Псалтирь замечательна тем, что в ней можно найти примеры многих жизненных ситуаций. Автор псалма 16 возносит молитвы к Богу в период гонений. Характерная особенность молитвы в том, что человек, произносящий ее, полностью уверен в своей правоте. Он в опасности, ему угрожают враги, но все же находит надежное прибежище — Самого Господа, чья праведность не подлежит сомнению. Поэтому далеко не каждый отважится беседовать с Творцом подобно тому, как это сделал Давид.
Об авторе О книге
Обстоятельства написания псалма
Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.
Давид был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь — ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.
Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.
- Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
- Господь руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
- Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.
Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к Богу в молитве.
Текст 16 псалма на русском
1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Толкование псалма
Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма — это обращение к Всевышнему:
- Первый стих содержит выражение «правду мою», т.е. справедливость и мою невинность пред Тобою. Автор говорит, что на нем нет вины и он говорит это честно, без всякой лжи;
- Во втором стихе автор просит Божьего суда над всей данной ситуацией — он просит быть Бога его адвокатом. Автор незаслуженно страдает и желает, чтобы Бог принес Свой суд над всеми участниками, так как понимает, что только Божий суд является справедливым;
- В стихах 3-4 певец рассказывает о своих переживаниях. «Посетил…ночью» т.е. в бедствиях, которые испытывает человек. При этом автор утверждает, что остался верен Богу и также предан. Он говорит, что и в «делах человеческих», т.е. в привязанностях к земному он руководствовался Божьими заповедями, прислушиваясь к «слову уст Твоих». Тут же Давид поясняет, что «охранял … от притеснителя» — следил за своими поступками и старался не обижать ближнего без причины. Это относится и к повседневной жизни, и к отношению к царю — Давид ни разу не причинил боли Саулу, хотя мог бы;
- В стихах 5-7 Давид просит Господа не оставлять его без защиты, позволить рабу Своему укрепиться. Выражение «дивную милость» здесь можно рассматривать как просьбу совершить чудесное избавление от врагов;
- В стихе 10 автор описывает своих врагов, тех, кто причинил ему вред и покушался на жизнь. Они отличались полным довольством, т.е. жили богато и ни в чем себе не отказывали. Были гордыми и высокомерными;
- В стихах 11-12 псалмопевец описывает врагов. Они предстают перед читателем злобными и жестокими, изыскивающими путей, как уничтожить Давида. Это отсылка к многочисленным покушениям Саула на своего воина, открытые и тайные;
Псалом 16 читают для защиты от недоброжелателей - Стихи 13-15 — это открытое обращение к Богу о помощи. Давид призывает Бога выступить на его стороне, защитить от нападок и несправедливых притеснений. Выражение «от людей мира, которых удел в этой жизни» показывает, что враги Давида ищут лишь земного, но не обращают внимание на небесное. Несмотря на богатство врагов, автор верит, что только Бог может избавить его и даровать силу и милость.
Важно! Весь псалом — это ярко выраженная надежда псалмопевца на Бога. Он понимает, что только Всевышний может избавить его от бед и преследований, даровать жизнь тихую и безмятежную.
Толкование 16 псалма
Для первого ознакомления лучше взять Библию на русском языке. Церковнославянский бывает сложно понимать без специальной подготовки. Также лучше прочитать одно из объяснений псалма 16, составленного отцами церкви — Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и т.д. Рассмотрим смысл данной главы книги Псалтирь более детально.
- По форме это прямое обращение Давида к Господу. В нем он жалуется на своих врагов, от которых и просит защиты.
- Особенное внимание псалмопевец обращает на то, что он не совершил греха, не пытался «подсидеть» Саула. Ведь Господь сам избрал Давида, он не мечтал об этом.
- Первый иудейский царь здесь предстает злобным нечестивцем, который не только безвинно преследует Давида, но и идет против воли Божией.
Давид вовсе не пытается щеголять своей правотой или оказывать давление на Творца. Он умоляет Его внимательно выслушать свои доводы. Здесь верующим подается пример того, как следует излагать просьбы. Проситель рассказывает о том, что чувствовал. Его слова полны искренности, чужды всякого притворства и лукавства.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Молящийся не уповает на суд людской. Нет, он прибегает к Тому, кто владеет высшей справедливостью — царю небес, Создателю видимого и невидимого мира. Саул и его приверженцы несправедливо отнеслись к Давиду. В Псалме 16 выражается уверенность в том, что Господь видит каждого тем, кто он есть на самом деле. Великий царь предстает обманщиком, скромный пастух — будущим лидером Израиля, родоначальником семейства, из которого выйдет Иисус Христос.
Кафизма 3 Псалом 21
Псалом 21
«О заступлении утреннем» — (по слав. тексту) понимаемое в буквальном смысле надписание указывает на просительное содержание псалма об «утренней», возможно скорой помощи. Понимают это надписание и в смысле указания на время богослужебного исполнения — утром, чему отвечает и евр. надписание — при появлении зари. (Есть перевод — «об олени утреннем», т. е., мотив вокального исполнения должен походить на мотив песни, начинающейся словами «утренняя лань»).
Давид изображает свое положение безвыходным: он делается предметом насмешки и находится в уничижении (3-9); враги его многочисленны и сильны (13-14); они «лукавы», нечестивы, Давид же одинок (22), так что он считает свою гибель неизбежной и предвидит, как его подвергнут казни через распятие (17-19). В этом псалме Давид нигде не говорит о своей виновности пред Богом, а потому его страдания, при их незаслуженности являются особенно тяжелыми. Такая безвыходность положения Давида относится ко временам Саула, когда он был окружен с одной стороны горами, а с другой пустыней, а навстречу ему шел Саул с войском. Это было в пустыне Маон. Гибель Давида казалась неизбежной, но слух о нападении в это время на южные пределы государства филистимлян (1 Цар XXIII:24-28) побудил Саула выступить на защиту государства, чем и был спасен Давид.
Боже мой! Для чего Ты оставил меня? (2-3). Я все-таки буду взывать к Тебе (4-6). Я в презрении у народа: надо мной все издеваются (7-10). Моя надежда только на Тебя, моего Творца, к которому я привязан с детства. Не удаляйся от меня, но защити от врагов, готовых распять меня, всеми оставленного (11-23). Благословляю Тебя, Господи, за защиту. Пусть восхвалят Его все ищущие Его! Имя Его сделается великим среди всех народов и будет воспето по всему миру (34-32).
1 Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида. 2 Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
2. Давид указывает на безвыходность своего положения в данном случае. По человеческому пониманию и последовательному ходу событий гибель Давида казалась неминуемой, почему у него бывали состояния, когда он видел себя совершенно оставленным Богом, вследствие чего и взывает: «Для чего Ты оставил меня?»
Подобное состояние, близкое к отчаянию не было продолжительным. Давид дальше говорит, что «такие слова», слова «вопля», близкого к отчаянию, греховны, так как показывают в человеке колебание веры; вследствие же этого обнаруженного недостатка веры в Бога человек и не заслуживает того спасения, о котором он молит Бога.
3 Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью,- и нет мне успокоения. 4 Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. 5 На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; 6 к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
3-6. Но такое состояние недостатка веры, как мы сказали, было выражением временного упадка духа от тяжелых условий, в которые был поставлен Давид. Он осуждает себя за это малодушие и вслед за тем молится Богу: я буду взывать к тебе днем и ночью, т. е. постоянно; я это делаю, хотя и не вижу тотчас Твоей помощи («Ты не внемлешь мне»
) и не считаю такой постоянной и, по-видимому, бесплодной, молитвы — излишней, неразумной. В этом меня убеждает во-первых то, что
«Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля»
, т. е., Ты — свят, а потому являешься покровителем и защитником святости, праведности, невинности, вообще, за что Тебе постоянно воздаются от Израиля славословия. Как Святый, Ты не оставишь без защиты и меня невинного. Смысл этих слов тот, что Давид оправдывает неусыпность своей молитвы к Богу и веру в Его защиту незаслуженностью настоящих бедствий и Его правосудием, которое не допустит гибели праведного; во-вторых — историческими фактами из жизни евр. народа: когда последние в бедствиях взывали к Богу, Он оказывал им свою защиту. Такими фактами история евреев переполнена. Слова 2 ст., выражающие в Давиде чувство богооставленности, были буквально впоследствии повторены Иисусом Христом на кресте (Мф XXVII:46; Мк XV:34). Как и Давидом дальше выражена полная вера
в
Бога и, следовательно, преданность Его воле, так и Иисус Христос обнаружил ту же покорность на кресте воле Отца, когда Он сказал:
Отче, в руки твои предаю дух Мой
(Лк XXIII:46).
7 Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. 8 Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: 9 «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».
7-9. Во всем последующем содержании до 24 ст. Давид изображает тяжесть своего положения. Над ним, как противником царя, издеваются; он беззащитен и слаб, как червь, которого легко раздавить. Но беспомощность Давида не только ни в ком не вызывает естественного чувства сострадания, а даже вызывает издевательство над его верой в Бога. Давид подвергался тому же унижению, как Христос, когда, вися на кресте и обратившись к Богу, издал предсмертный вопль: «Или, Или, лама савахвани», на что окружавшие его крест отвечали недоверчивым и насмешливым любопытством, (Мф XXVII:41-50).
10 Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. 11 На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
10-11. В словах этих стихов — объяснение, почему Господь является единственным предметом упования и надежды для Давида. «Ты извел меня из чрева»
, т. е. я родился по особенному Твоему благоволению; своим рождением, началом жизни я был обязан Тебе;
«вложил в меня упование у грудей матери моей»
— я воспитывался матерью своей в привязанности к Тебе. Вероятно, мать Давида, когда кормила еще его своей грудью, говорила ему о Боге и вместе с молоком матери он воспринял высокие понятия о Нем, благоговение и преданность Ему. Чем же древнее в человеке известные привязанности, тем они глубже и прочнее; заложенные в Давида еще с детства и укрепившиеся в нем от последующих фактов его жизни, они стали несокрушимым достоянием его духовной жизни и сознания.
12 Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. 13 Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, 14 раскрыли на меня пасть свою, как
лев, алчущий добычи и рыкающий.
12-14. Помощь Бога тем для Давида нужнее, чем ближе и грознее опасность. У Давида нет нигде защитника, враги же его так многочисленны и так обеспечены в своем благополучии, как многочисленны и сыты тельцы васанские, вместе с тем они также грозны по отношению к нему, как львы для обыкновенных животных. Васан имел богатые пастбища, а потому преобладающим занятием обитателей его было скотоводство, особенно много было рогатого скота. Силы Давида истощились, пропали, как бесследно поглощается вода, пролитая на сухую землю; «кости в нем», как более твердая часть человеческого организма, а потому — символ его крепости, рассыпались, т. е. настойчивые преследования со стороны Саула, вынуждавшие Давида к постоянному бегству, настолько истощили последнего, что он не находит в себе уже сил продолжать это бегство. «Сердце его» растаяло, как «воск», он потерял мужество при виде безвыходности своего положения, как фигура, сделанная из воска, обращается от действия огня в бесформенную массу; силы его пропали, как высыхает вода в скудельном сосуде, когда его обжигает горшечник; его «язык прилип к гортани», что является показателем истощения его сил. Положение его настолько безвыходно, что он считает себя уже на краю гроба («в персти смертной»).
15 Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. 16 Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. 17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. 18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; 19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
17-19. Давид называет своих врагов «псами» и «скопищем злых», указывая тем как на их многочисленность, так и на их нравственное ничтожество. Они лукавы, фальшивы, неспособны действовать во имя какого-либо высшего идеала и правды, но во имя личных выгод, склоняясь в ту сторону, где сила и польза; они также заслуживают презрения, как «псы», собаки, которые считались евреями за животных презираемых.
Опасность Давида так велика, и, по-видимому, гибель его так неизбежна, что он уже представляет себе картину своей казни. Его, как государственного преступника, покушавшегося на царскую власть, как врага государя, должны подвергнуть самой жестокой и позорной казни через распятие на кресте. Давид уже видит, как из раны его течет кровь; на теле его от растяжения мускулов особенно ясно выделились кости, так что их можно пересчитать. Хотя эти страдания от растяжении мускулов ужасны по продолжительности и соединенной с ними боли, враги его смотрели на его страдания с пренебрежением, без сочувствия. Все, что было на нем, его платье — разделили на равные части; «об одежде моей бросают жребий»
, вероятно — о верхней, о хитоне, которая не шилась, а ткалась цельной и делалась из более тонкого материала. Изображаемые Давидом страдания во всем содержании псалма, особенно в данных стихах, со всей полнотой и точностью исполнились на Христе, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф XXVII:35; Мк XV:24; Лк XXIII:34; Ин XIX:23). То, что Давид переживал в своем представлении, что было достоянием его мысли, нашло полное, внешне фактическое выражение в действительных страданиях Мессии.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; 21 избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; 22 спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь
меня.
23 Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
20-23. Ввиду неизбежности такой судьбы, если бы враги захватили Давида, последний молит Бога о спасении: «спаси»
«от псов одинокую мою»
душу, т. е., меня, одинокого, избавь от врагов;
«от рогов единорогов»
— от рогов единорога, носорога, чем Давид образно рисует силу и жестокость врагов. За свое спасение Давид обещает воспеть Бога
«посреди собрания»
, т. е., всенародно, в поэтических песнях, будет восхвалять Бога, как единственного защитника всякого страждущего праведника.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
С 24 ст. содержание псалма изменяется: ранее оно было скорбно-просительное, теперь же — благодарственно-хвалебное. Можно думать, что вторая часть псалма была написана Давидом по окончании гонений.
25 ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
24-25. Ввиду необычайности бедствий и спасения от них, Давид вместе с собой приглашает славить Бога и всех евреев за то, что Господь услышал молитву «страждущего»
, ничтожного и слабого по своей силе человека.
26 О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
26. «О Тебе хвала моя в собрании великом»
. Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом — исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности (23 ст. ).
27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
27. Спасение Давида служит свидетельством, что все убогие найдут защиту в Боге: Он даст им необходимое для жизни, будет их питать всегда, поэтому нужно благоговеть и чтить Его. В этом стихе св. Отцы видят указание на таинство Евхаристии потому, что здесь вкушение какой-то трапезы от Бога своим следствием имеет вечную жизнь, каким свойством обыкновенная пища не может обладать. Под трапезой, поэтому, разумеют не обыкновенную пищу или трапезу, а вкушение Тела и Крови Христовых, дающих достойно вкушающему вечную жизнь.
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, 29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами. 30 Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. 31 Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: 32 придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.
28-32. Давид говорит об обращении к Богу всего мира: вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам и будут покланяться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов. Когда «все тучные земли»
, все сильные на земле — правители народов будут поклоняться Ему: будут поклоняться вообще все смертные
«нисходящие в персть»
, будут благоговеть пред Тем, Кому я, говорит Давид, живу душою, привязан всем существом своим. Мое потомство будет служить Господу. Под потомством нельзя разуметь обыкновенное потомство Давида, которое не всегда было верно Богу, но то семя, которое от него произошло по Божественному обетованию, т. е., Мессию. Милости, оказанные Давиду Богом, сохранятся в памяти последующих поколений людей; каждое из них будет прославлять Бога и возвещать о тех делах, которые Он совершил среди людей, защищая праведных и карая нечестивых. Это предсказание Давида уже осуществилось и будет осуществляться: его песни, равно как история жизни евреев и все вообще священные их книги, читались и будут всегда читаться людьми, тем самым передавая знания из рода в род о великих делах Божиих.
В первой части псалма мы уже видели, что все испытанное Давидом во время гонения от Саула нашло полное и точное повторение и выражение в жизни Мессии Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательной. Во второй же части псалма Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен Мессианских, когда проповедь учения Христа распространяется среди всех стран и народов. Как предсказание словом о будущих событиях мессианского периода эта часть псалма является пророческой.
Как правильно говорить с Богом
Будущий царь в данном тексте дает прекрасный пример того, как беседовать с небесами. Для начала, необходимо проанализировать собственную жизнь. Давид, составляя Псалом 16, полностью уверен в том, что вел себя правильно. Даже в мыслях он не держал ничего против своего оппонента, а лишь исполнял волю Божию.
- В 3-м стихе автор говорит, что Бог испытал его и не нашел грехов, неправедных поступков;
- В 4-м стихе призывает следить за тем, что слетает с человеческих уст, потому что слова могут быть источником неправедных дел;
- В 5-м стихе наставляет в том, что следует всегда поступать по заповедям, то есть ходить путями Божьими.
Далее идет обличение преследователей. Хотя они знатны и богаты, Давид надеется на то, что Господь услышит и будет справедлив. Ведь настоящая праведность не зависит от мнения общества, мирской славы, наград и т.п. Божье признание нельзя купить за деньги. Автор псалма 16 уверен в том, что бесстрастный судья совершит Свой суд, теми способами, которые доступны лишь Владыке небес.
Будущий великий царь показывает прекрасный образец смирения и веры. Даже оказавшись среди пустыни, окруженный сильными врагами, он не теряет уверенности в том, что Бог не забудет его. В заключительном стихе Давид говорит, что не последует примеру нечестивцев, а будет исполнять заповеди, творить праведные дела.
- Псалом 103 — текст на русском, толкование;
- Смотрите тут псалом 34 — текст на русском;
- Псалом 67 — текст на русском: https://bogolub.info/psalom-67/.
Псалмы
КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ РЕДАКТОРА О НУМЕРАЦИИ ПСАЛМОВ
Восстановительный перевод Ветхого Завета, включая книгу Псалмов, представляет собой перевод с общепризнанного в настоящее время еврейского текста-оригинала Ветхого Завета — «Штутгартской Еврейской Библии»(Biblia Hebraica Stuttgartensia, переработанное издание 1990 г.). Нумерация каждого псалма в Восстановительном переводе, как и в большинстве переводов Библии, соответствует нумерации в еврейском тексте в отличие от русского Синодального перевода, который при нумерации псалмов следует тексту Септуагинты — греческого перевода Ветхого Завета, сделанного в III-II веках до Р.Х. Нумерация стихов внутри каждого псалма в Восстановительном переводе соответствует английскому изданию Восстановительного перевода Библии. В конце настоящего издания книги Псалмов приводятся таблицы, показывающие соотношение нумерации псалмов и стихов в Восстановительном переводе и Синодальном переводе, при помощи которых читатель при необходимости сможет легко найти номер нужного псалма и стиха и каждом из этих двух переводов.
Как пользоваться таблицей
1. Найти строку с исходным номером псалма и (если необходимо) стиха в левом столбце.
2. Перейти на этой же строке в правый столбец, определить соответствующий номер псалма, а затем номер стиха.
Примеры:
Восстановительный → Синодальный
Чтобы для Пс. 46:4
в Восстановительном переводе найти соответствующий стих в Синодальном переводе, нужно:
- Найти строку с исходным номером псалма в левом столбце:
с. 44 — 49 Пс. — 1: ст. + 1 - Перейти на этой же строке В правый столбец, где нужно:
- определить соответствующий номер псалма: Пс. 46 — 1 = 45
Пс. 44 — 49 Пс. — 1
: ст. + 1 - определить соответствующий номер стиха: ст. 4 + 1 = 5
Пс. 44 — 49 Пс. — 1: ст. + 1
Искомый стих в Синодальном переводе: Пс. 45:5
Синодальный → Восстановительный
Чтобы для Пс. 9:24
в Синодальном переводе найти соответствующий стих в Восстановительном переводе, нужно:
- Найти строку с исходным номером псалма в левом столбце:
Пс. 9 : ст. 22—39 Пс. 10 : ст. — 21 - Перейти на этой же строке В правый столбец, где нужно:
- определить соответствующий номер псалма: Пс. 10
Пс. 9 : ст. 22—39 Пс. 10
: ст. — 21 - определить соответствующий номер стиха: ст. 24 — 21 = 3
Пс. 9 : ст. 22—39 Пс. 10 : ст. — 21
Искомый стих в Восстановительном переводе: Пс. 10:3
Восстановительный → Синодальный
Восстановительный Псалом : стих | Синодальный Псалом : стих |
Пс. 1 —2 | Пс. тот же: ст. тот же |
Пс. 3 — 8 : заглавие | Пс. тот же : ст. 1 |
Пс. 3 — 8 | Пс. тот же : ст. + 1 |
Пс. 9 : заглавие | Пс. 9 : ст. 1 |
Пс. 9 | Пс. 9 : ст. + 1 |
Пс. 10 | Пс. 9 : ст. + 21 |
Пс. 11 | Пс. 10 : ст. тот же |
Пс. 12 : заглавие | Пс. 11 : ст. 1 |
Пс. 12 | Пс. 11 : ст. + 1 |
Пс. 13 : заглавие | Пс. 12 : ст. 1 |
Пс. 13 : ст. 1—4 | Пс. 12 : ст. + 1 |
Пс. 13 :ст. 5—6 | Пс. 12 : ст. 6 |
Пс. 14—17 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 18—22 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 18—22 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 23—29 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 30—31 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 30—31 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 32—33 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 34 : заглавие | Пс. 33 : ст. 1 |
Пс. 34 | Пс. 33 : ст. + 1 |
Пс. 35 | Пс. 34 : ст. тот же |
Пс. 36 : заглавие | Пс. 35 : ст. 1 |
Пс. 36 | Пс. 35 : ст. + 1 |
Пс. 37 | Пс. 36 : ст. тот же |
Пс. 38—42 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 38—42 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 43 | Пс. 42 : ст. тот же |
Пс. 44—49 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 44—49 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 50 | Пс. 49 : ст. тот же |
Пс. 51—52 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1—2 |
Пс. 51—52 | Пс. — 1 : ст. + 2 |
Пс. 53 : заглавие | Пс. 52 : ст. 1 |
Пс. 53 | Пс. 52 : ст. + 1 |
Пс. 54 : заглавие | Пс. 53 : ст. 1—2 |
Пс. 54 | Пс. 53 : ст. + 2 |
Пс. 55—59 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 55—59 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 60 : заглавие | Пс. 59 : ст. 1—2 |
Пс. 60 | Пс. 59 : ст. + 2 |
Пс. 61—65 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 61—65 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 66 | Пс. 65 : ст. тот же |
Пс. 67—70 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 67—70 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 71 | Пс. 70 : ст. тот же |
Пс. 72 : заглавие | Пс. 71 : ст. 1 |
Пс. 72 | Пс. 71 : ст. тот же |
Пс. 73—74 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 75—77 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 75—77 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 78—79 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 80—81 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 80—81 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 82 | Пс. 81 : ст. тот же |
Пс. 83—85 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 83—85 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 86 | Пс. 85 : ст. тот же |
Пс. 87 : заглавие | Пс. 86 : ст. 1 |
Пс. 87 : ст. 1—2 | Пс. 86 : ст. 2 |
Пс. 87 : ст. 3—7 | Пс. 86 : ст. тот же |
Пс. 88—89 : заглавие | Пс. — 1 : ст. 1 |
Пс. 88—89 | Пс. — 1 : ст. + 1 |
Пс. 90 : заглавие | Пс. 89 : ст. 1 |
Пс. 90 : ст. 1—4 | Пс. 89 : ст. + 1 |
Пс. 90 : ст. 5—6 | Пс. 89 : ст. 6 |
Пс. 90 : ст. 7—17 | Пс. 89 : ст. тот же |
Пс. 91 | Пс. 90 : ст. тот же |
Пс. 92 : заглавие | Пс. 91 : ст. 1 |
Пс. 92 | Пс. 91 : ст. + 1 |
Пс. 93—101 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 102 : заглавие | Пс. 101 : ст. 1 |
Пс. 102 | Пс. 101 : ст. + 1 |
Пс. 103—105 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 106 : ст. 1 | Пс. 105 : заглавие в ст. 1 |
Пс. 106 | Пс. 105 : ст. тот же |
Пс. 107 | Пс. 106 : ст. тот же |
Пс. 108 : заглавие | Пс. 107 : ст. 1 |
Пс. 108 | Пс. 107 : ст. + 1 |
Пс. 109—110 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 111—113 : ст. 1 | Пс. — 1 : заглавие в ст. 1 |
Пс. 111—113 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 114 | Пс. 113 : ст. тот же |
Пс. 115 | Пс. 113 : ст. + 8 |
Пс. 116 : ст. 1—9 | Пс. 114 : ст. тот же |
Пс. 116 : ст. 10—19 | Пс. 115 : ст. — 9 |
Пс. 117—134 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 135 : ст. 1 | Пс. 134 : заглавие в ст. 1 |
Пс. 135 | Пс. 134 : ст. тот же |
Пс. 136—139 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 140 : заглавие | Пс. 139 : ст. 1 |
Пс. 140 | Пс. 139 : ст. + 1 |
Пс. 141—145 | Пс. — 1 : ст. тот же |
Пс. 146 | Пс. 145 : ст. тот же |
Пс. 147 : ст. 1—11 | Пс. 146 : ст. тот же |
Пс. 147: ст. 12—20 | Пс. 147 : ст. — 11 |
Пс. 148—150 | Пс. тот же : ст. тот же |
Синодальный → Восстановительный
Синодальный Псалом : стих | Восстановительный Псалом : стих |
Пс. 1—2 | Пс. тот же : ст. тот же |
Пс. 3—8 : ст. 1 | Пс. тот же : заглавие |
Пс. 3—8 | Пс. тот же : ст. — 1 |
Пс. 9 : ст. 1 | Пс. 9 : заглавие |
Пс. 9 : ст. 2—21 | Пс. 9 : ст. — 1 |
Пс. 9 : ст. 22—39 | Пс. 10 : ст. — 21 |
Пс. 10 | Пс. 11 : ст. тот же |
Пс. 11 : ст. 1 | Пс. 12 : заглавие |
Пс. 11 | Пс. 12 : ст. — 1 |
Пс. 12 : ст. 1 | Пс. 13 : заглавие |
Пс. 12 : ст. 2—5 | Пс. 13 : ст. — 1 |
Пс. 12 : ст. 6 | Пс. 13 : ст. 5—6 |
Пс. 13—16 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 17—21 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 17—21 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 22—28 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 29—30 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 29—30 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 31—32 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 33 : ст. 1 | Пс. 34 : заглавие |
Пс. 33 | Пс. 34 : ст. — 1 |
Пс. 34 | Пс. 35 : ст. тот же |
Пс. 35 : ст. 1 | Пс. 36 : заглавие |
Пс. 35 | Пс. 36 : ст. — 1 |
Пс. 36 | Пс. 37 : ст. тот же |
Пс. 37—41 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 37—41 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 42 | Пс. 43 : ст. тот же |
Пс. 43—48 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 43—48 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 49 | Пс. 50 : ст. тот же |
Пс. 50 : ст. 1—2 | Пс. 51 : заглавие |
Пс. 50: ст. 3—21 | Пс. 51 : ст. — 2 |
Пс. 51 : ст. 1—2 | Пс. 52 : заглавие |
Пс. 51: ст. 3—11 | Пс. 52: ст. — 2 |
Пс. 52 : ст. 1 | Пс. 53 : заглавие |
Пс. 52 | Пс. 53 : ст. — 1 |
Пс. 53 : ст. 1—2 | Пс. 54 : заглавие |
Пс. 53 : ст. 3—9 | Пс. 54 : ст. — 2 |
Пс. 54—58 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 54—58 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 59 : ст. 1—2 | Пс. 60 : заглавие |
Пс. 59 | Пс. 60 : ст. — 2 |
Пс. 60—64 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 60—64 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 65 | Пс. 66 : ст. тот же |
Пс. 66—69 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 66—69 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 70 | Пс. 71 : ст. тот же |
Пс. 71 : ст. 1 | Пс. 72 : заглавие |
Пс. 71 | Пс. 72 : ст. тот же |
Пс. 72—73 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 74—76 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 74—76 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 77—78 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 79—80 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 79—80 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 81 | Пс. 82 : ст. тот же |
Пс. 82—84 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 82—84 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 85 | Пс. 86 : ст. тот же |
Пс. 86 : ст. 1 | Пс. 87 : заглавие |
Пс. 86 : ст. 2 | Пс. 87 : 1—2 |
Пс. 86: ст. 3—7 | Пс. 87 : ст. тот же |
Пс. 87—88 : ст. 1 | Пс. + 1 : заглавие |
Пс. 87—88 | Пс. + 1 : ст. — 1 |
Пс. 89 : ст. 1 | Пс. 90 : заглавие |
Пс. 89 : ст. 2—5 | Пс. 90 : ст. 1—4 |
Пс. 89 : ст. 6 | Пс. 90 : ст. 5—6 |
Пс. 89 : ст. 7—17 | Пс. 90 : ст. тот же |
Пс. 90 | Пс. 91 : ст. тот же |
Пс. 91 : ст. 1 | Пс. 92 : заглавие |
Пс. 91 | Пс. 92 : ст. — 1 |
Пс. 92—100 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 101 : ст. 1 | Пс. 102 : заглавие |
Пс. 101 | Пс. 102 : ст. — 1 |
Пс. 102—104 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 105 : заглавие | Пс. 106 : ст. 1 |
Пс. 105 | Пс. 106 : ст. тот же |
Пс. 106 | Пс. 107 : ст. тот же |
Пс. 107 : ст. 1 | Пс. 108 : заглавие |
Пс. 107 | Пс. 108 : ст. — 1 |
Пс. 108—109 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 110—112 : заглавие | Пс. + 1 : ст. 1 |
Пс. 110—112 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 113: ст. 1—8 | Пс. 114 : ст. тот же |
Пс. 113 : ст. 9—26 | Пс. 115 : ст. — 8 |
Пс. 114 | Пс. 116 : ст. тот же |
Пс. 115 | Пс. 116 : ст. + 9 |
Пс. 116—133 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 134 : заглавие | Пс. 135 : ст. 1 |
Пс. 134 | Пс. 135 : ст. тот же |
Пс. 135—138 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 139 : ст. 1 | Пс. 140 : заглавие |
Пс. 139 | Пс. 140 : ст. — 1 |
Пс. 140—146 | Пс. + 1 : ст. тот же |
Пс. 147 | Пс. 147 : ст. + 11 |
Пс. 148—150 | Пс. тот же : ст. тот же |