Рогожский поселок
Вид на Рогожский поселок с высоты птичьего полета
Рогожский поселок, или Рогожская слобода, — очень своеобразный и неожиданный район Москвы. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия. А вокруг раскинулся мегаполис: многоэтажки, промзона, эстакада Третьего транспортного кольца. Старообрядцы же селились здесь ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний. Постепенно здесь образовался и разросся целый старообрядческий поселок со своим особым бытом, где, по воспоминаниям современников, нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы.
Храмы Рогожской слободы
Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Покровский собор
Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Поэтому по указанию императрицы Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль. Внутреннее убранство собора впечатляло: стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
До сегодняшних дней в Покровском соборе практически в первозданном виде сохранились фрески и иконы, в том числе в иконостасе находится икона, приписываемая ученикам Андрея Рублева. Также в храме хранятся сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные за многие годы. Покровский собор освещается серебряными паникадилами екатерининских времен, не переоборудованными под электрическое освещение (!!!). Перед началом службы вручную (!) зажигаются свечи на паникадилах при помощи специальной деревянной лестницы на колесиках, треугольной формой похожей на детскую горку. И ещё в храме деревянные, некрашеные, чисто выскобленные полы (последний раз такое я видела лет 20-30 назад в сельской местности)! Всё это создаёт какую-то необычайную, сказочную, и в то же время по-домашнему уютную атмосферу.
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова
Рождественский храм
Построен он в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова. В 1920-е годы храм был закрыт, купол и ротонда разобраны. В разное время здесь помещались столовая для рабочих, цеха фабрики, бомбоубежище и даже база игральных автоматов «Союзаттракциона». Понятно, что интерьеры не сохранились. Сейчас служба здесь ведется нечасто.
Ближе к Рогожскому кладбищу расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). На этом месте сначала в 1771 году была построена старообрядческая деревянная часовня, замененная потом храмом в стиле классицизма, позже, в 1864г, перестроенном в псевдорусском стиле. В эти же годы была построена трёхъярусная колокольня. В советское время храм не закрывался. В настоящее время храм старообрядческой общине не принадлежит, это приход единоверческий, Русской Православной Церкви Московской патриархии.
Храм Николы Чудотворца
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку, как яркую сказочную фантазию из детства. Вот с каждой стороны колокольни есть такое крыльцо…
… вот так причудливо оформлены окна…
… вот так затейливо украшены купола и так выглядит колокольня в целом
Храм Николы Чудотворца с колокольней
Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Величавая и изящная, невыразимо прекрасная и гармоничная, своей устремленностью к небесам похожая на космический корабль на старте, своим силуэтом навевающая образы древних русских храмов, колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества, может быть не столь растиражированным и явно недооцененным с туристической точки зрения
В 1856 году царское правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны. Вот в память распечатания алтарей местных храмов и был возведен в 1906–1913 годах храм-колокольня во имя Воскресения Христова (архитектор Ф. И. Горностаев). В 1949 году храм был переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в начале 2015 года – обратно в первоначальное посвящение Воскресению Христову. Изначально при постройке на колокольне были установлены колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В 1920-е года их сняли и отправили на переплавку, церковь закрыли. После восстановления в 1990 году на колокольню был поднят колокол весом 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Этот колокол, отлитый в 1910 году, с 1930-х годов хранился во МХАТе.
Высота колокольни около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, выше которой строить в Москве было запрещено на протяжении веков. Но, как нам рассказывал экскурсовод, среди старообрядцев бытует упорное мнение, что колокольня Рогожского поселка лишь на один кирпич ниже Ивана Великого, либо вовсе ниже кремлевской колокольни только по документам, а фактически равна или выше. Помимо запредельно гармоничных пропорций колокольня запоминается изящной резьбой.
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
Изображение пеликана на арке окна
В советский период большая часть территории Рогожского поселка использовалась под строительство зданий завода автоматических линий и специальных станков. По данным, почерпнутым из Интернета, в 1995 году Московское правительство утвердило план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожской слободы, а в 2011 году этот план отменило. Лично сама могу засвидетельствовать, что и до 2011 года здесь велись реставрационные работы, и недавно, буквально в 2014-15 годах, произошли заметные изменения. Вот сравните эти две фотографии. Обратите внимание на купол колокольни
Это как раз иллюстрация преображения храма за последние годы: первое фото сделано в 2013 году, а второе — в 2016. Особо примечателен здесь следующий момент. В последнее время при строительстве культовых сооружений стали широко применять современные технологии и материалы. В частности, купола церквей часто покрывают сплавом титана, пример тому – Храм Христа Спасителя. Но старообрядческая община верна традициям предков – купола колокольни Рогожского поселка покрыли сусальным золотом. Так что проезжая по ТТК, между Нижегородской улицей и шоссе Энтузиастов, на внешней стороне обратите внимание на неповторимую по форме стройную красавицу-колокольню.
Старообрядческая ярмарка
По своему опыту скажу, что интереснее всего посетить Рогожскую слободу на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, когда здесь проводится старообрядческая ярмарка. Вы получите удвоенное впечатление: и от архитектурных красот, и от пребывания, не побоюсь этого сравнения, в иной реальности. Вот смотрите сами. В день ярмарки на территории поселка разворачивается рынок, на котором торгуют бородатые мужчины в косоворотках, а женщины и девочки ходят исключительно в сарафанах и платочках – обратите внимание на внешний вид людей на этом фото и на следующих фотографиях.
На ярмарке можно купить (или просто рассмотреть)) вот такую одежду…
… домотканные (!!) холсты…
…вручную расшитые полотенца…
… деревянные игрушки…
… разнообразную домашнюю утварь…
… и даже телегу!
В тенечке ждут своей участи привезенные на продажу живые гуси
На ярмарке также широко представлена продукция с Алтая: мед, травяные сборы и чаи, бальзамы и прочее.
Праздник этот отмечается ежегодно во второе воскресенье после Пасхи, т.е. где-то в мае. К тому же, опять-таки из моего опыта, фотографировать здесь выигрышнее всего именно в летний период.
Если вы не попали на ярмарку, то можно воспользоваться двумя круглогодичными лавочками, которые расположены недалеко, по дороге к поселку от Нижегородской улицы. Одна лавочка торгует разными видами продукции пчеловодства, травяными чаями и прочими продуктами. Другая — одеждой, обувью, литературой, изделиями народных промыслов и предметами быта типа того, что было представлено на ярмарке. Ниже я расскажу как их найти.
Как попасть в Рогожский поселок
Попасть в Рогожский поселок общественным транспортом несколько проблематично, потому что поблизости нет станций метро и надо пересаживаться на наземный транспорт. При посещении поселка с экскурсией несколько лет назад мы ехали от метро Марксистская на троллейбусе. Это, кстати, достаточно выгодный вариант, т.к.здесь можно воспользоваться несколькими автобусами и троллейбусами, но зато долго идти пешком. От метро Авиамоторная или Площадь Ильича наземного транспорта идет гораздо меньше. Выгодные перспективы открывает нам Центральное кольцо: от станции МЦК Нижегородская идет несколько автобусов и троллейбусов, и ехать гораздо ближе, буквально следующая остановка. И от Марксисткой, и от Нижегородской транспорт идет по Нижегородской улице и вы подойдете к поселку с юга. Вот так идти с остановки «Современный университет», если вы едете от метро Марксистская
Вот так идти от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица», если вы едете от станции МЦК Нижегородской
Ниже на схеме Рогожского поселка указаны Южные ворота (помечены цифрой 18). Они, как правило, закрыты, входные калитки расположены левее, поэтому к ним и проложен маршрут на картах вверху
Схема историко-архитектурного комплекса «Рогожский поселок»
Слева, по ул.Старообрядческой, на схеме цифрой 17 помечены Святые врата. Около них есть остановка автобусов, идущих со стороны шоссе Энтузиастов, т.е. от метро Авиамоторная или Площадь Ильича. Кстати, именно у этих ворот (внутри) разворачивается ярмарка.
Для автомобилей здесь есть немало парковок и, что приятно, многие бесплатные. Так, есть парковка вдоль улицы Старообрядческой (так называется на схеме), она же улица Рогожский поселок (на карте). Но во время ярмарки эти парковки, как правило, заняты. Есть большая парковка на углу Рогожского кладбища и Старообрядческой улицу, там, где на схеме стоит цифра 1. Кроме того, есть парковка с северной стороны Рогожского кладбища, по Петровскому проезду.
На ограде поселка возле ворот висят правила, в которых указано, что время посещения комплекса с 7.00 и до 22.00. То есть можно сделать вывод, что на ночь калитки запирают. Также на территории поселка запрещено курить, сквернословить, находиться с собаками и другими животными, ездить на велосипедах (кроме дошкольных). Детские коляски допускаются.
ВАЖНО! На дверях старообрядческих храмов Рогожского поселка висят вот такие объявления:
«Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:
Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.
Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин — без высоких каблуков.
Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий».
По своему опыту скажу следующее. Просто гулять по территории поселка можно без вышеописанных ограничений, т.е. женщины ходят в брюках, шапках и с непокрытыми головами, и я ни разу не слышала нареканий. Очень лояльно относятся к посторонним посетителям ярмарки, это вообще самое светское мероприятие общины. Единственно, все-таки надо исключить очень открытую и вызывающую одежду: голые плечи и животы, шорты, бермуды и т.п. как для женщин, так и для мужчин.
НО! Если вы планируете посетить храмы, то надо строго соблюдать все требования по внешнему виду и поведению. Я была свидетелем как не пустили в храм группу человек в 20 из-за того, что две женщины были в брюках, и, судя по реакции экскурсовода, это было предсказуемо и неизбежно. Храмы я бы рекомендовала посещать, когда там нет службы – больше вероятность что вас не попросят выйти. Надо понимать, что принадлежность к иной конфессии определят сразу: есть масса нюансов, которые постороннему трудно соблюсти, да и не нужно, я считаю. Если уж иные конфессии допускаются в храм, то надо пользоваться возможностью и проявлять уважение к людям, к которым мы пришли в гости и на чьи святыни хотим посмотреть.
В храме не следует креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи и т.п. Категорически запрещена съемка, камеру вообще лучше убрать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Лично я придерживаюсь тактики сдержанного любопытства. Обычно внутри сначала постою у входа, чтобы и у окружающих сформировать образ уважительного посетителя, и самой определить особенности места, куда попала (так, например, бывает, что мужчины и женщины молятся в разных половинах храма или идет активная часть обряда и лучше устраниться). Потом медленно, стараясь никому не мешать и не нарушать личного пространства, этапами передвигаюсь по храму. По моему опыту, самая лучшая и выгодная тактика поведения – это миролюбие и уважение.
Примерное расписание служб таково. Утренняя служба обычно начинается в 7:30, заканчивается в будние дни около 10:30, а в выходные – в районе 12 ч. Вечерние службы обычно начинаются в 15:30 и длятся в будни до 19ч, а в канун праздничных и воскресных дней до 20-21ч.
Как попасть в лавочки и трапезную Рогожского поселка
От какой бы остановки общественного транспорта со стороны Нижегородской улицы вы ни шли, вам обязательно придется пройти под двумя мостами эстакад. Как только вы свернете под них, на противоположной стороне прохода под мостами вы увидите вот такое здание
По вывеске на здании это Рогожский поселок, 35, по Яндекс-карте — Рогожский поселок, 29с9, а на картах вверху это здание подписано «Казачий улей». Если обходить это здание справа, то первая дверь будет в трапезную Рогожского поселка. Здесь красивая и вкусная выпечка, а также множество других блюд, которые я не пробовала. Если идти далее, будет ещё один продуктовый магазинчик, его обходим и за углом, во дворе, видим вот такую малюсенькую лавочку
Время работы примерно такое: в будние дни с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 17:00, по воскресеньям с 10:00 до 16:00.
Дальше во дворе за ней находится лавка народных промыслов, где и традиционная русская одежда, и казачье обмундирование, и всяческая утварь, и сувениры. Обратите внимание, что здесь торговля не ведется утром во время воскресных и особо чтимых служб, а также вечером в канун церковных праздников. А вообще-то время работы ежедневно с 10:00 до 18:00.
Если вы подошли или подъехали к поселку с другой стороны, то надо выйти за его пределы через калитки южной части поселка.
Share on Facebook Share
Share on TwitterTweet
Share on Pinterest Share
Церковный раскол стал настоящей драмой для всей страны. Многие из приверженцев дониконовского православия ушли в леса и свели свои контакты с внешним миром к минимуму. Но в городах старообрядцы тоже сохранялись, исповедуя свою веру тайно. Москва не стала исключением — в её границах сформировались свои очаги старообрядчества.
Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище
В 1770–1771 годах Москву постигло великое бедствие — эпидемия чумы. Хоронить умерших в городской черте теперь строго-настрого запрещалось, поэтому по указу Екатерины II создали новые кладбища за пределами Москвы — Ваганьковское, Пятницкое, Миусское и другие, ныне находящиеся в границах столицы. Среди новых кладбищ было и два старообрядческих — Рогожское и Преображенское. Императрица разрешила организовать при них карантины для въезжающих в столицу при условии, что они будут содержаться на частные средства, чем и воспользовались богатые старообрядцы. Со временем Рогожка и Преображенка превратились в крупнейшие центры московского старообрядчества, где построили храмы, часовни, моленные, богадельни, лечебницы. Вокруг этих мест стали селиться старообрядцы, что привело к появлению старообрядческих посёлков (которые всё равно по привычке называли «кладбищами») со своим укладом жизни. Рогожская и Преображенская общины смогли сохраниться во время гонений при Николае I и даже в советскую эпоху, несмотря на потерю некоторых зданий.
Преображенское кладбище создал купец Илья Ковылин, который арендовал в селе Черкизове обширный участок земли и, руководствуясь императорским указом, создал на нём карантин. Вскоре Преображенское кладбище стало центром беспоповцев-федосеевцев — старообрядческого течения, отказавшегося от священства и большинства церковных таинств. Здесь появилось два двора, именовавшихся «половинами» — мужская и женская. На мужской возник первый храм общины, выстроенный в 1784–1790 годах в духе псевдоготики и освящённый во имя Успения Божией Матери. Он стоит и сегодня, но общине больше не принадлежит. В 1850-е годы мужскую половину у старообрядцев изъяли и на её основе создали Никольский единоверческий монастырь (в единоверческих храмах и обителях сохранялся старый обряд, но подчинялись они официальной православной церкви). Однако женская половина осталась у беспоповцев, сохранивших на ней старообрядческий уклад. В документах этот комплекс, напоминавший монастырь со стенами и башнями, именовался Преображенским богаделенным домом. Его здания возведены в существующем виде в 1805–1811 годах. В двухэтажных келейных корпусах были устроены моленные, а центром всей общины стал Крестовоздвиженский соборный храм. Он не закрывался в ХХ веке, поэтому в нём сохранилось много древних икон. От привычного образа православной церкви Крестовоздвиженский храм отличается отсутствием алтаря с востока, ведь у беспоповцев нет священников, поэтому литургия не проводится и алтарь, соответственно, не нужен.
Рогожский городок
Одновременно с Преображенским возникло и Рогожское кладбище, где стали собираться поповцы — старообрядцы, приемлющие священство. Свой центр они расположили близ Рогожской Заставы (ныне это район станции метро «Площадь Ильича»), где традиционно жило много сторонников старой веры. Первый деревянный храм был освящён в честь святого Николы Чудотворца сразу после основания кладбища, через пять лет его сменило каменное здание. Служили здесь тогда «беглопоповцы», которые принимали священство, поставленное в официальной «никоновской» церкви, но по разным причинам перешедшее в старообрядчество. В 1846 году у старообрядцев-поповцев появилась своя иерархия благодаря митрополиту Амвросию — бывшему архиерею Босно-Сараевской епархии Константинопольского патриархата. Он перешёл в старообрядчество и создал свою кафедру в селе Белая Криница, располагавшемся во владениях Австрийской империи (ныне это Черновицкая область Украины). Так возникла Белокриницкая иерархия — основа сегодняшней Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).
В сер. XIX века приход Никольского храма на Рогожском кладбище перешёл в единоверие. Но к тому времени у старообрядцев Белокриницкого согласия появилось два огромных собора — летний во имя Покрова Богородицы, освящённый в 1796 году, и зимний во имя Рождества Христова, завершённый в 1804 году. По преданию, тут после 1812 года хранилась походная церковь во имя Святой Троицы, подаренная Рогожскому кладбищу донскими казаками во главе с атаманом Матвеем Платовым. Покровский храм изначально планировалось построить по образцу храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской Cлободе: пятиглавый, в формах традиционного русского зодчества и очень вместительный — едва ли не больше Успенского собора в Кремле! Однако власти наложили запрет на такой проект, и собор Покрова возвели в стиле классицизма, с одной главой на небольшом куполе. Но, несмотря на такой внешний облик, внутри храм украсили древними иконами, и он полностью соответствовал духу старообрядчества. Не отставал от него по своей красоте и зимний Христорождественский храм, выдержанный в формах псевдоготики.
Многие московские купцы, принадлежавшие к старообрядцам, смогли заработать значительный капитал и войти в число богатейших семей Российской империи. Они приветствовали технический прогресс и внедряли его на своих фабриках, одевались в европейское платье и не скрывались от мира в лесах, но при этом оставались верны заветам предков. И, так как власти всё ещё не доверяли старообрядцам и преследовали их богослужения, некоторые именитые горожане создавали в своих домах тайные церкви и моленные. Одним из самых ярких примеров в этом отношении стал особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской улице. Построенный в 1900–1903 годах по проекту выдающегося зодчего Фёдора Шехтеля, этот дом скрывал в себе на третьем этаже потайную моленную, которую невозможно было разглядеть с улицы, так как внешне дом казался двухэтажным. Впрочем, из парадных комнат особняка в моленную тоже нельзя было попасть. В неё входили либо через маленькую галерею на втором этаже, либо через «чёрную» лестницу с задней стороны здания. В этом имелся свой символизм: тёмная, едва освещённая узкая лестница олицетворяла трудную дорогу христианина, напоминала об аскезе и тяжёлом восхождении наверх, к небесам. Осилившим этот путь открывалась ярко расписанная моленная, напоминавшая древнехристианские храмы, с яркими узорами и орнаментом в форме спирали — любимым мотивом Шехтеля.
Похожие тайные моленные были в домах Морозовых, Кузнецовых, Балашовых и других старообрядческих фамилий. Но настало время, когда им больше не нужно было скрывать свою веру. Бурный 1905 год стал переломным для старообрядчества. 17(30) апреля император Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», который среди прочего прекращал гонения на старообрядцев. Их официально перестали именовать раскольниками, разрешили проводить богослужения, вести проповедь и открывать школы, а главное — позволили легально строить свои храмы, часовни и моленные. Период 1905–1917 годов неслучайно именуется «золотым веком старообрядчества», так как за это короткое время в Москве возвели более 50 храмов и моленных, зарегистрировали множество староверческих общин.
Строившиеся храмы были не только кладезями русской иконописи, вмещая в своих стенах сотни древних образов, но и настоящими шедеврами зодчества своей эпохи. Яркий пример этого — собор Успения Божией матери на Апухтинке, близ Покровской Заставы (ныне это район Марксистской улицы). Он строился на средства купцов Шибаевых в 1906–1909 годах по проекту архитектора Николая Поликарпова. По задумке зодчего, храм должен был напоминать Успенский собор Московского Кремля, став символом возрождения старообрядчества, его нового возвышения и расцвета. В его иконостасе находились иконы XV–XVII столетий новгородского и московского письма. К сожалению, в советское время Успенский храм оказался не только закрыт, но и перестроен до неузнаваемости: обезглавлен, надстроен до четырёх этажей и превращён в общежитие. В столь искажённом виде здание Успенского храма, затерявшееся среди многоэтажек, сохраняется до сих пор.
Одним из центров притяжения старообрядцев издавна была Тверская Застава: рядом с нею ещё в 1815 году появилась «Царская моленная», устроенная купцом Николаем Царским. Ей на смену пришла созданная старообрядцами в 1906 году Тверская община, которой покровительствовали состоятельные купцы Рахмановы. На их средства в 1908 году разработали проект большой церкви во имя Николы Чудотворца, но приступить к строительству удалось лишь в марте 1914 года, причём по новому плану архитектора Антона Гуржиенко. Никольский храм почти полностью копировал новгородскую церковь Спаса на Нередице. Выдержанный в неорусской стилистике, он был увенчан одной главой с тремя закомарами с каждой стороны, укреплён контрфорсами и прорезан длинными щелевидными окнами. К церкви пристроили шатровую колокольню, в основании которой существовал придел во имя Илии Пророка. Начавшаяся Первая мировая война затормозила строительство, но всё же оно продолжалось при поддержке старообрядческих семей Москвы. В целом храм был закончен в 1915 году, однако внутренняя отделка затянулась, из-за чего церковь освятили уже после революции, в 1921 году. Это был уникальный для тех лет случай! А в 1940 году храм Николы у Тверской Заставы закрыли, разместив в нём подразделение ПВО, а позднее — скульптурную мастерскую. В здании церкви скульптор Сергей Орлов работал над памятником Юрию Долгорукому.
Советская власть поначалу не преследовала старообрядцев, считая их «жертвами царского режима». Так продолжалось до 1929 года, когда во время общего наступления на религию начались гонения и на староверов. К началу Великой Отечественной войны в столице действовало всего два старообрядческих храма, и казалось, что дни московского старообрядчества сочтены. Преображенское и Рогожское кладбища стали обычными городскими некрополями, где хоронили не только представителей старообрядчества. Но сторонники старой веры не исчезли. Многие из них сохранили прежние устои, пронесли их через года, чтобы в конце ХХ века возродить прежние традиции и восстановить свои храмы. Вновь действует старообрядческий центр на Рогожском кладбище, возрождены общины при приходских храмах в разных частях города, проходят службы в Никольской церкви у Тверской Заставы, издаются старообрядческие книги и пресса. Старообрядцы были и остаются неотъемлемой частью истории Москвы и её современности.
Старообрядческие общины Москвы
Рогожская старообрядческая община
Рогожская старообрядческая община ведет свою историю с 1771 года, когда за Рогожской заставой было основано кладбище для захоронения старообрядцев, умерших во время эпидемии чумы в Москве. Кладбище получило название Рогожского. Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбу с эпидемией чумы в Москве, Екатерина II разрешила старообрядцам-поповцам строительство вблизи кладбища двух своих храмов. В дальнейшем здесь сложился целый поселок старообрядцев. (Кстати, эти места до сих пор носят название Рогожский поселок.) В 1856 году, в пору гонений на старообрядцев, богослужения в храмах Рогожской общины были прекращены, и алтари храмов были опечатаны. Церковные службы были возобновлены лишь в 1905 году. В 1911 году при Рогожской общине был открыт особый старообрядческий богословско-учительский институт. В 1920-30-х годах Рогожская община подверглась гонениям, однако сумела выжить и существует и поныне. Адрес комплекса старообрядческой Рогожской общины — Рогожский поселок, 29. Добраться сюда довольно просто на общественном транспорте от станции метро Марксистская.
Первое, что поражает каждого пришедшего сюда, — это церковь-колокольня Воскресения Христова. Построенная в 1906-1912 годах по проекту архитектора Ф.И. Горностаева колокольня является одним из самых необычных храмов Москвы. Кстати, эта колокольня всего на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, т.е. её высота около 80 м. В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения была закрыта. Церковь была вновь открыта в 1947 году, но уже под именем Успенской. В 1990 году на колокольню подняли 260-пудовый колокол, снятый с нее в начале 1930-х годов, и колокольня вновь заговорила. Главным храмом Рогожской старообрядческой общины является Покровский собор. Покровский собор был построен в 1790-1792 года по проекту архитектора М.Ф.Казакова. Внутри собора находится богатейшее собрание старинных русских икон. Церковь Рождества Христова была построена в 1804 году по проекту И.Д. Жукова. В 1929 году церковь была закрыта. Ее здание было перестроено, была снесена вся верхняя часть храма. В здании церкви Рождества Христова в разное время размещались столовая, склад, фабрика и даже база игральных автоматов. В настоящее время здание передано старообрядческой общине, началась его реставрация.
К югу от церкви Рождества Христова находится небольшое здание, которое является резиденцией старообрядческого митрополита Московского и всея Руси. Кстати, в настоящее время старообрядческим митрополитом Москвы и всея Руси является Алимпий. На территории Рогожского поселка находится и Никольская церковь (церковь Николая Чудотворца). Никольская церковь была построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской старообрядческой общине. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам. (Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви.) Современный вид Никольская церковь приняла после перестройки 1863-1866 годов. Сейчас это православная церковь.
Преображенская старообрядческая община
Преображенская старообрядческая община также ведет свою историю с 1771 года, когда во время эпидемии чумы старообрядцам-беспоповцам под кладбище были переданы земли за Преображенской заставой. В дальнейшем около этого кладбища, получившего название Преображенского, и сложилась Преображенская община старообрядцев-беспоповцев. Основателем этой общины считается купец И.А. Ковылин. В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками. В 1811 году была возведена Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения креста Господня). В 1876-79 годах была возведена колокольня Успенской церкви.
При Николае I, в период притеснения старообрядцев, в 1854 году Успенская церковь была преобразована в единоверческую. Здесь был освящен придел св.Николая, по которому церковь стали называть Никольской. В 1866 году на территории мужской обители был создан Никольский единоверческий монастырь. Оставшаяся у старообрядцев обитель стала называться Преображенским богадельным домом. После Октябрьской революции Никольский единоверческий монастырь был закрыт, в помещениях монастыря разместились различные учреждения. В 1930-е годы была уничтожена значительная часть стен, окружавших обители. Часть территории бывшего монастыря была передана Преображенскому кладбищу. Существенно пострадала и старообрядческая община. Например, и сейчас часть территории бывшего Преображенского богадельного дома занимает Преображенский рынок. В настоящее время Преображенская старообрядческая община вновь возродилась. Сейчас она занимает почти все корпуса бывшего Преображенского богадельного дома и Крестовоздвиженскую церковь. Адрес Преображенской общины: Преображенский вал, дом 17. Успенская (Никольская) церковь, имеющая адрес Преображенский вал, дом 25, в настоящее время разделена на две части: старообрядческую и православную.