Литургия оглашенных: как проходит, смысл и цель, советы священников

Христианство, как и любая другая состоявшаяся и оформившаяся религия, имеет большое количество обрядов. Они позволяют пастве ощущать себя частью чего-то важного и стремиться к этому всеми своими помыслами и поступками. Богослужения и обряды в православии и католицизме имеют много общего, но и различий между ними немало. Обычно новичкам, которые только пришли к Богу, они становятся заметны не сразу, так как воцерковление является долгим процессом, во время которого постепенно раскрывается смысл всех таинств и обрядов. Однако даже те прихожане, которые считают неизменной частью своей жизни посещение богослужений, не всегда могут объяснить их смысл, рассказать о значении и перечислить чинопоследование. Литургия оглашенных – это церковная служба, кажущаяся одной из самых сложных для понимания православных. Многие даже не могут сказать, когда она начинается и чем заканчивается. Но на самом деле литургия оглашенных является важной частью коллективного служения Богу в христианстве и имеет свою историю становления, обращающую нас к временам, когда последователи религии подвергались массовым гонениям. Сегодня мы подробно расскажем о данной литургии и отдельно выделим все ее этапы.

Литургия: обратимся к терминологии

Для того чтобы начать рассказывать читателям непосредственно о литургии оглашенных, важно иметь некоторое представление о православной терминологии. В первую очередь давайте разберем, что именно представляет собой данное богослужение.

Слово «литургия» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «общее дело», что как нельзя лучше характеризует суть этого действа. С тех времен, когда христианство переживало этап становления, богослужения носили коллективный характер. Изначально это было единственной возможностью вознести хвалу Творцу и получить знания о христианстве.

Сегодня в литургии тоже участвует множество человек. Их можно условно разделить на четыре категории:

  • священнослужитель, ведущий службу;
  • диаконы;
  • хористы;
  • прихожане.

Действия всех участников богослужения обычно довольно слажены и подчинены определенным правилам. При этом многие прихожане считают себя всего лишь слушателями молитвы, что является в корне неверным отношением к литургии. Ведь обычные люди, пришедшие в храм, не могут быть пассивными зрителями всего происходящего у алтаря. Они принимают во всем непосредственное участие. И особенно это касается молитвы. Ведь в христианстве коллективную молитву наделяют особенной силой. На подобных службах нужно обращаться к Богу не только со своими проблемами и заботами, но и вникнуть в слова священника, чтобы в едином порыве обратить к Творцу свое сердце. В такие моменты на всех молящихся нисходит истинное благословение.

Ранее считалось, что без подобных молитв невозможно свершить таинство причастия, так как хлеб и вино не превратятся в кровь и тело Христовы. Впрочем, и по сегодняшний день во многих храмах к литургии оглашаемых осталось такое же отношение. Отчасти его можно считать верным, но все же данное богослужение имеет и другой смысл. В первую очередь его нужно воспринимать как важную часть Великой литургии, которая может быть как повседневной, так и праздничной.

Малый вход

Во время пения третьего антифона начинается малый вход с Евангелием.

Священник читает также следующую молитву.

Влады́ко Гóсподи Бóже наш, устáвивый на небесе́х чины́ и вóинства Ангел и Архáнгел в служе́ние Твоея́ слáвы! Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти, сослужáщих нам и сославослóвящих Твою блáгость.

Яко подобáет Тебе́ вся́кая слáва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки векóв. Ами́нь.

Прихожане слышат лишь последнюю её часть, произносимую громко.

Устáвивый — «установивший».

Сотвори́ со вхóдом нáшим вхóду святы́х Ангелов бы́ти — «сделай, чтобы вместе с нашим входом был вход святых Ангелов».

Диакон возглашает:

Прему́дрость, прóсти! — «Премудрость! Встаньте прямо!» Церковнославянское слово премудрость также значит «поучение». Эти слова произносятся перед важными моментами богослужения, на литургии оглашенных — перед пением Трисвятого, чтением Апостола и Евангелия.

Хор поёт:

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спаси́ ны, Сы́не Бóжий, воскресы́й из ме́ртвых, (на буднях — во святы́х ди́вен Сый) пою́щия Ти: Аллилу́ия.

Ны — «нас».

Сый — «есть».

Следом звучат тропари и кондаки праздника, а также святого покровителя того храма, где совершается литургия. В это время священник про себя читает молитву:

Бóже Святы́й, и́же во святы́х почивáяй, и́же трисвяты́м глáсом от Серафи́мов воспевáемый и от Херуви́мов славослóвимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, создáвый челове́ка по óбразу Твоему́ и по подóбию, и вся́ким Твои́м даровáнием укрáсивый, дая́й прося́щему прему́дрость и рáзум, и не презирáяй согрешáющаго, но полагáяй на спасе́ние покая́ние, сподóбивый нас, смире́нных и недостóйных раб Твои́х, и в час сей стáти пред слáвою святáго Твоегó же́ртвенника, и дóлжное Тебе́ поклоне́ние и славослóвие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны блáгостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние вóльное же и невóльное, освяти́ нáша ду́ши и телесá, и даждь нам в преподóбии служи́ти Тебе́ вся дни животá нáшего, моли́твами святы́я Богорóдицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.

Полагáяй на спасе́ние покая́ние — «назначивший для спасения покаяние».

В преподóбии — «в святости».

Краткое описание

Когда мы говорим о богослужениях в православии, то практически на сто процентов мы имеем в виду византийский обряд. Он возник почти на заре христианства и состоит из нескольких частей, одной из которых и является литургия оглашенных.

Главной целью византийского обряда считается подготовка верующего к причащению. Он должен еще раз вспомнить все основы христианства, моменты из земной жизни Христа и о его страданиях при распятии. Церковь за ограниченный временной интервал объясняет прихожанам, зачем Бог послал Сына своего к людям и поясняет важность таинств. Именно таким образом можно вкратце описать суть литургии оглашаемых.

Но почему она названа так? Этот вопрос интересует практически всех, кто недавно пришел к Богу и только знакомится с большинством обрядов. Ответ на него крайне прост. Богослужение, которое принято называть «литургия», является единым действом. Но состоит оно из нескольких частей. Самыми главными и внушительными по времени являются как раз литургия оглашенных и литургия верных. Названия им были даны еще в давние времена, и связаны они с таинством причащения.

Дело в том, что определенная категория прихожан не имеет права принимать участие в данном обряде. К этой группе относятся люди, отлученные от причастия, кающиеся за свершение грехов и те, кто только готовится к крещению. Они могут присутствовать на всем богослужении, кроме его заключительного этапа. На данный период они должны выйти за пределы храма. Сигналом к выходу из церкви служит оглашение священника, поэтому часть богослужения, доступная перечисленной категории людей, и была названа «литургия оглашенных».

Значение литургии

Сегодня эта часть службы недооценивается многими православными, они не понимают ее важности и воспринимают как этап, предшествующий причастию. Однако в Древней Руси ко всем церковным таинствам относились очень серьезно. Сторонний человек, не прошедший долгий подготовительный этап, просто не мог стать христианином. Временной интервал от волеизъявления человека принять православие до самого таинства мог растянуться на годы. Это было особенно характерно для старообрядцев, но и в обычной церкви человек проходил несколько месяцев обучения и лишь потом получал право стать христианином. Процесс знакомства с религией в обязательном порядке включал в себя посещение основных богослужений в качестве активного участника на протяжении всего отведенного духовным наставником на обучение времени.

Литургия оглашенных была единственной возможностью присутствовать на служении, предшествующим причастию. После принятия крещения верующий получал полное право отстоять службу полностью и не выходить из храма после оглашения.

Интересно, что сами священники всегда с удовольствием рассказывают прихожанам о значении литургии с точки зрения церкви. Они говорят о том, что каждый ее этап символичен определенным событиям. К примеру, первые слова богослужения – это своеобразная ангельская песнь, возвещающая человечеству о рождении Сына Божьего. Обязательные пения делают отсыл к проповедям Христа, которые он вел в разное время. Малый вход можно соотнести с путешествием Иисуса по Палестине и проповедованием во всех городах и селах истинной веры. Дальнейшие этапы литургии должны напомнить людям о том, что молиться нужно не только за близких, но и за тех, кто не обрел благодать вечной жизни, не приняв своим единственным богом Всевышнего. Эта категория нуждается в наставлении и указании пути, а значит, молитва сможет стать для них некой путеводной звездой.

В Константинополе и других городах в древности литургии проводились очень пышно. Они сопровождались крестным ходом с массовыми проповедями. Обычно подобные богослужения было принято проводить в качестве благодарности за избавление от эпидемии, в честь окончания войны или как прошение о защите в тяжелые времена. В древности в храме литургия оглашенных проходила не всегда. Довольно часто после крестного хода к дверям церкви люди оставались за ними и слушали службу с улицы. Они считались непосредственными участниками действа, несмотря на место их нахождения. После оглашения двери храма закрывались, и внутри оказывались только те, кто имел законное право принять причастие в таинстве причастия.

Огла­шен­ные в IV–V вв.

Милан­ским эдик­том 313 г. хри­сти­ан­ство было при­знано в Рим­ской импе­рии доз­во­лен­ной рели­гией. Кроме того, оно полу­чило покро­ви­тель­ство св. рав­ноап. импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого и всех его пре­ем­ни­ков за исклю­че­нием Юлиана Отступ­ника. Уже в 380 году импе­ра­тор Фео­до­сий Вели­кий эдик­том Cunctos populus при­знал никей­скую веру, то есть про­воз­гла­шен­ную Первым Все­лен­ским Собо­ром, обя­за­тель­ной для всех под­дан­ных Импе­рии.

Огла­ше­ние, таким обра­зом, про­дол­жало раз­ви­ваться в совер­шенно новых усло­виях. Две стадии огла­ше­ния, о кото­рых гово­рило «Апо­столь­ское пре­да­ние» сохра­ни­лись, однако пре­тер­пели неко­то­рые изме­не­ния. Вслед­ствие того, что вступ­ле­ние в число хри­стиан больше не было опас­ным, но часто давало допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства, число жела­ю­щих стать огла­шен­ными уве­ли­чи­лось. Часто теря­лась воз­мож­ность подробно рас­спра­ши­вать при­хо­дя­щих. В разряд огла­шен­ных могли зачис­лять без допол­ни­тель­ного испы­та­ния через осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием, воз­ло­же­ние рук и закли­на­ние. Они могли посе­щать бого­слу­же­ние, за исклю­че­нием непо­сред­ственно Евха­ри­стии («литур­гии верных»), читать Писа­ние, слу­шать про­по­веди, что заме­няло собой спе­ци­аль­ные заня­тия.

Обыч­ным делом стало затя­ги­вать свое пре­бы­ва­ние в чине огла­шен­ных. Это могло про­ис­хо­дить вслед­ствие того, что к огла­шен­ным не при­ме­ня­лись такие же мораль­ные тре­бо­ва­ния, как к верным, или же по при­чине усто­яв­ше­гося обычая. Так, известно о Кре­ще­нии взрос­лыми отцов Церкви, про­ис­хо­див­ших из хри­сти­ан­ских семей: Вели­ких Кап­па­до­кий­цев, свт. Иоанна Зла­то­уста, блж. Авгу­стина Иппон­ского. Все они, тем не менее, стали со вре­ме­нем про­по­вед­ни­ками ран­него Кре­ще­ния.

Те же, кто желал скорее при­нять Кре­ще­ние, сооб­щали свои имена епи­скопу для записи и только тогда при­сту­пали непо­сред­ственно к под­го­товке, кото­рая окан­чи­ва­лась совер­ше­нием таин­ства в один из глав­ных празд­ни­ков: Пасхи, Пяти­де­сят­ницы, Бого­яв­ле­ния (в зави­си­мо­сти от мест­ного обычая). Такие огла­шен­ные назы­ва­лись «про­све­ща­е­мыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избран­ными» («electi»).

Опи­са­ние подоб­ной прак­тики содер­жится в зна­ме­ни­том «Палом­ни­че­стве» Эгерии, путе­вых замет­ках запад­ной палом­ницы, сде­лан­ных в путе­ше­ствии на Восток. Палом­ни­че­ство было совер­шено во второй поло­вине IV в. и его запись отра­жает огла­си­тель­ную прак­тику Иеру­са­лима. Автор сооб­щает (Палом­ни­че­ство, 45), что запи­сать имя в число кре­ща­е­мых сле­до­вало до начала Четы­ре­де­сят­ницы. Это делал пре­сви­тер, а епи­скоп с нача­лом Поста в при­сут­ствии клира по оди­ночке при­ни­мал всех нахо­дя­щихся в спис­ках вместе с вос­при­ем­ни­ками и рас­спра­ши­вал о них зна­ко­мых. В случае доб­рого сви­де­тель­ства они посту­пали в число «избран­ных». Затем, в тече­ние сорока дней Поста, после утрен­него бого­слу­же­ния гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию огла­шен­ных закли­нали пре­сви­теры, а вслед за этим епи­скоп начи­нал свое поуче­ние для них. Слу­шать его могли только верные и огла­шен­ные, наме­ре­вав­ши­еся при­ни­мать Кре­ще­ние на бли­жай­шую Пасху. Епи­скоп посте­пенно изла­гал Писа­ние «от Бытия» и тол­ко­вал его. Спустя пять недель огла­шен­ные «полу­чали» (слу­шали) символ, а епи­скоп объ­яс­нял его. Каждое заня­тие про­дол­жа­лось в тече­ние трех часов, от пер­вого до тре­тьего часа. На послед­ней неделе Четы­ре­де­сят­ницы огла­шен­ные вновь при­хо­дили к епи­скопу пооди­ночке, «муж со своим отцом, жена – со своею мате­рью», то есть с вос­при­ем­ни­ками, и «воз­вра­щали» (т.е., читали) епи­скопу символ, после чего тот сооб­щал, что после Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ным будут объ­яс­нены также «сокро­вен­ные таин­ства Божии».

Содер­жа­ние Иеру­са­лим­ского огла­ше­ния пока­зы­вают «Огла­си­тель­ные поуче­ния» св. Кирилла Иеру­са­лим­ского. Сохра­ни­лись также огла­си­тель­ные беседы свт. Иоанна Зла­то­уста и Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, содер­жа­щие све­де­ния о непо­сред­ствен­ной под­го­товке ко Кре­ще­нию в Антио­хии. Здесь оно дли­лось трид­цать дней, а огла­шен­ным в боль­шей сте­пени были доступны знания о таин­ствах. Об огла­ше­нии на Западе сооб­щают про­из­ве­де­ния блж. Авгу­стина и свт. Амвро­сия Медио­лан­ского. Здесь мень­шее вни­ма­ние уде­ляли тол­ко­ва­нию сим­вола, а также отсут­ство­вало его «част­ное» чтение перед епи­ско­пом каждым из кре­ща­ю­щихся.

К концу V в. инсти­тут огла­шен­ных начи­нает при­хо­дить в упадок. Это про­ис­хо­дит вслед­ствие того, что боль­шую часть кре­ща­е­мых начи­нают состав­лять мла­денцы, дети хри­сти­ан­ских роди­те­лей. Несмотря на это, в Типи­коне Вели­кой Церкви, то есть бого­слу­жеб­ном уставе храма Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле (X век), огла­ше­ние все еще свя­зы­ва­ется с Вели­ким Постом. И хотя «огла­шен­ными» были в основ­ном дети трех лет от роду, основ­ные обряды огла­ше­ния над ними по-преж­нему совер­ша­лись.

Следы огла­ше­ния сохра­ни­лись и в совре­мен­ном бого­слу­же­нии. Так, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с сере­дины Вели­кого Поста про­из­но­сится особая екте­ния о «иже ко про­све­ще­нию гото­вя­щихся». Молитвы об огла­шен­ных при­сут­ствуют в чине Боже­ствен­ной Литур­гии, и нако­нец, Треб­ник содер­жит «молитву во еже сотво­рити огла­шен­наго», экзор­цизмы, чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, а также чтение сим­вола Веры, что напо­ми­нает о его «воз­вра­ще­нии» в Древ­ней Церкви. Это чино­по­сле­до­ва­ние обычно совер­ша­ется непо­сред­ственно перед таин­ством Кре­ще­ния.

Этапы проведения литургии

В православии существует специальная наука о проведении богослужений – литургика. Литургия оглашенных, согласно ее канонам, состоит из нескольких частей. Каждая имеет свой смысл и подчинена строгой последовательности. Мы изложим все этапы проведения службы в упрощенном и кратком варианте:

  • Проскомидия. Если быть максимально точными, то это еще не сама литургия, а ее преддверие. На данном этапе совершается своеобразное жертвоприношение из хлеба и вина, которые затем будут использованы для причащения прихожан.
  • Великая ектения. Ектении являются важной частью всех церковных богослужений и представляют собой перечень прошений к Господу.
  • Антифоны. Под данным термином скрываются песнопения, которые должны произносить хористы. В древности это делалось посредством двух хоров, расположенных друг напротив друга.
  • Гимн.
  • Малая ектения.
  • Пение.
  • Малый вход.
  • Разъяснение христианской веры. Данный процесс включает в себя чтение Евангелия.
  • Четыре ектении, идущие последовательно друг за другом: сугубая, об умерших, о входе оглашенных и о выходе оглашенных.

Новичкам все перечисленные этапы могут показаться непонятными, а само богослужение — слишком длительным. Сколько литургия оглашенных длится, ответить точно нельзя. Несмотря на то что все ее части подчинены строгому порядку и четко регламентированы, каждый священнослужитель вкладывает в нее всю свою душу и веру в Бога. Поэтому возможны серьезные расхождения по времени служения Всевышнему.

Молитва перед чтением Евангелия

Читается отрывок из Апостола и Евангелия, положенный в этот день года, предваряемый прокимном и аллилуиарием (идущим вместе с многократным пением «аллилуия») — короткими стихами какого-либо псалма. Выбор стиха из псалма зависит от дня недели, праздника, а также гласа, на который поочерёдно поются песнопения.

Перед чтением Евангелия священник также неслышно читает молитву:

Возсия́й в сердцáх нáших, человеколю́бче Влады́ко, Твоегó Богоразу́мия нетле́нный свет, и мы́сленныя нáши отве́рзи óчи, во Евáнгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние. Вложи́ в нас и страх блаже́нных Твои́х зáповедей, да плотски́я пóхоти вся попрáвше, духóвное жи́тельство прóйдем, вся, я́же ко благоугожде́нию Твоему́, и му́дрствующе и де́юще. Ты бо еси́ просвеще́ние душ и теле́с нáших, Христе́ Бóже, и Тебе́ слáву возсылáем, со безначáльным Твои́м Отце́м, и пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв. Ами́нь.

Мы́сленныя — то есть духовные.

Жи́тельство — «жизнь».

Вся, я́же — «всё, что».

Му́дрствующе — «думая».

Де́юще — «делая».

Диакон же возглашает:

Благослови́, влады́ко, благовести́теля святáго апостóла и евангели́ста (имя евангелиста). — «Благослови, владыка, возвещающего благовестие святого апостола и евангелиста (имя евангелиста)».

Священник:

Бог, моли́твами святáго, слáвнаго, всехвальнáго апóстола и евангели́ста (имя), да даст тебе́ глагóл, благовеству́ющему си́лою мнóгою, во исполне́ние Евáнгелиа Возлю́бленнаго Сы́на Своегó, Гóспода нáшего Иису́са Христá.

Глагóл — «слово, дар слова».

Во исполне́ние Евáнгелиа — «для исполнения Евангелия».

Самые распространенные вопросы, касающиеся литургии

Очень часто прихожане, только вставшие на путь веры, стесняются задавать вопросы о богослужениях. В итоге они теряют интерес к этим важным действиям и подчас пропускают значимые этапы, которые в будущем сделали бы их сильнее и крепче духом.

Нередко интерес вызывает то, какая литургия важнее – праздничная или ежедневная. По данной теме не может быть двух ответов. В православии любое обращение к Богу – это важное и значимое действие. А принятие участия в общей молитве, которую и представляет собой в некотором смысле литургия, придает человеку духовных сил и укрепляет его в вере. Поэтому обязательно выделите время и примите участие в этом действе, которое очень важно для каждого христианина. При этом не стоит разделять литургии между собой по значимости.

Когда дело касается воцерковленных людей, которые не так давно пришли в лоно церкви, то для них характерна ошибка, связанная с разделением одного богослужения на части по степени важности. Литургия оглашенных и литургия верных при таком подходе считаются разными. Первая крещеными людьми воспринимается как необязательная для присутствия. А вторая, после которой и происходит причащение, считается крайне важной. Священники выступают категорически против подобного подхода к служению Богу. Они утверждают, что литургия оглашенных является подготовительным этапом к таинству, а потому пропускать ее ни в коем случае нельзя.

Для того чтобы читателям было проще понять основную суть литургии и принимать в ней осознанное участие, мы дадим некоторые разъяснения к ее самым важным этапам.

Огла­шен­ные в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В XX в. инте­рес к древ­ней прак­тике огла­ше­ния возрос как на Западе, так и на Востоке. После паде­ния Совет­ской власти в России мно­го­кратно воз­росло число жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одно­вре­менно появи­лась воз­мож­ность раз­ви­тия рели­ги­оз­ного про­све­ще­ния. Вслед­ствие этого стали появ­ля­ется мно­го­чис­лен­ные курсы кате­хи­за­ции и под­го­товки кате­хи­за­то­ров. В насто­я­щее время поло­же­ние огла­шен­ных регу­ли­ру­ется при­ня­тым в 2011 г. поло­же­нием «О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви». Непо­сред­ственно огла­ше­нию в нем посвя­щен первый пара­граф вто­рого раз­дела. Огла­ше­ние опре­де­ля­ется как «сово­куп­ность бесед и настав­ле­ний гото­вя­щимся при­нять Святое Кре­ще­ние». Огла­шен­ными могут стать жела­ю­щие при­нять святое Кре­ще­ние старше семи лет. В случае Кре­ще­ния мла­денца огла­си­тель­ные беседы про­во­дятся для его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, что в какой-то сте­пени застав­ляет вспом­нить визан­тий­скую прак­тику. В случае Кре­ще­ния в смер­тель­ной опас­но­сти огла­ше­ние может быть совер­шено после Кре­ще­ния. Про­дол­жи­тель­ность пери­ода огла­ше­ния опре­де­ляет свя­щен­ник или кате­хи­за­тор.

Доку­мент также опре­де­ляет при­мер­ное содер­жа­ние огла­ше­ния. Беседы (не менее двух) должны позна­ко­мить огла­шен­ного с Сим­во­лом веры, неко­то­рыми отрыв­ками из Свя­щен­ного Писа­ния, осно­вами хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и бого­слу­жеб­ной жизни Церкви. От огла­шен­ного тре­бу­ется вера и пока­я­ние, а также осо­зна­ние смысла таин­ства Кре­ще­ния. Доку­мент также выра­жает надежду на воз­рож­де­ние древ­ней прак­тики Кре­ще­ния нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и в Вели­кую Суб­боту ради уча­стия в таин­стве всей общины, в кото­рую всту­пает ново­кре­щен­ный.

При­ме­ча­ния:

Афа­на­сьев Н., про­то­пресв. Вступ­ле­ние в Цер­ковь. Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. Писа­ния мужей апо­столь­ских. Пре­ди­сло­вие к «Учению Две­на­дцати Апо­сто­лов. Писа­ния мужей апо­столь­ских. Дидахи. Пан­те­леев А. Д. Ранние муче­ни­че­ства. Пере­воды, ком­мен­та­рии, иссле­до­ва­ния. Иустин Фило­соф. Апо­ло­гии. Иоанн (Попов), мч. Кон­спект лекций по патро­ло­гии. Тер­тул­лиан. О Кре­ще­нии. Апо­столь­ское пре­да­ние // Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Т. 3. (https://www.pravenc.ru/text/75758.html). Афа­на­сьев Н., про­то­пресв. Вступ­ле­ние в Цер­ковь. Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. Этерия (Силь­вия Акви­танка). Палом­ни­че­ство по святым местам конца IV века. Кирилл Иеру­са­лим­ский, свт. Поуче­ния огла­си­тель­ные и тай­но­вод­ствен­ные. Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. Огла­ше­ние // Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия Т. 52 С. 382. Там же. О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Там же.

***

«Слово κατηχούμενοι, нахо­дя­ще­еся в Свя­щен­ном Писа­нии (Рим.2:18; Гал.6:6; ср. Деян.18:25; 1Кор.14:19), обо­зна­чает тех лиц, кото­рые, чтобы быть при­ня­тыми в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь, должны изу­чать хри­сти­ан­ское учение (Мф.28:19; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Сле­до­ва­тельно, это были, так ска­зать, кан­ди­даты на кре­ще­ние. Обу­че­ние хри­сти­ан­скому учению назы­ва­лось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учи­тель лиц, гото­вя­щихся к кре­ще­нию, назы­вался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где про­ис­хо­дило обу­че­ние, назы­ва­лось κατηχουμενείον. Огла­шен­ные, или кати­ху­мены, раз­де­ля­лись обычно на несколько раз­ря­дов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы при­дер­жи­ва­емся мнения сред­не­ве­ко­вых гре­че­ских ком­мен­та­то­ров: Зонары, Валь­са­мона, Ари­стина и Матфея Вла­старя, кото­рые под­раз­де­ляют их на два раз­ряда. В тол­ко­ва­нии дан­ного Никей­ского пра­вила Ари­стин гово­рит: “есть два рода огла­шен­ных, одни – только что всту­пив­шие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, кото­рые сде­ла­лись более совер­шен­ными (τελεώτεροι), так как доста­точно обу­чены исти­нам веры.” То же гово­рят Зонара и Валь­са­мон в тол­ко­ва­нии 5‑го пра­вила Неоке­са­рий­ского Собора и то же повто­ряет в тол­ко­ва­нии этого пра­вила Ари­стин. Ссы­ла­ясь на тол­ко­ва­ния упо­мя­ну­тых ком­мен­та­то­ров, то же гово­рит и Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме. Сле­до­ва­тельно, огла­шен­ные раз­де­ля­ются на два раз­ряда. Когда какой-либо языч­ник или еврей заяв­лял о своем жела­нии всту­пить в число огла­шен­ных, то он должен был обра­титься к какому-либо хри­сти­а­нину из мирян или же к диа­кону, кото­рый, руча­ясь за его доброе наме­ре­ние, при­во­дил его к под­ле­жа­щему пре­сви­теру или епи­скопу (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32). Епи­скоп или пре­сви­тер, убе­див­шись в добром наме­ре­нии тако­вого, читал ему пред­пи­сан­ную молитву, осенял его кре­стом и вводил его в первый разряд огла­шен­ных, кото­рым пре­по­да­ва­лись первые истины хри­сти­ан­ского учения. Они назы­ва­лись άκροώμενοι (audientes), так как им раз­ре­ша­лось при­хо­дить в цер­ковь к литур­гии и слу­шать чтение Свя­щен­ного Писа­ния и Еван­ге­лия, после чего они тотчас должны были выхо­дить из храма. В первом раз­ряде огла­шен­ные обык­но­венно оста­ва­лись три года (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32), хотя это время могло быть сокра­щено или про­дол­жено сооб­разно с усер­дием и пове­де­нием дан­ного лица. В тех слу­чаях, когда кати­хит видел, что его уче­ники доста­точно озна­ком­лены с началь­ными све­де­ни­ями из хри­сти­ан­ского учения и что они достойны по своему доб­рому пове­де­нию, он раз­ре­шал им перейти во второй разряд огла­шен­ных, где послед­ним обширно изла­га­лось хри­сти­ан­ское учение и осо­бенно изъ­яс­нялся со всеми подроб­но­стями символ веры. Они назы­ва­лись έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с вер­ными и после Еван­ге­лия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что пре­кло­няли колена, когда им во время литур­гии чита­лась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оста­ва­лись в церкви до тех пор, пока диакон во время литур­гии не обра­щался к ним со сло­вами: “огла­шен­ные изы­дите,” после чего они уда­ля­лись из храма. Про­дол­жи­тель­ность их пре­бы­ва­ния на этой сте­пени также зави­села от их усер­дия к учению и от их пове­де­ния. Огла­шен­ным пер­вого и вто­рого раз­ряда в церкви было отве­дено место вместе с каю­щи­мися второй сте­пени, т.е. в при­творе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назна­чен­ным для кре­ще­ния (κολυμβήθρα), близ глав­ного входа в цер­ковь». Пра­вила Святой Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Епи­скопа Нико­дима (Милаша). Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров Свя­того Пер­вого Все­лен­ского Собора, Никей­ского. Тол­ко­ва­ние на Пра­вило 14

Начало литургии

После проскомидии священник и диакон начинают подготовку прихожан к таинству причастия. Первыми словами литургии являются молитвы о призвании Святого Духа. Произносятся они священником и диаконом по очереди. Им вторят хористы. Паства обычно повторяет только последние слова текста, представляющие собой некую печать, подтверждающую и закрепляющую сказанное.

Считается, что во время литургии всем происходящим руководит сам Господь. А участники действа являются его помощниками. Причем здесь неважен статус человека – священники и рядовые прихожане равны перед Богом.

Далее наступает черед великой ектении. Она должна проводиться только в благостном расположении духа, поэтому священник начинает ее с молитвы, призванной вселить мир в сердца прихожан. В христианстве категорически запрещено приносить любые жертвоприношения Господу, в число которых входит и молитва, находясь в гневе или раздраженном состоянии.

Молитва читается в несколько этапов, каждый включает в себя определенные прошения. В процессе священник охватывает практически все сферы жизни человека, особый упор делается на духовное прозрение. Также просится милость на всех молящихся и саму церковь. Кроме уже перечисленных моментов важным считается прошение о благословении. Именно во время литургии благодать Божья спускается на всех принимающих в ней участие.

Сугубая ектения

После чтения Евангелия диакон произносит сугубую ектению — «усиленное, или особое, прошение».

Рцем вси от всея́ души́, и от всегó помышле́ния нáшего рцем.

Рцем — «говорим». Это значит, что в молитве должны участвовать все пришедшие на богослужение.

Поми́луй нас, Бóже, по вели́цей ми́лости Твое́й, мóлимтися, услы́ши и поми́луй.

Вели́цей — «великой».

Мóлимтися = молимся Ти, т.е. «молимся Тебе».

Еще́ мóлимся о блаже́нных и приснопáмятных создáтелех святáго хрáма сегó, и о всех преждепочи́вших отце́х и брáтиях, зде лежáщих и повсю́ду правослáвных.

Отце́х — «отцах».

Зде — здесь.

Еще́ мóлимся о плодонося́щих и доброде́ющих во святе́м и всечестне́м хрáме сем, труждáющихся, пою́щих и предстоя́щих лю́дех, ожидáющих от Тебе́ вели́кия и богáтыя ми́лости.

Плодонося́щих — «приносящих плоды (добрых дел)».

Труждáющихся — «трудящихся».

В это время священник тихо совершает Молитву прилежного моления.

Гóсподи Бóже наш, приле́жное сие́ моле́ние приими́ от Твои́х раб, и поми́луй нас, по мнóжеству ми́лости Твоея́, и щедрóты Твоя́ низпосли́ на ны и на вся лю́ди Твоя́, чáющия от Тебе́ богáтыя ми́лости.

Щедрóты — «милости».

На ны — «на нас».

И громко произносит её завершительные слова:

Яко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ слáву возсылáем, Отцу́, и Сы́ну, и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв.

Антифоны

Пение – это неотъемлемая часть служения Господу. Но оно имеет некие различия в зависимости от того, какая служба ведется. Во время литургии значительное внимание уделяется антифонам. Они представляют собой псалмы, поющиеся целиком или группами по нескольку стихов. Отличительной особенностью антифонов от других песнопений является манера их исполнения. Петь псалмы должны оба хора попеременно.

Это создает особую атмосферу, которая наполняет храм прославлением Бога. Антифоны полностью состоят из прославляющих текстов, и когда пение идет со всех сторон, на молящихся снисходит особая благость, наполняющая их сердца и души любовью к Господу.

Интересно, что изначально антифоны были самостоятельными песнопениями. Их часто исполняли прихожане, направляющиеся в храм. Затем их начали использовать во время крестных шествий до начала литургии.

И лишь с течением времени они стали полноценной часть богослужения. Сегодня довольно сложно представить литургию без этих восхвалений, чередующихся с молитвой.

Сразу отметим, что хор поет несколько антифонов. Они сочетаются с малой ектенией и молитвой священнослужителя. Когда поется первый антифон, служитель церкви читает молитву о защите всех православных, и в частности тех, кто относится к прихожанам данной церкви. Параллельно читается малая ектения, к словам которой присоединяются все присутствующие в едином порыве.

Второй антифон полностью посвящен Сыну Божьему. В песнопениях рассказывается о том, как в Иисусе Христе слилось божественное и человеческое начало, что позволило ему возлюбить всех людей без исключения и отдать за них свою жизнь. Параллельно священник читает молитву о даровании вечной жизни и благословений. Сразу после нее произносится еще одна малая ектения.

Третий антифон посвящен заповедям Божьим. В песнопениях славится Господь, который мудро рассудил, дав людям свод правил, согласно которым они смогут жить праведно. Обычно на данном этапе происходит малый вход.

Великая ектения

Затем диакон произносит великую ектению́ (по-гречески — «усиленное прошение»): Ми́ром Го́споду помо́лимся.

Слово мир также имеет значение «вселенная» и более узкие: «род человеческий» и «община верующих» (сравните с современным миряне). Было и другое слово «мир» — то самое, которое священник произносит в возгласе Мир всем! и которое мы слышим в последующих словах диакона на великой ектении: О свы́шнем ми́ре и спасéнии душ нáших Гóсподу помóлимся, о ми́ре всегó ми́ра — со значением «умиротворение, мирность духа». Для удобства в различении этих слов-омонимов в церковнославянской грамматике даже ввели правило: мир как «вселенная» писалось через і (и краткое), а мир как «умиротворённость» — через и обычное. Таким образом, диакон призывает к молитве членов христианской общины, собравшихся в этом храме, а в перспективе — всех людей во вселенной.

О свы́шнем ми́ре, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.

О свы́шнем ми́ре — не просто о мирном состоянии духа, а о мире, ниспосланном свыше, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й — «твёрдом (добром) стоянии». Церквями раньше называли не каменное или деревянное здание для молитвы, а христианскую общину. Таким образом, это молитва об укреплении христиан в вере.

О святе́м хрáме сем и с ве́рою, благогове́нием и стрáхом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.

В онь — «в него».

О грáде сем, вся́ком грáде, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.

Град — «город». В сельских храмах произносят «о веси сей», а в монастырях — «о святей обители сей». «Весь» по-церковнославянски значит село, небольшой посёлок.

О благорастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных Го́споду помо́лимся.

О благорастворе́нии возду́хов — «о хорошей погоде».

Вре́менех ми́рных — «мирных временах».

О избáвитися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

О избáвитися нам — «о том, чтобы нам избавиться».

Ну́жда — «опасность, мучение, беда».

Сáми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш Христу́ Богу предади́м.

Живо́т — «жизнь».

Малый вход: описание и значение

Еще в процессе исполнения псалмов хором священнослужитель заходит за алтарь. Через несколько минут он выходит оттуда с Евангелием и обходит всех присутствующих. Параллельно читается молитва, к которой присоединяются и прихожане. Все действия в совокупности направлены на прославление деяний Господа.

Интересно, что малый вход имеет два значения – духовное и практическое. Второе пришло к нам с тех времен, когда религия только проходила этап становления. Дело в том, что Евангелие – это очень ценная книга, иметь которую могли далеко не все простые люди. Даже церковь получала ее нередко в качестве бесценного дара от обеспеченного прихожанина. Хранилась книга в определенном месте и зачастую не в храме. Это могло уберечь ее от кражи в случае разграбления церкви врагами. Поэтому во время литургии Евангелие торжественно вносилось в храм для чтения перед всеми собравшимися.

Также малый вход имеет и духовное или символическое значение. Считается, что он изображает собой явление церкви как таковой для прославления Господа.

Трисвятое

Диакон говорит, обратившись к священнику: Благослови, владыко, вре́мя Трисвятáго.

А затем возглашает: Гóсподи, спаси́ благочести́выя и услы́ши ны! И во ве́ки векóв! Последняя часть возгласа относится к завершительным словам молитвы священника, произносимым уже громко:

Яко свят еси́, Бóже наш, и Тебе́ слáву возсылáем, Отцу́, и Сы́ну, и Святóму Ду́ху, ны́не и при́сно.

Время Трисвятáго — не просто время произнести эту молитву, а момент, когда призываемый Господь, Святая Троица, невидимо нисходит к молящимся Своей благодатью.

Затем звучит сама молитва «Трисвятое», часто повторяемая за богослужением Церкви. Её с тремя поклонами повторяют вместе с хором священник, диакон и все молящиеся.

Святы́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас.

Крéпкий — «Сильный, Всемогущий».

Безсмéртный — «Вечный».

Затем следует диалог диакона и священника.

Диакон: Повели́, влады́ко.

Иерей: Благослове́н гряды́й («грядущий, приходящий») во и́мя Госпóдне.

Диакон: Благослови́, влады́ко, Гóрний престóл.

Иерей: Благослове́н еси́ на престóле слáвы Цáрствия Твоегó, Седя́й («восседающий») на Херуви́мех, всегдá, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв.

Заключительные ектении

В конце литургии оглашенных священнослужитель читает несколько ектений. Сугубая посвящена молитвам о главах православной церкви. Следующая за ней – заупокойная, посвященная поминовению всех ушедших из этого мира православных. Однако стоит иметь в виду, что по воскресным и праздничным дням она пропускается. Заключительным этапом данной литургии является ектения об оглашенных. Во время ее прочтения даются пояснения к таинству крещения и значению подготовки к нему. После окончания текста священнослужитель требует оглашенных покинуть храм. Таким образом, литургия для них заканчивается.

Малая ектения

Затем звучит малая ектения, названная так потому, что в ней звучит меньшее количество прошений, чем в великой (по-церковнославянски «большой») ектении.

Пáки и пáки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Пáки — «снова, ещё».

Священник произносит возглас:

Я́ко Твоя́ держáва и Твое́ есть Цáрство, и си́ла, и слáва, Отцá и Сына и Святáго Ду́ха, ныне и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Держáва — «власть».

«Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова

В последние годы интерес к православной церкви среди людей значительно возрос. В городах и селах возрождаются храмы, люди крестятся и венчаются, а деятели искусства ставят даже спектакли на тему христианства.

Еще в девяностые годы прошлого века постановка в театре Алексея Рыбникова — «Литургия оглашенных» — наделала много шума. Она соединила в себе божественное и обыденное, тем самым доказав, что церковь неотделима от людей. Сегодня по мотивам постановки создан фильм, не менее интересный и необычный, чем спектакль.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]