Протоиерей Андрей Панков: О страстях чревоугодия и уныния

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Чревоугодие – это одна из самых древних страстей, которая присуща человеческому роду.

Что такое чревоугодие?

Само по себе оно является страстью. Страстей у человека много, но страсти у нас делятся по некоторому порядку – естественные и неестественные страсти, а также на: греховные и безукоризненные.

Естественные страсти – это те, которые берут свое начало от естества человеческого.

К естественным страстям можно отнести, как раз, чревоугодие, блуд, который базируется на естестве человеческом, и некоторые другие страсти, о которых мы скажем позже.

Греховные страсти – это те, которыми сегодня, в принципе, болен каждый из нас. Это, как правило, кривое искажение, извращение безукоризненных страстей. Допустим, безукоризненная страсть каждого из нас – необходимость вкушать пищу и пить воду. Это страсть, которая гнетет человека, но она безукоризненна, т. к. Сам Господь имел в Себе, так сказать, эту человеческую немощь. Т. е. Он алкал и жаждал, и мы все с вами это знаем. Но, тем не менее, Господь был без греха, т. к. сия страсть безукоризненна, но, когда она заражается грехом, – эта страсть превращается в чревоугодие. Т. е. она становится бесконтрольной, и человек уже не может никак себя от этого освободить. Само слово «чревоугодие», с греческого «гастроморгия» переводиться как «чревоизлишество». Потому что всякое принятие пищи оно должно быть у нас ограничено, и, когда человек болен чревоугодием, он обязательно будет вкушать пищу в некотором излишестве, надрывая себя.

Также у чревоугодия есть еще и другие имена, которые мы сейчас с вами рассмотрим по проявлениям.

Собственно чревоугодие – это когда человек желает вкусной еды, устраивает свою жизнь так, чтобы всегда угождать своему чреву. Т. е. столы, обеды, в общем, пища, все сделано так, чтобы как можно комфортнее чувствовал себя желудок. К этому, в принципе, мы все с вами стремимся.

Чревообъядение – это когда человек употребляет пищу сверх меры. Когда желудок уже в принципе наполнен или хотя бы отчасти человек положил туда пищу, но он все равно будет продолжать пихать туда пищу, до тех пор, покуда у него не заболит или покуда не откатится от стола, чтоб его отнесли. Это и есть чревообъядение, которое, в принципе, у многих из нас, уж так сказать, в духовной традиции. Если человек не поел с перегрузкой, кажется, что он и не ел ничего.

Чревонеистовство – это когда человек теряет рассудок, разум, благоразумие при позывах к пище, т. е. сразу начинает вести себя неадекватно: хватать пищу где-то за трапезой или, если эта трапеза общая, в частности, в монастыре, кричать, чтобы ему подали чашечку со сметаной или еще что-то в этом роде. Это состояние, когда чрево начинает им обладать, и человек, служа послушание, т. е. находясь на послушании своего чрева, начинает вести себя неадекватно.

Чревобесие – это когда у человека появляются безумные приступы голода и жажды, когда он безумно хочет есть и безумно хочет пить, и готов ради этого на многое. Такое состояние происходит не всегда, но оно появляется как приступы, если у человека приступ начинается, то ради этого приступа он готов удовлетворить любые свои прихоти.

Сытость – это когда человек находится в непрестанном пищеварении, когда непрестанно его желудок работает. Как только работа внутри желудка смягчается, человек опять начинает, что-то вкушать или что-то пить, потому что ему кажется, что в желудке пусто. Тогда хочется, чтоб он был сытый. Это как раз и есть тоже одна из форм чревоугодия, потому что жить вот так вот сыто – это, конечно, греховно, о чем я скажу ниже.

Гортанобесие – это когда человек принимает пищу ради наслаждения. О гортанобесии мы с вами поговорим еще, а сейчас я приведу некоторые примеры. Прп. авва Дорофей говорит следующее, что гортанобесие можно определить по следующим параметрам: когда человек удерживает снедь во рту, долго жуёт её «по причине приятного вкуса» не решается скоро проглотить эту пищу. Т. е. в детстве может кто-то конфеты так ел, т. е. этой страстью заражаются некоторые люди, ещё в детстве. И в принципе люди болеют так, что пищу, прежде чем проглотить, жуют 33 раза, как говорят сегодня врачи, но при этом испытывая наслаждение. Т. е. не решается её проглотить, как подчеркивает авва Дорофей, по причине её приятности или по причине какого-то ограничения в количестве, т. к. потом этого наслаждения уже не будет. Также гортанобесие, помимо удовольствия, ещё относится к чревоугодию и потому, что, когда человек уже поел, у него все хорошо в принципе, но гортань просит ещё. И он ест, хотя в принципе, он уже сыт, но он ест, потому что гортань требует наслаждения.

Далее это развитие страсти, т.е. как развивается страсть чревоугодия в человеке.

Корень этой страсти находится в воле человека, т.к. без воли человека вообще ничего не происходит, поэтому авва Евагрий относит корень этой страсти к воле человека. Когда человек сам себя закабаляет, сам себя подвергает этой страсти: беспечностью, халатностью в духовной жизни и просто даже неведением. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что мы с вами очень часто грешим по неведению, т.к. не знаем с вами ничего и в принципе даже не интересуемся, находимся в таком сонном состоянии, дремании духовном, что приводит к тому, что и не замечаем того, что находимся полностью в сетях своих страстей. Свв. отцы дают очень интересное сравнение: как бы орел высоко ни летал, но, чтобы покушать, он должен спуститься на землю и вкусить падали, потому что орлы – они падальщики. Это сравнение замечательно тем, что человек тоже должен возвращаться на землю и вкушать падаль, несмотря на то как бы высоко он ни летал. Как говорит Прп. Иоанн Лествичник, который обладал даром слез, когда он слышал удары колокола, что означало о времени обеда, он бросал плакать и бежал в трапезную: «я удивлялся, на сколько, страсть чревоугодия сокрушает дар слез». Т.е. невозможно человеку пробить это состояние внутреннего дремания, сонности, потому что сила привычки затмевает наши духовные очи. Мы в своей жизни делаем много плохого, даже не замечая этого, а если посмотреть на себя со стороны, как мы это часто делаем с другими и еще при этом осуждаем их поступки, а ведь сами делаем куда хуже, но не замечаем этого.

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

Будущий святой происходил из знатного дворянского рода. Получил прекрасное воспитание и образование военного инженера. Карьера Дмитрия — мирское имя святителя — могла стать самой завидной.

Но Дмитрий бежал от славы и мирских благ. Окончив военное училище, он подал прошение об отставке, а после трудной и продолжительной болезни укоренился в желании принять монашество.

В возрасте 20 лет будущий святой поступает в Александро-Свирский монастырь, спустя 3 года принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

Все последующие годы — служение Господу и народу. Представился великий святитель в 60 лет, оставив после себя многочисленные духовные произведения, наставлениями из которых верующие пользуются и по сей день. Что касается материальных благ, после смерти святителя в кармане его подрясника было обнаружено несколько копеек.

Вы задаетесь вопросом, как избавиться от чревоугодия? Помолитесь святителю Игнатию Брянчанинову:

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Признаки страсти чревоугодия, происходящие в человеке

Свв. отцы очень много иллюстрируют их, тем, как, например, при наступлении Пасхи, чревоугодный человек заготовляется яствами «закалает тельца упитанного», а благочестивый человек готовится к Пасхе духовно, чтобы получить благодать Божию.

Вот эти признаки, о которых я хотел бы поговорить:

Страх перед постом – с наступлением «прощеного воскресения» мы говорим: «Ну, вот опять пост». Великий пост человек переживает намного легче, т.к. он связан с Божественной энергией, богослужением, в отличие от других постов, когда в храмах идет обычная служба. А Великим постом ситуация кардинально меняется, само облачение, его цвет он пробуждает в нас особые чувства и т.д. Страх перед постом вызывает у нас желание ослабить его строгость.

Что приводит ко второму признаку – извращение поста. Когда человек под влиянием чревоугодия начинает искать пути к послаблению, причем не обоснованному, поста, т.к. всякое послабление должно согласовываться с духовником. Это первый признак, далее человек начинает пренебрегать постом, например, вкушать мясо, аргументируя это тем, что он «путешествующий» – мол, иду в Лавру, зашел, купил пирожок с мясом, пока «путешествую» до Лавры, нужно подкрепить свои силы. Потом мы замечаем, что стали раздражительны, зачем я буду оскорблять человека, лучше поесть и сразу стану добрым. И это одно из многих ухищрений из-за которых человек нарушает пост. Пост, безусловно, должен быть умеренным, о чём мы ещё поговорим, свв. отцы говорят, что не должно быть крайностей: «рьяное пощение, а потом и рьяное разговление». В человеке всегда должна быть умеренность во всем.

Третий признак – это обильные мечтания и сновидения о пище. Мечтания, сами по себе, подкармливаются чревообъядением, одно дело, когда человек грезит от недоедания, как во время голода или блокады, он лишен пищи – это естественно, но совершенно другое в нормальной ситуации – это верный признак того, что он болен чревоугодием.

Следующий признак – это любовь к изысканной пищи. Когда человек стремится приготовить или купить не простую, а изысканную пищу. Свв. отцы говорят, что чревоугодие – изобретатель приправ, новых блюд, которые возбуждают в нас аппетит и желание. Однажды я был в гостях у своего знакомого повара, и у меня сложилось такое впечатление, что я на пиршестве, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», – «почки заячьи крученые» и все такое прочее. Она все уговаривала меня попробовать то или иное блюдо, описывая его вкусовые качества, подобно философу, но мой желудок был уже сыт после 3 блюда, а на столе было ещё ни мало яств. Возможно, это профессиональное, но христианин должен относиться к пище проще, намного проще, несмотря на профессию.

Последний признак – много попечение о столах. И таких людей в истории было много, они не оправдывались своим положением в обществе, а питались скромно, что приносило им великую пользу.

Молитва к Ксении Петербургской

Еще одна русская святая, особо почитаемая народом. Жизнь блаженной Ксении Петербургской — это полное самоотречение, отказ от мирских благ и подвиг юродства. Оставшись вдовой в 26-летнем возрасте, молодая женщина облачилась в одежду своего мужа и велела называть себя Андреем Феодоровичем. Отдав богатое имение женщине, когда-то снимавшей у нее комнатку, Ксения осталась бездомной. Одетая в лохмотья, без крыши над головой, она бродила по окрестностям Петербурга, вызывая насмешки жителей. Взрослые били ее словами, дети швырялись камнями и грязью. Много оскорблений и унижений перенесла святая, прежде чем люди поняли, что перед ними — очень мудрый и разумный человек, которому многое открывает Господь.

Еще при жизни святая прославилась чудесами, происходят они и сегодня на могилке блаженной Ксении. Кому молиться от чревоугодия? Конечно же, блаженной Ксении Петербургской:

О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущего покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя: предстояще на месте погребения твоего, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, и на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных, помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости духа утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли: ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

У страсти чревоугодия есть характерная черта – она очень сильно влияет на жизнь человека.

Первое, на что она влияет, – это тело человека, на его организм. «Прежде всего, – говорит Прп. Ефрем Сирин, – чревоугодие поражает в теле человека его пищеварение».

Поскольку избыток пищи в организме человека приводит к напряжению всех внутренних сил и нарушению пищеварения. Что касается духовной стороны вопроса, то человек начинает впадать в плотские страсти. Потому что соки, которые дала пища, принятая в чрезмерном количестве, начинают в человеке бродить и выплёскиваться. Свв. отцы прямо говорят, что избыток пищи порождает блудные помыслы.

Последствия

Если лечение компульсивного переедания не приносит положительного результата, могут возникнуть такие физиологические проблемы, как:

  • Сахарный диабет 2 типа.
  • Артериальная гипертензия.
  • Нарушение гормонального обмена.
  • Атеросклероз.
  • Метаболический синдром, приводящий к ожирению.
  • Повышенный уровень глюкозы в крови.
  • Повышенный холестерин.
  • Заболевания сердца.
  • Снижение иммунитета.

Отправляясь на консультацию к психотерапевту, важно понимать, что компульсивное переедание – это проблема, справиться с которой только при помощи медицинских препаратов не получится. Чтобы результат был положительным, пациент должен осознать степень последствий этого заболевания и предпринять все усилия для его достижения.

человеком простой пищи.

Человек пытается разнообразить свой рацион, начинает с малого, с майонеза, например, потом переходит на все более изысканные блюда, получая от этого радость, а от воспоминания о гречневой каше – его тошнит.

Если бы не желудок, у человека не было бы ограничения, т.к. гортань наша – она действительно ненасытима. Многие из нас считают себя настоящими христианами, но грех чревоугодия делает из нас настоящих язычников. И это действительно так. Посмотрите на человека, который только пришел в храм: он молится, постится, радуется жизни, а со временем все это проходит и он начинает влачить жалкое существование и возвращается к прежнему образу жизни. Чем мы отличаемся от других людей, не тем, что лоб крестим иногда, в храм ходим? Ну, а остальное, также подло поступаем, да так, что и не каждый мирской так поступит. Все это происходит от чревоугодия. Человек, который пресыщается, он в своем теле аккумулирует весь этот заряд для всех этих страшных грехов, т.е. возвращение на свою собственную, блевотину.

Правило мы выбираем, иначе мы его не можем прочитать, от чревоугодия у нас мозги заплыли. Ум не может пробиться через это. У нас нет молитвы, потому что мы не очищаем себя, и кто говорит, что христианство не аскетичная религия – тот лжёт! Потому что христианство – это ношение креста, это путь к совершенству, которым был и есть Христос. Потому что если бы не путь к совершенству, тогда в принципе жертва Христова была бы не полная. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» – это возможно только в Церкви, и к совершенству мы должны стремиться. Как говорит Свт. Григорий Богослов, хотя он говорит о священниках, но в принципе это касается всех христиан: «Служение священнослужителя – служение небесное». Это то, что не принадлежит этому миру и все христиане, в принципе, всей своей жизнью должны показывать, что мы живем здесь как странники.

Прямым следствием этой страсти является нарушение здоровья, болезни, особенно желудочно – кишечного тракта. Яркий тому пример – заболевание поджелудочной железы, есть такое выражение: «поджелудочная железа голод любит». А заменить её нельзя, повреждения этой железы влекут за собой летальный исход, многие умирали от этого.

Питание – есть правильное и неправильное. Правильное питание, на данном этапе своей жизни, могу сказать, что это диета, т.е. то, что ел Адам до грехопадения. Это морковь, сваренная в воде, т.е. пища, которая не приносит ни какого удовлетворения гортани – это целый крест, это целая проблема для православных людей, кто вынужден сидеть на диете. Такая пища невкусная, но она удовлетворяет потребности нашего организма.

Конечно, обжаренная морковь вкуснее, но она и вреднее, нежели отварная. Почему диета это правильное питание? Все просто – она позволяет человеку не отягощать свой желудок, позволяет ему держать себя в некоторой бодрости. Как говорит Прп. Иоанн Лествичник: «Когда мы урезаем количество пищи, когда мы урезаем качество пищи, то по естеству начинаем поститься». Легкой пищей человек научает себя посту, очищается от чревоугодия.

Что касается количества пищи, оно должно быть всегда умеренным, всегда, как говорит Прп. Нил Синайский: «в усеченном виде». О качестве пищи. Свт. Игнатий Брянчанинов говорит о том, что, помимо количества, важно и качество принимаемой пищи, как пример – мясо. Если мы вкушаем мясо, то предпочтительно нежирные сорта, например, древние христиане вкушали рыбу в пост, но под рыбой подразумевалась отнюдь не семга или форель, а употреблялась рыба с меньшим количеством жира.

Каждый человек должен сам определять, сколько раз в день он будет есть, всё зависит от организма, от сил, от здоровья. И, что самое важное, пища должна быть простой. Я, вот недавно, был на приеме у врача –аллерголога, она прямо сказала, что «реклама – это геноцид русского народа». Все продукты, которые рекламируют по телевидению, – это смерть. Многие заболевания у современного человека – это результат химии, которая содержится в продуктах, которые мы едим каждый день.

Молитва — меч духовный

Что представляет собой грех чревоугодия, как избавиться от пристрастия к обильной и вкусной пище, описано выше. Подробно остановимся на духовном методе борьбы со страстью.

Человек должен захотеть избавиться от греха. Как только возникает понимание своего пристрастия, он начинает просить Господа о помощи в борьбе. Существует молитва, читаемая желающим побороть страсть. Ее необходимо читать тайно, после прочтения молитвы на принятие пищи:

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Вот так выглядит православная молитва от чревоугодия, читаемая тем, кто жаждет расстаться с грехом.

Влияние страсти чревоугодия на душу человека

Прежде всего, чревоугодие – это мать, питательница и глава всех пороков. Это есть фундамент, на котором все пороки человеческие вскармливаются, питаются, возрастают и находятся под её покровительством. Без чревоугодия ни одна из страстей не может укорениться в человеке. Она обязательно стоит во главе всех пороков. Подвизаясь против чревоугодия, мы ослабляем и другие страсти. Но без чревоугодия, как сказал один из свв. отцов: пытаться победить другую страсть невозможно, это равносильно тому, что ты будешь сражаться с противником в темноте, т.к. чревоугодие их будет постоянно подпитывать.

Чревоугодие разжигает различные похоти, сластолюбие в человеке. Рождается возношение сердца, надменность, срамные сновидения, косность чувств, черствость души, забвение. Когда человек сыт, то «сытый голодному не товарищ», он ведет себя очень нагло, позорно и вызывающе. Так оно вызывает такое явление как – дебелость сердца. Т.е. окаменение сердца, оно становится неподвижным на добродетель, оно вроде бы стучит, работает, но в духовном плане оно мертвое. Оно более не способно воспринимать в себя Божию благодать.

Чревоугодие подрывает силы человеческой души и что очень важно, делает душу «плотской»

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

Чревоугодничество сопровождают:

Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.Чем опасно перееданиеСтыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз. Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.

Молитвы в помощь страждущему:

Молитва Матроне Московской для похуденияПравославные молитвы для похудения и от чревоугодия

Влияние на дух человека.

Хотя дух и ум – это приблизительно одно и то же, хотелось бы сделать небольшое разграничение:

  1. «Чревобесие – есть прогнание Св. Духа от человека»,
  2. Чревоугодие прогоняет молитву. Человек становится совершенно, неспособен к молитве. Многие думают, что молитва – это удел монахов, а нам достаточно и добрых дел, мы еле-еле правило вычитываем. Видите, как прочно уже сидит это в нас, мы уже даже не замечаем, что это «плотское мудрование».
  3. Чревоугодие лишает человека пламенности и ревности о Боге, т.е. дух человека затухает и становится «теплохладным», т.е. мертвым, безразличным к своему спасению. Это самое страшное и опасное состояние человека.

Молитва преподобному Ахиле Печерскому

Преподобный с детских лет возлюбил Бога, решив отвергнуть все мирские блага и посвятить свою жизнь служению Ему. В юном возрасте пришел в Киево-Печерский монастырь, чтобы навсегда остаться здесь, полностью отдав себя в послушание Господу.

Преподобный отличался невероятным постничеством, его трапезу составляла одна просфора в неделю. В воде был воздержан не менее, чем в пище. Своим подвигом постничества превосходил многих. Молитва Ахиле Печерскому от чревоугодия поможет тем, кто твердо верует в нее:

По́стническое житие́ облобыза́в и мно́гими труды́ от млады́х ногте́й себе́ обложи́в, на степе́нь диа́конства произведе́н быв, всече́стне, в ко́ем служи́л еси́ в це́ркви Бо́жия Ма́тере непоро́чне, Е́йже моли́ся, во е́же спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Ахиле, диакону Печерскому

Ве́лие име́л еси́ вои́стинну воздержа́ние, сла́вне, и мно́гое показа́л еси́ поще́ние, о Ахи́ло, зане́ едва́ еди́ною в седми́цы, и се еди́ну ма́лу просфору́ снеда́ше и бде́нным стоя́нием к Нему́ вы́ну друча́шеся, тем тя, я́ко по́стника и преподо́бным соо́бщника чту́ще, ублажа́ем.

Общее влияние чревоугодия на человека:

  1. Чревоугодие губит и истребляет в человеке всё доброе – оно не оставляет в человеке ни крупицы добра.
  2. Чревоугодие делает человека – идолопоклонником. Свт. Василий Великий говорит: «Кто раб своему чреву – тот молится своему идолу». И как сказал Ап. Павел: «Бог их чрево». Все, кто не борется со своим чревом, – христиане только внешне, а внутри язычники.
  3. Чревоугодие лишает человека чистоты и непорочности.
  4. Чревоугодие сокрушает твердость добродетели, т.е. мы не можем устоять в добродетели, если подвержены этой страсти, она обязательно сокрушится. Помните пример с Прп. Иоанном Лествичником, как только он слышал звон колокола на трапезной, то бросал плач и бежал на обед.

Благодаря чревоугодию из веры Господа нашего Иисуса Христа, православие превратилось в религию. Мы превратили необъятное и непостижимое Божество в минимум: минимум поста, молитв, благочестия, минимум всего, через что мы должны восходить к Богу. Мы стали приходить в храм, чтобы исполнить то, что положено, и идем со спокойной совестью домой – это и есть религия, но отнюдь не вера. И, что самое ужасное, всех нас это вполне устраивает, за редким исключением. По-настоящему верующих людей – мало. В основном все люди религиозные. Почему многие переходят в ислам? Истинно верующий человек ничего не найдет в исламе, т.к. это начало, ислам – это вера Авраама. Это, то, с чего началось христианство. Но «языческие христиане», безусловно, находят для себя много нового в исламе, потому что они православие не постигли, но уже разочаровались в нем. Христианство призывает нас к совершенству, а мы к нему не стремимся, хотя все должны, т.к. это заповедь.

Сейчас бы я хотел вам привести схему пороков, которые происходят от греха чревообъядения, по учению о страстях Прп. Иоанна Лествичника. Конечно, это все условно, и они не отображают всей картины, т.к. никакой таблицы здесь не хватит, чтобы отобразить все пороки, которые происходят от этой страсти.

Прежде всего, это блуд, мирское или плотское мудрование, сластолюбие, нечувственность, окаменение сердца или жестокосердие, ложное благочестие, отчаяние, смехотворство, смех безвременный, многоглаголание, прекословие, высокомерие, хвастовство, непослушание, кощунство и, как его вид, острословие, дерзость, леность, жестоковыйность, миролюбие и человекоугодие, от которого происходят весьма пагубные деяния в нашей с вами жизни – это подлость, коварство, интриги и клевета.

Итак, чревоугодие – это глава и питательница всех страстей, оно одурманивает человека и делает, фактически, животным, т.е. человек «скотоподобится». И поэтому все свои усилия христианин должен бросить на существенное ограничения этой страсти, чтобы Христос мог снять покрывало плотского мудрования с очей нашей души. Для этого необходима духовная борьба.

Всякое духовное делание сегодня должно сопровождаться чтением святоотеческих трудов, обязательно. Для тех, кто философски образован, такие отцы, как Блж. Августин, люди без богословского образования могут спокойно читать Свт. Феофана Затворника или Свт. Игнатия Брянчанинова. Они писали именно для простых людей. Это необходимо, т.к. творения свв. отцов для нас играют решающую роль, для того чтобы делать коррекцию наших мозгов, потому что это заставляет нас переосмыслить нашу жизненную позицию по многим вещам. Конечно, это необходимо для того, чтобы укорениться в добродетели, чтобы приобрести некоторую привычку в ней. Кто хочет жить верою, духовной жизнью, нужно читать свв. отцов, которые писали о духовной жизни. Без этого спастись просто невозможно, т.к. без этих наставлений мы с вами и понять-то не сможем, куда нам двигаться, чтобы достичь совершенства.

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

Как можно побороть страсть чревоугодия? С помощью поста, молитвы и понуждении себя к удержанию от пресыщения и объедения лакомствами. Нет ничего сложного в том, чтобы обратиться к Господу словами молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Краткое житие святого для тех, кто не знаком с ним: родился праведный Иоанн в 1829 году в очень бедной семье. Слабого и болезненного мальчика вскоре окрестили, ибо опасались, что он уйдет к Богу. Но после совершения таинства ребенок стал поправляться.

Отец будущего святого служил псаломщиком в церкви. Он часто брал маленького сына с собой. У Иоанна развивалась ревность по Богу и любовь к Нему с детского возраста.

Обучался будущий святой в Архангельском приходском училище, затем — в Санкт-Петербургской духовной академии. Был женат, но плотского супружества не было. Святой Иоанн и его жена Елизавета жили как брат с сестрой.

Всю свою жизнь нес служение Богу и людям, скончался 20 декабря 1908 года, оставив после себя богатое духовное наследие.

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского:

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

Чревоугодничество сопровождают:

Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти. Чем опасно переедание Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.

Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.

Молитвы в помощь страждущему:

Молитва Матроне Московской для похудения Православные молитвы для похудения и от чревоугодия

Апостол Павел сравнивает переедание с идолопоклонством

Вот такую интересную мысль написал апостол Павел:

Флп. 3:19

«Их бог — чрево».

И сказано это не для красного словца, но метафорически. В самом деле, тело в некотором смысле служит желудку. Он питает всё: лёгкие, сердце, мышцы. Но все органы работают для того, чтобы насыщать желудок.

Однако в случае чревоугодия человек душевно становится рабом желудка. И это ужасно. Мотив его поступков всё чаще — желание постоянно принимать пищу, чтобы утолить всепоглощающее чувство голода. Тогда поступки сосредотачиваются вокруг культа еды и оставляют всё меньше пространства для жизни.

Так почему чревоугодие — смертный грех?

Вспомните двухсоткилограммовых людей. Они уже не способны встать, и вся жизнь этих несчастных сводится к тому, чтобы лежать и продолжать служить бесу чревоугодия.

Это ли не поклонение кумиру? Так что чревоугодие, по мнению некоторых богословов, — нарушение второй заповеди. С такой трактовкой согласны не все

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]