Как правильно называется у мусульман когда поют


Содержание

О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла еще до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры. Очевидно, что пророк Мухаммед ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев. Первый муэдзин, абиссинец Билял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу. В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы анонсируется звуками гонга (влияние буддизма).

Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик, например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади или муаззин. Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике».

Как правильно называется у мусульман когда поют

Музыка в Исламе: отношение Ислама к музыке

Музыка – один из тех спорных вопросов, который волнует множество мусульман. Действительно, положение музыки в Исламе достаточно спорное: одни говорят, что любая музыка, помимо ад-даффа (маленького барабана) на свадьбах, считается харамом, другие же настроены менее категорично – по их мнению, отношение Ислама к музыке в целом положительное и вся та музыка, которая не содержит порочные мотивы или подтекст, может считаться разрешенной.

В принципе, с тем, что музыка, включающая языческие, вульгарные и призывающие к грехам тексты, является недопустимой, согласны абсолютно все. Однако некоторые полагают, что запрет музыки в Исламе не вписывается в провозглашенный гармоничный подход Ислама к жизни и даже составили свод правил, соблюдая которые музыка в Исламе становится якобы разрешенной: по их мнению, достаточно того, чтобы музыка соответствовала учению религии, исполнялась подобающим образом и не позволяла отвлекать себя от реальной жизни. В свое доказательство приверженцы этого взгляда ссылаются на то, что все четыре имама считали музыку и песни дозволенными, и приводят в пример цитаты из «Правовых постановлений» Аль-Кади Абу Бакра и других ученых.

Однако уже это является клеветой и огромным заблуждением! Во-первых, имамы не считали, что музыка в Исламе дозволена: «Это ложь, возводимая на четырех имамов, ибо они были единогласны в запретности музыкальных инструментов!» (Михаджу-Ссунна, 3/439). А во-вторых, не только среди первых имамов, но и вообще среди ученых первых трех поколений не было разногласий об особенности культовой музыки в Исламе . Так, Хафиз Ибн Касир передал: «Имамы передали единогласное мнение ученых о запрете музыкальных инструментов» (Масаля ас-сама’, 472), а Имам Ибн аль-Джаузи сказал так: «Первые поколения ученых-шафиитов считали песни запретным, а что касается их дозволения, то это стали говорить их более поздние последователи по причине отсутствия знания и следования за своими страстями!» (Тальбису Иблис, 245)

Приверженцам своих страстей не стоит забывать, что Коран прямо говорит: музыка в Исламе – харам. В пример можно привести слова Всевышнего: «Среди людей есть такой, который подкупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и издевается над этим. Таким уготованы унизительные мучения» (Лукман, 31:6). Также можно добавить и другой аят: «А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд» (Коран, 28:55).

Ученые Ислама говорили, что под «праздными речами» подразумевается музыка.

Также не следует забывать и про следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «В моей общине появятся люди, пьющие вино, но называющие его другим словом, и при нем они будут играть на музыкальных инструментах. Аллах накажет их, и земля их поглотит и превратит некоторых из них в обезьян и свиней». В другом хадисе сказали еще проще и убедительнее: «Поистине, песнопение порождает лицемерие в сердце».

Порядок имянаречения в исламе

Каждому мусульманину Всевышним предписано выполнить важнейшую миссию – оставить после себя праведное потомство. Истинно верующие люди стремятся воспитывать в своих детях благой нрав с первых минут их жизни. Своеобразной «отправной точкой» в этом служит обряд имянаречения (или «исем кушу» у татар и ряда других тюркских народов).

Итак, несколько месяцев ожидания и подготовки к появлению нового члена семьи позади – долгожданный малыш возвращается с мамой домой. Имя для мальчика (или девочки) родители уже выбрали. Осталось дело за малым – провести процедуру наречения им согласно исламским канонам. Однако многие мусульманские пары задаются вопросом, когда и как правильно совершается этот обряд.

Срок

В исламской традиции принято проводить имянаречение на седьмой день после рождения ребёнка, т.к. это соответствует Пречистой сунне Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.). Однако существуют достоверные хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) делал эту процедуру и в первый же день. Основываясь на обоих вариантах, некоторые богословы сделали вывод, что имя желательно дать в течение первой недели жизни малыша. Тем более, что в современных реалиях сделать это в день рождения невозможно в силу объективных факторов – младенец лежит с мамой в роддоме несколько дней.

Сама‘


Сама‘ мевлеви в Конье. Османская миниатюра. XVII век© Bridgeman Images / Fotodom
Сама‘ не только понятие музыкального в ши­роком смысле, но и особое радение суфиев, включающее пение, игру на музы­кальных инструментах, иногда та­нец — ракс. Не все суфий­ские братства используют сама‘ в своей практике: наиболее широкую популярность получили радения турецкого ордена мевле­ви, известного также как орден «кружащихся дервишей». Введение в практи­ку музыки и танца связано с учением вели­кого мистика и поэта XIII века Джала­ла ад-Дина Руми, который называл сама‘ «пищей души». Цель сама‘ — с помощью звуков музыки и беско­нечного кружения сосредо­точиться на мысли о Боге. В этом действе, строящемся согласно строгим правилам, могут использо­ваться струнные или удар­ные инструменты, голос, но прежде всего флейта — най, своего рода звуковой символ суфийского миропонима­ния: «Послушай эту сви­рель, как она пла­чет… / Всякий, кто вдали остался от корня своего, / вновь ищет время соединения…» (Джалал ад-Дин Руми, «Месневи»).
Сама‘ турецкого ордена мевлеви

Как правильно называется у мусульман когда поют

В Турции 5 раз в сутки с мечети поет муэдзин. Всякий раз — разные суры, в оригинальной «аранжировке». Исполнители меняются. Слышно, когда молодой, смелый экспериментатор или, наоборот, опытный и осторожный традиционалист. Правда, я не видел ни одного турка, совершающего намаз. Но увидел и почувствовал на себе, чем отличается страна, в которой по громкоговорителю на весь город передают молитвы, а не объявления о необходимости доносить на «подозрительных лиц» и призывы ходить строем. В этом туристическом раю на земле и воде уважают человека и гражданина. Пускай граждан других стран — туристов. Но национальная идея турок — не страх терактов и не доносы на ближнего своего или дальнего, а теплое море, сытный стол и просто кайф от жизни. На рынке Бельдиби клубника, черешня по 2 доллара за 1 кг (принимают лиры, доллары, евро, рубли). В Москве те же фрукты, только помятые, продаются в ПЯТЬ (5) раз дороже! Хорошо на средиземноморском побережье, в Анталии и Кемере, Бельдиби, — вобщем, там, где нас уже нет! В аэропорту Анталии, кроме обращения диктора к какому-то японскому туристу забрать свой потерянный паспорт, не слышал ни одного официального объявления о террористической угрозе или о необходимости соблюдать бдительность. Хотя, в Турции тоже идут «зачистки» в Курдистане, под боком Сирия и Палестина. Однако, сразу по прилету на родину во Внуково на уши мне наехал диктор с указаниями, куда следует сообщить о подозрительных согражданах. Сразу захотелось улететь обратно.
Первая же поездка — на главную вершину Турции. Недавно здесь проходила зимняя Олимпиада. Подняться на Тахталы 2365м оказалось непросто — в фуникулере, когда в ста метрах под ногами проплывают лесистые скалы, как-то не по себе

зато на вершине, выше облаков, не так страшно

кислородный голод вынуждает говорить по-английски

в ботаническом саду Анталии Никита сразу познакомился с белой лебедью, href=’static.diary.ru/userdir/2/3/5/6/235633/75002387. ‘>

накормил ее печеньками

в номере отеля убираются каждый день. Пару раз чаевые горничной (1-2 доллара) — и она выложила для сына лебедя из полотенца с лапками кипариса.

любовь, море, детство

Это Турция!

Каввали


Амир Хосров Дехлеви. Фрагмент миниатюры. Декан, около 1725 года National Museum, New Delhi
Каввали — еще одна суфийская музыкальная традиция, находящая все больше поклонни­ков в современном мире. Ее родина — Индия, а основатель — выдаю­щийся поэт и музы­кант Амир Хосров Дехлеви (1253–1325), принадлежав­ший к суфийскому ордену чиштийя. Стихи Амира Хосрова до сих пор служат одной из текстовых основ музыки каввали. Выступления исполнителей каввали тра­ди­­ционно про­водились у могил суфий­ских святых, сегодня же их можно услы­­шать на концер­тах. Одна из характе­ристик этой религиозной по своему содер­жа­нию музы­ки — экстатические ритмы, акцентируемые ударными инстру­мен­тами или хлопками в ладоши. Мелодическую основу обычно обеспе­чивают один или два инструмента — гармониумы, а в центре — ведущий певец с двумя или тремя допол­няющими исполни­телями, которые создают мелоди­ческие контрапункты Контрапункт (от лат. точка против точки) — здесь: сочетание двух и более мелодий в раз­ных голосах..

На протяжении многих лет одним из глав­ных исполнителей каввали был Нусрат Фатех Али Хан (1948–1997), чье искусство покорило слушателей как Востока, так и Запада.

Фрагмент концерта Нусрата Фатеха Али Хана и его ансамбля в Йокогаме. 1992 год

Зикр


Миниатюра из манускрипта «Диван» Хафиза Ширази. Герат, около 1480 годаThe Metropolitan Museum of Art
Зикр (с араб. «поминание») — это ритуал поминания Бога, основанный на по­вторе отдельных слов, например «Аллах», или фраз: среди наиболее часто зву­чащих — первая половина шахады «Ля иляха илляЛлах» («Нет Бога, кроме Аллаха»).

Хотя зикр присутствует и в рядовом богослу­жении, сегодня он больше изве­стен как эле­мент суфийских ритуалов. В практике разных суфий­ских орденов зикр может отли­чаться по формам. В первую очередь он де­лится на «тихий» (произ­носи­мый мысленно) и «громкий». У «громких» зикров может быть множество форм: исполнение унисоном голосов в сопровождении инстру­мен­тов (чаще всего ударных) или без них; сольный распев суфий­ских стихов, про­изно­симый сидя или в движении, превращаю­щемся в ряде случаев в бесконеч­ный танец. Самое важное здесь — ритм постоянного повтора слов и фраз-формул. Неред­кий эффект таких зикров — погружение участников в состоя­ние экстатического возбуждения.
Турецкий зикр

Женский зикр в Дагестане

Обязанности муэдзина

С самого начала муэдзин рассматривался как помощник имама. Праведный халиф Умар ибн Хаттаб (634—644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «муэдзина и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда муэдзин сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву. Вернувшись в мечеть, муэдзин объявлял о начале намаза. Текст азана в тот период был очень коротким. Впоследствии он использовался только в чрезвычайных случаях. После того, как выработался архитектурный тип мечети и появился минарет, азан стали осуществлять непосредственно с балкона минарета. Это произошло при омейядском халифе Абд аль-Малике (685—705). Арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) рассказывал, что в Хорезме в обязанности муэдзина входило выгонять правоверных из своих домов на намаз.

С годами выработались требования к профессиональному муэдзину: он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который должны были слышать все жители данной местности. Мелодичному произнесению слов азана обучали тех детей, которые обнаруживали способности к пению. Иногда функции муэдзина переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере муэдзина возможность для своих детей получить источник пропитания, так как муэдзин считался служащим мечети с определенной зарплатой. Кроме того, поднимаясь на минарет, слепой муэдзин не видел того, что происходит во дворах и домах жителей и, в частности, женщин.

В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана. Кроме азана, муэдзины стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха». Иногда обязанности муэдзина возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]