Причастие младенцев
Причастие младенцев
По обычаю Церкви младенцы после их крещения до семилетнего возраста могут причащаться очень часто, не только каждую неделю, но и каждый день, притом без предварительной исповеди и поста. Начиная с 5-6 лет, а если возможно — и с более раннего возраста, полезно приучать детей причащаться натощак. В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.
Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы. Конечно, многое зависит от того, какой жизнью живут сами родители, является ли для них храм домом вожделенной встречи с Богом, а молитва — вторым дыханием. Многие родители приносят своих детей к началу службы, вместе с ними молятся, причащаются сами и подносят к Чаше Жизни своих чад, и не стоят перед вопросом, когда же приносить ребенка к причащению. Если в семье несколько другая ситуация, то можно приносить маленьких детей к началу Евхаристического канона или непосредственно к самому моменту причащения.
Но необходимо приучать свое чадо к благодатной церковной атмосфере, тогда будет меньше проблем с поведением ребенка у Святой Чаши. Решение же, как поступить в случае, если ребенок плачет и не желает причащаться, должен принимать тот священник, который в этот момент сам видит поведение ребенка. Ребенка необходимо также готовить к причастию. Прочитайте над его кроваткой канон, акафист, отрывок из Священного Писания. Все это будет способствовать духовному возрастанию вашего чада.
Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.
Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.
Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.
На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.
Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.
Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.
Что такое Причастие
Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.
«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).
Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.
Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
Причащение ребенка
Семья даже в самые трудные времена – это «малая Церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни. Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру.
Причащение младенцев, у которых ещё не может быть никакого понимания Таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «… приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:13-14).
Иначе говоря, Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему так же реальны, как и общение умственное, интеллектуальное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» никак не препятствует их действительной близости «с Богом». И веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в церкви были слышны писк и крик младенцев.
Наступает момент, к двум годам примерно, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, надо как–то объяснить, что такое Причастие, что с ним в церкви будут делать. Мне кажется, что тут не надо мудрить, а достаточно сказать: «Батюшка тебе причастие даст…» А постепенно, из отношения к ребенку–причастнику взрослых, из–за того, что в этот день его стараются одеть по–праздничному, ребенок начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие.
Годам к трем–четырем можно и нужно начать доступно объяснять детям смысл таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных. И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями–учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже так причащались.
По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Тайн? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу. Объясняя детям смысл таинства Святого Причастия, можно рассказать, как священник приготовляет наши дары; вырезает частицы из принесенных просфор–хлебов, одну частицу — «Агнец» — для причастия, другую в честь Божией Матери, частицы в честь всех святых и в память умерших и живых, о которых его просят молиться.
Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.
На нас лежит ответственность научить детей, как приступать к таинству Святого Причастия. Конечно, надо отличать самое существенное от менее существенного. Мы, родители, должны научить наших детей, как подходить к Причастию: сложив руки на груди, не креститься, подходя к чаше, чтобы нечаянно ее не толкнуть. Нужно назвать священнику свое имя. Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением Таинства, но достойное поведение в храме имеет большое значение, а дети в особенности любят чувствовать в торжественные минуты, что они «умеют держать себя» как большие. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь. Его жизнь живет во мне», — вот смысл Святого Причастия, и в этом смысл нашей жизни, и цель нашей жизни раскрывается нам в этом смысле.
По книге С.С. Куломзиной «Семья – малая Церковь» подготовила Наталия Серова
Причастие детей — забота родителей
Причастие детей является важнейшей часть духовной жизни и воспитания ребенка как православного христианина.
Христос говорил: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.” (Мк.10:14 – 16)
Православные родители как можно чаще стараются через Причащение приводить ребенка к Спасителю. Участие детей в церковных таинствах еще и создает прочный нравственный фундамент личности. В будущем это послужит крепкой опорой для формирования моральных ценностей и духовного развития детей.
Как подготовить ребенка к Причастию
В православии ребенок до 7 лет считается младенцем. Правила Причащения младенцев существенно упрощены. Совсем маленьких детей до 3-х лет можно приносить непосредственно к Причастию, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Важно, чтобы ребенок привыкал к церковному пению и пребыванию в храме Божием, не боялся приступать к таинствам. Ребенок в первое время перед Причастием может плакать. В этом нет ничего страшного. Главное как можно чаще (желательно по воскресным дням) участвовать с ребенком в Таинстве. Еще лучше, если родители причащаются вместе с младенцем, для малыша это лучший пример веры родителей.
Нужно ли готовить детей к причастию
Если ребенку, прошедшему обряд крещения, меньше семи лет, он не нуждается в особой подготовке к таинству причащения. Согласно церковным понятиям такой возраст считается младенческим, не отягощенным какими-либо серьезными грехами. Также отсутствует необходимость в проведении исповеди. По уже упомянутой причине к ней могут приступать только 7-летние миряне.
Младенцев, которые причащаются после крестильного обряда, необязательно подносить к чаше с кровью Христовой натощак (малышей рекомендуется кормить за 2 часа до священного действа). Правило, требующее временного воздержания от приема пищи (поста), распространяется только на взрослых и мирян от семи лет.
Детям старшего возраста, готовящимся причащаться после крещения, необходимо принять участие в исповедальном ритуале. Это подразумевает беседу со священником о своих неблаговидных поступках, искреннее раскаяние в них и обещание перед лицом Господа не совершать подобных деяний в будущем. Перед причастием требуется обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило, читать, кроме ежедневных молитв, специальные молитвенные тексты (молитву святого Иоанна Дамаскина, молитву святого Иоанна Златоуста). Накануне причащения взрослым стоит посещать вместе с ребенком церковные богослужения.
Подготовка к Причастию после 7 лет
Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует.
При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста. Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода. Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует.
Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.
Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.
Детям об исповеди и причастии
Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Как же нам радовать нашего Небесного Отца? Ничего непонятного и невозможного в этом нет – жизнь по заповедям Божьим. То есть нужно делать то, чему нас учит Господь и даже требует, и не совершать поступков, которые огорчают Его, – отвечает священник Михаил Шполянский. Но не всегда получается так, как нам хочется, как мы задумали. Бывает, что увлечешься, или испугаешься чего-либо, или просто забудешь помолиться и подумать, и вот – раз, и сам не заметил, как нарушил какую-нибудь заповедь: то ли обманул, то ли поссорился, то ли поленился, то ли не послушался родителей (значит, проявил к ним неуважение)? Что же тогда делать? Не пугайся, все можно исправить, если захотеть.
Прости меня
Сначала, конечно же, нужно преодолеть свой страх, лень, обиду – и признаться во лжи, выполнить поручение, помириться с другом – и вот уже полдела сделано. Конечно, я знаю, как иногда бывает трудно перебороть себя и попросить прощение. Зато какое потом испытываешь облегчение – как гора с плеч сваливается! Наверное, с тобой такое уже бывало, и ты сам знаешь, как здорово, когда извинишься и помиришься. И со всеми так бывает. Вот послушай, как о таком случае из своей жизни рассказал один добрый батюшка – священник Александр Шмеман.
«Когда я был маленький, у меня был товарищ, с которым мы играли вместе почти каждый день. Самая наша любимая игра была в солдатики. У нас была целая армия оловянных солдатиков, палатки, автомобильчики, танки, пушечки. Часами мы расставляли их, строили мосты и дороги, передвигали наши войска.
Однажды мне подарили маленький пулемет. Это был совсем особенный пулемет: он помещался на спине маленького ослика и его можно было снимать, устанавливать для стрельбы и потом опять грузить на ослика. Пулемет мне так понравился, что я им всем хвастался и выцарапал маленький крестик на спине ослика, никому не заметный, когда пулемет был на месте.
Товарищу моему новый пулемет тоже очень понравился. Мы весело играли вместе, но когда стали убирать наши войска, пулемета не было. Я очень расстроился, всюду искал, всех спрашивал, но пулемет исчез.
Когда через два дня мы опять играли вместе, я вдруг увидел пулемет в армии моего товарища. Я глазам своим не поверил.
– Это мой пулемет! – сказал я. – Нет мой, – ответил мой друг. – Мне тоже такой подарили.
Я ничего не мог сказать. Я видел на спине ослика выцарапанный мною значок. Я знал, что это мой пулемет.
Мой друг молчал. Он знал, что я знал.
Я тоже знал, что он знает, что я знаю. Нам обоим вдруг стало скучно. Мы не знали, как играть вместе.
На следующий день мой товарищ не пришел. Не приходил он и еще два или три дня. Вдруг он пришел опять. Он прямо посмотрел мне в глаза и сказал:
– Прости меня. Это я взял твой пулемет. Возьми его! – Да не нужно мне пулемета! Пусть он будет общий! Будем играть вместе! – закричал я.
Я был так счастлив, мне было так хорошо на душе. Как будто холодный, твердый комок у меня в сердце растаял. Стало весело, как на Пасхе. Так же счастлив был и мой товарищ: он покаялся, и словно камень с души свалился. К нам вернулись радость и дружба».
Покаяние пред Богом
Но, друг мой, попросить прощение у близких – это еще не все. Надо попросить прощение за совершенный грех у Бога, нужно сразу сказать: «Прости меня, Господи, я виноват, я постараюсь исправиться, помоги мне быть лучше».
Если ты ходишь в церковь и по возрасту тебе уже пора исповедоваться, то подойди к священнику и принеси перед ним свое покаяние Богу, как все взрослые люди. Это совсем не страшно и не трудно.
Нужно честно назвать перед Богом и перед Его служителем – священником все грехи, которые были в твоей жизни после предыдущей исповеди. Вспомнить все сразу нелегко.
Чтобы что-то не пропустить, хорошо заранее об этом подумать, посоветоваться с родителями (или с теми, с кем ты ходишь в церковь), все хорошенько запомнить, а еще лучше – записать все на листке бумаги и уже на исповеди все прочесть или дать прочитать батюшке.
Так-то будет верней: ведь все, что назвал, что осознал и за что тебе стыдно – все Бог простит, и тебе будет легко и хорошо.
Забытое же остается с тобой, как мусор в карманах и грязь в ушах. Но вот если же ты сознательно что-то утаил или постеснялся о чем-то сказать священнику, или из вредности не хочешь раскаиваться в каком-либо грехе (Вот я его побил, так ему, дураку, и надо!) – то это очень, очень плохо, это вражда против Бога, и это может ужасно кончиться.
Впрочем, надеюсь, тебе и в голову не придет лукавить или вредничать с Богом – ты не дурак, ты добрый и умный, такой глупости не сделаешь. Тебе ведь действительно стыдно за все твои плохие дела, и ты от всего сердца желаешь стать лучше – скажи об этом Господу. Он обязательно услышит, пожалеет тебя, простит твои раскаянные грехи и поможет тебе стать лучше.
Но не удивляйся, что не всегда быстро удается победить все грехи. Бывает, и стыдно, и каешься, и обещаешь больше не грешить – а вон оно как! – не заметил как опять оступился и нагрешил. Не унывай, не расстраивайся слишком. Бог знает, как трудно бывает побороть грехи и не ждет, что ты сразу сможешь во всем исправиться. Это долгая и трудная борьба, на всю жизнь: ведь дьявол в этом мире еще о-го-го как силен! Только, если Бог с нами, то кто против нас? Мы все равно победим и будем на небе с нашим Небесным Отцом – стараться только надо.
Святой Причастие
А чтобы в нас всегда были силы бороться с дьяволом, Господь подарил нам Свою непреоборимую светлую силу – благодать – в Таинстве Причащения Его Тела и Крови. Если ты крещеный и веришь в Бога, ты имеешь право причащаться этих Чудесных Даров, как и все члены Церкви Христовой.
Близкие расскажут тебе, как нужно приготовиться к Причастию, куда стать и как подойти к Чаше (впрочем, на это и ты сам внимательно посмотри, когда будешь на богослужении в церкви). Но главное, знай: причащаться может только тот, кто верит в Бога и любит Его всем сердцем, кто старается любить всех людей, помирился со всеми, с кем был в ссоре, и извинился перед всеми.
Беседы с батюшкой. Исповедь и Причастие
Для чего нужно Причастие детей
Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство. Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души. Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.
“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).