Скорбь — что это и как преодолеть, советы скорбным

Всю ночь за окнами шумел и плакал ветер, По небу пасмурные тучи нес вразлет… Струился дождь, и вдруг аэропорт стал светел — В любимом городе разбился самолет…

Упал внезапно… словно птица… прямо в лужи… На сердце боль… Не нахожу я нужных слов… Погибли люди… Бог забрал к себе их души… Земля им пухом… Слез полно… Скорбит Ростов…

Что такое скорбь

В русском языке значение слова «скорбь» подразумевает определенное психическое состояние, характеризующееся следующими проявлениями:

  • чувство глубокой печали;
  • тяжелые переживания в связи с утратой;
  • острое ощущение горя;
  • тоска в связи со смертью близкого.

Так может называться состояние, возникшее в силу утраты какого-либо предмета, работы, даже части тела, иногда патриотические переживания за Родину называют так же. Однако, чаще всего этим словом описывают состояние после смерти близкого человека.

Происхождение слова

Это общеславянское слово, имеющее родственные и в других языках. Синонимами являются траур, печаль. В устаревших понятиях это слово имело и другие значения, например «болезнь», «беда», «несчастье».

Примеры в литературе: «Чувство ненависти к гонителю, побуждавшее его к речи гневной, умерялось другим чувством, чувством глубокой скорби о потере отечества, о безотрадности положения своего.» (История России с древнейших времен, том 7, царствование Федора Иоанновича).

В литературных произведениях можно найти еще множество примеров:

  1. «Капитанская дочка» и «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка») Александра Пушкина.
  2. «Повесть о Петре и Февронии», где князя постигла неизлечимая болезнь.
  3. Герои Ивана Тургенева часто плачут и скорбят по потерянному счастью.
  4. У Александра Куприна в «Гранатовом браслете» присутствует скорбь об утраченной любви.
  5. «Судьба человека» Михаила Шолохова: герои Соколов и его приемный сын Ванюшка в результате войны потеряли свои семьи.
  6. Материнская скорбь в романе «Война и мир» Льва Толстого: Петруша погиб на войне, а мать почти с ума сошла от горя.
  7. В романе Горького «Мать», когда сына арестовали.
  8. Трагедию «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, где погибли главные герои из-за нежелания родителей примириться.

Слово СКОРБЬ – произошло от др. корня*(s) ker-b (h)/ *(s) kor-b (h) – «скручивать(ся)», «морщить(ся». Корень — ущерб, щербатый, скрести, коробить. Приставка со

— означает совмещение, объединение. Основной корень кор- с расширителем — «бь» – образ разрушения.

Скорбящий человек «сохнет» по любимому и с которым он разлучен (навечно). Особым разрушающим действием обладает «оскорбление». Когда человек самовлюблен, его оскорбленное самолюбие может привести к комплексам, самобичеванию, депрессии, ожесточению.

Значение понятия в православии

Что значит скорбеть — преподобный Макарий Оптинский так охарактеризовал это тягостное чувство: «Благодать Божия знает, сколько надобно сосуду словесному в пещи искушатися огнем скорбей, да благопотребен будет к употреблению. Да будет воля Его на нас».

У православных христиан принято скорбеть, то есть безропотно принимать наказание Господне за совершенные грехи, тем самым веруя в очищение души и получение спасения. Скорби в православии подразумевают, что человек, понесший физические или душевные мучения, прокладывает себе верный путь в Царство Божие, нежели те люди, которые не постигли горестных мук.

В церковнославянском языке слову «стужáти», как правило, соответствует греческое θλίβω — «сжимать, сдавливать угнетать, мучить, притеснять, оскорблять«.

Греческое существительное θλίψις — означает тесноту, сжатие, давление и часто переводится на церковнославянский язык словом «скорбь».

«Всех скорбящих Радосте…»- так называется Пресвятая Богородица в стихире Молебного Канона. Заложенная в слове «скорбь» (особенно в его греческом оригинале) идея тесноты и сдавленности нашла свое воплощение в поэтических образах, когда утешение в скорби сравнивается с расширением и пространством, как будто стесненная душа человека обрела простор и свободное дыхание.

***

«Всегдá призвати ми, услыша мя Бог Правды моея: в скорби распространил мя еси». (Пс 4.2)

***

«Яко стену прибежища стяжáхом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скóрбех, Отроковице…». (Канон молебный ко Пресвятой Богородице).

В обращении к апостолам и своим последователям Иисус Христос говорит о «мiрских скорбях»:

«Сия глаголах вам, да во Мне мир имате. В мiре скорбны будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр» ( От Иоанна, 16:33).

***

Скорбь является противоположностью блаженства, поэтому она излечивается благословением, благодарением и евангельским благовестием (Ев. – «благо», ангел – «вестник»).

***

«Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая ,

что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деяния апостолов — 14:21)

В этом видео представлены мысли святых отцов о смысле скорбей в жизни человека.

Скорбность (Скорбь)

Скорбность (Скорбь) как качество личности – склонность выражать глубокую печаль, горесть, переживание большой утраты; потребность нести труд переживания своих скорбей без поисков возможности уклониться от них или утешиться чем-то внешним.

Приходит один человек к мудрому врачу и спрашивает: «Зачем Бог создал скорби?» Задумался врач… Потом сказал: «Вот видишь этот шприц? У него острая игла. Так вот, если я не сделаю человеку больно и не введу лекарство, пациент умрет».

Скорбность – склонность жить в трагичном прошлом. Скорбь появляется с потерей любимого человека и проходит обычно три стадии: — стадию протеста, когда сознание словно отказывается принимать, верить и мириться с потерей. Упрекает себя и других за утрату. Дарвин называл эту стадию «неистовым горем»; — стадию смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает сожаление; — стадию отделения, на которой субъект отходит от объекта, отучается от него и приспосабливается к жизни без него. Если имеет место «нормальная» скорбь, субъект «оправляется» от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту.

Шимун Врочек в книге «Рим. Последний легат» пишет: «Что такое скорбь? Теперь я могу ответить. Скорбь подобна огромному листу золоченой меди. Одному из тех, что берут для обшивки корабельного днища. Огромный лист. И он такой… неудобный, что ли? Гулкий. Громоздкий. Как ни возьми, все неудобно. Или пальцы порежешь, или выронишь… И лист этот ни взять толком, ни перехватить. Ты его поднимаешь, держишь. Он срывается и углом – по горлу».

Скорбь – проявление горя. Настоящая скорбь – тайная скорбь. Ей не нужно афиш и публики, демонстрации опущенных голов и глаз, смотрящих в пол. Она плачет вдали от сторонних глаз. Когда беда, как цунами, обрушивается на человека, ему кажется, что её невозможно пережить. Но время – лучший лекарь. Скорбь потихоньку слабеет. Нет, она не уходит безвозвратно, но с тем, что хранит сердце, уже можно как-то сосуществовать.

Тем не менее, есть люди, для которых жизнь превратилась в скорбное существование. Они кичатся скорбью, как могут лелеют её и холят, им нравится находиться в скорбном состоянии. Марк Твен в «Приключениях Тома Сойера» пишет: «И он так наслаждался своими горестями, что не в силах был допустить, чтобы какая-нибудь земная радость или раздражающее веселье вторглись в его душу; он оберегал свою скорбь, как святыню».

Скорбь позволяет человеку находиться в прошлом. Это её жирный минус, ибо жить прошлым – низший вид сознания. Чем ниже человек по уровню сознания, тем больше у него скорбь о прошлом. Вечно скорбящий человек не может жить в настоящем, его хронически нет в настоящем. Это беда и для него и для окружающих. Жить «здесь и сейчас» — означает расстаться со скорбью, которая удерживает его в прошлом, но он либо не может, либо сознательно не хочет этого делать.

Скорбность – жизнь в постоянном режиме разочарованности и опустошённости. Затяжная скорбь убивает в человеке воодушевление, активность, энтузиазм. Человек превращается в безынициативное, пассивное существо. Он мог бы продолжить дело умершего, но скорбь лишает его энергичности. Плюсы скорби: прививает уважение к достойным людям, заставляет задуматься о смерти и смысле жизни.

Обычно в скорбности увязают женщины. Зачастую в скорбности женщина ищет защиту от новых душевных ран: — Вот я скорблю – значит, не подходите ко мне. Я – женщина, табуированная для любви. Не лезьте ко мне со своей любовью. Лучше быть одинокой, чем снова испытать горесть утраты, снова полной чашей хлебнуть скорбь. Вступишь в отношения, привяжешься, а тебя опять, в самое сердце.

Грегори Дэвид Робертс в книге «Шантарам» пишет: «Этот враг крадётся за тобой, угадывая каждый твой шаг прежде, чем ты сделаешь его. Этот враг — твоё собственное скорбящее сердце, и, когда он наносит удар, от него нет защиты».

Женщины, пленённые скорбью, постоянно находятся в депрессии и не дают другим вывести себя из этого состояния. Они могут рассказывать, как они несчастны, как им одиноко и тоскливо, но стоит дать совет, как они сразу начинают паниковать: — Куда вы меня толкаете? Я еще не залечила свои душевные раны.

Бывает, скорбь женщины, потерявшей близкого человека, держится за не пережитый на него гнев. Руслан Нарушевич приводит такой пример. Был очень хороший человек, но он погиб. Но погиб потому, что жена ему сказала «пристегнись, пожалуйста», а он всегда огрызался: — Отстань, или — Да хватит тебе. И погиб, потому, что головой вышиб стекло. Черепно-мозговая травма. Моментальная смерть. Женщина, на самом деле, в душе злится за то, что он сам собственными руками разрушил их отношения. Трудно было ему пристегнуться? Он погиб, а она не может этот гнев высказывать. Как говорят, «о мертвых или хорошо или ничего». Из-за того, что гнев не реализован, все время человек в скорби находится. Постоянно в скорби. Ей нужно пережить гнев, тогда она освободится от скорби. Но на кого излить гнев?

Бывает, что женщины считают себя виноватыми. Мужчина оставил ее, или бросил, развелся, ушел к другой. Но, она очень любила его и считала хорошим человеком, и она скорбит по нему. На самом деле ей просто надо сказать, что он негодяй. Ей надо в сердце своем сказать: — Негодяй. Бессердечный негодяй просто, и всё. Удобно быть в скорби, потому, что если вы в депрессии, вас не будут трогать. Смотрят – женщина в депрессии, ну чего ее трогать. Как-то не прилично даже, человек скорбит, а я тут с заигрыванием, глазки строю. Чего знакомиться, чего к ней подходить? Некоторые женщины не знают, что эта скорбь в них так въелась в позвоночник, в костный мозг, что она вроде бы обычной жизнью живет, нормально, но на лице эта скорбь настолько, что никто не подойдет никогда. Естественным образом ни один человек никогда не обратит внимание. Почему? Не потому, что она не красивая. Нет. Не потому, что, по ее мнению, ей достаточно много лет. По одной причине – на лице скорбь.

Человека, который скорбит, на танцы не зовут. Мужчина приходит на какое-то мероприятие, смотрит – женщина стоит в черном вся, платок черный повязан, в углу, у нее взгляд опущен и потерян. Какой мужчина решится подойти и сказать: — Извините, можно вас пригласить на танец? Она скажет: — Вы же видите, что я в черном платке? Эти черные платки, они эмоциональные, это то, что идет из сознания, сила психики. Скорбь – это тоже психическая энергия. Она отталкивает. Человек в глаза глянул – все, ему больше не хочется знакомиться. Увидел, женщина симпатичная. Шаг сделал, смотрит – скорбь. Он раз и повернул в сторону, мол, не туда шёл. Женщина, скорбящая много лет, может пропитаться этой скорбью, что даже когда она улыбается, на ее лице видна скорбь.

Джордж Мартин «В игре престолов» говорит: «Смерть всегда приносит с собою скорбь, но на свой собственный лад она — самое естественное событие из всех, приключающихся с человеком».

Смерть также естественна, как жизнь. По большому счёту для порядочного человека смерть – выгодный обмен: старое, дряхлое, больное тело меняется на молодое, красивое и здоровое. Как бы человек не ухаживал за своим телом, всё равно когда-то что-то в его теле сломается, придёт в негодность. Придёт момент, когда жизнь скажет: — Тело ремонту не подлежит. Пора производить замену. Происходит примерно тот же вариант, когда человек старую машину сдаёт в утиль и покупает новую. Человек – вечная душа, машина – его грубое тело, материальная оболочка. Раз машина не подлежит ремонту, о ней, конечно, сожалеют, «скорбят», но затем, подчиняясь требованиям настоящего, покупают новую.

Есть такая китайская пословица: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помешать им свить гнездо в твоих волосах». То есть каждый человек сам выбирает: жить ему «здесь и сейчас» или до конца жизни скорбеть, игнорируя своё настоящее.

Петр Ковалев 2014 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Как проходят скорби

В психологии принято различать несколько стадий:

  1. Отрицание — когда субъект не верит в произошедшее. На этом этапе глубокий душевный порыв обвинить себя в произошедшем может сменяться озлобленностью на окружающих, которые, по мнению скорбящего, не «уберегли» усопшего. Для данного периода также характерны противоречивые чувства восприятия действительности, будь то категоричное отрицание случившегося, либо наоборот полное погружение в переживания, вплоть до истерического состояния.
  2. Принятие — проявляется у скорбящего осознанием реальности утраты. В этот период обычно переосмысливаются отношения с ушедшим близким человеком, наступает период сожаления о каких-либо неосуществленных планах, общих мечтах. Зачастую на этой стадии присуще чувство сожаления о «недосказанных» словах, невыполненных обещаниях и прочее.
  3. Освобождение — скорбный «отпускает» усопшего из своей жизни. Появляется снова интерес к жизни, новые увлечения, знакомства. Остается легкая грусть о человеке и о прошлом, связанным с ним.

Что можно делать

По обыкновению, скорбящему человеку легче справляться с горем когда с уходом близкого меняется и окружающее пространство.

Что можно делать, дабы облегчить душевные страдания:

  • вымыть дом;
  • убрать личные вещи усопшего;
  • раздать одежду покойного нуждающимся;
  • сменить обстановку, переставить мебель;
  • сменить место жительства;
  • заняться творчеством;
  • завести домашнее животное.

Что запрещено

Считается, что плачь по усопшему удерживают душу в этом мире и мешает отойти в Царствие Божие. О том, чего нельзя делать после похорон, лучше проконсультироваться со священнослужителем. Он даст подробное объяснение о правилах поведения после смерти близкого и о традиционных действиях.

Скорбь (горе) и меланхолия (клиническая депрессия). В чём различие?

Работа «Скорбь и меланхолия» была написана Фрейдом в 1915 году, а опубликована в 1917 году. Видимо, к теме скорби Фрейд обратился не случайно. Это был период Первой мировой войны, а также тяжёлый период для психоанализа. В 1914 году из Венского психоаналитического общества выходит Карл Юнг. Ранее в 1911 году его покинул Альфред Адлер. Фрейд теряет соратников, на которых возлагал большие надежды. Во время войны большинство учеников Фрейда отправилось на фронт в качестве врачей. На войну также отправились сыновья Фрейда Мартин и Эрнест. Его племянник погиб на передовой. В ноябре 1914 года умирает Эмануэль, обожаемый брат Фрейда. Это большое горе для Зигмунда. Идёт война, гибнут люди. Тема потери и горевания выходит на первый план.

Работа «Скорбь и меланхолия» относится к метапсихологическим текстам. Текст небольшой, но очень ёмкий. В этой работе Фрейд описывает два вида реакций на потерю любимого объекта: нормальную скорбь, которая со временем преодолевается, и «болезненную меланхолию». В наше время под меланхолией понимается клиническая депрессия. Фрейд помещает психиатрический термин «меланхолия» в психоаналитические координаты и пытается осмыслить работу меланхолии через сравнение её с работой скорби, поскольку они имеют общую картину состояний. Общая симптоматика такова: глубокая мучительная подавленность, исчезновение интереса к жизни, потеря способности любить, задержка интеллектуальной, эмоциональной, двигательной деятельности. Это состояние объясняется работой скорби, захватившей Я. Но есть и существенное отличие — при меланхолии наблюдается потеря самоуважения, критика в свой адрес и обесценивание себя, в отдельных случаях перерастающее в бредовое чувство вины и ожидание наказания. Фрейд называет это «обеднением Я» и отмечает, что если при скорби мир становится пустым и обедневшим, то при меланхолии пустым становится само Я.

Как же происходит работа скорби?

Рано или поздно скорбящий вынужден признать, что любимого человека больше нет. И ему необходимо изъять либидо из объекта, т.е., очень грубо говоря, перестать любить умершего. Конечно же, этому процессу психика сопротивляется, ведь для скорбящего перестать любить означает предать. А предательство неизбежно влечёт за собой чувство вины и стыда за содеянное. Это сопротивление может быть настолько сильным, что объект может удерживаться путём галлюцинаций. Например, умерший (покинувший) мерещится в толпе, слышится его голос, запах. При нормальной работе скорби победу одерживает здравый смысл. Однако отнятие либидо из любимого объекта происходит постепенно и маленькими порциями. Этот процесс требует больших временных и энергетических затрат. Каждый предмет, напоминающий о потерянном объекте, каждое воспоминание об объекте задерживают на себе внимание скорбящего, приостанавливают его деятельность. Например, скорбящий натыкается на очки умершего и как бы замирает. Вспоминает, как тот читал газету в этих очках, как лукаво смотрел поверх очков. Таким образом, постепенно происходит отнятие либидо. Этот процесс сопровождается невероятно большой эмоциональной болью. По окончании работы скорби человек возвращается к жизни и готов инвестировать либидо в новые объекты, т.е. любить других людей.

Причина скорби и меланхолии может быть одинакова — смерть любимого человека, развод, расставание, потеря работы, идеалов, родины, свободы и т.д. Любая потеря является объектной потерей и нарциссической одновременно. Например, мать, потерявшая ребёнка, теряет любимый объект и ощущение себя как хорошей матери. В отличие от скорби при меланхолии человек может не знать, кого или что он потерял. А даже если им и осознаётся объектная потеря, меланхолик не понимает нарциссическую составляющую потери. Тогда как при скорби потеря осознаётся полностью.

Как уже говорилось выше, при меланхолии человек теряет самоуважение, обесценивает себя. Он набрасывается на себя с упрёками и обвинениями, часть из которых, безусловно, имеет место быть. Фрейд даже иронизирует по этому поводу:

«…он, пожалуй, насколько нам известно, довольно близко подошёл к самопознанию, и мы только спрашиваем себя, почему нужно сперва заболеть, чтобы понять такую истину…».

Однако, если внимательно присмотреться к жалобам и самообвинениям меланхолика, становится понятно, что большая и наиболее унизительная их часть не имеет никакого отношения к реальности. Более того, в этих обвинениях можно узнать портрет покинувшего объекта. Так же обращает на себя внимание то бесстыдство, с которым меланхолик жалуется на себя. Фрейд даёт этому гениальное объяснение: все самообвинения меланхолика на самом деле являются обвинениями в адрес любимого потерянного объекта.

В отличие от скорбящего меланхолик не может изъять либидо из объекта. Всё, что он может сделать в этой ситуации, — это отождествиться с потерянным объектом. Фрейд пишет:

«Тень объекта упала на я, которое могло быть теперь оценено особой инстанцией как покинутый объект. Таким образом, утрата объекта превратилась в утрату я, а конфликт между я и любимым человеком — в раздор между критикой, направленной на я, и я, изменившимся в результате идентификации».

Т.е. при меланхолии происходит утрата собственного Я, на место которого заступает потерянный объект. Часть Я, которая впоследствии будет названа Сверх-Я, становится враждебной по отношению к изменившемуся Я (мёртвому объекту внутри психики). Она начинает нападать на изменившееся Я так, как Я нападало на объект, который его бросил, разлюбил и причинил ему столько боли и страданий.

Каковы же предпосылки для формирования меланхолии?

Фрейд пишет в начале этой работы о том, что, поскольку люди по-разному реагируют на утрату объекта, у меланхолика должна быть предрасположенность к развитию болезни, видимо, намекая на уровень личностной организации. Далее он пишет, что меланхолик сильно эмоционально зависим от любимого человека, с одной стороны, и имеет слабую устойчивость эмоциональной привязанности, с другой. Он делает выбор объекта любви на нарциссической основе. Т.е. меланхолик не способен к зрелой объектной любви, он любит отражение себя (настоящего, прошлого или идеального) в другом человеке или другого, как часть себя (свою правую руку, своё лицо и т.п.). И далее в случае угрозы утраты объекта, эта привязанность в силу своей неустойчивости регрессирует к нарциссизму, т.е. к нарциссическому самоотождествлению с объектом. Таким образом, меланхолик продолжает любить объект ценой регресса к примитивной форме любви (идентификации), где «любить объект» значит «быть объектом». В результате примитивной идентификации утраченный объект удерживается навсегда, с ним невозможно расстаться. Обладание мёртвым/утраченным объектом является для меланхолика единственно возможным способом сохранения сзяви с этим объектом.

Об этом процессе Фрейд пишет так:

«Меланхолия заимствует одну часть своих свойств у печали, а другую часть — у процесса регрессии от нарциссического выбора объекта к нарциссизму».

Т.е. потеря объекта необходима для запуска работы скорби и меланхолии, и в этом их сходство. Различием является регресс к нарциссизму при меланхолии.

Кроме того потеря любимого объекта представляет собой отличный повод для пробуждения и манифестации амбивалентности любовных отношений. А поскольку меланхолик не может осознать всю ту ненависть, которую он испытывает к потерянному любимому объекту, он поворачивает эту ненависть на себя. Аутоагрессия меланхолика становится средством нападения на объект и средством отмщения ему. Меланхолик страдает,

«…и благодаря этому страданию ненависть получает садистическое удовлетворение».

Этот садизм объясняет склонность меланхолика к самоубийству.

Далее Фрейд пишет:

«В двух противоположных ситуациях — сильнейшей влюблённости и самоубийства — объект одолевает я, пусть даже и совершенно разными способами».

Т.е. самоубийство — это импульс убить другого, обращённый на себя, поскольку Я отождествляется с ненавистным объектом, который своим уходом или смертью причинил много боли. Тогда как при влюблённости объект одолевает Я путём полной отдачи либидо объекту. Объект переполнен, объект-либидо, а Я, напротив, обеднено до потери себя. В работе «К введению в нарциссизм» Фрейд пишет:

«Высшей фазой развития объект-либидо кажется нам состояние влюблённости, которое рисуется нам как отказ от собственной личности вследствие привязанности к объекту».

Фрейд указывает нам на ещё одно отличие скорби от меланхолии — суточное колебание настроения: утром плохое самочувствие, к вечеру наступает улучшение.

Примечательной особенностью некоторых разновидностей меланхолии является их склонность превращаться в состояние мании. Как это происходит?

Фрейд предполагает, что и при меланхолии, и при мании пациент борется с одним и тем же «комплексом». При мании Я как будто бы закончило работу скорби, отняло всё либидо от потерянного объекта и вернуло себе всю сумму затраченных на работу скорби сил. При этом меланхолик опять пребывает в неведении, над кем и чем именно он одержал победу.

Фрейд пишет:

«Маниакальный больной показывает нам совершенно явно своё освобождение от объекта, из-за которого страдал, тем, что с жадностью очень голодного набрасывается на новые привязанности к объектам».

Это объяснение кажется разумным. Но тогда возникает закономерный вопрос, почему после окончания работы скорби, скорбящий не пребывает в подобном эйфорическом настроении? Видимо, потому, что разрыв любовной связи с умершим объектом происходит настолько кропотливо и медленно, что к окончанию работы скорби истрачивается вся энергия, необходимая для этой цели.

Как перенести скорби

Зачастую психологи не рекомендуют вмешиваться в естественный процесс осознания утраты, если ему не сопутствуют какие-либо патологические признаки. Бывает, человеку довольно тяжело самому справиться с депрессией и горем, тогда он может обратиться к психологу за квалифицированной помощью.

Пережить данный период жизни могут помочь близкие люди, различные группы по интересам, возможно даже смена места жительства. Не замыкайтесь в себе, поговорите с близкими, займитесь работой, найдите хобби по душе. Возможно даже вести дневник, в котором подробно описывать свои чувства и перечитывать, осознавая внутренние изменения. Многие люди, потерявшие близких, находят утешение в церкви, молитвах.

Считается, что лучше всего помогает святая икона Богородицы Всех скорбящих радость.

Текст молитвы:

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.

Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняeши, и душам их мир и утешение подавши.

Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Несколько способов преодолеть скорбь:

  1. Бывает, что схоронит близкого, да заскучает так, что сам следом помирает… Читают на еду и питье, на умывание: «Господи, благослови! На золотых горах стоит Божья Матерь у раба (имя) в головах. Никола Угодник в ногах, Святые Ангелы по бокам. Спасают раба Божьего (имя) от печали, от тоски по неживому, по мертвому дому. Иди, тоска, не стой, в сердце не ной, в груди не боли, в висках не коли. С рабом (имя) Божья Матерь и Николай Угодник. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
  2. На пороге своего дома пересыпают песок с руки на руку, говоря: «Раб (имя), возьми себе сыпучего песку, а с меня по тебе тоску. Аминь.»
  3. Затем песок несут на кладбище и оставляют там.

Каждый волен по-своему пытаться облегчить это состояние. Главное — не отчаиваться и со временем мир заиграет новыми красками, а на душе воцарится мир и покой.

Как скорби людей согла­су­ются с Боже­ствен­ным чело­ве­ко­лю­бием?

Тот факт, что путь в Цар­ствие Божие лежит через скорби, Гос­подь засви­де­тель­ство­вал ясно и опре­де­лённо (Деян.14:22). Но значит ли это, что Бог желает видеть чело­века скорее скор­бя­щим, нежели счаст­ли­вым? Сле­дует ли из этого, что Богу в прин­ципе нра­вится, когда чело­век охва­чен печа­лью? — Отнюдь нет.

Согласно Боже­ствен­ному Откро­ве­нию, чело­век создан для сча­стья, а не для скорби. Именно поэтому пер­во­здан­ный Адам был посе­лён в бла­го­уха­ю­щем Раю. При­чи­ной же его постыд­ного изгна­ния послу­жил грех. Спа­се­ние чело­века, еди­не­ние его с Богом с дохри­сти­ан­ских времен ассо­ци­и­ро­ва­лось в про­ро­че­ской про­по­веди с радо­стью и лико­ва­нием (Пс.117:15).

Ещё более явственно эта связь обна­ру­жи­лась во вре­мена Нового Завета. Так, первый призыв Бла­го­вест­ника Гав­ри­ила, адре­со­ван­ный Деве Марии, звучал: «радуйся» (Лк.1:28) (см.: Бла­го­ве­ще­ние). Впо­след­ствии Сам Гос­подь Иисус Хри­стос желал Своим уче­ни­кам совер­шен­ной радо­сти (Ин.15:11). Нако­нец, вечное бла­жен­ство обе­щано всем пра­вед­ни­кам и состав­ляет один из важ­ней­ших пред­ме­тов хри­сти­ан­ской надежды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]