креста. Еще одна, очень редкая награда – золотой крест патриарха. Но этой чести удостаиваются буквально единицы. С 2011 года появился, а точнее, был восстановлен крест наперсный, называемый докторским. Вручают его, соответственно, священникам, имеющим степень доктора богословия.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

I. ПРЕАМБУЛА

Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием— в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

II. О БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИХ НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.

Богослужебно-иерархическими наградами являются:

  • повышение в сане;
  • особые элементы литургического облачения;
  • отличия при совершении богослужений (преднесение креста, служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш…» или до Херувимской песни).

В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Награждение священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос».

Награды клириков в форме богослужебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии, при условии, что ни один из клириков не занимает должности в общецерковном или епархиальном руководстве.

III. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ

НАГРАДЫ ЕПИСКОПАТА

Последовательными наградами для епископата являются:

  • возведение в сан архиепископа;
  • возведение в сан митрополита.

Возведение в сан архиепископа и митрополита производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — право ношения белого клобука с крестом.

Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.

Кроме того, правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть удостоен по решению Патриарха за особые заслуги выдающийся иерарх Русской Православной Церкви.

Патриаршая панагия является одной из высших наград Русской Православной Церкви, которой могут быть удостоены Преосвященные архипастыри в исключительных случаях, за особые заслуги перед Церковью. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.

Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

Правом преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

IV. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ

НАГРАДЫ ПРЕСВИТЕРОВ

Последовательными наградами для священства являются:

Набедренник. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

Камилавка. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Камилавка должна быть фиолетового цвета. После награждения камилавкой, награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).

Наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих— набедренником).

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке— поверх рясы.

Сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом. В исключительных случаях награда может быть дана и до окончания этого срока (например, в связи с назначением на начальственную — общецерковную или епархиальную — должность), но не ранее чем через десять лет служения в сане пресвитера.

Примечание. Чин поставления во игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, надлежит совершать над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Над лицами, назначенными настоятелями (наместниками) монастырей до вступления в силу настоящего Положения, чин поставления в игумена с вручением посоха следует совершить при ближайшей возможности. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.

Палица. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера).

Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник— слева.

Примечание. Первенство чести при соборном служении определяется следующим образом: иеромонахи, имеющие право ношения палицы, стоят перед протоиереями, не имеющими этого права; иеромонахи и протоиереи, имеющие право ношения палицы, стоят в порядке, определяемом старшинством хиротонии.

Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей (через семь лет для иеромонахов, награжденных палицей).

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке— поверх рясы.

Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения крестом с украшениями.

Примечание. При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.

Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).

Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой.

Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.

Примечание: По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».

Патриарший наперсный крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.

Правила ношения: клирик, удостоенный Святейшим Патриархом права ношения Патриаршего креста, может носить его в качестве второго креста. В повседневной обстановке Патриарший крест носится поверх рясы, а за богослужениями поверх облачения.

Клирики, награжденные Патриаршим наперсным крестом, имеют первенство чести перед другими клириками, не имеющими таковой награды.

Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего креста и призванные в дальнейшем к архиерейскому служению, могут носить его при богослужениях вместо обычного креста с украшениями.

Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

V. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ

НАГРАДЫ ДИАКОНОВ

Последовательными наградами для диаконства являются:

Двойной орарь. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.

Cан протодиакона для белого духовенства. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем.

Камилавка. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Камилавка должна быть фиолетового цвета. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии).

Сан архидиакона (для монашествующих). Возведения в сан архидиакона могут быть удостоены по должности старшие иеродиаконы в мужских монастырях (но не менее чем через десять лет служения). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Примечание. Сана Патриаршего архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен протодиакон, возглавляющий диаконов при Патриарших богослужениях. Патриарший архидиакон имеет первенство чести перед прочими диаконами Русской Православной Церкви.

VI. НАГРАДЫ НАСТОЯТЕЛЬНИЦ И НАСЕЛЬНИЦ

ЖЕНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ

Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста и использования посоха, но за ними оставляется достоинство игумении в память о понесенных трудах.

За особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси игумения или монахиня может быть удостоена права ношения наперсного креста и креста с украшениями. Право ношения креста, возложенного в качестве персональной награды, сохраняется пожизненно.

В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены правом ношения Патриаршего креста. При этом Патриарший крест носится в качестве второго креста.

VII. ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕЗЛА И ПОСОХА

Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. В пределах Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.

При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения)— первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.

Если богослужение или мероприятие проводится не в Патриаршей епархии или ставропигиальных обителях, во время соборного служения, в отсутствие Патриарха, жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей, а вне богослужений каждый архиерей может использовать посох.

Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.

Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох, равно как и в присутствии архиерея — вне богослужения. Последнее относится также к настоятельницам монастырей. Наместники не могут использовать посох во время богослужения и в присутствии епархиального архиерея — священноархимандрита данной обители. Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения архиерея, не являющегося священноархимандритом данной обители.

VIII. ПРАВО НАГРАЖДЕНИЯ

Решение о награждении для иереев: набедренником, камилавкой и наперсным крестом, а для диаконов: двойным орарем находится в компетенции епархиальных архиереев.

По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху.

Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам в отчете указываются причины сокращения.

IХ. ПОРЯДОК И СРОКИ ПОДАЧИ ХОДАТАЙСТВ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДУХОВЕНСТВА К НАГРАДАМ

Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по указанной форме (таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих— палицей) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.

Таблица 1

№№ Сан, Фамилия, имя и отчество Место служения Дата рождения Даты рукоположения в священнический и диаконский саны Образование Все богослужебно-иерархические награды с годами их получения Имеющиеся общецерковные ордена и медали с годами их получения Испрашиваемая награда Основание для представления к награде

Х. ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ,

ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОКРАТИТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ

МЕЖНАГРАДНЫЕ СРОКИ,

А ТАКЖЕ О НАГРАЖДЕНИИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность либо за особые церковные заслуги.

В случае рукоположения протодиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей по согласованию со Святейшим Патриархом может возвести его в сан протоиерея при хиротонии.

В определенных случаях, вне зависимости от лет выслуги, права ношения митры и возведения в сан архимандрита с возложением митры могут быть удостоены клирики, призванные к исполнению определенных должностей в общецерковных структурах Русской Православной Церкви (ключари Успенского собора Московского Кремля и Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя, настоятель Богоявленского кафедрального собора, наместники лавр и ставропигиальных монастырей, председатели Синодальных отделов).

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.

XI. О НАГРАЖДЕНИИ

ВЫПУСКНИКОВ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ЛИЦ,

ИМЕЮЩИХ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И УЧЕНУЮ СТЕПЕНЬ

Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:

  • священники по окончании семинарии — набедренника;
  • священники по окончании академии — камилавки;
  • священники, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, — наперсного креста;
  • диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, — двойного ораря.

То же правило распространяется на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений или после защиты кандидатской диссертации.1

Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на степень доктора богословия, удостаиваются Святейшим Патриархом награждения докторским крестом. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих иерейский сан. Докторский крест не может использоваться при или вне богослужений в качестве второго креста.

Патриархия.ру

По вступлении в силу трехступенчатой системы духовного образования бакалавры богословия могут быть награждены правом ношения набедренника, магистры богословия — камилавки, кандидаты богословия — наперсного креста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]