ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Заседание Высшего Церковного Совета 4 сентября 2013 года

Высший Церковный Совет
Русской Православной Церкви — орган управления Московского Патриархата возглавляемый патриархом Московским и всея Руси и объединяющий глав учреждений Священного Синода Русской Православной Церкви Учреждён Всероссийским Собором в 1917 году. Состоял из патриарха, трёх членов Священного Синода, а также представителей приходского духовенства, монашествующих и мирян. Намеченный на 1921 год Поместный Собор созвать не удалось и формально в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока полномочия избранных членов ВЦС прекратились, но фактически они были продолжены на неопределенно долгий срок до будущего Собора. Деятельность ВЦС продолжалась вплоть до апреля 1922 года, но произошедший в мае того года обновленческий раскол прервал её.

Впоследствии именем «Высшего Церковного Совета» пользовались раскольники тех лет, учредившие в 1923 году обновленческий, а в 1926 — григорианский «Временный» ВЦС.

В составе Русской Православной Церкви Высший Церковный Совет был возрожден в 2011 году. Московский Архиерейский Собор 2-4 февраля того года постановил придать регулярным совещаниям глав Синодальных учреждений «формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учреждённым Всероссийским Церковным Собором в 1917 году

.» Образование Высшего Церковного Совета было поручено Священному Синоду, который 22 марта того же года принял «Положение о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви» и утвердил его первоначальный состав. На 28 декабря 2022 года в него входили [1]:

Состав

  • Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси, председатель Высшего Церковного Совета
  • Иларион (Алфеев), митр. Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
  • Дионисий (Порубай), митр. Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий патриарха Московского и всея Руси
  • Климент (Капалин), митр. Калужский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
  • Феогност (Гузиков), митр. Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству
  • Кирилл (Покровский), митр. Ставропольский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
  • Митрофан (Баданин), митр. Мурманский, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта
  • Тихон (Шевкунов), митр. Псковский, председатель Патриаршего совета по культуре
  • Антоний (Севрюк), митр. Корсунский, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям
  • Евгений (Кульберг), митр. Екатеринбургский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
  • Иринарх (Грезин), еп. Раменский, председатель Синодального отдела по тюремному служению
  • Пантелеимон (Шатов), еп. Верейский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
  • Савватий (Загребельный), еп. Бронницкий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами
  • Фома (Мосолов), еп. Одинцовский, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии
  • Серафим (Амельченков), еп. Истринский, председатель Синодального отдела по делам молодежи
  • Евфимий (Моисеев), игум., избр. еп. Луховицкий, председатель Синодального миссионерского отдела
  • Максим Козлов, прот., председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Сретенской духовной академии
  • Ермоген (Бурыгин), иером., и.о председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
  • Ксения (Чернега), игум., руководитель Правового управления Московской Патриархии
  • Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

В заседании 28 декабря 2022 года также приняли участие [2]:

  • Николай (Погребняк), еп. Балашихинский, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии
  • Савва (Тутунов), еп. Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии
  • А.В. Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Поместный Собор 1917-1918 гг.

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Поместный собор хронологически совпал с революционными преобразованиями, с крушением Российской Империи. Политическая структура старого государства рухнула, а Церковь Христова, руководимая благодатию Святого Духа, не только сохранила свой Богозданный строй, но и на Соборе, ставшем актом ее самоопределения в новых исторических условиях, сумела очиститься от наносного шлака, выправить деформации, которые она претерпела в синодальный период, и тем самым обнаружила свою неотмирную природу.

Деяния Собора совершались в революционное время, когда стремительно менялся облик страны. Совершенно устраниться от общественной жизни Собор не мог и не хотел. Хотя в своей реакции на происходящие события некоторые члены Собора, главным образом из мирян, обнаружили политическую наивность, в целом, однако, Поместный Собор сумел воздержаться от поверхностных оценок и «своим соборным разумом (вопреки отдельным репликам) избрал путь просвещения светом Евангельских истин всей христианской жизни, проявив заботу о том, чтобы частные вопросы и политические интересы не заслонили абсолютных нравственных ценностей.»

Для участия в Деяниях Собора были призваны Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епархиальные архиереи, а также по выборам от каждой епархии по два клирика и по три мирянина, протопресвитеры Успенского Собора и военного духовенства, наместники четырех Лавр, настоятели Соловецкого и Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустыни, представители монашествующих, единоверцев, Духовных Академий, воинов действующей Армии, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Столь широкое представительство пресвитеров и мирян связано с тем, что Собор явился исполнением двухвековых чаяний православного народа, его стремлений к возрождению соборности. Но Устав Собора предусматривал и особую ответственность епископата за судьбу Церкви, Вопросы догматического и канонического характера после их рассмотрения Собором подлежали утверждению на Совещании епископов, которым, по учению преподобного Иоанна Дамаскина, вверена Церковь. По мысли А. В. Карташева, Епископское совещание должно было препятствовать тому, чтобы слишком поспешные решения поставили под вопрос авторитет Собора.

Деяния Собора продолжались более года. Состоялось три сессии: первая заседала с 15 августа по 9 декабря, до Рождественских каникул, вторая — с 20 января 1918 г. по 7 (20) апреля, третья — с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября (в скобках указана дата, соответствующая новому стилю).

Своим Почетным Председателем Собор утвердил старейшего иерарха Русской Церкви митрополита Киевского священномученика Владимира. Председателем Собора избран был митрополит Московский святой Тихон. Составлен был Соборный Совет. Собор образовал 22 отдела, которые предварительно готовили доклады и проекты Определений, выносившиеся на пленарные заседания. Большую часть отделов возглавили архиереи. Важнейшими из них являлись отделы высшего церковного управления, епархиального управления, церковного суда, благоустроения прихода, правового положения Церкви в государстве.

Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

Использованные материалы

  • «Высший Церковный Совет», Православная энциклопедия
    , т. 10, сс. 109-111:
  • Страница официального сайта Московского Патриархата:
  • «Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета», официальный сайт Московской Патриархии, 4 сентября 2013:
  • — фото

[1] Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви // официальный сайт Русской Православной Церкви,

[2] Святейший Патриарх Кирилл возглавил совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви // официальный сайт Русской Православной Церкви,

ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ

(ВЦС), наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС — церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета.

В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

В состав ВЦС, возглавляемого, как и Свящ. Синод, Святейшим Патриархом, входило в соответствии с определением Собора «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» 15 членов, в т. ч. 3 архиерея из состава Свящ. Синода, к-рые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместного Собора на 3-летний межсоборный срок 1 монах из монастырских иноков, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. В ВЦС из числа клириков могли быть избраны пресвитеры, диаконы и псаломщики, а также лица, не участвовавшие в Соборе, в случае их согласия. Вместе с членами ВЦС избирались также в равном числе заместители, к-рые должны были в межсоборный период заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов ВЦС в порядке очереди, определяющейся количеством голосов, поданных на Соборе при избрании заместителей членов ВЦС. При этом выбывшими признавались (помимо скончавшихся) также те члены ВЦС, к-рые больше месяца не посещали заседаний без уважительной причины.

Дела в ВЦС решались общим согласием или большинством голосов, при этом в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. В соответствии с соборным определением никто из присутствовавших не мог отказаться от голосования. В определении Собора содержалось положение о том, что если Патриарх признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, то он может заявить протест на том же заседании, затем его необходимо изложить в письменном виде и передать в 3-дневный срок. По истечении 7 дней со времени подачи протеста дело вновь должно было рассматриваться ВЦС. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение ближайшего Поместного Собора либо Патриарх действует по своему усмотрению. Но принятое им т. о. решение выносится на рассмотрение очередного или чрезвычайного Поместного Собора, от к-рого и зависит окончательное разрешение вопроса. При этом такое право предоставлено было исключительно Патриарху, но не замещающим его по тем или иным обстоятельствам иерархам в качестве председательствующих на заседаниях ВЦС.

Избрание членов ВЦС состоялось 8 дек. 1917 г. Выдвинуто было 77 кандидатов из белого духовенства, 17 из числа монашествующих и 104 мирянина. Членами ВЦС Собор избрал от монашествующих архим. Виссариона, получившего 220 голосов; от клириков из белого духовенства — протопресвитеров Георгия Шавельского (204 голоса) и Николая Любимова (170 голосов), протоиереев Александра Санковского (216 голосов), Алексия Станиславского (199 голосов), псаломщика Александра Куляшева (170 голосов); от мирян — профессоров С. Н. Булгакова (210 голосов), И. М. Громогласова (169 голосов) и П. Д. Лапина (152 голоса), кн. Е. Н. Трубецкого (156 голосов), А. В. Карташёва (173 голоса) и С. М. Раевского (161 голос). Заместителями членов ВЦС были избраны архим. Алексий (Житецкий), протоиереи Петр Миртов, Павел Лахостский, Павел Соколов, Константин Агеев и свящ. Сергий Верховский, профессора П. П. Кудрявцев, И. И. Соколов, Л. И. Писарев, кн. Г. Н. Трубецкой, П. И. Астров. В соответствии с соборным определением 3 члена ВЦС из числа архиереев не избирались Собором, а делегировались Свящ. Синодом из собственного состава.

В последние годы заседания ВЦС проводились нерегулярно и далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных гражданской войной и гонениями на Церковь. Заседания Синода, а также «соединенные присутствия» органов Высшего церковного управления под председательством Патриарха проходили в основном в патриаршей резиденции на Троицком подворье. ВЦС проводил заседания в епархиальном доме, где также размещалась канцелярия Высшего церковного управления. За годы гражданской войны большинство членов ВЦС выбыло по разным причинам. Так, на совместном заседании Свящ. Синода и ВЦС, состоявшемся 20 нояб. 1920 г. под председательством Святейшего Патриарха свт. Тихона, когда принято было исключительно важное постановление о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности Высшего церковного управления, ВЦС представлен был помимо председателя и делегированных Синодом епископов митр. Владимирского Сергия (Страгородского), митр. Крутицкого Евсевия (Никольского) и архиеп. Гродненского Михаила (Ермакова) лишь 3 членами: протопресв. Н. Любимовым, прот. А. Станиславским и А. Куляшевым.

В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока утрачены были полномочия членов ВЦС, избранных на 3 года, равно как и членов Свящ. Синода, большинство к-рых выбыло уже ранее этого срока. Свт. Тихон, однако, и после этого созывал заседания Свящ. Синода и ВЦС, в к-рых участвовало лишь меньшинство членов этих органов Высшего церковного управления. После ареста свт. Тихона 9 мая 1922 г. ВЦС не созывался.

Попытка возобновить деятельность ВЦС была предпринята в 1924 г. в связи с переговорами с одним из обновленческих лидеров Владимиром Красницким о преодолении раскола. Красницкий приехал в Москву из Петрограда в марте 1924 г. и в течение 6 недель вел переговоры с Патриархом свт. Тихоном и его ближайшими помощниками. 19 мая по окончании переговоров он подал заявление на имя Патриарха с просьбой о принятии его вместе с «собратьями» в молитвенно-каноническое общение и о благословении «потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора» (цит. по: Шишкин А. А. Сущность и крит. оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970. С. 254).

21 мая Святейший Патриарх Тихон и Временный Патриарший Синод вынесли постановление об образовании на срок впредь до созыва очередного Поместного Собора нового, расширенного Синода и ВЦС, в к-рый наряду со священнослужителями и с мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Этим указом членами ВЦС были назначены митрополиты Уральский Тихон (Оболенский), Тверской Серафим (Александров), Крутицкий Петр (Полянский), «протопресвитер» Владимир Красницкий, протоиереи Александр Смирнов, Иоанн Артоболевский, Василий Виноградов, Димитрий Боголюбов, Николай Братановский, Вячеслав Немов, Василий Архангельский, архим. Анемподист (Алексеев), миряне Александр Рахманов и Василий Белоликов. Достигнута была и договоренность о созыве Собора с участием обновленцев из числа сторонников Красницкого. 29 мая 1924 г. появилось воззвание о подготовке 2-го Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев.

Во время переговоров Красницкий требовал сохранить за ним звание «протопресвитера», полученное в расколе, и предоставить ему должность зам. председателя ВЦС. Поведение Красницкого вызвало возмущение у сотрудников Патриарха. Еп. Венедикт (Плотников), управляющий Петроградской епархией, заявил, что он категорически отказывается принять в общение Красницкого. Митр. Казанский и Свияжский сщмч. Кирилл (Смирнов), вернувшийся в Москву из ссылки, в беседе с Патриархом не одобрил достигнутой договоренности. После этого позиция патриаршего Синода на продолжавшихся переговорах с Красницким стала более жесткой: ему отказали в должности зам. председателя ВЦС и поставили главным условием воссоединения и созыва Собора публичное покаяние и переосвящение обновленческих храмов. Для Красницкого это требование оказалось неприемлемым, и переговоры прекратились. В интервью корреспонденту «Известий» Патриарх объяснил прекращение переговоров об образовании ВЦС отсутствием помещения для работы, а несколько ранее (1 июля) он распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа. Резолюцией, положенной 9 июля 1924 г. на адресе елисаветградского духовенства Патриарху, он объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным. С тех пор ВЦС в РПЦ никогда более не образовывался.

Ист.: Деяния Второго всезарубежного Собора. Белград, 1939; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. М., 1994п; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994; Акты свт. Тихона. С. 91-93, 101-102, 103, 109, 111, 115, 116, 118, 125, 127, 129, 158, 165, 169, 177, 192, 193, 215, 318, 325; Собор, 1918. Деяния. Т. 5. С. 3-5, 60-115, 117-124, 295-304, 325-334, 360-367, 370-374; Там же. Определения. С. 7-11, 13-16.

Лит.: Троицкий С. В. О неправде карловацкого раскола. П., 1960; Johannes Chrysostomus (Blaschkewitz), hierom. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. Münch., 1965-1968. 3 Bde; Стратонов И. А. Рус. церк. смута (1921-1931) // Из истории Христ. Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172. (МИЦ; 5); Цыпин В., прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996

Прот. Владислав Цыпин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]