Особенности и духовный смысл второй недели Великого поста 2022 года


Первая седмица Великого поста наиболее строгая. Основная цель соблюдения Великого поста — подготовка в одному из главных христианских праздников — Светлому Христову Воскресению.

Этот период обычно отмечается особенными молитвами покаяния, осознания жертвы и отпущения грехов, которое стало возможно после смерти Иисуса Христа на кресте и последующего воскресения из мёртвых. Пост являет собой напоминание о 40-дневном голодании Иисуса Христа, когда он находился уединённо в пустынных землях.

Наиболее протяжённый по времени христианский пост в году устанавливается за срок в 7 недель до начала Пасхи.

Седмицами называют промежутки по 7 дней, соответственно. В эти дни проходят особенные богослужения, каждое соответствует своей неделе.

Что такое первая седмица

Великий пост открывает первая седмица. Это – самое строгое время. Во время нее происходит перелом в сознании и образа жизни человека. Меняется рацион питания, привычки. Все это, конечно, непросто. Тот, кто ходил в храм раз год, старается ходить каждую неделю. Тот, кто посещал службы каждое воскресенье, ходит в церковь каждый день на чтение канона Критского.

Человек старается ограничивать свое зрение, язык и слух, не смотрит телевизор, не входит без нужды в интернет, не разговаривает по пустякам, не осуждает, не сплетничает, боится кого-нибудь обидеть словом или делом. В общем, старается следить за собой и не грешить.

Рацион тоже меняется полностью. Из питания исключаются:

  • мясные продукты (мясо, колбаса, сосиски, котлеты и т.д.);
  • молочные продукты (молоко, кефир, масло сливочное, сыр, творог и т.д.);
  • яйца;
  • рыба.

Все продукты животного происхождения есть нельзя. Можно есть крупы, макаронные изделия, овощи, фрукты, бобовые и морепродукты в умеренном количестве, не переедая. Здесь кулинарные способности диктуются фантазией человека. Некоторые заменяют мясо соевыми продуктами, которых сейчас можно в обилии найти на прилавках. Также популярны постные вареники, пельмени, постная выпечка. Различные постные соусы делают вкус блюд полнее и интереснее.

Русская Православная Церковь

Версия для печати

Начало Великого поста.

Календарные заметки:
В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.

Порядок чтений, согласно календарю:
В седмичные дни Великого поста служба совершается по Минее и Триоди, без Октоиха, кроме Троичнов, седальнов и светильнов рядового гласа (см. приложения Триоди).

2. Понедельник 1-й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Начало Великого поста.

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная»

(служба может быть перенесена на воскресенье, 1 марта). Свт. Арсения, еп. Тверского.

Примечание.

Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на воскресенье, 1 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 7-я Маркова глава)[24].

В течение Великого поста в седмичные дни все богослужения совершаются по Минее и Триоди Постной. Из Октоиха в будние дни берутся только Троичны, седальны и светильны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоустого в дни св. Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим.

Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные

Утреня

предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны…» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16).

По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь[25] и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш…»[26]. Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» – «Вознесыйся на Крест…», «И ныне» – «Предстательство страшное…». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…».

Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

Затем «Аллилуия» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае – 7-й), со стихами: «От нощи утренюет…» и проч. Певцы поют: «Аллилуия», по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).

Примечание.

На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.

В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы безплотных Твоих помилуй нас»; ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям – постоянные.

Затем стихословятся кафизмы 4-я, 5-я и 6-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами малая ектения произносится).

После 1-й кафизмы – седальны рядового гласа Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее у рядового святого есть кондак, то в седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется по 6-й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается).

Примечание.

В данном случае мученичен поется в седальнах, т. к. в рядовой службе Минеи есть кондак.

После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду).

По обычаю, хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й.

Иерей (или диакон) на амвоне произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (см. на литии великой вечерни). Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон.

На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.

Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней[27].

Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов.

Если случатся два святых[28], то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается.

Примечание.

Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен.

О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 8[29], предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.

В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Господеви поем…» до «Огустеша, яко стена…» (по Ирмологию[30]). После стиха «Огустеша, яко стена…» поется ирмос канона Минеи.

Певцы – стих[31]: «Рече враг…». Чтец[32] – 1-й тропарь канона Минеи.

Певцы: «Послал еси дух Твой…». Чтец – снова 1-й тропарь[33].

Певцы: «Кто подобен Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Простерл еси…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Утешил еси…». Чтец – Богородичен канона.

Певцы: «Тогда потщашася…». Чтец – 1-й и 2-й тропари[34] первого трипеснца Триоди (за один).

Певцы: «Нападет на ня…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Дондеже пройдут…». Чтец – 4-й тропарь.

Певцы: «Введ, насади я…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди.

Певцы: «И наведе на ня…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Единице простая…».

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим…».

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – тропарь: «Колесница огненная…».

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде…».

Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Грядите, людие…».

Примечание.

Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы.

Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец – 1-й тропарь канона.

Певцы – стих: «И даст крепость…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 4-й: «Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе…»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.

По 3-й песни – ектения малая. Седален священномученика, глас 4-й: «Священноначальства одежду…». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Нечистых помыслов…».

Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «И на высокая возводит…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае – глас 4-й: «Пожру Ти со гласом хваления…»).

По 6-й песни – ектения малая. Кондак и икос Минеи (если есть). В данном случае – кондак священномученика, глас 3-й: «Моря зловерие обличил еси…».

Примечание.

Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)[35].

Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец – 1-й тропарь Минеи.

Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец – снова 1-й тропарь[36].

Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословите, земля…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.

Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.

Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Древле оросившаго…».

На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи.

Певцы – стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец – снова 1-й тропарь (в данном случае – 2-й тропарь)[37].

Певцы: «Якоже глагола…». Чтец – 2-й тропарь (в данном случае – 3-й тропарь).

Певцы: «Спасение от враг…». Чтец – 3-й тропарь (в данном случае – 4-й тропарь).

Певцы: «Сотворити милость…». Чтец – Богородичен канона Минеи.

Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.

Певцы: «Служити Ему…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «И ты, отроча…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Дати разум…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преестественно плотию…».

Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа (см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го исполнения светильна – окончание: «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания – постоянные.)

Примечание.

В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало (например, первый в понедельник: «Предстательствы, Господи, Безплотных Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный» и т. п.).

После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с Небес…» и прочие стихи (по обычаю). После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», и далее – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие).

Если случатся под числом в Минее два святых на ряду, стихиры одного святого (положенные на «Господи, воззвах») поются на вечерне, а другого – на хвалитех, на 4 (первая стихира дважды). «Слава[38], и ныне» – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен из приложения Минеи по гласу стихир, от меньших. После Богородична – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие). Таким образом, после стихир «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» не читается.

Читается вседневное славословие[39]. Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Тя, Божию Матерь…».

Примечание.

Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет славника, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (на ряду).

Читается «Благо есть…» (дважды) и Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство…» – глаголется тропарь Часослова: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен…». Глаголется молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны 3 великих; 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз – «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы

На 1-м часе

– после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма[40]. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется[41]. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются.

После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон[42]. Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем…».

Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды).

Примечание.

Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются.

Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь…»; в среду и пяток – «Скоро предвари…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

По Уставу, по окончании 1-го часа совершается лития о усопших, которая, по мысли Типикона, является неотъемлемой частью утреннего богослужения. Заупокойная лития по окончании 1-го часа назначается Типиконом во все седмичные дни. В субботу, Неделю и в праздничные дни этой литии нет. Такая же лития назначается Уставом и после отпуста вечерни в том случае, если вечерня не соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, т. е. в понедельник, вторник и четверг. (В среду и пятницу вечерня служится в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.) Не полагается литии о усопших и после вечерни понедельника, которая служится в Неделю вечером.

Таким образом, в период Святой Четыредесятницы Типикон назначает литии по окончании 1-го часа и по отпусте вечерни. Различаются они лишь тем, что на литии после 1-го часа полагается чтение Оглашений прп. Феодора Студита (в среду и пятницу): «И чтутся Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита от предстоятеля или от екклисиарха, яко предписася, сиречь в среду и пяток» (см.: Постная Триодь, служба понедельника 1-й седмицы Великого поста)[43].

На практике лития совершается следующим образом.

В притворе (или в соответствующем месте храма) заранее устанавливается панихидный стол (тетрапод). По окончании 1-го часа или вечерни священник берет кадило и в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор северными вратами (царские врата и завеса не открываются). За ним, при пении самогласной стихиры храма, следуют хор и молящиеся. Стихира берется из службы того праздника или святого, которому посвящен придел, где совершается служба. Это может быть стихира по 50-м псалме или одна из литийных стихир. (Если святой не имеет праздничного знака, шестеричный или славословный, и его служба не содержит указанных песнопений, стихира берется с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир.)

Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Певцы: «Аминь» и тропари, глас 4-й: «Со духи праведных…», «В покоищи Твоем, Господи…». «Слава» – «Ты еси Бог…», «И ныне» – «Едина Чистая…». Иерей (с кадилом) произносит сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о упокоении…», «Яко да Господь Бог…», «Милости Божия…». «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает тайную[44] молитву: «Боже духов…», и произносит возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». «Слава Тебе, Христе Боже…» и т. д. Отпуст: «Воскресый из мертвых…». По отпусте глаголется особый стих: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, присно поминаемии» (трижды). Во время этого стиха священник окрест кадит тетрапод (трижды), затем произносит: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» (единожды).

Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы

Великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней (если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров). По традиции, перед каждым часом ударяют в колокол соответственно 3, 6 или 9 раз, перед изобразительными – 12 раз, перед вечерней – звон в два колокола.

3-й час

. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается) совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма – «Слава, и ныне», «Аллилуия» – и стихословится рядовая (в понедельник – 7-я) кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что указан на 1-м часе). После кафизмы иерей (или «учиненный чтец») перед царскими вратами поет тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…»; «Не отвержи мене от лица Твоего…». По исполнении тропаря и поклонов иерей (или «учиненный чтец»): «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». После молитвы «Иже на всякое время…» иерей (на солее) произносит возглас: «Боже, ущедри ны…»[45]. Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6-й час.

6-й час

. Псалмы и кафизма (в понедельник – 8-я) читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы, как и на 3-м часе, поется тропарь часа, глас 2-й: «Иже в шестый день же и час…». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою…»; «Аз к Богу воззвах…». «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения…». Тропарь пророчества (из Триоди)[46]. «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен (Триоди), глас 4-й: «Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», со стихом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Читается паримия Триоди. По окончании чтения паримии иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен (Триоди), глас 7-й: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси…», «Слава» – «Пречистому Образу Твоему…». На «И ныне» – в понедельник, вторник и четверг – «Милосердия сущи Источник…»; в среду и пятницу – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…» и читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9-й час.

9-й час

совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9-м часе – 9-я кафизма)[47]. Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да приближится молитва моя…»; «Да внидет прошение мое…». В конце 9-го часа, после «Боже, ущедри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами[48]. Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны.

Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы

Изобразительны

. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене[49]. По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни нас, Господи…», на «И ныне» – «Помяни нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступите к Нему и просветитеся…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» – «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Кондаки на изобразительных:

В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) – кондак храма, кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак дня (в четверг – два), кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дня (в четверг – два), кондак храма, кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание.

Во вторник не следует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского или свт. Николая, так как они заменяются дневными.

Примечание.

Если на утрене кондак рядового святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется.

«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Образец совершения вечерни в св. Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров

Вечерня

. Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь»[50]. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа…». (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «заход»: «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы – малая ектения.

«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди, глас 2-й и глас 5-й – 3, и Минеи (мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска, с 3 марта), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, странное слышание, Чистая…».

Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». Диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»[51]. Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение второй паримии.

Примечание.

Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия – из Бытия, вторая – из книги Притчей.

По окончании паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Предстательство всех…».

После стихир читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас (на солее): «Яко Твое есть Царство…». Певцы: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон). Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…» (на солее). Читается молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…», и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…» (полностью). Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст, на котором поминаются святые следующего дня (в данном случае – 3 марта). Певцы – многолетны. Закрывается завеса царских врат. Совершается заупокойная лития.

Великое повечерие

.

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое повечерие служится отдельно от вечерни.

В понедельник – четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон прп. Андрея Критского.

Перед повечерием звон в колокол – 12 ударов. Иерей в епитрахили, сотворив перед царскими вратами (при закрытой завесе) три поклона, возглашает: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне»[52], «Приидите, поклонимся…» (трижды) и псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…».

Примечание.

Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста в связи с положенным здесь пением Великого канона прп. Андрея Критского. В другие дни он читается на своем месте – после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю…».

По традиции, во время чтения псалма иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит аналой с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского.

По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и Покровитель…», и далее следует канон (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы[53]. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и кондак Великого канона, глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсеменнаго зачатия…» (и поклон).

По окончании канона продолжается повечерие от псалма «Внегда призвати…». После псалма 90-го – пение (по Уставу, антифонное): «С нами Бог…» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» чредной лик поет первый стих: «С нами Бог…» (с припевом), затем поется (обоими ликами): «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» – первый лик: «С нами Бог…», «И ныне» – второй лик: «С нами Бог…»[54]. И в завершение – оба лика: «Яко с нами Бог».

После «С нами Бог…» – тропарь: «День прешед, благодарю…». «Слава» – «День прешед, славословлю…», «И ныне» – «День прешед, песнословлю…», «Безплотное естество херувимское…» и «Верую…»[55].

После «Верую…» поются «молительные стихи»[56].

Примечание.

«Верую [же] во Единаго Бога… глаголем низким гласом. Таже наченший лик: Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас… И творит другий лик поклон. И востающу другому лику и отвещавающу, творит первый лик поклон. Такожде и на прочия стихи молительныя вся. Егда же речем: Боже, очисти мя, грешнаго… трижды, поем оба лика равно; и поклоны 3» (Типикон, понедельник Великого поста, повечерие).

По традиции, иерей выходит из алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» (поклон)[57].

«Вся Небесныя Силы святых Ангел и Архангел, молите о нас, грешных» (поклон).

«Святый Иоанне, Пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас, грешных» (поклон).

«Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, и вси святии, молите о нас, грешных» (поклон).

«Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас, грешных» (поклон).

Стих с упоминанием храмового святого (поклон).

«Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных» (поклон).

«Боже, очисти нас, грешных» (поклон).

«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас» (поклон)[58].

Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется первым).

По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и со сладкопением» тропари: в понедельник и среду – на глас 2-й: «Просвети очи мои, Христе Боже…». «Слава» – «Заступник души моея буди, Боже…», «И ныне» – «Яко не имамы дерзновения…». Во вторник и четверг – на глас 8-й: «Невидимых враг моих неусыпание…»; стих: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой…»; «Яко страшен суд Твой, Господи…». «Слава» – «Слезы ми даждь, Боже…», «И ныне» – «Непостыдную, Богородице, надежду…». «Господи, помилуй» (40). «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва свт. Василия Великого: «Господи, Господи…»[59].

«Приидите, поклонимся…», псалом 50-й, псалом 101-й, молитва царя Манассии и Трисвятое (это Трисвятое в Типиконе называется вторым). По «Отче наш» и возгласе иерея пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» – «Господи, помилуй нас…», «И ныне» – «Милосердия двери…». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую», «Именем Господним…». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Молитва: «Владыко Боже Отче…»[60].

«Приидите, поклонимся…».

Примечание.

Далее, – кроме первых четырех дней Великого поста, – читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми…». В понедельник – четверг 1-й седмицы этот псалом здесь опускается, так как прочитывается в начале повечерия.

Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…», вседневное славословие: «Слава в вышних Богу…».

Примечание.

В седмичные дни св. Четыредесятницы, кроме первых четырех дней 1-й седмицы, после «Слава в вышних Богу…» полагается канон Богородицы Октоиха и канон (со стихирами) рядового святого, а по окончании их – «Достойно есть…». О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Затем чтец – Трисвятое (это Трисвятое в чине великого повечерия называется третьим). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно» (т. е. громко и медленно), на глас 6-й: «Господи Сил, с нами буди…». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поется, по Уставу, антифонно. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» – «Госп

← предыдущий день следующий день →

Смысл первой седмицы

Но не стоит увлекаться приготовлением постного стола, ведь смысл поста совсем не в этом. Главное – молитва и воздержание во всем. Это приводит к покаянию, чувствованию присутствия Божия, исправлению жизни. Некоторые постники в первую седмицу, самую строгую, едят лишь хлеб с водой. Протоиерей Андрей Ткачев призывает всех в пост почувствовать вкус хлеба и воды. Но делать это стоит лишь ради Христа. Пост – своеобразное мученичество, которое человек несет самопроизвольно.

Главная цель поста – в воздержании души от блудных помыслов, осуждения, «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» по словам апостола, т.е. отчуждение от духа мира сего (1 Иоанн, 2,16). Мы, христиане, должны в Великий пост стать не от мира сего, не такими, как неверующие люди. Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской. Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» (2 Кор. 6,16).

Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви, продолжительные молитвы, чтение Библии, акафистов, канонов.

И итог этого поста – должен быть очищение души от грехов с помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с Ним духом. Что может быть прекраснее! И это – главная цель Великого поста и первой седмицы в частности.

Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи самого важного праздника – Светлого Христова Воскресения.

Недели Великого поста в 2022 году


Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение.
Великий пост состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя — 6 дней). Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение.

  • 1 неделя (15-21 марта 2022 года) — Торжество православия

В эту неделю православие чтит победу в иконоборчестве. Особое почтение высказывают императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после запрета в VIII веке.

  • 2 неделя (22-28 марта 2022 года) — Святителя Григория Паламы

Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Он объяснил связь между Богом и миром.

  • 3 неделя (29 марта — 4 апреля 202 года) — Крестопоклонная

В этот период Поста поклоняются Кресту.

  • 4 неделя (5-11 апреля 2022 года) — Преподобного Иоанна Лествичника

Этого святого преподносят всем христианам как пример постнической и духовной жизни.

  • 5 неделя (12-18 апреля 2022 года) — Преподобной Марии Египетской

Эту святую почитают за то, что она усиленным постом смогла избавиться от развратной жизни.

  • 6 неделя (19-25 апреля 2022 года) — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

Название происходит от слова «ваий» — листья пальмы, которыми устилали путь Христа перед въездом в город Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются веточки вербы.

  • 7 неделя (26 апреля — 1 мая 2022 года) — Страстная седмица

В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

2 мая 2022 года (воскресенье) — Пасха.

Кому разрешается не поститься

Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное – не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь – не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь – взбесится». Мы не должны служить телу, а оно – нам для достижения высшей цели.

Святой Пимен Великий сказал: «мы – не плотеубийцы, а страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями, то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные продукты для подкрепления немощного своего тела. О.Андрей Ткачев сказал, что если человек по немощи пьет молоко в пост, но каждый день читает Священное Писание, то он – хороший человек. А если не ест ничего скоромного, но гордится, ругается с ближними, развлекается в интернете, то он не постится.

В Апостольских правилах также сказано, что если жена роди во время Великого поста, то может не соблюдать пост. То же самое касается беременных женщин, детей и стариков. Пост для детей, по словам того же А.Ткачева – это ограничивать сладости, слушаться родителей, читать книги и забыть про телевизор и гаджеты.

Люди, которые вынуждены путешествовать в Великий пост и работать на тяжелых работах, могут также пост не соблюдать.

Рекомендуемое меню на первую седмицу Великого поста:

  • В понедельник и вторник – ничего нельзя, кроме воды и хлеба.
  • В среду можно сырое питание без масла.
  • В четверг также только сырые продукты, масло нельзя.
  • В пятницу можно вареную пищу без масла.
  • В субботу и воскресенье – пища с маслом, вареная, разрешается вино.

Если на Великий пост случаются, согласно календарю Православия, дни почитания всех святых, то особо разрешается:

  1. В первый, второй и четвёртый день недели – горячее питание с использованием растительных масел.
  2. Во второй и пятый дни – разрешено пить вино и есть горячую пищу без масла.


В период Великого поста использовать в пищу запрещается вообще: мясо любых животных, продукты из молока и яйца. Разрешенные к использованию продукты: капуста, свекла, морковь и лук, любые блюда из бобов, яблоки и апельсины, разнообразные сладкие варенья из фруктов, соленые овощи.

С разрешения духовника престарелым и болеющим людям, беременным и кормящим грудью женщинам могут быть большие послабления в суровости постного стола.

Евангелие на Благовещение

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля по новому стилю.

Евангелие от Луки, Глава 1, стихи 24 — 38

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. 26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Событие Благовещения — это «перезапуск» истории человечества. С него начинается новая эпоха, которую ждали пророки Ветхого Завета. В мир приходит Сын Божий Иисус Христос в образе младенца. Он будет рожден Девой и чужд греха, но не отделен от нас. Это новый Адам, олицетворение и исполнение надежд всего человечества, поясняет священник Антоний Борисов (чтение Евангелия на русском и толкование полностью смотрите здесь).

Краткое житие святого Григория Паламы

Святой Григорий Палама известен как основатель учения о Нетварном Свете.

Родился святой в тринадцатом веке в Малой Азии. Отец его был видным человеком при дворе императора, поэтому мальчик получил прекрасное образование. Ему пророчили большую карьеру, но юноша избрал для себя другой путь. С детства он полюбил Христа всей душой и решил служить Ему. Он удалился на Святую гору Афон в монастырь Ватопед и принял там монашеский постриг.

Мама его и сестры тоже стали монахинями. Григорий стал иеромонахом, он усердно стяжал внутреннюю молитву. Он удалялся в пустыню на всю неделю, где учился непрестанной мысленно-сердечной молитве Иисусовой. А по воскресеньям выходил к пастве и служил. Таких затворников, делателей внутренней молитвы стали называть «исихастами». В этом учении он преуспел и вскоре стал даже учителем внутренней молитвы.

Григорий собрал вокруг себя группу монахов и учил их внутренней молитве. Вскоре его назначили игуменом Есфигменского монастыря. В то время его учение о Нетварном Свете многие осмеивали, не принимали всерьез. Тогда он написал несколько богословских трудов в защиту исихастов. На Соборе в Константинополе произошло столкновение его с Варлаамом насчет учения о Фаворском Свете. Нетварный или Фаворский Свет – это тот самый свет, который видели ученики Христа на горе Фавор при Его Преображении. Григорий утверждал, что каждый во время внутренней молитвы может сподобиться видеть этот свет.

Враг рода человеческого воздвиг на него клевету, из-за чего Григорий был осужден и посажен в темницу на три года. Когда патриарх сменился, святого освободили и возвели в сан архиепископа. В 1351-м году на Соборе было утверждено его учение о Нетварном Свете.

Скончался святой в 1359 году, перед смертью ему явился святой Иоанн Златоуст. Через девять лет он уже был канонизирован.

Евангелие на память Федора Тирона

Память великомученика Федора Тирона совершается церковью в субботу первой седмицы Великого поста.

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 23 — 28, Глава 3, стихи 1 — 5

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. 24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? 25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? 26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? 27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Евангелие от Марка, Глава 3

01 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. 02 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. 03 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. 04 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. 05 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Эти евангельские отрывки показывают, что благочестивые рассуждения о соблюдении заповедей оказываются не более, чем прикрытием лицемерия. Появление Христа в обществе с искаженной системой ценностей обнажает лицемерие и нежелание проявлять милосердие в среде иудеев. При этом Спаситель не осуждает своих оппонентов, а лишь жалеет их, отмечает священник Антоний Борисов (чтение Евангелия на русском и толкование полностью смотрите здесь).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]