Что такое Причастие в церкви, как к нему подготовиться, как происходит Таинство Причастия? Зачем нужно причастие и кому оно запрещено?

В данной статье мы рассмотрим интересную информацию о таинстве, Таинстве Причастия. Подробно разберем этот древний ритуал, который сохранился и важен даже сегодня.

Причастие – это таинство для души крещеного и верующего человека. Каждого из нас ежедневно преследуют искушения, грехи, которым сложно не поддаться. Осознав свои ошибки, душевно почувствовав нужду в очищении, подсознание подталкивает пойти в Церковь на встречу к Господу попросить прощения, исповедоваться. К этому священному Таинству надлежит тщательно подготовиться, чтобы причащение было направлено на очищение души и тела.

Что такое Таинство Причастия?

Что такое Причастие? Причастие – дар Бога людям. Суть дара – возможность быть ближе к Христу, быть с ним как с другом в самых тесных отношениях. Обычай вкушения просфоры с вином как способ соединения с Богом — очень древний. Таинство причащения Христос ввел в Великий Четверг, за день до распятия, за 3 дня до Воскресения.

Установил Он это таинство на Тайной Вечери, то есть во время последнего ужина с учениками. На том ужине он освятил чашу, хлеб и вино. На Причастии получают частичку Бога — просфору и вино, символизируя Тело и Кровь самого Господа. Сложился обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них — женщины. Возле чаши не крестятся, чтобы случайно не задеть и не опрокинуть ее.


Причастие — это дар Божий

Важное в таинстве Причащения соединение с Богом. Причащаясь Телом и Кровью нашего Спасителя от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом. Молитва в храме повод проявить признак своего дружелюбия к друзьям Христа. Что такое Причастие в церкви можно понять только побывав на нем.

Сейчас большинство людей крещены, но не просвещены, то есть не имеют базовых знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно приводит его земная суматоха. Душа человека желает духовного общения, но ищет, порой, его совсем не там, ищет рая, но часто ошибается в своем поиске.

Таинство причащения (Евхаристия)

Первоначально Евхаристия была совершена следующим образом.

1

. Иисус Христос взял хлеб в Свои Пречистые руки, возвел очи горе (то есть вверх) и воздал Небесному Отцу хвалу и благодарение.

2

. Господь разломил хлеб на части и дал его ученикам со словами:
«Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов
«36.

3

. Ученики, получив Хлеб от Господа, вкусили Его.

4

. Спаситель взял Чашу с вином и, согласно апостольскому преданию, растворил его водой.

5

. Воздав благодарение Своему Отцу, Христос сказал ученикам: »
Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов
«37.

6

.
И пили из нее все
(Мк. 14; 23).

Вопрос о том, как располагались на Тайной Вечери Учитель и ученики евангелистами не обсуждается. Но некоторые заключения об этом исходя из контекста сделать можно. Нужно только иметь в виду несколько фактов.

1

. Схема, по которой расставлялись столы для вечери, представляла собой «триклинию» – три стола, стоящие в виде подковы.

2

. Во времена Христа полагалось возлежать у стола (на особом ложе) на левом локте, чтобы иметь правую руку свободной; кроме того, евангельская притча (См.: Лк. 14; 7

11) свидетельствует, что евреями соблюдался обычай занимать места в известной последовательности.

3

. Уйти до окончания вечери, никого не беспокоя, можно было только с определенных мест, так как на большинстве других мест ученики возлежали «в затылок друг другу».

4

. Все евангелисты свидетельствуют о том, что Иуда свободно ушел, не дожидаясь окончания вечери, после того как Господь подал ему кусок хлеба, омоченный в солило.

Исходя из этих фактов, естественно предположить, что ближе всех ко Христу должны были быть самые любимые Его ученики и Иуда. Евангельские тексты не противоречат той версии, что наиболее близко к Спасителю возлежали трое: Иоанн, Петр и Иуда Предатель.

Архимандрит Киприан (Керн) пишет по этому поводу: «Наиболее для нас авторитетный и исторически верный Лагранж так и предполагает: Иоанн – одесную Господа, Петр скорее всего – одесную Иоанна, Иуда – поблизости от Господа, во главе другого ряда возлежащих учеников и так, чтобы он мог бы легко уйти, никого не беспокоя. Все предположения об остальных местах Лагранж считает просто праздными и тщетными».

Во времена апостольские
Евхаристия
оставалась вечерей, хотя ритуал пасхальной вечери для нее не совершался, а использовались более простые ее формы: субботняя или даже обычная. В такой форме совершение
Евхаристии
осуществлялось приблизительно до середины II века. Свидетельство об этом есть в письме Плиния к Траяну (между 111–113 гг.) о вифинских христианах.

После дня Пятидесятницы новоначальные христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

(Деян. 2; 42).

История сохранила для нас изложение древнего ритуала Евхаристии,

которое дано в 9-й и 10-й главах «Учения двенадцати апостолов» (Дидахе). В 14-й главе этого памятника
I – начала II веков
даются общие наставления о
Евхаристии
: «В Господень день, то есть в воскресенье, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, предварительно исповедав свои грехи, чтобы жертва ваша была чистой. Всякий имеющий недоразумение с братом да не сходится с вами до тех пор, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась ваша жертва. Ибо Господь сказал о ней: на всяком месте и во всякое время приносите Мне жертву чистую, ибо Я Царь велик, и Имя Мое хвально среди народов». Есть там и такое указание: «Никто да не вкушает, да не пьет от вашей
Евхаристии
, но лишь крещенные во Имя Господне, ибо об этом Господь сказал: не давайте святыни псам».

Как в древнееврейской Мишне были различные благодарения, так были они и в чине Евхаристии.

1

.
Над чашей:
Благословляем Тебя, Отче наш, за святую Лозу Давида, отрока Твоего, Которую Ты явил нам чрез Своего Отрока Иисуса. Тебе слава во веки.

2

.
Над хлебом:
Благословляем Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты явил нам чрез Своего Отрока Иисуса. Тебе слава во веки. Как этот хлеб был рассеян по холмам и был собран в одно, так да соберется Церковь Твоя от пределов земли во Твое Царство. Ибо Твоя слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.

3

.
После совершения Евхаристии:
Благословляем Тебя, Отче Святый, за Святое Твое Имя, Которое Ты вселил в наших сердцах, и также за ведение, веру и бессмертие, которые Ты явил нам чрез Своего Отрока. Тебе слава во веки. Ты, Господи, Вседержитель, сотворил все ради Имени Твоего, подал людям пищу и питие, нам же Ты, чрез Своего Отрока, даровал духовную пищу и питие, и вечную жизнь. За все благословляем Тебя, особенно же за то, что Ты Всемогущ. Тебе слава во веки. Помяни, Господи, Церковь Твою, чтобы избавить ее от всякого зла и усовершить ее в любви Твоей, собери ее освященную (Тобою) от четырех ветров во Твое Царство, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя сила и слава во веки. Да приидет благодать и прейдет этот мир. Осанна Богу Давида. Кто свят, тот да подходит, а кто нет, да кается. Маран афа (Господь наш грядет). Аминь. Пророкам позволяйте благодарить, сколько они хотят.

К 150–155 годам

относится подробное описание чинопоследования Литургии, которое дано в Апологии святого мученика Иустина Философа (II в.). Дошедшие до нас тексты излагают чин
Евхаристии
в связи с Таинством Крещения и празднованием дня Господня (воскресенья). В воскресный день Литургия совершалась следующим образом: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам; при этом читаются памятные записки апостолов или писания пророков, сколько позволяет время. Потом, когда читающий престанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать слышанному доброму. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы.

Когда же окончим молитву, тогда приносятся хлеб, вино и вода и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может, а народ подтверждает, говоря: аминь. Затем следует раздаяние каждому и причащение Даров, над которыми совершено благодарение, а к не присутствовавшим они посылаются чрез диаконов. Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другим причинам, о находящихся в узах, о пришедших издалека чужестранцах, – вообще печется о всех находящихся в нужде.

В день же именно солнца творим собрание таким образом все вообще потому, что это первый день, в который Бог, изменив мрак и вещество, сотворил мир, а Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых, так как распяли Его накануне дня Кроноса; а после Кроносова дня, так как этот день – солнца, Он явился Своим апостолам и ученикам и научил их тому, что мы представили теперь на ваше усмотрение».

Таким образом, Евхаристическое собрание в воскресный день, по свидетельству святого Иустина, состояло

1) из чтения Священного Писания;

2) проповеди;

3) молитвы;

4) причащения Святых Христовых Таин.

На Евхаристии,

в чинопоследование которой включалось Таинство Крещения, не было чтения Писания и проповеди.

Слово «Собрание» приблизительно с середины II века в течение нескольких столетий употреблялось как название Евхаристии

. Так «Таинством собрания и приобщения» называет
Евхаристию
Дионисий Ареопагит в своей книге «О церковной иерархии» (конец V – начало VI веков). Впрочем,
Евхаристию
первых времен христианства именовали самыми различными терминами, как, например: Господня Вечеря, Преломление хлеба, Приношение, Призывание, Вечеря, Трапеза Господня, Литургия
(греч.
общее дело), Анафора
(греч.
возношение), Агапа
(греч.
любовь), Синаксис
(греч.
собрание) и т. д.

После Пятидесятницы количество присоединяемых к Церкви полностью совпадало с числом новых участников Евхаристического собрания. Состоять в Церкви означало участвовать в Евхаристии.

Остатки древней Вечери Господней были широко распространены в Александрийском церковном округе в IV-V веках.

По свидетельству Сократа Схоластика (V в.) «Египтяне причащаются Святых Тайн не так, как обычно христиане: после того, как насытятся и поедят всякой пищи, причащаются вечером, когда совершается Приношение».

В других африканских Церквах Вечеря Господня с Таинством Евхаристии

совершалась только в Великий Четверг.
Евхаристия
в этот день совершалась вечером, и причащались, уже поев. Ныне в Православной Церкви напоминанием древнехристианской Вечери Господней является чин возношения Панагии, когда раздается Богородичная просфора. Сейчас этот чин совершается только в монастырях.

По 50-у правилу Карфагенского собора Причащение должно быть только натощак

. В Древней Церкви причащались отдельно Тела Христова, которое священник давал причащающемуся в руки, сложенные крестообразно, и Святой Крови, которую преподавали дьяконы из общей Чаши.

Такая практика существовала еще во времена Трулльского («Пято-Шестого») Собора 691 г. Когда стали причащать вместе и Телом, и Кровью Христовой – неизвестно. 23-е правило VI Вселенского Собора запрещает брать плату за Причастие

.

По примеру, данному Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере, Причащение

в древней Церкви совершалось после преломления евхаристийного хлеба. У греков преломление хлеба на четыре части следовало непосредственно за освящением Тела и Крови Христовой; в других Церквах это совершалось перед раздачей Святых Даров причащающимся.

В некоторых других местах на Востоке хлеб преломлялся дважды: на три части после освящения Даров; и каждая из этих трех – на небольшие части перед Причащением.

Мозарабы38 делили хлеб на девять частей, каждая из которых символизировала одно из событий жизни Иисуса Христа.

Подходили к Причастию

в строгом порядке: сначала епископ, за ним – пресвитеры, дьяконы, остальной клир, аскеты; затем женщины – диакониссы, девы и вдовы; затем дети и все остальные, присутствовавшие на Литургии.

В Апостольских постановлениях есть свидетельства того, что Дары раздавал сам епископ, но во времена Иустина Мученика (то есть во II веке) епископ уже лишь освящал Дары, а раздавали Их дьяконы.

В дальнейшем существовала практика раздачи Святого Хлеба епископами и священниками, а дьяконы подавали причастникам Чашу с Вином. Иногда дьяконы с разрешения епископа преподавали мирянам Святые Дары под контролем священнослужителей.

В разное время и в разных Поместных Церквах порядок Причащения

клириков и мирян отличался некоторыми деталями.

1

. В Испании и у греков в алтаре причащались только священники и дьяконы; прочие клирики приобщались на клиросе, а миряне – на амвоне.

2

. В Галлии миряне и даже женщины причащались на клиросе.

3

. Миряне причащались стоя или коленопреклоненно; пресвитеры – стоя, но сделав перед
Причастием
земной поклон.

4

. Женщины принимали Тело Христово в особый белый плат, после чего уже полагали его себе в рот. Правилом Оксерского собора женщине было запрещено брать Тело Христово голой рукой.

5

. Святую Кровь в первые века всасывали из Чаши с помощью особой, золотой или серебряной, трубки. Впрочем есть предположение, что
Причащение
Святой Кровью могло осуществляться непосредственно из подаваемой диаконом большой Чаши.

6

. До IV века из-за гонений на христиан верные совершали
Таинства
в катакомбах и после
Причастия
уносили домой оставшиеся частицы Святого Хлеба, которыми сами причащались дома, когда имели в этом нужду (об этом свидетельствовали Иустин Мученик, Тертуллиан, Киприан Карфагенский). Святитель Василий Великий писал, что в его время «в Александрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд (koinonia) специально для домашнего
Причастия
, и причащается когда хочет».

7

. В случае болезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, дьякон, или низший клирик, а иногда даже и мирянин приносил Святые Дары больному на дом. Верные, по свидетельству Григория Великого, могли брать Их с собой в путешествие. Клирики и миряне несли Святые Дары в чистом полотенце (oraria) или в сумке, повешенной через шею на ленте, а иногда – в золотой, серебряной или глиняной чаше.

8

. 43-е правило Карфагенского Собора (397 г.) предписывает совершать
Причащение
до принятия пищи, а 6-е правило Маконского Собора (585 г.) определило подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушают это правило.

Как подготовиться к Причастию?

Без подготовки на Причастие не идут. Если человек крещен, и при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания.

Накануне дня причащения необходимо присутствие на вечернем Богослужении. Это обязательное условие подготовки к Таинству Причащения. По окончании службы или на следующий день нужно исповедоваться в своих грехах и получить помилование от Господа.


Перед причастием следует прочесть молитвы

Важно также придерживать пост от 3 до 7 дней, не употреблять в пищу мясо, рыбу, молочные продукты. С вечера и до самого Таинства отказаться от пищи, к Причастию идут натощак. За этот период надо осознать свои ошибки, раскаяться в содеянном, удержаться от телесных удовольствий, простить и попросить прощения в обиженных. Причащаться в неприязни — смертный грех. Совершая приготовление, каждый день утром и вечером читают каноны:

  • молитва на сон, предстоящий накануне причастия
  • покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице
  • последование ко Святому Причащению
  • утреннее правило перед службой

Указанные молитвы это рекомендуемый список, новичку трудно вдумчиво все прочитать и понять. Поэтому допускается сократить количество до необходимых десяти молитв, которые заключаются в подготовке ко Святому Причастию. Но сокращение для Причастия необходимо обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться персонально для каждого.


Причащаться следует регулярно

Детям довольно трудно соблюдать все правила молитвы для подготовки к Причастию. Родителям нужно определить подходящее количество молитв, которое будет легко осилить ребенку, затем постепенно увеличивать число молитв. Но от количества не зависит вера ребенка, главное уметь объяснить для чего все это нужно и чем так важно. Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходятся в одном мнении – ребенок поймет Таинство постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто убеждениями, а проявляется образом жизни.

Причастие в церкви: что это и для чего?

Причастие – это хлеб и вино, которое после специальной молитвы, «пресуществления», символизирует Тело и Плоть Господа. Свое Тело и Кровь Господь оставил нам на Великой вечери перед Своими крестными страданиями, как написано в Евангелии.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28)

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Причастие сокрыто от нас в его истинном облике и образ хлеба и вина сохранен, так как человеку не свойственно потреблять в пищу плоть, пусть и Божественную. Но после пресуществления, то есть, после совершения таинства, свойство изменено — это уже истинное Тело и истинная кровь Христова.

Таинство создано и введено Самим Господом накануне предательства Иуды, непосредственно перед арестом, бичеванием и казнью. Причащение, которое потребляют в церкви – это соединение с Богом Отцом во Христе, примирение с Ним ради Его Сына. Это Новый Завет между человеком и Богом, который принес на землю Спаситель. Христос отдал себя в жертву, чтобы мы ели Его Тело и пили Его Кровь и через это имели в себе жизнь вечную, потерянную однажды в Раю, как сказал Он нам в Евангелии.

Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 53,56)

Причастие в католической церкви отличается от православного. Так, у первой для таинства используется неквасной хлеб, а у второй – дрожжевой.

Как происходит Таинство Причастия?

Дети до семи лет идут к Причастию без исповеди. Взрослые должны исповедоваться, рассказав священнику свои содеянные грехи, искренне раскаиваясь. Исповедь совершается в храмах или вечером после вечернего богослужения, или утром перед началом литургии.

Исповедание обычно происходит в храме при большом количестве народа, поэтому нужно уважать секрет исповеди, не тесниться рядом со священником, и не волновать исповедующегося, открывающего свои проступки священнику. Служитель Бога спрашивает о грехах не для своего интереса, а выступает как посланник от Господа.

В храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба узнавать в определенном храме, так как расписание у всех разное. Литургия— это главное Богослужение, изумительное по красоте таинство, которое имеет глубокое содержание и значение. Оно состоит из древних песнопений и направлено на то, чтобы с молитвами приступить ко Причастию. Причастники душевно молятся на этой службе и в завершении благоговейно причащаются.


Перед причастием происходит Литургия

Причастие супружеские пары проходят перед важным шагом в своей жизни — принятием брака, который заключен на небесах, перед Венчанием. Причастие проходит за несколько дней до официального торжества. Вечером перед сном читают молитвы к причастию. А утром не употребляя пищи, идут на службу. Рекомендация одна перед венчанием – будьте искренни друг с другом, и Божья благодать лишь крепче свяжет любящие сердца. Чутко прислушивайтесь к молитвам, читаемым священником и молитесь вместе с ним. Лишь то, что произносит священником и поется хором, важное и необходимое для многих лет совместной жизни.

После Крещения грудничков также нужно причащать. Ребенок обязан жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть, и маленький человек будет расти с мертвой душой. Позже его может захватить недобрая сила, даже до душевного заболевания, до безумства. А если такого не случится, просто вырастет человек с не очень добрым нравом. Если ребенка причащают по всем правилам, тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати. Великим постом младенцев причащают только по субботним и воскресным дням.


Руки следует сложить крестообразно

Итак, как же происходит само действо. После того, как выстроилась очередь следует:

  • на груди сложить руки крестообразно, правая сверху
  • когда подойдет ваша очередь подойти к священнику, назовите свое имя и, открыв рот, возьмите с ложечки у священника кусочек просфоры с вином
  • после того, как помощники промокнут ваши губы полотном, поцелуйте чашу
  • с таким же положением рук, не разговаривая ни с кем, подойдите к столику к запивкой и, выпив ее, возьмите просфору
  • после обряда стоит прослушать благодарственные молитвы

Как появилось Таинство Причастия – важные факты из истории


Фото: Pravlife.org
Тот факт, что Евхаристия является основой Божественной Литургии и незаменимым Таинством для спасения человеческой души, хорошо понимают не только современные верующие люди, ведь знали об этом и первые христиане. Как только в жизнь человека вошло христианство, начали совершать и Таинство Евхаристии, но выглядело все немного по-другому, чем мы привыкли видеть сейчас. Первая проведенная Евхаристия называлась не Причастием, а «Агапа» и перевод этого слова имел очень символический смысл, поскольку звучал, как вечеря любви.

Именно на этой вечере, люди читали и толковали Священное Писание, а еще восхваляли Господа пением ветхозаветных гимнов. Первые христиане пекли специальный хлеб, имеющий название «Панагия» в честь Богородицы. Позже стали совершать чины служб, записанные известными святителями церкви: Василием Великим, Григорием Богословом, а также Иоанном Златоустом.

Что же касается других важных исторических фактов, касающихся именно таинства Евхаристии, то здесь стоит отметить следующее:

  • первое разделение агапы начали практиковать в Византии, что превратилось в благотворительные трапезы для людей, оказавшихся в сложном материальном положении – они получали частичку от самой Евхаристии;
  • гимны, возглашаемые первыми христианами в голос, превратились в тайные молитвы;
  • со временем появились такие понятия, как малые и великие входы;
  • священники практиковали служение агапы в вечернее время суток, а вот литургии совершали ранним утром;
  • постепенно перестали использовать такую практику, как вывод их храма кающихся, а также оглашенных;
  • появилось разграничение алтаря от основной части храма, а после того появились и иконостасы, которые мы привыкли видеть в храмах сейчас;
  • со временем священники стали использовать лжицу (небольшая ложка с крестом на конце рукояти) для причащения мирян.

Постепенно стали появляться такие песнопения, как «Трисвятое», «Символ веры», «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», с которыми хорошо знакомы многие современные христиане. Постепенно начали появляться богослужения, совершаемые в утренние и вечерние часы.

Зачем нужно причащаться?

Для чего нужно причащаться? Таинство Причащения готовит нас и к блаженному воскресению, и к радостной встрече со Христом. Верующему человеку помогает избавиться от скверных мыслей, бороться со злом в повседневных делах . Преображает духовный мир, если есть проблемы в жизни, отношениях с второй половинкой, и кажется нет выхода с данной ситуации. Но если в сердце живет вера в Бога, так нужно сходить и обратиться к нему через исповедь, Причастие, чтобы он подсказал и протянул руку помощи. Человеческая душа – творение Господа и она ликует, приходя к небесному отцу, через этот ритуал.


К Таинству следует подходить с большим трепетом

Бывает и такое, что после посещения таинства человек не становится лучше, а совсем наоборот еще хуже, чем был. В чем же причина такого? Все дело в отношении к происходящему. Бывает, что после таинства выхваляются друг перед другом своими ощущениями, забывая об главной сути всего.

Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией поддержкой преодолеть себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям. Важно помнить, что Иуда тоже причастился, и это ему было в осуждение. Поэтому крайне ответственно подойдем к такому важному таинству, чтобы найти искомую связь.

Евхаристия (причащение): правила подготовки

Перед тем как прийти на Евхаристию нужно на протяжении трех дней придерживаться поста, на протяжении которого исключают следующую пищу:

  • Мясо,
  • Молочные продукты,
  • Яйца.

Если придерживаться строгого поста, то следует воздержаться и от рыбы. Но несмотря на эти запреты разрешенные, постные продукты следует употреблять в умеренном количестве.

Супругам во время говения рекомендуется воздержаться от телесной близости. Также нужно помнить, что девушки не могут причащаться в дни, когда у них менструация. Нужно отметить, что важно постится не только телом, но и умом. Не нужно держать зла на близких, в случае каких-либо обид необходимо их прощать.

Пост перед причастием может ослабить для беременных, кормящих грудью и больных. Обряд должен проводиться строго натощак.

Говоря об участии верных в Евхаристии нужно сказать, что она требует специальной подготовки. Верующие, которые готовятся к причастию читают три канона:

Покаянный ко Господу Христу:

победную песнь поим, вопияше.

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Молебен ко Пресвятой Богородице:

Песнь 1

Ирмо́с: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежaв, изрaильтянин вопияше: избaвителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей мя смущaют прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Спaса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избaвитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегaя, простирaю и душу и помышление.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомaти, яко благая, Благaго же Родительница.

Песнь 3

Ирмо́с: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желaний крaю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстaтельство и покров жизни моея полагaю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристaнищу Твоему, благих виновна; верных утверждение, едина Всепетая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родилa еси, едина Пречистая.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Лютыми недуги и болезненными страстьми истязaему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждивaемое.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегaем, яко нерушимей стене и предстaтельству.

Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Канон Ангелу – Хранителю:

Песнь 1

Ирмо́с: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.

припев: Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Кроме вышеописанных молебнов, также необходимо читать Проследование ко святому причащению. В него входит канон к причастию и специальные молитвы. Все эти молитвы и каноны можно найти в православном молитвослове.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли есть рыбу в Успенский пост? Когда можно есть?

Накануне проведения обряда Святой Евхаристии необходимо обязательно посетить вечернюю службу. У многих возникнет вопрос, почему вечернюю? – потому что церковный день начинается с вечера.

Кому запрещено причащаться?

Кого не допускают к Причастию? Причиной для запрета в причащении на определенный срок может быть:

  • тяжкий грех, при котором нужно искренне и честно исповедаться и поговорить со священником
  • отречение от Христа
  • отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком

Для некрещенных людей таинство не будет являться очищением и единением с Богом. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред.


Для причащения также существуют запреты

  • Нельзя причащаться женщинам в критические дни.
  • Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.
  • Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству Причастия не допускаются.

После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от внешних негативных влияний. Многие священники говорят, что приходить на Таинство стоит хотя бы раз в месяц. Так наша душа будет очищаться. Ведь длительный отказ от Причастия может привести к бедствию души.

Основные моменты необходимости обряда

Обряд Евхаристии можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю стороны. Каждая из них несет в себе свои важности и условия. К внутренней стороне относиться:

  1. Необходимость. Среди святых отцов бытует мнение, что бесы больше всего боятся крещения, причастия и креста. Но очень часто случается так, что люди со временем разрушают силу благодати таинства, вследствие чего бесы снова могут приступить к властвованию над человеком. Поэтому причастие является обязательным обрядом, благодаря которому человек получает надежную защиту от злых духов.
  2. Значение и важность. Евхаристия помогает уверенней пройти все невзгоды и испытания на жизненном пути. Дает возможность почувствовать себя под защитой.
  3. Условия, при которых можно проходить обряд. Главным условием является православная вера.

Лучшая статья для Вас, переходите: Куда попадает душа самоубийцы

К внешним сторонам относят:

  • Проведение самого обряда. Во время, которого перед Святыми Дарами обязательно нужно сделать земной поклон.
  • Частота. Причащаться нужно в каждый большой пост. А перед такими постами как Рождественский и Пасха – два раза.
  • Приготовление. Перед тем как прийти на обряд, нужно пройти специальную подготовку, детали которой будут описаны ниже.
  • Придерживаться правильного поведения после Евхаристии. Нужно обязательно выслушать благодарственные молитвы и пребывать в молчании.

Покаяние

Одним из важных моментов проведения всего обряда является покаяние. Оно совершается в Таинстве исповеди. Существует мнение, что два данных обряда можно разделить и приступить к причастию без исповеди. Но на самом деле это больше касается Поместных Церквей. Наша же Церковь, только начала оправляться от духовной катастрофы.

По сравнению с другими странами у нас очень мало священнослужителей и православных храмов. Жизнь и духовный уровень современных верующих по сравнению с жизнью первых христиан намного ниже. Поэтому наша Церковь строго придерживается практики исповеди перед причастием. Кстати многие священники покаяние считают вторым крещением. Ведь подобно тому, как омывает душу от грехов крещенская вода, так и слезы покаяния очищают нашу душу.

Конечно, иногда приходится наблюдать, как человека кто-то из близких, заставляет идти на данный обряд. Принуждая они делают огромную ошибку, ведь человек, который не несет в себе веру не получит очищения души. Для него это будет простой формальностью. Поэтому к прохождению Евхаристии человек должен дойти самостоятельно.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что приносят в церковь на поминальный стол

Если вы будете проходить обряд впервые, тогда рекомендуем посетить церковь или храм, подойти к священнику и получить у него благословение.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Таинстве Евхаристии:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]